тесты по экономике

Содержание тем, рекомендуемая литература и контрольные задания

Тема 1. Предмет экономической теории, ее методологические основы.

Предмет экономической теории. История развития предмета, трактовка развития предмета экономической теории различными научными школами и направлениями. Человек в экономике и его поведение. Микро- и макроэкономика как разделы экономической теории.

Причины формирования и сосуществования разных теоретических трактовок экономической реальности. Эволюция экономической теории в XIIIV—X вв. Классическая политическая экономия. Марксизм, маржинализм, неоклассика, кейнсианское и институциональное направления экономической мысли, основные черты и первичный сравнительный анализ.

Позитивная и нормативная экономическая теория. Обратное влияние экономической теории на общественное развитие. Место экономической теории в системе общественных наук.

Метод экономической теории. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов исследования. Системный метод. Диалектический метод: противоречия, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение логического и исторического. Экономические модели и экономические эксперименты. Математические методы анализа экономических процессов.

Литература, рекомендованная для изучения темы:

Курс экономической теории: Учеб./Под общ. ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой — 4-е изд. перераб. и доп.- Киров: АСА. 2001. — гл.1,2.

Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. Том 1; 2003.- гл.1.

Рудакова. О применимости языка экономической теории и базовых экономических моделей для анализа в РФ // Вопросы экономики.-2001.- №12.-С. 7-12.

Экономическая теория: Учеб./ Под ред. Е.Ф.Борисова- 3-е изд. перераб. и доп.- 2005. — гл.1,2.

Отмахов П. Эмпиризм в экономической науке: теория и практика //Вопросы экономики.-1998.-№4.-С.58-72; Отмахов П. Рационализм в экономической науке: теория и практика //Вопросы экономики.-1999.-№2.-С.119-136

Ивлева Г.Ю. Методология экономических исследований. — Оренбург, 2003. — С.4-7.

1.1 Экономический словарь (сформулируйте определение): экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика, экономическая категория, экономический закон, экономическая культура, экономическое сообщество, экономический человек, экономическая политика, экономические реформы.

1.2 Вопросы для самопроверки:

В чем состоит назначение микроэкономики как учебной дисциплины?

Выделите и охарактеризуйте основные этапы развития экономической теории;

Что является предметом изучения политэкономии и экономикс?

Подумайте, почему экономическая теория служит экономической основой для других экономических наук.

Выделите основные инструменты экономических исследований.

Докажите на примерах, используя знания дисциплины «история», что экономическая теория в своих исследованиях широко применяет исторические и логические подходы.

Подумайте, почему в экономической теории метод научной абстракции является одним из основных методов научного познания.

Какую роль отводится эксперименту как методу в современной экономической науке и почему?

1.3.Контрольные задания

1.3.1 Выберите правильные ответы.

1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;

2.Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость блага.

3. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный;

4. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

а) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) менеджмента;

г) международных

5. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

6. Тезис о «невидимой руке» рынка содержится в теоретических концепциях:

а) классического направления экономической теории;

б) институционально-социологического направления экономической теории;

в) кейнсианского направления экономической теории;

г) неокейсианского направления экономической теории.

7. В основе экономической теории А.Смита лежит концепция …

а) государственного регулирования;

б) эффективного спроса;

в) абсолютной монополии;

г) экономической свободы.

8. ________ — первый российский экономист, изложивший свой взгляды в отдельной работе (книге).

а) В.И. Татищев;

б) М.В. Ломоносов;

в) А.Н. Радищев;

г) И.Т. Посошков.

9. Основоположником экономической теории институционализма является…

а) Т.Веблен;

б) П.Самуэльсон;

в) А.Маршалл;

г) Р.Коуз.

10. Теория маржинализма рассматривает …

а) экономические отношения в совокупности с политическими, культурными, религиозными отношениями;

б) объективные отношения между людьми;

в) субъективное отношение человека к вещи;

г) объективное отношение человека к вещи.

11. Комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей, называется…

а) позитивной экономикой;

б) экономической политикой;

в) макроэкономикой;

г) микроэкономикой.

12. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они …

а) реализуются через практическую деятельность людей;

б) устанавливаются государством для регулирования экономики;

в) создаются людьми и используются ими в практической деятельности;

г) действуют независимо от воли и сознания людей.

13. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в)проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически приходящий характер.

14. __________- это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся.

а) научная абстракция;

б) исторический метод;

в) дедукция;

г) анализ.

1.3.2 Прокомментируйте:

- цитату из романа «Евгений Онегин»А. С. Пушкина:

…И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

О каком уровне экономики идет речь?- Ответ: о Методологии

- стихотворение Э. Асадова:

У соседа — борца, чемпиона мира,

Была восьмикомнатная квартира.

Будь у меня такая квартира,

Я тоже бы стал чемпионом мира!

Дайте определение методологии как науки. Представьте классификацию методов исследования. Отразите взаимосвязь предмета и методов исследования. Какой прием научного исследования нарушен в приведенном стихотворении?

Тема 2. Теория производства. Общественное производство – основы развития общества

Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Проблема выбора. Производственные возможности общества. Потребности и их классификация. Принцип рационального поведения. Производство, ресурсы, производительные силы, экономические отношения. Процесс производства и факторы производства. Производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный периоды в микроэкономике. Постоянные и переменные факторы производства. Стадии производства. Общий, средний и предельный продукты, взаимосвязь между ними. Закон убывающей предельной производительности. Предельная норма технологической замены. Техническая и экономическая эффективность. Оптимальная комбинация факторов производства. Понятие эффективности по Парето.

Литература, рекомендованная для изучения темы:

Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. Том 1; 2003.- гл.2.

Экономическая теория: Учеб.для студ. Высш.учеб. заведений/ Под ред. В.Д.Камаева- 9-е изд. перераб. и доп.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — гл.2.

Экономическая теория: Учеб./ Под ред. Е.Ф.Борисова- 3-е изд. перераб. и доп.- 2005. — гл.3,4.

Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное .- Изд. — 10-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – лекц. 1,2.

Основы современной экономики/ Под ред. В.М.Козырева- М.: Финансы и статистика, 2007.- гл.2.

Экономический словарь (сформулируйте определение):

Социальная среда. Естественная среда. Возможность и потребность. Производительные силы. Экономические отношения. Производительность труда. Интенсивность труда. Фактор производства. Производственная функция. Общественный продукт. Необходимый продукт. Прибавочный продукт. Конечный продукт.

2.2 Вопросы для самопроверки:

Перечислите виды потребностей; используя классификацию потребностей Маслоу, определите какие потребности получат наибольшее развитие при обучении в Вузе?

Назовите причины действия закона «возвышения потребностей».

Что относится к предметам труда? Средствам труда?

Подумайте, что первично: производство или потребности? Обоснуйте ответ.

Назовите стадии общественного воспроизводства. Как соотносятся между собой производство и потребление?

Раскройте роль субстанций «распределение» и «обмен» в процессе кругооборота общественного производства;

Назовите и обоснуйте, какое воспроизводство характерно для современной России?

Сформулируйте проблемы экономического развития;

Что относится к экономическим благам?

В чем отличие в понятиях «факторы производства» и «экономические ресурсы»?Что включают в себя факторы производства?

Что представляет собой кривая производственных возможностей, какие теоретические положения иллюстрирует?

Подумайте, какое практическое значение имеет уравнение производственной функции.

Вильфредо Парето писал: «… Ни один участник рынка не может улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других». Раскройте экономическую значимость этого утверждения.

2.3 Контрольные задания

2.3.1 Выберите правильные ответы.

1. Производство эффективно, если:

а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;

б) полное использование всех имеющихся ресурсов;

в) полное использование производственных ресурсов;

г) в нем не действует закон убывающей производительности факторов производства.

2. Средний продукт—это объем производства:

а) от использования единицы постоянного фактора;

б) от использования единицы переменного фактора;

в) от использования дополнительной единицы переменного ресурса;

г) в ренте на единицу данного ресурса.

3. Валовой продукт—это:

а) объем производства, при котором переменные издержки равны 0;

б) объем производства от использования всех факторов производства;

в) прирост производства при неизменном состоянии факторов производства;

г) все ответы неверны.

4. Предельный продукт каждой единицы производственного ресурса сокращается по мере увеличения используемого количества этого ресурса при неизменном количестве основных ресурсов согласно закону…

а) Оукена;

б) убывающей отдачи;

в) Шермана;

г) предложения.

5. Если производственная функция определяется уравнением Q=100+12K2+10L, тогда  уравнение предельного продукта капитала имеет вид …

а) MPK=100+10L;

б) MPK=24K+10;

в) MPK=24K;

г) MPK=100+24K.

6. Закон убывающей предельной производительности гласит, что …

а) при увеличении затрат одного ресурса при неизменности других ресурсов и технологий приносит меньший предельный продукт

б) при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой;

в) продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких;

г) при увеличении одного фактора производства и неизменном другом достигается определенный объем выпуска, свыше которого величина предельного продукта начинает снижаться.

7. К экономическим ресурсам относятся….

а) продукты питания;

б) предпринимательские способности;

в) воздух;

г) деньги.

8. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

9. Альтернативные издержки производства — это:

а) издержки производства продуктов-заменителей;

б) издержки производства одного продукта на разных предприятиях;

в) количество продуктов, которыми надо пожертвовать для производства иного продукта;

г) затраты на взаимозаменяемые ресурсы.

10. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:

а) альтернативные издержки снижаются;

б) альтернативные издержки увеличиваются;

в) альтернативные издержки постоянны.

11. Дана кривая производственных возможностей экономики.

На основании данных модели производственных возможностей экономики

определите альтернативные издержки производства единицы товара А, если экономика находится в точке D …

а) 3 единицы товара В;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: