ответы на вопросы (литературоведение)

1. Основные дисциплины науки о литературе: история литературы, литературная критика.

История литературы изучает особенности развития художественной литературы в связях и взаимовлияниях, роль отдельных писателей и произведений в литературном процессе, формирование родов, видов, жанров, направлений и течений. История художественной литературы исследует развитие литературы в связи с развитием общества; социальной, культурной средой, начиная от древнейших времен и заканчивая произведениями настоящего. Различают национальную, континентальную и всемирную истории литературы.

История литературы включает в себя художественный процесс, периодизацию, литературные и исторические источники, а также творческие портреты отдельных писателей.

История литературы тесно связана с теорией литературы. Теория литературы изучает общие закономерности развития художественной литературы, ее сущность, содержание и форму, критерии оценки художественных произведений, методологию и методику анализа литературы как искусства слова, особенности родов, видов, жанров, течений, направлений и стилей.

Литературная критика изучает новые произведения, текущий литературный процесс. Предметом литературной критики является отдельное произведение, творчество писателя, новые произведения нескольких писателей. Литературная критика помогает читателям понять особенности содержания и формы художественного произведения, его достижения и потери, способствует формированию эстетического вкуса. Литературная критика обогащает историю литературы новыми фактами, выявляя тенденции и перспективы развития литературы.

Ведущие жанры литературной критики — литературные портреты, литературно-критические обзоры, рецензии, отзывы, аннотации и т.д.

2. Вспомогательные дисциплины литературоведения: историография, полиография, текстология, библиография.

Литературоведческие дисциплины, которые не занимаются непосредственным анализом художественных произведений, называются вспомогательными. Их задача – способствовать, помогать основным дисциплинам при изучении литературы.

Историография – описывает не историю литературы, а историю изучения литературы (если мы говорим о литературоведческой историографии). В частных исследованиях историографическую часть иногда называют «история вопроса». Кроме того, историография занимается историей создания и публикаций того или иного текста. Серьезные историографические работы позволяют увидеть логику развития научной мысли, не говоря уже о том, что экономят время и силы исследователя.

Палеография – вспомогательная историческая дисциплина (специальная историко-филологическая дисциплина), изучающая историю письма, закономерности развития его графических форм, а также памятники древней письменности в целях их прочтения, определения автора, времени и места создания. Палеография исследует эволюцию графических форм букв, письменных знаков, пропорции их составных элементов, виды и эволюцию шрифтов, систему сокращений и их графическое обозначение, материал и орудия письма. Особая отрасль палеографии изучает графику систем тайнописи (криптография). В сферу палеографии входит также изучение орнамента и водяных знаков бумаги (филиграней), формата, переплёта рукописей.

Текстология – это отрасль филологических наук, вспомогательная историко-филологическая дисциплина, изучающая произведения письменности и литературы в целях восстановления истории, критической проверки и установления их текстов, используемых затем для дальнейшего исследования, интерпретации, публикации и других целей. Изучение текстологии в комплексе литературоведческих дисциплин продиктовано необходимостью формирования знаний и практического профессионального мастерства будущего редактора. Объекты текстологи: автограф, копия, список, черновик, беловик, авторизованное издание, канонический текст и т.д.

Текстологические методы и приемы – атрибуция, датировка, конъектирование, комментирование, изучение творческого наследия автора, изданий его произведений, писем и дневников, мемуаров; анонимность текста и споры об авторстве; множественность текстов и установление основного текста.

Библиография – наука об изданиях, специфическая отрасль информационной деятельности, сущностью которой является информационное управление. Задачи библиографии: стандартизация библиографической деятельности, в том числе библиографического описания; составление библиографических указателей и индексов цитирования; классификация документов.

3. Общее и отличное в художественном постижении и научном познании мира: специфика их предмета, целей, форм.

Художественное познание – образное отображение (иногда интуитивное) новых объектов и ситуаций, новых сторон известных объектов и ситуаций, осуществляемое на основе чувственного восприятия и творческого воображения субъекта. Художественное познание осуществляется в сфере искусства.

Научное познание, в отличие от других многообразных форм познания, – это процесс получения объективного, истинного знания, направленного на отражение закономерностей действительности. Научное познание имеет троякую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности.

Научное и художественное познание дополняют друг друга, поскольку используют разные средства и подходы к исследованию и отображению как объективного, так и субъективного.

Еще Аристотель установил, что в отличие от научного понятия, которое отражает общие для многих предметов, явлений или процессов существенные черты, художественный образ раскрывает общее в единичном.

Характерной особенностью художественного познания является образность; оно включает в выдумку, фантазию, авторскую оценку, изображает мир с позиций прекрасного. Научное познание оперирует цифрами, понятиями, силлогизмами, дает объективную, точную характеристику предмета.

Художественный образ воспроизводит единичное и в нем постигает общее; показывает индивидуальное, вскрывая в нем типическое; описывает случайное, выявляя стоящую за ним закономерность.

Наука, как правило, стремится к максимально обезличенному знанию (хотя в психологии это не всегда так), тогда как искусство ориентировано на уникальную личность творца, на его субъективное видение мира. В противоположность образно-эмоциональному характеру художественного творчества науке свойствен интеллектуализм и рационализм.

Если отражение действительности ограничивается воспроизведением единичного и не содержит никакого обобщения, оно может иметь документальную ценность, но не обладает ценностью художественной (подобно документальной фотографии, хроникальному фильму, газетной корреспонденции, дневниковым записям, мемуарам и т. п.). Если же отражение действительности отвлечено от живой конкретности явления и передает только общее, существенное, закономерное, мы будем иметь дело с чертежом, а не с рисунком, со схемой, а не с картиной, с научной моделью, а не с художественно-образной.

Вместе с тем эти различия часто достаточно условны. Многие ученые подчеркивали роль образно-эстетических переживаний в процессе научного творчества. Для наук о человеке искусство часто давало непосредственный импульс научным размышлениям, равно как и наука открывала новые грани для возможностей художественного освоения мира.

4. Понятие художественного образа и его особенностей. Виды обобщения в литературе: типизация и идеализация. Роль вымысла в создании художественного образа. Познавательное, воспитательно-преобразующее и эстетическое значение художественного образа.

Художественный образ – всеобщая категория художественного творчества, форма истолкования и освоения мира с позиции определенного эстетического идеала, путем создания эстетически воздействующих объектов. Художественным образом также называют любое явление, творчески воссозданное в художественном произведении. Художественный образ — это образ искусства, который создается автором художественного произведения с целью наиболее полно раскрыть описываемое явление действительности. Смысл художественного образа раскрывается лишь в определённой коммуникативной ситуации, и конечный результат такой коммуникации зависит от личности, целей и даже сиюминутного настроения столкнувшегося с ним человека, а также от конкретной культуры, к которой он принадлежит. Поэтому нередко по прошествии одного или двух веков с момента создания произведения искусства оно воспринимается совсем не так, как воспринимали его современники и даже сам автор. Особенности художественого образа: худ. Образы претворяют индивидуальность явлений, характеризуются эмоциональностью (вызывают в душе художников определенные чувства, переживания, стремления), худ. образы являются основным и самодовлеющим средством для выражения содержания призведений искусства.

Типизация – способ художественного обобщения действительности, в процес се котрого существенные свойства ее явлений получают усиленное, преувеличенное выражение в их новх, вымышленных индивидуальных чертах. Идеализация – метод художественного обобщения, предельно акцентирующий в чувственно-образной форме как позитивные ценности, так и негативные стороны действительности; в творческой практике иногда переплетается с типизацией, но чаще сводится к возвышению позитивного объекта, одухотворению его, представлению эстетически значимым, вплоть до возведения к образцу, идеалу посредством придания ему совершенного облика (Совершенство). Особенности и возможности Типизации отчетливо выступают в сопоставлении ее с идеализацией. Если последняя выдвигает на первый план образное воплощение эстетического идеала, то в Типизации за основу художественного воспроизведения действительности берется соответствие изображаемых явлений и персонажей всему спектру жизненной правды, соединение того, что есть и было, с тем, что могло бы быть «по вероятности или необходимости».

Художественный вымысел — изображаемые в художественной литературе события, персонажи, обстоятельства, не существующие на самом деле. Посредством вымысла автор обобщает факты реальности, воплощает свой взгляд на мир, демонстрирует свою творческую энергию. В основе художественного вымысла лежит не закон непохожести, а закон правды, которая дает о себе знать через непохожесть. Искусство не повторяет действительность, но отражает самое существенное в ней, оно рассказывает не о том, что было или имеется, а как бывает на свете.

Читатели, зрители, слушатели осознают, что воспринимаемый ими художественный образ является вымыслом. Но они осмысляют соціально-исторические особенности изображенных автором характеров – в этом заключается познавательное значение искусства. Зрители воспринимают и сопереживают ідейно-эмоциональную направленность образов (общественно-воспитательное значение). Также зрители наслаждаются степеню совершенства эмоционально-образного воспроизведения жизни – эстетическое значение художественного образа.

5. Понятие содержания и формы лит. произведения, их взаимосвязь.

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА — две стороны литературного произведения, которые выделяются только в процессе его анализа. В самом произведении содержание и форма всегда неотделимы друг от друга, составляя художественное целое.

Содержание — это смысл произведения, воплощенный в особой, образной форме.   Изучение различных сторон содержания ведет от поверхностных, неглубоких суждений о материале, избранном писателем, к верному пониманию идей, настроений, мировосприятия писателя, выраженных в произведении. В содержании литературного произведения различаются три стороны: тема (тематика, то есть совокупность тем), проблема (проблематика, то есть совокупность проблем) и авторская позиция.

Форма — это способ обнаружения содержания литературных произведений. Содержание произведения всегда каким-то образом оформлено, вне формы все элементы содержания не могут существовать.

Литературно-художественная форма — сложное и многоплановое явление. Анализ формы предполагает изучение трех основных сторон литературного произведения: предметной изобразительности, композиции, речевого строя произведения.

Предметная изобразительность — первый компонент формы — это все жизненные явления, изображенные писателем. Круг этих явлений может быть чрезвычайно широк: события, реально происходившие в жизни и вымышленные, взаимоотношения между людьми, участники событий с их биографиями, материальный мир.

Композиция — второй компонент формы. Анализ композиции предполагает изучение отношений между всеми сторонами формы. Именно композиция проясняет замысел писателя, «план», реализованный в произведении.

Специфика литературы как вида искусства проявляется в третьем компоненте формы — речевом строе произведения. Материалом словесного творчества является язык. Язык — это как бы аналог красок живописца, звуков музыканта, бронзы скульптора, любого материала, из которого люди создают произведения искусства. Форма литературных произведений отличает литературу от всех других видов речевой деятельности: информационного сообщения, публицистической или научной статьи, реферата, доклада и т.д. О человеке и окружающем его мире можно сказать по-разному; писатель говорит о нем так, что, даже повторяясь, перекликаясь с кем-то из предшественников или современников, остается уникальным и неповторимым. Ведь мысли и чувства, которые выразил писатель в своем произведении, неотделимы от созданной им новой, только ему присущей художественной формы.

6. Тема, идея, проблема лит. произведения. Вечные темы. Культурно-исторический аспект тематик.

Художественное произведение представляет собой систему, центром которой является идейно-тематическое содержание. Тема текста (от древнегреч. thema — «то, что дано, положено в основу») — это понятие, указывающее, какой стороне жизни автор уделяет внимание в своём произведении, т.е. предмет изображения. Чтобы сформулировать тему, надо ответить на вопрос: «О чём это произведение?». Очень часто тема произведения отражена в его заглавии. 

В отличие от темы, проблема представляет собой не номинацию какого-либо явления жизни, а формулировку противоречия, связанного с этим жизненным явлением. Иначе говоря, проблема — это вопрос, на который автор пытается ответить в своём произведении, аспект, в котором рассматривается тема. Например, в пьесе «Горе от ума» поставлена проблема ума и счастья.

Идея (от греч. слова «idea» — то, что видно) — главная мысль литературного произведения, авторская тенденция в раскрытии темы, ответ на поставленные в тексте вопросы — иначе говоря, то, ради чего произведение написано. М.Е. Салтыков-Щедрин назвал идею душой произведения. Идея всегда субъективна (т.к. несёт отпечаток личности автора, его эстетических и этических взглядов, симпатий и антипатий) и образна (т.е.выражается не рациональным путём, а через образы, пронизывает всё произведение). Идея не представлена в художественном тексте эксплицитно, то есть явно; чтобы её увидеть, понять, необходимо детально и глубоко проанализировать текст. Если произведение литературы создано великим мастером, то оно будет отличаться богатством идейного содержания. 

Таким образом, тема, проблема и идея являются элементарными составляющими трех различных, хотя и взаимосвязанных, уровней художественного содержания литературного произведения. Первый — предметно-тематическое наполнение произведения — составляет его строительный материал; второй — проблематика — упорядочивает этот во многом еще «сырой» материал в единую художественно-эстетическую конструкцию целого; третий — идейно-эстетическая концепция — завершает это художественно организованное единство системой авторских выводов и оценок мировоззренческого характера.

7. Типы авторской эмоциональности. Пафос, разновидности: героический, трагический, идиллический, сентиментальный, романтический, комический. Катарсис.

Изображая в своём произведении явления жизни, автор выражает своё отношение к предмету изображения, используя различные виды пафоса (от греч. pathos — воодушевление, страсть, страдание), или типы авторской эмоциональности: героику, романтику, трагизм, комизм и т.д. Героический пафос состоит в утверждении величия подвига отдельной личности или группы людей. Например, в одах М.В. Ломоносова, поэме А.С. Пушкина «Полтава» создан образ Петра I, окружённый героическим ореолом. Трагический пафос связан с изображением острых внутренних противоречий и борьбы, происходящей в сознании и душе человека. Траг. пафос находит выражение в поэме Лермонтова «Мцыри»: читатель становится свидетелем глубокого противоречия между романт. жаждой свободы, устремлённостью Мцыри в «чудный мир тревог и битв» и невозможностью найти путь в этот мир, сознанием своей слабости, обречённости. Виды комического — сатира, сарказм, ирония, юмор. Юмор (от англ. humor — юмор, нрав, настроение) — это особый вид комического, в котором автор соединяет комич. изображение предмета или явления с внутренней серьезностью. Видами комического являются также ирония и сарказм. Ирония — это форма комического, которая предполагает превосходство или снисхождение, скептицизм или насмешку. Сарказм — это высшая степень иронии, суждение, содержащее едкую, язвительную насмешку над изображаемым. Сентиментальный пафос. Сентиментальность в буквальном переводе с французского значит чувствительность. Это душевная умиленность, вызванная осознанием нравственных достоинств в характерах людей, социально униженных или связанных с безнравственной привилегированной средой. В лит. произведениях сентиментальность имеет идейно-утверждающую направленность. Романтически пафос — подъем романтического самосознания вызван устремленностью к идеалу гражданской свободы. Это восторженное состояние души, вызванное стремлением к возвышенному идеалу. Романтический герой — всегда трагичен, он не приемлет действительность, находится в разладе с самим собой, он бунтарь и жертва.

КАТАРСИС (от греч. — очищение, прояснение, освобождение души от тягостного и ненужного, а тела от вредных веществ) — введенный Аристотелем в «Поэтике» термин, связанный с его учением о трагедии и обозначающий душевную разрядку зрителя, который, сопереживая событиям, разворачивающимся в трагедии, испытывает сострадание к героям пьесы, неподдельный страх за их судьбу. Это волнение и приводит зрителя к катарсису, то есть очищает его душу, возвышает над окружающей действительностью и в конечном итоге оказывает на него глубокое воспитательное воздействие.

8. Композиция лит. произведения и ее элементы.

Композиция – построение художественного произведения, обусловленное его содержанием, характером и назначением и во многом определяющее его восприятие. Композиция – важнейший, организующий компонент художественной формы, придающий произведению единство и цельность, соподчиняющий его элементы друг другу и целому. Композиция организует всю художественную форму текста и действует на всех уровнях: образной системы, системы персонажей, художественной речи, сюжета и конфликта, внесюжетных элементов.

Композиция литературного произведения базируется на такой важнейшей категории текста, как связность.

Виды композиции.

1.Кольцевая 2.Зеркальная 3.Линейная 4.Умолчание 5.Ретроспекция 6.Свободная 7.Открытая и т.д.

Типы композиции.

1.Простые (линейные). 2.Сложные (трансформационные).

Композиция включает в себя расстановку персонажей, их систему (в эпических и драматургических произведениях); порядок сообщения о событиях в сюжете (композицию сюжета); чередование сюжетных и внесюжетных компонентов повествования, смену приемов повествования в эпических произведениях (авторской речи, повествования «от первого лица», диалогов и монологов персонажей, различных видов описаний: пейзажей, портретов, интерьеров), а также соотношение глав, частей, строф, речевых оборотов.

К элементам композиции литературного произведения относятся эпиграфы, посвящения, прологи, эпилоги, части, главы, акты, явления, сцены, предисловия и послесловия «издателей» (созданных авторской фантазией внесюжетных образов), диалоги, монологи, эпизоды, вставные рассказы и эпизоды, письма, песни; все художественные описания — портреты, пейзажи, интерьеры — также являются композиционными элементами.

9. Конфликт и его основная структурообразующая роль в произведении.

Конфликт в литературе – столкновение, борьба, на котором построено развитие сюжета в художественном произведении; противоречие как принцип взаимодействия между образами литературного (эпического или драматического) произведения. Конфликт определяет идейную направленность и композиционно организует художественное произведение на всех уровнях, придавая каждому образу его качественную определенность в противопоставлении другим образам.

Термин конфликт обычно используют применительно к драматическим произведениям, где столкновения героев выступают с особенной очевидностью.

Особое значение конфликт имеет в драматургии, где он является главной силой, пружиной, движущей развитие драматического действия и основным средством раскрытия характеров.

В выборе конфликта, его осмыслении и разрешении воплощается концепция драматурга, художественная идея произведения.

Конфликт бывает: любовный, социально-бытовой (общественный), философский, идейный, психологический (внутр борьба), символический.

10. Сюжет и фабула литературного произведения. Функции, элементы и разновидности сюжета. Эпический, драматический и лирический сюжет.

Фабула — это события, происходящие в литературном произведении, но выстроенные в их естественном, хронологическом порядке, так, как они происходили бы или могли бы происходить в действительности.

Сюжет — отбор и расположение происшествий, которые передают суть истории, раскрывают характеры и составляют единое целое произведения.

Направление событийного плана в сюжете может совпадать с фабульным (и тогда фабула «равна» сюжету), но чаще всего отличается от него (как в «Гамлете»). Поэтому фабулу называют еще «выпрямленным» сюжетом, а в случае, когда она сюжету «не равна», говорят об обратной сюжетной композиции.

Функции сюжета:

- придает целостность пр-ю (определяет структуру),

- дает возможность полнее и ярче представить образ героя,

- дает возможность показать конфликт и создать напряженность повествования.

Элементы сюжета:

- экспозиция, — завязка, — кульминация, — развязка.

Разновидности сюжета:

- хроникальный (хронологический порядок событий),

- концентрический (события связаны причинно-следственными ассоциативными связями).

Эпический сюжет. Повествование – развернутое обозначение того, что произошло однажды и имело временную протяженность.

Значимо присутствие повествователя, который играет роль посредника между изображенным и читателем, выступает иногда в роли свидетеля и истолкователя показанных лиц и событий.

Драматический сюжет. Основу драмы составляет действие, которое развертывается в настоящем времени, непосредственно происходит на глазах у зрителя, отличаясь активностью, непрерывностью, целеустремленностью, уплотненностью. Иначе говоря, в драме воспроизводится само действие, совершаемое героями, а не рассказывается об этом действии.

Лирический сюжет. В лирике сюжет построен на событиях, воспроизводимых в той мере, какая необходима для эмоциональной окраски. Таким образом, сюжет можно считать фрагментарным.

12. Лирические, философские, публицистические отступления, их роль в произведении.

Лирическое отступление — это отклонение от описаний событий, характеров в эпическом или лиро-эпическом произведении, где автор (или лирический герой, от имени которого ведется повествование) выражает свои мысли и чувства по поводу описываемого, свое отношение к нему, обращаясь непосредственно к читателю. С одной стороны, они играют роль торможения фабулярного развития романа или поэмы, а с другой — позволяют писателю в открытой форме высказывать личные суждения по различным вопросам, имеющим прямое или косвенное отношение к центральной теме.

Философское отступление — это разновидность лирических отступлений. В них писатель обычно затрагивает философские темы жизни, смерти, любви и др., делится своими мыслями, взглядами и мировоззрением.

Публицистические отступления — это отступления автора от основной темы для описания жизни в обществе, политике, экономике, т. е. автор рассматривает актуальные проблемы жизни и деятельности общества. Это дает читателю понять социально-общественные аспекты в повествовании.

13. Способы повествования и субъекты повествования в литературном произведении: автор, повествователь, рассказчик, герой-рассказчик.

Автор – писатель, поэт или драматург, создатель художественного или публицистического произведения, в котором отражается его мировоззренческая позиция и реализуется индивидуальный авторский стиль.

Рассказчик — вымышленный персонаж, от имени которого ведется повествование о судьбе героев или о событиях, составляющих содержание литературного произведения. Рассказывает чаще о том, чему был свидетель, ведет повествование от первого лица.

Повествователь — тот, кто рассказывает историю, устно или письменно. В художественной литературе может означать мнимого автора истории. Ведется ли рассказ от первого или от третьего лица, повествователь в художественной литературе всегда предполагается либо как некто, вовлеченный в действие, либо как сам автор.

Герой-рассказчик непосредственный участник действия произведения, от лица которого идет повествование.

Способ повествования – есть набор методов, используемых автором с целью передать содержание сюжета аудитории.

Способы повествования.

- ПТЗ (Персонаж с Точкой Зрения)– определяет перспективу, в которой рассматривается история (от первого лица, второго или третьего); — время повествования — имеет история место в настоящем, прошлом или будущем. — cтиль повествования — или то, как история словесно выражена для аудитории.

Повествование от первого лица. Рассказчик является персонажем собственной истории, раскрывает сюжет, ссылаясь на «Я» или «МЫ»

Повествование от второго лица. Это, пожалуй, самый редкий способ повествования. Рассказчик обращается на «ты», заставляя читателя чувствовать себя персонажем внутри истории. Сложны стилистический прием. Создает ощущ эмоциональной близости читателя с рассказчиком. В больших форма утомительно, идеально – в песнях (стихах).

Повествование от третьего лица. Самый распространенный способ повествования. Дает автору максимальную гибкость в изложении сюжета.Рассказчик – не вовлеченное существо, он передает историю, но не является персонажем внутри таковой.

14. Художественная речь, ее состав и основные особенности. Роль синонимии, многозначности слова и контекста в создании художественного образа.

Художественная речь – это речь с установкой на выражение, когда говорящему важно не только передать информацию, но и обратить внимание на способ передачи. Ценность получает не только смысл, но и форма его воплощения, сама речь.

Художественная речь призвана изображать и выражать авторскую идею, вызывать чувственные представления. В художественной речи главная функция – эстетическая. Художник не просто сообщает о событиях, переживаниях, мыслях – он образно воссоздаёт их в форме художественной речи. Художественная речь – сложная эстетическая система, «язык в языке». Это сложная система, которая надстраивается над языком и имеет свои внутренние законы.

Специфика художественной речи:

Завершённость художественного высказывания;

Высокая степень организации речи на всех её уровнях;

Большая содержательность художественной речи с точки зрения всего литературного произведения – слово стремится быть мотивированным. Исследователь Винокур называет это явление вторичной мотивированностью слова;

Индивидуальность художественного стиля. Стиль создаётся, отшлифовывается писателем на протяжении всего творчества. Идиостиль – индивидуальный стиль писателя.

Состав художественной речи:

-лексико-фразеологические средства, т.е. подбор слов и словосочетаний, имеющих разное происхождение и эмоциональное «звучание. К лексико-фразеологическим единицам примыкают морфологические(собственно грамматические)явления языка. Таковы, к примеру, уменьшительные суффиксы, укорененные в русском фольклоре.

-речевая семантика в узком смысле слова: переносные значения слов, иносказания, тропы, прежде всего — метафоры и метонимии

-художественная речь включает в себя пласты, обращенные к внутреннему слуху читателя. Это начала интонационно-синтаксические, фонетические, ритмические

В целях наибольшей выразительности писатель прибегает к синонимии и антонимии. В художественной речи они выступают как основные способы со- и противопоставления.

Типы синонимов:

Синонимы делятся на группы по трем основаниям:

1) по степени зависимости от контекста:

а) контекстуальные (речевые) синонимы – слова, семантическое сходство которых проявляется только в контексте;

б) языковые – слова, семантическое сходство которых проявляется изолированно, без контекста: крепкий, прочный, твердый;

2) по степени семантической близости:

а) полные (абсолютные) синонимы – слова, полностью совпадающие по значению и употреблению: забастовка, стачка;

б) частичные (относительные) синонимы – слова, частично совпадающие по значению и употреблению: маленький, крошечный, миниатюрный;

3) по качеству различий между сходными словами на две группы подразделяются частичные синонимы:

а) семантические (понятийные, идеографические) – слова, имеющие незначительные различия по лексическому значению (разная степень обобщаемого признака, разный объем понятия и т.п.: черный, вороной; метель, вьюга, пурга, буря, буран);

б) стилистические (функциональные) синонимы – слова с одинаковым лексическим значением, но имеющие разные стилистические окраски: есть, трапезничать, кушать, жрать, лопать, хавать.

15. Понятие тропа. Основные виды тропов, сравнение, эпитет, метонимия, метафора, гипербола и тд.

tropos – оборот, поворот речи. Тропы – это слова, употребленные в переносном значении

Основные виды тропов:аллегория - иносказательное изображение отвлеченного понятия при помощи конкретного явления действительности.

гипербола - преувеличение (литота - преуменьшение).

гротеск - изображение человека или картин жизни в непомерно преувеличенном, уродливо комическом виде, где реальное в жизни переплетается с фантастическим (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.В. Гоголь «Нос», В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» , «О дряни»)

ирония - употребление слова в обратном значении или притворное утверждение того, что думают на самом деле.

метафора - это слово или выражение, которое употреблено в переносном значении на основе сходства предметов по каком-либо признаку, метафора – это скрытое сравнение.

- олицетворение - животные или неодушевлённые предметы наделяются человеческими способностями и свойствами.

метонимия - замена названия явления (понятия, предмета) другим названием, связанным в нашем сознании с представлениями об этом явлении.

- перифраз (или перифраза) — замена названия предмета (явления) описанием существенных его черт и признаков.

- синекдоха - часть вместо целого и наоборот; единственное число вместо множественно и наоборот.

сравнение - сопоставление с другими явлениями

эпитет (от гр. epiteton — приложение) — слово, определяющее и поясняющее какое-либо свойство, качество понятия (явления, предмета). Определяет он лишь в сочетании с определяемым словом, на которое он и переносит свои признаки. Например, содержание словосочетания «каменное сердце»разрушится, если слова употребить раздельно или с другими

Эвфемизм — Замена грубого выражения более мягким.

16. Виды иносказательных образов: олицетворение, аллегория, символ, гротеск

Олицетворение – иносказательный образ, основанный на отождествлении предметов и явлений природы. Т.е. неживым существам придаются свойства живых существ. (Например, «Леса пусты, пустыни молчаливы», «Скучный, неподвижный брег»).

Аллегория – иносказательный образ (символ, эмблема). Аллегорические образы челна, вихря шумного, таинственный певец, клинок, покрытый ржавчиной презренья и т.п. в лирике Пушкина и Лермонтова.

символ (от simbolon — условный опознавательный знак для членов тайной организации у древних греков) — замещение наименования явления (понятия, предмета) условным его обозначением, чем-либо напоминающим это явление.

гротеск - изображение человека или картин жизни в непомерно преувеличенном, уродливо комическом виде, где реальное в жизни переплетается с фантастическим (М.Е. Салтыков-Щедрин «История одного города», Н.В. Гоголь «Нос», В.В. Маяковский «Прозаседавшиеся» , «О дряни»)

17. Лексические ресурсы языка: историзмы, архаизмы, диалектизмы.

Историзмы – слова, которые устарели потому, что предметы и явления, которые они обозначали, исчезли из жизни: гладиаторбарчукоброк.

Архаизмы – устаревшие слова, вышедшие из употребления, потому что в речь вошли другие слова, обозначающие те же предметы и явления: выяглядетьочияство.

Диалектизмы – это слова, свойственные какому-нибудь говору или нескольким говорам: сусАлы – скулы (смол.) , похлеЯ – путь ( владим .), боршАть – ворчать ( волог .), Отька – отец ( ряз .), трОпкать – есть ( пск) . В общеупотребительном языке диалектизмы имеют эквиваленты, называющие тождественные предметы, понятия. 

Неологизмы – слово, значение слова или словосочетание, недавно появившиеся в языке. Из этого определения ясно, что понятие неологизма изменчиво во времени и относительно: неологизмом слово остается до тех пор, пока говорящие ощущают в нем новизну.

Стушеваться(Достоевский)

Неологизмы:

1) общеязыковые, естественно возникающие и закрепляющиеся в литературном языке слова для обозначения новых понятий и явлений, и

2) индивидуально-авторские — слова, которые изобретают главным образом писатели для одноразового употребления.

Жаргонизмы — это обиходно-бытовая лексика и фразеология, наделенная сниженной экспрессией и характеризующаяся социально ограниченным употреблением. Компьютерный жаргон: юмористические вторичные номинации, параллельные терминам-названиям профессий: прόгер; softy «программист» , sys-frog, system jock; cапог «системный программист» , юзверь, ýсер, (от англ. user) «пользователь» , железячник; ironmonger «электронщик» , wirehead «сетевик» ; сисадмин — системный администратор. 

Просторечия и вульгаризмы (от лат. vulgaris — простонародный) — грубое слово и или выражение, находящееся на нижней границе просторечия за пределами лит. лексики и фразеологии. К В. относятся слова харя, морда, рожа, рыло (вм. слова лицо), жрать, лопать, хавать (вм. есть), сдохнуть, околеть, окочуриться (вм. умереть), дрыхнуть (вм. спать).

18. Интонационно-синтаксическая организация художественной речи. Основные фигуры поэтического синтаксиса. Поэзия и проза.

Интонационно-синтаксическая организация художественной речи включает: Эмоционально-речевые интонации, риторические фигуры (вопросы, восклицания, обращения). Синтаксическая инверсия и исторические нормы литературного языка. Словесные антитезы. Эллипсис. Словесные повторы. Синтаксический параллелизм. Градация.

Поэтический синтаксис

Изобразительные средства в поэтическом синтаксисе называют фигурами поэтической речи.

Словесный повтор — полное или частичное повторение корня, основы или целого слова, описательных форм, фразеологических единиц для подчёркивания деталей в описании, создании экспрессивной окраски «Вот тёмный, тёмный сад» .

Эллипсис —один из компонентов высказывания в речи не упоминается, с целью придания тексту большей выразительности, динамичности, « Я за книжку, та — бежать…» 

Анафора – повтор созвучий или одинаковых слов в начале стихотворной строки или в рядом стоящих прозаических фразах: Как ни гнетет рука судьбины,

Как ни томит людей обман, 

Эпифора – фигура, противоположная анафоре, – повторение слова или словосочетания в конце стихотворной строки: Степям и дорогам

Не кончен счет;

Камням и порогам

Не найден счет 

Многосоюзие –повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство, обычно – в положении анафоры:«И блеск, и шум, и говор волн»

Бессоюзие (асиндетон) – построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без помощи союзов: Швед, русский колет, рубит, режет.

Параллелизм – развернутое сопоставление двух явлений, данное в сходных синтаксических конструкциях: День – как трава расстилаюся.

Ночь – слезами умываюся. 

Перенос – несовпадение смыслового и ритмического строения строки или строфы, когда предложение не укладывается в стихотворную строку или строфу и занимает часть следующей: Над вороным утесом –

Белой зари рукав.

Инверсия – необычный порядок слов в предложении, придающий фразе новый выразительный оттенок: Белеет парус одинокий

Антитеза –противопоставление образов и понятий: Они сошлись: волна и камень

Градация – расположение слов и выражений по возрастающей или убывающей значимости: Ни позвать, ни крикнуть, ни помочь

Риторический вопрос – это такой вопрос, который ставится для привлечения внимания к какому-либо явлению, а не для получения на него ответа: Знаете ли вы украинскую ночь?..

Риторическое обращение тоже используется не для того, чтобы получить на него отклик, а чтобы обратить внимание на изображаемое:

Татьяна! Милая Татьяна!

С тобой теперь я слезы лью

Проза — устная или письменная речь без деления на соизмеримые отрезки — стихи; Проза — это художественная, логически, а не ритмически организованная речь, поэзия — ритмически организованная речь.

Поэзия— это стихотворная, т.е. ритмически организованная художественная речь, в отличие от прозы, не имеющей определенного упорядоченного ритма. Основные признаки стихотворной речи:

1.Стихотворная речь делится на сопоставимые между собой отрезки – стихи / а проза – это сплошная речь

2. Стихотворная речь обладает метром

19.Ритм прозы и ритм стиха. Основные признаки стихотворной речи.

Ритм прозы.В свою очередь проза тоже обладает специфическим ритмом, как, впрочем, и любая форма речевой деятельности человека.В отношении к ритму разные жанры прозы располагаются в иерархической последовательности: от максимальной упорядоченности ритмической организации в эмоциональной, эмфатически напряженной прозе до наименее упорядоченной – в прозе научной.В 1921 г.В.М. Жирмунский впервые высказал предположение, что ритмическая проза «построена прежде всего на художественном упорядочении синтаксических групп», «на элемента повторения и синтаксического параллелизма».Основу ритмической организации прозы по Жирмунскому, образуют «различне формы грамматико-синтаксического параллелизма, более свободного или более связанного, поддержанного словесными повторениями (особенно анафорами). Они образуют композиционный остов ритмической прозы, заменяющий метрически регулярные композиционные формы стиха».Заданность упорядоченного синтаксического членения. Важно подчеркнуть, что это членение должно быть обеспечено и соответствующим содержанием, эмоционально-смысловым напряжением, и лексико-стиллистическим наполнением фразы или совокупности фраз.

Ритм стиха

РИТМ –это упорядоченное чередование гласных, звуковое строение конкретной стихотворной строки; общая упорядоченность звукового строения стихотворной речи. Частным случаем ритма является метр.МЕТР - упорядоченное чередование ударных и безударных слогов(сильных и слабых мест) в стихе, общая схема звукового ритма. РАЗМЕР – способ звуковой организации стиха; частный случай метра. В силлабическом стихосложении размер определяется числом слогов; в тоническом — числом ударений; в метрическом и силлабо-тоническом — метром и числом стоп. По количеству стоп определяется длина размера: двустопный, трёхстопный, четырёхстопный, пятистопный и т.д. Наиболее употребительны короткие размеры.

ИКТ  – ударный слог в стихе. Второе название – арсис. Межиктовый интервал (второе название – тезис) – безударный слог в стихе.

СТОПА- единица длины стиха; повторяющееся сочетание ударных и безударных слогов. Графически стопа изображается с помощью схемы, где  « - » - ударный слог, а « » - безударный.  Двухсложные стопы: ямб и хорей (двухсложники).    Трёхсложные стопы: дактиль, амфибрахий, анапест (трёхсложники).     Четырёхсложные стопы: пеон (четырёхсложники).

На ритм стиха оказывают влияние:

1.Количество стоп в стихе

2.Характер стоп

Основные признаки стихотворной речи:

1.Стихотворная речь делится на сопоставимые между собой отрезки – стихи / а проза – это сплошная речь

2. Стихотворная речь обладает метром

20. Связь структуры стиха и систем стихосложения с особенностями национальных языков. Системы стихосложения

Системы стихосложения в мировой поэзии

1. Музыкально-речевые системы стихосложения

1.1 Античное стихосложение

1.2 Русское народное стихосложение

2. Акцентные системы стихосложения

2.1 Тоническое стихосложение

2.2 Силлабическое стихосложение

3.3 Силлабо-тоническое стихосложение

Античная (греко-римская) система стихосложения — является квантитативной; то есть построена на длительности (количестве) слога и представляет собой заданное чередование долгих и кратких слогов.

Cовременные греки и итальянцы читают античные стихи без соблюдения длительности слога и с динамическим ударением на тех слогах, где в древней речи присутствовало ударение музыкальное. Русская школьная практика, равно как немецкая и английская, прибегает к приему искусственной «скандовки»: игнорируя реальные ударения слов, она вводит динамическое ударение на всех арсисах, приравнивая античные повышения и понижения к ударности и неударности тонического стихосложения. Количественные отношения при этом не соблюдаются.

Система Русского народного стихосложение

В Русском народном стихосложении «считаются не стопы, не слоги, а просодические периоды, то есть ударения.

Виды русского народного стиха  1.былинный стих —несет три главенствующих фразовых ударения 2.«исторических песен», построенных на женских окончаниях.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: