разд.мат. Л1 13-14 бизнес

РАЗДАТОЧНЫЙ МАТЕРИАЛ

по курсу ”Бизнес-планирование”

для студентов заочной формы образования, 2013-2014 уч. год

Лекция 1. Бизнес-планирование и его место в реализации общей стратегии организации

К вопросу: Место и роль бизнес-планирования в реализации общей стратегии организации

Общее назначение бизнес-плана заключается в том, чтобы

соединить воедино планы, замыслы, намерения руководства организации по её развитию или совершенствованию;

предоставить достаточно полное и всестороннее представление любому заинтересованному инвестору о предстоящей деятельности организации.

Главной целью разработки бизнес-плана - сформулировать или уточнить основную концепцию развития организации, то есть спланировать финансово-экономическую деятельность организации на ближайший и достаточно отдаленный периоды времени в строгом соответствии с потребностями целевого рынка и реальными возможностями приобретения необходимых видов ресурсов.

Конкретно цели бизнес-плана могут быть направлены на:

получение обобщенной финансовой оценки предыдущего этапа развития организации, а также оценка её современного экономического потенциала.

разработку или уточнение прежней стратегии развития организации или отдельных направлений её деятельности, а также определение способов реализации стратегических целей и задач.

позиционирование организации на конкурентных рынках и в отношении организаций-конкурентов.

выполнение роли связующего звена между стратегическим и тактическим планированием, контроль, анализ регулирования и оперативный учет.

разработку и технико-экономическое, финансовое и социальное обоснование бизнес-проектов, интернет-проектов, программ развития организации, а также коммерческих предложений.

привлечение инвесторов для реализации тактических планов, программ, коммерческих проектов.

снижение уровня совокупного риска организации в ходе осуществления её финансово-экономической, научно-технической и внешнеторговой деятельности за счет прояснения перспектив её развития.

разработку и осуществление проектов создания новой продукции, товаров и услуг.

формирование наиболее благоприятного общественного мнения в отношении организации (паблик-рилейшнз), стратегии её развития, планов будущей деятельности, определение степени социальной ответственности и социальной защищенности работников.

стандартизацию процесса ознакомления потенциальных инвесторов с данной организацией и состоянием финансовых и иных дел на ней.

Выделяют несколько функций бизнес планирования:

Первая функция связана с возможностью использования бизнес-плана для разработки общей экономической стратегии предприятия.

Вторая — предполагает привлечение денежных средств (ссуд, кредитов) со стороны.

Третья — это функция планирования, которая дает возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности предприятия.

Четвертая функция отражает привлечение к осуществлению проектов, реализации планов развития предприятия потенциальных партнеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.К внешним функциям бизнес-плана относятся:

— наличие бизнес-плана как обязательное требование цивилизованного рынка.

— возможность использования бизнес-плана для разработки общей концепции и генеральной стратегии развития организации.

— использование психологического аспекта основательности и солидности организации.

— возможность оценить и контролировать процесс развития основной деятельности организации.

— привлечение к реализации планов развития организации потенциальных партнеров и акционеров, которые могут вложить собственный капитал или технологию.

— прозрачность организации для сотрудников — акционеров, инвесторов, кредитов, а также поставщиков, потребителей, органов власти контроля (отечественных и зарубежных).

Процесс бизнес-планирования помимо внешних формирует и внутренние функции, рассматривая свою организацию с различных позиций, оценивая возможные аспекты деятельности, слабые и сильные стороны.

К внутренним функциям бизнес-плана следует отнести:

— выявление недостатков в текущей деятельности организации, препятствий, приводящих к существенным осложнениям реализации поставленных задач в целом;

— целенаправленность оптимизации деятельности сотрудников (прежде всего, менеджеров) организации;

-повсеместный контроль и управление внутренней средой организации;

— возможность проведения сравнительного анализа эффективности деятельности организации и её конкурентов.

Таким образом, бизнес-план должен обеспечивать возможность анализа, оценки позиционирования, контроля и управления в условиях неопределенности и динамичности как внешней, так и внутренней среды организации.

Перечисленные функции и сформулированные цели позволяют определить круг задач, решаемых в процессе бизнес-планирования.

Среди них можно выделить следующие:

установление перспективных направлений предпринимательской деятельности организации, а также выбор экономически наиболее выгодных целевых рынков и определение возможного места организации на них;

обоснование долгосрочных и текущих целей организации, стратегии и тактики их осуществления;

оценка производственных затрат по созданию, освоению, производству новой продукции, товара и их реализации;

определение состава и содержания маркетинговых мероприятий организации по изучению целевого рынка, проведению рекламы, формированию спроса, продвижению товаров, стимулирования объема продаж, организации каналов сбыта, выбору наиболее целесообразных методов ценообразования и т. д.;

выявление уровня профессионального соответствия имеющихся кадров современным требованиям рынка, а также оценка экономической целесообразности используемых видов мотивации их труда.

оценка чувствительности организации к различным факторам внутренней и внешней среды, анализ возможности ее влияния на них и степень зависимости от воздействия указанных факторов.

прогнозирование рисковых ситуаций, наиболее вероятных трудностей, которые могут препятствовать практическому выполнению задач и достижению основных и локальных целей, предусмотренных в бизнес-плане.

К вопросу: Типология бизнес-планов и основные области их применения

Конкретными областями применения бизнес-плана являются следующие:

разработка системы внутрифирменного бизнес-планирования;

разработка и реализация плана увеличения объема производства и роста объема товарооборота;

разработка и реализация мероприятий, связанных с повышением конкурентоспособности реализуемого товара (услуги), а также организации в целом;

разработка стратегии увеличения собственной доли организации на целевом рынке;

разработка комплекса мероприятий по проведению или повышению эффективности рекламной компании организации;

обоснование новой, более современной структуры управления организацией;

разработка и реализация выхода организации на рынок (в том числе внешний) с новым товаром, услугой;

разработка и реализация инвестиционных проектов;

подготовка обоснованных заявок с целью получения банковских кредитов на развитие организации;

организация и осуществление совместных с иностранными компаниями производств и совместных предприятий;

разработка и обоснование мероприятий по созданию финансово-промышленных групп

организация и проведение инвестиционных конкурсов (торгов) по продаже акций приватизируемых организаций;

подготовка и осуществление факторинговых операций;

подготовка и осуществление операций финансового лизинга;

подготовка и осуществление операций по приобретению акций АО на фондовом рынке;

обоснование предложений по приватизации государственных предприятий;

перепрофилирование существующей организации (осуществляемое, например, на основе конверсий), выбор новых видов, направлений и способов осуществления коммерческих операций;

обоснование проспектов эмиссии ценных бумаг приватизируемых и частных организаций;

открытие нового предпринимательского дела, определение профиля будущего организации и основных направлений его коммерческой деятельности;

разработка и обоснование комплекса мероприятий по обеспечению успешного функционирования и дальнейшего развития государственных и негосударственных учреждений;

обоснование увеличения до определенного уровня стоимости организации (стоимости бизнеса)

К вопросу: Основные подходы в технологии разработки бизнес-планов

Исходная информация для разработки бизнес-плана:

Данные об организации:

— годовая бухгалтерская отчетность за последние 3-5 лет;

— учредительные документы;

— устав организации;

— справка о задолженности по налоговым платежам

— список дочерних организаций или других организаций, в которых данная организация имеет долю, включая их финансовую отчетность.

Финансовая информация:

— список банковских счетов;

— описание дебиторской и кредиторской задолженностей;

— учетная политика организации;

— список основных средств организации и график их амортизации;

— кредитная история организации;

— график продаж по каждому виду товаров за каждый период времени;

— перечень расходов, включенных в отчет о прибылях и убытках;

— список крупнейших (пяти) клиентов и поставщиков, а также полный объем продаж и покупок соответственно на каждого из них за последний год и пр.

Данные о персонале:

организационная структура;

— резюме и информация об образовании и опыте ведущих специалистов;

— отчет о численности рабочих кадров (за 2 года);

— отчет о текучести рабочих кадров (за 2 года);

— план-график повышения квалификации персонала организации и пр.

Юридические документы:

- протоколы заседаний собраний акционеров, совета директоров;

— копии решений ревизионной комиссии;

— копии действующих договоров аренды, лизинга;

— копии договоров с акционерами и партнерами;

— копии трудовых соглашений с ведущими специалистами и пр.

Информация о нематериальных активах:

— лицензии, патенты;

— авторские права;

— товарные знаки; — прочие аналогичные нематериальные активы.

Экономические данные:

макроэкономические данные, данные об общих тенденциях в экономике страны;

— региональные экономические показатели и условия;

— информация об отрасли, в которой функционирует организация (тенденции роста и развития, государственное регулирование);

— информация о рынке (рыночном сегменте), на котором работает организация и пр.

Технические данные:

характер проектируемого производства;

— общие сведения о применяемой организацией технологии;

— информация о характере потребляемых ресурсов; системе реализации производимой продукции;

— вид производимой (реализуемой) продукции, работ, услуг;

— информация о производственном потенциале организации и пр.

Зачастую менеджеры страдают не от недостатка информации, а от избытка не относящейся к делу (нерелевантной) информации, что является существенной помехой в планировании – нехватка релевантной информации. Другой важный аспект – предоставление и получение информации в нужном месте и в нужное время.

Современные информационные технологии в бизнес-планировании

Среди рассматриваемого класса программных продуктов можно выделить 2 группы:

Универсальные MS EXEL

Специализированные программные продукты

Альт-Инвест, разработанный компанией Альт

Мастерская бизнес-планирования, предложенная компанией «Корпоративные финансы»

ИНЭК- Аналитик, предложенный компанией ИНЭК

Project Expert Prime Expert, разработанные компанией «Эксперт Системс», группа «Про Инвест»

Альт- Инвест — “открытая система”, использующая оперативную среду Microsoft Excel, предоставляет пользователю ряд дополнительных возможностей:

— позволяют изменять длительность интервала планирования в неограниченных пределах (например, по дням, неделям);

— расширяет ”рамки” текущего планирования деятельности организации (неограниченное количество любых дополнительных таблиц и графиков, корректировки выходных форм.

Альт- Инвест, единственная из представленных программ, позволяет задавать почти все исходные данные не в качестве постоянных величин или дискретного ряда, а в качестве переменных или сложных функций. Однако сложность вносимых исправлений предъявляет высокие требования к квалификации пользователя.

Внутренняя логика системы Project Expert достаточно проста и понятна пользователю, даже имеющему общие понятия о финансовом анализе.

Пакет прикладных программ COMFAR(Computer model for feasibility analysis and reporting) создан при ЮНИДО

COMFAR представляет пользователю возможность смоделировать краткосрочную и долгосрочную финансовую ситуацию для инвестиционных проектов различного вида: новых проектов, проектов реабилитации, расширения или совместных предприятий. Позволяет оценивать различные сценарии реализации и определять переменные, наиболее значимые для проекта.

Предыдущий:

Следующий: