шпоры бизнес-план


1.Сущность планирования и плана.

Потребность в бизнес-плане возникает при решении следующих задач: — открытие нового дела; — перепрофилирование существующей фирмы, выбор новых видов деятельности; — подготовка заявок для получения кредитов; — обоснование предложений по приватизации государственных предприятий.

Под бизнес-планированием (деловым планированием) понимают процесс выработки действий по достижению целей фирмы (компании, предприятия). Основная форма бизнес-планирования — составление бизнес-плана. В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и для вновь создаваемых, и для действующих фирм и используется во всех сферах предпринимательства независимо от масштабов, формы собственности и организационно-правовой формы компании. Бизнес-план — план развития вида бизнеса, основанный на стратегическом анализе и вытекающий из стратегических решений по виду бизнеса. Стратегические решения определяются целями бизнеса, которые касаются конкурентоспособности и желаемого набора видов бизнеса. Основная цель разработки бизнес-плана — определить стратегию и необходимые ресурсы для достижения поставленных целей, иначе, планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов.

Другие возможные цели разработки бизнес-плана: получение кредита; привлечение инвестиций; определение стратегических и тактических ориентиров фирмы; уяснение степени реальности достижения намеченных результатов; доказательство определенному кругу лиц целесообразности реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой; убеждение сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте.

План бизнеса используют и как инструмент проведения деловых переговоров. Основное назначение бизнес-плана: — проработать решения по развитию каждого вида деятельности; — составить план и график работ, действий; — информировать заинтересованных внешних лиц (наблюдательный совет, банки, поставщиков и т. д.); — усилить внутреннюю коммуникацию, получить поддержку, обеспечить мотивацию на выполнение.

При подготовке плана предприниматель должен конкретно указать, что он хочет получить от заимодавца или инвестора, и ясно показать, что он готов отдать.

2.Проблемы российской практики планирования

.Развитие рыночных отношений в нашей стране, по большей мере, происходило стихийно, и потребность в бизнес планировании проявилась довольно поздно. Первые бизнес планы появляются в России лишь в начале 90-х годов, в то же время большинство предприятий продолжают использовать более привычные технико-экономические обоснования. Что касается специфики российской экономики, то разработка бизнес-планов представляется необходимой в условиях переходной экономики.

Российская специфика бизнес-планирования заключается в следующем. — многие стороны предпринимательской деятельности в России еще не урегулированы законодательно; — в России на данный момент ощущается нехватка квалифицированных специалистов по разработке, продвижению и реализации планов; — необходимо особое внимание к юридическим вопросам разработки бизнес-планов и взаимоотношений с сотрудниками; — требуются мероприятия по привлечению инвесторов, как отечественных, так и иностранных. — не следует во всем полагаться на зарубежный опыт бизнес-планирования, так как он не всегда учитывает особенности ведения и учета и процедуры финансирования.

Проблемы на предприятиях России в области планирования обычно объясняют сложностью перехода от директивного планирования к рыночному бизнес-планированию. Между тем есть и другие веские причины:

• в условиях ценовой конкурентоспособности не было необходимости в сколько-нибудь серьезной аналитической работе. Ее недостаток стал ощущаться лишь в 1996—1997 годах, когда с вводом «валютного коридора» эффективность экспортных поставок упала до критически низкого уровня;

• с начала реформ экономика страны еще ни разу не оказалась в стабильном состоянии, позволяющем делать надёжные прогнозы. Сегодня нельзя точно сказать, сколько еще лет потребуется, чтобы восстановить утраченные позиции, хотя в последнее время положительные тенденции в экономики очевидны.

• отсутствует достаточно действенная мотивация со стороны внешней среды на проведение регулярного планирования, особенно долговременного. Пока благоприятная обстановка на внешних рынках, выгодный обменный курс, имеющийся запас по издержкам производства в сравнении с западными конкурентами обусловлены благоприятной структурой цен на ресурсы, особенно энергетические и трудовые. Все это отвлекает внимание многих руководителей предприятий от проблем низкой эффективности производства.

• не существует конкретного государственного стандарта на форму и содержание бизнес-плана. Поэтому каждый потенциальный инвестор предъявляет к разработчикам свои требования. Как правило, российский специалист стремится использовать западную методологию разработки подобных документов (будь то методика UNIDO, ЕБРР и т.п.) без учета особенностей российской деловой среды и менеджмента.

12.Методы планирования и прогнозирования.

В теории и практике плановой деятельности сформировалась система методов, которая может быть классифицирована различными способами: по источникам используемой информации, по степени ее обработки, по механизму построения плана или прогноза и др. Особое место в практике занимают методы планирования: нормативный, балансовый, программно-целевой, сетевой и экономико-математические модели.

Нормативный метод широко используется для обоснования плановых и прогнозных документов, основан на применении различного вида норм и нормативов для расчета потребности в разнообразных ресурсах. Нормы и нормативы группируются по различным признакам. По характеру распространения — местные, отраслевые, межотраслевые. По масштабу применения — индивидуальные и групповые. По периоду действия выделяют текущие и перспективные. По направлениям использования нормы и нормативы имеют широкий диапазон: использования ресурсов, эффективности, потребления, экологии и т.д.

Балансовый метод — один из наиболее распространенных в экономике, реализующий принцип сбалансированности и пропорциональности. В планировании и прогнозировании балансовый метод обеспечивает увязку потребностей и ресурсов в масштабе всей экономики, координацию в развитии смежных отраслей и производств, пропорциональность и взаимоувязку всех элементов экономической системы. Предполагает разработку балансов в виде таблиц, представляющих систему показателей, в которой одна часть – ресурсы по источникам поступления, равна другой, показывающей использование по всем направлениям. Виды балансов: материальные, стоимостные, трудовые.

Программно-целевой метод – предполагает четкую постановку цели и разработку комплекса мероприятий для ее достижения в заданные сроки. Используется при разработке целевых комплексных программ для решения ключевых проблем социально-экономического и научно-технического развития. Целевая комплексная программа – это увязанный по ресурсам, исполнителям, срокам осуществления комплекс социально-экономических, научно-технических, организационно-хозяйственных мероприятий, направленных на решение важной проблемы. Основные требования: четко выраженный целевой характер; ориентир на полное решение проблемы; достижение конечных результатов.

Сетевой метод планирования предполагает построение схемы последовательного и параллельного проведения работ с указанием срока их выполнения и нахождения наименьшего критического пути. Этот метод применяется при составлении календарного плана в строительных организациях.

Экономико-математическая модель – формализованное описание исследуемого экономического процесса или объекта в виде математических зависимостей и отношений, т.е. формул.

По степени формализации методы прогнозирования делятся на две группы: интуитивные и формализованные.Интуитивные – основаны на интуиции и логическом мышлении. Широко используются когда невозможно учесть влияния множества факторов на сложный объект, или объект очень простой и не нужны трудоемкие расчеты. Среди интуитивных широкое распространение получили методы экспертных оценок, исторических аналогий, прогнозирование по образцу.

Сущность метода экспертных оценок – прогноз строится с учетом мнения специалиста или группы, основанного на профессиональном, научном и практическом опыте.

Сущность метода исторических аналогий – за аналог берется высокоразвитая система (страна, регион, отрасль), изучается процесс ее развития в истории и строится прогноз. Однако, это только точка отсчета, а к окончательному выводу можно прийти, лишь исследуя внутренние условия и закономерности развития системы.

Сущность метода прогнозирования по образцу – за образец берется новейшее изделие или технология, «образец» является начальным пунктом прогнозирования. Практика показывает, что этот метод, как правило, используется при определении путей развития новых видов техники.

Формализованные – основаны на использовании математической теории и логики, математических методах. Основу этих методов прогнозирования составляет изучение динамических рядов экономических показателей и их формализованное описание в виде математических зависимостей и отношений. Динамический ряд — это множество наблюдений объекта, полученных последовательно во времени. К формализованным методам относятся методы экстраполяции и моделирования.

Экстраполяция (от лат. «экстра» – «сверх, делать гладким, сглаживание» — наиболее распространенные и математически проработанные методы. Сущность — в изучении динамики изменения экономических процессов и явлений в прошлом и настоящем и переносе найденной закономерности на будущее.

Моделирование – предполагает конструирование модели на основе предварительного изучения объекта и выделения его основных характеристик или признаков. Толчком к развитию формализованных методов послужило возникновение и применение ЭВМ. Моделирование основано на методах прикладной математики и математической статистики.

21.Основные этапы разработки бизнес-плана.

В процессе подготовительного (организационного) этапа определяют цели создания документа, его назначение, сроки, ответственных исполнителей разделов, необходимость привлечения специалистов из других организаций, график работы, бюджет. Первый этап можно разбить на ряд шагов.1. Определение целей написания бизнес-плана2. Определение источников информации. 3. Точное определение целевых читателей.

Прежде всего, необходимо оценить спрос на товар (работы или услуги), который предлагается производить, т.е. понять, что и кому будет продаваться и почему люди это покупают: четыре элемента (специалисты по маркетингу называют их маркетинговым комплексом): характеристики самого продукта, его цену, поощрение спроса на данный продукт и место его реализации.

Необходимые данные получают, обратившись в соответствующие организации или проведя собственные исследования.

Производственная информация включает в себя определение ресурсных потребностей предприятия, зависящих от того, какую продукцию оно собирается выпускать.

Информация о имуществе фирмы дает представление о том потенциале, которым она обладает в данный момент, способен ли он к росту без или с привлечением дополнительных инвестиций, а также к освоению новых сегментов рынка.

Финансовая информация необходима для всесторонней оценки финансовых аспектов деятельности фирмы.

Существует три группы финансовых показателей, которые позволяют оценить жизнеспособность предприятия: прогноз доходов и расходов на первые два года; прогноз денежной наличности за тот же период; балансовый отчет фирмы на текущий момент и прогноз состояния активов и пассивов фирмы на год вперед (балансовый план).

Бизнес-план должен учитывать реальные условия инвестиционной политики, действующие в России. Если для проекта предполагается получить заемные средства от нескольких инвесторов, то необходимо на предварительном этапе иметь информацию об условиях инвестирования.

2. Непосредственное написание бизнес-плана. Данный шаг рекомендуется выполнять при непосредственном участии будущих исполнителей бизнес-плана (инициаторов его написания).

Этап обсуждения бизнес-плана руководителями и ведущими специалистами структурных подразделений предприятия и консультантами сторонних организаций включает в себя изучение и обобщение авторами разделов всех отзывов и подготовку по каждому обоснованному замечанию аргументированного заключения.

После совместного обсуждения проект бизнес-плана дорабатывают, обсуждают повторно и принимают решение о его дальнейшей корректировке либо разработке нового варианта.

На заключительном этапе выполняют окончательную редакцию бизнес-плана, его утверждение у руководства предприятия и передачу всем заинтересованным организациям и лицам (акционерам, потенциальным инвесторам и др.).

30. Описание бизнеса (продукты и услуги).

В этом разделе необходимо описать ваши основные продукты и услуги, оценить их преимущества, недостатки и ликвидность, сравнить вашу продукцию с продукцией конкурентов и проанализировать дальнейшие этапы развития производства.

Укажите наименование продукта (товара или услуги) и его описание (можно проиллюстрировать наглядным изображением — рисунком, фотографией, компьютерной моделью, которые можно вынести в приложение). Очень важно название продукта.

Какие потребности (настоящие или потенциальные) призваны удовлетворить предлагаемые товары (услуги)? Насколько сильны эти потребности, к какой группе на пирамиде Маслоу они относятся? Если товаров (услуг) несколько, то как повлияет производство и сбыт одного вида продукции на другой?

Насколько изменчив спрос на продукт (например, подвержен ли он сезонным колебаниям — например, бенгальские огни продаются в основном перед Новым годом), насколько спрос на продукт зависит от цены (какова ценовая эластичность спроса — степень реакции спроса на изменение цены)?

Почему потребители отдадут предпочтение данным товарам (услугам)? В чем заключаются конкурентные преимущества проекта? А его новизна? Сегодня продукты должны быть инновационными, то есть более совершенными, не такими как раньше.

Залог успеха компании в постоянном поиске новых возможностей для роста и развития. Если предложенный продукт можно дорабатывать и совершенствовать, обязательно нужно сделать на этом акцент, перечислить возможные будущие проекты, которые планируются разрабатывать, и указать причины, по которым они были выбраны.

В описании продукции необходимо указать на стадию развития продукта (идея, эскизный проект, прототип, опытная партия, серийное производство и т.д.), дать сведения о патентно-лицензионной защите продуктов проекта, товарных знаках, авторских правах и др. Документы, подтверждающие указанные выше правовые формы защиты продукта, можно оформить как приложения к бизнес-плану.

49. Финансовый план (инвестиционный план и финансирование проекта).



При оформлении финансовой заявки и поиске кредиторов нужно ответить на вопросы: • сколько средств необходимо для реализации проекта? • на какие цели они будут израсходованы? • на какой срок? • каковы условия возврата? • чем гарантируется возврат вложенных средств (залог, гарантия, поручительство)?

Кредит не может быть использован на: • производство табачной и алкогольной продукции; • военное производство; • любое производство, наносящее вред окружающей среде и представляющее угрозу для исчезающих видов животных и птиц; • спекуляции ценными бумагами; • валютные спекуляции; • развитие игорного бизнеса.Классификация инвестиционных БП:

1. Тип БП: — технический; — экономический; — организационный; — социальный; — коммерческий; — смешанный.

2. Класс БП (по составу и структуре проекта): — монопроект; — мультипроект; — мегапроект — при разработке программ целевого развития региона, области.

3. Масштаб БП: — мелкий; — средний; — крупный; — очень крупный;

4. Длительность: — краткосрочный – до 3 лет; — среднесрочный – от 3 до 5 лет; — долгосрочный — более 5 лет.

5. Сложность проекта: — простой; — сложный; — очень сложный.

6. Вид проекта (предметная область): — инновационный; — научно-исследовательский; — организационный; — учебно-образовательный; — смешанный.

7. Качество БП.

8. Характер и степень участия государства.

9. Ограниченность ресурсов.

10. Ёмкость рынка. Для привлечения иностранных инвестиций нужно учитывать 12 основных критериев: 1. Характеристики местного рынка (размеры, ёмкость рынка, покупательная способность фирм и населения, природные ресурсы и географическое положение). 2. Доступность рынка, т.е. законы, нормативные положения, обеспечивающие доступ на местный рынок. 3. Рабочая сила (уровень заработной платы, качество обучения, уровень образования, уровень полезности труда). 4. Валютный риск — отношение местной валюты к основным твердым валютам. 5. Защита прав интеллектуальной собственности (право на технологию, результаты маркетинговых исследований и т.д.). 6. Возможность возврата капитала. 7. Торговая политика (обменный курс, таможенные пошлины). 8. Налоговая политика (ставки и стимулы). 9. Государственное регулирование. 10. Политическая стабильность, т.е. сохранение «условий игры» достаточно длительное время (связь, услуги страховых компаний, банковские услуги и т.д.). 11. Макроэкономическая политика (уровень инфляции). 12. Инфраструктура и услуги (телекоммуникации, транспорт и т.д.).56. Оценка и анализ экономической эффективности проектов.

Оценка экономической эффективности инвестиционного проекта является одним из наиболее ответственных этапов прединвестиционных исследований. Она включает детальный анализ и интегральную оценку всей технико-экономической и финансовой информации, собранной и подготовленной для анализа в результате работ на предыдущих этапах прединвестиционных исследований.

Эффективность инвестиционного проекта – это категория, отражающая соответствие результатов и затрат проекта целям и интересам его участников, включая в необходимых случаях государство и население .

Рекомендуется оценивать следующие виды экономической эффективности: – эффективность проекта в целом; – эффективность участия в проекте.

Эффективность проекта в целом оценивается с целью определения потенциальной привлекательности проекта для всевозможных участников и поисков источников финансирования. Она включает в себя: – общественную (социально-экономическую) эффективность проекта; – коммерческую эффективность проекта.

Показатели общественной эффективности учитывают социально-экономические последствия осуществления инвестиционного проекта для общества в целом, в том числе как непосредственные результаты и затраты проекта, так и «внешние»: затраты и результаты в смежных секторах экономики, экологические, социальные и иные внеэкономические эффекты. «Внешние» эффекты рекомендуется учитывать в количественной форме при наличии соответствующих нормативных и методических материалов. В отдельных случаях, когда эти эффекты весьма существенны, при отсутствии указанных документов допускается использование оценок независимых квалифицированных экспертов. Если «внешние» эффекты не допускают количественного учета, следует провести качественную оценку их влияния. Эти положения относятся также к расчетам региональной эффективности.

Показатели коммерческой эффективности проекта учитывают финансовые последствия его осуществления для участника, реализующего инвестиционный проект, в предположении, что он производит все необходимые для реализации проекта затраты и пользуется всеми его результатами.

Показатели эффективности проекта в целом характеризуют с экономической точки зрения технические, технологические и организационные проектные решения.

Эффективность участия в проекте определяется с целью проверки реализуемости инвестиционного проекта и заинтересованности в нем всех его участников.

45. Финансовый план (базовые предположения).

Данный раздел бизнес- плана рассматривает вопросы финансового обеспечения деятельности фирмы и наиболее эффективного использования денежных средств (собственных и привлекаемых) на основе оценки текущей финансовой информации и прогноза объемов реализации товаров на рынках в последующие периоды, т. е. здесь представляется достоверная система данных, отражающих ожидаемые результаты финансовой деятельности фирмы.

Прогноз финансовых результатов призван ответить на главные вопросы, волнующие менеджера. Именно из этого раздела менеджер узнает о прибыли, на которую он может рассчитывать, а заимодавец — о способности потенциального заемщика обслужить долг.

В данном разделе представляются: 1) отчет о прибылях и убытках; 2) баланс денежных расходов и поступлений; 3) прогнозный баланс активов и пассивов (для предприятия); 4) анализ безубыточности; 5) стратегия финансирования.

Таким образом, стоит отметить, что в разделе «Финансовое планирование» должны быть отражены следующие аспекты: • источники и назначение финансирования; • перечень основного оборудования и определение потребности в его приобретении; • баланс предприятия; • прогнозирование доходов от реализации товаров и услуг; • планирование финансовых результатов деятельности предприятия; • планирование движения денежных средств; • анализ безубыточности; • анализ отклонений от плановой сметы; • финансовые отчеты предыдущих периодов (для действующего предприятия).

Источники и назначение финансирования Информация, представленная в данном разделе бизнес-плана, обычно нужна для обоснования необходимости привлечения финансовых средств. При этом для большей убедительности, желательно, чтобы сведения об основных ожидаемых расходах были подтверждены копиями контрактов, соглашениями об аренде, покупке или другими документами, которые необходимо включить в состав приложений.

46. Финансовый план (план прибылей и убытков).

В план прибылей и убытков (финансовых результатов, доходов и расходов) включаются: • выручка (доходы) от продажи; • издержки (затраты, расходы); • налоговые и другие отчисления.

На основе этих показателей рассчитывается прибыль, остающаяся в распоряжении фирмы. По данным плана можно установить, приносит ли деятельность фирме прибыль. Конечная задача данного документа – показать, как будет изменяться и формироваться прибыль.

Необходимо иметь в виду, что финансовый результат (прибыль или убыток) – это всего лишь оценка результата деятельности компании, который во многом зависит от применяемых правил распределения затрат и правил признания выручки.

Если подготовить план прибылей и убытков в разрезе отдельных продуктов, то можно сравнить различные продукты по прибыльности, чтобы определить целесообразность их дальнейшего производства. Далее приведены основные статьи плана прибылей и убытков: Выручка от реализации: Прямые затраты; Маржинальная прибыль: Накладные затраты; Прибыль / убыток по основной деятельности: Доходы и затраты по инвестиционной деятельности (доходы от инвестиций и от продажи внеоборотных активов); Доходы и затраты по финансовой деятельности (проценты по кредитам и пр.); Прочие доходы и затраты.

Прибыль / убыток до налогообложения: Налог на прибыль; Прибыль / убыток до распределения: Выплата дивидендов (доходов собственникам); Балансовая (чистая) прибыль / убыток: Прочее распределение прибыли; Нераспределенная прибыль / убыток.

48. Финансовый план (прогнозный баланс).

Финансовый план помогает определить, как много потребуется наличности и когда, чтобы начать и сохранить прибыльный бизнес. Также нужно быть в состоянии оценить, какую прибыль можно получить при том размере капитала, который можно инвестировать. Составление финансовых прогнозов прибыли компании, потока наличности и финансового положения помогает детально обдумать финансовые операции, которые планируются осуществить. В ходе этого процесса ясно выявится любое противоречие, расхождение или нереалистическое предположение. Информация, которая будет нужна, чтобы объединить финансовые прогнозы составляется в планах продаж, текущей деятельности и трудовых ресурсов.

Данный раздел покажет, как объединить все прогнозы в финансовый план. Поскольку многообразие информации, с которой предстоит работать, может привести к ее недостоверности, и чтобы не ошибиться, необходимо разработать три варианта прогнозов: пессимистический; наиболее реальный; оптимистический.

Различия в прибылях и наличности при переходе от одного варианта к другому покажут степень риска, с которым возможно встретиться.

38. План производства (инвестиционные затраты).

Цель инвестиционного планирования (проектирования) – показать эффективность использования вложенных в проект инвестиций.

Основные задачи инвестиционного планирования: • показать уровень рентабельности инвестиций; • рассчитать срок возврата инвестиций; • спрогнозировать изменения внутренних и внешних факторов, влияющих на проект; • оценить риски; • смоделировать будущий денежный поток от проекта и привести его к текущему времени (с учетом ставки дисконтирования).

Инвестиционный план и бюджет инвестиционных затрат несут одну смысловую нагрузку – они необходимы для планирования капитальных вложений компании.

27. Описание бизнеса (общее описание компании).

Бизнес-план начинается с общего описания компании. Его объем не должен превышать нескольких страниц. В описании следует отразить основные виды деятельности и характер компании. Не нужно вдаваться в детали, поскольку их можно изложить в других разделах.

В данном разделе следует ответить на следующие вопросы. Является ли компания производственной, торговой или действует в сфере услуг? Что и как она намерена предоставлять своим клиентам? Где она расположена? Вкаких географических пределах она намерена развивать свой бизнес (в своей местности, в масштабах страны, в международных масштабах)?



Следует предоставить также некоторые сведения относительно того, какой стадии развития достигла компания. Находится ли ее бизнес на начальной стадии, когда она еще не имеет полностью разработанный ассортимент продукции? Имеет ли она разработанный ассортимент товаров, но еще не начала маркетинг? Или же она уже ведет маркетинг своих продуктов и стремится расширить масштабы деятельности? Т.е. доказать возможность выполнения проекта. Очень важно сформулировать цели бизнеса. Возможно, компания стремится выйти на определенный объем продаж или в определенные географические районы. Или, может быть, она надеется стать открытой компанией либо привлекательным кандидатом на поглощение другой фирмой. Изложение таких целей важно для рецензента и может способствовать возникновению у него значительного интереса к предложениям. Конечно, эти цели должны выглядеть реалистичными и достижимыми.

25.Резюме бизнес-плана.

Резюме является одним из самых важных разделов бизнес-плана – с него непосредственно и начинается бизнес-план.

Основная задача резюме – заинтересовать предполагаемого адресата бизнес-плана, например, банк или инвестора, в дальнейшем его изучении. Зачастую, это наиболее часто читаемый раздел бизнес-плана, а, в ряде случаев, единственно изучаемый его раздел.

Резюме бизнес-плана содержит основную информацию и выводы по проекту. В конце резюме обязательно должен быть представлен свод финансовых показателей по проекту.

Несмотря на то, что резюме открывает бизнес-план, составляется оно в самом конце работы над бизнес-планом, когда уже готовы все остальные разделы.

По объему резюме состоит из 1-2 страниц (иногда 3-4, резюме большего объема делать не рекомендуется), предельная простота, лаконичность, минимум специальных терминов – вот основные требования к резюме.

Таким образом, резюме содержит следующие данные: 1) идеи, цели и суть проекта; 2) особенности предлагаемых товаров (услуг, работ) и их преимущества в сравнении с аналогичной продукцией конкурентов; 3) стратегию и тактику достижения поставленных целей; 4) квалификацию персонала и особенно ведущих менеджеров; 5) прогноз спроса, объемы продаж товаров (услуг, работ) и суммы выручки в ближайший период (месяц, квартал, год и т. д.); 6) планируемую себестоимость продукции и потребность финансирования; 7) ожидаемую чистую прибыль, уровень доходности и срок окупаемости затрат; 8) основные факторы успеха.

22.Общие требования к структуре и содержанию бизнес-плана.

Бизнес – план включает в себя следующие разделы: 1. Информация об организации, реализующий проект; 2. Вводная часть (резюме); 3. Анализ положения дел в отрасли и описание организации; 4. Описание продукции (работ, услуг); 5. Маркетинг и сбыт продукции; 6. Логистика производства; 7. Производственный план; 8. Организационный план; 9. Финансовый план; 10. Оценка эффективности проекта и рисков ее реализации; 11. Приложение.

Важно, чтобы предложения были короткими, ясными, четкими. Не стоит увлекаться использование технического жаргона.

Нужно, чтобы идеи, представленные в бизнес-плане, не были чрезмерно амбициозными.

Нужно особо выделить основные предположения бизнес-плана, его главные выводы.

Требования к бизнес-плану: Во-первых, бизнес – план разрабатывается на период, который превышает срок окупаемости проекта на три года. Во-вторых, при обосновании инвестиционного проекта все расчеты ведутся в постоянных среднегодовых ценах года, в котором бизнес-план представлен для заключения соглашения о ведении промышленно-производственной деятельности. В-третьих, претендент может представить дополнительную информацию по своему усмотрению.

Объем бизнес плана – порядка 20-30 листов текста с одной стороны, но иногда выдвигаются особые требования к содержанию и тогда объем может достигать 50 листов и более.

3.Планирование как область знания.

Планирование выделилось в самостоятельную область знаний в начале ХХ в. Как и любая деятельность, планирование характеризуется методологией и организацией. Обе эти характеристики тесно связаны между собой.

Методология планирования – это выбор совокупности принципов, подходов, способов организации и методов планирования для эффективного решения проблем и достижения его целей. Методология планирования определяется пониманием путей, средств и возможностей для достижения его целей.

Организация планирования – это способ упорядочения определенных действий в соответствии с их составом, структурой и характерными особенностями. Объектом организации выступает сам процесс планирования. Оценивая реальную практику планирования на предприятиях, необходимо рассматривать и ее методологию и организацию. Эти две характеристики играют важную роль и должны быть заложены в систему, процесс и механизм планирования.

Методика планирования – это совокупность методов, связанных общностью решаемой задачи , выполняющая функцию методической инструкции.

Планирование как функция управления имеет свой объект и предмет. Планирование применяется в различных социально-экономических системах (корпорациях, предприятиях или организациях, их структурных звеньях). Указанные системы могут выступать объектом планирования.

Предметом планирования является сама деятельность и отношения, которые охватывают отдельные элементы системы (объекта планирования) и ее взаимодействия с внешней средой. Они реализуются в ходе совместной деятельности по разработке целей, определению путей и способов, а так же комплекса мер по достижению целей.

6.Принципы планирования.

Планирование – это разработка и корректировка плана, включающие предвидение, обоснование, конкретизацию и описание деятельности предприятия (объекта) на ближайшую и отдаленную перспективу. Планированием на предприятии поэтапно охватывается работа людей и движение ресурсов (материальных и финансовых), нацеленных на получение заданного конечного результата.

Существует четыре основных принципа планирования: 1. Принцип единства предполагает, что планирование в организации должно иметь системный характер. Система означает существование совокупности взаимосвязанных элементов и наличие единого направления их развития, ориентированного на общие цели. Элементами планирования в организации являются отдельные подразделения, входящие в нее, и отдельные части процесса планирования.

2. Принцип участия тесно связан с принципом единства. Этот принцип означает, что каждый член организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и выполняемой им функции. То есть процесс планирования должен привлекать к себе всех тех, кого он непосредственно затрагивает.

3. Принцип непрерывности предполагает, что: процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно в рамках установленного цикла;

разработанные планы должны непрерывно приходить на смену друг другу (второй – на смену первому, третий – на смену второму и т. д.).

Второе из условий непрерывности планирования – постоянное следование планов друг за другом – компании, как правило, соблюдают. В то же время нередки случаи прерывания процесса планирования: фирмы разрабатывают план в течение определенной части года, утверждают его и прекращают планирование до следующего периода.

4. Принцип гибкости связан с принципом непрерывности и заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою направленность в связи с возникновением непредвиденных обстоятельств. Для осуществления принципа гибкости планы должны составляться так, чтобы в них можно было вносить изменения, увязывая их с изменяющимися внутренними и внешними условиями.

Поэтому планы обычно содержат определенные резервы. Однако существуют определенные пределы резервов планирования: резервы, заложенные в показателях, не должны быть слишком большими, иначе планы окажутся неточными;

низкие резервы влекут за собой частые изменения в планах, что размывает ориентиры деятельности фирмы.

5. Принцип точности означает, что всякий план должен быть составлен с такой степенью точности, которая совместима с определенной долей неизвестности. Другими словами, планы должны быть конкретизированы и детализированы в той степени, в какой позволяют внешние и внутренние условия деятельности фирмы.

11.Роль и значение бизнес-планирования для малого и среднего бизнеса.

Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса начинает «работать» еще до своего появления на свет. Сам процесс составления плана, детальный анализ, который предшествует его написанию, заставляют руководство непредвзято и беспристрастно рассмотреть планируемую деятельность во всех деталях, тщательно проанализировать свои идеи, проверить целесообразность и возможность их реализации. Малые компании сегодня вынуждены заниматься бизнес — планированием, чтобы выжить. Проведенные исследования позволили сделать вывод, что успешные предприятия действительно осуществляют стратегическое планирование и используют стратегический подход.

Использование стратегического планирования в малом бизнесе дает явные преимущества, но существует и ряд барьеров, препятствующих его широкому применению в процессе управления.

Отмечаются следующие препятствия у предпринимателей: – дефицит времени; – постоянная загруженность текущей работой; – высокие затраты; – недостаток специальных знаний, умений и опыта планирования; – недостаток доверия по отношению к сотрудникам и консультантам, страх провала бизнеса.

Малая фирма имеет свои преимущества и недостатки. К преимуществам относят: – простые организационно — управленческие связи; – малое количество управленческого персонала; – мобильность и гибкость перехода к новациям и другим видам деятельности; – узкую специализацию по видам бизнеса; – использование сфер деятельности, которые невыгодны для крупных предприятий; – высокую приспособленность бизнеса к местным условиям; – высокую восприимчивость к принципиальным нововведениям.

К недостаткам относят: – ограниченность ресурсов (финансовых, материальных, трудовых); – слабые кредитные возможности; – подчинение целям крупного производства; – большую перегрузку персонала (загрузка в неделю — 50-60 рабочих часов); – относительно невысокую оплату труда.

Бизнес-план предприятия малого и среднего бизнеса позволяет показать выгодность предлагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что предприниматель нашел привлекательные возможности развития производства, позволяющие эффективно осуществлять намеченное и, предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.

4. Типы планирования и виды планов.

Поскольку планирование является элементом технологии выполнения управленческих решений, то характер и содержание планов напрямую зависят от.характера и содержания принятых управленческих решений. Поэтому классификация планов полностью повторяет классификацию управленческих решений.

Планы группируются:

По срокам исполнения: оперативно-календарные; текущие; среднесрочные; долгосрочные; стратегические.

По функциям назначения: производственные (изготовление продукции); коммерческие (сбыт готовой продукции и материально-техническое обеспечение предприятия); инвестиционные и способствующие техническому развитию производства; планы по труду, заработной плате, социальной поддержке персонала;

По уровням управления предприятием: общефирменные; цеховые; планы работ функциональных отделов и лабораторий; планы работ участков и бригад.

По видам изделий и работ, в том числе по продукции: освоенной производством; находящейся в процессе освоения; проектируемой с учетом освоения в будущем.

За субъектами планы бывают двух видов: планы коллективные и личные. По продолжительности планового периода планы делятся на долгосрочные (от 5 лет и более), среднесрочные (от 1 года до 5 лет) и текущие (до 1 года).

Разновидностью текущих являются целевые планы, состоящие для проведения специальной операции или какого-либо конкретного мероприятия. По масштабу и уровню (иерархии) управления планы бывают стратегические (Разрабатываются стратегические уровнями управления), тактические (разрабатываются тактическими уровнями управления), оперативные (разрабатываемые оперативными уровнями управления). С целью реализации стратегических (долгосрочных) планов разрабатываются более конкретные тактические (среднесрочные) и оперативные (годовые, квартальные) планы. К стратегическому планированию относится разработка: а) долгосрочных комплексных целевых программ, предусматривающих решение проблем в сфере основных функций организации, совершенствования функционирования организации б) перспективных планов производственно-хозяйственной деятельности и планов научно-исследовательских и Опытно-конструкторских работ.

35. Стратегия маркетинга.

План маркетинга как часть бизнес-плана не только необходим для внутренней организации деятельности фирмы. Он и служит основой контактов, как с партнерами, так и с инвесторами.

Можно предложить следующую схему написания рассматриваемого раздела:

а) Общая стратегия маркетинга. Опишите свою рыночную философию и стратегию компании исходя из особенностей продукта вашей фирмы и каналов реализации в вашей нише рынка. Включите, например, описание потребителей, которые являются вашими клиентами или на которых направлены первоначальные усилия по продажам, а также тех, на ком внимание будет сконцентрировано несколько позднее. Укажите, как потенциальные потребители в этих группах будут выявлены; какие особенности продуктов и услуг (например, высококлассный сервис, качество, доступная цена, своевременная поставка, гарантия или подготовка персонала) будут использованы для стимулирования продаж; примените ли новаторские маркетинговые концепции, способствующие реализации продукта (например, аренда, возможность бесплатно использовать продукт ограниченный период и т.п.). Укажите, как будут реализовываться продукты или услуги на начальном этапе (на мировом, национальном или только региональном рынках), и объясните почему. Приведите планы для расширения продаж в будущем. Выявите сезонные колебания в продажах, наметьте, что может быть сделано для продаж продукта вне сезона. Если возможно, опишите планы получения правительственных контрактов как способа покрытия накладных расходов на развитие продукта.

б) Ценообразование. Опишите свою стратегию в области цен и сравните с ценовой политикой ваших основных конкурентов, включая окупаемость затрат потребителей. Оцените валовую прибыль и покажите, будет ли она достаточна. Для того чтобы позволить себе затраты на реализацию продукции, гарантию потребителям, подготовку персонала, ценовую конкуренцию и т.д., поясните, в какой степени ваши цены помогут вам: проникнуть на рынок; сохранить и увеличить вашу долю рынка в условиях конкуренции; получить достаточную прибыль.



в) Тактика реализации продукции. Опишите методы реализации (например, собственная торговая сеть, торговые представители, посредники), которые могли бы быть использованы как в ближайшее время, так и в долгосрочной перспективе. Включите описание любых специальных требований для реализации продукции (например, необходимость рефрижераторов и т.п.). Проанализируйте эффективность различных методов реализации, включая специальную политику, касающуюся скидок, исключительных прав на распространение и т.п., в сравнении с тактикой ваших конкурентов в этой области.

г)Политикапопослепродажному обслуживанию и предоставление гарантий. Если ваша фирма предлагает товар, который требует послепродажного обслуживания, предоставления гарантий или обучения персонала покупателя, оцените степень их важности для покупателя и опишите, как вы предлагаете решать все эти проблемы. Перечислите условия предлагаемых гарантий: будет ли обслуживание > проводиться работниками фирмы на месте, ремонтными мастерскими или продукция возвращается на завод. Укажите предполагаемые цены за послепродажное обслуживание и определите, будет ли оно приносить доход или станет лишь безубыточной операцией. Сравните ваши услуги покупателям с услугами ваших основных конкурентов.

д)Рекламаи продвижение товара на рынок. Как вы собираетесь привлекать внимание потенциальных потребителей к своей продукции? Производители промышленного оборудования должны рассказать о своих планах участи в торговых ярмарках и выставках, размещения рекламы в газетах и журналах, подготовки рекламных буклетов и листовок.

е)Реализация продукции. Опишите методы и и каналы реализации, которые вы собираетесь использовать. Укажите транспортные расходы как процент от цены.

33. Анализ конкурентов.

Анализ конкурентов следует начать с обращение внимания на то, какие продукты и услуги предлагают другие компании, работающие в этой сфере, какие технологии и оборудование они используют, каким методам продвижения и стимулирования сбыта они отдают предпочтение, как строят свою политику ценообразования. Требуется собрать как можно больше информации о конкурентах.

Для этого нужно выяснить, кто является вашими конкурентами – прямыми и косвенными. Затем определите наиболее успешных из них. Далее нужно узнать их сильные и слабые стороны. Для этого провести беседу с бывшими и нынешними клиентами компаний-конкурентов, провести опрос потребителей, изучить продукты конкурентов, ознакомится с их методами рекламы и продвижения.

Лучше всего, проводить сравнительный анализ предложения и товаров или услуг прямых конкурентов.

50. Виды рисков.

Инвестиционный риск – поддающаяся измерению вероятность понести убытки или упустить выгоду от инвестиций. Риски можно разделить на систематические и несистематические.

Систематические риски – риски, не поддающиеся влиянию воздействием со стороны управления объектом. Присутствуют всегда. К ним относятся: Политические риски (политическая нестабильность, социально-экономические изменения); Природные и экологические риски (стихийные бедствия);Правовые риски (нестабильность и несовершенство законодательства);

Экономические риски (резкие колебания курсов валют, меры государства в сфере налогообложения, ограничения или расширения экспорта-импорта, валютного законодательства и др.).

Несистематические риски – риски, которые можно устранить частично или полностью в результате воздействия со стороны управления объектом: Производственные риски (риск невыполнения запланированных работ, недостижение плановых объемов производства и др.); Финансовые риски (риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта, риск недостаточной ликвидности); Рыночные риски (изменение конъюнктуры рынка, потеря позиций на рынке, изменение цен).

Несистематические риски. Они в большей мере поддаются управлению. По влиянию на проект их можно разделить на несколько групп: Риск неполучения ожидаемого дохода от реализации проекта — К данной группе рисков можно отнести все, что связано с прогнозом денежных потоков на эксплуатационной фазе. Это:Маркетинговый риск – риск недополучения выручки в результате недостижения планового объема продаж или снижения цены реализации относительно запланированной.

Риск превышения производственной себестоимости продукции – затраты на производство превышают запланированные, тем самым снижая прибыль проекта. Необходим анализ затрат, построенный на сравнении с затратами аналогичных предприятий, анализ выбранных поставщиков сырья (надежность, доступность, возможность альтернативы), прогноза стоимости сырья.

Технологические риски – риски недополучения прибыли в результате недостижения планового объема производства или роста себестоимости производства в связи с выбранной технологией производства.

Административные риски – риски недополучения прибыли в результате влияния административного фактора. Заинтересованность в проекте административной власти, его поддержка ею существенно снижает данные риски.

Риск недостаточной ликвидности — Риск превышения бюджета проекта; Риск расхождения графика инвестиций и графика финансирования; Риск нехватки денежных средств на этапе выхода на проектную мощность; Риск нехватки денежных средств на эксплуатационной фазе.

Риск невыполнения запланированных работ на инвестиционной фазе по организационным или иным причинам.

54.Экономические показатели внутренней среды проекта.

При проведении расчетов в проекте могут быть использованы текущие, пронозные и дефлированные цены.

Текущие цены – цены, предусмотренные в проекте без учета инфляции.

Прогнозные цены – цены, ожидаемые (с учетом инфляции) в течение будущих шагов расчете.

Дифлированные цены – прогнозные цены, приведенные к уровню цен фиксированного момента времени путем деления на общий базисный индекс инфляции.

Показатели внутренней среды организации используются в сле-дующих аналитических процедурах.1. Оценка адекватности комплекса маркетинга внешним рыноч-ным условиям и потребностям рынка.2. Оценка инвестиционной активности организации с точки зрения как реальных, так и финансовых инвестиций.3. Оценка операционной эффективности, а именно, анализ ос-новных средств, оборотных активов и персонала организации, каче-ства и эффективности использования этих ресурсов.4. Оценка источников финансирования организации с точки зрения таких критериев, как средневзвешенная стоимость капитала, уровень финансового риска, степень финансовой устойчивости организации.5. Комплексная оценка эффективности деятельности организа-ции, а именно анализ прибыли, денежных потоков, а также оценка рентабельности собственного капитала.6. Прогнозный анализ основных показателей. Показатели про-гнозного анализа выступают в качестве базы для определения наи-более перспективных направлений развития бизнеса, а также оценки бизнеса.7. Расчет стоимости бизнеса, который в комплексе увязывает все ранее перечисленные аналитические процедуры и позволяет дать заключительную оценку успешности маркетинговой, инвести-ционной, операционной, финансовой деятельности организации.

43. Организационный план (кадровая политика и развитие персонала).

При разработке концепции управления любой организацией необходимо учитывать следующие факторы: человеческий потенциал — совокупность таких качеств, как интеллектуальный уровень, образование, физическое и душевное здоровье, творческие способности, умение адаптироваться в коллективе; мотивация — побуждение человека к сознательной и плодотворной деятельности, исходя из его потребностей и целей организации; отбор, обучение, аттестация — поддержание общего качественного уровня персонала путем конкурсного отбора при приеме на работу, повышения квалификации, использования системы качественной и количественной оценки результатов труда; планирование численности — определение затрат времени на выполнение каких-либо функций (нормирование), использование метода совмещения обязанностей, изучение конъюнктуры рынка с целью сохранения рационального штатного состава; организация управления персоналом — изучение форм, методов и процедур, обеспечивающих результативную работу всего персонала.

Разработка кадровой политики включает в себя комплекс взаимосвязанных видов деятельности: •подбор сотрудников в соответствии с выбранной стратегией; •подготовка и адаптация персонала; •анализ и оценка профессиональных качеств работников; •обеспечение рациональных условий труда, создание оптимальной социально-психологической атмосферы в коллективе; •планирование заработной платы, премий и других вознаграждений; •мероприятия по обеспечению профессионального и административного роста; •профилактика и ликвидация конфликтов в коллективе.

Очень важной является такая процедура управления персоналом, как оценка профессиональной деятельности. Своевременная и адекватная оценка каждого работника способствует повышению его заинтересованности в творческом труде, в достижении поставленных целей, помогает достичь лучшего взаимопонимания между руководством и подчиненными.

40. План производства (операционные конкурентные преимущества).

В этой части бизнес – плана важно указать: 1. Источники конкурентных преимуществ: наличие у предприятия высокой репутации, квалифицированного персонала, патентов, ведением долговременных НИОКР, развитым маркетингом, основанным на использовании новейших технологий, современным менеджментом, долговременными связями с покупателями и т. д.;

2. Очевидность источников конкурентных преимуществ: дешевое сырье, определенная технология, зависимость от конкретного поставщика;

3. Инновации.

4. Отказ от имеющегося конкурентного преимущества для приобретения нового.

Для сохранения или, наоборот, изменения конкурентных преимуществ в связи с изменениями конкурентной среды и предпочтений потребителей необходим постоянный мониторинг действий конкурентов и отслеживание изменений потребительских предпочтений.

39. План производства (производственные затраты).

Эта часть бизнес-плана должна показать инвесторам и др. потенциальным партнерам количество затрат на производство продукции. Дается обоснованная по каждой статье издержек производства. включаемой в состав калькуляции себестоимости продукции , и прогнозируется их изменение в перспективе. Излагаются перспективы обеспечения проекта потребным сырьем материалами, комплектующими изделиями, запасными частями и теплоэнергетическими ресурсами.

Основная цель этого раздела состоит в описании обеспеченности инвестиционного проекта с производственной и технологической стороны, что подтверждает реальность производства продукции в нужном количестве, в планируемые сроки и соответствующего качества. При составлении производственного плана используется достаточно обширная информация, от качества, достоверности и полноты которой зависит качество и обоснованность показателей эффективности инвестиционного проекта в целом.

36. План производства (описание местоположения).

Местоположение предприятия очень важно при планировании бизнеса. Для розничного бизнеса этот вопрос является одним из главных. Существует множество факторов, которые влияют на успех в этой области: умение выбрать хороший участок; возможность подкрепить финансово надежность контрактов с арендодателями; конкуренция за участки; контакты с агентами; привлекательность бизнеса для арендодателей. Все эти факторы должны быть проанализированы и указаны в плане производства.

Для многих других областей бизнеса местоположение играет не менее важную роль: предприятия досуга нуждаются в удобном расположении, так же как и многие предприятия сферы обслуживания.

Местоположение является важным вопросом и по причине того, что некоторые компании должны находится поближе к месту большого скопления людей, так как в таких местах спрос на товары особенно велик.

Важно показать, насколько удачно выбрано место расположения предприятия, исходя из близости к рынку, поставщикам сырья и материалов, доступности транспортных магистралей и рабочей силы. Для предприятий сферы торговли, сервиса или общественного питания вопрос о выборе местоположения требует тщательного предварительного изучения. При этом важно учитывать такие факторы, как пешеходные и транспортные потоки, наличие стоянки для машин, условия аренды, конкурентное окружение, наличие подъездных путей и др.

20.Структура бизнес-модели и критерии ее оценки.

Любая бизнес-модель предполагает наличие трех факторов: фактор пользы или выгоды (какую пользу приносит компания (клиентам, партнерам)); фактор стоимости и фактор прибыли (каким образом будут заработаны деньги).

Целью создания бизнес-модели является создание понятного, наглядного, достоверного и применимого представления о деятельности бизнес-системы. Бизнес-модель может быть представлена в виде рисунка, схемы, объемной модели.

Бизнес-модель и процесс её создания позволяет воспринять бизнес-систему в целом, увидеть основные элементы, взаимозависимости между ними, противоречия, а также рассмотреть альтернативные методы деятельности и проанализировать последствия их применения. Считается, что в процессе создания бизнес-модели можно прояснить то, что обычно незаметно из-за привычности. Предполагается, что в процессе описания бизнес-модели можно найти пути повышения эффективности функционирования бизнес-системы.

В сущности, тщательно разработанная бизнес-модель должна обеспечивать ответы на шесть важнейших вопросов. Эти вопросы сформулированы на основе компонентов, наиболее часто встречающихся у различных предпринимателей. К ним относятся: основная коммерческая идея компании; клиенты; внутрифирменные процедуры и квалификация сотрудников; процессы, обеспечивающие получение прибыли; наличие конкурентоспособной стратегии, которая позволяет претворить базовые преимущества (компетенцию) компании; деятельность компании по обеспечению прибыльности.

23.Титульный лист бизнес-плана.

Бизнес- план начинается с титульного листа, на котором обычно указывают: 1) наименование проекта; 2) место подготовки плана; 3) авторов проекта, название и адрес предприятия, телефоны; 4) имена и адреса учредителей; 5) назначение бизнес- плана и его пользователей 6) дату составления проекта.

На титульном листе обычно помещается меморандум о конфиденциальности. Также титульный лист может содержать требование о возврате автору бизнес- плана.

Главная функция титульного листа бизнес-плана — подать всю необходимую информацию о проекте в наиболее лаконичной форме в рамках принятых стандартов оформления . Титульный лист бизнес-плана дает первое впечатление о проекте на который необходимо финансирование. И если титульный лист оформлен не корректно, не красиво, то он может быть отложен потенциальным инвестором, который может подумать что если титульный лист не корректный, то и сам проект такой. Тем более что люди принимающие решение о финансировании проекта рассматривают очень много проектов. Титульный лист бизнес плана должен быть привлекательным и содержать всю необходимую информацию.

24. Оглавление бизнес-плана.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: