ответы экономика


Вопрос 1

Предприятие - это самостоятельный, организационно обособленный хозяйствующий субъект, который производит и реализует продукцию, выполняет работы промышленного характера или предоставляет платные услуги.Любое предприятие является юридическим лицом, имеет законченную систему учета и отчетности, самостоятельный бухгалтерский баланс, расчетный и другие счета, печать с собственным наименованием и товарный знак (марку).  

По цели и характеру деятельности можно выделить два вида предприятийпредпринимательские (коммерческие) и непредпринимательские (некоммерческие), существование которых обеспечивается бюджетным финансированием государства.Направления:-Комплексное изучение рынка-Инновационная деятельность-Производственная деятельность-Коммерческая деятельность-Послепродажный сервис-Социальная деятельность

Вопрос 2

Деятельность предприятия упоорядочивают многочисленные юридические акты.Направления деятельности взаимосвязанны и в своей савокупности характеризуют ту или иную стратегию функционирования и развития предприятия,мезанизм его хозяйствования .Из большого количества юридических актов определяющим является Закон Украины о предприятиях и устав предприятия,а также согласованный ч действующим законодотельством коллективный договор,регулирующий отношения трудового коллектива с администрацией фирмы.Согласно «Закону о предприятиях в Украине»(27 марта 1991) любое предприятие может быть создано:

1)Согласно решению собственника имущества или уполномоченного им органа.2)В результате принудительного разделения другого предприятия согласно действующему антимонопольному законодательству.3)Путем отделения из состава предприятия одного или нескольких структурных подразделений по решению их трудовых коллективов и согласия собственника имущества предприятие имеет свои филиалы (и право на их создание).

Вопрос 3

Структура предприятия-состав,соотношение и система связи его внутренних звеньев:цехов,отделов,лабораторий и других компонентов,составляющих единый хозяйственный комплекс.

Структура определяется:

-размером предприятия.-отраслевой принадлежностью.-уровнем,характером технологии и специализации предприятия.Предприятия классифицируются по:-Цели и харакеру деятельности.-Форме собственности.-Национальной принадлежности.-Правовому статусу и форме домохозяйствования(личная,кооперативная,арендная,хозяйственные общества)-Функционально-отраслевому виду деятельности(Промышленное,сельхоз,строительное,транспортное,торговое)-Технологическая целосность и ступени подчинения(Главные,дочерние,Ассоциированные,филиалы)

Вопрос 4

Формы предприятий:

Коропорация-акционерное общество,объединяющее деятельность нескольких фирм для достижения их общих целей или защиты привелегий.

Хозяйственные ассоцивции-договорные объединения предприятий и организаций,создаваемых для совместного выполнения однородных функций и координации общей дефтельности.Ассоциации относят к одной из самых мягких форм объединений,минимально ограничивающих действия входящих в них членов.

Концерны-форма договорных крупных объединений обычно монопольного типа,позволяющая использовать возможность крупномасштабного производства,комбинирования,кооперирования благодаря технологическим связям.

Консорциум-временное добровольное объединение предприятий,организаций,образуемое для решения конкретных задач и проблем,осуществления крупных проектов.

Вопрос 5

Средства труда (машины, оборудование, здания, транспортные средства) совместно с предметами труда (сырьем, материалами, полуфабрикатами, топливом) образуют средства производства. Выраженные в стоимостной форме средства производства являются производственными фондами предприятий.

Различают основные и оборотные фонды.

Основные производственные фонды представляют собой средства труда, участвующие в процессе производства длительное время и сохраняющие при этом свою натуральную форму. Стоимость их переносится на готовую продукцию частями, по мере утраты потребительской стоимости.

Оборотные фонды — это те средства производства, которые целиком потребляются в каждом новом производственном цикле, полностью переносят свою стоимость на готовый продукт и в процессе производства не сохраняют своей натуральной формы.

Наряду с производственными существуют непроизводственные основные фонды - имущество социального назначения. Это жилые дома, детские и спортивные учреждения, столовые, базы отдыха и другие объекты культурно-бытового обслуживания трудящихся, находящиеся на балансе предприятий и не оказывающие прямого воздействия на производственный процесс.

Вопрос 6

Основные производственные фонды предприятия-средства и предметы труда многократно участвующие в производственном процессе.Они со временем изнашиваются и переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Видовая классификация ОПФ

Здание

Сооружение (мосты, дороги, эстакады)

Передаточные устройства (с из помощью на расстояние передаются различные виды энергии: газопровод, паропровод, линии энергии)

Машины и оборудование:

Рабочие машины (станки)

Силовые машины (электродвигатели, краны)

Транспортные средства

Проборы и лабораторное оборудование (альперметры, микроскопы, компьютеры)

Инструменты (стоимость более 2500 грн.,

Производственно-хозяйственный инвентарь сроком эксплуатации более 1 года)

Многолетние насаждения

10. Рабочий и продуктовый скот

Вопрос 7

Основные производственные фонды предприятия-средства и предметы труда многократно участвующие в производственном процессе.Они со временем изнашиваются и переносят свою стоимость на готовую продукцию.

Групповая классификация:

1.Земельные участки.

2.Капитальные расходы на улучшшение земель,не связанное со строительством (минимально допустимый срок 15 лет)

3.Сдания (20 лет),сооружения (10 лет).

4.Машины и оборудование (5 лет),из них ЭВМ,другие машины для автоматической обработки информации.

5.Транспортные средства (5 лет).

6.Инструменты,приборы,инвентарь (4 года)

7.Животные(6 лет)

8.Многолетние насаждения(10 лет).

9.Другие основные фонды(12 лет)

10.Малоценные фонды(без срока)

11.Малоценные необоротные материальные активы.

12.Временные сооружения (не титульные) 5 лет

13.Природные ресурсы.

14.Инвентарная тара(6 лет)

15.Предметы проката(5 лет)

16.Долгосрочные биологические активы (7 лет)

Вопрос 8

В процессе производства основные средства изнашиваются, утрачивают свои первоначальные качества и подлежат замене. Износ основных средств — это частичная или полная утрата основными средствами их потребительных свойств и стоимости; при этом различают физический (материальный) и моральный износ.

Физический износ основных средств - это их материальное изнашивание, утрата ими технико-эксплуатационных свойств в связи с их использованием и воздействием на них сил природы. Различают два вида физического износа:

первый — в процессе эксплуатации основных средств,

второй — под влиянием атмосферных условий при их бездействии и хранении.

Различают также полный и частичный износ основных средств. При полном износе действующие средства труда ликвидируются и заменяются новыми, а при частичном они подлежат восстановлению путем ремонта.

Моральный износ основных средств – это процесс их обесценивания вследствие технического прогресса, когда физически вполне пригодные средства становятся экономически менее выгодно использовать. Различают две формы морального износа. Первая связана с удешевлением их воспроизводства из-за повышения производительности труда в отраслях, изготовляющих их. Новые средства становятся более дешевыми, а действующие морально обесцениваются, экономически устаревают. Вторая форма морального износа связана с появлением новых, более совершенных и производительных аналогов действующих машин и оборудования.

Вопрос 9

Амортизация основных фондов – это объективный процесс постепенного перенесения стоимости основных фондов по мере их износа на себестоимость производимой с их помощью продукции.

Амортизация осуществляется в целях накопления средств для полного восстановления основных фондов.

Амортизационные отчисления – это часть стоимости основных фондов, включаемая в себестоимость продукции за определенный период времени.

Амортизационные отчисления производятся только до полного переноса стоимости основных фондов на себестоимость продукции.

При расчете амортизационных отчислений используется норма амортизации.

Норма амортизации – это установленный в процентах от стоимости размер амортизации за определенный период времени по конкретному виду основных фондов.

Вопрос 10

Для первоначальной оценки основных средств используют стоимость их приобретения или создания. Поскольку основные фонды участвуют в процессе производства длительное время и постепенно изнашиваются, а условия воспроизводства за этот период меняются, существует несколько видов их стоимости:

Первоначальная стоимость;

Остаточная стоимость;

Восстановительная стоимость;

Ликвидационная стоимость

Первоначальная стоимость - фактическая стоимость приобретения оборудования включая затраты на доставку и монтаж. Она не позволяет достоверно анализировать динамику основных фондов, поскольку, приобретение разных объектов произведенных в разное время, обуславливает то, что одинаковые по своим свойствам объекты имеют различную первоначальную стоимость.

Остаточная стоимость - соответствует первоначальной стоимости за вычетом суммы износа, образовавшемуся к этому периоду времени. Выражает стоимость основных фондов, еще не перенесенную на изготовленную продукцию.

Восстановительная стоимость - это стоимость воспроизводства основных фондов в новых производственных условиях (данного года), она определяется в процессе переоценки. Переоценка основных фондов осуществляется периодически с помощью двух основных методов:

индексация их балансовой стоимости;

прямой пересчет балансовой стоимости применительно к ценам, складывающимся на 1 января очередного года.

Ликвидационная стоимость - это та цена, которую предприятие рассчитывает получить вследствие реализации данной части капитала по истечении срока его службы. Под сроком службы понимается период, на протяжении которого предприятие планирует использовать данную часть капитала.

Вопрос 11

Фондоотдача-показывает сколько продукции прихлдится на 1 грн основных фонов.Фондоемкость-показывает сколько ОПФ приходится на 1 грн выпускаемой продукции.

Вопрос 12

Оборотные фонды- участвуют в одном производственном цикле,меняют свою внешнюю форму,польностью переносят свою стоимость на новую продукцию.

Различают оборотные фонды в процессе производства и производственных запасов.

ОБФ в процессе производственных запасов:

1.Сырье и материалы.

2.Вспомогательные материалы.

3.Топливо.4.Тара и тарные материалы.

5.Запасные части для ремонта.

6.Покупные полуфабрикаты.

7.Инструменты и производственно-хозяйственный инвентарь(до 2500 и сроком эксплуатации менее года)

ОБФ в процессе производства.

1.Полуфабрикаты собственного производства.

2.Незавершенное производство.

3.Расходы будущих периодов.

Производственные запасы – это предметы труда, подготовленные для запуска в производственный процесс. В их составе можно, в свою очередь, выделить следующие элементы: сырье, основные и вспомогательные материалы, топливо, горючее, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, тара и тарные материалы, запасные части для текущего ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного изготовления – это предметы труда, вступившие в производственный процесс: материалы, детали, узлы и изделия, находящиеся в процессе обработки или сборки, а также полуфабрикаты собственного изготовления, незаконченные полностью производством в одних цехах и подлежащие дальнейшей переработке в других цехах того же предприятия.

Расходы будущих периодов – это невещественные элементы оборотных фондов, включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции, которые производятся в данном периоде (квартал, год), но относятся на продукцию будущего периода.

Вопрос 13

Оборотные средства (далее — ОС) — это совокупность оборотных фондов и фондов обращения в денежной форме.

Оборотные средства включают в себя оборотные фонды и фонды обращения.

Оборотные фонды – это предметы труда, которые физически состоят из сырья, материалов, топлива, обтирочных и смазочных масел и материалов, полуфабрикатов различных видов, а также быстроизнашиваемого инструмента со сроком службы менее одного года. 

Фонды обращения — средства предприятия, функционирующие в сфере обращения; составная часть оборотных средств.

К фондам обращения относятся:

средства предприятия, вложенные в запасы готовой продукции, товары отгруженные, но не оплаченные;

средства в расчетах;

денежные средства в кассе и на счетах.

Вопрос 14

Различают нормируемые и не ненормируемыеые оборотные средства.

Нормируемые-все ОБФ,а из фондов обращения-готовая продукция на складе.

Ненормируемые-все денежные средства предприятия.

Нормирование оборотных средств— управление формированием и использованием оборотных средств с помощью нормативов. Нормируются только собственные оборотные средства предприятий; заемные средства (краткосрочный банковский кредит, кредит по обороту и др.) и привлеченные средства (кредиторская задолженность, временно неиспользуемые остатки специальных фондов) не нормируются.

Не подлежит нормированию также часть собственных оборотных средств: отгруженная продукция, денежные средства и средства в расчетах. Нормируются оборотные средства в запасах производственных (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы, инструменты, спецодежда), остатки незавершенного производства и готовой продукции на складах.

Норматив представляет собой рассчитанную в установленном порядке сумму средств, достаточную для бесперебойного обеспечения производственной, снабженческой, сбытовой, торговой и иной деятельности предприятия или организации материальными ресурсами, запасами и заделами.

Предприятия разрабатывают и утверждают нормативы оборотных средств самостоятельно, руководствуясь инструкциями, утвержденными вышестоящими организациями. Нормативы оборотных средств определяются в расчете на развернутую производственную программу предприятия с учетом состава продукции, длительности производственного периода, отдаленности поставщиков и заказчиков, условий поставок материальных ресурсов и реализации готовой продукции, формы расчетов с поставщиками и заказчиками, намечаемых мероприятий по ускорению оборачиваемости оборотных средств и снижению материалоемкости продукции.

Вопрос 15

Оборотные фонды – это предметы труда, которые физически состоят из сырья, материалов, топлива, обтирочных и смазочных масел и материалов, полуфабрикатов различных видов, а также быстроизнашиваемого инструмента со сроком службы менее одного года. 

Фонды обращения — средства предприятия, функционирующие в сфере обращения; составная часть оборотных средств.

В процессе обращения боротные средства и материального вида преващаются в денежный и наоборот.Это называется кругоборотом средств и имеет такой вид:

Вопрос 16

Коэф оборачиваемости-показывает сколько реализ прод приходится на 1 грн оборотных средств,а также сколько оборотов совершают оборотные ср-ва за данный период.

РП-годовой V реализ прод.

ОС-среднегод остаток оборот средств.

Коэф загрузки-обратный показатель

Длительность 1-го оборота

Т= =

Д-кол-во дней в периоде.

Вопрос 17

Эффект ускорения оборачиваемости оборотных средств выражается в высвобождении,уменьшении потребности в них,в связи с улучшением их использования.Различают аболютные и относительное высвобождение оборотных средств.Абсолютное-прямое уменьшение потребности в оборотных средствах.Абсолютное высвобождение возникает когда фактическая потребность меньше плановой, в этом случае сопоставляется фактическая сумма средних остатков оборотных средств за предшествующий период с плановой потребностью за данный период:

Оабс = Оср (отч) – Оср (пл)

где: Оабс – абсолютное высвобождение оборотных средств, Оср (отч), Оср (пл) – средний остаток оборотных средств за отчетный и плановый период соответственно.

Относительное высвобождение отражает как изменение величины оборотных средств, так и изменение объема реализованной продукции. Чтобы определить его, нужно исчислить потребность в оборотных средствах за отчетный год, исходя из фактического оборота по реализации продукции за этот период и оборачиваемости в днях за предыдущий год. Разность дает сумму высвобождения средств.

Ускорение оборачиваемости оборотных средств – первоочередная задача предприятий в современных условиях и достигается следующими путями:

на стадии создания производственных запасов – внедрение экономически обоснованных норм запаса; приближение поставщиков сырья, полуфабрикатов, комплектующих изделий к потребителям; широкое использование прямых длительных связей; расширение складской системы материально-технического обеспечения, а также оптовой торговли материалами и оборудованием; комплексная механизация и автоматизация погрузочно-разгрузочных работ на складах;

на стадии незавершенного производства – ускорение научно-технического прогресса (внедрение прогрессивной техники и технологии, особенно безотходной и малоотходной, роботизированных комплексов, роторных линий, химизация производства); развитие стандартизации, унификации, типизации; совершенствование форм организации промышленного производства, применение более дешевых конструкционных материалов; совершенствование системы экономического стимулирования экономного использования сырьевых и топливно-энергетических ресурсов; увеличение удельного веса продукции, пользующейся повышенным спросом;

на стадии обращения – приближение потребителей продукции к ее изготовителям; совершенствование системы расчетов; увеличение объема реализованной продукции вследствие выполнения заказов по прямым связям, досрочного выпуска продукции, изготовления продукции из сэкономленных материалов; тщательная и своевременная подборка отгружаемой продукции по партиям, ассортименту, транзитной норме, отгрузка в строгом соответствии с заключенными договорами.

Наиболее оптимальные условия ускоренной оборачиваемости оборотных средств имеют малые предприятия.

Вопрос 18

Трудовые ресурсы предприятия (персонал) – это совокупность всех физических лиц, которые состоят с предприятием как с юридическим  лицом в регулируемых договором найма отношениях.

Трудовые ресурсы предприятия обладают двумя ключевыми характеристиками: структурой и численностью.

Количественная характеристика этих ресурсов определяется списочной (количество на определенную дату по документам), среднесписочной (за определенный период) и явочной (явившихся на работу в определенное время) численностью.

Качественная характеристика персонала зависит от квалификационной подготовки работников и их соответствия занимаемым должностям.

Структура трудовых ресурсов определяется по совокупности отдельных групп работников, которые объединяются по определенному признаку. Выделяют промышленно-производственный и непромышленный персонал.

Структурна трудовых ресурсов

Промышленно-производственные ресурсы предприятия участвуют в непосредственном производстве материальных ценностей (рабочие цехов, аппарата заводоуправления, научных отделов и пр.).

Непромышленные (непроизводственные) ресурсы заняты в обслуживании сферы производства. К этой группе относят работников, занятых в бытовой и социально-культурной сфере (подсобные хозяйства, медицинские, жилищные службы, школы и т.д.).

Все сотрудники предприятия промышленно-производственной сферы подразделяются на ряд категорий.

Руководители осуществляют управление предприятием. Трудовые ресурсы предприятия высшего уровня — директора и их заместители. Среднее звено представлено начальниками смен, цехов, участков. Низовой уровень представляют мастера, бригадиры.

Специалисты заняты в цехах и службах заводоуправления, они занимаются инженерной подготовкой, разработкой технологий, организацией производства.

Рабочие непосредственно заняты в производстве. В зависимости от характера участия рабочих в производственном процессе их можно разделить на основных и вспомогательных.

Служащие занимаются техническим обслуживанием производства (чертежники, счетоводы, делопроизводители),подготовкой документации,учетом и контролем.

Трудовой потенциал (экономически активное население) включает «трудовые ресурсы» (население которое может трудиться) и «рабочую силу» (способность человека к труду, совокупность духовных и физических сил, благодаря которым могут быть произведены потребительные стоимости.) В состав экономически активного населения входят занятые и безработные.

 Кадры предприятия – это совокупность работников различных профессий и специальностей, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав. По своей функциональной роли кадры предприятия представляют собой персонал. В состав персонала входят все наёмные работники предприятия, состоящие в договорных отношениях с предприятием.

Для характеристики трудовых ресурсов (кадров) на предприятии используют систему количественных, качественных и структурных показателей.

К количественным характеристикам относятся явочный состав работников, списочный состав, среднесписочную численность, среднюю фактическую численность.

Явочный состав определяется минимальным числом работников, которые являются на рабочие места и обеспечивают функционирование предприятия. Явочная численность определяется для производственного персонала, работников, которые непосредственно находятся на рабочих местах.

Списочный состав (на определенную дату) — входящие в список работающих на предприятии работники различных профессий, принятые на постоянную, сезонную, а также на временную работу.

Среднесписочный состав за месяц определяется суммированием численности работников списочного состава на каждый день месяца и делением этой суммы на число календарных дней  месяца.

Среднесписочный состав за год определяется путём суммирования среднесписочной численности работников за все месяцы отчётного года и делением полученной суммы на 12.

Среднее число занятых на предприятии включает, кроме среднесписочного состава, среднее число совместителей и среднее число работающих по гражданско-правовым договорам.

Качественная характеристика:

Профессия – особый вид трудовой деятельности, требующий определенных теоретических знаний и практических навыков (экономист).

Специальность – вид деятельности в рамках определенной профессии (экономист по труду, маркетолог, экономист по сбыту), характеризует необходимую совокупность углублённых знаний в пределах данной профессии для выполнения определённых работ.

Квалификация характеризует разделение труда внутри профессиональной группы. Уровень квалификации находит отражение в компетенциях специалиста (знания, умения и навыки).

К мероприятиям  по снижению текучести кадров можно отнести: создание благоприятных производственных и социально-бытовых условий; стимулирование роста производительности труда,  эффективности производства и качества продукции; создание благоприятных условий для повышения квалификации и образовательно-нравственного и культурного уровня работников; проведение воспитательной работы среди работников по повышению дисциплины.

Численность и состав персонала предприятия определяются исходя из производственной программы на предстоящий период укрупненными методами или детализировано. Детализированный расчёт ведётся исходя из норм времени на обработку деталей, узлов, на технологические процессы.

Укрупненно численность основных  рабочих определяется по формуле:

 ,

где    ЧПП – трудоёмкость производственной программы, нормо-часов;

ФЭФ.  – эффективный (плановый) фонд рабочего времени одного рабочего;

Кв – коэффициент перевыполнения норм выработки.

Вопрос 19

1)Численность работников на начало и на конец периода.

2)Среднеучетная численность.

3)Общая численность уволенных и принятых на работу.

4)Учетная или списочнаячисленность работников на конкретную дату.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст



Otvety экономика


Сущность внешнеэкономических связей и внешнеэкономической деятельности.

Внешнеэкономические связи – это международные хозяйственные, торговые, политические отношения, включающие обмен товарами, различные формы экономического содействия, научно-технического сотрудничества, специализацию, кооперацию производства, оказание услуг и совместное предпринимательство. Как элемент развитого рыночного хозяйства, внешнеэкономические связи это одна из сфер экономики, для которой характерны следующие признаки:



международное разделение труда и обмен, являющиеся ее основой и предполагающие, что производство и/или потребление отдельных стран в определенной мере связаны между собой;

обмен товарами осуществляется в соответствии с законами спроса, предложения и свободного ценообразования и опосредован движением денег, системой расчетов, товарными кредитами;

высокий уровень конкуренции товаров, продавцов и покупателей на мировом рынке, но в сравнении с национальными рынками она жестче в силу больших объемов и количества обращающихся на рынке товаров;

наличие международного, регионального, государственного вмешательства, регулирования, которые проявляются в межгосударственных, экономических, торговых и таможенных соглашениях и союзах;

влияние результатов внешней торговли каждой отдельно взятой страны на ее состояние и развитие.

В отличие от внешнеэкономических связей внешнеэкономическая деятельность осуществляется на уровне первичных производственных звеньев (фирмы, предприятия, организации, предпринимателя) с полной самостоятельностью в выборе иностранного партнера, номенклатуры товаров для экспортно-импортных сделок, в определении цены и стоимости товаров, объемов, условий и сроков поставки.

В социалистической экономике управление внешнеэкономическими связями в нашей стране осуществлялось только на макроуровне, т.е. на уровне государства. Государство устанавливало, какие организации, в каких отраслях и в каком объеме могли вести непосредственные операции по внешней торговле; определяло посредством экспортно-импортного плана, что и в каких количествах могло быть вывезено из страны и ввезено в страну.

Государство непосредственно регулировало ввоз и вывоз продукции, товаров, работ, услуг. В тот период только специальные внешнеэкономические объединения имели право осуществлять экспортные и импортные операции на мировых рынках.

Развитие в Беларуси рыночной экономики создает широкие возможности для осуществления внешнеэкономической деятельности, которая осуществляется на основе внешнеэкономических связей.

С 25 октября 1990 г. введен в действие Закон Республики Беларусь «Об основах внешнеэкономической деятельности Республики Беларусь» № 354-XII. В сферу действия настоящего Закона входят все виды внешнеэкономической деятельности, включая внешнюю торговлю, экономическое, научно-техническое и культурное сотрудничество. Действие Закона распространяется на специализацию и кооперацию в области производства, науки и техники, строительство и реконструкцию объектов, осуществление транспортных, экспедиторских, страховых операций, расчетные, кредитные и другие банковские операции, туризм и иная деятельность в области международного обмена товарами, услугами и результатами творческой деятельности, допускающая на внешний рынок практически любую организацию (предприятие, фирму) нашей страны, чья продукция обладает конкурентоспособностью на мировом рынке.

В настоящее время каждая организация (предприятие, фирма, предприниматель), соблюдая соответствующие законодательные регламентации, может самостоятельно организовывать и осуществлять внешнеэкономическую деятельность и соответственно управлять ею на микроуровне.

Государство осуществляет функции регулирования, координации, контроля и содействия развитию внешнеэкономической деятельности белорусских предприятий и фирм, защиты общегосударственных интересов и обеспечения экономической безопасности Республики Беларусь, эффективного продвижения отечественных товаров на мировые рынки.

Итак, внешнеэкономическая деятельность представляет собой процесс реализации внешнеэкономических связей, включающих торговлю, совместное предпринимательство, оказание услуг, сотрудничество.

Торговля. С помощью этой формы внешнеэкономической деятельности осуществляется купля-продажа или торговый обмен сырья, материалов, топлива, энергии, продукции для промышленного потребления (узлы, детали, запчасти, прокат, подшипники, агрегаты и т.д.), товаров широкого потребления (одежды, обуви, парфюмерии, галантереи, культтоваров, продовольственных товаров) и т.д. Совместное предпринимательство. Данная форма внешнеэкономической деятельности реализуется в промышленной сфере на заводах, фабриках, предприятиях; в сельском хозяйстве, науке, образовании, медицине, транспорте, культуре, искусстве, кредитно-финансовой сфере.

Оказание услуг. Наибольшее распространение во внешнеэкономической деятельности получили услуги, в том числе: а) основные: посреднические (дилерские, комиссионные, агентские, банковские, биржевые), инжиниринг, туризм, аренда (лизинг), консультационно-информационные; б) вспомогательные: международные перевозки грузов, хранение грузов, страхование грузов, рекламирование, ремонт и техническое обслуживание.

2. Место и роль внешнеэкономической деятельности в индустрии туризма и гостеприимства в экономике Республики Беларусь.

Туристическая деятельность по своей сути является особым видом торгово-посреднической операции, в рамках которой организатор путешествия – туроператор как субъект предпринимательской деятельности формирует в единый пакет туристские услуги, большинство из которых для него покупные. Реализацией туристских услуг, сформированных туроператором по установленным международным правилам, занимается только турагент, т. е. права и обязанности туроператора и турагента строго регламентированы.

Туризм как товар реализуется в форме услуг. Услуга туризма, как услуга вообще, есть действие определенной потребительской стоимости, выражающееся в полезном эффекте, который удовлетворяет ту или иную человеческую потребность.

Кроме услуг, туристы могут покупать товары туристского назначения. Совокупность услуг и товаров туристского назначения образуют понятие «туристский продукт». Турпродукт включает:

Ø туры, объединенные по целенаправленности (познавательные, оздоровительные и т.п.);

Ø туристско-экскурсионные услуги различных видов (размещение, питание, транспортные услуги и т. д.);

Ø товары туристско-сувенирного назначения (карты, открытки, сувениры и др.).

Туризм можно импортировать в страну и экспортировать из нее. Расходы туристов из других регионов представляют собой вклады в экономику данного принимающего региона. Расходы иностранцев в туристских целях представляют собой для принимающей стороны туристский экспорт. Въезжая в данную страну, туристы приобретают туристский опыт и увозят с собой незабываемые впечатления от поездки. Деньги иностранных туристов, потраченные в принимающей стране, являются туримпортом для экономики выезжающей стороны. При туристском экспорте направление денежного потока совпадает с направлением потока туристов. Объемы туристских потоков характеризуются следующими показателями: общее число туристов; число туродней; средняя продолжительность пребываний туристов в стране (регионе).

К специфике туризма следует отнести фактор наиболее рисковых видов деятельности, напрямую зависящей от экономической, политической и социальной стабильности в стране, наличия развитой инфраструктуры и индустрии туризма[10].

Необходимо обеспечить предоставление туристам качественных туристских услуг, а также дальнейшее развитие туристской индустрии. Именно поэтому в туризме приоритетным становится поиск более эффективного использования относительно ограниченных ресурсов, что и является одной из задач экономической науки.

Экономика туризма представляет собой систему отношений, возникающих в сфере туризма в процессе производства, распределения, обмена и потребления результатов туристской деятельности. Экономика туристской фирмы выступает в качестве совокупности факторов производства, фондов обращения и нематериальных активов, доходов (прибыли), полученных в результате реализации туристского продукта и оказания различных других услуг.

Стоимостная оценка активов и доходов туристской фирмы характеризует уровень и масштабы её развития. Последнее зависит от умения найти оптимальное соотношение между пользуемыми ресурсами, количеством и качеством реализованного туристского продукта, с одной стороны, и объёмом реализации турпродукта и прибылью от его реализации – с другой[11].

Таким образом, туризм, выступает важным сегментом внешней торговли, предполагающим экспортно-импортные операции с услугами, обладает спецификой «невидимого» экспорта. Его существенной особенностью является огромное влияние (мультипликативный эффект) на развитие других отраслей народного хозяйства, таких как транспорт, торговля, связи, бытовое обслуживание, сельское хозяйство и многое другое. Туризм представляет собой индикатор благосостояния населения, он бурно развивается при достаточном платежеспособном спросе

3. Экономическая интеграция СНГ. Таможенный союз и его влияние на развитие внешней торговли.

Международная экономическая интеграция (МЭИ) — это процесс экономического взаимодействия стран, приводящий к сближению хозяйственных механизмов, принимающий форму межгосударственных соглашений и согласованно регулируемый межгосударственными органами.

Региональная экономическая интеграция ведет к установлению более тесных экономических, политических, научных, культурных связей между странами-участниками, ликвидирует, либо существенно ослабляет, барьеры на пути движения товаров, услуг, капитала, рабочей силы.

Экономическая интеграция характеризуется некоторыми существенными признаками, которые в совокупности отличают её от других форм экономического взаимодействия стран:

• взаимопроникновением и переплетением национальных производственных процессов

• широким развитием международной специализации и кооперации в производстве, науке и технике на основе наиболее прогрессивных и глубоких их форм

• глубокими структурными изменениями в экономике стран-участниц

• целенаправленным регулированием интеграционного процесса, разработкой скоординированной экономической стратегии и политики.

Таким образом, экономическая интеграция имеет ряд благоприятных условий для взаимодействующих сторон:

• интеграционное сотрудничество дает хозяйствующим субъектам (товаропроизводителям) более широкий доступ к ресурсам: финансовым, трудовым, материальным, к новейшим технологиям, а также позволяет производить продукцию в расчете на более емкий рынок

• экономическое сближение стран в региональных рамках создает привилегированные условия для фирм стран-участниц экономической интеграции, защищая их в определенной степени от конкуренции со стороны фирм третьих стран

• интеграционное взаимодействие позволяет решать наиболее острые проблемы социального характера.

Таким образом, в результате интеграции отдельные группы стран создают между собой наиболее благоприятные условия для торговли, межрегионального передвижения факторов производства. Подобные региональные образования оцениваются положительным фактором мировой экономики, но при условии, что группа интегрирующихся стран не устанавливает менее благоприятные условия для взаимодействия с третьими странами.

Таможенный союз — согласованная отмена национальных таможенных тарифов и введение общего таможенного тарифа и единой системы нетарифного регулирования торговли в отношении третьих государств.

Общий рынок — интегрирующиеся страны договариваются о свободе движения не только товаров и услуг, но и факторов производства — капиталов, рабочей силы и технологий.

1 января 2010 г. началось функционирование Комиссии Таможенного союза (КТС). На указанный орган возложены функции по таможенно-тарифной и нетарифной политике; таможенному администрированию; техническому регулированию и применению санитарных, ветеринарных и фитосанитарных мер; ведению таможенной статистики.

С июля 2010 года вступил в силу Таможенный кодекс Таможенного союза.

В Таможенном союзе устранены тарифные и нетарифные барьеры во взаимной торговле, унифицированы и значительно упрощены внешнеторговые процедуры, снят контроль на внутренних границах. Все это обеспечило свободное передвижение товаров между Беларусью, Казахстаном и Россией.

Таможенный союз стал фактором повышения объема взаимной торговли государств-членов, увеличения транзитных перевозок.

4.Сущность и роль иностранных инвестиций. Национальная программа привлечения инвестиций в экономику РБ.

Инвестиции – это все виды имущественных и капитальных ценностей, которые вкладываются в объекты предпринимательской или иной деятельности, в результате которой формируется прибыль и (или) достигается социальный, экологический или иной эффект.

В соответствии с Инвестиционным кодексом Республики Беларусь под инвестициямипонимаются любое имущество, включая денежные средства, ценные бумаги, оборудование и результаты интеллектуальной деятельности, принадлежащие инвестору на праве собственности или ином вещном праве, и имущественные права, вкладываемые инвестором в объекты инвестиционной деятельности в целях получения прибыли (дохода) и (или) достижения иного значимого результата.

Стратегия привлечения прямых иностранных инвестиций в Республику Беларусь на период до 2015 года

Главными инвесторами выступают США (24,9 процента от мирового оттока), Германия (7,9), Франция (6,4), Гонконг (5,7), Китай (5,1), Швейцария (4,4 процента).

Привлечение прямых иностранных инвестиций является одним из приоритетов внешней экономической политики Республики Беларусь.

В настоящее время в республике функционируют следующие крупнейшие ТНК: в банковской сфере – Сбербанк (Россия), ВТБ Банк (Россия); в нефтяной сфере – Лукойл (Россия),

Цель стратегиистимулирование притока прямых иностранных инвестиций в соответствии с потребностями структурной перестройки экономики и инновационным развитием страны, расширение масштабов и повышение качества их использования на базе постоянного улучшения инвестиционного климата, реформирования государственной собственности и развития государственно-частного партнерства в Республике Беларусь.

Основными задачами стратегии являются:

определение направлений привлечения прямых иностранных инвестиций в экономику, ориентирование вложений зарубежных капиталов в создание наукоемких высокотехнологичных производств и другие поощряемые государством виды экономической деятельности;

содействие привлечению иностранных инвестиций в реализацию проектов с применением передовых зарубежных технологий и менеджмента;

совершенствование структуры прямых иностранных инвестиций, предусматривающее увеличение доли вложений в активную часть основных средств;

вхождение в число тридцати государств с наилучшим климатом в области ведения бизнеса по докладу Всемирного банка «Ведение бизнеса», обеспечение участия страны в рейтингах Международного института развития менеджмента «Мировой рейтинг конкурентоспособности», Всемирного экономического форума «Отчет о глобальной конкурентоспособности» и «Глобальный отчет о развитии информационных технологий».

Улучшение инвестиционного климата осуществляется на основе обеспечения открытости деятельности государственных органов, правового регулирования условий хозяйственной деятельности, соблюдения принципа конкурентности, законных прав и интересов инвесторов и обеспечения защиты инвестиций.

ПРОГРАММА («Национальная программа привлечения инвестиций в экономику Республики Беларусь»)

Целью Программы является разработка комплекса мер, направленных на активизацию инвестиционной деятельности,

В основе мер по повышению инвестиционной активности лежат следующие основополагающие принципы:

обновление и развитие законодательной и нормативной базы в области инвестиционной деятельности, приведение ее в соответствие с международными стандартами;

развитие самофинансирования предприятий;

рациональное и эффективное размещение государственных инвестиционных ресурсов на основе конкурса инвестиционных проектов;

сохранение ведущей роли государства в финансировании социальной сферы (образование, здравоохранение, культура, социальная помощь), инфраструктуры (дороги, транспорт, связь), экологических программ;

проведение институциональных преобразований посредством развития вторичного рынка ценных бумаг, создания сети специализированных банков и небанковских финансовых учреждений (страховых, лизинговых, инвестиционно-финансовых, трастовых, негосударственных пенсионных фондов и т.д.) в целях трансформации частных сбережений в инвестиции;

возвращение вывезенных из республики инвестиционных ресурсов и недопущение их расхищения;

привлечение иностранного капитала, в том числе страны СНГ, преимущественно в виде прямых и портфельных инвестиций.

5. Предприятия с иностранными инвестициями (совместные и иностранные предприятия). Особенности их деятельности, налоговые и другие льготы.



Основными нормативными документами, регулирующими вопросы создания и деятельности коммерческих организаций с иностранными инвестициями в Республике Беларусь, являются Инвестиционный кодекс Республики Беларусь (далее – Кодекс) и Положение о государственной регистрации субъектов хозяйствования, утвержденное Декретом Президента Республики Беларусь от 16.01.2009 № 1 «О государственной регистрации и ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования» (далее – Положение).

Иностранными инвесторами в силу части второй ст.3 Кодекса признаются:

- иностранные государства и их административно-территориальные единицы в лице уполномоченных органов;

- международные организации;

- иностранные юридические лица;

- иностранные организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств;

- иностранные граждане;

- физические лица (граждане РБ и лица без гражданства), постоянно проживающие за пределами РБ.

Под коммерческой организацией с иностранными инвестициями понимается юридическое лицо, в уставном фонде которого частично или полностью используются иностранные инвестиции.

Юридические лица, в уставном фонде которых иностранные инвестиции составляют объем, эквивалентный не менее чем 20 000 долларов США, и которые преследуют извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и (или) распределяют полученную прибыль между участниками, признаются на территории Республики Беларусь коммерческими организациями с иностранными инвестициями.

Все коммерческие организации с иностранными инвестициями рассматриваются как коммерческие совместные либо коммерческие иностранные организации.

Коммерческой совместной организацией на территории Республики Беларусь является юридическое лицо Республики Беларусь, уставный фонд которого состоит из доли иностранного инвестора и доли физических и (или) юридических лиц Республики Беларусь.

Коммерческой иностранной организацией является юридическое лицо Республики Беларусь, в уставном фонде которого иностранные инвестиции составляют 100 процентов.

Коммерческая организация с иностранными инвестициями может осуществлять любые виды деятельности, если они не запрещены законодательством Республики Беларусь и соответствуют целям, предусмотренным в уставе этой организации (учредительном договоре – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора).

Отдельными видами деятельности, перечень которых устанавливается законодательными актами Республики Беларусь, коммерческая организация с иностранными инвестициями может заниматься только на основании специальных разрешений (лицензий).

Коммерческие организации с иностранными инвестициями, а также иностранные инвесторы осуществляют уплату налогов, сборов (пошлин) и пользуются налоговыми и таможенными льготами в соответствии с налоговым и таможенным законодательством Республики Беларусь, устанавливают цены на продукцию (работы, услуги) и порядок ее реализации, распоряжаются валютной выручкой с учетом требований законодательных актов Республики Беларусь.

Освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товары, классифицируемые согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза в товарных позициях 7309 00, 7311 00, 8402 – 8408, 8410 – 8431, 8433 – 8443, 8444 00, 8445 – 8448, 8449 00 000 0, 8450 – 8466, 8468, 8471 – 8475, 8477 – 8481, 8483, 8484, 8486, 8487, 8501, 8502, 8503 00, 8504 – 8508, 8514 – 8517, 8523, 8528 – 8531, 8535 – 8537, 8543, 8545, 8603, 8604 00 000 0, 8605 00 000, 8608 00, 9010 – 9013, 9015, 9016 00, 9022, 9023 00, 9024, 9026, 9027, 9030 – 9032 (далее – технологическое оборудование), ввозимые на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд коммерческих организаций. Суммарная стоимость технологического оборудования не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах таких организаций.

Инструкция об особенностях исчисления и уплаты налога на прибыль коммерческими организациями с иностранными инвестициями, утв. постановлением МНС от 2003-09-17г. N 86 (далее — Инструкция), в которой впервые с 1996г. дана расшифровка понятия «в размерах, установленных в учредительных документах», содержащегося в ст.6 Закона «О налогах на доходы и прибыль». В соответствии с этой статьей балансовая прибыль коммерческой организации с иностранными инвестициями уменьшается на сумму отчислений в резервный (страховой) фонд в размерах, установленных в учредительных документах, но не более 25% фактически сформированного уставного фонда. Условиями, дающими право на льготу, признано одновременное наличие в учредительных документах коммерческой организации (как правило, уставе) с иностранными инвестициями двух положений:

1) о создании резервного фонда за счет прибыли, остающейся в распоряжении организации после уплаты налогов и других обязательных платежей в бюджет;

2) о размере отчислений в этот фонд.

В Инструкции уточнено, что коммерческая организация с иностранными инвестициями не имеет права на льготу, если ее учредительные документы с целью определения нормативов отчислений в резервный фонд содержат отсылочные нормы к другим документам. В ней также содержится норма, согласно которой общая сумма прольготированной прибыли, сложившаяся за время деятельности коммерческой организации с иностранными инвестициями за все отчетные месяцы применения льготы, не может превышать сумму отчислений в резервный фонд, исчисленную в предусмотренных учредительными документами размерах, а также 25% фактически сформированного уставного фонда.

6. Порядок регистрации совместных и иностранных предприятий на территории Республики Беларусь и других стран.

Юридические лица приобретают статус коммерческих организаций с иностранными инвестициями с даты государственной регистрации коммерческих организаций с иностранными инвестициями.

Регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется в том же порядке, что и всех других коммерческих организаций с некоторыми особенностями.

В соответствии с п. 12 Положения до подачи в регистрирующий орган заявления о государственной регистрации юридического лица, собственник имущества, учредители (участники) создаваемой коммерческой или некоммерческой организации должны:

согласовать с регистрирующим органом наименование коммерческой, некоммерческой организации;

определить предполагаемое местонахождение коммерческой организации;

принять решение о создании коммерческой организации и подготовить ее устав (учредительный договор – для коммерческой организации, действующей только на основании учредительного договора);

сформировать уставный фонд, открыть временный счет в банке, небанковской кредитно-финансовой организации – при внесении денежного вклада в уставный фонд, провести оценку стоимости неденежного вклада – при внесении в уставный фонд неденежного вклада.

Коммерческие организации с иностранными инвестициями вправе использовать в своем полном наименовании указание на присутствие иностранного инвестора словами «иностранное», «совместное».

Учредители (участники) коммерческой организации с иностранными инвестициями имеют право вносить вклады в уставный фонд этой организации в денежной и (или) неденежной форме.

Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями (за исключением коммерческой организации с иностранными инвестициями в форме открытого акционерного общества) должен быть сформирован не менее чем на 50 процентов в течение первого года с даты государственной регистрации этой организации за счет внесения в него каждым из учредителей (участников) не менее 50 процентов своей доли и в полном объеме – до истечения двух лет с даты государственной регистрации.

В случае формирования уставного фонда за счет денежных средств они зачисляются на текущий (расчетный) счет зарегистрированной коммерческой организации. Уставный фонд коммерческой организации с иностранными инвестициями должен быть объявлен в долларах США. Для пересчета уставного фонда и вкладов в него используется официальный курс белорусского рубля по отношению к соответствующей иностранной валюте на день утверждения устава.

Если уставный фонд формируется за счет неденежного вклада, то этот вклад должен быть ввезен из иностранного государства либо приобретен в Республике Беларусь. Неденежные вклады оцениваются на дату их принятия на баланс коммерческой организации с иностранными инвестициями.

Неденежные вклады учредителей (участников) подлежат экспертизе достоверности оценки стоимости неденежных вкладов. Оценка проводится в денежных единицах, в которых объявлен уставный фонд. По результатам экспертизы составляется акт о достоверности оценки стоимости неденежных вкладов. Неденежный вклад считается внесенным в уставный фонд в сумме, подтвержденной названным актом.

Необходимо отметить, что при наличии определенных условий Декретом Президента Республики Беларусь № 1 от 28 января 2008 года «О стимулировании производства и реализации товаров (работ, услуг)» и Декретом Президента Республики Беларусь № 9 от 20 декабря 2007 года «О некоторых вопросах регулирования предпринимательской деятельности в сельской местности» предусмотрены льготы, а именно:

освобождаются от обложения ввозными таможенными пошлинами и налогом на добавленную стоимость товары, классифицируемые согласно единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности таможенного союза в определённых товарных позициях (далее – технологическое оборудование), ввозимые на территорию Республики Беларусь в качестве вклада в уставный фонд. Суммарная стоимость технологического оборудования не должна превышать величину неденежного вклада, указанного в учредительных документах таких организаций.

Государственная регистрация коммерческих организаций с иностранными инвестициями осуществляется облисполкомами и Минским горисполкомом.

В соответствии с п. 13 Положения учредители коммерческой организации обязаны представить для государственной регистрации юридического лица следующие документы:

заявление о государственной регистрации;

устав в двух экземплярах без нотариального засвидетельствования, его электронную копию;

легализованную выписку из торгового регистра страны учреждения или иное эквивалентное доказательство юридического статуса организации в соответствии с законодательством страны ее учреждения

копию документа, удостоверяющего личность, с переводом на белорусский или русский язык

оригинал либо копию платежного документа, подтверждающего уплату государственной пошлины;

По общему правилу, документы, исходящие из-за границы, должны быть легализованы. Однако в ряде случаев иностранные документы принимаются без легализации.

После государственной регистрации коммерческой организации необходимо изготовить печать, оформить необходимые документы на руководителя, на лицо, которое будет вести бухгалтерский учет и составлять бухгалтерскую отчетность, на работников организации, открыть расчетный счет в банке, представить в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты РБ, в БРУСП «Белгосстрах» документы и сведения о руководителе коммерческой организации, а также лице, которое будет осуществлять ведение бухгалтерского учета и составлять бухгалтерскую отчетность, о сроках выплаты заработной платы и о видах деятельности, оформить книгу проверок(ревизий), книгу замечаний и предложений.

7. Характеристика методов государственного регулирования ВЭД.

К методам государственного регулирования ВЭД относят:

1)таможенно-тарифное регулирование

2)нетарифное регулирование

Таможенно-тарифное регулирование (ТТР).

ТТР осуществляется через таможенный тариф – свод ставок таможенных пошлин (закон О таможенном тарифе).

Существуют следующие виды ставок таможенных пошлин:

1)адвалорные – устанавливаются в процентном отношении к стоимости товара

2)специфические – устанавливаются за единицу измерения товара

3)комбинированные – сочетают в себе 2 вышеуказанные вида

СовМин вправе устанавливать сезонные пошлины, срок этих пошлин не более 6 месяцев. Виды ставок таможенных пошлин, установленных таможенным тарифом не применяются.

СовМин также вправе устанавливать особые виды пошлин:

1)специальные таможенные пошлины – они устанавливаются в случае:

А)если не территорию РБ ввозится товар такого количества и такого качества, что может причинить ущерб отечественному производителю аналогичной продукции

Б)как ответная мера на дискриминационные и иные действия в отношении РБ

2)антидемпинговые пошлины – устанавливаются в случае ввоза на территорию РБ товара по цене гораздо ниже, чем его нормальная стоимость в стане вывоза на момент ввоза в РБ

3)компенсационные пошлины – устанавливаются в случае ввоза на таможенную территорию РБ товара, при производстве которого использовались государственные субсидии

Нетарифное регулирование.

Нетарифное регулирование – форма государственного регулирования ВЭД, осуществляемая путем введения или прекращения количественных ограничений либо путем применения иных мер, отличных от ТТР.

К нетарифному регулированию относят:

1)квотирование предполагает количественное ограничение ввоза или вывоза продукции

2)лицензирование экспортно-импортных операций

3)государственная регистрация внешнеторговых контрактов

4)экспортный контроль – установление разрешительного порядка ввоза на таможенную территорию РБ, использование, транзита и вывоза объектов экспортного контроля

К объектам экспортного контроля относят:

1)товары, технологии, услуги, касающиеся международной национальной безопасности

2)химические вещества, микроорганизмы, вирусы, которые могут использоваться для создания химического оружия

3)товары, технологии, услуги, которые могут использоваться для создания ядерного оружия

4)оружие массового поражения

5)продукция военного назначения

6)шифровальные устройства

5)установление предельных минимальных и максимальных цен

6)установление государственной монополии на экспорт или импорт отдельных товаров, услуг

7)установление санитарных, технических, формокологических, ветеринарных требований и стандартов в отношении продукции, ввозимой на территорию РБ

8)валютный контроль

9)установление ограничений или запретов на экспорт или импорт отдельных товаров, услуг

10)введение защитных мер в отношении импорта и экспорта продукции

11)установление особых режимов осуществления отдельных режимов ведения ВЭД

8. Структура и функции органов государственного регулирования внешнеэкономической деятельности в Республике Беларусь.

В целом в существующей системе можно выделить несколько уровней. Высшими органами управления внешнеэкономической и внешнеторговой деятельностью в Республике Беларусь являются Президент, Национальное собрание (Парламент) и Совет Министров.

Президент Республики Беларусь подписывает Законы, издает Указы и Распоряжения, имеющие силу на всей территории республики, и гарантирует реализацию основных направлений внешней политики, представляет Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями.

Парламент как высший законодательный орган издает законы, регламентирующие внешнеэкономическую деятельность, разрабатывает основы внешнеэкономической политики государства, ратифицирует торговые договоры с зарубежными странами. По решению Парламента республики могут применяться ответные меры в отношении стран, создающих дискриминационные условия для внешнеэкономической деятельности страны.

Совет Министров – высший исполнительный и распорядительный орган власти в республике. Совет Министров издает постановления и распоряжения во исполнение законов по внешнеэкономической деятельности, осуществляет общее руководство в области отношений республики с иностранными государствами и международными организациями. Совет Министров может ввести ограничения, установить определенные требования по осуществлению операций международного обмена товарами и услугами в целях обеспечения экономических интересов, а также для выполнения международных обязательств республики.

Непосредственно координирующую и регулирующую функцию государственного регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности выполняют Министерства, Государственные комитеты, Исполнительные комитеты, Национальный банк Республики Беларусь. Основными министерствами, регулирующими внешнеэкономическую и внешнеторговую деятельность в республике, являются Министерство иностранных дел (МИД) и с недавнего времени Министерство торговли.

Важное место в системе управления внешнеэкономической деятельностью в республике занимают Министерство экономики и Министерство финансов. Они осуществляют регулирование экспортно-импортных операций, участвуют в выработке решений по вопросам формирования и использования Государственного валютного фонда, проводят экспертизу инвестиционных проектов, представленных для финансирования за счет иностранных инвестиций.

Значительное место в системе регулирования внешнеэкономической деятельности принадлежит Национальному банку республики и Государственному таможенному комитету.

Национальный банк определяет сферы и порядок обращения иностранной валюты на территории республики, разрабатывает мероприятия по регулированию курса белорусского рубля к иностранным валютам, осуществляет контроль за проведением валютных операций. Национальный банк также определяет порядок и выдает разрешение на открытие в республике иностранных банков, их филиалов и представительств. Государственный таможенный комитет осуществляет непосредственное руководство таможенным делом в Республике Беларусь.

В структуру аппарата регулирования и контроля внешнеэкономической деятельности входят также Республиканские внешнеторговые объединения и организации, внешнеторговые фирмы предприятий, а также общественные организации такие, как Белорусская торгово-промышленная палата

9. Классификация субъектов хозяйствования в индустрии туризма и гостеприимства по профилю внешнеэкономической деятельности.

По профилю внешнеэкономической деятельности:

– производство экспортной продукции и самостоятельная реализация на внешнем рынке;

– чисто внешнеторговые операции;

– посреднические услуги;

– финансово-страховая деятельность;

– транспортно-экспедиционная деятельность.

10. Классификация организаций по характеру внешнеэкономических операций.

По характеру совершаемых внешнеторговых операций:

– экспортеры; Экспортёр — сторона в международных экономических отношениях, поставляющая товарыуслугитрудкапитал, другие предметы международной торговли другой стороне (импортёру), которая использует их для производства других товаров, услуг или потребляет.

В качестве экспортёра могут выступать:

индивидуальные предприниматели

предприятия, организации, корпорации (юридические лица)

государство

– импортеры;

– специализированные посредники;

– таможенные брокеры и комиссионеры.

11. Государство как субъект внешнеэкономической деятельности

В соответствии с действующим законодательством участниками гражданско-правовых отношений при осуществлении внешнеэкономической деятельности могут быть так же Республика Беларусь и административно-территориальные единицы.

Государство становится участником внешнеэкономической сделки в случаях заключения сделок от его имени в порядке, предусмотренном ст. 125 Гражданского кодекса Республики Беларусь, то есть когда от имени государства такие сделки совершаются соответствующим органом в пределах его компетенции либо с использованием института специально уполномоченных лиц. Поэтому при совершении внешнеэкономической сделки, например, казенным предприятием, Республика Беларусь не становится участником внешнеэкономического оборота.

От имени государства во внешнем обороте могут выступать различные органы. Но обычно от имени государства во внешнеэкономической деятельности выступает Министерство иностранных дел и подведомственные ему торговые представительства Республики Беларусь, находящиеся за границей. Торговые представительства осуществляют свою деятельность на основе утвержденного постановлением Кабинета Министров Республики Беларусь от 28.04.1995г. N 232 Положения о торговых представительствах Республики Беларусь за границей. В соответствии с названным Положением торговые представительства являются органами Республики Беларусь, осуществляющими за границей полномочия государства, и могут совершать от имени Республики Беларусь сделки и иные юридические акты, необходимые для осуществления возложенных на них задач. По обязательствам торговых представительств, действующих от имени государства, ответственность несет Республика Беларусь. Торговое представительство не отвечает по обязательствам субъектов хозяйствования Республики Беларусь, а последние не отвечают по обязательствам торговых представительств [9].

Следует подчеркнуть, что применительно к внешнеторговому обороту положение о равноправном характере участия государства в гражданских правоотношениях имеет свои особенности. Во внутреннем гражданском обороте возможные споры контрагентов, в том числе и государства (в лице уполномоченного органа) подлежат юрисдикции общих или хозяйственных судов. Однако во внешнем обороте участие государства как партнера по сделке не влечет автоматической возможности привлечения его к имущественной ответственности в иностранном суде, поскольку этим бы нарушался суверенитет государства. Наличие общепризнанного в мировой практике иммунитета суверенного государства вызывает необходимость при установлении ответственности государства в гражданско-правовых отношениях с иностранным элементом обращаться к специальным законодательным актам, что предусмотрено в ст. 127 Гражданского кодекса Республики Беларусь [5].



Иммунитет государства и государственной собственности

Когда речь идет об иммунитете государства, то в первую очередь имеются в виду юрисдикционный иммунитет (невозможность привлечения к суду в качестве ответчика) и иммунитет от исполнения (невозможность исполнения вынесенного против государства судебного решения). Одним из важнейших международных документов, регулирующих этот вопрос, выступает Европейская конвенция 1972 г. об иммунитете государств, разработанная в рамках Совета Европы.

Термин «иммунитет» происходит от латинских слов — прилагательного immunus (свободный от чего-либо, освобожденный) и существительного immunitas (освобождение от налогов, от службы и т.п.).

12. Сущность понятия «контрагент». Виды иностранных контрагентов и их характеристика.

По организационно-правовым формам, определяющим порядок их образования, принадлежность капитала и порядок распределения доходов:

акционерные общества открытого и закрытого типа;

общества с ограниченной ответственностью;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: