тезисы для подготовки к экзамену


СОДЕРЖАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

Цель и задачи музыкального воспитания в общеобразовательной школе

Основная цель обращения к художественной культуре — формирование ценностного сознания человека, духовно-творческое становление личности. Содержание главной цели общего музыкального образования – воспитание музыкальной культуры как части духовной культуры личности. Воспитательные, образовательные и развивающие задачи общего музыкального образования.

Духовно-нравственное воспитание средствами музыкального искусства

Духовные традиции отечественной культуры. Категории духовности, нравственности, красоты в философии, эстетике, психологии, педагогике. Единство духовного, нравственного и эстетического в художественном воспитании.

Реформирование музыкального образования в Республике Беларусь

Направления реформы – цель и задачи, содержание образования, методы и технологии, оценка.

Реформа общеобразовательной школы в 80-е годы ХХ века (концепция

Д. Б. Кабалевского). Урок музыки – урок искусства. Реформирование музыкального образования в Беларуси в начале ХХI века. Программы по музыке 2004 года (авторские коллективы под руководством Н.Н. Гришанович и В.Д. Юркевич). Программа по музыке 2009 года для общеобразовательной школы.

Концептуальные идеи в музыкальной педагогике

Концептуальные идеи в музыкальной педагогике. Л.А. Баренбойм и его система основных идей для организации музыкального воспитания и образования. Концепции эстетического, художественного, музыкально-педагогического и музыкально-эстетического образования в Беларуси (В.А.Салеев, Н.Н. Гришанович, В.Л. Яконюк и др.).

Реформирование системы эстетического образования с сентября 2008 года (изменения в учебных планах школ, факультативная форма обучения музыке в старших классах).

Особенности организации общего музыкального образования на современном этапе.

Единство общедидактических и специфически-художественных принципов музыкального образования

Методологическая роль дидактических принципов в учебном процессе. Дидактические принципы как система теоретических обобщений, призванных организовать цели, содержание, формы и методы обучения в целом. Универсальность дидактических принципов музыкального образования. Интерпретация общедидактических принципов сообразно музыкально-педагогической деятельности. Дополнение общей для всех предметов системы принципов специфическими для преподавания искусства принципами: интереса и  увлеченности, единства эмоционального и сознательного, единства художественного  и  технического, творчества, интонационности,  импровизационности и др.

История музыкального воспитания в России и Беларуси

в 20 веке

Принципы всеобщности и доступности музыкального образования, интереса (С.И. Миропольский, А.Н. Карасев, А.Л. Маслов, В.Н. Шацкая, Д.Н. Зарин).

Методика целостного урока музыки, тематическое построение факультативных занятий, исследование музыкального восприятия, интересов и вкусов (Н.Л. Гродзенская, В.Н. Шацкая).

Представители белорусской национальной культуры — педагоги, музыканты-просветители, ученые-исследователи, авторы учебников, методических пособий и школьных песенников (А. Гриневич, Ю.Н. Дрейзин). Музыка белорусских композиторов для детей.

Педагогическая концепция Д.Б. Кабалевского — качественно новый этап развития музыкальной педагогики. Интерпретация системы Д.Б. Кабалевского в Беларуси.

Учебные пособия по методике музыкального воспитания в России(Ю.Б. Алиев, Э.Б. Абдуллин, Л.В. Школяр) и Беларуси (В.Я. Ковалив,, Н.Н. Гришанович, В.Д. Юркевич, Л.С. Бабенко и др.).

Музыкально-педагогические концепции Б. В. Асафьева и

Б. Л. Яворского

Б.В. Асафьев — основоположник музыковедения советского периода.

Интонационная теория Б.В. Асафьева. Преломление принципов музыкального развития в школьной программе по музыке. Б.В. Асафьев о музыкальном просвещении и образовании. Хоровое пение и музыкальное восприятие — важнейшие виды приобщения к музыке.

Б. Л. Яворский и его музыкально-педагогическая концепция. Творчество как путь изучения музыки. Этапы формирования музыкального восприятия. Принцип связи музыки и жизни. Теория музыкального мышления. Взаимосвязь различных видов искусств как метод познания музыки. Элементарное детское музыкальное творчество.

Музыкально-педагогическая концепция Д. Б. Кабалевского

Д.Б. Кабалевский – композитор, ученый, общественный деятель, музыкальный просветитель. Музыковедческие (Б. В. Асафьев) и общепедагогические (В. А. Сухомлинский) основания музыкально-педагогической концепции Д.Б. Кабалевского. Основные принципы и методы программы по музыке Д. Б. Кабалевского. Музыка и жизнь — «сверхзадача», генеральная тема школьных занятий по музыке.. Тематизм системы Д.Б. Кабалевского. Направленность программы на формирование духовного мира человека, развитие его эстетических чувств, формирование общей и музыкальной культуры. Жанровый стержень программы, система ознакомления со всеми важнейцшими музыкальными жанрами. Воплощение интернациональной идеи в программе. Интерпретация системы Д.Б. Кабалевского в Беларуси.

Музыкально-педагогические концепции Э. Жака-Далькроза, К. Орфа, З. Кодаи

Эмиль Жак-Далькроз – создатель новой концепции искусства движения. Взаимосвязь музыки, впечатления и движений, роль интуиции и исполнительской импровизации в системе Э. Жака-Далькроза. Педагогическая ценность музыкального движения в развитии эмоциональной сферы и образного мышления личности.

Карл Орф – композитор, педагог, общественный деятель. Развитие творческих способностей личности как главная идея системы общего музыкального образования. Элементарное музицирование. Игровые приемы для обучения музыкальной грамоте и творчеству (ритмическое эхо, игра с ритмоблоками). Инструментальное музицирование, оркестр детских музыкальных инструментов, методика организации игры на инструментах. «Шульверк» — методическое пособие для учителя. Использование элементов системы К. Орфа в белорусских школах.

Золтан Кодаи – композитор, исследователь национальной венгерской музыки, педагог, общественный деятель. Концептуальные идеи: музыка необходима всем, обучение «родному языку» через фольклор, приобщение к музыке через хоровое пение. Решение задачи всеобщей музыкальной грамотности (умение читать и записывать ноты). Воспитание музыкального слуха через постижение лада. Метод относительной сольмизации или релятивная система.

10. Белорусские программы по музыке. Учебно-

методический комплекс. Работа с учебником на уроке

Краткая характеристика сущности изменений в построении школьной программы по музыке. Логика тематизма программы и связь его с восприятием и развитием музыкального мышления школьников. Раскрытие многосторонних связей музыки и жизни — сверхзадача программы, её методологическая основа. Творческая деятельность учителя и учащихся в современных программах по музыке, её методическое обеспечение. Взаимосвязь композиторской, исполнительской и слушательской позиции в обучении музыке. Национальная основа музыкального образования. Виды музыкальной деятельности и их взаимосвязь. Творчество учителя в интерпретации и репертуарной политике программы. Функции учебника по музыке на уроках и в домашней работе учащихся. Фонохрестоматии, нотные хрестоматии, книги для учителя и учащихся.

11. Музыкально-слушательская деятельность на уроках музыки

Задачи и содержание музыкально — слушательской деятельности. Методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-слушательской деятельности. Виды работы учителя по подготовке и организации музыкально-слушательской деятельности.

Главная задача слушательской деятельности — формирование музыкальной культуры учащихся в процессе общения их с высокохудожественными образцами народной, классической, духовной и современной, отечественной и зарубежной музыки.

12. Музыкально-исполнительская деятельность на уроках музыки (пение, игра на музыкальных инструментах, пластическое интонирование)

Вокально-хоровая деятельность учащихся, её задачи и содержание. Методические подходы к отбору содержания и организации вокально-хоровой деятельности. Виды работы учителя по подготовке и организации вокально-хоровой деятельности.

Игра учащихся на музыкальных инструментах. Игра и содержание обучения игре на музыкальных инструментах. Методические подходы к отбору содержания и организации игры на музыкальных инструментах.

Задачи и содержание пластического интонирования. Органичное сочетание движения и звука. Выявление палитры пластических и звуковых красок, звучащих жестов. Направленность организации работы на обучение вслушивания в звук и слышать его развитие; понимать взаимосвязь способов исполнения движений и музыкальных характеристик звука.

13. Импровизация и сочинение на уроках музыки



Импровизация как особый вид художественного творчества. Примеры импровизации в музыкальном искусстве: народном творчестве, музыке средневековья, в полифонической музыке, в оперных партиях для колоратурного сопрано (18 век), в концертах виртуозов-инструменталистов 19 века, в искусстве джаза и т. д.

Основные виды импровизации в школе: вокальная, инструментальная, смешанная. Практические методы и приемы организации творческих заданий на импровизацию. Импровизационное изменение знакомой мелодии (смена мелодической линии при сохранении ритмической основы и наоборот, смена жанровых или стилистических особенностей и др.). Задания от предложенной или найденной интонации, темы, текста, образа. Импровизация с помощью компьютерных программ. Инструментальная импровизация при озвучивании стихов, явлений, картинок (с использованием методик Т.А. Боровик).

Сочинение музыки и ее запись. Приемы сочинения и записи интонаций, мелодий, аккомпанемента. Ритмические партитуры.

Музыкально-историческая и музыкально-теоретическая деятельность на уроках музыки

Задачи и содержание музыкально-исторической деятельности. Методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-исторической деятельности.

Направленность музыкально-исторической деятельности учащихся на освоение учащимися знаний о музыке различных исторических эпох, музыкально-исторических стилях, творчестве композиторов прошлого и настоящего.

Задачи и содержание музыкально-теоретической деятельности. Методические подходы к отбору содержания и организации музыкально-теоретической деятельности.

Направленность музыкально-теоретической деятельности на освоение музыкальных знаний о музыке, умений анализировать музыкальные произведения; на развитие музыкального слуха, музыкального мышления; на познание образной природы музыкального искусства.

Методы музыкального обучения и воспитания: общая характеристика

Метод. Взаимосвязь методов, принципов, задач и содержания музыкального образования. Классификации методов. Специфика применения общедидактических методов на музыкальных занятиях. Метод сравнения в музыкальном образовании.

Словесные, наглядные и практические методы музыкального воспитания

Словесные методы в преподавании музыки. Наглядные и практические методы музыкального воспитания. Проблемное обучение на уроках музыки. Игровые методы в музыкальном обучении.



Собственно музыкальная деятельность учащихся: музыкально-слушательская деятельность; музыкально-исполнительская деятельность в двух ее разновидностях (вокально-хоровая и игра на музыкальных инструментах); музыкально-композиционное творчество в форме импровизации и сочинения музыки.

Проблемные и игровые методы в музыкальном обучении

Проблемное обучение на уроках в школе. Сущность проблемного обучения. Основные процессуальные действия в проблемном методе (проблема – гипотеза – решение — обобщение). Роль метода проблемного обучения в педагогических технологиях.

Проблемный метод в программе по музыке Д.Б. Кабалевского, в современных программах по музыке. Проблемно-тематический метод и проблемные ситуации.

Игра и ее место в развитии человека. Расширение возможностей учебного процесса на основе игры. Практически удобная классификация игр. Сюжетно-ролевые игры в музыкальном обучении. Игры с правилами в музыкальном обучении. Способность к трансформированию известных и популярных игр для решения задач по музыкальному воспитанию и обучению

Методы преподавания музыки, основанные на взаимосвязи музыки с другими видами искусства

О преимуществах метода взаимосвязи искусств. Возможности художественного багажа литературы, живописи, художественной фотографии, скульптуры, архитектуры, хореографии, танца и других видов искусства. Сопоставление звука и цвета как прием. Метод графического изображения. Сопоставление и сравнение интонаций, образов на основе различных средств художественной выразительности. Использование других искусств для объяснения понятий, терминологии. Метод словарного взаимообогащения, метод литературно-музыкальной композиции. Метод видеоклипа, метод представления художественных образов в воображении. Творческие задания, доля раскрытия художественного образа в различных видах искусства.

Вокально-хоровая работа на уроке музыки

Комплексный характер певческого процесса и взаимосвязанное формирование всех певческих умений и навыков, а также всех качеств музыкального слуха, внимания, мышления. Характеристика периодов формирования певческого голоса и основных певческих умений (дыхание, выразительность и чистота интонирования, дикция и артикуляция, техническая подвижность голоса, тембр звучания, чистота унисона и др.), содержание, методы и результаты.

Современный урок музыки: типология, драматургия, условия проведения. Подготовка учителя к уроку. Моделирование урока

Урок как звено целостного музыкально-воспитательного процесса. Условия проведения и основные требования к современному уроку музыки.

Типология уроков музыки. Тематический урок и его разновидности. Характерные особенности и взаимосвязь уроков различного типа.

Конструирование урока музыки: разработка модулей «Начало урока. Настройка на урок»; «Разминка. Распевание»; «Хоровое пение»; «Слушание музыки».

Современные технологии преподавания музыки в школе

Современные образовательные технологии в реализации новой парадигмы образования. Технология преподавания предмета, признаки технологичности: концептуальность, системность, управляемость, эффективность, воспроизводимость. Технологии, основанные на новом уровне развития технического прогресса (инструментарий, аудиотехника, видеотехника, компьютерная техника).

Использование на музыкальных занятиях общепедагогических технологий (личностно-ориентированной, проблемного обучения, развивающего обучения, модульного обучения, педагогических мастерских, педагогики сотрудничества, проектного обучения, мониторинга, уровневой дифференциации и др.).

Частные, локальные технологии. Авторские технологии. Инновационные технологии.

Проблема способностей в музыкальной педагогике. Структура музыкальности

Проблема способностей в массовой музыкальной педагогике. Структура музыкальности личности. Проблема диагностики способностей в музыкальной педагогике. Музыкально-воспитательный процесс как регулируемая педагогом система развития музыкальных способностей учащихся. Музыкальные способности, соответствующие психическим процессам. Музыкальные способности, основанные на соответствии средствам музыкальной выразительности.

Методика развития музыкальных способностей

Методика развития чувства ритма, звуковысотного слуха, ладового чувства и других элементарных музыкальных способностей учащихся.

Развитие музыкального мышления школьников. Условия развития музыкального мышления школьников.

Компенсаторные свойства музыкальных способностей. Комплексный подход к развитию музыкальности учащихся на уроках музыки

Музыка искусство как вид искусства, отражающий жизнь в звуковых художественных образах. Звуки – основной строительный материал в музыкальном искусстве. Проблемы слышания музыкальной высоты звуков. Деление звуковысотной шкалы на регистры, тона, полутона.

Содержание в характеристиках музыкального образа звуковысотного аспекта. Звуковысотный слух как способность различать регистры и звуки по высоте. Особенности абсолютного и относительного слуха. Взаимосвязь звуковысотного слуха и ладового чувства.

Пение и методики работы над чистотой интонирования – естественный путь формирования звуковысотного слуха.

Музицирование на звуковысотных инструментах (фортепьяно, металлофоны, ксилофоны, электроклавиши, аккордеон и др.) – необходимое условие ознакомления с градацией высоты музыкальных звуков.

Нотная запись в формировании звуковысотных представлений. Детское творчество по импровизации и сочинению мелодий.

Развитие музыкального мышления учащихся

Что такое музыкальное мышление? Музыка как искусство интонируемого смысла. Интонация как смысловая единица мыслительных процессов. Научное и художественное типы мышления. Важнейшие функции художественного мышления. Виды музыкального анализа. Условия развития музыкального мышления. Качества музыкального мышления, особенности внешнего проявления. Уровни развития музыкального мышления.

Оценка успеваемости учащихся на уроках музыки

Оценка как эффективное средство повышения качества образования.

Специфика оценки в преподавании предметов искусства. Что является объектом проверки и оценивания на уроке музыки? Личностно-ориентированный подход в системе оценивания. Основные положения оценивания успеваемости учащихся. Методы проведения текущего и итогового контроля результатов музыкальной работы, их значение как средства «обратной связи» и стимула обучения. Контроль в различных видах музыкальной деятельности. Домашние задания на уроке музыки и их проверка. Методика проведения индивидуального и коллективного учета успеваемости школьников. Игровые методы контроля и оценки музыкальной успеваемости учащихся.

Факультативные и внеклассные формы работы по музыкальному воспитанию

Условия для музыкального воспитания и развития учащихся в общеобразовательной школе. Формирование духовной культуры школьников средствами искусства – цель внеклассного воспитания. Массовые формы внеклассной работы. Кружковые формы внеклассной работы. Факультативы в младших и старших классах. Перспективные модели взаимосвязи урочной и внеклассной работы в школе.

Содержание, задачи и методы работы по предмету «Музыка» в 1 классе

Содержание, задачи и методы работы в 1 классе. Методы музыкального обучения и воспитания в решении задач базового музыкального образования. Формирование первичных представлений о жизненных истоках музыки, её содержании, выразительном языке.

Содержание, задачи и методы работы по предмету «Музыка» во 2 классе

Содержание, задачи и методы работы в 2 классах. Методы музыкального обучения и воспитания в решении задач базового музыкального образования. Формирование представлений о средствах музыкальной выразительности, жанрах профессиональной музыки, группах инструментов симфонического оркестра.

Содержание, задачи и методы работы по предмету «Музыка» в 3 классе

Содержание, задачи и методы работы в 3 классе. Методы музыкального обучения и воспитания в решении задач базового музыкального образования.

Формирование музыкальных представлений о музыке как части художественной культуры, о характере музыкальной речи, интонации, способах развития музыки, о музыкальных формах.

Совершенствование композиторских, исполнительских и слушательских умений учащихся начальной школы.

Содержание, задачи и методы работы по предмету «Музыка» в 4 классе

Содержание, задачи и методы работы в 4 классе. Методы музыкального обучения и воспитания в решении задач базового музыкального образования.

Воспитание у школьников патриотизма, любви к национальной культуре. Систематизация представлений учащихся о музыкальной культуре в Беларуси.

Совершенствование композиторских, исполнительских и слушательских умений учащихся начальной школы.

ЛИТЕРАТУРА

Основная:

Абдуллин Э.Б. Теория и практика музыкального обучения в общеобразовательной школе. М.,1985.

Абдуллин, Э.Б., Николаева, Е. В. Музыкально-педагогические технологии учителя музыки: Учебное пособие. — М.: Прометей, 2005.- 232 с.

Алиев Ю.Б. Методика музыкального воспитания детей от детского сада – к начальной школе. М.,1998.

Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя — музыканта. М.. 2000.

Апраксина О.А. Из истории музыкального воспитания. Хрестоматия. М. Просвещение. 1990.

Апраксина О.А. Методика музыкального воспитания в школе. М.. 1983. Баренбойм, Л.А. Карл Орф и институт его имени // Система детского музыкального воспитания Карла Орфа. – Л., 1970.

Безбородова, Л.А., Алиев, Ю. Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. Учебное пособие для студентов музыкальных факультетов педвузов. – М., 2002.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1989.

Королева Т.П. Музыкальные способности. Хрестоматия. Мн., 1999.

Королева Т.П. Методическая подготовка учителя музыки: педагогическое моделирование. — Мн., 2003, УП «Технопринт».

10 лекций по методике музыкального воспитания. Мн.: Бестпринт, 2005.

Музыкальное воспитание в школе. Выпуск 12, 13, 14, 15.

Петрушин В.И. Музыкальная психология. М.,1996.

Сергеева Г.П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе. М., 1998.

Школяр Л.В. и др. Музыкальное образование в школе. М.. 2000.

Школяр Л.В. и др. Теория и методика музыкального образования детей. М. 1998.

Программы по музыке:

Программа для общеобразовательных учреждений с белорусским и русским языками обучения «Музыка» 1-4 классы. Мн., 2009.

Дополнительная:

Апраксина О.А., Орлова Н.Д. Выявление неверно интонирующих детей и методы работы с ними. В кн. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М, 1975.

Апраксина О.А. О праве учителя-музыканта на эксперимент. В кн. Музыкальное воспитание в школе. М., 1978.

Алиев Ю.Б. Пути формирования навыков многоголосного пения в детском хоре. В кн. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М., 1975.

Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. Л.. Музыка. 1973.

Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., 1979.

Белобородова В.К. Развитие музыкального восприятия младших школьников. В кн. Музыкальное восприятие в школе. Вып. 13. М,. 1978.

Беларускі дзіцячы фальклор. Мінск, Беларусь, 1994.

Боровик Т.А. От слова к музыке. Речевое интонирование-Ритм-Творчество-Сольфеджио. Гродно, 1996.

Боровик Т.А. Звуки, ритмы и слова. Часть I. Минск, Книжный дом. 1999.

Вендрова Т.Е. Пусть музыка звучит! Книга для учителя. Из опыта работы. М. Просвещение, 1990.

Вендрова Т.Е. Художественно-педагогический анализ на уроке музыки. Музыка в школе, 1989, № 3.

Вейс П.О. О методике ритмического воспитания в 1-ом классе общеобразовательной школы. В кн. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., музыка, 1975.

Ветлугина Н.А. Методы музыкального воспитания ребенка в детском саду. В кн. Музыкальное воспитание в СССР. Вып. 1. М., 1978.

Воспитание музыкой. Библиотека Учителя Музыки. М., Просвещение. 1991.

Гришанович Н.Н. Концепция художественно-эстетического образования школьников Беларуси. Мн., 2004.

Гродзенская Н.Л. Школьники слушают музыку. М., 1969.

Гродзенская Л.Н. Подготовка к пению по нотам. В кн. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 10. М., 1976.

Дмитриева Л.Г., Черноиваненко Н.М. Методика музыкального воспитания в школе. М., 1989.

Дмитриева Л.Г., Ройтерштейн М.И. Школьная музыка. Методические рекомендации для педпрактики. М., 1984.

Добровольская Н., Орлова Н.Д. Что нужно знать учителю о детском голосе. М., 1972.

Искусство. Музыкознание. Музыкальная психология и музыкальная педагогика. Хрестоматия. Вып. 1, ч. 2. М., 1991.

Кабалевский Д.Б. Как рассказать детям о музыке? М., 1977.

Кабалевский Д.Б. Про трех китов и про многое другое. М., 1970.

Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. Книга для учителя. М., 1981.

Кабалевский Д.Б. Основные принципы и методы эксперементальной программы по музыке для общеобразовательной школы. В кн. Музыкальное воспитание в СССР, вып. 1. М., 1978.

Ковалив В.Я. Из истории преподавания пения в общеобразовательных школах Белоруссии. В кн. Методические вопросы музыкального воспитания. Мн. 1975.

Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М., 1976.

Менабени А. Методы вокальной работы в школе. В кн. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 11. М., 1976.

Морозова С.Н. Из истории массового музыкального воспитания. Б.Л. Яворский. В кн. Музыкальное воспитание в школе, вып. 12. М., 1977.

Морозова С.Н. Далекое — близкое (Б.Л. Яворский о музыкальном воспитании детей). В кн. Музыкальное воспитание в школе, вып. 16. М., 1985.

Музыка в начальной школе. Методическое пособие для учителей. Под ред. Д.Б. Кабалевского. М., 1985.



Музыкальное восприятие школьников. М.. 1975.

Орлова Н.Д. О певческом рабочем диапазоне школьников. Там же.

Орлова Н.Д., Алиев Ю.Б. Хоровое пение. В кн. Методические рекомендации к урокам пения в общеобразовательной школе. М.. 1971.

Попов В.А. Многоголосие в хоре начальных классов. (Из опыта работы). В книге Музыкальное воспитание в школе, вып. 3. М.. 1964.

Попов В.С. О развитии певческого голоса младших школьников. В кн. Музыкальное воспитание в школе, вып. 16, 1985.

Ригина Г.С. Развитие у первоклассников ладовых музыкальных представлений. В кн. Вопросы методики музыкального воспитания детей. М., 1975.

Румер М.А. Активизация мышления на уроках музыки. В кн. Музыкальное воспитание в школе, вып. 8. М., 1982.

Соколов В. Работа с хором. М., Музыка, 1983.

Струве Г.А. Школьный хор. М., 1982.

Стулова Г.П. Хоровой класс. Теория и практика вокальной работы в детском хоре. М., 1988.

Теплов Б.М. Психология музыкальных способностей. В кн. Избранные труды. М., 1985.

Урицкая Б. Ромен Роллан-музыкант. М.-Л., 1974.

Учебники по музыке для 2-4 классов. Мн., Беларусь.

Хрестоматии и фонохрестоматии по музыке для общеобразовательной школы.

Цыпин Г. Обучение игре на фортепиано. М., 1984. гл. III. Музыкальный слух, гл. IV, Чувство музыкального ритма.

Шацкая В.Н. Музыка в школе. Книга 2-ая. М., 1963.

Юдина Е.И. Мой первый учебник по музыке и творчеству. Азбука музыкально-творческого саморазвития. М., Аквариум, 1997.

Юркевіч В.Д. Музычныя дыдактычныя гульні і практыкаванні. Мн.. 1997.




Предыдущий:

Следующий: