темы эконом.соц.КАЗГЮУ

Темы рефератов и научных сообщений

1. Предметная область экономической социологии.

2. Экономическая социология на службе производства.

3. Н. Смелсер. «Социология экономической жизни».

4. Э. Дюркгейм. «Метод социологии».

Контрольные вопросы

Задания по теме

1. Дайте определение экономической социологии и проведи-

те «водораздел» между экономикой, социологией и экономической

социологией, применяя логические схемы (круги Эйлера) и содер-

жательные характеристики.

2. Изложите структуру экономической социологии как науки

и покажите взаимосвязь с другими науками

Проблемные вопросы

1. Основные предпосылки и условия зарождения социально-

экономической мысли. Учения О. Конта, Г.Спенсера и А.Смита.

2. Классики экономической социологии: К.Маркс, Э.Дюрк-

гейм, М.Вебер, Т.Веблен, Г.Зиммель, В.Парето.

3. Теории и концепции экономической социологии в ХХ в.:

а) индустриальная социология (Э.Мэйо, Д.Макгрегор);

б) социальная стратификация и социальная мобильность

(П.Сорокин, П.Блау и О,Дункан); в) организованного капитализма (В.Зомбарт);

г) структурно-функционального анализа (Т.Парсонс, Р.Мертон,

Д.Мур);

д) «франкфуртская школа» (М. Хоркхаймер, Г.Маркузе,

Э.Фромм).

4. Основные этапы и достижения в развитии отечественной

социально-экономической мысли.

Темы рефератов и научных сообщенийВебер М. «Протестантская этика и дух капитализма».

2. Веблен Т. «Теория делового предпринимательства».

3. Маркс К. «К критике политической экономии».

4. Парсонс Т. «Структура социального действия».

5. Богданов А.А. «Краткий курс экономической науки».

6. Движущие силы социально-экономического развития: срав-

нительный анализ концепций В.Парето и Д.Макгрегора

Социалистическая социально-экономическая модель обще-

ства: истоки, результат, перспективы.

Контрольные вопросы

1. В чем особенности подхода К.Маркса и М.Вебера к анали-

зу основ экономики?

2. Каковы основные социально-экономические проблемы

ием которых занимались ученые-социологи и экономисты в ХХ в.?

3. Назовите основные направления и имена представителей

отечественной экономической социологии.

адания по теме

1. Постройте логическую схему развития мировой и отече-

ственной социологии.

2. Проведите сравнительную характеристику учений: а) О.Кон-

та и Г.Спенсера, б) К.Маркса и М.Вебера, в) «институциональной социологии» и «франкфуртской школы».

емы рефератов и научных сообщений

1. Методологический подход к изучению социально-экономи-

ческих процессов.

2. Основные категории экономической социологии.

3. Эмпирическое и теоретическое в экономической социологии.

4. Т.Парсонс. «Социальная система».

5. П.Хейне. «Экономический образ мышления».

Контрольные вопросы

1. Какие экономические процессы отражают общенаучные, а

какие частнонаучные категории?

2. Какова роль специфических категорий в разработке эконо-

мических концепций и теорий?

Задания по теме

1. Постройте иерархию основных категорий экономической

социологии.

2. В чем отличие между содержанием понятий «закон», «зако-

номерность», «тенденция», «случайность»? Поясните на примерах

из экономической практики.

Проблемные вопросы

1. Сущность труда и трудовых ресурсов.

2. Концепции разделения труда и социальной солидарности.

3. Социально-трудовая мобильность.

4. Миграция в современном мире.

Темы рефератов и научных сообщений

Социально-экономические законы разделения и перемены

труда.

2. Дюркгейм Э. «О разделении общественного труда».

3. Сорокин П.А. «Социальная мобильность».

Контрольные вопросы

1. В чем заключались особенности разделения труда в Древ-

нем мире, в Новое время и в современном обществе?

2. Каковы основные черты горизонтальной и вертикальной

мобильности?

3. Почему миграция в современных экономических условиях

приобретает особую экономическую актуальность

Задания по теме

1. Постройте логическую схему разделения труда.

2. Изложите суть основных причин миграционных процессов.

Рекомендуемая литература

Соколова Г.Н. Экономическая социология. – Мн., 1998.

Соколова Г.Н. Социология труда. – Мн., 200

Проблемные вопросы

1. Понятие, виды и функции организаций.

2. Трудовой коллектив, его состав, цели и задачи.

3. Социальные отношения и стиль работы в трудовом коллек-

тиве.

4. Социологический анализ трудовой активности

емы рефератов и научных сообщений

1. Социально-экономическая функция организаций.

2. Неформальные группы в трудовом коллективе.

3. Принципы деятельности трудового коллектива: солидар-

ность, коллективизм, справедливость, сплоченность.

4. Стиль работы в трудовом коллективе.

5. Н.Смелсер. «Теория коллективного поведения».

6. Р.Хардин. «Коллективное действие».

Контрольные вопросы

1. Какие факторы определяют виды и состав организаций?

2. Каковы экономические и неэкономические задачи трудово-

го коллектива?

3. Какие условия способствуют самореализации личности в

трудовом коллективе?

Задания по теме

1. Постройте схему социальных форм организаций.

2. Проведите социологический анализ трудовой активности

коллектива (на примере студенческой группы).

Темы рефератов и научных сообщений

1.Мотив к труду как фактор трудовой деятельности.

1. Динамика мотиваций труда в молодежной среде.

2. Условия эффективности стимулирования труда.

3. Карьера работника: социально-экономический и моральный

аспекты.

4. Социально-экономическое содержание заработной платы.

Контрольные вопросы

1. Почему мотивы к труду выступают реальными факторами

трудовой деятельности?

2. Как частные и общие экономические интересы оказывают

воздействие на мотивацию и стимулирование труда?

3. Какими способами возможно наиболее эффективно стиму-

лировать труд работников?

Задания по теме

1. Исследуйте доминирующие мотивации к труду (учебе) на

примере малой социальной (студенческой) группы.

2. Постройте иерархию мотиваций к труду Выявите условия и охарактеризуйте превращение: а) эко-

номических интересов в социальные; б) социальных – в полити-

ческие; в) политических – в духовно-культурные интересы

План практического занятия

Проблемные вопросы

1. Понятие и функции социального контроля.

2. Типы и виды социального контроля и способы их осуще-

ствления.

3. Удовлетворенность трудом: суть, роль, функции. Производ-

ственная и социальная удовлетворенность трудом Способы регулирования удовлетворенности трудом.

Темы рефератов и научных сообщений

1. Административный контроль за организационно-трудовым

поведением работников.

2. Способы осуществления открытого и скрытого социально-

го контроля.

3. Регулятивная роль экономической культуры как средства

внутреннего контроля.

4. Проблемные и благоприятные условия работы и их влия-

ние на удовлетворенность трудом.

5. Принципы и методы оценки удовлетворенности трудом.

Контрольные вопросы

1. Каково предназначение социального контроля в сфере труда?

2. Чем отличается внутренний контроль от внешнего, откры-

тый от скрытого контроля?

3. Как достигается удовлетворенность трудом?

4. В чем заключается задача руководителя по организации со-

циального контроля и повышению удовлетворенности трудом?

Задания по теме

Определите эффективность экономических факторов воз-

действия на работников (на примере 2-3 человек).

2. Произведите оценку организационно-трудового поведения

работников.

3. Постройте шкалу оценок удовлетворенности трудом.

Рекомендуемая литература

Дорин А.В. Экономическая социология. – Мн., 1997.

Проблемы совершенствования управления предприятием в совре-

менных условиях: Сборник материалов межрегиональной научно-прак-

тической конференции. Ч.2. – Пенза, 2000.

Галкина Т.П. Социология управления: от группы к команде. – М.,

2004.

Щитов Н.Г. Социальный порядок, социальный контроль и медика-

лизация наказания. – Владивосток, 2002.

Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология

План практического занятия

Проблемные вопросы

1. Понятие трудовой занятости; факторы, определяющие спе-

цифику ее проявления.

2. Социально-демографические особенности занятости.

3. Безработица, ее социально-экономические функции. Осо-

бенности поведения безработных.

4. Формы и степень социальной защиты безработных.

Темы рефератов и научных сообщений

1. Решение кадровых вопросов на предприятии.

2. Проблема женской занятости в сфере производства.

3. Дефицит рабочих мест в современных экономических ус-

ловиях.

4. Безработица среди молодежи.

5. Роль образования в приоритетах занятости.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: