проект на экзамен…

Учитель: Здравствуйте, ребята, здравствуйте, дорогие родители, я рада приветствовать вас нашем музыкальном занятии, посвященном творчеству Петра Ильича Чайковского. А точнее его фортепьянному циклу Времена года».

Петр Ильич Чайковский- великий композитор, составивший эпоху в истории мировой музыкальной культуры.

Родился 25 апреля 1840 года в селении при Камско-Воткинском заводе Вятской губернии (ныне город Воткинск, Удмуртия).

Музыкальная деятельность началась в 1861 году, когда он поступил в Музыкальные классы Русского музыкального общества (РМО), а после преобразования их в 1862 году в Петербургскую консерваторию стал одним из первых её студентов по классу композиции. В 1865 году окончил курс консерватории с большой серебряной медалью.

Фортепьянный цикл Временна года» состоит из 12 характеристических картин.

Идея цикла и заглавия пьес принадлежала Н. М. Бернарду, издателю журнала «Нувеллист», с которым Петр Ильич сотрудничал с 1873 года. Примерно в ноябре 1875 года Бернард посылает Чайковскому заказ на фортепианный цикл.

Все заглавия пьес были придуманы Бернардом, но к двум из них Чайковский внес свои дополнения: «Святки» получила подзаголовок Вальс, а «Жатва» — Скерцо. В поздних изданиях П. И. Юргенсона подзаголовки композитора были утрачены.

Сейчас мы послушаем пьесу Святки», в исполнении Ф.И.

У: Молодец, великолепно. А пьесу «Жатва», мы послушаем в исполнении Ф.И.

Молодец, великолепно.

13 декабря 1875 года началась подготовка первых пьес к изданию (на тот момент были готовы 2 пьесы). Пьесы Чайковского открывали каждый номер, кроме сентябрьского.

В конце 1876 Бернард выпустил пьесы отдельным сборником с заглавием «Времена года». Здесь общее название цикла употреблялось впервые и было дано, опять, таки, Бернардом. На обложке были изображены 12 картинок.

А сейчас я предлагаю послушать 10 пьес из цикла «Времена года», 10 потому, как 2 мы уже прослушали.

«Январь. У камелька.»

Эпиграф из А. С. Пушкина:

«И мирной неги уголок

Ночь сумраком одела,

В камине гаснет огонек,

И свечка нагорела.» (исполняет Ф.И.)

«Февраль. Масленица»

Эпиграф взят из П. А. Вяземского:

«Скоро масленицы бойкой

Закипит широкий пир.»

В «Масленице» композитор изображает сцены народного гуляния, веселья и задора.

(Исполняла Ф.И.)

«Март. Песня жаворонка»

Эпиграф из А. Н.Голубенький,

Чистый Подснежник — цветок,

А подле сквозистый

Последний снежок.

Последние слезы

О горе былом

И первые грезы

О счастьи ином…»

» Апрель.Подснежник»

«Май. Белые ночи»

Эпиграф из А. А. Фета:

«Какая ночь! На всем какая нега!

Благодарю, родной полночный край!

Из царства вьюг и снега

Как свеж и чист твой вылетает Май!»

«Июнь. Баркарола»

Эпиграф из А. Н. Плещеева:

«Выйдем на берег, там волны

Ноги нам будут лобзать,

Звезды с таинственной грустью

Будут над нами сиять»

«Июль. Песня косаря»

Эпиграф из А. В. Кольцова:

«Раззудись, плечо,

Размахнись рука!

Ты пахни в лицо,

Ветер с полудня!»

«Август. Жатва»

Эпиграф из А. В. Кольцова:

«Люди семьями

Рожь высокую!

В копны частые

Снопы сложены,

От возов всю ночь

Скрипит музыка.»

«Сентябрь. Охота»

Эпиграф из А. С. Пушкина (Граф Нулин):

«Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах;

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.»

«Сентябрь. Охота»

Эпиграф из А. С. Пушкина (Граф Нулин):

«Пора, пора! Рога трубят;

Псари в охотничьих уборах;

Чем свет уж на конях сидят;

Борзые прыгают на сворах.»

Охота. Сентябрь. Охота — это слово, как и во всех других языках, означает промысел диких животных. Однако само слово происходит в русском языке от слова «охота», означающего желание, страсть, стремление к чему-то. Охота — очень характерная деталь русского быта XIX века. Этому сюжету посвящены многие страницы произведений русской литературы. Вспоминаются описания охоты в романе Л.Толстого, рассказах и повестях И.Тургенева, картины русских художников. Охота в России всегда была уделом людей страстных, сильных и проходила очень шумно, весело, в сопровождении охотничьих рогов, со множеством охотничьих собак. Охота в дворянских поместьях в XIX веке, в осенние месяцы, была не столько необходимым промыслом, сколько забавой, требовавшей от ее участников мужества, силы, ловкости, темперамента и азарта.



«Октябрь. Осенняя песня»

Эпиграф из А. К. Толстого:

Осень, осыпается весь наш бедный сад,

Листья пожелтелые по ветру летят…»

«Ноябрь. На тройке»

Эпиграф из Н. А. Некрасова:

«Не гляди же с тоской на дорогу,

И за тройкой вослед не спеши,

И тоскливую в сердце тревогу

Поскорей навсегда затуши.»

«Декабрь. Святки»

Эпиграф из В.А. Жуковского:

«Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали:

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали.»

кантату на оду Шиллера «К радости»;

И сейчас Ф.И. нам её исполнит

(Аплодисменты.)

У: великолепно, молодец.

Также его консерваторские работы — увертюра к пьесе Островского «Гроза» и танцы сенных девушек, включённые впоследствии в оперу «Воевода».

В 1868 году впервые выступил в печати как музыкальный критик и познакомился с группой петербургских композиторов ― членов «Могучей кучки». У Чайковского проявляется интерес к программной музыке, и по совету главы «Могучей кучки» Милия Балакирева он пишет увертюру-фантазию «Ромео и Джульетта» по одноимённой трагедии Шекспира (1869)

Сейчас мы её послушаем, в исполнении Ф.И.

(Аплодисменты)

У: Великолепно, молодец.

В. В. Стасов подсказал Петру Ильичу замысел симфонической фантазии «Буря» (1873).

И сейчас мы послушаем симфонию «буря» часть первая, в исполнении Ф.И.

(Аплодисменты)

У: молодец, великолепно.

В том же году познакомился с Дезире Арто. Он посвятил ей Романс op. 5 и, как утверждается, закодировал её имя в текстах «Концерта для фортепиано с оркестром № 1» и симфонической поэмы «Фатум»

Все внимание на экран, сейчас мы посмотрим выступление Государственного академического симфонического оркестра СССР, дирижер Евгений Светланов, П.И. Чайковский Фатум, симфоническая поэма, соч. 77 .

В это же время он пишет такие сочинения, как оперы «Опричник» и «Кузнец Вакула», музыка к драме Островского «Снегурочка», балет «Лебединое озеро», Вторая и Третья симфонии, фантазия «Франческа да Римини», Первый фортепианный концерт, Вариации на тему рококо для виолончели с оркестром, три струнных квартета и другие. К этому же периоду относится написанная по заказу организационного комитета Политехнической выставки кантата «В память 200-летия рождения Петра Великого» на слова Я. П. Полонского; она была впервые исполнена 31 мая 1872 года на Троицком мосту в Кремле под специально построенным навесом (дирижёр К. Ю. Давыдов, солист А. М. Додонов).

Также одна из работ Чайковского этого периода ― Четвёртая симфония (1877). В 1880 году за увертюру «1812 год» Чайковский получил орден Святого Владимира I степени.




Предыдущий:

Следующий: