тесты по экономике

Содержание тем, рекомендуемая литература и контрольные задания

Тема 1. Предмет экономической теории, ее методологические основы.

Предмет экономической теории. История развития предмета, трактовка развития предмета экономической теории различными научными школами и направлениями. Человек в экономике и его поведение. Микро- и макроэкономика как разделы экономической теории.

Причины формирования и сосуществования разных теоретических трактовок экономической реальности. Эволюция экономической теории в XIIIV—X вв. Классическая политическая экономия. Марксизм, маржинализм, неоклассика, кейнсианское и институциональное направления экономической мысли, основные черты и первичный сравнительный анализ.

Позитивная и нормативная экономическая теория. Обратное влияние экономической теории на общественное развитие. Место экономической теории в системе общественных наук.

Метод экономической теории. Взаимосвязь предмета и метода. Классификация методов исследования. Системный метод. Диалектический метод: противоречия, восхождение от абстрактного к конкретному, соотношение логического и исторического. Экономические модели и экономические эксперименты. Математические методы анализа экономических процессов.

Литература, рекомендованная для изучения темы:

Курс экономической теории: Учеб./Под общ. ред. проф. М.Н. Чепурина, проф. Е.А. Киселевой — 4-е изд. перераб. и доп.- Киров: АСА. 2001. — гл.1,2.

Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. Том 1; 2003.- гл.1.

Рудакова. О применимости языка экономической теории и базовых экономических моделей для анализа в РФ // Вопросы экономики.-2001.- №12.-С. 7-12.

Экономическая теория: Учеб./ Под ред. Е.Ф.Борисова- 3-е изд. перераб. и доп.- 2005. — гл.1,2.

Отмахов П. Эмпиризм в экономической науке: теория и практика //Вопросы экономики.-1998.-№4.-С.58-72; Отмахов П. Рационализм в экономической науке: теория и практика //Вопросы экономики.-1999.-№2.-С.119-136

Ивлева Г.Ю. Методология экономических исследований. — Оренбург, 2003. — С.4-7.

1.1 Экономический словарь (сформулируйте определение): экономика, экономическая теория, микроэкономика, макроэкономика, мезоэкономика, мегаэкономика, экономическая категория, экономический закон, экономическая культура, экономическое сообщество, экономический человек, экономическая политика, экономические реформы.

1.2 Вопросы для самопроверки:

В чем состоит назначение микроэкономики как учебной дисциплины?

Выделите и охарактеризуйте основные этапы развития экономической теории;

Что является предметом изучения политэкономии и экономикс?

Подумайте, почему экономическая теория служит экономической основой для других экономических наук.

Выделите основные инструменты экономических исследований.

Докажите на примерах, используя знания дисциплины «история», что экономическая теория в своих исследованиях широко применяет исторические и логические подходы.

Подумайте, почему в экономической теории метод научной абстракции является одним из основных методов научного познания.

Какую роль отводится эксперименту как методу в современной экономической науке и почему?

1.3.Контрольные задания

1.3.1 Выберите правильные ответы.

1. Какое из определений наиболее полно характеризует предмет общей экономической теории:

а) это наука о динамике материальных и духовных потребностей человека;

б) это наука о мотивации поведения человека;

в) это наука о производстве и критериях распределения производимых благ;

г) это наука о наиболее общих законах развития человеческого общества в условиях ограниченности ресурсов;

2.Какое из этих положений не имеет отношения к определению предмета теоретической экономики:

а) эффективное использование ресурсов;

б) неограниченные производственные ресурсы;

в) максимальное удовлетворение потребностей;

г) редкость блага.

3. Если исследуется экономика, как целостная система, то это анализ:

а) микроэкономический;

б) макроэкономический;

в) позитивный;

г) нормативный;

4. Общий уровень цен и безработицы в экономической системе изучается в курсе:

а) микроэкономики;

б) макроэкономики;

в) менеджмента;

г) международных

5. Позитивная экономическая теория изучает:

а) «что есть»;

б) что должно быть;

в) положительные тенденции в экономическом развитии;

г) оценочные суждения.

6. Тезис о «невидимой руке» рынка содержится в теоретических концепциях:

а) классического направления экономической теории;

б) институционально-социологического направления экономической теории;

в) кейнсианского направления экономической теории;

г) неокейсианского направления экономической теории.

7. В основе экономической теории А.Смита лежит концепция …

а) государственного регулирования;

б) эффективного спроса;

в) абсолютной монополии;

г) экономической свободы.

8. ________ — первый российский экономист, изложивший свой взгляды в отдельной работе (книге).

а) В.И. Татищев;

б) М.В. Ломоносов;

в) А.Н. Радищев;

г) И.Т. Посошков.

9. Основоположником экономической теории институционализма является…

а) Т.Веблен;

б) П.Самуэльсон;

в) А.Маршалл;

г) Р.Коуз.

10. Теория маржинализма рассматривает …

а) экономические отношения в совокупности с политическими, культурными, религиозными отношениями;

б) объективные отношения между людьми;

в) субъективное отношение человека к вещи;

г) объективное отношение человека к вещи.

11. Комплекс мер, направленных на регулирование поведения экономических агентов или последствий их деятельности для эффективного достижения поставленных экономических целей, называется…

а) позитивной экономикой;

б) экономической политикой;

в) макроэкономикой;

г) микроэкономикой.

12. Экономические законы отличаются от законов природы тем, что они …

а) реализуются через практическую деятельность людей;

б) устанавливаются государством для регулирования экономики;

в) создаются людьми и используются ими в практической деятельности;

г) действуют независимо от воли и сознания людей.

13. В чем заключается единство законов природы и общества:

а) носят объективный характер;

б) не зависят от деятельности людей;

в)проявляются через экономическую деятельность людей;

г) носят исторически приходящий характер.

14. __________- это метод изучения хозяйственных явлений, при котором исследователь отвлекается от второстепенного, чтобы выявить существенное и постоянно повторяющееся.

а) научная абстракция;

б) исторический метод;

в) дедукция;

г) анализ.

1.3.2 Прокомментируйте:

- цитату из романа «Евгений Онегин»А. С. Пушкина:

…И был глубокий эконом,

То есть умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

О каком уровне экономики идет речь?- Ответ: о Методологии

- стихотворение Э. Асадова:

У соседа — борца, чемпиона мира,

Была восьмикомнатная квартира.

Будь у меня такая квартира,

Я тоже бы стал чемпионом мира!

Дайте определение методологии как науки. Представьте классификацию методов исследования. Отразите взаимосвязь предмета и методов исследования. Какой прием научного исследования нарушен в приведенном стихотворении?

Тема 2. Теория производства. Общественное производство – основы развития общества

Ограниченность ресурсов и безграничность потребностей. Проблема выбора. Производственные возможности общества. Потребности и их классификация. Принцип рационального поведения. Производство, ресурсы, производительные силы, экономические отношения. Процесс производства и факторы производства. Производственная функция. Краткосрочный и долгосрочный периоды в микроэкономике. Постоянные и переменные факторы производства. Стадии производства. Общий, средний и предельный продукты, взаимосвязь между ними. Закон убывающей предельной производительности. Предельная норма технологической замены. Техническая и экономическая эффективность. Оптимальная комбинация факторов производства. Понятие эффективности по Парето.

Литература, рекомендованная для изучения темы:

Макконнелл К. Р., Брю С.Л. Экономикс. Том 1; 2003.- гл.2.

Экономическая теория: Учеб.для студ. Высш.учеб. заведений/ Под ред. В.Д.Камаева- 9-е изд. перераб. и доп.- М.: Гуманит.изд. центр ВЛАДОС, 2003. — гл.2.

Экономическая теория: Учеб./ Под ред. Е.Ф.Борисова- 3-е изд. перераб. и доп.- 2005. — гл.3,4.

Современная экономика: лекционный курс: многоуровневое учебное .- Изд. — 10-е.- Ростов н/Д: Феникс, 2007. – лекц. 1,2.

Основы современной экономики/ Под ред. В.М.Козырева- М.: Финансы и статистика, 2007.- гл.2.

Экономический словарь (сформулируйте определение):

Социальная среда. Естественная среда. Возможность и потребность. Производительные силы. Экономические отношения. Производительность труда. Интенсивность труда. Фактор производства. Производственная функция. Общественный продукт. Необходимый продукт. Прибавочный продукт. Конечный продукт.

2.2 Вопросы для самопроверки:

Перечислите виды потребностей; используя классификацию потребностей Маслоу, определите какие потребности получат наибольшее развитие при обучении в Вузе?

Назовите причины действия закона «возвышения потребностей».

Что относится к предметам труда? Средствам труда?

Подумайте, что первично: производство или потребности? Обоснуйте ответ.

Назовите стадии общественного воспроизводства. Как соотносятся между собой производство и потребление?

Раскройте роль субстанций «распределение» и «обмен» в процессе кругооборота общественного производства;

Назовите и обоснуйте, какое воспроизводство характерно для современной России?

Сформулируйте проблемы экономического развития;

Что относится к экономическим благам?

В чем отличие в понятиях «факторы производства» и «экономические ресурсы»?Что включают в себя факторы производства?

Что представляет собой кривая производственных возможностей, какие теоретические положения иллюстрирует?

Подумайте, какое практическое значение имеет уравнение производственной функции.

Вильфредо Парето писал: «… Ни один участник рынка не может улучшить своего положения, не ухудшив тем самым положение других». Раскройте экономическую значимость этого утверждения.

2.3 Контрольные задания

2.3.1 Выберите правильные ответы.

1. Производство эффективно, если:

а) в нем обеспечено полное использование трудовых ресурсов;

б) полное использование всех имеющихся ресурсов;

в) полное использование производственных ресурсов;

г) в нем не действует закон убывающей производительности факторов производства.

2. Средний продукт—это объем производства:

а) от использования единицы постоянного фактора;

б) от использования единицы переменного фактора;

в) от использования дополнительной единицы переменного ресурса;

г) в ренте на единицу данного ресурса.

3. Валовой продукт—это:

а) объем производства, при котором переменные издержки равны 0;

б) объем производства от использования всех факторов производства;

в) прирост производства при неизменном состоянии факторов производства;

г) все ответы неверны.

4. Предельный продукт каждой единицы производственного ресурса сокращается по мере увеличения используемого количества этого ресурса при неизменном количестве основных ресурсов согласно закону…

а) Оукена;

б) убывающей отдачи;

в) Шермана;

г) предложения.

5. Если производственная функция определяется уравнением Q=100+12K2+10L, тогда  уравнение предельного продукта капитала имеет вид …

а) MPK=100+10L;

б) MPK=24K+10;

в) MPK=24K;

г) MPK=100+24K.

6. Закон убывающей предельной производительности гласит, что …

а) при увеличении затрат одного ресурса при неизменности других ресурсов и технологий приносит меньший предельный продукт

б) при прочих равных условиях по низкой цене удается продать больше товаров, чем по высокой;

в) продавцы предлагают больше товаров при высоких ценах и меньше – при низких;

г) при увеличении одного фактора производства и неизменном другом достигается определенный объем выпуска, свыше которого величина предельного продукта начинает снижаться.

7. К экономическим ресурсам относятся….

а) продукты питания;

б) предпринимательские способности;

в) воздух;

г) деньги.

8. Ограниченность ресурсов означает, что:

а) в обществе они имеются в таком количестве, которого недостаточно для производства необходимых товаров и услуг;

б) с их помощью невозможно одновременное и полное удовлетворение всех имеющихся потребностей;

в) ресурсов хватает только на производство предметов потребления.

9. Альтернативные издержки производства — это:

а) издержки производства продуктов-заменителей;

б) издержки производства одного продукта на разных предприятиях;

в) количество продуктов, которыми надо пожертвовать для производства иного продукта;

г) затраты на взаимозаменяемые ресурсы.

10. Если экономика движется по выпуклой кривой производственных возможностей вправо и вниз, то это означает, что:

а) альтернативные издержки снижаются;

б) альтернативные издержки увеличиваются;

в) альтернативные издержки постоянны.

11. Дана кривая производственных возможностей экономики.

Гиндельман нтмт тесты по экономике

На основании данных модели производственных возможностей экономики

определите альтернативные издержки производства единицы товара А, если экономика находится в точке D …

а) 3 единицы товара В;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: