шпоры п регион эконом

30.       Государственное управление регионами в РБ.

Несмотря на отсутствие в РБ ярко выраженных негативных процессов в области межрегиональных отношений, многие белорусские ученые склоняются к мнению о необходимости дальнейшего совершенствования государственной региональной политики в стране.

В качестве общей тенденции по их мнению целесообразно обеспечить сокращение прямого вмешательства государства в развитие регионов и создать предпосылки для передачи полномочий в решении вопросов локального масштаба из центра на места.

В то же время децентрализация в сфере регионального управления должна сопровождаться существенным повышением эффективности государственной региональной политики. так как ее реализация рассредоточена по многочисленным министерствам и ведомствам.

Увеличение качества государственного управления развитием регионов может быть реализовано в ходе ряда других специальных мероприятий:

Сокращение затрат республиканского бюджета на реализацию регионально ориентируемых зачастую дублирующих, а порой и противоречащих друг другу мер, реализуемых в рамках отраслевых и межотраслевых программ практически всеми республиканскими органами.

Наделение одного из министерств полномочиями главного республиканского органа государственного управления в области государственной региональной политики.

Изучение положительного зарубежного опыта регионального управления и его адаптация для решения проблем развития регионов в РБ.

 

31.       Характеристика системы местного управления и самоуправления.

Управление на местах осуществляется различными органами, которые отличаются друг от друга порядком формирования, концепциями, уровнем автономности в решении местных проблем, а также характером взаимоотношений с центральной властью.

В системе  местных органов власти необходимо различать 2 вида:

- назначаемые из центра (местное управление)

- избираемые местным населением (местное самоуправление) 

Местное самоуправление – управленческая деятельность в масштабе региона, которая осуществляется центральной властью или администрацией высшего территориального уровня управления.

Местное управление подконтрольно государству.

Деятельность органов местного управления носит гласный характер, т.е. их решение обязательно для выполнения. К местным органам управления относят исполкомы и местные администрации.

Местное самоопределение – это деятельность населения региона. т.е. территориального сообщества и его выборных органов по управлению делами регионов.

К органам местного самоуправления относят местные советы депутатов (например, сельские, районные) и органы территориального общественного самоуправления (самоорганизация граждан на добровольной основе по месту их жительства на части территории региона – микрорайона, улицы и т.д.)

32.      Характеристика органов местного самоуправления в регионе.

Местное самоуправление — форма организации и деятельности населения, проживающего на соответствующей территории для самостоятельного решения непосредственно или через избираемые им органы социальных, экономических и политических вопросов местного значения исходя из общегосударственных интересов и интересов граждан, особенностей развития административно-территориальных единиц на основе собственной материально-финансовой базы и привлеченных средств. Система органов местного самоуправления включает Советы и органы территориального общественного самоуправления.Система Советов в Республике Беларусь состоит из трех территориальных уровней: областного, базового и первичного и включает областные, городские, районные, поселковые и сельские Советы.Минский городской Совет обладает также правами Совета базового уровня.К первичному территориальному уровню относятся городские (городов районного подчинения), поселковые, сельские Советы (далее, если не указано иное, — Советы первичного уровня).

33.       Характеристика СЭЗ, как фактор регионального развития.

СЭЗ – это ограниченная территория (город или его часть, морской порт, аэропорт), на которой действуют особые льготные экономические условия для иностранных и отечественных предпринимателей, способствующие решению в регионе и стране общеэкономических, социально – экономических, научно – технических, внешнеэкономических задач.

Задачи группируются в следующие блоки:

Задачи экономического блока: привлечение иностранного и внутреннего капитала, рост валютных поступлений в бюджет страны, ликвидация монополий внешней торговли и т.д.

Задачи социального блока: создание  новых рабочих мест, повышение квалификации рабочей силы и др.

Задачи научно – технического блока: привлечение передовых технологий, привлечение зарубежных ученых и специалистов и др.

3) Технико – внедрические зоны – функционируют в виде инновационных центров – технопарков и т.п.; их цель – создание благоприятных условий для научно 0- практической деятельности в регионах и стране.

4) сервисные зоны – территориальные образования с льготным режимом предпринимательской деятельности для фирм, оказывающих услуги субъектам хозяйствования (оффшорные зоны).

5) комплексные свободные экономические  зоны – сочетают в себе особенности вышеперечисленных зон ( к зонам комплектующего типа можно отнести научно – промышленную зону, зону свободного предпринимательства и др.)

 На сегодняшний день в Республике Беларусь функционируют шесть СЭЗ:СЭЗ «Брест» - СЭЗ «Минск» - СЭЗ «Гомель-Ратон» СЭЗ «Витебск» - СЭЗ «Могилев» - СЭЗ «Гродноинвест» - Положения о Свободных экономических зонах «Минск», «Брест», «Гомель-Ратон», «Витебск», «Гродноинвест», «Могилев» утверждены Постановлением Совета Министров от 21.05.2009 № 657 

 

34.       Задачи СЭЗ в регионе.

На территории Республики Беларусь могут создаваться СЭЗ разных функциональных типов. Цели и задачи каждой из СЭЗ определяются в зависимости от функционального типа СЭЗ, устанавливаемого соответствующим положением о СЭЗ. В основном целями и задачами СЭЗ является привлечение и эффективное использование иностранных и национальных инвестиций для создания и развития ориентированных на экспорт производств, основанных на современных и высоких технологиях, а также эффективное использование имеющихся производственных площадей. Тем не менее, есть и специфические цели. Например, для СЭЗ «Гомель-Ратон» — это вовлечение в производственную деятельность нетрадиционных ресурсов и источников энергии; для СЭЗ «Минск» — повышение загрузки аэропорта «Минск-2″ и дальнейшее развитие воздушного сообщения; для СЭЗ «Витебск» и «Могилев» — развитие и обеспечение эффективного использование имеющейся инженерной и транспортной инфраструктуры, для СЭЗ «Гродноинвест» и «Брест» — внедрение в экономике региона передовых ресурсо- и энергосберегающих технологий. В СЭЗ могут развиваться производственные, научно-технологические, экспортные, торговые, туристическо-рекреационные, страховые, банковские и иные виды деятельности.

35.       Виды СЭЗ в РБ.

Осуществление отдельных видов деятельности на территории СЭЗ запрещено.

Согласно Закону и нормам Положений о СЭЗ к ним относятся следующие виды:

- хозяйственно-коммерческая деятельность, связанная с обеспечением охраны и обороны государства, а также с производством, переработкой, хранением и продажей оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

- производство, переработка, хранение, обеззараживание, продажа опасных и радиоактивных материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа наркотиков, наркотических и иных сильнодействующих материалов;

- производство, переработка, хранение, продажа культур, содержащих наркотические, сильнодействующие и ядовитые вещества;

- производство водки, ликера и других алкогольных напитков, за исключением шампанских, игристых, сухих, полусухих, виноградных крепленых вин, пива;

- производство табачных изделий;

- производство ценных бумаг, денежных знаков и монет, почтовых марок;

- организация лотерей, игорный бизнес;

- подготовка и трансляция радио- и телепередач, за исключением технического обслуживания типографий, радио и телевидения;

- деятельность, связанная с вопросами внешней трудовой миграции;

- некоторые другие виды деятельности.

Отдельные виды деятельности могут осуществляться резидентами СЭЗ только на основании специальных разрешений (лицензий).

36.       Основные понятия и значение инновационной  политики в регионе.

В большинстве промышленно развитых стран государственная долгосрочная концепция инновационного развития слагается из различного рода частных концепций, например поддержки малых и средних предприятий. Хотя частные концепции различных управленческих органов представляют собой компоненты государственной политики, в своей совокупности они, как правило, с трудом соединяются в единую, приведенную в соответствие с намерениями предприятий концепцию.«Государственная инновационная политика — это составная часть социально-экономической политики, которая выражает отношение государства к инновационной деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной власти Российской Федерации в области науки, техники и реализации достижений науки и техники.» (Медынский В.Г., 2004, 38Государственная инновационная политика представляет собой совокупность мероприятий, направленных на активизацию инновационной деятельности, повышение ее эффективности и широкое использование результатов в целях ускоренного социально-экономического развития страны и наиболее полного удовлетворения общественных потребностей.» (Мухамедьяров А.М., 2004, 74)Она включает три этапа:-разработку научно обоснованных концепций (системы взглядов) развития инновационной деятельности — осуществляется на основе анализа состояния инновационного потенциала;-определение основных направлений государственной поддержки инноваций;-осуществление практических действий по реализации поставленных целей, направленных на повышение инновационной активности.

37.       Основные понятия и значение инвестиционной  политики в регионе.

Одной из форм экономической политики государства является инвестиционная политика, которая включает регулирование всех сторон инвестиционного процесса, а именно: размеры, структуру, источники, эффективность инвестиций и др.

Категория «инвестиции» выступает обобщающим макроэкономическим показателем.

В самом общем виде инвестиции — все виды активов (средств), включаемых в хозяйственную деятельность в целях получения дохода.

Инвестиции - это понятие, охватывающее:

1. Реальные инвестиции (инвестиции в землю, машины и оборудование, недвижимость и т.д.),

2 Финансовые (портфельные) инвестиции, т.е. вложения в акции, облигации, другие ценные бумаги, связанные непосредственно с титулом собственника, дающим право на получение дохода от собственности.

38.       Источники и структура государственных инвестиций.

Основными источниками региональных инвестиций являются: государственные инвестиции (федерального и регионального уровня), частные внутренние инвестиции, частные иностранные инвестиции, иностранные государственные и межгосударственные инвестиции.

К государственным инвестициям в регионе относятся: *средства государственного бюджета развития (федерального и регионального);*инвестиции государственных предприятий и организаций, министерств и ведомств, внебюджетных фондов, осуществляемые вне плановой инвестиционной программы;*налоговые льготы и инвестиционные кредиты, предоставляемые предприятиям и иным экономическим субъектам, а также кредиты государственных финансовых структур.

Региональный бюджет развития является ключевым институтом государственного участия в сфере региональных воспроизводственных отношений.

В бюджете развития региона источники инвестиций подразделяются на безвозмездные и возвратные. Безвозмездные инвестиции, в основном государственные ресурсы, направляются в социальную сферу. Возвратные ресурсы включают в себя займы государства (иностранные кредиты и эмиссия ценных бумаг), государственные инвестиционные кредиты и кредиты, предоставляемые под государственные гарантии. Из-за крайне сложного финансового положения региона заемные государственные ресурсы больше не являются перспективным источником. Ввиду ограниченности средств регионального бюджета развития необходимо введение принципа обязательной возвратности и платности в качестве основы формирования бюджета развития региона.

39.       Инвестиционный климат регионов.

Важнейшим направлением государственной экономической политики Республики Беларусь является создание благоприятного инвестиционного климата для привлечения и эффективного использования инвестиций. Создание благоприятного инвестиционного климата является одним из важнейших факторов стабилизации экономической ситуации, а также формирования предпосылок для создания конкурентоспособной хозяйственной системы на основе ее рыночного реформирования.

Само понятие «климат» [от греч. klima – наклон] означает обстановку, положение, условия существования чего-либо.

Понятие «инвестиционный климат» характеризует степень благоприятности ситуации, складывающейся в той или иной стране (регионе, отрасли) по отношению к инвестициям, которые могут быть сделаны в страну (регион, отрасль). Категория «инвестиционный климат» объединяет в себе социально-экономические характеристики страны-получателя с интересами зарубежных вкладчиков капитала. Чем хуже инвестиционный климат в стране, тем более высоким является для инвестора предпринимательский риск, и, соответственно, вероятность поступления внешних капиталов будет меньшей. Таким образом, состояние инвестиционного климата – не абстракция, оно имеет свое количественное выражение, которое для инвестора выражается в ожидаемой прибыльности вложений, а для страны, которая получает инвестиции,- в реально полученных зарубежных инвестиционных ресурсах.

40.       Стратегия и способы привлечения иностранных инвестиций.

На заседании Совета Министров Республики Беларусь, которое состоялось 27 декабря 2011 г., министр экономики Николай Снопков представил проект Стратегии привлечения прямых иностранных инвестиций на период до 2015 года.

Этот документ разработан для определения направлений и способов привлечения прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны. К слову, итоги 2011 года подтверждают, что Республика Беларусь остается регионом, привлекательным для иностранных инвесторов.

На основе анализа тенденций мировых инвестиционных процессов, глобальных потоков прямых иностранных инвестиций, деятельности транснациональных корпораций, специфики национальной структуры экономики и сложившихся рынков реализации продукции в Стратегии определены приоритетные направления привлечения прямых иностранных инвестиций:

*инвестиции в высокотехнологичные секторы экономики (фармацевтическая промышленность, индустрия биотехнологий, нанотехнологии, новые материалы, информационно-коммуникационные технологии);

*инвестиции в традиционные виды экономической деятельности: химическое производство, производство резиновых и пластмассовых изделий, производство машин и оборудования, электрооборудования, электронного и оптического оборудования, транспортных средств, логистику, строительство и производство строительных материалов, сельское хозяйство, производство пищевых продуктов, включая напитки и табак, легкую промышленность;

*создание и развитие фармацевтического кластера и кластера по производству льнопродукции.

Реализация положений Стратегии будет способствовать решению задач по привлечению прямых иностранных инвестиций, окажет положительное влияние на выполнение основных показателей социально-экономического развития республики.

41.       Инвестиционный потенциал региона.

Одной из ключевых проблем инвестиционной политики для всех регионов стал поиск источников финансирования. В настоящее время существует довольно много потенциальных вариантов привлечения инвестиций в региональные инвестиционные проекты, но необходимо отметить тот факт, что не все они могут изменить ситуацию в регионе. Одним из главных показателей, определяющих инвестиционную привлекательность территории, является инвестиционный потенциал региона.

Инвестиционный потенциал региона – это способность региона покрывать свои потребности в инвестиционных ресурсах без использования заемного капитала и других источников привлеченных средств.

Трудности, связанные с определением понятия «инвестиционный потенциал региона», не сводятся к трудностям, связанным с употреблением термина «инвестиционный потенциал» как такового, поскольку его расшифровка — «возможность вложения денежных средств в данную территорию (регион)» — предполагает как минимум три толкования:

— физическая возможность хозяйствующих субъектов в рамках данного региона и вне его вкладывать средства в экономику территории (сам факт наличия инвестиционных ресурсов — свободных денежных средств);

— возможность как аналог вероятности привлечения свободных денежных средств субъектов предпринимательства региона и вне региональных субъектов хозяйствования в экономику данного конкретного регионального образования (инвестиционный потенциал как числовой показатель инвестиционной привлекательности региона);

— инвестиционная емкость региона, как показатель физической возможности и готовности субъектов хозяйствования региона воспринять инвестиционные средства.

Подводя итог всем вышеизложенным толкованиям понятия «региональный инвестиционный потенциал» следует отметить, что наиболее точное, на наш взгляд определение следующее: инвестиционный потенциал региона — это совокупная возможность собственных и привлеченных в регион экономических ресурсов обеспечивать при наличии благоприятного инвестиционного климата инвестиционную деятельность в целях и масштабах, определенных социально-экономической политикой региона.

42.       Понятие инвестиционного риска. Инвестиционная привлекательность региона.

Инвестиционный риск – это риск обесценивания вложенного капитала (потеря первоначальной стоимости) в результате неэффективных действий руководства предприятия или государства. Умный управляющий, составляя инвестиционный портфель должен оценивать в первую очередь риски инвестирования и лишь затем смотреть на потенциальную доходность. Верно и то, что высокая потенциальная доходность заключает в себе инвестиционный риск.

Степень инвестиционной привлекательности является определяющим условием активной инвестиционной деятельности, а, следовательно, и эффективного социально-экономического развития экономики, как для государства в целом, так и на уровне регионов.

Одна из задач, стоящих пред современным обществом, заключается в создании необходимых и благоприятных условий для интенсификации экономического роста, повышения качества жизни населения. Достижение поставленной задачи возможно путем привлечения инвестиций в реальный сектор экономики. Объем и темп роста инвестиций в основной капитал являются индикаторами инвестиционной привлекательности региона. Повышение инвестиционной привлекательности способствует дополнительному притоку капитала, экономическому подъему. Инвестор, выбирая регион для вложения своих средств, руководствуется определенными характеристиками: инвестиционным потенциалом и уровнем инвестиционного риска, взаимосвязь которых и определяет инвестиционную привлекательность региона.

43.       Понятие предпринимательства и предпринимательской деятельности.

Предпринима́тельство, предпринимательская деятельность — экономическая деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от производства и/или продажи товаров, оказания услуг. Для этой цели используется имущество, нематериальные активы, труд как самого предпринимателя, так и привлечённые со стороны. Нет гарантий, что затраченные средства окупятся, что произведённое будет продано с прибылью. С этим связан риск потерь всего или части имущества.

44.       Понятие и характеристика малых предприятий на территории РБ. Организационно-правовые формы предприятий.

Предприятие — это самостоятельно хозяйствующий субъект, созданный (учрежденный) в соответствии с действующим законодательством для производства продукции, выполнения работ или оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли.

После государственной регистрации предприятие признается юридическим лицом и может участвовать в хозяйственном обороте. Оно обладает следующими признаками:

*предприятие должно иметь в своей собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество;

*предприятие отвечает своим имуществом по обязательствам, которые возникают у него во взаимоотношениях с кредиторами, в том числе и перед бюджетом;

*предприятие выступает в хозяйственном обороте от своего имени и имеет право заключать все виды гражданско-правовых договоров с юридическими и физическими лицами;

*предприятие имеет право быть истцом и ответчиком в суде;

*предприятие должно иметь самостоятельный баланс и своевременно представлять установленную государственными органами отчетность;

*предприятие должно иметь свое наименование, содержащее указание на его организационно-правовую форму. Предприятия можно классифицировать по многим признакам:

*по назначению готовой продукции предприятия делятся на производящие средства производства и производящие предметы потребления;

*по признаку технологической общности различают предприятие с непрерывным и дискретным процессами производства;

*по признаку размеров предприятия делятся на крупные, средние и мелкие;

*по специализации и масштабам производства однотипной продукции предприятия делятся на специализированные, диверсификационные и комбинированные.

*по типам производственного процесса предприятия делятся на предприятия с единичным типом производства, серийным, массовым, опытным.

*по признакам деятельности различают промышленные предприятия, торговые, транспортные и другие.

*по формам собственности различают частные предприятия, коллективные, государственные, муниципальные и совместные предприятия (предприятия с иностранными инвестициями).

Организационные формы предприятий

Хозяйственные товарищества и общества: полное товарищество;

товарищество на вере (коммандитное товарищество);

общество с ограниченной ответственностью,

общество с дополнительной ответственностью; акционерное общество (открытое и закрытое).

45.       Характеристика факторов, тормозящих развитие малого предпринимательства на территории РБ.

Бесспорными лидерами по количеству малых предприятий являются торговля и общественное питание — 49,5 % к общему количеству предприятий. Второе место занимает промышленность — 18,4 %; третье — строительство — 11,1 % к итогу. Все остальные отрасли имеют достаточно невысокий процент в общем объеме. Такая ситуация характерна для стран с переходной экономикой, в которых предприниматели часто стремятся получить максимальный доход в кратчайший срок, что присуще прежде всего торговле и общественному питанию, так как они в меньшей мере страдают от различных катаклизмов и, как следствие, занимают более выгодное положение среди других малых предприятий

Факторы, тормозящие развитие малого предпринимательства в регионах республики

• Недостаточная кредитно-инвестиционная поддержка. Льготное кредитование осуществляется из двух источников: за счет средств местных бюджетов и региональных отделений фонда содействия занятости.

• Рынки недвижимости, средств производства, сырья, финансов, труда, информации, сбыта работают, в основном, в интересах крупных государственных предприятий и в меньшей мере — малых и средних.

• Юридические нормы нестабильны, государство постоянно меняет «правила игры», нередко ввода их «задним числом»;

• Законодательство не всегда направлено на защиту субъектов хозяйствования, принятые законопроекты довольно часто не выполняются;

• Множество нормативных актов, инструкций, положений, особенно по налоговому законодательству, создает немалые сложности при регистрации и в практической работе малого бизнеса.

 

Предыдущий:

Следующий: