шпоры по философии готовые


1. Мировоззрение и философия. Проблема определения философии

Философия возникла 6-7 вв до н.э. в древней Греции. Термин философия дословно переводится как «любовь к мудрости». Родоначальником философии является либо Пифагор либо Гераклит. Для Пифагора философия – это любовь к мудрости, постоянный поиск истины. Всю истину знает Бог. Задача человека эту истину любить и постигать. Источником формирования философии являются формы мировоззрения. Первоначально это формирование стихийных форм, образно-художественных, фантастических представлений о мире, целью которых была попытка обосновать окружающий мир. Эта цель была исключительно прагматичная, основанная на желании выжить в превосходящей его по силе природе. Видами знаниями в то время являлись: съедобно – несъедобно, опасен – неопасен, и т.д.

Мировоззрение – это обобщенная и целостная картина мира, совокупность представлений человека об окружающем мире, о самом человеке и о формах взаимодействия человека с окружающим миром. Мировоззрение понятие комплексное. Оно включает в себя знание, ценности и убеждения, эмоции и чувства.

Основой мировоззрения являются знания. Мировоззрение имеет 2 аспекта: мироощущение и миропонимание. Мироощущение – эмоционально-психологический аспект мировоззрения; миропонимание – аналитический аспект мировоззрения.

Мироощущение (оптимизм и пессимизм) – обусловлено сочетанием темных и светлых эмоций в душе человека. На мироощущение влияет возраст, здоровье, уровень образования и благосостояния. Абстрактное и образное мышление обуславливают 2 полушария мозга, что обуславливает 2 типа людей «Художники» и «Аналитики». У Художников преобладают темные эмоции.

Миропонимание. Различают 2 уровня: повседневно-практическое и теоретическое миропонимание.

Пути формирования миропонимания: стихийный и сознательный. Стихийный путь ведет к повседневно-практическому миропониманию, сознательный к теоретическому миропониманию. Философия относится к теоретическому миропониманию.

Существуют различные типологии мировоззрения. Если мировоззрение типологизировать, отталкиваясь от субъекта, то различают мировоззрение класса, социальной группы.

Если типологизировать мировоззрение, опираясь на содержательную сторону представления о реальности, то можно выделить 3 вида: жизненно-практическое мировоззрение; философское мировоззрение (теоретическое, формирующее в результате воспитания и образования); научное мировоззрение.

Самым распространенным вариантом типологизации является рассмотрение исторических типов мировоззрения. Исторические типы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология – это фантастическое представление людей о мире, передаваемые из поколения в поколение в виде мифов. Мифы содержат зачатки религии.

Религия – это мировоззрение, основанное на ВЕРЕ в сверхъестественное. Религия включает в себя: религиозные представления, религиозные чувства, религиозные культы. Существуют мировые религии: буддизм, христианство, ислам. Национальные религии.

Основная роль религии в обществе – регулирующая.

Философия – как исторический тип мировоззрения. Пытается дать систему представления о мире опираясь на логическую аргументацию.

Философия – это теоретическое рациональное мировоззрение. Это особая форма духовного освоения реальности в процессе которой вырабатывается целостная система знаний о мире, человеке и о Фоме взаимодействия между ними.

2. Предмет философии и структура философского знания. Природа философских проблем.

Проблемное поле философии определяется ее стремлением определить три мировоззренческих проблемы:

Проблема универсума (мира или бытия);

Проблема человека в рамках универсума;

Проблема взаимосвязи человека и мира.

Универсум – научная широкая категория, включающая в себя категории мира и бытия. Изначально философы пытаются сформировать знания о мире, т.е. представить определенную модель бытия. Решали эту проблему поиском первоначала. Уже в древности философы пытаются определить виды и формы бытия. Его конечность или бесконечность.

Проблема человека связана с вечными проблемами философии. Изначально философия анализирует проблемы смысла жизни, судьбы и познавательные способности человека.

Проблема взаимосвязи человека и мира рассматривает все многовариантные взаимоотношения человека с миром, изучает биологические и социальные характеристики человека.

На протяжении всей истории философии предмет исследования постоянно менялся, модифицировался, но эти 3 проблемы всегда оставались центральными.

Структура философии.

Интерес философии был связан с исследованием универсума, который в античной философии понимался как системно-упорядоченная целостность , как идея разумной и прекрасной жизни, которою греки называли «космос» — порядок, украшение. Соответственно первые философы свой интерес обращают к исследованиям природы, т.е. части космоса в которой живет человек.

Изначально философия понимается как натурфилософия, т.е. философия о природе. Уже в античной философии натурфилософия трансформируется в онтологию – учение о фундаментальных принципах бытия. Онтология – важнейший раздел в структуре философского знания. Философское исследование космоса заставило мыслителей задуматься над познавательными способностями человека. В философии формируется учение о познании и знании – гносеология (эпистология).

Античная философия формирует науку о законах правильного мышления, об универсальных формах познания – т.е. логику.

Следующим важным разделом философии является антропология. Антропология изучает человека. Поскольку человек существо сложное в своих проявлениях, то решение вопросов связанных с его познанием занимаются и такие философские дисциплины как: этика, эстетика, политика, психология и др. Если классическая философия пыталась синтезировать все философские дисциплины, то неклассическая отказывается от такой амбициозной задачи.

Существуют различные классификации структуры философского знания. Одна из них: деление философии на теоретическую и практическую. Теоретическая: история философии, логика, онтология, гносеология, аксиология (наука ценностях). Практическая философия: социальная философия, философия техники, философия культуры, философия права.

Современная философия нацелена на развитие специальных знаний, т.е. на практическую философию.

3. Соотношение материального и идеального как универсальная формула любой философской проблемы. Методы философии

Основной вопрос философии не связан с предметом ее исследования, поскольку у каждого философа свое представление о главной проблеме философии. У Бэкона основной вопрос – это поиск метода для улучшения жизни человека. У Камю основной вопрос о смысле жизни.

Однако рамки философствования, направленность философского знания задает проблема соотношения «мышления» к «бытию» (Энгельс), т.к. именно она позволяет нам квалифицировать философское мировоззрение на материалистическое и идеалистическое.

Идеализм – (автор Лейбниц 18в) лучшим представлением идеализма была система Платона. Все явления и предметы материального мира преходящи, возникают, гибнут и изменяются (и поэтому не могут быть подлинно сущими), идеи являются неизменными, неподвижными и вечными. Идеализм (объективный) – учение признающее исходным первичным началом всего существующего дух, идею, сознание, бога… (idea – мысль). Идеализм бывает 2-х разновидностей: объективный (Платон, религиозная философия средневековья. Гегель); субъективный (Юм, Фихте, Мах) считают идеальное внутренней формой человеческого опыта.

Объективный и субъективный идеализм отличаются степенью участия субъекта.

Материализм (термин вводит Лейбниц) – учение признающее исходным материалом всего существующего материю (вещество). Наивный материализм – философия античности. Яркие представители: Фалес — считал, что все сущее происходит из воды. Анаксимен начало всего сущего – воздух; Анаксимандр – первичная субстанция «апейрон» — начало, лишенное границ, т.е. без качественных и количественных характеристик. Апейрон превращается в различные земные стихии.

Вульгарный материализм (Кабанис) – сводит все мыслительные процессы к физиологии (желудок вырабатывает желудочный сок, а мозг — мысли). Механистический материализм – главным свойством материи признается протяженность.

Диалектический материализм (предложен марксистами). Материалистическая диалектика выступает как наука о всеобщей связи и развитии и как всеобщий метод познания и преобразования мира. Диалектики изучает различные виды связей и всеобщие законы развития природы, общества и мышления.

Все представленные выше позиции являются монистическими. Монизм – позиция при которой основой мира является одна субстанция. Позиция, согласно которой в качестве основы мира рассматриваются две равноценные субстанции – дуализм. (Представители Декарт, Аристотель). В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествлял материю с протяжением, или с пространством: только протяжение не зависит от субъективности и обусловлено необходимыми свойствами телесной субстанции.

Однако общая причина движения по Декарту — бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистическое учение Декарта о человеке: в человеке реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с волящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Декарту, взаимодействуют по средствам особого органа — так называемой шишковидной железы.

Плюрализм – в основой мира является множество субстанций. Представитель – Лейбниц.

Проблема метода в философии.

Изначально философия формируется как теоретическое рациональное знание, для которого наиболее значимым является лишь логический аргумент. Античные философы определяли этот метод как универсальное зрение. Несмотря на то, что каждый философ предлагал свой метод исследования (диалектический метод у Сократа и Платона, опытно индуктивный у Бекона, дедуктивный у Декарта) в современной философской литературе, все методы делят на 2 группы: метафизические и диалектические. Метафизический метод –это собственно научный метод исследования природы и социальных объектов. Он возникает в эпоху научной революции 17 века. В этот период научное знание не получило окончательного дисциплинарного оформления, поэтому разрабатываемые методы наименовывались метафизичными или философскими.

Диалектический метод (выяснение истины с помощью спора или диалога) формируется в античной философии в рамках полинимических диалогов Сократа, целью которых были поиск истины в противовес софистическому прагматизму. Вершина развития диалектического метода – философия Гегеля. В современной философии проблема метода утрачивает свое прежнее значение и четкую определенность, поэтому формулировка позиций часто опирается на субъективные позиции авторов. Философия использует только рациональный метод.

4. Философия и наука: проблема научности философии

Философия как самостоятельная дисциплина формируется в единстве с наукой.

1. Философия и наука – это теоретический тип знания, поэтому в разработке своих основных позиций и ученый и философ не просто описывает, а стремиться объяснить мир, действительность, поэтому используют строгий научный язык. формируют основные категории, т.е. главные, всеобщие понятия своей науки. И наука, и философия своей целью ставят достижение истины, как высшей ценности. Философия отличается от науки

2. Философия отличается от науки. Наука исследует реальный мир, а не то, что люди о нем думают. Философия нацелена на исследование не самой действительности, а на анализ мыслей и суждений о реальности. Потому философия часто дает более содержательную характеристику мира, но с другой стороны. Такая характеристика часто бывает субъективной, т.к. отправная точка всякого философствования сам человек. Наука в отличие от философии объясняет то, что существовало реально или будет существовать. А философия нацелена на анализ того, что должно быть. Т.е. человек должен ориентироваться на какие-то нормативы и правильные убеждения. Философия в отличие от науки не опирается на факты. Наука от того и точное знание, что все ее позиции проверены и доказаны. Философия же размышляет над проблемами, которые выходят за рамки нашего опыта. Философия нацеливает нас на идеалы. Философия отличается от науки еще и тем, что на протяжении всего своего развития она демонстрирует плюрализм мнений, взглядов, теорий.

Из всего сказанного не следует делать вывод, что философское знание не способно дать истину. Вероятно, мир недостаточно разнообразен, что разные и даже противоположные позиции могут содержать в себе долю истины.

Философия не может быть наукой всех наук, т.е. стоять над частными дисциплинами, равно как она не может быть одной из частных наук в ряду прочих. Можно передоложить 4 варианта отношения науки и философии:

1. философия включает в себя науку (античный путь развития знания). По Гегелю философия – основа всех наук.

2. философия входит в состав науки (наиболее традиционный).

3. философия и наука разные области знаний (есть мнение, что философия не наука а форма культуры).

4. философия и наука – частично совпадающие области знаний (самый правильный вариант).

Можно ли предположить, что философы различных направлений будут слово в слово повторять положения одной и той же теории, приходить к идентичным выводам и добиваться воспроизводимости суждений? Вряд ли. Философские теории нельзя проверить при помощи опыта или эксперимента, они исключительно зависимы от личности мыслителя, каждая философская система авторизована.

Сам статус научности, предполагает ряд необходимых признаков:

– определение предмета исследования;

– выработка понятийного и категориального аппарата, этому предмету;

– установление фундаментальных законов, присущих данному предмету;

– открытие принципов или создание теории, позволяющей объяснить множество фактов.

Исходя из указанных критериев может ли быть философия причислена к ордену наук? Предмет ее — «всеобщее в системе человек — мир», т.е. обоснование факта самой закономерности бытия. Средства, представленные категориальным аппаратом философии, отвечают самым высоким требованиям, так как обладают статусом всеобщности и необходимости. В рамках философского знания открыт ряд законов и установлены принципы (например законы и принципы диалектики), позволяющие бъяснить развитие природы. Таким образом, философия обладает статусом научности.

5. Философия в современном мире: социокультурный статус и основные функции

Но второй половине XX века в развитии техногенной цивилизации, определяющей стратегии социодинамики современных обществ, обнаружились фундаментальные проблемы и противоречия. Глобальные кризисы (экологич, антрополо-й, социокультурный) заставили критически отнестись к прежним идеалам прогресса и целям социального развития. Сейчас в мире идет поиск новых путей развития, новых человеческих ценностей и мировоззренческих ориентиров, который осуществляется в различных областях человеческой культуры — в науке, искусстве, религии. Существенную роль в этом процессе призвана сыграть философия, поскольку речь идет об изменениях в сфере глубинных оснований человеческого бытия, о новых идеалах и ценностях развития, которые призваны обеспечить стратегию выживания человечества и дальнейшего его самосовершенствования.

В современной философии разрабатываются принципиально новые интерпретации природного и социального мира, обосновываются новые цели и идеалы человеческой деятельности и общения, разрабатываются новые перспективы самого человека. Предпосылки для формирования этих мировоззренческих ориентации создаются внутри самой техногенной цивилизации и связаны с ее изменением от индустриальной к постиндустриальной фазе развития. При этом особое значение приобретают следующие тенденции социодинамики: а) становление глобальной цивилизации и взаимодействие различных культур и стилей жизни; б) кризис прежних идеалов господства и подчинения, ориентированных ил силовое преобразование природы и общества; в) формирование этики ненасилия и культуры общечеловеческих ценностей; г) радикальные изменения и сфере науки и научной рациональности, направленные на создание гибких и человекоразмерных технологий деятельности и методологий мышления.

Большую роль в развитии общества стала играть техника, возникает особое понимание связи человека и техники, трактовки самой эволюции человека – человек как технологичекое существо, преобразующее мир. И в то же время новое общество квалифицируется не только как общество знания, информации, услуг, но и как общество риска, угроз, страха, небезопасности (У. Бек «Общество риска»,1986). Отмечается исчезновение традиционных социальных форм, что ведет к размыванию понятий (мораль, нравственность и др.), социальных ценностей (семья, брак, труд, образование) и распаду социальных связей. Другие аспекты: «анклавизация», соц. расслоение, стандартизация и унификация форм существования (общество, лишенное общности).

В условиях современной цивилизации сохранилась общая функциональная структура философии, однако содержание некоторых функций претерпело некоторые изменения (мировоззренческие, социальные, методологической и др.).

С точки зрения классического подхода можно выделить следующие функции философии:

Мировоззренческая функция – философия предлагает систему категорий, выражающих фундаментальные принципы бытия, в том числе и специфику существования человека;

Аксиологическая функция — определения ценностей жизни, системы нравственных, гуманистических принципов и идеалов, смысла жизни человека. Здесь важно отметить, что ценностный аспект философии развивается вместе с ней из эпохи в эпоху;

Методологическая функция — философия вооружает конкретные науки мыслительным орудием познания мира и являет собой всеобщий метод, а также образует методологическую основу для каждой научной дисциплины, достигшей высот самосознания;

Гносеологическая функция — разрабатывает теорию познания, раскрывает закономерности возникновения, функционирования и развития познавательной деятельности человека, исследует формы движения к истине, пути и средства проверки полученных данных.

Также выделяют координационно-интегративную (объед. науки), плюралистическую, культурно-творческую и др. функции.

6. Бытие как философская категория. Основные формы бытия и их взаимосвязь

БЫТИЕ — философская категория, обозначающая существующий независимо от сознания объективный мир, материю. В самом широком смысле слова бытие есть всеохватывающая реальность, предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Категория бытие — одна из самых древних философских категорий.

Учение о бытии — онтология — одна из центральных проблем философии. Онтология – учение о бытии. Важнейшая часть филосовского знания. Термин «онтология» появился в 17 веке, однако философские знания о бытии формировались уже в рамках античности. Первоначально бытие понималось античными философами как предельно-обобщенная характеристика того, что присуще всему миру. Открывает бытие для философии представитель элейской школы Парменид. Заявил, что главная цель его философии – сущее, единое, изучить это единое. Уже античные авторы решая проблему бытия опирались на субстанциональный вариант его объяснения., т.е. на поиск первоначала. В рамках решения такого варианта античной проблемы, философы объясняли мир через некое первоначало. Здесь понятие субстанции совпадает с понятием первоначала. Представители такого понимания бытия – все философы натуралисты (Фалес, Анаксемандр, Анаксимен, и др.). Так, Фалес «началом всех вещей» считал воду. У Гераклита, постоянно меняющееся бытие напрямую связано со своей основной субстанцией – огнем. Онтологическая проблематика в философской теории трактуется с точки зрения либо монизма, либо дуализма, либо плюрализма.

Монизм – позиция при которой основой мира является одна субстанция. Позиция, согласно которой в качестве основы мира рассматриваются две равноценные субстанции – дуализм. (Представители Декарт, Аристотель). В зависимости от математических и физических исследований Декарта сложилось его учение о материи, или о телесной субстанции. Декарт отождествлял материю с протяжением, или с пространством: только протяжение не зависит от субъективности и обусловлено необходимыми свойствами телесной субстанции.

Однако общая причина движения по Декарту — бог; он сотворил материю вместе с движением и покоем и сохраняет в ней одно и то же количество движения и покоя. Также дуалистическое учение Декарта о человеке: в человеке реально связаны бездушный и безжизненный телесный механизм с волящей и мыслящей душой. Разнородные тело и душа, по Декарту, взаимодействуют по средствам особого органа — так называемой шишковидной железы.

Плюрализм – в основой мира является множество субстанций. Представитель – Лейбниц.

Впервые классифицировал бытие Аристотель. Он рассматривал бытие как потенцию или акт. У бытия два уровня: потенциальное и актуальное. Человек сталкивается в своем существовании с двумя видами реальности. Одна из них субъективная реальность (идеальное). Вторая объективная (мир вещей вокруг нас, природа). Таким образом бытие это совокупность объективной и субъективной реальности. В конечном итоге центром которой является человек, т.к. он и есть точка пересечения субъективной и объективной реальности.

Диалектико-материалистическая философия выделяет сферы бытия:

– Универсум (космос). Эту сферу еще называют первой природой.

– Мир. Это та часть универсума, которую осваивает человек. Вторая природа.

– Социум. Область общественного бытия.

– сфера человека. Совокупный микрокосмос. Это идея в единстве общих и особенных качеств.

Выделяют различающиеся, но и взаимосвязанные основные формы (виды) бытия:

1) бытие вещей , процессов, которое в свою очередь делится на:

– бытие вещей и процессов, как целого; – бытие вещей и процессов, произведенных человеком;

2) бытие духовного (идеального), которое делится на

– бытие духовного мира человека; – бытие объективированного идеального ( науки, языка)

3) бытие человека, которое делится на:

– бытие человека в мире вещей; – бытие человека как представителя определенного мира;

4) бытие социального, которое делится на

– бытие человека в обществе; – бытие общества.

Возникновение той или иной формы бытия – есть результат перехода от одной формы бытия в другую. Какие бы формы бытия мы не рассматривали, все они имеют своим предельным основанием, своей субстанцией материю.

Первый аспект проблемы Бытия . — ответы на вопросы “Что существует? — Мир. Где существует? — Здесь и везде. Как долго? — Теперь и всегда: мир был, есть и будет. Как долго существуют отдельные вещи, организмы, люди, их жизнедеятельность?”

Второй аспект связан с вопросом о единстве мира: мир существует как непреходящее единство и не зависит от воли человека. Природа, человек, мысли, идеи, различные по формам своего существования, образуют единство бесконечного, непреходящего мира.

Третий аспект связан с тем, что мир в целом и все, что в нем существует — это действительность, которая имеет внутреннюю логику своего существования, развития. Философии фиксирует не просто существование вещи (человека, идеи, мира в целом), а более сложную связь всеобщего характера: предметы (люди, состояния) вместе с их свойствами, особенностями существую и тем самым объединяются со всем тем, что существует в мире. Все конкретные формы Бытия., например, звезды, растения, животные, как бы возникают из небытия и становятся наличным актуальным бытием. Но Бытие сущего сколько бы оно ни продолжалось приходит к концу и возвращается в небытие, утрачивая данную форму Бытия. Диалектика и заключается в том, что переход в небытие есть уничтожение данного вида Бытия и превращение, становление его в иной форме.

7. Бытие и материя. Представления о материи в философском и научном познании

Понятие «материя» прошло несколько этапов в своем историческом развитии. Первый этап — этап наглядно-чувственного ее представления в древнегреческих философских учениях (Фалеса, Анаксимена, Гераклита и др.). В основу мира полагались те или иные природные стихии: вода, воздух, огонь и т.п. Все существующее считалось модификацией этих стихий.

Второй этап — этап вещественно-субстрактного представления. Материя отождествлялась с веществом, с атомами, с комплексами их свойств, в том числе со свойством неделимости (Бекон, Локк). Наибольшее развитие такое физикалистское понимание материи достигло в трудах французских материалистов 18 в. Ламетри, Гельвеция, Гольбаха. По сути, материалистическая философия 17 — 18 в. Трансформировала понятие «бытия» в понятие «материя». В условиях, когда наука поколебала веру в Бога, как Абсолюта и гаранта бытия озабоченность человека об основаниях существования мифа снималась в категории «материя». С помощью ее обосновывалось как истинно сущее бытие природного мира, который был объявлен самодостаточным, вечным, несотворимым, не нуждающимся в своем обосновании. Как вещество материя обладала свойством протяженность, непроницаемости, тяжести, массой, как субстанция — атрибутами движения, пространства времени, и наконец способностью вызывать ощущения ( Гольбах ).

Третий этап — философско-гносеологическое представление о материи. Сформировалась оно в условиях кризиса естествознания в начале ХХ века. Рентгеновские опровергли идеи о непроницаемости материи; электроизлучение урана; радиоактивный распад атомов — разрушили идею о неделимости атома, как первооснову понятия «поля» описывало новое состояние материи отличное от вещества.

Идея неделимого атома, первокирпичика — рухнула. Разрушение атомистическо-механической картины мира было названо «кризисом в физике». Рушиться наука, поскольку «материя исчезает» считали ученые того периода. Им возражал В.И.Ленин. Он говорил, рушиться не наука, а старый предел понимания мира. Картина мира усложнилась, следовательно наука испытывает кризис, а с него и материалистическая философия.

Выход нашелся в образе квантово-механической картины мира в естествознании и диалектико-материалистического понимания материи философии.

Материя стала трактоваться как всякая объективная реальность как данная человеку в его ощущениях, которые копируются, фотографируются, отображаются нашими ощущениями, существуя независимо от них. В этом определении признак существования отдается исключительно самим конкретно-чувственным веществам. А такая позиция, есть позиция науки. Наука и материализм имеет одно и то же понимание бытия: оно отождествляется с существованием чувственных вещей, а функция обоснования их бытия приписывается материи. В этом и методологическое значение определения. Названная нами формулировка определения материи называется гносеологическим, поскольку содержит элемент связи объективной реальности с сознанием, свидетельствует о производности сознания. При этом такое понимание материи не может устареть, поскольку не связано жестко с конкретным строением материи, но и неспособна охватить все многообразие понятия материи. Такое многообразие раскрывает рассмотрение материи в субстанциональном аспекте.

В этом случае атрибутами (неотъемлемыми свойствами материи являются: структурность, системность, воздействие, движение, самоорганизация, пространства, время и отражения ).

Все объекты материального мира, как и духовного могут быть рассмотрены как системы. Материальные системы — это системы предметов, объекты вещей. Духовная система — это система ценностей идеалов.

Структурность – внутренняя расчлененность реального мира.

Материальный мир делится на три сферы: неживая природа, живая природа и социум (или типы материальных систем : неорганическую, органическую и социальную).

Неживая природа представлена уровнями:

а) субмикроэлемнтарный;

б) микроэлементарный;

в) ядерный;

г) атомарный;

д) молекулярный;

е) макротел (соизмеримых человеку величин);

ж) планет;

з) систем планет;

и) галактик;

к) систем галактик;

л) метагалактик;

м) вселенной, мира в целом.

Живая природа имеет свои уровни :

а) доклеточный (ДНК,РНК,белки);

б) клеточный – клетки;

в) многоклеточный – многоклеточные организмы;

г) надорганизменный – виды популяции, биоценозы, биосфера.

В рамках биосферы начинает развиваться свободный тип материальной системы – человеческое общество.

8. Системно-структурная организация бытия

Определяя фундаментальные свойства бытия, стоит проанализировать такие понятия как часть, целое, элемент, структура, система. В рамках истории философии проблема структуры бытия решалась через анализ части и целого, что привело к оформлению 2-х альтернативных позиций: мерзим и холизм. Меризм (гр. meros – часть) – опирается на следующий тезис: свойства целого объяснимы через свойства составляющих его элементов. Холизм же отрицает этот тезис и утверждает, что нельзя без потерь анализировать целое с точки зрения его частей. Это часто формулируется так: целое больше суммы своих частей. Холизм абсолютизирует целое, провозглашая его «последней реальностью универсума». поведение большей единицы.

Вместе с тем, не только теоретически, но и на экспериментальном материале была показана ограниченность этих двух концепций. В случае сложноорганизованных объектов оказалось, что целое несводимо к сумме частей, да и части не раскрывают себя вне взаимодействия с другими частями, вне целого. Простой и очевидный пример: деление организмов на мужские и женские особи. Была раскрыта и недостаточность формулы «целое больше суммы частей» как исходящей из предположения о простой суммарности свойств, образующих целое.

Решение проблемы соотношения части и целого состоит в признании того, что целое является качественно новым образованием. Оно характеризуется свойствами, не присущими отдельным частям (элементам), но возникающими в результате их взаимодействия. И поскольку нет части вне целого (в таком случае они просто элементы), как и целого без части, то познание целого и части осуществляется одновременно. Выделяя части, мы анализируем их как компоненты данного целого. Сократ философствовал: лицо связывает в единое целое свои части — губы, рот, нос, глаза, уши, подбородок, щеки. И как бы ни различались по виду и функциям все части лица, как бы ни были сходны, сами по себе они не образуют лица. Лицо есть нечто единое, целое. Аристотель полагал, что части тела только тогда имеют смысл, когда способствуют функционирования всего организма человека.

В 20-е годы 20 века А.А. Богданов (настоящая фамилия Малиновский) разработал учение – тектология («Всеобщая организационная наука». Впервые была высказана мысль о том, что все существующие объекты и процессы имеют определенную степень, уровень организованности. В 50 годы 20 века оформился системный подход. Философские аспекты системного подхода выражаются в принципе системности, содержание которого раскрывается в понятиях целостности, структурности, взаимозависимости системы и среды, иерархичности, множественности описания каждой системы и др. Понятие целостности отображает принципиальную несводимость свойств системы к сумме свойств составляющих ее элементов и невыводимость из последних свойств целого и вместе с тем зависимость каждого элемента, свойства и отношения системы от его места, функций и т.д. внутри целого.

В понятии структурности фиксируется тот факт, что поведение системы обусловлено не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры, и что существует возможность описания системы через установление ее структуры. Взаимозависимость системы и среды означает, что система формирует и проявляет свои свойства в постоянном взаимодействии со средой, оставаясь при этом ведущим активным компонентом взаимодействия. Понятие иерархичности ориентирует на то, что каждый элемент системы может рассматриваться как система, а исследуемая в данном случае система является одним из элементов более широкой системы. При системном подходе индивидуальные, отдельные объекты рассматриваются как элементы определенных систем, т.е. их бытие и свойства ставятся в зависимость от других элементов этих систем. В то же время изучение объектов включает в себя и знание того, какие системы могут образовывать эти объекты и какое влияние они оказывают на жизнедеятельность таких систем.

При самом общем подходе можно разграничить два класса систем— суммативные и целостные.

Примеры суммаций — штабель досок и т.п. Об этих совокупностях нельзя сказать, что они бессистемны, хотя их системность слабо выражена и близка к нулю; трудно определить, что выступает в них в качестве элементов; элементы обладают значительной автономностью по отношению друг к другу и к самой системе; связи между ними внешние, несущественные, преимущественно случайные; качество системы практически равно сумме качеств (или свойств) ее составных компонентов, взятых изолированно друг от друга. Своеобразие элементов таких образований позволяет исключать значительную их часть или, наоборот, добавлять к имеющимся новые компоненты без сколько-нибудь существенного изменения общего качества такой системы; но именно тот факт, что количественные изменения имеют здесь границу, т. е. меру наличного бытия, дает основание говорить о существующей взаимозависимости компонентов и системы, об элементной основе системы и, в частности, о необходимости дальнейшей разработки понятия «элемент», его уточнении.

Второй класс системных образований и есть, класс целостных систем. Представление о целостности изучаемой системы выступает исходным пунктом системного подхода. В них четко выражены элементность состава, зависимость существования системы от каждого элемента и, наоборот, зависимость элементов от системы, от ее общих свойств. В результате взаимодействия элементов (по сравнению с суммациями более значительными и существенными для бытия системы) внутренние связи таких систем оказываются намного прочнее и стабильнее внешних. Свойства такой системы принципиально новые по сравнению с теми, что имеются у ее элементов, а нередко и прямо противоположные (например, свойства Н2О и свойства отдельно взятых атомов Н и О).

Существует множество целостных материальных систем, подразделяемых на типы по разным основаниям; по характеру обмена со средой — открытые, закрытые; по степени организации — простые и сложные. и т.д. Остановимся, однако, на следующих двух типах материальных целостных систем — закрытых и открытых. Закрытые – отсутствует взаимосвязь с внешней средой. Открытым систем присуще обменные процессы с внешней средой (вещественные, энергетические, информационные). Для таких систем характерна способность к самоорганизации. Современной теорией самоорганизации является синергетика. Синергетика уточняет законы системного функционирования и системной эволюции. В рамках структуризации материального мира системный подход предполагает деление бытия на живую и неживую природу, а так же общество.

9. Динамическая и пространственно-временная организация материального мира

Под динамической организацией бытия понимают способность мира и материи изменяться. Изменении рассматривается через взаимодействие, движение и развитие. Взаимодействие следует понимать как изменение воздействующих друг на друга объектов. Движение – любое изменение материальной системы. Развитие – изменение, носящее качественный характер, отличается направленностью и необратимостью.

Проблемы движения (сущность движения, его познаваемость, соотношение движения и покоя и т. д.) всегда ставились в философии очень остро и решались весьма неоднозначно. Представители милетской школы и Гераклит трактовали движение как возникновение и уничтожение вещей, как бесконечное становление всего сущего. Именно Гераклиту принадлежит известное высказывание о том, что нельзя в одну реку войти дважды, и о том, что все течет и все изменяется. Обратив внимание на изменчивый характер бытия, философы данного направления отодвинули на второй план момент его устойчивости. Однако именно момент неподвижности, устойчивости бытия оказался в центре противоположного учения, созданного элеатской школой (Ксенофан, Парменид, Зенон). У Парменида бытие неподвижно и едино, оно замкнуто само в себе «в пределах оков величайших».

Развивая эту идею своего учителя, Зенон разработал целую систему доказательств того, что движения в действительности нет.. Апория («Стрела»). Чтобы преодолеть расстояние, стрела должна побывать во всех точках, из которых оно состоит. Но быть в данной точке — значит покоиться в ней, занимать в ней место. Получается, что движение есть сумма состояний покоя. Своеобразный итог спорам подвел Аристотель. Аристотель говорит, что движение должно рассматриваться как процесс возникновения, уничтожения, а так же перемещения тел в пространстве. Такое понимание движения существует до 18 века.

Представление о движении как о способе существования материи наглядно раскрывается при рассмотрении материальных объектов как систем. Именно благодаря тому, что между элементами системы существует определенный тип взаимодействия, вещь или процесс существуют как таковые. Например, агрегатное состояние вещества отличается характером движения молекул. В твердых телах молекулы совершают колебательные движения в узлах кристаллической решетки. Если сообщенная телу тепловая энергия приводит молекулы во вращательное движение, твердое тело превращается в жидкость. Газообразное состояние обуславливается хаотическим движением молекул. Мало сказать, что движение и материя связаны. Движение неотделимо от материи. Ни материя без движения, ни движение без материи не существуют. Если бы мы попытались представить какой либо предмет без движения и взаимодействия, то такой предмет бы не чем себя не обнаруживал, не имел бы свойств. Движение не просто присутствует в материи, оно внутренне присуще ей.

В современной философии развитие представляется многомерным и инвариантным. Речь как правило идет о проблемах роста, т.е. это особые процессы изменения, носящие ризомный характер (движение во всех направлениях сразу). Это отрицание однолинейности (прогресса или регресса) в развитии, убеждение в том что оно возможно в любом направлении, во все стороны.

Классификация форм движения: механистическая, физическая, химическая, биологическая, социальная.

Раличают следующие модели развития: эволюционистская (Г. Спенсер), «эмерджентизма» или «творческой эволюции» (Л. Морган, А. Бергсон), натуралистическая (вт. пол. 19 в.), диалектико-материалистическая (марксизм), синергетическая (И. Пригожин, Г. Хакен, С. Курдюмов, А. Самарский и др.).

В модели развития, выдвинутой Г. Спенсером (1820-1903), обосновывалось положение о всеобщей постепенной эволюции природы, в основе которой «лежит процесс механического перераспределения частиц материи, а сама эволюция идет в направлении от однородности к разнородности». Суть моделей «творческой эволюции» или «эмерджентизма» (Л. Морган, А. Бергсон) заключалась, наоборот, в абсолютизации момента скачков, характерного для развития общества. Возникающее при этом новое качество объявлялось несводимым к предшествующему и выступало «результатом внутренней «творческой силы», по-разному называемой и по-разному истолковываемой». Человек не может предсказать наступление нового качества, в результате оказывается, что действительность функционирует как система спонтанно образованных уровней. Натуралистская модель, характерная для второй половины XIX в., иногда обозначается еще как стихийная диалектика естествоиспытателей. Она основана на абсолютизации частнонаучного понимания эволюции (например, биологической), которое затем распространяется на объяснение мира в целом. Вершиной в построении диалектической модели развития и проведения принципа развития была и остается концепция Гегеля. Большинство концепций диалектики в той или иной форме основаны на модели Гегеля или ее основных принципах. Гегель сформулировал основные законы диалектики — «закон отрицания отрицания», «закон перехода количества в качество», «закон единства и борьбы противоположностей». Любой предмет или явление развиваются согласно этим законам: «Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признается ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текучая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой; и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого». Синергетическая модель развития рассматривает развитие как борьбу двух противоположных тенденций: организации и дезорганизации. При этом удобно их рассматривать в связи с понятием энтропии. С помощью энтропии стало возможным оценивать количественно такие понятия, как «хаос» и «порядок». Информация и энтропия связаны потому, что они характеризуют реальную действительность с точки зрения упорядоченности и хаоса (информация – мера упорядоченности, энтропия – мера хаоса). Если система эволюционирует в направлении упорядоченности, то ее энтропия уменьшается. Но это требует целенаправленных усилий, внесения информации, т.е. управления.

Классификация форм движения материи по Энгельсу: механ., физич., хим., биол., социальное. В основу классификации положены след. принципы: 1) формы движения соотносимы с определенным материальным уровнем организации материи (неживую природу хар-ет взаимосвязь физ-х и хим-х форм движения, живую – биологическая, общество – социальная); 2) мужду формами движения сущ-ет генетическая связь, т.е. высшая форма движения возникает на базе низших форм; 3) высшие формы движения качественно специфичны и несводимы к низшим.

Пространственно-временная организация бытия

Существует 2 основные позиции в трактовке проблемы пространства и времени: субстанциональная (Кант, Гегель, Ньютон). В рамках этой позиции пространство и время понимаются как универсальные и абсолютные формы бытия. Т.е. пространство и время существуют даже без существования мира. Вторая – реляционная – (Аристотель, Лейбниц, Марксизм): пространство и время понимаются как формы отношения между объектами, являются процессами. Т.е. пространство и время не существуют вне объекта.

В настоящее время в философской литературе определились несколько значений, в которых употребляются понятия пространства и времени: наиболее распространенные значения реальное, перцептуальное и концептуальное пространство и время. Под реальным пространством и временем понимаются условия сосуществования и смены состояний материальных объектов и явлений. Перцептуальные пространство и время суть условия сосуществования и смены наших ощущений и других психических актов субъекта. Концептуальные же пространство и время представляют собой абстрактные математические структуры, которые могут моделировать реальные пространственно-временные отношения. Перцептуальные пространство и время отражают реальное пространство и время на уровне чувственного опыта индивидуума. На рациональном же уровне познания отражением реального пространства и времени выступают концептуальные пространство и время. При изучении роли и места понятий пространства и времени в структуре физической теории интерес представляют в первую очередь концептуальные пространство и время как элементы теоретического знания.

Исключительно физическая интерпретация времени не удовлетворяет естествознание по многим параметрам. Прежде всего, современных ученых не устраивает так называемый физический контекст представлений о времени, которое измеряется физическими часами. Не случайно ученые вынуждены вводить специфицированные относительно разных областей понятия времени, которые отражают существенные характеристики именно данной области материальной действительности. Например, для биологии специфика пространства связана с иной организацией биологической системы, в которой, к примеру, существенное значение имеет асимметричность расположения органических молекул, которая на более высоком эволюционном уровне проявится в асимметрии правого и левого полушарий головного мозга человека. Пространство черепной коробки жестко определяет организацию головного мозга. Кроме того, если рассматривать пространство как некий пустой объем, то в биологических системах его наполнение организовано вполне определенным образом. Если, например, в геометрическом пространстве кратчайшим соединением между двумя точками выступает прямая, то здесь кратчайший путь передачи взаимодействия (информации) может представлять собой кривую.Биологическое время обладает своей спецификой еще и потому, что невозможно описать временные процессы живых систем физическими характеристиками времени. Если в физике необратимость проявляется как наибольшая вероятность перехода системы в иное состояние, то в биологических системах необратимость выступает как универсальное и абсолютное свойство. Изменяется в биологии и понимание настоящего. Биологическое настоящее может быть разной продолжительности, в отличие от физического времени, что позволяет говорить о специфике «толщины» времени. Кроме того, так как прошлое, настоящее и будущее сосуществуют в едином организме, то можно говорить, что физическое настоящее делит биологическое настоящее на «память» и «целенаправленное поведение». В биологии также выявляется ключевое значение биологических ритмов, генетически заданных человеку (как и любой другой биологической системе), по которым происходят внутренние процессы жизнедеятельности организма. Даже в нашей обыденной жизни мы сталкиваемся с внутренним чувством времени (своеобразные биологические часы), основанном на физиологических циклах организма.Сравнение ступеней возраста организмов позволяет сделать вывод о соответствии качественного состояния организма параметрам физического времени, когда увеличение возраста на равномерной шкале физического времени сопровождается неравномерным (нефизическим) уменьшением органического времени. Для человека столь же существенным является сам факт субъективного переживания времени. Так, если вы заняты каким-то делом и день пролетает для вас быстро, значит, он наполнен событиями. Зато по прошествии некоторого времени, вспоминая все эти события, вы как бы растягиваете прошедшее время, вам есть что вспомнить. И напротив, если день мучительно тянется от безделья и отсутствия значимых событий, то по прошествии некоторого времени вам нечего вспомнить, и тогда говорят о том, что время прошло незаметно.

10. Динамизм бытия и понятие развития. Движение и развитие

Принцип глобального эволюционизма является одной из фундаментальных составляющих современной научной картины мира и тех методологических стратегий, которые позволяют трактовать неорганические, органические и социокультурные системы как сложно структурированные и развивающиеся комплексы. Концепция универсального, или глобального, эволюционизма сложилась и получила достаточно широкое признание в последней трети XX столетия. Согласно этой концепции, системные объекты различной природы, как и мир в целом, находятся в состоянии динамических взаимодействий и постоянной нестабильности. В результате не только биологические и социальные системы, но и физические объекты, включая Метагалактику, рассматриваются как эволюционирующие, изменяющиеся во времени объекты. «Стрела времени» становится универсальным философско-методологическим конструктом в этой динамической картине мира, привнося в нее дух перманентных потрясений и преобразований. Радикальность такого нового взгляда на мир становится в полной мере понятной тогда, когда мы окинем ретроспективным взглядом многовековую историю научного и философского познания.

Начиная с первых мифопоэтических представлений о природе Космоса и вплоть до космологической модели А. Эйнштейна, постулат постоянства мира во времени оставался незыблемым. И только к середине XX столетия принцип развития начинает активно ассимилироваться в физическом познании, к концу века все более осязаемо обретая очертания глобального эволюционизма.

Уже первичные мифологические и философские интуиции древних мыслителей пронизаны представлениями об универсальной изменчивости мира. В них отражаются реальные процессы изменений, характерные для явлений неживой и органической природы, социальной жизни и духовного творчества. Попытки осмысления этих процессов динамики и изменений явлений окружающего мира стимулировали становление особого стиля мышления, в котором наряду с идеей устойчивости и гармонии бытия присутствовала и интенция мыслить реальность как перманентно изменяющуюся и пребывающую в непрестанном движении. Так, уже в философии Гераклита из Эфеса идея всеобщей изменчивости мира обретает статус конститутивного принципа и выражается через образ потока, течения всего сущего. Этот смыслообраз потока означает по существу образно-эмоциональное описание универсального процесса изменений в его системной и внутренне противоречивой природе, еще понятийно не оформленное. Так возникает традиция умозрительного, или философского, обоснования идеи динамической организации бытия. Наиболее полно эта традиция находит свое отражение в диалектике — специфическом философском учении о движении, изменении и становлении всего сущего. С момента своего зарождения диалектика уделяет особое внимание описанию и объяснению сложной противоречивой природы процессов движения. Причем референтами этих процессов являются не только объекты и предметы материального мира, но и феномены идеальной сферы: понятия, идеи, концепции. Именно потому сам нынешний термин «диалектика» происходит от древнегреческого, означающего искусство вести беседу или спор. Здесь очевидно присутствует акцент на подвижность, изменчивость и текучесть языка.

11. Движение и развитие в различных исторических формах диалектической философии

Принято выделять несколько важнейших этапов развития диалектических учений в истории философии. Как правило, к ним относят: античную диалектику; диалектику немецкой классической философии; материалистическую диалектику, представленную в рамках марксистско-ленинской философии; диалектические идеи и концепции, разработанные в трудах представителей постклассической философии.

По мнению Гегеля, подлинным изобретателем диалектики в античной философии явился Платон. Именно в его учении диалектика впервые встречается в свободной и объективно обоснованной форме диалогического движения мысли. Множество диалектических идей и стихийных догадок о вечном изменении и движении всего сущего как противоречивом потоке бытия содержалось в философских прозрениях элеатов (Ксенофан, Парменид, Зенон), Гераклита и других философов античности.

Именно в философии Аристотеля диалектика впервые обретает статус целостного учения о категориях, в системной совокупности которых отражаются взаимосвязь и внутренне противоречивая природа движения всего сущего.

Таким образом, в древнегреческой философии достаточно убедительно развивается диалектический взгляд на мир и на основе умозрения формируется исторически первая версия диалектической философии.

Особый интерес к разработке диалектического метода мышления возникает в немецкой классической философии, в рамках которой разрабатывается вторая историческая форма диалектики. У ее истоков стоял И. Кант, автор концепции т.н. трансцендентальной диалектики, которая убедительно обосновала теоретическую несостоятельность догматической метафизики как метода мышления. Диалектика у И. Канта становится неотъемлемым атрибутом познавательной деятельности философского разума, однако в ней преобладает отрицательная интенция, столь ярко продемонстрированная Кантом в его учении об антиномиях чистого разума. В итоге кантовская версия диалектики оказывается отрицательной и не приводит к идее постижения противоречий развивающихся объектов в мышлении.

Работу по обоснованию диалектической природы развивающегося духа продолжили И. Фихте и Ф. Шеллинг. Но лишь в философии Г. Гегеля диалектика обретает свой подлинно аутентичный вид и разрабатывается в последовательной и целостной форме универсальной теории развития. Гегель впервые в истории мировой философии представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении и развитии. Он построил грандиозную систему философско-теоретического знания, которая призвана была в форме философско-категориальных определений выразить логику становления и развития природы, общества и человеческого познания. Однако гегелевская концепция диалектики была развита на объективно-идеалистической основе, которая предполагала последовательное обособление духа от предметно-чувственного мира природы, социальной жизни и истории. Это обстоятельство определило глубоко спекулятивный характер гегелевской диалектики. Подлинной субстанцией развития у него оказывается постулированный безо всякого рационального обоснования Абсолютный дух, который в процессе своего исторического развития порождает природу, а затем и человеческую субъективность. Философским смыслом всех этих спекулятивных допущений являлась онтологизация мысли, которая произвольно трактовалась как вечная и объективно существующая духовная субстанция мира. Эта исходная философско-мировоззренческая предпосылка гегелевской диалектики была существенно конкретизирована в двух фундаментальных принципах его философии:

а)принцип единства диалектики, логики и теории познания, в котором конкретно воплощался тезис о тождестве бытия и мышления в гегелевской его интерпретации;

б)принцип телеологической природы развития, который был призван объяснить механизм начала развития Абсолютного духа посредством развертывания имманентной для него цели, направленной на рефлексию и самопознание.

Принципиально идеалистический характер гегелевской диалектики и характерные для нее приемы спекулятивного философствования были подвергнуты резкой критике в процессе последующего развития европейской философии (X. Хенгстенберг, К. Эшенмайер, Ф. Якоби и др.). Критике панлогизма немецкого диалектика посвящено множество страниц философских сочинений А. Шопенгауэра, С. Кьеркегора, Л. Фейербаха и других известных философов той эпохи. Но наиболее последовательной и конструктивной эта критика спекулятивно-идеалистической природы гегелевской философии оказалась тогда, когда К. Маркс и Ф. Энгельс на ее основе сформулировали программу позитивной разработки теории материалистической диалектики. Однако обоснование и развитие такой теории не могло реализоваться в русле мировоззренческих постулатов философской антропологии Фейербаха. Оно стало возможным лишь на почве марксистской философии, в связи с обоснованием материалистического понимания истории. Так возникает и концептуально оформляется третья историческая форма диалектики, которая является универсальной философской теорией развития и эффективным методом познания сложных развивающихся систем органической, неорганической и социальной природы.

Материалистическая диалектика является важнейшим теоретическим компонентом в системе философии марксизма и представляет собой учение о всеобщей связи и развитии природы, человеческого общества и мышления. Как философская теория материалистическая диалектика включает в свой состав три базовых содержательных компонента. К ним относятся принципы, законы и категории. В качестве основных принципов выделяют: а) принцип материального единства мира; б) принцип всеобщей связи; в) принцип развития.

Законы материалистической диалектики являют собой такой компонент в ее содержании, который позволяет корректно проинтерпретировать основные мировоззренческие вопросы, связанные с пониманием развития как формы необратимого, направленного и качественного изменения сложноорганизованных системных объектов.

Закон единства и борьбы противоположностей отвечает на вопрос об источниках и движущих силах развития, трактуя их как имманентный процесс развертывания внутренних диалектических противоречий изменяющихся систем.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений характеризует развитие как единство континуальности и дискретности, прерывности и непрерывности, раскрывая, таким образом, механизм этого процесса.

Закон отрицания позволяет теоретически выразить общую структуру, прогрессивную направленность и форму реализации целостных циклов развития изменяющихся объектов.

В качестве важнейших категорий материалистической диалектики обычно выделяют: общее — особенное — единичное; содержание и форму; необходимость и случайность; причину и следствие; сущность и явление и др. Каждая из этих категорий, а также их системная совокупность позволяют задавать философско-теоретическое пространство интерпретации развивающихся систем в различных функциональных и предметно-содержательных аспектах их существования и познания.

Итак, история диалектики убедительно свидетельствует о том, что эволюционно-динамическая парадигма мышления является фундаментальной составляющей мирового философского процесса. На протяжении многих столетий в специфических формах философской рефлексии нарабатывались идеи и категориальные схемы, посредством которых представления о всеобщей связи, развитии, динамике материальных и духовных явлений становились неотъемлемым компонентом культуры и просвещенного сознания. Именно философия, проделав эту гигантскую интеллектуальную работу, создала необходимые предпосылки для осмысления проблемы развития в естественнонаучном и социально-гуманитарном познании.

12. модели развития в ест-научном и соц-гуман. знании

Становление эволюционных идей в науке осуществлялось на протяжении достаточно длительного времени. С разной степенью интенсивности и в различных контекстах эти идеи обнаруживают себя в развитии биологии, геологии, палеонтологии, психологии, социологии и других научных дисциплин. Безусловным лидером в этом отношении является биологическое познание. Именно в биологии принцип развития получил наиболее полную и фундаментальную разработку.

Одна из первых попыток создания целостной эволюционной теории принадлежит Ж-Б. Ламарку(«Философия зоологии» (1809)). Согласно Ламарку, природе свойственно стремление к постоянному совершенствованию своих форм, осуществляющемуся посредством наследования организмами благоприобретенных свойств. Он располагал живые организмы в определенном порядке, выстраивая их иерархию от простого к сложному. Эволюционные идеи Ламарка оказали значительное влияние на последующее развитие естествознания — в частности, геологии.

Подлинное торжество эволюционных представлений применительно к живой природе обнаруживается лишь у Ч. Дарвина. Именно в теории Дарвина впервые на научных принципах обосновывается целостная концепция эволюции органической жизни, вскрываются движущие силы тех изменений, которые происходят в живой природе. В знаменитом сочинении «Происхождение видов путем естественного отбора» (1859) Дарвин раскрывает важнейшие эволюционные механизмы: изменчивость, наследственность, естественный отбор.

Изменчивость трактуется как атрибутивное свойство живого существовать в широком наборе форм, вариантов, модификаций. В силу этого обеспечивается потенциальная возможность разнообразных переходов от одной формы к другой, которые в итоге создают динамическую напряженность и приводят к мутациям — случайным изменениям в характеристиках биологических видов. Причинами мутаций могут быть космические излучения, химические и геологические воздействия, климатические факторы и иные изменения в окружающей среде. Чаще всего под их воздействием живые организмы погибают либо получают новые признаки, не улучшающие возможностей адаптироваться к изменившимся условиям существования. Лишь очень незначительная часть организмов приобретает такие новые свойства, с которыми получает шанс стать исходной основой нового вида.

Наследственность — свойство живых организмов сохранять материальную и функциональную преемственность между поколениями, вследствие чего в живой природе устанавливается непрерывная и направленная линия изменений организмов, обеспечивается нарастание и аккумуляция положительных признаков. Дарвин отмечает, что благодаря этому свойству эволюция живых существ не происходит в форме резких и радикальных изменений, а, наоборот, осуществляется только короткими и медленными шагами. Отсюда правило: природа не делает скачков.

Естественный отбор — основной движущий фактор биологической эволюции. Он выступает необходимым следствием непрерывной борьбы за существование, которая пронизывает все пространство жизни на Земле и, в свою очередь, является следствием геометрической (быстро нарастающей) прогрессии — неотъемлемой черты размножения всех живых организмов. Самые жесткие формы указанной борьбы характерны для особей одного и того же вида, поскольку контакты и состязание между ними наиболее часты и неизбежны. Именно благодаря естественному отбору эволюционный процесс приобретает направленный и прогрессивный характер, интегрирует в себе неисчислимое множество происходящих в природе изменений.

Эволюционная теория Ч. Дарвина завершила формирование биологии как научной дисциплины, сформировала основы такой картины биологической реальности, в которой принцип развития выполняет функции основополагающего начала.

С формированием в биологии XX столетия таких направлений исследования, как синтетическая теория эволюции, гененетика, популяционная экология и др., значительно изменяется и дополняется та картина биологической реальности, которая была обоснована в учении Дарвина. Основной единицей эволюции становится популяция, а не отдельный организм. Выявляются молекулярно-генетические механизмы наследственности.

Так, становление и развитие социологии происходило под очевидным влиянием эволюционного стиля мышления, развитого в биологии. Г. Спенсер продолжает эту линию развития социологии, трактуя социальную динамику как неотъемлемый компонент эволюции мира в целом. Подобные аналогии не редкость и в современном социальном познании. Можно долго перечислять «друзей эволюции» и среди представителей других дисциплин — как естественнонаучных, так и гуманитарных.

К середине XX века принцип развития становится действительно парадиг-мальным образцом мышления и научного исследования. Однако физика, которая длительное время являлась своеобразным лидером естествознания и транслировала свои идеалы и нормы научного исследования природы в другие естественные науки, по-прежнему оставалась приверженной неэволюционным подходам и методологиям. Классическая физика и неклассические физические теории при изучении фундаментальных природных взаимодействий, а также Вселенной как максимально возможной физической системы абстрагировались от их эволюционного рассмотрения.

Особенно острая, принципиальная несовместимость физики и биологии обнаружилась при сопоставлении фундаментальных основоположений дарвиновского эволюционного учения и классической термодинамики с ее знаменитым вторым началом. Согласно эволюционной теории, в мире происходит их прерывное развитие биологических форм и видов, в котором доминирующим направлением выступает прогрессивная ветвь (апоморфоз), связанная с постоянным усложнением и функциональным совершенствованием изменяющихся биосистем. Второе начало термодинамики, наоборот, постулировало факт непрерывного нарастания энтропии и разрушения, распада конечных и изолированных физических систем.

Однако простой экстраполяции принципа эволюции на физическое познание и, в частности, на интерпретацию жизни Вселенной, было явно недостаточно для того, чтобы представления об универсальности развития в мире живой и неживой природы, а также социокультурных систем, стали неотъемлемым компонентом современной общенаучной картины мира. Для этого в научном мышлении должен был утвердиться принцип глобального, или универсального, эволюционизма.

13. Природа как предмет философского и научного анализа.Самоорганизация и развитие природы

Понятие «природа» охватывает бесконечное многообразие явлений и предметов и живых организмов. Таким образом, понятие «природа» охватывает все существующее, всю Вселенную и в этом своем значении практически совпадает с понятием материи во всем многообразии ее форм. Однако при подобной трактовке природы природное поглощает и перекрывает и социальное, стирается грань между тем и другим, а тем самым теряет смысл ключевая философская проблема — проблема отношения природы и человека, природы и общества. Поэтому в философии под природой понимается вся совокупность естественных условий существования человека и человеческого общества.

Живая природа — тот базис, без которого не было бы ни человека, происшедшего от животных предков, ни общества, которое пришло на смену первобытному стаду этих предков. Но это лишь одна сторона дела. Другая, не менее важная, состоит в том, что человек, общество живут природой. И не только в том смысле, что многие природные компоненты, выступают необходимыми условиями жизни человека, но и в том, что само существование общества были бы немыслимы без постоянного обмена веществ с природой в процессе материального производства.

В философии природа противопоставляется обществу и человеку. Интерес к природе в философии выливается в философской концепции географического детерминизма. Географический детерминизм – точка зрения, согласно которой человеческое общество развивается непосредственно под воздействием природных факторов (Гераклит, Герадот, Монтескье, Мечников).

Географический детерминизм ярко проиллюстрирован в философии Мечникова (1838-1888). Он полагал, что определяющим фактором в развитии человеческой цивилизации является вода. Рассматривает 3 вида цивилизации:

1. Речные (Египет, Междуречье); 2. Морские (Греческая, Римская); 3. Океаническая цивилизация (Глобальная).

Географический детерминизм проявляется и в геополитике. Автором термина является шведский ученый Р. Челлен. Который понимал государство, как биологический философский организм, способный к постоянному росту. Главные термины – естественные границы и жизненное пространство. Внешняя политика государств согласно этой позиции должна опираться природные, географические факторы, климат, полезные ископаемые.

Современная наука предлагает 3 наиболее известных научных картины мира, которые объединяют представления о 3-х сферах бытия. Неживой и живой природы, общества. Эти научные картины мира объединяются 3 теориями: теория нестационарной вселенной, синергетикой, эволюционной теорией ноосферы и биосферы.

1. Теория нестационарной вселенной. Возникла в 20-х годах XX века на основе идеи о расширяющейся вселенной, благодаря которой в науке сформировались представления об эволюции вселенной. Такое направление в развитии знаний о космосе привело к созданию космомикрофизике, которая синтезировала космологию и физику высоких энергий. Эта отрасль современного знания ведет поиск единого подхода к описанию процессов происходящих на разных уровнях организации материи: от ядер до пламени.

2. Синергетика – концепция появилась в 20 годах 20 в. Автор Пригожин. Вселенная понимается как самоорганизованное целое. Кроме того, вселенная и все ее подсистемы обладают способностью к саморегуляции, к самовосстановлению, к самоструктурированию и самовоспроизведению. В синергетике уточняются законы системной эволюции и системного функционирования, т.к. в любой реальной системе всегда присутствуют элементы спонтанности, беспорядка и даже хаоса. Поэтому всякая система является гибкой и живучей. А потому и возможна реализация не только однолинейного, но и многовариантных путей развития.

3. Эволюционная концепция. Появилась в 20-х годах 20 вв. (Леруа и Вернадский). Биосфера – результат длительной эволюции живого существа. Благодаря его взаимодействию с неорганической природой. Далее биосфера во взаимодействие с человеком и продолжает эволюционировать и переходит в ноосферу (сфера разума).

В ХХ веке (20-е годы) на фоне превращения деятельности человека в планетарную силу, которая не только созидает, но и разрушает, русским мыслителем В. И. Вернадским и французскими философами Т. де Шарденом и Е. Ле-Руа вырабатывается концепция ноосферы. Ноосфера это такой уровень развития биосферы, когда возможности человека становятся сопоставимыми с действием геологических сил. А человек, благодаря развитию разума и науки начинает воздействовать на развитие космоса.

14. Исторические типы взаимодействия человека и природы

Можно выделить 4 этапа отношения человека и природы. 1- этап связан с появления человека разумного. В этот период тип отношения человека и природы гармоничен. Человек лишь потребляет. 2-й этап начинается в первобытную эпоху и заканчивается периодом буржуазных отношений. С одной стороны природа по прежнему серьезно влияет на жизнь людей: обеспечивает устойчивость традиций, а так же сам тип культуры. В это время человек начинает наносить ущерб природе, однако это отрицательное воздействие на природу пока носит локальный характер. Уже на 2-м этапе взаимодействия человека и природы складывается 2-ва типа человеческих сообществ: традиционные и техногенные. Традиционные общества не противопоставляют человека природе. Их духовные ориентиры рассматривают человека и природу как единое целое. Характеризуется медленным развитием производства, носящим неинновационный, а воспроизводящий характер (древний Китай, древний Египет, мусульманское общество). 3-й этап связан с развитием техногенных сообществ. Начинается в 18 веке с промышленной революции в Англии и характеризуется тем, что человек с этого времени с помощью науки и техники пытается полностью подчинить себе природу. 4-й этап связан 20-м веком, когда на первый план выносятся проблема необходимости выстраивать гармоничные и гуманистические отношения человека с природой, т.к. мир это не механизм, а организм в котором все взаимосвязано, иначе человечество ждет глобальная экологическая катастрофа.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: