тема 3


Тема 3.1. Понятие «Типология читателей». Методы изучения читателей

После изучения темы студент должен знать типологию читателей и специфику работы с ними:

различные аспекты и методы изучения читателей в библиотеках.

После изучения темы студент должен уметь:

применять метод анализа читательских и книжных формуляров;

применять метод анкетирования при изучении читателей;

применять метод анализа библиотечной статистики.

Литература:

Библиотечное обслуживание: теория и методика: учебник / Под ред. А.Я. Айзенберга.- М., 1996.- С.56-82.

Бородина В.А. Библиотечное обслуживание: Учебно-методическое пособие.- М.: Либерия, 2004.- С. 41-60.- (Библиотекарь и время. Вып. 7).

Круглый стол «Россия без книг» // СРУК.- 2006.- № 10.- С. 70.

Олзоева Г.К. Массовая работа библиотек: Учебно-методическое пособие.- М., 2006.- 120 с.- (Библиотекарь и время. Вып. 43).

Меленьбева, Ю.П. Библиотечное обслуживание: учебник / Ю.П. Мелентьева. — М. : ФАИР, 2006. — 256 с. — (Специальный издательский проект для библиотек).

Информационный блок

План

История изучения чтения в России

Понятия «социология чтения», «психология чтения»

Методы исследования

История изучения чтения в России

Первые попытки изучение читателя (чтения) в России началось в середине XIX в. В интересе к этому вопросу тесно переплелись две тенденции: первая – просветительская, основанная на традициях русской либеральной интеллигенции; вторая – пропагандистская, которая была связана с зарождающимся революционным движением и с необходимостью революционной пропаганды среди так называемой «массы», то есть низших слоев общества (крестьян, рабочих, ремесленников). Первыми исследователями чтения были педагоги-просветители, писатели, статистики, народники, революционеры-демократы. Этот вопрос в конце 50-х – начале 60-х гг. активно изучал Л.Н.Толстой. Он собирал с помощью учителей начальных школ сведения о народном читателе по специальной программе, напечатанной в журнале «Ясная Поляна». В 70–80-е видный педагог и организатор народных школ Н.А.Корф изучал доступность книг крестьянам, их читательские интересы, мнения о литературе. Изучением чтения занимался кружок X.Д. Алчевской. Преподавательницы, собиравшиеся в нем, изучали чтение женщин-работниц, вели беседы с читателями о прочитанном, проводили сеансы громкого чтения. Информация собранная за несколько лет работы кружка была проанализирована и на этой основе был выпущен трехтомный указатель «Что читать народу?» (1884–1906), в котором были даны оценки книг для народного и детского чтения.

В 70-е гг. в целях изучения народных настроений предпринималось так называемое «хождение в народ». «Народники» изучали все проявления народной жизни, в том числе и чтение крестьян. При этом использовали такие методы, как беседа (с покупателями, офенями), наблюдение за покупателями в книжных лавках, на ярмарках, в крестьянских домах. Так, в Тверской губернии изучением культурного уровня и читательских интересов крестьянства занимался мировой судья А.П.Мичурин. Он по своей инициативе провел перепись имевшихся у крестьян книг, ознакомился с местной книжной торговлей. Свои наблюдения А.П.Мичурин обобщил и опубликовал в 1881 г. Читателя-крестьянина изучали исследователи Л.И.Шаховской, А.С.Пругавин, В.И.Орлов, основатель земской статистики, а также некоторые комитеты и общества распространения грамотности в народе.

Наибольший вклад в изучение читателей в России XIX в. внес Н.А.Рубакин (1862–1946). Видный библиограф, библиотековед, книговед, социолог, публицист, популяризатор научных знаний, организатор и теоретик самообразования осуществил централизованное изучение читателей по специально разработанной программе. Из многочисленных работ Рубакина, посвященного этой теме самым выдающимся трудом являются «Этюдах о русской читающей публике» (1895). Крупной заслугой является обоснованный им вывод о необходимости дифференцированной помощи читателям на основе изучения их индивидуальных особенностей.



После 1917 г. изучение читателей стало делом государственной важности. Основными организаторами исследований стали библиотеки, которые уже выполняли идеологические функции. Изучались читательские интересы крестьян, молодых рабочих, красноармейцев и т.д. Изучение читателей проводили не только библиотеки, но и издательства, редакции газет и журналов, книжные магазины и т.д. На основе полученных данных в значительной мере формировался и осуществлялся выпуск литературы для массового читателя.

В 30-е гг. в России начали разрабатываться теоретические и методические основы изучения читателей: вопросы психологии чтения и читателя, библиотечной психологии, а также вопросы эффективности применения тех или иных методов изучения читателей работы Д.А. Балика, С.А. Вальдгардта, А. Виленкина, А.А. Гайворовского, П.И. Гурова, А.А. Покровского, Я.М. Шафира и других исследователей.

Наиболее активно чтение в нашей стране изучается в 60-80-е годы. Для этого периода характерно проведение централизованных крупномасштабных исследований. Изучалось чтение основных социальных групп: рабочих, молодежи, специалистов, крестьянства, библиотечное и небиблиотечное чтение. Использовались различные методы исследования: опрос, эксперимент, наблюдение, анализ документации и др.



Была принята программа «Книга и чтение в жизни советского общества», разработанная Государственной библиотекой им. Ленина (РГБ). Этот проект был нацелен на планомерное изучение чтения и читательских ориентаций ведущих социальных групп. В рамках этой программы проведены исследования:

«Книга и чтение в жизни небольших городов» (1973 г.);

«Книга и чтение в жизни советского села» (1973 – 1975 гг.);

«Советский рабочий – читатель» (1980 – 1983 гг.);

В названных исследованиях давалось не только обобщенная характеристика чтения, но и рассматривался характер чтения отдельных читательских групп.

Немало исследований посвящено изучению чтения молодежи: «Книга в жизни рабочей молодежи» (1966 г.), «Чтение строителей комсомольских строек» (1968 – 1978 гг.), «Юный читатель 80-х», «Книга в жизни молодежи современного советского села» (1968-1978 гг.), «Читательские интересы школьников и рабочей молодежи».

Со второй половины 80-х гг. в России происходят существенные политические и социально-экономические изменения, оказавшие влияния на библиотеки, на изучение читателей, среди последних исследований можно назвать труд Афанасьева М.Д. «За книгой: место чтения в жизни советского рабочего» (1987 г.), «Книга и чтение в зеркале социологии» (1990).

В 1988 г. при РГБ была создана социологическая служба по изучению чтения в библиотеках, но изменения в стране плохо отразились на ее работе. Исследования по чтению проводились разными организациями, по разным программам и аспектам чтения. В 1993 году РНБ подготовила сборник «Что мы читаем? Какие мы?», который создан в рамках программы «Чтение в России».

Среди организаций, которые в 90-е годы наиболее активно изучали чтение, можно назвать Всероссийский центральный институт общественного мнения (ВЦИОМ), НИИ культурологии, в трудах которого вопросы чтения рассматриваются с социокультурологических позиций, научно-исследовательский институт книги, результаты исследований которого находят отражение в научном сборнике «Книга: исследования и материалы», в систематически проводящихся конференциях по книговедению, статьях в журнале «Книжное дело» и других изданиях, Фонд «Чтение» им. Н.А.Рубакина, осуществляющий исследования совместно со службой общественного мнения Б.А.Грушина, РГБ, Российская государственная юношеская библиотека – РГЮБ, Российская государственная детская библиотека – РГДБ, научно-внедренческий центр «Библиомаркет», ГПНТБ и др. Результаты исследований этих организаций достаточно хорошо освещены в средствах массовой информации и в первую очередь в профессиональной печати.

В публикациях осмысливается новая ситуация в чтении, дается ее сравнение с прошлым, показывается роль чтения как индикатора глубинных социокультурных процессов. Появились работы, раскрывающие изменение характера чтения в исторической ретроспективе. С 1995 года РНБ осуществляла исследование «Чтение в библиотеках России». В реализации проекта, помимо сотрудников РНБ, принимали участие сотрудники РГБ, журнал «Звезда», преподаватели университетов Москвы и Санкт-Петербурга. Исследование проводилось в 60 публичных библиотеках 25 регионов России. На первом этапе были собраны данные о содержании, структуре и динамике книговыдачи художественной литературы в библиотеках, предпринята попытка выявить соотношение удовлетворенного и неудовлетворенного читательского спроса, проанализирован репертуар запрашиваемых изданий. Исследование наиболее полно выяснило отношение россиян к современной отечественной прозе, установило круг чтения учащихся, использование литературно-художественных журналов, специфику чтения русских классиков, отечественной и зарубежной литературы в отдельных регионах. Проведено сравнение сегодняшнего чтения россиян с репертуаром, зафиксированном в предыдущих исследованиях.

По данным исследований, проводимых Всероссийским центральным институтом общественного мнения (ВЦИОМ) в начале 90-х годов, доля читателей в общей численности населения снизилась с 48% до 41%. С 1991 года практически постоянно читали 19% лиц, опрошенных институтом, 2 и более книги в месяц — 25% , 1-2 книги в полгода – 35%, а 21% населения читать вообще не удается. Но уже в 1994 году выяснилось, что читать книги стали чаще. Женщине отдают предпочтение художественной литературу, а мужчины – периодике и информационным изданиям. По тематике чтения: детективы -48%, история, мемуары – 32%, приключения – 27%, любовные романы – 26%, фантастика – 19%, классическая литература – 19%, современная отечественная проза – 8%, поэзия – 7%.

Чтение в наши дни больше ориентировано на удовлетворение не столько общекультурных, эстетических потребностей, сколько информационно-прагматических. Оно превратилось в сопутствующее занятие. На вдумчивое вчитывание, сопереживающее восприятие, не сил, не времени у большинства населения не хватает. Чтение вытеснили телевидение и компьютер. Во всем мире озабочены процессом падения интереса к чтению, проводившееся в 2001-2003 гг. в 32 странах мира международное исследование «ПИЗА» ставило целью выявить реальный уровень образования в различных странах. Изучалось развитие умения справляться с различными видами задач, представленных в печатных текстах. По комплексу этих показателей Россия находится на 27 месте из 32 стран, где проходило исследование. Первые три места заняли Финляндия, Канада и Новая Зеландия. США – на 15 месте. В России 15% — удовлетворительно читающих, около 25% — хорошие читатели и 45% — отличные читатели. Полученные данные свидетельствуют о том, что мы давно перестали быть самой читающей страной в мире. [4; c.14]

По данным российских социологических исследований 37% россиян не читают никогда, 40% — от случая к случаю и лишь 23% читают постоянно. Самыми читающими признаны люди в возрасте 30-45 лет, со средним или высшим образованием – преимущественно жители крупных городов. Среди тех, кто читает время от времени, старшие школьники и студенты, которым чтение необходимо по программе обучения. Те, кто не читают ничего, — преимущественно мужчины старше 50 лет, с образованием ниже среднего, жители малых городов и сел. [3; c.70]

Таким образом, основная тенденция последних лет – утрата чтение его исключительной роли в российском обществе, его превращении, с одной стороны, в средство получения информации, а с другой – в развлечение. Но и в массовом чтении есть не только образцы «популярного чтива», но и то, что принято относить к «серьезной литературе». Главная проблема – определить является ли данный конкретный текст произведением высокой литературы или представляет собой образец массового чтива.

Понятия «социология чтения», «психология чтения»

Поскольку чтение – один из важнейших каналов передачи информации, социальной преемственности, чтение и читатели являются объектом постоянного изучения таких наук, как социология чтения, психология чтения.

Психология чтения изучает формирование навыков чтения, структуру и механизм восприятия и понимания литературы различных видов и жанров, роль и особенности психических процессов и состояний человека при чтении (внимание, мышление, воображение, эмоции и т.д.), их зависимость от объективных качеств печатных изданий и от особенностей читательской психологии личности. Чтение изучается как средство социализации и воспитания личности.

Социология чтения граничит с психологией чтения. Изучает закономерности и движущие силы функционирования в обществе печатных источников. Социология чтения призвана понять и объяснить возникновение общественной потребности в чтении как обязательном следствии социального процесса.

Социологические исследования чтения вскрывают социальную сущность читательских потребностей и интересов. Социология чтения является одной из наук, с помощью которых происходит управление чтением и формирование личности.

Социология чтения выполняет три функции:

Познавательная – вооружает знанием объективных закономерностей чтения;

Управленческая – вырабатывает рекомендации для управления, планирования, прогнозирования книжного и библиотечного дела;

Мировоззренческая – формирование всесторонней гармоничной личности.



Методы исследования

В любом исследовании, в том числе и в процессе определения типологии читателей, большое внимание придается методике работы. Для выявления объективной картины читательских явлений или процесса обслуживания пользователей библиотек необходимо применение комплекса взаимодополняющих методов и методических приемов.

Среди методов исследования различают: общенаучные (или междисциплинарные) и частнонаучные (специальные).

Общенаучные

Применяются в каждой науке, но в зависимости от предмета исследования эти методы подвергаются изменениям.

Наблюдение – планомерное и систематическое восприятие объектов для получения научно-достоверных знаний об объектах. Изучение читателей с помощью этого метода осуществляется, прежде всего, в процессе текущей работы библиотеки. Оно позволяет увидеть работу с читателем в развитии, зафиксировать действия библиотекарей и читателей, собрать первичную информацию, живой материал о библиотечной практике.

Эксперимент – основывается на наблюдении и тесно связан с ним. Это метод, позволяющий изучить читателя путем активного, планомерного воздействия на них. В основе всякого эксперимента лежит гипотеза-предположение, требующая проверки. Подтвержденная гипотеза становится частью теории, но эксперимент может и опровергнуть гипотезу. Основное условие – читатели не должны знать, что они участвуют в эксперименте. Чаще всего таким способом изучаются группы читателей.

Опрос – метод сбора первичной словесной информации. Применяется для изучения таких массовых явлений как читательское мнение о библиотеке, о книгах, о мероприятиях и т.п.

а) Анкетирование – опрос, предполагающий самостоятельное заполнение опрашиваемым специального вопросника. Анкеты обычно анонимные, но в них включаются вопросы о возрасте, профессии, образовании и т.п. (паспортичка). Кроме этого, анкета содержит основные, дополнительные и контрольные вопросы, с помощью которых можно выяснить факты, оценки и чувства, эмоциональные отношения и др.

Вопросы должны быть:

закрытые – предполагают альтернативные вопросы (2 ответа); вопросы с выборочным ответом; шкала важности; оценочная шкала;

открытые – завершение предложений, завершение рассказа; подбор словесных ассоциаций.

Как разновидность анкетирования в последнее время все чаще применяется метод тестирования. Тестирование – процесс применения тестов и других диагностических методик для изучения личностных характеристик, определения уровня знаний, умений, навыков испытуемого. Тест — стандартизированные задания, предназначенные для установления точных количественных оценок уровня знаний, умений, навыков с ориентацией на установленные нормы оценок.

б) Интервьюирование – устный опрос. Метод близок к индивидуальной работе с читателем, близок методу беседа.

Интервью может быть:

стандартизированным – вопросы, план, порядок беседы заранее определены, подведены под определенный стандарт, интервьюер не вправе менять их; варианты ответов предлагаются (заранее оговариваются);

нестандартизированным – определена тема, а вопросы, их порядок формулирует сам интервьюер;

полустандартизированным – интервьюер всю беседу сосредотачивает вокруг какого-либо определенного вопроса; составляется примерный план необходимых и возможных вопросов.

Метод экспертных оценок – близок методам опроса, но отличается от него особым отбором респондентов (экспертов), особыми формами анкет (таблиц), особыми методами обработки полученных оценок (мнений). Применяется в библиотековедческих исследованиях прогностического характера, а также для оценки различных читательских качеств при изучении чтения, Помогает в общих чертах судить о перспективах развития отдельных сторон работы с читателями. Эксперты могут предсказать развитие потребностей в чтении, возможные изменения в мотивах чтения и читательских интересах. В качестве экспертов приглашаются люди, компетентные в изучаемых вопросах: библиотековеды, социологи, психологи, педагоги и др., библиотекари-практики, иногда и читатели библиотек.

Специальные библиотечные методы изучения читателей

Анализ читательских формуляров. Является специальным библиотечным методом изучения читателей. В читательском формуляре регистрируется выданная литература и накапливаются сведения о содержании чтения. Но они, конечно, ограничены. В формуляре не отражается неудовлетворенный опрос читателя и литературы, которой пользуется он за пределами данной библиотеки (берет в других библиотеках или у знакомых и т.д.). Сведения о формуляре лишь частично отражают содержание чтения и совсем не отражают мотивов спроса, целей и результатов чтения, отношения к прочитанным книгам. Чтобы преодолеть эту ограниченность, запись выданных книг иногда сопровождают условными знаками, указывают причину спроса (например, подчеркивают инвентарный номер книги, взятой читателем по рекомендации библиотекаря, ли ставят букву «Р»). В некоторых массовых библиотеках в формуляры читателей определенной группы вводят дополнительные графы. Здесь условными знаками отмечают причины, обусловившие выбор той или иной книги, мотивы спроса, реакции читателя на прочитанные книги. Анализ читательских формуляров может быть ориентированным и углубленным; первый является составной частью обслуживания читателей (например, просмотр формуляра во время посещения читателем библиотеки или статистическая отработка ряда формуляров). Углубленный анализ проводится периодически или эпизодически. Он бывает индивидуальным и групповым.

Анализ листков читательских требований. Это специальный прием наблюдения за читательским спросом. Он используется как самостоятельный метод в крупных библиотеках, где заполнение требований листков обязательно. Различают анализ удовлетворенных требований и анализ отказов на требуемую литературу. Они дополняют друг друга и направлены на выявление потребностей читателей в литературе: первый позволяет установить, какая литература пользуется наибольшим спросом у тех или иных читательских групп; второй — дополняет сведения о запросах читателей и, кроме того, показывает пробелы в комплектовании.

Анализ книжных формуляров. Специальный библиотечный метод изучения обращаемости книг среди читателей. Книжный формуляр служит обычно для учета выдачи данной книги. Сочетание анализа формуляров некоторых книг с анализом читательских отзывов о них помогает выяснить общественную ценность той или иной книги: высокая или низкая обращаемость книги среди определенной группы читателей получает объяснение в читательских оценках и общественном мнении о ней. Надежность этих выводов достигается только путем сравнения с другими материалами, характеризующими читательский интерес и эффективность пропаганды данных книг в библиотеке и за ее пределами. Изучать обращаемость каждого произведения практически невозможно, и библиотекари применяют выборочный анализ книжных формуляров. Для уточнения обращаемости книг среди разных групп читателей книжные формуляры анализируют совместно с читательскими. По читательским номерам записанным в книжном формуляре. Подбирают формуляры читателей и подсчитывают, сколько раз книга выдавалась той или иной группе. Сведения, заключающиеся в карточках анализа, помогают судить о запросах читателей, о результатах пропаганды книг. они облегчают и планирование комплектования фонда.

Анализ материалов библиотечной статистики. Может служить специальным методом изучения читателей, поскольку статистический учет работы и отчетность библиотеки служат способами фиксации, накопления и систематизации количественных данных о читателях и выданной им литературы. В дневнике библиотеки и в годовых отчетах фиксируются сведения о количестве и составе читателей по основным группам, по объему данной литературы и ее распределении по отделам библиотечной классификации. Эти сведения характеризуют в общих чертах контингент и запросы читателей. Анализ материалов библиотечной статистики должен быть сравнительным: необходимо сопоставлять данные о составе читателей, книговыдаче, обращаемости фондов по отделам классификации за разные промежутки времени. Чем больший период времени берется для сравнения, тем в большей степени анализ времени берется для сравнения, тем в большей степени анализ количественных данных способен показать происходящие качественные изменения. Этим и обусловлено широкое использование анализа материалов библиотечной статистики в методических центрах. Сравнение статистических отчетов библиотек за большие промежутки времени позволяет судить об итогах работы этих библиотек, о тенденциях их развития.

Анализ материалов библиотечной справочно-библиографической работы. Специальным библиотечным методом изучения читателей может служить анализ материалов справочно-библиографической работы, поскольку библиографические запросы отражают потребности читателей в литературе, раскрывают читательские интересы и цели чтения. Объем справочно-библиографической работы и средства их учета бывают различными. В массовых библиотеках библиографические запросы учитываются в дневнике, а в библиографических отделах и читальных залах крупных библиотек — на бланках учета. Особо выделяют анализ тематических запросов.

Анализ читательских автобиографий (биографий). Он служит изучению динамики читательских интересов, особенностей читательского восприятия. Большую помощь может оказать этот метод при разработке типологии читателей а также при индивидуальном и групповом руководстве чтением. Читательская автобиография — это письменное сообщение читателя о роли книги и библиотеки в его жизни и деятельности. Работники массовых библиотек собирают автобиографии у тех читателей, которые давно пользуются библиотекой. Автобиографии читателей помогают обстоятельно изучить влияние книг на развитие их личности и проверить эффективность работы с читателями. Чтобы получить от читателя наиболее важные сведения, позволяющие составить научно обоснованную характеристику его чтения, ему иногда предлагается ориентировочная схема автобиографии. Анализ читательских автобиографий подчинен задачам и целям исследования, производится по предварительно разработанной схеме и служит (наряду с анализом читательских отзывов и формуляров) материалов для биографии-характеристики того или иного типа читателей и для изучения динамики группового чтения.

Анализ отзывов читателей. Отзывы позволяют изучать общественное мнение об удовлетворении тех или иных потребностей, в том числе и потребностей в чтении, поэтому писатели, редакции, издательства и библиотеки собирают и изучают читательские отзывы. Читательские отзывы различаются по содержанию (о прочитанных книгах или о работе библиотеки) и по форме (письменные и устные). Собирание читательских отзывов способствует выявлению читательских интересов и общественной оценки произведений печати, а также читательского мнения о работе библиотек. Собирание отзывов о книгах опирается на исторически сложившиеся традиции в практике изучения читателей и проводится преимущественно в массовых библиотеках. Анализ и обобщение отзывов ряда читателей дает возможность выявить интересы и другие особенности чтения, характерные для данной читательской группы.

Методические указания для самоподготовки:

Изучив информационный блок, ответьте на следующие вопросы

Какие из проведенных в дореволюционной России исследований чтения кажутся вам наиболее интересными сегодня?

В чем отличие социологического и психологического подходов к изучению читателей?

Какие методы исследования наиболее часто используются библиотековедами?

Какие общенаучные методы изучения читателей вы знаете?

Каковы специальные библиотечные методы изучения читателей?




Предыдущий:

Следующий: