ответы по экономике

Билет№1. 1) Отрасль в системе рыночной экономики. Отрасль – совокупность организаций и предприятий , характеризующийся общностью выпускаемой продукции, технологии производства, основными фондами, профессиональной подготовкой работающих. Ведущая отрасль экономики- промышленность (50%).К промышленности относится деят-ть связанное с добычей, обработкой, переработкой ресурсов, производство материальных благ. Услуга-мероприятие или выгода, содействие удовлетворению коллективных или индивидуальных потребностей, без передачи прав собственности. 5 типов услуг: 1.Производственные (лизинг, обслуживание, ремонт оборудования) 2.Распределительные (торговля, транспорт, связь) 3.Профессиональные (банки, страховые, рекламные, консультационные и финансовые орг.) 4.Потребительские (массовые) 5.Общественные (TV,радио, образование, культура)

2) Рентабельность работы орг. - показатель, представляющий собой отношение прибыли к сумме затрат на производство, денежным вложениям в организацию коммерческих операций или сумме имущества фирмы. Так или иначе, рентабельность представляет собой соотношение дохода и капитала, вложенного в создание этого дохода. Увязывая прибыль с вложенным капиталом, рентабельность позволяет сравнить уровень доходности предприятия с альтернативным использованием капитала или доходностью, полученной предприятием.

Билет№2.1)Организация(предприятие)- самостоятельно хозяйствующий, регулируемый уставом субъект , который имеет права юридического лица и осуществляет производственную, научную и коммерческую деятельность с целью получения соответствующей прибыли. Предприятие имеет самостоятельный баланс, расчетный и другие счета в банке, печать со своим наименованием, товарный знак. Создается согласно решениям собственников предприятия, учредителей организации или решением трудового коллектива в порядке, предусмотренном нормативными документами. Предприятие имеет право собственного распоряжения своим имуществом, защищать имущественные интересы в судебном арбитражном и других органах власти. Получать кредит, вступать в хозяйственные отношения с юридическими и физическими лицами, обязана ежегодно представлять сведении для независимой аудиторской проверки. Имеет право создавать филиалы, представительства и другие обособленные подразделения с правом открытия текущего и расчетного счетов. Имеют право объединять свою производственную, коммерческую и научную деятельность и создавать объединения. Предприятие действует на основе устава или учредительского договора. Устав учреждается собственником, а для государственных предприятий при участии трудового коллектива. В уставе определяется собственник, наименование, место нахождения, предмет или цели, органы управления, компетенция и полномочия трудового коллектива, порядок образования имущества, условия реорганизации, прекращения деятельности. Предприятия можно классифицировать по количественным и качественным характеристикам. В соответствии с численностью работников выделяют малые предприятия (50-100 чел), средние (до 500 чел), крупные (свыше 500 чел)

Среди качественных параметров классификации выделяют: тип собственности, характер и содержание деятельности, ассортимент товаров и услуг, способы и методы выделения конкурентной борьбы, способы вхождения в различные союзы и объединения, организационно- правовые формы предпринимательской деятельности.

Учредительный договор- договор, заключаемый между учредителями юридического лица при его создании. В учредительном договоре учредители обязуются создать юридическое лицо, определяют порядок совместной деятельности по его созданию, условия передачи ему своего имущества и участия в его деятельности. Договором определяются так же условия и порядок распределения между участниками прибыли и убытков, управления деятельностью юридического лица, выхода учредителей (участников) из его состава. Устав – свод правил, регулирующих организацию и порядок деятельности в какой-либо определенной сфере отношений или какого-либо государственного органа, предприятия, учреждения. Общие уставы утверждаются, как правило, высшими органами государственной власти, уставы отдельных организаций – их учредителями либо соответствующими министерствами и ведомствами. Уставы имеют общественные организации ( добровольные спортивные общества, творческие союзы и др.) уставы имеются у большинства международных организаций.

2) Стандартизация и сертификация продукции. Решение проблемы качества во многом будет зависеть от формирования системы стандартов качества как основы нормативно- правовой базы. Международный опыт показывает, что работу по повышению качества целесообразно проводить в рамках системного управления, которая охватывает весь жизненный цикл продукции, управление качеством продукции базируется на СТАНДАРТИЗАЦИИ. Стандартизация- деятельность направленная на достижение упорядочения в определенной области по средствам установления положений для всеобщего и многократного применения. Стандарт- нормативный документ разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утвержденным уставным органом.(или предприятием). В нем устанавливаются общие принципы, характеристики, требования и методы, касающихся определённых объектов стандартизации. Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющие перспективу многократного воспроизведения и использования. В стандартах регламентируются методы измерения, контроля и испытания продукции. Стандарты могут носить как рекомендательный характер так обязательные требования ко всем объектом стандартизации. Нормативные документы по стандартизации: Государственные стандарты( ГОСТ), Отраслевые стандарты (ОСТ), Технические условия ( ТУ),Стандарты предприятий и объединений (СТП), Стандарты научно-технических обществ и инженерных союзов (СТО) Сертификация продукции – совокупность действий и процедур с целью подтверждения по средствам сертификата или знака соответствия того, что товар соответствует требованиям стандарта. Сертификация основана на проведении испытаний и оценки условий производства, контроль процедур и надзор за качеством продукции со стороны независимого органа. При положительном результате сертификации испытаний изделие должно иметь подтверждающие доказательства – клеймо, специальный знак, этикетку, сопровождающую документацию, сертификат соответствия. Сертификация может быть: Обязательная, Факультативная ( добровольная), Самосертификация( сертификат под ответственность), Сертификация третьей стороной ( уже известной фирмой).

Билет№3. 1)Организационно правовые формы организации. С соответствии с гражданским кодексом могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйствующие товарищества и общества, производственные оперативны государственные муниципальные предприятия, хозяйственное товарищества и общества: полное товарищества вере ,ООО,ОДО,ЗАО . Полное товарищества- участники в соответствие с заключением между ними договором снимаются деятельностью предприятия ,несут ответственность о обязательствам, по отношение к участникам полного товарищества. Участник полного товарищества являющейся о учредителем отвечает на ровне другими. Товарищества на вере – им являются товарищества в котором на ряду с участниками осуществляется предпринимательская деятельность от имени товарищества . Общества с ограниченной ответственности ООО- это общество учрежденное одним или несколькими лицами уставной капитал который разделён на доли. Участник ООО несут риск убытков связанные с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных или вкладов .Структура ООО является более простой. ООО часто используется для объединения предпринимателей знающих друг друга . Число участников может быть ограничено законодательством . 2)Конкурентоспособность организации и продукции. Конечная цель любой фирмы победа к конкретной борьбе .Победа не разовая не случайная а как закономерный итог постоянных и грамотных усилий фирмы. Факторы определяющие конкурентно способность товаров и услуг: качества товаров и услуг, цена товаров и услуг, уровень квалификации профессионала и менеджмента – высокий уровень образования позволяет специалистам предприятия быстро обучатся , осваивать новые профессии и обретать навыки. Уровень квалификации менеджмента играет важную роль в обеспечению конкурентно способностью предприятия; Технологический уровень производства – способность производить продукцию высокого качества и с низкими затратами; Доступность источников финансовых большинство предприятий ориентируются только на 2 источника финансирования государство и банковские займы.

Билет №4 1)Типы производства — это классифицированная категория производства, комплексная характеристика технических, организационных, экономических, особенностей производства, обусловленная объёмом производства, стабильности выпуска, длительностью производственного цикла. Типы производства: 1)Единичное характеризуется широким ассортиментом продукции и малым объёмом выпуска. Образцы либо не повторяются, либо повторяются не регулярно. Рабочие места не имеют глубокой специализации. Значительный объём незавершённого производства , применение универсального и уникального оборудования, высокая квалификация рабочих, трудоёмкость изделий, значительный удельный вес ручных работ, длительный производственный цикл и исходя из всего этого высокая себестоимость . 2) Серийное – наиболее распространённый тип производства, характеризуется изготовлением ограниченного ассортимента продукции. Партии изделий повторяются через определённый промежуток времени. В зависимости от размера серий различают: мелко серийное, средне серийное и крупно серийное производство. Применяется специализация отдельных рабочих мест. Уровень себестоимости продукции снижается за счёт применения универсального оборудования, труда рабочих средних квалификаций, уменьшение расходов на заработную плату. Продукция стандартная установленного типа. 3) Массовое — характеризуется изготовлением отдельных видов продукции в больших количествах, на узких специализированных рабочих местах в течении длительного периода времени. Доля ручного труда значительно снижена, применяется специализированное оборудование, высокая автоматизация и механизация. Небольшая трудоёмкость и длительность производственного цеха. Себестоимость в сравнении с другими типами минимальна. Данный тип целесообразен при большом объёме выпускаемой продукции. Необходимо наличие устойчивого и значительного спроса. В условиях кризиса наиболее уязвим. 2) Инновация - использование новшеств в виде новых технологий, видов продукции и услуг , новых форм организации производства и труда, обслуживание и управление. Термин инновация включает в себя 2 понятия: Новшество — новый продукт, услуга, технология. Нововведение – процесс внедрения новшеств в различных сферах жизни общества.

Инновация способствует развитию техническому или хозяйственной системы, но в то же время неожиданно появляется новшество, может негативно повлиять на этот процесс. Свойства инноваций: - Новизна; — Производственная применимость или экономическая обоснованность; — Обязательно должна отвечать запросам потребителя; Виды инноваций: По степени новизны: - Радикальные (крупные изобретения, которые становятся основой формирования новых поколений техники) -улучшающие инновации; — модифицирующие инновации (частичное улучшение устаревших); По объекту применения: -продуктовые инновации; -технологические инновации; -процессные инновации; -комплексные инновации; По масштабам применения: -отраслевые; -межотраслевые; -региональные; — в рамках предприятия; По причинам возникновения: -реактивные (обеспечивающие выживание фирм);- стратегические (с целью получения конкурентных преимуществ);По эффективности: -экономические; -социальные; -экологические; -интегральные.

Билет№5 1)Производственная структура и принципы её организации -это совокупность производственных единиц предприятия (цехов) участков, служб входящих в его состав и формы связи между ними . Принципы производственной структуры: 1)Соблюдения рационального построение и соотношения между подразделением; 2)Обеспечение пропорциональности между частями предприятия; 3)Создание бесцеховой структуры; 4)Рациональная организация без производственной структуры; 5)Производственная структура предприятия зависит от выпуска и ассортемента ,типа производство форм специализации, особенности технологических процессов На производственная структура оказывают влияния ряд факторов: 1) Отраслевая принадлежность; 2) Характер выпускаемой продукции и оказываемых услуг; 3) Объём и трудоёмкость продукции или оказываемых услуг; 4 )Объём уровень специализации и кооперирование; 5) Особенности используемого оборудование (сырьевой базой ,зданий и сооружений ).В состав предприятия также выделяют основные вспомогательные и обслуживающие подразделения хозяйство производственного назначения. Главными элементами производственной структуры являются : Цехи ,участки, рабочие мета Различают три вида производственной структуры : Технологический - технологический принцип основан на единстве применяемых технологий ,обеспечивается высокая загрузка оборудование ,затруднено планирование ,удлиняется производственный цикл (единичное и мелкосерийное производства ) Предметный - сосредоточено на выпуске однородной продукции .Имеется весь комплекс оборудование ,облегчается контроль ,планирование ,учёт,сокращается производственный цикл (среднесерийное и крупное производство) Смешанный - организация подразделяется по технологическому и предметному принципу. 2)Инновационная деятельность орг-ции-это деятельность, направленная на поиск и реализацию инноваций в целях расширения ассортимента и повышения качества продукции, совершенствования технологии и организации производства. Инновационная деятельность вкл.: выявление проблем предприятия; осуществление инновационного процесса; организацию инновационной деятельности; Главная предпосылка инновационной деятельности предприятия состоит в том, что все существующее стареет. Поэтому необходимо систематически отбрасывать все то, что износилось, устарело, стало тормозом на пути к прогрессу, а также учитывать ошибки, неудачи и просчеты. Для этого на предприятиях периодически необходимо проводить аттестацию продуктов, технологий и рабочих мест, анализировать рынок и каналы распределения. К инновационной деятельности относятся: -Выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских или технологических работ по созданию инновационного продукта; комплексное научно-технологическое, индикативное планирование и целевое программирование, организация и нормативно-правовое обеспечение работ по созданию инновационного продукта; технологическое переоснащение и подготовка производства для выпуска инновационного продукта (услуги), технологии; проведение испытаний и освоение потребителем инновационного продукта; управление процессами коммерциализации технологий; деятельность по продвижению инновационного продукта на внутренний и мировой рынки, включая правовую защиту результатов интеллектуальной деятельности, использованных в продукте;

Билет№6.1) Сущность, виды и формы планирования. План-ние – особый вид деятельн. который выражается в выполнении различных технических операций по составлению планов. Виды: 1) стратегическое- инструмент с помощью которого формируется цели фун-ция орг-ции и объединяются усилия всего коллектива по его достижениям. 2) тактическое – занимает промежуточное положение между стратегическим и кратковременным. Пл-ние явл. средством достижения целей поставленных стратегическим планом. Решение тактического плана адресных, направлены на работу структурных подразделений, их выполнение легче проконтролировать 3)оперативное– краткосрочное планирование, направленное на реализацию тактических планов. Объекты оперативного планирования: объем выпуска и продаж, контроль качества, кадры, товарно материальные запасы и др. Формы: 1)централизованное — форма используется в объединениях предприятий одинакового или близкого производственного профиля с единой сетью вычислительной техники, что позволяет сократить персонал, занятый планированием. Основное преимущество централизованной формы — большие возможности для осуществления единой идеологии развития исходя из интересов объединения в целом. 2) децентрализованное - в крупных концернах с диверсифицированным производством и достаточно самостоятельными отделениями или филиалами основная работа по планированию сосредоточена в них. 3) комбинированное- является базой для разработки одного или нескольких вторичных (производных) планов, на основе которых в свою очередь могут разрабатываться другие планы.

2) Сущность и содержание инвестиционной деятельности. Инвестиция – денежное средство, целевые вклады, паи, акции и ценные бумаги, технологии, машины, оборудования, кредиты, товарные знаки, вкладываемые в объекты предпринимательской деятельн. в целях получения прибыли. Формы: финансовые ресурсы банков и иных кредитных учреждений; сбережения частных физических лиц; здоровья и времени предпринимателя; иностранные инвестиции. Сферы инвестиций: 1) финансовая — ценные бумаги, страхование, различные виды акций и облигаций; 2) материальная сфера – средства направляются на модернизацию и замену основных произ-ных фондов, формирование оборотных фондов, кадров предприятия, исследовательские и конструкторские разработки. Инвестирование -любое вложение любых средств с целью получения дохода и выгоды. Это соизмерение затрат и результатов, т.е. оценка эффективности инвестиций. Эта политика представляет систему принятия решений о получении доходов от инвестиционной деятел. Основная цель это осуществить инвестиции для получения дохода и прибыли. Виды: 1) в зависимости от объектов вложения (реальные, финансовые, портфельные) 2) в зависимости от степени участия в процессе ( прямые, непрямые) 3) по форме собственности (частные, корпоративные, гос-ные, иностранные) 4) в соответствии с порядком осуществления мероприятий( неттоинвестиции – в начале жизненного цикла фирмы; реинвестиции- воспроизводство основного капитала, освоение новых видов продукции и рынка. Инвестиции бывают: вынужденные; для сохранения позиций на рынке; для обновления основных произ-ных фондов; для экономии текущих затрат и увеличения доходов; рисковые.

Билет №7.Производственный процесс и принципы его организации. Производственный процесс-это совокупность целенаправленных действий персонала организации по сервисному обслуживанию или превращения сырья и материалов в готовую продукцию . вкл. ряд технологических, инфор-ных , транспортных, вспомогательных и сервисных процессов. Производственные процессы подчинены определённым принципам. Принципы рацной орг-ции: 1)общие, независящие от конкретного содержания производства; 2)специфическое, характерно для конкретного процесса Принципы орг-ции произ-ного процесса: 1)Пропорциональности- Пропорциональная производительность в единицу времени всех производственных подразделений предприятия (цехов, участков) и отдельных рабочих мест. 2) Специализации- Формы разделения труда на предприятии, в цехе. 3) Непрерывности- Сведение к минимуму всех перерывов в процессе производства конкретного изделия 4) Параллельности- Одновременное выполнение технологического процесса на всех или некоторых его операциях. Реализация данного принципа существенно сокращает производственный цикл изготовления изделия 5)прямоточность- обеспечивает кратчайший путь движения предметов труда 6)ритмичность- равномерное выполнение операции во времени 7)техническая оснащенность- механизация или автоматизация производства процесса устранения ручного монотонного и вредного труда8)гибкость- обеспечение 9) Стандартизации- организация производственного процесса при соблюдение заработка, однообразных дел10) Универсализации- Определенное рабочее место или производственное подразделение занято изготовлением изделий и деталей широкого ассортимента или выполнением различных производственных операций 2. Производительность труда и методы его нормирования. Производительность труда, важный эк. показатель, служит для определения результатности трудовой деятельности, как отдельного работника, так и коллектива. Уровень производ. труда выявляется двумя показателями: 1)Выработка продукции в единицу времени- опред. Соотношение количество произведённой продукции к затратам рабочего времени на производство данной продукции .Различают показатели часовой, дневной и выработки на 1 работника. В зависимости от единиц измерения объём производ. Различают 3 метода определённой выработки: 1.натуральный-объём выработки в натуральной выраженности (штук, кг) 2.стоимостной(денежный)-определяется как соотношения производимой продукции, выраженной в денежной единицы к затратам рабочего времени 3.трудовой-характеризует динамику производимости труда и определяется в норма-часах. На основании этого метода используют показатель трудоёмкости продукции 2)Трудоёмкость продукции- выражает затраты рабочего времени на производимую единицу продукции. В зависимости от состава труда затрат и их роли в процессе производства, есть виды трудоёмкости: технологическая, обслуж-я производства, управления производствам.

Билет№8. 1) Основные фонды организации. ОФ- неоднократно участвуют в процессе произ-ва, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовляемую продукцию по частям по мере использования, пополняются за счёт капитальных вложений. ОФ отличается целевым назначением, сроком службы, квалифицируется по след. признакам: 1)по принадлежности- собственное и арендованные;2) по хар-ру использования – находятся в запасе или эксплуатации; 3) по виду – здания, сооружения, машины, инструменты. В процессе эксплуатации производится оценка основных фондов. Она может быть в натуральной и денежной форме. Учёт и план-ние в натур-ной форме устанавливает произв-ную площадь, кол-во оборудования и их произ-ную мощность. При оценке в денежной форме определ. 3 вида стоимости:1)первоначальная- затраты на приобретение, доставку и установку оборудования.2) восстановительная – опред. стоимость воспроиз-ва основных фондов в условиях данного года. Необходима переоценка основных фондов, т.к. первоначальная стоимость не отражает изменения в связи с износом инфляции; 3) остаточная стоимость- определяется как разница первоначальной стоимостью и сумм износов основных фондов. 2) Сущность нормирования труда, виды норм. Нормирование труда- вид деятельн. по упр-нию произ-ва, цель которого состоит в установление необходимых соотношений между численностью работников, кол-ва единиц оборудования и произв-ным заданием. Нормы явл. основой план-ния оргц-ции произ-ва, оплаты труда и его производительностью. Виды норм: 1) норма времени – затраты на изготовление единицы продукции, продолжит. раб. времени для выполнения необходимого объёма работ; 2) выработки –определяет кол-во единиц продукции, которое должно быть выполнено одним работником или группой за определённое время; 3) обслуживания, раб.место- кол-во произв-ных объектов, которое работник соответствующей квалификации должен обслужить в единицу раб. времени; 4) численности- определяет численность работников определенно профессионального квалификационного состава необходимого для заданного выполнения работ; 5) нормированное задание- устанавливает необходимый объём работ которые должны быть выработаны работником за данный отрезок времени; 5) норма управляемости- определяет кол-во работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Билет№9. 1) Износ и амортизация основных фондов. Бывает физический и моральный износ. Физ-кий- постепенная утрата основных фоднов своей первоначальной стоимости, происходящая в процессе эксплуатации и норм бездействия. Бывает полный и частичный физ-кий износ. Моральный- бывает 1 и 2 рода. Мор-ный износ 1 рода это создание основных фондов с такими же произв-ми характеристиками, но более дешёвые, а мор-ный износ 2 рода – создание основных фондов обеспечивающих высокую производительностью труда и кач-во продукции. Мор-ный износ 2 рода приводит к убыткам. Амортизация. Основным источником покрытия затрат связанных с обновлением основных фондов явл. собственные средства предприятия. Они накапливаются в течение всего срока службы основных фоднов в виде амортизационных отчислений. Амортизация- денежное возмещение износа основных фондов путём вклада части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Осущес. В целях полной замены основных фондов при их ликвидации. Сумма аморт. отчислений зависит от стоимости основных фондов, времени эксплуатации, затрат на модернизацию. 2) Методы нормирования труда. Виды норм: 1) норма времени – затраты на изготовление единицы продукции, продолжит. раб. времени для выполнения необходимого объёма работ; 2) выработки –определяет кол-во единиц продукции, которое должно быть выполнено одним работником или группой за определённое время; 3) обслуживания, раб.место- кол-во произв-ных объектов, которое работник соответствующей квалификации должен обслужить в единицу раб. времени; 4) численности- определяет численность работников определенно профессионального квалификационного состава необходимого для заданного выполнения работ; 5) нормированное задание- устанавливает необходимый объём работ которые должны быть выработаны работником за данный отрезок времени; 5) норма управляемости- определяет кол-во работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Билет№10. 1)Показатели эффективного использования основных производственных фондов. Основные произ-ные фонды: 1) Форма арматизации показывает какую долю в своей балансовой стоимости ежегодно переносит средства труда на создаваемую ими продукцию. 2)По установленным нормам арматизационные отчисления включаются в себестоимость готовой продукции и влияют на её конкурентоспособность. 3)Показатель фондов отдачи характеризует степень использования основных фондов и показывает выпуск продукции приходящийся на каждый рубль ОПФ. Должен иметь тенденцию к увеличению. 4)Показатель фондов ёмкости характеризует долю стоимости основных фоднов приходящихся на каждый рубль выпускаемой продукции. Должен иметь тенденцию к уменьшению. 5)Среднегодовая стоимость ОПФ. 2)Сущность, формы и системы заработной платы. Зар. плата – вознаграждение работников за труд и за его конечные результаты. Ф-ции з/п: 1) воспроизводственная – обеспечение возможности воспроизводства рабочей силы. 2)стимулирующая- повышение в заинтересованности в развитие производства. 3) соц-ная – реализация принципов в соц-ной справедливости. Я работаю, я получаю деньги. Основные принципы: 1) предоставление орг-ции в максимальной самостоятельности; 2) распределение в соответствии с результатами труда, его кол-во и кач-во; 3) неограниченность з/п; 4) выроботка эффективной системы соц-ной защищённости работников; 5) гос-ная регламентация размеров минимальной зар. платы. Эффективная орг-ция размеров минимальной з/п согласования интересов гос-ва, работодателя и наёмного работника. Орг-ция зар. платы включает : 1) установление обоснованных норм труда; 2) разработку тарифной системы; 3) определение форм и систем оплаты труда. Формы и системы з/п предоставляет собой способы установления зависимости между величиной платы труда и трудовым вкладом работника. На основании затрат раб. Времени и кол-ва изготовленной продукции строятся основные формы оплаты труда. Повременная – производиться в зависимости от фактически отработанного времени и начисляется в соответствии с тарифной ставкой или окладом. Сдельная – считается выработанное работником продукция, зависит от кол-ва и кач-ва, начисляется за каждую единицу продукта исходя из установленной сдельной расценки. Тарифная система. Служит основой орг-ции з/п и строится в зависимости от условий труда, квалификации работающих, формы оплаты труда и значения данной отросли. Вкл. След. Элементы: 1) тарифно-квалификационный справочник – сборник нормативных документов содержащий квалификационные хар-ки работников. Он служит для определения разряда работ по профессиям в зависимости от сложности, условий их выполнения и требования относительно профессиональных навыков и знаний. 2)Тарифная ставка – размер оплаты труда различных групп работающих в единицу времени ( часовая, дневная, месячная). Исходной явл. Тарифная ставка 1ого разряда. 3) Тарифная сетка- шкала разрядов каждому из которых присвоен свой коэффициент по оплате труда, который показывает во сколько раз оплата труда работника определённого разряда выше оплаты работника 1ого разряда.

Билет № 11 1)Сущность и структура оборотных средств организации. Оборотные средства предприятия – относится часть средств производства, вещественные которых в процессе труда расходуются в каждом производственном цикле и их стоимость переносится на продукцию и услуги целиком и сразу. Фонды обращения состоят из готовой продукции в сфере реализации и денежных средств предприятия. Не участвуют в образовании стоимости, но являются носителями уже созданной стоимости. Характеризуют непрерывность оборачиваемости оборотных средств и платежеспособность предприятия. Оборотные средства по источникам формирования делятся на собственные (прибыль) и заемные (коммерческое кредитование). Оборотные средства находятся в постоянном движении, совершая кругооборот оборотных средств. Кругооборот начинается с момента закупки материальных ресурсов и заканчивается в виде выручки от реализации продукции. На протяжении одного производственного цикла оборотные средства проходят 3 стадии: 1) закупка материальных ресурсов (на этой стадии оборотные средства из денежной формы переходят в товарную, а денежные средства из сферы обращения в сферу производства); 2) приобретенные оборотные фонды проходят в процесс производства, производственные запасы и полуфабрикаты непосредственно в готовую продукцию; 3) на третьей стадии готовая продукция реализуется и ОФ из сферы производства вновь переходят в сферу обращения, принимая денежную форму. Деньги – Товар – Производство – Готовая продукция – Деньги

2)Тарифная система и ее элементы. Тарифная система служит основой организации заработной платы и строится в зависимости от условий труда, квалификации рабочих, формы оплаты труда, значения данной отрасли. Элементы тариф. сис-мы: 1)тарифно-квалификационный справочник – сборник нормативных документов, содержащих квалификационные характеристики рабочих, он служит для определения разряда работ по профессиям в зависимости от сложности, условий их выполнения и требований относительно профессиональных знаний и навыков;2) тарифная ставка – размер оплаты труда различных групп работающих в единицу времени (часовая, дневная, отчетная); исходной является тарифная ставка первого разряда; 3) тарифная сетка – шкала разрядов, каждому и которых присвоен свой коэффициент по оплате труда, который показывает во сколько раз оплата труда рабочих определенного разряда выше оплаты рабочего первого разряда. Организация может самостоятельно проводить работу по тарификации рабочих. Однако для этих целей используется единый тарифно-квалификационный справочник работ и профессий.

Билет№12. Понятие, задачи и функции логистики. Логистика-система орг-ции планирования, упр-ния и контроля материальных и инофрм-ных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя. Предметом изучения лог. явл. Совокупность матер-ных, транс-ных, трудовыйх и информ-ных потоков по средствам которых осуществ. Взаимодействия между объектами системы. Задачи лог:1) прогнозспроса и на его основе план-ния запасов; 2) определение необходимой мощности произ-ваи транспорта; 3) разработка научных принципов распределение готовой продукции;4)разработка методов совместного план-ния, снабжения произ-ва складирование и сбыта готовой продукции. Фун-ции лог: 1) оперативные- связны с непосредственным упр-нием, движением матер-ных ценностей в сфере снабжения произ-ва и распределения; 2) координационная- выявление и анализ потребностей в матер-ных ресурсов на различных стадиях произ-ва, анализ рынков на которых действует предприятие, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных касающихся заказов и потребностей клиентов. 2) Сущность и классификация издержек. Экон-кие издержки – платан поставщику, осуществляемое орг-ции или доходы поставщика ресурсов обеспечиваемые, а также внутренние издержки непосредственного определённого варианта произ-ва. Постоянные издержки- вид затрат, который несёт предприятие в рамках одного произ-го цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов произ-ва товара. Переменные издержки- вид затрат, который переносится на готовые изделия в полном объеме. Общие издержки- те затраты, которые несёт предприятие в течение одной стадии прои-ва. Общие = постоянные + переменные

Билет№13. 1 )Информационная логистика. Информационная логистика является неотъемлемой частью всей логистической системы, обеспечивающую функциональную область логистического менеджмента. Объектом изучения информационной логистики являются информационные потоки, отражающие движение материальных, финансовых и других потоков, влияющих на производственный процесс. Основная цель – обеспечение логистических систем информацией в нужные сроки, в нужном объёме и в нужном месте. Информационная логистика используется для обеспечения информацией всю организацию в целом, исходя из логистических принципов. Информационный поток генерируется материальным потоком. В информационной логистике информационный поток рассматривается только в логистичекой системе, между двумя звеньями логистической системы или между внешней средой и логистической системой. Любая логистическая система состоит из совокупности элементов-звеньев, между которыми установлены определённые функциональные связи и отношения. Непосредственно рабочим звеном информационной системы может быть автоматизированное рабочее место управленческого персонала, информационное подразделение системы управления организацией или обособленная группа управленческих работников, объединённых общностью выполняемых информационных функций (процедур, операций). Цель управления организацией – эффективное использование всех технических, научных, экономических, организационных и социальных возможностей для достижения высоких результатов организационной деятельности. Цели создания информационной системы:1. Обеспечить выживаемость и дееспособность фирмы; 2. Обеспечение работников оперативной информацией, способствующей более эффективному трудовому процессу; 3. Соблюдение адресности информации; 4. Устранение неразберихи в получении информации и её использовании; 5. Расширение функций предприятия в соответствии с требованиями рынка. Логистическая информационная система – это интерактивная структура, включающая персонал, оборудование и процедуры( технологии), которые объединены информационным потоком, используемым логистическим менеджментом для планирования, регулирования, контроля и анализа функционирования логистической системы. Основные принципы построения информационной системы: Иерархия (подчинённость задач и использования источников данных); Принцип агрегирования данных (учёт запросов на разных уровнях); Избыточность (построение с учётом не только текущих, но и будущих задач); Конфиденциальность; Адаптивность к изменяющимся запросам; Согласованность и информированное единство ( определяется разработкой системы показателей, в которой исключалась бы возможность несогласованных действий и вывод неправильной информации); Открытость системы (для пополнения данных). Информационная функция – целенаправленный специализированный вид управленческой деятельности, генерируемый информационной системой и характеризующийся однородностью действий с информацией любого вида. Информационная сеть — совокупность компьютерно — программных средств и пользователей информационных ресурсов , объединённых единым информационным каналом с целью эффективной обработки и передачи информационных потоков. Информационные потоки Эффективное использование информационной логистики закл. в регулярном управлении информационным потоком по логистической сети на всех иерархических уровнях. Инфор-ный поток — это совокупность необходимый для управления , анализа и контроля логистических операций. Он может существовать в виде бумажных и электронных документах (носителей). Информационные потоки в логистической системе имеют свои особенности, которые отличают их от других информационных потоков. Эти особенности зависят от свойств логистических систем. Логистические информационные потоки имеют следующие характеристики: 1. Неоднородность (инфа, используемая в логистических системах качественно неоднородна); 2. Множественность подразделений — поставщиков информации; 3. Множественность подразделений — потребителей информации; 4. Сложность и трудность практической обозримости информационных маршрутов; 5. Множественность числа передач единиц документации по каждому маршруту; 6.Многовариантность оптимизации информационных потоков. 2. Смета и калькуляция затрат. Калькуляция – вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Она выражает затраты предприятия в денежной форме на проз-во и реализацию единицы конкретного вида продукции, а также на выполнение единицы работ в различных отраслях деятельности. Она бывает плановая – составляется на планируемый период на основе прогрессивных норм затрат труда и средств произ-ва; отчётная- исчисляется на основе данных учёта и характеризует фактический уровень затрат; портативный- в основе лежат текущие, действующие нормы, характеризующие достигнутый уровень затрат. Калькуляция составляется по видам продукции. В ней основные виды затрат исчисляются в зависимости от их назначения, на сырьё и материалы, топливо и энергию, на з/п, на подготовку и освоение произ-ва, текущий ремонт, на содержание и эксплуатацию продукции. Документ в который заносится эти расходы наз. калькуляция. Система расчётов для определения с/с продукции наз. калькулированием. Калькуляция позволяет учесть расходы, непосредственно связанные с произ-вом конкретного вида изделия. В эти расходы входят мат-ные затраты и расходы по созданию, обслуживанию и управлению произ-вом данного вида продукции. Типовая группировка затрат по статьям калькуляции вкл.: сырьё и материалы, покупные изделия и полуфабрикаты, расходы на содержание и эксплуатацию машин, расходы на подготовку и освоение нового произ-ва, потери от брака, внепроизводственные расходы.

Билет№14. 1) Закупочная логистика: планирование закупок. Основная цель явл. удовлетворение потреб-тей произв. материала с максимально возможной экон-кой логистики. Задачи: соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и изделий; обеспечение точного соответствия между кол-вом поставок и потребностями; соблюдение требований произ-ва по кач-ву сырья и комплектующих. Цель: добиться получения прибыли собственного предприятия как звена всей логистической системы. Конкурсные торги(тендеры)- проводятся в случаи если предполагается закупить сырье и материалы на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Этапы проведения тендеров: реклама, разработка тендерной орг-ции и её публикация, приём тендерных предложений и их оценка, подтверждение квалификации участников торгов, предложение и присуждения контракта. Оценка тендерных пред-ний ведётся в строгом соответствии с критериями указанными в документации. Тендерный комитет составляет отчёт об оценки пред-ний в котором должны быть обоснованы причины отклонения и даны рекомендации по присуждению контракта. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем- потребитель получает офиц-ное предл-ние на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть орг. 2 способами: инициатива вступления в переговоры исходит от продавца и инициатива исходит от покупателя. В первом случае рассылается аферта (пред-ние), документ анологич. тендерным. аферта бывает твёрдая и свободная. Твёрдая направлена только одному покупателю с указанием срока действия, в течение которого продавец не может изменять свои усилия. Свободная не вкл. в себя никаких обстоятельств продавца по отношению к покупателю. Может высылаться не ограниченному числу потенциальных потреб-тей и вкл. реквизиты и рекламно ифор-ный материал. 2)Ценовая политика организации: факторы, влияющие на установление цены. Ценообразование- процесс установление цены на конкретный товар. Любая орг-ция должна иметь упорядочную систему установление цен на свои товары. Этапы устан. цен: 1) выявление внешних факторов влияющие на цену (пол-кая ситуация, конкуренция, монополия); 2) постановка целей ценообразования (обеспечение выживаемости, завоевание лидерства); 3) определение спроса на продукцию; 4) оценка издержек на произ-во; 5) анализ цен конкурентов (для определения цен и кач-ва товаров конкурента можно произвести сравнительные закупки и сопоставить цены и товары меж собой); 6) выбор метода ценообразования; 7) разработка ценовой стратегии; 8) рыночная корректировка цены; 9) страхования ценообразования от неблагопр. внеш. среды

Билет№15. 1) Выбор поставщика. Процедура получения и оценки предложения от потенциального поставщика может быть организована по-разному: конкурсные торги, письменные переговоры между поставщиком и потребителем. Конкурсные торги(тендеры) – проводятся, в случае если предполагается закупить сырье и материалы на большую денежную сумму, или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Этапы проведения тендеров: 1) реклама; 2)разработка тендерной документации, ее публикация; 3) прием тендерных предложений, их оценка; 4)подтверждение квалификации участников торгов; 5) предложение и присуждение контракта Оценка тендерных предложений ведется в строгом соответствии с критериями, указанными в документации. Правила процедуры оценки: 1)назначение участников, проводящих оценку предложений; 2) рассмотрение только тех предложений, которые отвечают требованиям; 3)строгое следование объявленным процедурам оценки; 4) отсутствие каких-либо переговоров с участниками торговли Письменные переговоры между поставщиком и потребителем- потребитель получает предложение на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть организовано 2-мя способами: инициатива вступления в переговоры исходит от продавца, инициатива исходит от покупателя. В 1-ом случае рассылаются предложения (аферта): документы аналогичные тендерным. Аферты могут быть твердыми и свободными. Твердая аферта- направляется только одному покупателю с указанием срока действия, в теч. которого продавец не может изменить условия. Свободная аферта- не включает в себя никаких обстоятельств продавца по отношению к покупателю. Может высылаться неограниченному числу потенциальных потребителей и включать реквизиты и рекламно-информационный материал. Во 2-ом случае, когда инициатива исходит от покупателя потенциальным поставщикам, рассылаются коммерческие письма, или запрос с целью получения предложения, где указываются все необходимые реквизиты кроме цены. Цена указывается в ответном предложении.

2) Основных критерия выбора поставщика : стоимость приобретаемой продукции или услуг и качество обслуживания. Также необходимо учитывать: 1)удаленность поставщика от потребителя; 2)сроки выполнения текущих и экстренных заказов; 3)орг-ция управления качеством у поставщика; 4)наличие у него резервных мощностей; 5) кредитоспособность и финансирование положения Этапы ценообразования. 1) выявление внешних факторов, влияющих на цены ( политическая ситуация, конкуренция, уровень дохода населения, монополия, олигополия); 2) постановка целей ( обеспечение выживаемости, максимизация прибыли, завоевание лидерства по показаниям доли рынка); 3) определение спроса на продукцию; 4) оценка издержек на производство; 5) анализ цен конкурентов( для определения цен, качества товаров конкурентов можно произвести сравнительные закупки и сопоставить цены и товары между собой); 6) выбор метода ценообразования; 7) разработка ценовой стратегии; 8) рыночная корректировка цен (тактика); 9) страхование ценообразования от влияния неблагоприятных факторов.

Билет№16. Внешнеэкономическая деятельность организации. Определяется как предпринимательская деятельн. в области международного обмена товарами, работами, услугами, информацией и результатами интеллектуальной деятельн. Основными инструментамигос-го регулирования внешнеторговой деятельн. явл. таможенные пошлины,тарифы, нетарифные ограничения, гос-ная поддержка эспорта. Формы: 1) экспорт – вывоз товара с таможенной территории орг-ций без обязательства по обратному их ввозу; 2) импорт- ввоз товаров на таможенную территорию орг-ции из границы без обязательства об обратном ввозе; 3) реэкспорт – вывоз ранее ввезённого товара без его переработки на территорию гос-ва (перепродажа); 4) реимпорт – воз ранее вывезенного товара неподвершегося переработки на данной территории ( брак); 5) встречная торговля – организационно увязанные экспортное импортное отношение (операция) 2.Методы ценообразования. Слишком низкая цена (получение прибыли невозможно). Возможная цена ( с/с продукции, цены конкурентов и товаров заменителей). Слишком высокая цена (формирование спроса невозможна). Методы: 1) затраты+фиксированная прибыль – определяет с/с и фиксированный % прибыли; 2) целевой прибыли-предполагает установление цены на таком уровне, при котором выручка от реализации покрывает затрат. При этом метод опред. какова должна быть цена, чтобы при заданном объёме произ-ва покрыть затраты на произ-во и каков должен быть объём произ-ва, чтобы обеспечить определённый уровень цены; 3) текущих цен – исходная цена оринентируется на цены конкурентов; 4) метод установление цен на основание спроса; 5)минимальных затрат – предполагает становление цены на минимальном уровне достаточном для покрытие затрат на произ-во конкретной продукции; 6) огригатный – цена опредл. суммирование цен на отдельные конструктивные элементы товаров; 7) параметрический – цен определяется из-за оценки кач-ных параметров изделий.

Билет№17 1)Сущность, виды и формы планирования. Планирование—это разработка и обоснование планов экономического и социального развития предприятия и путей их реализации. Виды планирования: Стратегическое планирование ориентировано на долгосрочную перспективу. Оно представляет собой выбор перспективных целей и способов достижения этих целей в условиях постоянно меняющейся внешней среды. Тактическое планирование — это процесс создания предпосылок для реализации стратегических целей. Тактическое планирование, как правило, охватывает краткосрочный и среднесрочный периоды. Объектами тактического планирования являются объемы продаж, затраты, прибыль и рентабельность, материально-техническая база, бюджеты предприятий и др. Оперативное планирование — это конкретизация показателей тактического плана с целью организации повседневной планомерной и ритмичной работы предприятия и его структурных подразделений. По срокам выполнения. Долгосрочные (свыше 5-10)-создание развития фирмы на перспективу, выбор новых поколений продукций или услуг, путей сохранения лучших позиций на рынке, максимизация прибыли, расширения производства. Среднесрочные(от 1-5). Краткосрочные(до 1 года). Виды плановых заданий -задание на квартал для каждого подразделения; -календарный план на квартал для подразделений со сложной технологией; -индивидуальные задания для каждого рабочего места

2)Стратегии ценообразования. Ценообразование- процесс установления цены на конкретный товар. 1.стратегия высоких цен- предусматривает продажу значительно выше издержек, а затем понижение ,относятся к товарам- новинкам. Возможны в условиях высокого спроса; 2. низких цен- целью является стимулирование спроса; 3. дефиринционных цен- установление цены в сочетании с возможными скидками и надбавками; 4. льготных цен- направлена на покупателя, в к.т заинтересована фирма; 5. гибких цен-устанавливается в зависимости от возможности покупного спроса; 6.стартегия неокругленных цен;7.старатегия тесного увязывания уровня цены; 8.стартегия стабильных и неизменных цен.

Билет№18 1)Принципы и элементы планирования. Планирование- вид деят. которая выражается в выполнении различных технических операция по составлению планов.

2) Прибыль организации, сущность и формирование. Прибыль- конечный финансовый результат деятел. орг-ции, показатель её эффективности, источник средств для осуществления инвестиций, формирование специальных фондов, а также платежей бюджета. Ф-ции прибыли: 1) характер. Экон-кие эффекты; 2) явл. основным источником формирования бюджетов разных уровней; 3) явл. основным элементом финансовых ресурсов предприятия. Различают прибыль от реализации продукции и услуг, балансовую прибыль, валовую и чистую. Прибыль от реализации продукции – финансовый результат произ-ной сбытовой деят. Опред. как разность между выручкой от реализации продукции без налога на добавленную стоимость, акцизов и аналогичных обязательных платежей и затратами на её произ-во и реализацию. Балансовая пр.- явл. базой всех расчётов и основным показателем произ-но хоз-ной деятл. орг-ции. Вкл. 3 основных элемента: 1_ прибыль от реализации продукции и услуг; 2) от реализации основных средств и иного имущества; 3) финансовые результаты от вне реализационных операций (аренда) Валовая пр.- балансовая прибыль за + или – финансовых результатов от операций с основными фондами, нематериальными активами и иным имуществом орг-ции.

Билет№19. 1) Стратегическое планирование- ф-ция управления, которая представляет собой процесс выбора целей организации и пути их достижения. Слово стратегия произошло от греческого, что означает искусство генералов. Стратегия представляет собой всесторонний план, предназначенный для осуществление миссии организации и достижении ее целей. Основная цель стратегического планирования состоит в создании потенциала в условиях постоянно меняющейся внешней и внутренней среды. В результате организация стравит первоочередные цели и вырабатывает средства их достижений. Особенности стратегического планирования: должно дополняться текущим планированием; планы разрабатываются высшим руководством ежегодно; годовая детализация стратегического планирования осуществляется одновременно с разработкой такого плана. Преимущества стратегического планирования состоит в большей степени в обоснованности плановых показателей.

2) Рентабельность орг-ции. Размер прибыли организации характеризует абсолютную доходность, но не дает представления об эффективности деятельности, степени использования, производственных средств с помощью, которых эта прибыль получена, т.к. на величину прибыли помимо уровня себестоимости и цен оказывает влияние и масштаб производства. Для оценки эффективности работы организации, степени прибыльности — служит показатель рентабельности. Рентабельность- способность к приращению вложенного капитала. Это относительный показатель интенсивности производства. Экономический смысл показатели рентабельности состоит в том, что они характеризуют прибыль, получаемую с каждого рубля вложенных средств. Показатели рентабельности более полно, чем прибыль характеризует окончательные результаты хозяйствования, т.к. показывают соотношение эффекта с использованными ресурсами. Могут рассчитываться след.показатели рентабельности: общая рентабельность, рентабельность продукции, продаж, уровень рентабельности собственного капитала, общая рентабельность произв-ных фондов. Основным показателем явл. показатель деятельности орг-ции или общая рентабельность (рентабельность активов)

Билет№20. 1) Тактическое планированиезанимает промежуточное положение между стратегическим и кратковременным. Пл-ние явл. средством достижения целей поставленных стратегическим планом. Решение тактического плана адресных, направлены на работу структурных подразделений, их выполнение легче проконтролировать. Тактический план – развёрнутая программа всей произ-ной, хоз-ной и соц-ной деятельн. коллектива, направленная на выполнение заданий стратег. плана при полном и рациональном использовании ресурсов. Пок-ли эффективности и кач-во работы тактич. плана: рост произв-ти труда; снижение с/с; экономия материальных ресурсов; кач-во и конкурентоспособность; соблюдение долговых и бюджетных обязательств. Ф-ции: прогнозировать, координация, контроль. Требования: 1. Полнота пл-ния; 2. Поддержка со стороны высшего руководства; 3. Комплексное пл-ние; 4. Ответственность за разработку выполнения плана; 5. Приоритет текущих решений; 6. Точность, ясность, лаконичность формировки плана; 7. Участие исполнителей в разработке планов

2) Основные показатели работы организации. Фин-вое состояние орг-ции – комплексное понятие, которое характер. Системой пок-лей отражающих наличие, размещение и использование ресурсов, финансовую устойчивость предприятия, ликвидность балансов. Система пок-лей эффективности хоз-ной деят. орг-ции: производительность труда (вроботка, трудоёмкость); пок-ли использования основных фондов (ёмкость,фондоотдача); пок-ли использования оборотных средств (материал отдача, ёмкость); пок-ль прибыли и рентабельность. Одним из важнейших критериев фин. положения орг-ции явл. оценка платежеспособности – способность орг-ции рассчитываться по своим внешним обязательствам. Ликвидность- способность оргц-ии рассчитываться по своим краткосрочным обязательствам. Ликвидность баланса – степень покрытия обязательств орг-ции такими активами срок погашения которых и перевод в денежное средство соответсвует сроку погашения обязательств. Финс. устойчивость оргц-ии – распределение, использование фин.ресурсов, которое обеспечивает развитие орг-ции на основе роста прибыли и капитала, при сохранении платежеспособности, кредитоспособности в условиях допустимого уровня риска.

Билет№21. 1) Бизнес-планирование деятельности организации. С помощью бизнес плана можно оценить и контролировать процесс развития основной деятл. пред-тия. Бизнес план разрабатывается для предоставления его банку при выделение кредитов для привлечения инвесторов. Задачи: определить конкретное направление деят.орг-ции, целевые рынки и место пред-тия на этих рынков; сформулировать долговременные и краткосрочные цели орг-ции, стратегии и тактики их достижений, определить лиц ответственные за их реализацию; определить состав и показателей товаров, и услуг какие будут предлагаться потребителям, оценить издержки на их производство и реализацию; оценить соответствие мат-ных, фин-вых и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей; определить состав маркетинговых мероприятий при внедрении продукции; предусмотреть трудности которые могут помешать выполнению бизнес плана. Требования предъявляемые к бизнес плану. Структура и содержание бизнес планов строго нерегламентированы. Бизнес план должен быть серьёзным аналитическим документами средством рекламы, т.е. ин-ция должна быть доступной, чёткой. Должен содержать разделы для наглядного восприятия, схемы, таблицы. В обязательном порядке с бизнес планом должен быть ознакомлен главный бухгалтер и независимый аудитор. Распространение бизнес плана надо контролировать,т.к. он содержит кондифициальную ин-цию о бизнесе.

2) Источники финансовых ресурсов. Различают 2 вида финансовых ресурсов необходимых для деятельн. предприятия: долгосрочные- финансовые средства в виде ОФ и краткосрочные (текущие) – финансовые средтвадля каждого произ-го цикла, т.е. до момента получения дохода от продажи готовой продукции. Источники финн. средств делятся на собственные и заёмные. Первоначальное формирования фин. ресурсов происходит в момент учреждения предприятия, когда образуется уставной фонд. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм, выступают аукционный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финс. ресурсы, долгосрочный кредит, бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств, которое инвестированы в процессе произ-ва. Основными источниками финн.рес. выступает прибыль и арматизационные отчисления, выручка от реализации выбывшего имущества, устойчивые пассивы различные целевые поступления. При недостатке средств орг-ция может брать кредит. Кредитование имеет 2 разновидности: 1)кредит. деятельн. хозяйствующие субъектов в форме выдачи денежных суд (банковый кредит); 2) кредит. как разновидность расчётов, т.е. с рассрочкой платежей (торговый кредит)

Билет 22. 1)Понятие и показатели качества продукции. Кач-ва продукции относят к числу важнейших показателей деятельн. Предприятия. Повышение кач-ва продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инновации, рост эффективности произ-ва, экономию всех видов ресурсов. В современных условиях конкуренция между предприятиями развёртывается на поле кач-ва выпускаемой продукции.

Кач-во- совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Основное место в оценки кач-ва отводится потребителю, а стандарты, законы и правила закрепляют прогрессивный опыт накопленный в области кач-ва. Кач-во как экон-кая категория – общест-ная оценка характериз. степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления совокупности свойств, которые потенциально заложены в товаре. Пок-ли кач-ва продукции: 1)показатели назначения- величина полезного эффекта при эксплуатации; 2)показатель надёжности –безотказность, долговечность, надёжность эксплуатации; 3)пок-ль технологичности – рац-ное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла; 4) пок-ль унификации – характеризует насыщенность продукции стандартизации, унифицированными и ориг-ми составными частями; 5) экон-кие пок-ли – удобства эксплуатации и изделия чел-ка;6) пок-ли транспортабельности – отражает степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения её свойств; 7) патентно правовые – характ. патентную защиту продукции;8) экологические – степень влияния вредных воздействий на окр.среду; 9) безопасность – степень безопасности эксплуатации и хранения изделий; 10) эстетические – стиль.

2. Формы внешнеэкономической деятельности – определяется как предпринимательская деятельн. в области международного обена товарами, работами, услугами,финормацией и результатами интеллектуальной деятельн. Основными инструментами гос-го регулирования внешнеторговой деятельн. явл. таможенные пошлины, тарифы, гос-ная поддержка экспорта. Формы: 1)эскпорт- вывоз товара с таможенной территории орг-ций без обязательств по обратному их ввозу; 2) импорт – вох товаров на таможенную территорию из границы без обязательства об обратном вывозе; 3) реэкспорт – вывоз ранее в везенного товара без его переработки на территорию гос-ва (перепродажа); 4) реимпорт – воз ранее вывезенного товара неподвершегося переработки на данной территории (брак); встречная торговля-представляет собой орг-но увязанные экспортно импортские отношения ( операция)

Билет№23. Понятие, задачи и функции логистики. Логистика-система орг-ции планирования, упр-ния и контроля материальных и инофрм-ных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя. Предметом изучения лог. явл. Совокупность матер-ных, транс-ных, трудовыйх и информ-ных потоков по средствам которых осуществ. Взаимодействия между объектами системы. Задачи лог:1) прогнозспроса и на его основе план-ния запасов; 2) определение необходимой мощности произ-ваи транспорта; 3) разработка научных принципов распределение готовой продукции;4)разработка методов совместного план-ния, снабжения произ-ва складирование и сбыта готовой продукции. Фун-ции лог: 1) оперативные- связны с непосредственным упр-нием, движением матер-ных ценностей в сфере снабжения произ-ва и распределения; 2) координационная- выявление и анализ потребностей в матер-ных ресурсов на различных стадиях произ-ва, анализ рынков на которых действует предприятие, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных касающихся заказов и потребностей клиентов. 2.Организационно-правовые формы организации. С гражданским кодексом сущ. след. орг-ные формы: хозяйственное товарищество и общество; произ-ные кооперативы, госн-ные и муниципальные гос-во. Полное товарищество –его участники в соответствии с заключенным между ним договором занимающиеся деятельность предп-тия, несут ответственность по его обязательством, по отношению к участникам полного товарищества. Участник полного товар. не являющ. его учредителем отвечает на ровне с др. участник выбивший из товар. отвечает по обязательствам товарищ. Возникшим до момента его выбытия, на ровне с оставшимися в течение двух лет со дня утверждения отчёта о деятел. товарищ. Имеются участники которые несут риск убытка вкладов и не принимают участие в деятельн. товарищества. ООО- общ-во учрежденное одним или несколькими лицами установленной капитал которого разделён на доли. Участник ООО несут риск убытков связанных с деят. общ-ва в пределах стоимости внесённых ими вкладов. ООО имеет ряд характерных особенностей, отличающих его от др. форм пред-тий: наличие паевого капитала, мелкие и средние орг.в более гибкие и мобильные. ООО пайщик может быть при определён. Обстоятельствах обязан вносить дополнит. средства в уставной капитал общ-ва. Структура ООО явл. Более простой. ООО используется для объединения предпринимателей хорошо знающих друг друга. Число участников ограничена законодательно. ООО не обязана публиковать свой устав, данные о балансе, изменения в размерах капитала и перемещения в составе дерикората. АО- коммерческая орг-ция уставной капитал который разделён и образуется за счёт номинальной стоимости акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости акций. АО может быть открытым и закрытым. Открытым признаётся АО участники которого могут отчуждать принадлежащим им акций без согласия др. акционеров. Обязаны ежегодно публиковать отчёт о своей деятельн. в праве проводить открытую подписку и свободную продажу акций. Закрытым признаётся АО акции которого распределяется только среди заранее определенного круга лиц. Акционеры имеют преимущественное право приобретение акций. Высшим органом упр-ния явл. общее собрание акционеров. Произв-ный кооператив- добровольное объедение граждан для совместной, произ-ной, хоз-ной детял. Основанный на лично трудовом участии и объединяющая его членов на основе имущественных и паевых взносов. Прибыль распределяется от трудового участия. Гос-ные юнитарные предп.- комерческаяорг-ция недалённая правам собственности на закреплённой за ней имуществом. Имущество передаётся собственникам в хоз-ное владение. Явл. неделимым и не может быть распределено по вкладам.

Билет№24. 1) Основные фонды организации. ОФ- неоднократно участвуют в процессе произ-ва, изнашиваются постепенно, а их стоимость переносится на изготовляемую продукцию по частям по мере использования, пополняются за счёт капитальных вложений. ОФ отличается целевым назначением, сроком службы, квалифицируется по след. признакам: 1)по принадлежности- собственное и арендованные;2) по хар-ру использования – находятся в запасе или эксплуатации; 3) по виду – здания, сооружения, машины, инструменты. В процессе эксплуатации производится оценка основных фондов. Она может быть в натуральной и денежной форме. Учёт и план-ние в натур-ной форме устанавливает произв-ную площадь, кол-во оборудования и их произ-ную мощность. При оценке в денежной форме определ. 3 вида стоимости:1)первоначальная- затраты на приобретение, доставку и установку оборудования.2) восстановительная – опред. стоимость воспроиз-ва основных фондов в условиях данного года. Необходима переоценка основных фондов, т.к. первоначальная стоимость не отражает изменения в связи с износом инфляции; 3) остаточная стоимость- определяется как разница первоначальной стоимостью и сумм износов основных фондов.

2. Формы внешнеэкономической деятельностиопределяется как предпринимательская деятельн. в области международного обена товарами, работами, услугами,финормацией и результатами интеллектуальной деятельн. Основными инструментами гос-го регулирования внешнеторговой деятельн. явл. таможенные пошлины, тарифы, гос-ная поддержка экспорта. Формы: 1)эскпорт- вывоз товара с таможенной территории орг-ций без обязательств по обратному их ввозу; 2) импорт – вох товаров на таможенную территорию из границы без обязательства об обратном вывозе; 3) реэкспорт – вывоз ранее в везенного товара без его переработки на территорию гос-ва (перепродажа); 4) реимпорт – воз ранее вывезенного товара неподвершегося переработки на данной территории (брак); встречная торговля-представляет собой орг-но увязанные экспортно импортские отношения ( операция)

Билет№25. 1) Сущность нормирования труда, виды норм. Нормирование труда- вид деятельн. по упр-нию произ-ва, цель которого состоит в установление необходимых соотношений между численностью работников, кол-ва единиц оборудования и произв-ным заданием. Нормы явл. основой план-ния оргц-ции произ-ва, оплаты труда и его производительностью. Виды норм: 1) норма времени – затраты на изготовление единицы продукции, продолжит. раб. времени для выполнения необходимого объёма работ; 2) выработки –определяет кол-во единиц продукции, которое должно быть выполнено одним работником или группой за определённое время; 3) обслуживания, раб.место- кол-во произв-ных объектов, которое работник соответствующей квалификации должен обслужить в единицу раб. времени; 4) численности- определяет численность работников определенно профессионального квалификационного состава необходимого для заданного выполнения работ; 5) нормированное задание- устанавливает необходимый объём работ которые должны быть выработаны работником за данный отрезок времени; 5) норма управляемости- определяет кол-во работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю. 2)Бизнес-планирование деятельности организации. С помощью бизнес плана можно оценить и контролировать процесс развития основной деятл. пред-тия. Бизнес план разрабатывается для предоставления его банку при выделение кредитов для привлечения инвесторов. Задачи: определить конкретное направление деят.орг-ции, целевые рынки и место пред-тия на этих рынков; сформулировать долговременные и краткосрочные цели орг-ции, стратегии и тактики их достижений, определить лиц ответственные за их реализацию; определить состав и показателей товаров, и услуг какие будут предлагаться потребителям, оценить издержки на их производство и реализацию; оценить соответствие мат-ных, фин-вых и трудовых ресурсов для достижения поставленных целей; определить состав маркетинговых мероприятий при внедрении продукции; предусмотреть трудности которые могут помешать выполнению бизнес плана. Требования предъявляемые к бизнес плану. Структура и содержание бизнес планов строго нерегламентированы. Бизнес план должен быть серьёзным аналитическим документами средством рекламы, т.е. ин-ция должна быть доступной, чёткой. Должен содержать разделы для наглядного восприятия, схемы, таблицы. В обязательном порядке с бизнес планом должен быть ознакомлен главный бухгалтер и независимый аудитор. Распространение бизнес плана надо контролировать,т.к. он содержит конденофициальную ин-цию о бизнесе.

Билет№26.1)Понятие и показатели качества продукции. Кач-ва продукции отсносят к числу важнейших показателей деятельн. Предприятия. Повышение кач-ва продукции в значительной мере определяет выживаемость предприятия в условиях рынка, темпы технического прогресса, внедрение инновации, рост эффективности произ-ва, экономию всех видов ресурсов. В современных условиях конкуренция между предприятиями развёртывается на поле кач-ва выпускаемой продукции. Кач-во- совокупность свойств продукции, обуславливающих её пригодность удовлетворять определённые потребности в соответствии с её назначением. Основное место в оценки кач-ва отводится потребителю, а стандарты, законы и правила закрепляют прогрессивный опыт накопленный в области кач-ва. Кач-во как экон-кая категория – общест-ная оценка характериз. степень удовлетворения потребностей в конкретных условиях потребления совокупности свойств, которые потенциально заложены в товаре. Пок-ли кач-ва продукции: 1)показатели назначения- величина полезного эффекта при эксплуатации; 2)показатель надёжности –безотказность, долговечность, надёжность эксплуатации; 3)пок-ль технологичности – рац-ное использование материалов, средств труда и времени в процессе технологического цикла; 4) пок-ль унификации – характеризует насыщенность продукции стандартизации, унифицированными и ориг-ми составными частями; 5) экон-кие пок-ли – удобства эксплуатации и изделия чел-ка; 6) пок-ли транспортабельности – отражает степень возможности транспортировки изделия различным транспортом без нарушения её свойств; 7) патентно правовые – характ. патентную защиту продукции;8) экологические – степень влияния вредных воздействий на окр.среду; 9) безопасность – степень безопасности эксплуатации и хранения изделий; 10) эстетические – стиль. 2) Износ и амортизация основных фондов. Бывает физический и моральный износ. Физ-кий- постепенная утрата основных фоднов своей первоначальной стоимости, происходящая в процессе эксплуатации и норм бездействия. Бывает полный и частичный физ-кий износ. Моральный- бывает 1 и 2 рода. Мор-ный износ 1 рода это создание основных фондов с такими же произв-ми характеристиками, но более дешёвые, а мор-ный износ 2 рода – создание основных фондов обеспечивающих высокую производительностью труда и кач-во продукции. Мор-ный износ 2 рода приводит к убыткам. Амортизация. Основным источником покрытия затрат связанных с обновлением основных фондов явл. собственные средства предприятия. Они накапливаются в течение всего срока службы основных фоднов в виде амортизационных отчислений. Амортизация- денежное возмещение износа основных фондов путём вклада части их стоимости в затраты на выпуск продукции. Осущес. В целях полной замены основных фондов при их ликвидации. Сумма аморт. отчислений зависит от стоимости основных фондов, времени эксплуатации, затрат на модернизацию.

Билет№27. 1) Отрасль в системе рыночной экономики. Ведущая отрасль экономики – промышленность. К промыш. относит. деятельн. связанная с добычей, обработкой, переработкой ресурсов, произ-во матер-ных благ. Сфера услуг занимает доминирующее положение в экономике так же в развитых и развивающих странах. Услуга- любое мероприятие или выгода, содействие удовлетворению коллективных или индвид. Потребностей без передачи права собственности. Выделяют 5 типов: 1) произ-ные (лизинг, обслуживание, ремонт обор-ния);2) распределительные (торговля,транспорт,связь); 3) профессиональные (банки, страховые, рекламные); 4) потребительские (массовые); 5) общ-ные ( радио, культура, телевидение). Сфера услуг это комплекс мероприятий, предприятий, учреждений и орг-ций занятых произ-вом услуг. Сервис-комплекс услуг связанные с сбытом и эксплуатации продукции. Сервис это оказание продажных и после продажных услуг, оказание бытового обслуживания населению. Сущ. Формы такого обслуживания: 1)служба сервиса товара производителя; 2) служба сервиса конкурирующей фирмы; 3) специализирован. сервисная фирма по договору с производителем; 4)объекты, дилеры продающие технически сложные товары требующие после продажного обслуж-ния; 5) сотрудники фирм покупателей под руководством фирм производителей.

2)Закупочная логистика: выбор поставщика. Основная цель явл. удовлетворение потреб-тей произв. материала с максимально возможной экон-кой логистики. Задачи: соблюдение обоснованных сроков закупки сырья и изделий; обеспечение точного соответствия между кол-вом поставок и потребностями; соблюдение требований произ-ва по кач-ву сырья и комплектующих. Цель: добиться получения прибыли собственного предприятия как звена всей логистической системы. Конкурсные торги(тендеры)- проводятся в случаи если предполагается закупить сырье и материалы на большую денежную сумму или планируется наладить долгосрочные связи между поставщиком и потребителем. Этапы проведения тендеров: реклама, разработка тендерной орг-ции и её публикация, приём тендерных предложений и их оценка, подтверждение квалификации участников торгов, предложение и присуждения контракта. Оценка тендерных пред-ний ведётся в строгом соответствии с критериями указанными в документации. Тендерный комитет составляет отчёт об оценки пред-ний в котором должны быть обоснованы причины отклонения и даны рекомендации по присуждению контракта. Письменные переговоры между поставщиком и потребителем- потребитель получает офиц-ное предл-ние на поставку товаров от потенциального поставщика. Это может быть орг. 2 способами: инициатива вступления в переговоры исходит от продавца и инициатива исходит от покупателя. В первом случае рассылается аферта (пред-ние), документ анологич. тендерным. аферта бывает твёрдая и свободная. Твёрдая направлена только одному покупателю с указанием срока действия, в течение которого продавец не может изменять свои усилия. Свободная не вкл. в себя никаких обстоятельств продавца по отношению к покупателю. Может высылаться не ограниченному числу потенциальных потреб-тей и вкл. реквизиты и рекламно ифор-ный материал.

Билет№28.1) Акционерные общества открытого и закрытого типа. АО- коммерческая орг-ция уставной капитал который разделён и образуется за сч1т номинальной стоимости акций. Акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков в пределах стоимости акций. АО может быть открытым и закрытым. Открытым признаётся АО участники которого могут отчуждать принадлежащим им акций без согласия др. акционеров. Обязаны ежегодно публиковать отчёт о своей деятельн. в праве проводить открытую подписку и свободную продажу акций. Закрытым признаётся АО акции которого распределяется только среди заранее определенного круга лиц. Акционеры имеют преимущественное право приобретение акций. Высшим органом упр-ния явл. общее собрание акционеров. Произв-ный кооператив- добровольное объедение граждан для совместной, произ-ной, хоз-ной детял. Основанный на лично трудовом участии и объединяющая его членов на основе имущественных и паевых взносов. Прибыль распределяется от трудового участия. Гос-ные юнитарные предп.- комерческаяорг-ция недалённая правам собственности на закреплённой за ней имуществом. Имущество передаётся собственникам в хоз-ное владение. Явл. неделимым и не может быть распределено по вкладам.

2)Стандартизация и сертификация продукции. Стандартизация –деятельн. направленная на достижения упорядочивания в определённой области посредствам установления положений для всеобщего и многократного применения. Стандарт- нормативный документ разработанный на основе соглашения большинства заинтересованных сторон и утверждённый приказным органом. В нём устанавливаются общие принципы, характеристики требований и методов, касающихся определённым объектом стандартизации.

Объектом стандартизации могут быть продукция, услуги и процессы, имеющую перспективу многократного воспроизведения и использования. В стандартах регламентируются методы измерения контроля и испытания продукции. Стандарты могут носить рекомендательный характер и обязательные требования ко всем объектам стандартизации. Сертификация продукции- совокупность действий и процедур с целью подтверждения посредством сертификата или знака соответствия того, что товар соответствует требованием стандартам. Сертификация основана на поведение испытаний и оценки условий произ-ва, контроля процедур и надзоре за кач-вом продукции со стороны независимого органа. При положительном результате сертифицированным испытанием изделия должны иметь подтверждающие док-ва, специальный знак, этику, сопровождающую документацию, сертификат соответствия. Сертификация может быть факультативная, обязательная, сертификат под ответственность, сертификация третей стороной уже известной фирмы.

Билет№29. 1) Сущность и структура оборотных средств.

2)Инновационная деятельность организации. Это деятельн. направленная на поиск и реализацию инновации в целях расширения ассортимента, повышение кач-ва продукции, совершенствование технологий и орг-ции произ-ва. Инновац. деятльн. вкл.: выявление проблем предприятия; осуществление инновационного процесса; орг-цию инновац-ной деяльн. Принципы: инновация должна соответствовать нуждам, привычкам людей, которые будут её пользоваться; инновация должна быть простой и иметь точную цель; внедрить в инновацию эффективно иметь деньги и людей; эффективная инновация должна быть нацелена на лидерство на ограниченном рынке в своей нише. Иннов. деят. может осуществл. в рамках предприятий специально созданных подразделений и самостоятельными фирмами. Венчурные фирмы- малое предприятие специализирующиеся еа исследованиях и разработкой иннов-ных идей связанных со значительным риском.

Билет№30.1) Понятие, задачи и функции логистики. Логистика-система орг-ции планирования, упр-ния и контроля материальных и инофрм-ных потоков в пространстве и во времени от поставщика до конечного потребителя. Предметом изучения лог. явл. Совокупность матер-ных, транс-ных, трудовыйх и информ-ных потоков по средствам которых осуществ. Взаимодействия между объектами системы. Задачи лог:1) прогнозспроса и на его основе план-ния запасов; 2) определение необходимой мощности произ-ваи транспорта; 3) разработка научных принципов распределение готовой продукции;4)разработка методов совместного план-ния, снабжения произ-ва складирование и сбыта готовой продукции. Фун-ции лог: 1) оперативные- связны с непосредственным упр-нием, движением матер-ных ценностей в сфере снабжения произ-ва и распределения; 2) координационная- выявление и анализ потребностей в матер-ных ресурсов на различных стадиях произ-ва, анализ рынков на которых действует предприятие, прогнозирование развития потенциальных рынков, обработка данных касающихся заказов и потребностей клиентов. 2) Сущность и содержание инвестиционной деятельности. ( мы делали ксерокс)

Предыдущий:

Следующий: