ответы экономика фирмы


1. Влияние факторов внешней среды на экономическую устойчивость предпринимательских структур.

К основным факторам среды прямого воздействия относятся:

- поставщики;- потребители;- конкуренты;- контактные аудитории.

Контактные аудитории — это внешние силы, которые оказывают непосредственное воздействие на принятие решений фирмы из-за различного рода интересов к ее деятельности.

Среда косвенного воздействия включает в себя факторы, которые могут не оказывать немедленного воздействия на функционирование фирмы, но тем не менее сказываются на ее результатах. Эти факторы можно подразделить на: — государственно-политические;- экономические;- социально-демографические;- международные;- научно-технологические;- правовые. Государственно-политические факторы. С одной стороны, государственная поддержка может стимулировать деятельность фирмы (всевозможные виды субсидий, налоговых льгот, кредитов, различных видов юридических услуг), с другой — действия государства могут быть ограничивающими, запрещающими (этими мерами государство обеспечивает производственную безопасность, качество товаров и др.). Экономические факторы: инфляция, новые налоги, уровень процентных ставок на капитал, уровень занятости. Социально-демографические факторы: стиль жизни, привычки, нравственные и этические нормы, религиозные основы общества, изменения численности населения, изменения в возрастном и половозрастном структурном составе населения. Научно-технологические факторы. Технологические нововведения влияют на эффективность, с которой продукты производятся и покупаются, на скорость старения продуктов, на получение информации о том, какие виды продуктов ожидают потребителей той или иной фирмы. Правовые факторы. С помощью законов и иных нормативных актов регулируется экономическое поведение самих фирм и их взаимоотношения с контрагентами — поставщиками, потребителями и персоналом. Законодательные акты определяют уровень налогов, таможенных пошлин, деятельность кредитно-финансовых структур. Вместе с тем путем правовых актов государственных органов могут устанавливаться и льготные условия функционирования фирм, например, в малом предпринимательстве. Каждая фирма должна оперативно и эффективно реагировать на изменения внешней среды, чтобы обеспечить устойчивость своего функционирования. Следует отметить, что устойчивое функционирование фирмы обеспечивается оптимальным сочетанием всех этих факторов — стоит одному из них «выйти из состояния равновесия», как нарушается нормальное функционирование всей системы.

2. Основные виды, формы и субъекты предпринимательской деятельности.

По виду деят-ти: производственное (инновац-ая, науч.-техническая деят-ть, непоср-ное производство товаров и услуг), коммерческое (торговое, торгово-закупочное, посредническое, магазины, рынки), финансовое (банковское, страховое, лизинговое, фондовая биржа), консалтинговое (это консультирование по широкому кругу юр. и экон. вопросов) и др. По форме собственности: частное, госуд-ое, муниципальное. По количеству собственников: индивидуальное и коллективное. По орг-правовым формам: товарищества, общества, кооперативы. По орг-экономическим формам: картели (объед-ние предприятий одной отрасли, предполаг. совместную коммерческую деят-ть, т.е. регул-ие сбыта с помощью установл-ых квот, цен), синдикаты (разновидность картельного соглашения, предпол-ет сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме АО или ООО), тресты (объед-ние, в кот различные предприятия, принадлежащие разным предприн-лям, сливаются в единый комплекс, теряя свою юрид. и хоз. самостоят-ть), холдинги (головная компания, обладающая контр-м пакетом акций предприятий, объедин-х в структуру, и осуществляющая управление и контроль за их деят-тью).

Основным субъектом предпринимат-ой деят-ти является фирма. Фирма – это самостоят-ый рационально действующий экономический агент, объединяющий принадлежащие другим экономическим агентам ресурсы для производства определенных эк-их благ с целью максимизации собств-ой прибыли.

3. Понятие и классификация показателей эффективности производства.

Понятия эк. эффект и эк. эффективность тесно связаны между собой и отн. к числу важнейших показателей рын. экономики.

Эк. эффект – это полезный результат деятельности выраженный в стоимостной оценке (прибыль, экономия затрат и ресурсов)

Эк. эффективность — количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат, величина относительная.Эффективность (Э) = (Результат (Р) / Затраты (З)) * 100%.

Система показателей эффективности:

ОПФ(осн.произв. фонды)

Фондоотдача – характеризует объем продукции приходящийся на 1 руб. ОПФ

ФО = Vпродукции/ср.ОПФ

Фондоемкость – обратный показатель фондоотдачи, характеризует объем ОПФ на 1 руб гот. Продукции. ФЕ= ср.ОПФ/ Vпродукции

Фондовооруженность — характеризует объем ОПФ на 1 работника

ФВ = ср.ОПФ/ср. Ч

Фондорентабельность – характеризует объем прибыли приходящихся на 100 руб.ОПФ

ФР = П/ср. ОПФ*100%

Взаимосвязь между показателями:

ФО*ФВ=ПТ

ФО*ср.ОПФ= Vпродукции

Оборотные средства

2.1. К оборачиваемости – кол-во оборотов совершаемых оборотными средствами за определенный период. Ко = РП(реализ.продукция)/ср.ОС(среднее значение осн.ср-ва)

2.2. К загрузки – величина ОС приходящихся на 1 руб. РП Кз =ср.ОС/РП

2.3. Длительность 1-го оборота в днях — Т=Д (кол-во дней в периоде:90,180,360)/Ко

2.4. Рентабельность ОС – характеризует прибыль приход. На 100 руб. ОС

Rос = П/ОС*100%

Трудовые ресурсы

3.1. Производительность труда – объем реализации приход. на 1 работника

ПТ = Vреализ./ср.спис.Ч

3.2. рентабельность фонда з/п – прибыль на 100 руб. ФЗП.

R(фзп)=П/ФЗП*100

Повышение эффективности деятельности осущ. через экстенсивные – предполагает использование доп.ресурсов, интенсивные – использование имеющихся ресурсов.

4. Общая характеристика фирмы, цели и задачи функционирования.

Термин «фирма» имеет двойное значение. В узком смысле это имя, под которым юридически полноправн. предприниматель ведет свое дело и осущ. предприним. деятельность. В шир. смысле – осн. хоз. единица соврем. экономики рыночн. типа, зарегистрированная в соответствии с правовой формой. Фирма – самостоят. рационально действующий эконом. агент, объединяющий принадлежащ. другим эконом. агентам ресурсы для производства опред. экономич. благ с целью максимизации собств. прибыли.

Цели делятся на экономич, соц. и экологич. Экономическая цель – достижение не только безубыточности, но и прибыльности предприятия засчет реализации товаров и услуг. Соц. цели направлены на решение след. задач: совершенствование материального стимулирования, оплаты, премирование; создание приемлемых для работников условий труда; создание благоприятного микроклимата. Экологические цели учитывают влияние производств. деятельности на окруж. среду.

5. Ценовая политика фирмы в рыночной экономике.

Ценовая политика фирмы формируется в рамках общей стратегии фирмы и включает ценовую стратегию и тактику ценообразования. Ценовая стратегия предполагает позиционирование предлагаемого продукта на рынке. Пять этапов разработки ценовой стратегии: -цели, -общая политика ценообразования, -ценовая стратегия, -реализация ценовой стратегии, -приспособление цен. Процесс ценообразования включает 5 этапов: 1)постановка целей ценовой политики (сущ-ет 3 главные цели: максимизация прибыли; обеспечение выживаемости фирмы; удержание рынка); 2)определение спроса; 3)анализ и учет издержек (постоянные и переменные изд-ки в сумме образуют валовые изд-ки, величина кот-х – мин. значение цены на товар); 4)учет цен конкурентов; 5)выбор метода ценообр-ия. Сущ-ет 3 варианта устан-ия уровня цены: максим. цена (формир-ся спросом на товар), миним. цена (опред-ся затратами), оптимальная цена (которая возместит все производ-ые издержки, изд-ки на распред-ие и сбыт товара и обеспечит фирме опред-ую прибыль).

При выпуске нового товара пред-тие выбирает одну из след. ценовых стратегий: 1)стратегия «снятия сливок» (с самого начала появления нового товара на рынке на него устан-ся макс-но высокая цена в расчете на потр-ля, готового купить товар по такой цене), 2)стратегия проникновения на рынок (уст-ся значительно более низкая цена, чем цены на аналог. товары конкурентов), 3)стратегия психологической цены (уст-ся цена, учитыв-щая психологию покупателей), 4)стратегия следования за лидером в отрасли или на рынке (цена уст-ся исходя из цены, предлаг. главным конкурентом, домин-щим на рынке), 5)стратегия установления престижной цены (уст-ся высокие цены на изделия очень высокого качества, обладающие уник. свойствами).

6. Организационно-правовые формы коммерческих организаций.

В соответствии с гражданским кодексом РФ в России могут создаваться следующие организационные формы коммерческих предприятий: хозяйственные товарищества и общества, производственные кооперативы, государственные и муниципальные унитарные предприятия.Хозяйственные товарищества и общества:

Полное товарищество. Участники его в соответствии с заключенным между ними договором занимаются предпринимательской деятельностью и несут ответственность по его обязательствам принадлежащим им имуществом, т.е. по отношению к участникам полного товарищества действует неограниченная ответственность.

Товарищество на вере. Им является товарищество, в котором на ряду с участниками, осуществляющими предпринимательскую деятельность от имени товарищества и отвечающими по обязательствам товарищества своим имуществом, имеются участники-вкладчики (коммандисты), которые несут риск убытков в пределах внесенных ими вкладов и не принимают участия в осуществлении товариществом предпринимательской деятельности.Общество с ограниченной ответственностью. Это общество учрежденное одним или несколькими лицами, уставной капитал которого разделен на доли определенных учредительными документами размеров. Участники общества с ограниченной ответственностью несут риск убытков, связанный с деятельностью общества в пределах стоимости внесенных ими вкладов.Общество с дополнительной ответственностью. Особенностью такого общества является то, что его участники несут субсидирную ответственность по обязательствам общества в одинаковом для всех кратном размере к стоимости их вкладов. Все другие нормы ГК РФ об обществе с ограниченной ответственностью могут применяться к обществу с дополнительной ответственностью.Акционерное общество. Им признается общество, уставный капитал которого разделен на определенное число акций. Участники общества не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деятельностью общества, в пределах стоимости принадлежащих им акций. Акционерное общество, участники которого могут свободно продавать принадлежащие им акции без согласия других акционеров, признается открытым акционерным обществом. Акционерное общество, акции которого распределяются только среди его учредителей или иного заранее определенного круга лиц, признается закрытым акционерным обществом.

Производственные кооперативы. Это добровольное объединение граждан на основе членства для совместной производственной или иной хозяйственной деятельности, основанной на их личном трудовом или ином участии и объединении его членами (участниками) имущественных паевых взносов. Члены производственного кооператива несут по его обязательствам субсидиарную ответственность. Прибыль кооператива распределяется между его членами в соответствии с их трудовым участием. В таком же порядке распределяется имущество, оставшееся после ликвидации кооператива и удовлетворение требований его кредиторов.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия. Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за собственником имущества. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено вкладом (долям, паям). В том числе между работниками предприятия. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только государственные и муниципальные предприятия.Унитарные предприятия подразделяются на две категории:

унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения;

унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления.

Право хозяйственного ведения — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом собственника в пределах, установленных законом или иными правовыми актами.

Право оперативного управления — это право предприятия владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом собственника в пределах, установленным законом, в соответствии с целями его деятельности, заданиями собственника и назначением имущества.

7. Резервы и пути снижения затрат фирмы в современных условиях

Снижение себестоимости продукции имеет большое значение для повышения эффективности производства. Снижение себестоимости предполагает экономное потребление ресурсов, что говорит не только о количественном, но и качественном воздействии на экономический потенциал страны и его перспективные изменения. Основным источником резервов снижения себестоимости продукции является: — увеличение объема производства;

— сокращение затрат на ее производство за счет повышения уровня производительности труда, экономии использования сырья, материалов, электроэнергии, топлива, оборудования, сокращения непроизводственных расходов, производственного брака и т.д.

Снижение (себестоимости продукции) издержек производства выявляется главным резервом повышения доходности предприятия. Рост объема производства и реализации продукции, рост цен на продукцию приносят, как правило, временный успех в повышении прибыли, т.к. наращивать объем и увеличивать реализацию можно лишь до определенного предела. В

снижении уровня затрат находят наибольшие резервы увеличения прибыли. Резервы снижения себестоимости издержек производства) выявляются в процессе анализа по каждой статье расходов. Экономия затрат может быть получена за счет конкретных организационно- технических мероприятий.

Расчеты снижения себестоимости по важнейшим технико-экономич. факторам:

влияние на изменение себестоимости норм расходов сырья и цен на сырье ±∆Сн=(1 -Jн∙Jц) ∙доля матер. затрат в себестоимости,%

где Jн – индекс изменения норм расходов объемов сырья, Jц - индекс цен на сырье

влияние на изменение себестоимости производительности труда и средн. зараб. платы±∆СПТП=(1 — ) ∙ доля ЗП в себестоимости, %

влияние на изм. себестоимости условно-пост. расходов и изменения объема производства

±∆Сусл-п,V=(1- ) ∙ доля усл-п. расходов в себестоимости, %

8. Акционерные общества, их виды и экономическая эффективность.

Акционерное общество – это коммерческая организация, уставный капитал которой разделён на опред-ное число акций, удостоверяющих обязательственные права участников общества (акционеров) по отношению к обществу. Акция – это эмиссионная ценная бумага, закрепляющая права ее владельца на получение части прибыли АО в виде дивидендов, на участие в управлении АО и на часть имущества, остающегося после его ликвидации. Акция является именной ценной бумагой. С каждой акцией связана совокупность обяз-тв общества перед акционером. АО делятся на открытые и закрытые. Это отраж-ся в уставе и наимен-ии орг-ции. Открытые АО: а)акционеры могут отчуждать свои акции без согласия других акц-в; б)АО имеет право проводить открытую подписку на акции и их свободную продажу; в)АО вправе проводить закрытую подписку, если эта возможность не ограничена уставом или правовыми актами РФ; г)число акционеров не ограничено. Закрытые АО: а)акц-ры и АО имеют право приобретения акций, продаваемых другим акц-ром, в порядке, предусмотренном уставом; б) акции распр-ся только среди учредителей или иного заранее опред-го круга лиц; в)АО не вправе проводить открытую подписку на акции или иным образом предлагать их для приобретения неогран-му кругу лиц.

Число акц-в ЗАО не более 50. Если > 50 человек, оно должно в теч. устан-го срока преобразоваться в ОАО.

9.Классификация и структура затрат, включаемых в себестоимость продукции.



Затраты — это представленная в денежной форме величина ресурсов, использованных для получения некоторых полезных результатов.

Себестоимость продукции (работ, услуг) — стоимостная оценка используемых в процессе производства природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, трудовых ресурсов и других затрат.

Различат 2 системе классификации затрат: по элементам, по статьям калькуляции

По экономическому содержанию затраты на производство группируются по следующим элементам:

- материальные затраты (за вычетом возвратных отходов);

- затраты на оплату труда;

- отчисления на социальные нужды;

- амортизация основных фондов;

- прочие затраты.

Клиссификация по ст. калькуляции – отражает их состав в зависимости от направления расходов и места возникновения.

примерная типовая номенклатура статей затрат для различных производств (признаки по статьям калькуляции):

1. Сырье и материалы;

2.Покупные изделия, полуфабрикаты и услуги сторонних организаций;

3. Основная заработная плата производственных рабочих;

4.Дополнительная заработная плата производственных рабочих;

5.Отчисления на социальные нужды от основной и дополнительной заработной платы;

6.А ОПФ

7.Расходы на подготовку и освоение производства;

8.Расходы на содержание и эксплуатацию машин и оборудования (РСЭО);

9.цеховые расходы по управлению;

Итого: Цеховая себестоимость

10.Общехозяйственные расходы;

11.Потери от брака;

Итого: Производственная себестоимость

12.Коммерческие (внепроизводственные) расходы;

Всего: Полная себестоимость

В зависимости от объемов производства затраты делятся на постоянные и переменные.

К постоянным издержкам отн. затраты величина которых не меняется с изменением объема производства. Вместе с тем в расчете на ед-цу продукции их величина изменяется обратно-прапорционально изменению объема производства . к ним отн.6,7,9,10

К переменным издержкам отн. затраты величина которых в данном периоде находится непосредственной зависимости от объема производства.

10. Прибыль фирмы, и ее виды. Налогообложение прибыли.

Прибыль – конечный финанс. результат производств. хозяйств.деятельности фирмы, источник средств для осуществления инвестиций, формирования спец. фондов, а также платежей в бюджет. Прибыль выполняет след. функции: 1. характеризует экономич. эффект, получаемый в результате деятельности предприятия, 2. обладает стимулирующей функцией, 3. явл. первым из источников формирования бюджета разных уровней. Виды прибыли: прибыль от реализации, прибыль от налогообложения, чистая прибыль.

Как доход учитываются доходы от реализации товаров, в том числе выручка от реализации товаров собственного производства; выручка от реализации покупных товаров; выручка от реализации имущества, в том числе ценных бумаг; внереализационные доходы.

Исчисление налога на прибыль производится в рамках налогового учета. Налоговый учет представляет собой систему обобщения информации для определения налоговой базы по налогу на основе первичных документов. Налоговый учет позволяет внешним и внутренним пользователям получить полную и достоверную информацию о порядке учета хозяйственной деятельности организации и обеспечить контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью перечисления налога в бюджет. Базовая ставка составляет 20 %: 2 % — зачисляется в федеральный бюджет, 18 % — зачисляется в бюджеты субъектов Российской Федерации.

11. Понятие и характерные черты предпринимательства.

Предпр-во является главной движущей силой экономического и социального развития. Основные особенности: 1) предприн-во как особый вид деят-ти (предполагает наличие качеств: творческий образ мышления и отношения к делу, проявление инициативы и стремление к новаторству, поиск нетрадиц-х решений и способность к новым рисковым видам деят-ти, готовность взять на себя ответ-ть); 2) предпр-во как самостоятельный вид деят-ти (предполагает свободу в выборе форм и сферы деят-ти, самост-ть в принятии хоз. решений и выборе средств их реализации, в выборе источников финансир-я, в установлении уровня цен и тарифов, распоряжение прибылью от предпр-кой деят-ти); 3) пред-во как хозяйственная деят-ть (предпол-ет организацию и управление хоз. процессом, независимо от вида и сферы деят-ти фирмы); 4) предпр-во как организованная деят-ть на постоянной основе (т.е. это системат-ая, стабильная, организованная хоз. деят-ть с ориентацией на дельнейшее развитие и расширение); 5) предпр-во как ответственность.

12. Пути и факторы повышения эффективности производства.

Понятия эк. эффект и эк. эффективность тесно связаны между собой и отн. к числу важнейших показателей рын. экономики.

Эк. эффект – это полезный результат деятельности выраженный в стоимостной оценке (прибыль, экономия затрат и ресурсов)

Эк. эффективность — количественное соотношение двух величин — результатов хозяйственной деятельности и произведенных затрат, величина относительная.Эффективность (Э) = (Результат (Р) / Затраты (З)) * 100%.

Существуют следующие пути повышения эффективности общественного производства:

1.освоение достижений новейшего этапа научно-технической революции и совершенствование на этой основе средств производства, повышение их отдачи; 2.реализация форм и методов научной организации труда на предприятиях (повышение квалификации работников, совершенствование разделения и кооперации труда, рационализация трудовых процессов, нормирование труда);

3.внедрение рациональной системы специализации и кооперирования производства; 4.развитие инициативы и самостоятельности трудовых коллективов;

5.осуществление структурной и организационной перестройка национальной экономики; 6.совершенствование хозяйственного механизма, системы и методов управления; 7.совершенствование стимулирования труда, усиление мотивации труда, укрепление трудовой и технологической дисциплины;

8.использование преимуществ международного разделения труда.

Различают следующие факторы, повышения эффективности производства:

научно-технические (ускорение НТП, автоматизация, роботизация, применение ресурсосберегающих технологий);

организационно-экономические (специализация и кооперация производства, рациональное размещение производительных сил, экономические методы управления хозяйственной деятельностью);

социально-психологические (гуманизация производства, образовательный и профессиональный уровень кадров, формирование определенного стиля экономического мышления);

внешнеэкономические (международное разделение труда, взаимопомощь и сотрудничество стран).

13. Организационно-экономические формы объединения фирм, их цели и эффективность.

Картель представляет собой объединение предприятий одной отрасли, предполагает совм. коммерч. деятельность, т.е регулирование сбыта с помощью устных квот, товарных цен, условий реализации. Характерной особенностью объединений этого типа явл. то что оно имеет договорной характер и сохраняется право собственности участников на свои предприятия, а следовательно сохраняются хозяйств., юридич. и финанс. самостоятельность.

Синдикат – разновидность картельного соглашения, кот. предполагает сбыт продукции его участников через единый сбытовой орган, создаваемый в форме акцион. общества или общества с огранич. ответственностью. Трест – объединение, в кот. различные предприятия ранее принадлежащие разным предпринимателям, сливаются в единый производственный комплекс, теряя свою юридическую и хозяйственную самостоятельность. В тресте объединяются все стороны хозяйственной деятельности предприятий, а не одна какая-нибудь сторона, как в картеле или синдикате.

Холдинг – головная компания, обладающая контрольным пакетом акций предприятий, объединенных в единую структуру, обеспечивает управление ими и контроль над их деятельностью.

Концерны ― это многоотраслевое акционерное общество, характеризующееся единством власти и контроля. Концерны объединяют в себе предприятия различных отраслей, которые вследствие объединения теряют свою самостоятельность.

Финансовые группы ― объединение предприятий, во главе которых становятся один или несколько банков, которые управляют капиталом этих предприятий и контролируют различные сферы их деятельности. При этом предприятия, входящие в состав финансовой группы не теряют свою экономическую и юридическую самостоятельность.

14. Себестоимость продукции, ее виды.

Себестоимость продукции — выраженные в денежной форме текущие затраты предприятий на производство и реализацию продукции. Различают 2 системы классификации текущих затрат: по элементам и по статьям калькуляции. Практическое значение 1ой – составление сметы затрат на произ-во. Установлена обязат-ая номенклатура затрат на пр-во по эконом-им элементам: -по материальным затратам, -затраты на оплату труда с отчислением на соц. нужды; -амортизация основных фондов. 2ая система отражает состав затрат в завис-ти от направления расходов и места возникновения. Калькуляция – это вычисление себестоимости единицы продукции или выполненной работы. Перечень статей калькуляции, их состав определ-ся с учетом специфики пр-ва. Типовая калькуляция: 1)сырьё и материалы, 2)покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, 3)заработная плата основная производственных рабочих, 4) заработная плата допол-ая производственных рабочих, 5)отчисления на соц нужды с осн. и доп. з/п рабочих, 6)амортизация основных фондов, 7)расходы на содержание и эксп-ю оборудования, 8)расходы на подготовку и освоение производства, 9)цеховые расходы по управлению и обслуж-ию произ-ва, 10) общехозяйственные расходы по управлению и обсл-ию пр-ва, 11)потери от брака, 12)внепроизвод-ые (коммерч-ие) расходы по реализации прод-ции.

Итог первых 9 статей образует цеховую себестоимость (затраты производст-го подразд-я предприятия на пр-во продукции), итог 11 статей – производственную себестоимость (помимо затрат цехов включает общие по предприятию затраты), итог всех 12 статей – полную себестоимость (включает затраты и на производство и на реализацию продукции).

15. Экономическая эффективность инвестиционной деятельности.

Инвестиции – денежные средства, Цен.бумаги, имущественные права имеющие денежную оценку вкладываемые в объекты предпринимательской деятельности с целью достижения прибыли или других показателей эффективности.

Под эффективностью инвестиций понимается получение экономического или социального результата на один рубль инвестиций.

В отечественной практике для определения экономической эффективности инвестиций в основной капитал используются формулы:

Эи = П/К или Ток = К/П,

где Эи — абсолютная эффективность инвестиций в основной капитал; П — прибыль (бухгалтерская, чистая), полученная в результате вложения инвестиций в основной капитал; К — инвестиции в основной капитал (капитальные вложения); Ток — срок окупаемости капитальных вложений.

Инвестиции делятся на:

1 Реальные –(долгосрочные инвестиции в отрасли мат.производства) и финансовые – (долгосрочные и краткосрочные вложения в различные финн. Инструменты с цеью получения прибыли)

2.капиталообразующие (инвестиции в основной капитал) и портфельные(инвестиции в цен.бумаги)

Показатели эк. эффективности инвестиционной деятельности:

К эффектифности П/величину капиталовложений

Срок окупаемости период возмещения инвестиций. Обратный показатель к эффективности, рассчитывается как отношение капиталовложений к величине прибыли.

Чистый доход

Чистый дисконтированный доход

К дисконтирования. 1/(1+Е)t, Е – норма дисконтирования – норма прибыли на вложение капитала выраженная в денежных единицах за год), t – фактор времени

Дисконтирование – оценка затрат, выручки и прибыли с учетом временных изменений.

16. Преимущества малых и средних фирм.

Малый бизнес достаточно гибок и может легко изменяться в зависимости от возникающих условий и непреодолимых обстоятельств. Малое предприятие, как правило, имеет несложную управленческую структуру, когда официальный руководитель и практический директор (управляющий) выражаются в одном лице. Ещё одно преимущество малого бизнеса — это тесная взаимосвязанность сотрудников, высокая степень сплочённости коллектива в достижении общей цели. Кроме того, малое количество специалистов позволяет избежать такого явления, часто встречающегося на крупных предприятиях, как дублирование полномочий.

Кроме того, любое малое предприятие может отличиться высокой скоростью передачи информации. Руководители и подчинённые непосредственно общаются друг с другом, что позволяет быстро получать задание, задавать и обсуждать рабочие вопросы, вносить изменения. Это же позволяет избежать недосказанности и расхождения во мнениях.

Невысокие расходы на содержание большого штата управленцев позволяют значительно экономить и осуществлять хорошую управляемость. Но, пожалуй, основным преимуществом малого бизнеса, которое привлекает большое количество бизнесменов, является то, что для открытия своего дела, не требуются большие материальные вложения.



17. Проблемы развития малого бизнеса в России, пути их решения.

Малые предприятия в России в своей деятельности сталкиваются с большими трудностями: 1)Основная проблема малых предприятий — недостаточная ресурсная база, как материально-техническая, так и финансовая. Практически речь идет о создании широкого нового сектора народного хозяйства почти на пустом месте. 2)След. проблема — это та законодат. база, на кот. сейчас может опираться малое пред-тво. Пока она, мягко говоря, несовершенна, а во многих очень существенных положениях вообще отсутствует. 3)Еще одна важная проблема — кадры. С обучением кадров для бизнеса дело обстоит далеко не лучшим образом. 4)Круг проблем связан и с соц. защитой пред-кой деят-ти. Ранее сущест-вшая на основе распределения общ-ых фондов система соц. гарантий и соц. обеспечения в условиях нынешнего переходного периода оказалась прак-ки подорванной. Требуется, по сути, строить эту систему заново. Пути решения: Малое предп-во нуждается во всесторонней и стабильной гос. поддержке. Она осущ-ся в разл. формах, в пер. оч. путем стимулирования произ-ва наиболее приоритетных видов продукции, предоставления налоговых льгот, дотаций льготного банковского кредитования, создания информационно-консультативных и научно-технических центров, развития системы страхования, организации материально-технического снабжения. Важную роль играют принятие и исполнение закон-ва, разработка и реализация конкретных комплексных программ.

18. Особенности и порядок разработки инвестиционных проектов, источники их финансирования.

Прежде чем инвестировать средства, необходимо разработать инвестиционный проект, позволяющий оценить потребность в инвестициях, дать прогноз их доходности и на основании этой информации принять инвестиционное решение.

Инвестиционный проект — это программа мероприятий по осуществлению капиталовложений с целью получения в дальнейшем прибыли на инвестированный капитал

Разработка проекта осуществляется в несколько этапов.

Можно выделить следующие этапы разработки инвестиционного проекта.

Первый этап

Поиск 6изнес-идей и/или возможностей инвестирования.

Предварительная подготовка инвестиционного проекта. Установление критериев оценки эффективности, определение предварительной состоятельности проекта, его осуществимости, разработка предварительного бизнес-плана.

Изучение проекта с точки зрения его осуществимости и принятие решения об инвестировании.

На втором этапе осуществляется предварительная проработка проекта и анализ его осуществимости с финансовой, маркетинговой, технической, организационной и других точек зрения. В результате разрабатывается предварительный 6изнес-план проекта. Полученный на данном этапе «эскизный» вариант бизнес-плана будет еще неоднократно дорабатываться.

На последнем этапе ведутся переговоры с потенциальными инвесторами и/или кредиторами об условиях и объемах вложения средств в проект, а также с партнерами о характере и условиях их участия в проекте. Затем осуществляется выбор оптимальной схемы финансирования, оценивается эффективность проекта, формируется финансовый план проекта и разрабатывается окончательный вариант бизнес-плана, на основании которого принимается решение об инвестировании средств в проект.

Все источники инвестиций подразделяются на собственные (внутренние) и внешние.

К собственным источникам инвестиций относятся:

собственные финансовые средства, формирующиеся в результате начисления амортизации на действующий основной капитал, отчислений от прибыли на нужды инвестирования, сумм, выплаченных страховыми компаниями и учреждениями в виде возмещения ущерба от стихийных и других бедствий, и т. п.;

иные виды активов (основные фонды, земельные участки, промышленная собственность в виде патентов, программных продуктов, торговых марок и т. п.);

привлеченные средства в результате выпуска предприятием и продажи акций;

средства, выделяемые вышестоящими холдинговыми и акционерными компаниями, промышленно-финансовыми группами на безвозвратной основе;

благотворительные и другие аналогичные взносы.

К внешним источникам инвестиций относятся:

ассигнования из федерального, региональных и местных бюд-жетов, различных фондов поддержки предпринимательства, предоставляемые на безвозмездной основе;

иностранные инвестиции, предоставляемые в форме финансового или иного материального и нематериального участия в уставном капитале совместных предприятий,

различные формы заемных средств.

Лизинг — форма кредитно-финансовых отношений, состоящая в долгосрочной аренде промышленными, транспортными и другими предприятиями машин и оборудования либо у предприятий, производящих их, либо у специально создаваемых лизинговых компании. В лизинговой сделке помимо указанных сторон участвуют такаже страховые компании, коммерческие или инвестиционные банки, способные мобилизовать необходимые для этого денежные средства в финансирование операций.

19. Капитальные вложения, их состав и структура.

Капитальные вложения или инвестиции в основной капитал, — это совокупность затрат, направляемых на воспроизводство производственных мощностей, возведение сооружений производственного назначения и объектов непроизводственной сферы. Капитальные вложения — это основная составная часть капиталообразующих инвестиций. Капитальные вложения являются необходимым условием существования предприятия. Пренебрегая ими, фирма может увеличить свои прибыли в краткосрочном периоде, но в долгосрочном аспекте это приведет к потере прибыли и неспособности конкурировать на рынке. В составе капитальных вложений выделяют различные виды затрат. Важнейшими из них являются:

а) новое строительство — строительство новых предприятий на вновь создаваемых площадях; б) расширение действующих предприятий, т.е. сооружение вторых и последующих очередей, введение в строй дополнительных цехов и производств, расширение уже функционирующих основных и вспомогательных цехов; в) реконструкция предполагает осуществление в процессе деятельности предприятия частичного или полного переустройства производства без строительства новых или расширения действующих основных цехов; г) экстенсивные инвестиции, направленные на расширение производственного потенциала; д) реинвестиции, под которыми понимают вложение высвободившихся инвестиционных средств в покупку или изготовление новых средств производства; е) брутто-инвестиции, включающие нетто-инвестиции и реинвестиции. В экономическом анализе большое значение имеет структура инвестиций в основной капитал, представляющая собой долю средств, вложенных в данном периоде по конкретным направлениям их использования. Выделяют отраслевую, территориальную, технологическую- воспроизводственную структуры, а также структуру по формам собственности.

Отраслевая структура характеризует величину средств капитального характера из общего их объема, вложенных в ту или иную отрасль хозяйства: промышленность, сельское хозяйство, транспорт, связь, строительство и пр.

Территориальная структура отражает распределение инвестиций в территориально-региональном разрезе — по странам, регионам, районам и др.

Технологическая структура капитальных вложений показывает, какая их часть была направлена на строительно-монтажные работы; на приобретение машин, оборудования, механизмов, дорогостоящих инструментов и инвентаря; на проектно-нзыскательскую деятельность.

20. Виды инвестиций: реальные, финансовые (прямые и портфельные).

Инвестиции – денежные ср-ва, ценные бумаги, иное имущ-во, имеющие денежную оценку, вкладываемые в объекты предприн-кой деят-ти с целью получения прибыли и (или) достижения другого полезного эффекта. По объекту вложения инвестиции делятся на: реальные и финансовые; капиталообразующие и портфельные. Реальные – долгосрочные инв-ции в области матер-го производства. Финансовые – долгосрочные и краткосрочные финн. инв-ции в различные финн. инстр-ты с целью получения дохода. Т.о. финансовые инв-ции – это покупка ценных бумаг, а реальные – вложения капитала в пром-ть, с/х, стр-во, образование и др. Капиталообразующие – инв-ции в основной капитал. Это вложение капитала в расширение, новое строит-во, реконструкцию, поддержание действующего произ-ва или его техническое перевооружение. Портфельные – инв-ции в долгоср. ценные бумаги. В отличие от прямых инв-ций, кот. имеют целью не просто вложение ср-в в развитие компании, но и получение вместе с тем контроля над ее деят-ю, портфельные инв-ии пред-ют собой пассивное владение ценными бумагами различных компаний, которые и формируют портфель инвестора. При этом сам инвестор не участвует в управлении компанией, которая выпустила акции. Прямые инв-ции вложения ден. средств в матер. пр-во и сбыт с целью участия в управлении пред-ем, в которое вклад-ся деньги, и получения дохода от участия в его деят-ти (прямые инвестиции обесп-ют обладание контрольным пакетом акций).

21.Внутренняя среда фирмы, основные факторы ее формирования.

Внутренняя среда организации — это ситуационные факторы внутри организации. Информация о внутренней среде фирмы необходима, чтобы определить внутренние возможности, потенциал, на которые фирма может рассчитывать в конкурентной борьбе для достижения поставленных целей. Анализ внутренней среды позволяет также лучше уяснить цели и задачи организации.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: