ответы 1-24 Русский экзамен

Вопрос 1

Нау́чный стиль (НС) — функциональный стиль речи литерз., которому присущ ряд особенностей: предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи.

Стиль научных работ определяется их содержанием и целями научного сообщения: по возможности точно и полно объяснить факты, показать причинно-следственные связи между явлениями, выявить закономерности исторического развития и так далее.

НС подразделяется: собственно-научный подстиль (монография, научная статья, реферат); учебно-научный подстиль (справочники, методические рекомендации); научно-популярный (очерк, статья). 

Особенности научного стиля

НС имеет ряд общих черт, проявляющихся независимо от характера определённых наук (естественных, точных, гуманитарных) и различий между жанрами высказывания (монографиястатьядокладучебниккурсовая работа и т. д.), что даёт возможность говорить о специфике стиля в целом. Н: тексты по физике, химии, математике заметно отличаются по характеру изложения от текстов по филологии или истории.

НС характеризуется логической последовательностью изложения, упорядоченной системой связи между частями высказывания, стремлением авторов к точности, сжатости, однозначности при сохранении насыщенности содержания.

Лексика научного стиля речи

Лексическая единица в НС обозначает понятие или абстрактный предмет. Точно и однозначно называют специальные понятия научной сферы общения и раскрывают их содержание особые лексические единицы — термины.

Морфологические особенности научного стиля речи

Языку научного общения присущи свои грамматические особенности. Отвлеченность и обобщенность научной речи проявляются в особенностях функционирования разнообразных грамматических, в частности морфологических, единиц, что обнаруживается в выборе категорий и форм, а также степени их частоты в тексте. Реализация закона экономии языковых средств в научном стиле речи приводит к использованию более кратких вариантных форм, в частности форм существительных мужского рода вместо форм женского рода: клавиш (вместо клавиша), манжет (вместо манжета).

Синтаксические особенности научного стиля речи

синтаксиса НС речи характерна тенденция к сложным построениям, что способствует передаче сложной системы научных понятий, установлению отношений между родовыми и видовыми понятиями, между причиной и следствием, доказательствами и выводами. Для этой цели используются предложения с однородными членами и обобщающими словами при них.

Подстили научного стиля

Собственно-научный. Адресат этого стиля — учёный, специалист. Целью стиля можно назвать выявление и описание новых фактов, закономерностей, открытий. Характерен для диссертаций, монографий, авторефератов, научных статей, научных докладов, тезисов, научных рецензий и т. д.

Научно-учебный. Работы в данном стиле адресованы будущим специалистам и учащимся, с целью обучить, описать факты, необходимые для овладения материалом, поэтому факты, изложенные в тексте, и примеры приводятся типовые.

Научно-популярный. Аудитория при таком стиле обычно не имеет специальных знаний в данной области. Целью стиля является ознакомление с описываемыми явлениями и фактами. Употребление цифр и специальных терминов минимально (каждый из них подробно поясняется). Особенностями стиля являются: относительная лёгкость чтения, использование сравнения с привычными явлениями и предметами, значительные упрощения, рассматривание частных явлений без общего обзора и классификации.

Научно-технический. Адресат — специалисты технико-технического профиля. Цель — применение достижений фундаментальной науки в практике.

Вопрос № 2 Конструкции для написания рецензии

Рецензия – это критическое сочинение, письменный разбор, содержащий краткий анализ и оценку литературного произведения компетентным человеком (рецензентом). Задача рецензента – оценить произведение, его достоинства и недостатки, что обусловливает высокие требования к автору рецензии. Большое значение имеет объективность рецензии, справедливость оценки ее предмета. Это не означает, что рецензент лишен права на свою позицию в отношении к рассматриваемому произведению, он лишается права лишь на односторонность, на явную пристрастность в оценке. 

План написания рецензииРецензия на литературное произведение может включать следующие компоненты: 1. Библиографическое описание произведения (автор, название, год выпуска) и краткий (в одном-двух предложениях) пересказ его содержания; 2. Непосредственный отклик на произведение литературы (отзыв-впечатление); 3. Критический разбор или комплексный анализ текста: — смысл названия; — анализ его формы и содержания; — особенности композиции; — мастерство автора в изображении героев; — индивидуальный стиль писателя. 4. Аргументированная оценка произведения и личные размышления автора рецензии: — основная мысль рецензии; — актуальность тематики произведения. 

Вопрос № 3 Жанры научного стиля

Жанры, использующие научный стиль

Научные тексты оформляются в виде отдельных законченных произведений, структура которых подчинена законам жанра.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монографиясправочник, журнальная статьярецензияучебник (учебное пособие), лекциядоклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференциисимпозиумеконгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

К вторичным текстам, то есть текстам, составленным на основе уже имеющихся, относятся: рефератавторефератконспекттезисыаннотация. При подготовке вторичных текстов происходит свёртывание информации в целях сокращения объёма текста.

К жанрам учебно-научного подстиля относятся: лекция, семинарский доклад, курсовая работа, реферативное сообщение. Каждому жанру присуще свои индивидуально-стилевые черты, однако они не нарушают единство научного стиля, наследуя его общие признаки и особенности.

4) Сложноподчинённые предложения.

Сложноподчинённые предложения – это сложные предложения, части которых неравноправны: одна зависит от другой. Они соединены подчинительной синтаксической связью, выраженной подчинительными союзными средствами: подчинительными союзами и союзными словами.

Общеупотребительным является обозначение сложноподчинённых предложений – СПП.

Независимая часть СПП – главная. Она называется главным предложением.

Зависимая часть СПП – подчинённая. Она называется придаточным предложением.

В СПП может быть несколько придаточных предложений. Поскольку смысловые отношения в СПП выражаются с помощью подчинительных союзов и союзных слов, то и классификация СПП во многом схожа с классификацией подчинительных союзов. Союзные средства в СПП располагаются в придаточной части. Придаточная часть может относиться к одному слову в главной части или ко всей главной части в целом. Примеры:

Мы общались, как будто были знакомы сто лет.

(придаточное относится ко всему главному)

При встрече мы общались холоднее, чем можно было ожидать.

(придаточное относится к слову холоднее)

СПП- это предложение части которого связаны подчинительными союзами.

Подчинительные союзы- что, потому что, если, хотя, чтобы, как, когда, для того чтобы, так как и многие другие.

Виды сложноподчиненных предложений с несколькими придаточными. Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными делятся на следующие виды:

С последовательным подчинением — первая придаточная часть подчиняется главной, а каждая последующая — к предыдущей придаточной части.

С однородным подчинением — придаточные относятся к одному слову в главной части или ко всей главной части.

С параллельным подчинением (или неоднородным) — различные типы придаточных подчиняются либо всей главной, либо различным частям главного.

5. Лексика научного стиля

Важнейшим компонентом лексики являются термины, т. е. слова (или словосочетания), обозначающие логически сформулированные понятия и тем самым несущие логическую информацию большого объема. Роль терминологической лексики в общей лексической системе языка неуклонно повышается. В развитых языках около 80 % лексики составляют научные и технические термины. Однако в каждой узкой отрасли науки и техники количество специальных терминов не превышает 10–15 %, а в узкой – 150–200 ед.

Большую роль играют интернационализмы, т. е. слова, встречающиеся в ряде языков и обладающие в той или иной степени фонетическим, грамматическим и семантическим сходством. Некоторые научные тексты почти на 50 % состоят из интернационализмов. Примеры интернационализмов (в скобках даны их английские параллели): агитировать (agitate), ретроспективно (retrospect), спидометр (speed), препарировать (prepare), феномен (phenomenon), пролонгировать (prolong), экспрессия (expression) и др.

Другим важным компонентом лексики собственно научного подстиля является общенаучная лексика.

Одной из особенностей употребления общенаучных слов является их многократное повторение в научном тексте. Так, в трудах по теоретической механике, физике, математике наиболее употребительными глаголами являются: быть, иметь, найти, получать, обозначать, определять, следует, называться и др.

Другая особенность употребления общенаучных слов – использование в научном тексте только одного значения многозначного слова. Так, глагол «вызывать», имеющий в общенародном языке семь значений, употребляется только в одном значении – «возбудить, породить».

Вместе с тем ряд слов (и словосочетаний) употребляется в научных текстах преимущественно в «служебном» значении; для них характерно «смысловое опустошение»: вид («имеется в виду…»), данный («данные примеры»), в количестве, в форме, путем, является, заключается, имеется и др.

В научном стиле используется и абстрактная лексика: фактор, развитие, творчество, самосознание, осмысление, движение, выражение, длительность и др.

Фразеология научного стиля характеризуется наличием составных терминов (солнечное сплетение, прямой угол, точка пересечения, точка кипения, звонкие согласные, причастный оборот), различного рода клише (состоит из., заключается в., представляет собой., применяется для. и т. п.).

6. Сложносочиненное предложение

Сложносочинённое предложение (ССП) — сложное предложение с сочинительной связью между его частями. Составные части сложносочинённого предложения грамматически не зависят друг от друга, то есть они равноправны.

В отличие от сложноподчинённого предложения, в сложносочинённом союзы не входят ни в одну из частей и используется абсолютное время глаголов сказуемых.

Классификации

На основании грамматического значения.

Сочинительная связь может оформляться следующими отношениями в предложении:

Соединительными. Для них характерно значение логической однородности. Во временном плане — одновременность двух действий или их следование друг за другом. Средства связи: союзы и, да (в значении и) и др.; частицы и… и, ни… ни, тоже, также.

Разделительными. Включают в себя значения последовательности, смены, чередования, сопоставления или перечисления взаимосвязанных событий. Средства связи: союзы или, что, повторяющиеся союзы или… или, повторяющиеся частицы ли.. ли, то ли… то ли, не то… не то, а то… а не то, наречие иначе в роли союза.

Сопоставительными. Указывают на равнозначность, тождественность ситуации. Средства связи: союзы то есть, а именно.

Пояснительными. Включают в себя собственно сопоставительные, противительные отношения и отношения несоответствия. Средства связи: союзы а, но, да (в значении но), частица же, конкретизаторы а значит, а потому, а однако, а также, а зато, а кроме того.

Градационными. Это дальнейшее развитие сопоставительных отношений. Градация может быть по степени значимости (средства связи: союзы не только… но и, не то что… но, даже не… тем более не, даже… не то что, мало того что… ещё и), по степени интенсивности (средства связи: союзы если не… то по крайней мере, если не… то в таком случае, не то чтобы… но, не сказать чтобы… но), по степени соответствия обозначаемому (средства связи: союзы вернее, точнее, конструкцией точнее сказать).

Отношения объединяют грамматические значения, которые могут передаваться с помощью союзов (и частиц в роли союзов) и с помощью конкретизаторов, уточняющих значение средств, а также связи (и тогда, и от этого, а потому).

Знаки препинания в сложносочиненном предложении: Запятая ставится между частями сложного предложения, соединенными союзами:

и, да (=и), ни…ни; а, но, да (=но), однако, …; или, либо, ли…ли, …; да, да и, тоже, также; то есть, а именно.

В зависимости от вида сочинительных союзов: с соединительным союзом.

с разделительным союзом. с противительным союзом.

7. Стили речи

Стили речи — это системы речевых средств, исторически сложившихся и социально закрепленных, которые используются при общении в зависимости от сферы направленности общения или сферы профессиональной деятельности.

В русском языке существует пять основных стилей речи.

1. Научный стиль.

2. Публицистический стиль.

3. Официально-деловой стиль.

4. Литературно-художественный.

5. Разговорный.

Научный стиль используют в сфере научной деятельности. Жанры, в которых он реализуется, это написание диссертаций, курсовых, контрольных или дипломных работ, научные статьи, лекции, рефераты, конспекты, тезисы. Основной характеристикой этого стиля речи является логичность, четкость и отсутствие проявления каких-либо эмоций со стороны автора.

Публицистический стиль речи также как и предыдущий относится к книжному стилю и применяется не только с целью передачи той или иной информации, но и с целью воздействия на чувства и мысли слушателей или читателей, которых нужно в чем-то убедить или чем-то заинтересовать. Публицистический стиль характерен для выступлений на различных собраниях, газетных статей, аналитических и информационных радио- и телепередач. Такому стилю присущи эмоциональность и выразительность.

Официально-деловой стиль характеризуется несколькими основными свойствами. Это четкость, отсутствие эмоциональности изложения стандартность и консерватизм. Его используют при написании законов, приказов, докладных записок, заявлений, деловых писем и различных юридических документов. Стандартность написания выражается в написании данных документов по установленной схеме — шаблону. Используются специфическая лексика и морфология.

Литературно-художественный стиль — отличается от остальных книжных стилей тем, что при написании своих произведений автор может использовать практически любой из выше перечисленных стилей. А так, как литература отражает все сферы жизнедеятельности человека, то здесь используется и просторечие, диалекты, жаргонная речь. Также для него характерна эмоциональность. Литературно-художественный стиль применяется в художественной литературе.

Разговорный стиль речи не является книжным. Он используется в повседневном общении людей между собой в различных бытовых ситуациях. Так как при разговоре речь не готовится заранее, характерными чертами является неполнота выраженной мысли и эмоциональность.

8)Простое предложение – это синтаксическая единица, образованная одной синтаксической связью между подлежащим и сказуемым или одним главным членом.Двусоставное предложение – это простое предложение с подлежащим и сказуемым как необходимыми компонентами: Они засмеялись. Он был умён. Туча – чёрная, тяжёлых очертаний.Односоставное предложение – это простое предложение, в котором есть только один главный член (с зависимыми словами или без них). Односоставные предложения бывают:

Неопределенно-личноеМеня вызвали к директору.

Обобщенно-личноеБез труда не вытащишь и рыбку из пруда.

БезличноеНа улице стемнело.

Определенно-личноеСижу и рисую.

ИнфинитивноеМолчать! Вам уже ехать.

НазывноеНочь. Улица. Фонарь. Аптека.

Неполное предложение – это предложение, в котором отсутствует один или несколько членов (главных или второстепенных), на которые указывает контекст или ситуация: Правда остаётся правдой, а молва – молвой. Мы разговорились, как будто век были знакомы. Вы, наверное, знаете о нашей работе? И обо мне? Я надену вот это синее.

 В зависимости от цели высказывания предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные.      Повествовательные предложения заключают в себе сообщение о каком-либо утверждаемом или отрицаемом факте, явлении, событии и т. д. или описание их. Например: И скучно, и грустно, и некому руку подать в минуту душевной невзгоды       Вопросительные предложения заключают в себе вопрос. Среди них выделяют: а) собственно вопросительные: Что ты тут написал? Что это такое? (Ильф и Петров); б) риторические вопросы (т. е. не требующие ответа): Что же ты, моя старушка, приумолкла у окна? (Пушкин).      Побудительные предложения выражают различные оттенки волеизъявления (побуждения к действию): приказ, просьбу, призыв, мольбу, совет, предостережение, протест, угрозу, согласие, разрешение и т. д. Например: А ну спать! Здесь разговоры взрослые, не твоего ума дело (Тендряков);Скорее! Ну! (Паустовский); Россия! Встань и возвышайся! Греми, восторгов общий глас!.. (Пушкин).      По эмоциональной окраске простые предложения разделяются на восклицательные и невосклицательные. Восклицательным называется предложение эмоционально окрашенное, произносящееся с особой интонацией. Например: Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! (Л. Толстой).      По характеру грамматической основы членимые предложения делятся на двусоставные, когда в грамматическую основу входят и подлежащее, и сказуемое: Белеет парус одинокий в тумане моря голубом! (Лермонтов), и односоставные, когда грамматическую основу предложений образует один главный член. Например: Сижу за решеткой в темнице сырой (Пушкин).      По наличию или отсутствию второстепенных членов простые предложения могут быть распространенными и нераспространенными. Распространенным называется предложение, имеющее наряду с главными второстепенные члены предложения. Например:  сладка печаль моя ! (Бунин). Нераспространенным считается предложение, состоящее только из главных членов. Например: Жизнь пуста, безумна и бездонна! (Блок).      В зависимости от полноты грамматического строения предложения могут быть полные инеполные. В полных предложениях словесно представлены все необходимые для данной структуры члены предложения: Труд будит в человеке творческие силы (Л. Толстой), а в неполных отсутствуют те или иные члены предложения (главные или второстепенные), нужные для понимания значения предложения. Отсутствующие члены предложения восстанавливаются из контекста или из ситуации. Например: Готовь летом сани, а зимою телегу (пословица); Чаю? — Мне полчашечки.      Простое предложение может иметь синтаксические элементы, осложняющие его структуру. К таким элементам относятся обособленные члены предложения, однородные члены, вводные и вставные конструкции, обращения. По наличию/отсутствию осложняющих синтаксических элементов простые предложения делятся на осложненные и неосложненные.

9) Морфология научного стиля.

Яркая отличительная черта морфологии научного стиля — преобладание

имени существительного (почти в 4 раза больше, чем глаголов), что

объясняется номинационной направленностью научного стиля : главное —

обозначить, описать явление. В данном подстиле очень высока доля

отвлеченных существительных, особенно среднего рода, причем 9/10 из них

являются отвлеченными (явление, время, действие, изменение, направление,

условие, свойство, влияние и др.)

Научной речи присущи и особенности в употреблении форм числа имен

существительных. Конкретные существительные в единственном числе часто

приобретают обобщенное значение. С другой стороны, немало отвлеченных,

а также вещественных существительных, не имеющих в обычном употреблении

форм множественного числа, но приобретающих его в научном стиле (напр.:

частоты , тем пературы , величины, состояния и др.).

Употребление глагола также имеет в научном стиле свои особенности,

распространяющиеся прежде всего на личные и временные формы. Совсем

не употребляются формы 2-го лица ед. и мн. ч. (это касается и соответ­

ствующих местоимений). Редко употребляется форма 1-го лица ед.ч. значи­

тельно чаще 一 1-го лица мн.ч., но не в основном значении — указания на

несколько лиц (“ я и другие”),что служит объективности научного сообщения:

система доказательства развертывается как бы совместно с автором и

оппонентом, и в этом совместном процессе получения достоверной инфор­

мации оппоненту как бы предлагается активная роль. Особенности упот­

ребления временных форм глагола являются ярким показателем научного стиля.

В научных текстах преобладает форма настоящего времени, к тому же с

наиболее отвлеченным “ вневременным” значением. Глаголы в форме

настоящего “ вневременного” фактически не выражают временных отношений,

т.к. характеризуют действия и состояния, которые присущи предметам как их

постоянные признаки. Иначе говоря, временное значение оказывается очень

широким, абстрактным,не прикрепленным к какой-либо временной точке

отсчета. Формы прошедшего и будушего времени в текстах научного стиля

очень часто приобретают отвлеченное значение, синонимичное настоящему

вневременному.

Конструкции для выражения изменения состояния, качества,

количества:

- становиться (стать) каким;

一 делать (сделать) что каким;

一 приобретать, принимать, принять) свойство (цвет, форму).

Конструкции — для выражения использования, применения, назначения, замены предмета:

一 пользоваться чем (как чем);

一 использовать (применять, употреблять, употребить) что как что;

一 трата (затрата, расход) чего на что;

一 заменить кого (что) кем (чем);

10) Среди существительных выделяются разряды существительных конкретных и отвлеченных (или абстрактных). Конкретные существительные - это слова, называющие вещи, лица, факты и все явления действительности, которые могут быть представлены в отдельности и подвергнуты счету: карандашкольцоинженерпоединоквойна. Все конкретные существительные, за исключением существительных, не имеющих форм ед. ч. имеют формы ед. и мн. ч. По своему значению и морфологическим особенностям конкретные существительные противопоставлены не только отвлеченным существительным, но и существительным собирательным и вещественным

   Отвлеченные (абстрактные) существительные – это слова, называющие отвлеченные понятия, свойства, качества, действия и состояния:славасмехблагоплендобротаблизостьловкостьбегдвижение. Большую часть отвлеченных существительных составляют слова, мотивированные прилагательными и глаголами и образующиеся с помощью нулевого суффикса (горечьхворь [прост.], вывоззамена), суф. -ость (орфогр. также -есть) (красивостьсвежестьтрусость), -ств(о) (ничтожествобольшинствопервенствохвастовство), -щин(а)/-чин(а) (сдельщинатуретчина [устар.]), -изм (реализмгуманизм), -и|j|-/-стви|j|- (орфогр. слова на -ие, -ствие) (радушиеспокойствие), -от(а) (кислотадобротахрипота), -изн(а) (белизнакривизна), -ин(а) (глубинаседина), -ни|j|-/-ени|j|-/-ти|j|- (орфогр. слова на -ние, -ение, -тие) (наказаниетерпениеизвлечениеразвитие), -к(а) (плавкаголодовкабомбежка), -аци|j|-/-енци|j|-/-ици|j|-/-ци|j|-/-и|j|- (орфогр. слова на -ация, -яция, -енция, -иция, -ция, -ия) (стилизациякомпиляциятранспозиция [спец.], конкуренция), -аж (массаж), -ёж (платёж) и некоторых других, менее продуктивных суффиксов. Меньшую часть отвлеченных существительных составляют немотивированные слова: бедаумнравстрах,мукапечальстрастьгореуютгрустьсуть.

Билет 11

тезисы – это очень чётко и кратко сформулированные главные положения научной работы, доклада, сообщения, статьи. Значение таких положений в том, что весь большой, а иногда и громоздкий материал даётся в виде кратких, последовательных формулировок.

Различают два вида тезирования — отбор авторских тезисов из текста; формулирование основных положений статьи или раздела книги собственными словами.Тезисы формулируются по-разному: в сжатой форме, кратко, без разъяснений — простые тезисы; в развёрнутом виде, то есть с дополнительными утверждениями, — сложные тезисы.Тезисы содержат больше информации, чем пункты плана. Поэтому при осмыслении и запоминании текста составление тезисов помогает больше, чем составление плана. Тезисы — один из наиболее сложных видов записи при чтении. Умение правильно их составлять даётся лишь упорными упражнениями и долговременной практикой. Они полнее всего позволяют обобщить материал, передать его суть в кратких формулировках, облегчают работу над докладами, сообщениями, рефератами, то есть применяются, когда надо дать представление о сути проблемы.Тезисы составляются при повторном чтении. С помощью плана разбивают текст на ряд отрывков и находят в каждом из них главное, выделяют его. Затем, хорошо продумав выделенное, уяснив его суть, формулируют тезисы. Умело составленные тезисы вытекают один из другого. Тезисы непременно следует нумеровать — так сохраняется, фиксируется логика авторских суждений. При записи их в тетрадь стоит пропускать строку, отделяя один тезис от другого, — так облегчается пользование ими.

Билет 12

Прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную.

Использование качественного прилагательного в отвлечении от степени его проявления называется положительной степенью.

Красивый (положительная степень) – красивее (сравнительная степень) – красивейший (превосходная степень).

А) Сравнительная степень прилагательных

1. Сравнительная степень прилагательного обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в большей или меньшей степени, чем в другом.

Он лучше меня; Он красивее меня; Твой портфель тяжелее, чем мой.

2. Сравнительная степень бывает простая и сложная.

Простая сравнительная степень образуется с помощью суффиксов:

-ее (-ей): красивый – красивее, смелый – смелее, холодный – холоднее;

 (с чередованием последнего согласного основы или без чередования): большой – больше, короткий – короче, сладкий – слаще;

-шестарый – старше, молодой – младше.

Иногда при образовании сравнительной степени прилагательного используется другой корень.

Хороший – лучше, плохой – хуже, маленький – меньше.

Прилагательные в форме простой сравнительной степени не изменяются и не имеют окончаний!

Сложная сравнительная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц более и менее.

Большой – более/менее большой, красивый – более/менее красивый.

Сложная форма сравнительной степени, как и полная форма положительной степени прилагательных, изменяется по родам, числам и падежам.

Б) Превосходная степень прилагательных

1. Превосходная степень обозначает, что какой-то признак проявляется в одном предмете в наибольшей или наименьшей степени.

Он мой лучший друг; Она самая красивая девочка в нашем классе.

2. Превосходная степень бывает простая и сложная.

Простая превосходная степень образуется с помощью суффиксов -ейш-, -айш-.

Красивый – красивейший, мягкий – мягчайший, добрый – добрейший.

Иногда при образовании превосходной степени прилагательного используется другой корень.

Хороший – лучший, плохой – худший.

Сложная превосходная степень образуется от полной формы положительной степени прилагательного с помощью частиц самый, наиболее инаименее.

Большой – самый/наиболее/наименее большой, красивый – самый/наиболее/наименее красивый.

Прилагательные в превосходной степени, как и полные формы положительной степени прилагательных, изменяются по родам, числам и падежам.

Билет 13

Аннотация  (от лат. Аnnotatio - замечание)- статья краткая характеристика книги, статьи, сборника), ее содержания, назначения. В аннотации перечисляются  главные вопросы, проблемы первичного текста, иногда характеризуется его структура (композиция).  Аннотация отвечает на вопрос: «О чем говорится в первичном тексте?”

Структура аннотации: содержательная характеристика первоисточника, цель автора; адресат первичного текста. Кроме того, могут быть факультативные части: композиция, структура первичного текста; иллюстративный материал, приведенный в первоисточнике. Каждая смысловая часть аннотации оформляется с помощью языковых стереотипов.

Аннотация, в отличие от реферата, не раскрывает содержания текста, а лишь информирует о существовании текста определенного содержания и характера, дает самое общие представление о его содержании.

Аннотации бывают справочные (описательные или информационные), рекомендательные, общие и специализированные (разновидность последней — аналитическая: дает характеристику только некоторым, отдельным частям по определенной теме).

14. Главные и второстепенные члены предложения

Главные члены предложения — это подлежащее и сказуемое.

Второстепенные члены предложения — это члены предложения, которые поясняют подлежащее, сказуемое или другой второстепенный член.

птички (какие?) маленькие

щебетали (где?) в лесу

щебетали (как?) звонко

Подлежащее — главный член предложения, что означает действующее лицо или предмет, о котором говорится в предложении, и отвечает на вопрос кто? что? Подлежащее всегда связан со сказуемым и чаще всего выражается существительным или местоимением в именительном падеже (на землю посмотрели тихие зори (М. Коцюбинский)), реже — глаголом в неопределенной форме или числительным (Только бороться — значит жить! (И. Франко). «Три» в дневнике выглядит не очень симпатично).

Сказуемое — главный член предложения, который характеризует подлежащее за действием, состоянием или признаком и отвечает на вопрос что делает подлежащее? что с ним происходит? какой он? кто он такой? что он такое? Сказуемое всегда связан с подлежащим. Он чаще всего выражается глаголом (Лес дремал в утренней тишине), реже — прилагательным или существительным (Верный друг — то дорогое сокровище (Нар. тв.)).

Второстепенные члены предложения — это приложения, определение, обстоятельства. Они объясняют или уточняют главные члены предложения и зависят от них.

Приложение — второстепенный член предложения, обозначающий предмет, на который направлено действие или состояние, и отвечает на вопросы косвенных падежей (кого? Чего? Кому? Почему? Кого? Что? Кем? Чем? На ком? На чем?). Дополнения чаще выражаются существительными или местоимениями, а также всеми другими частями речи в значении существительного (Стали есть кашу. Съели все, что было в буфете).

Определение — второстепенный член предложения, что указывает на различные признаки предмета и отвечает на вопрос какой? чей? который? (Во всех родовых, числовых и падежных формах) и сколько? (Только в косвенных падежах). Определение чаще всего выражается прилагательным, местоимением, числительным, реже — существительным (Гнездо змеи, русалок волосы писал на стекле мороз-поэт (В. Свидзинский)).

Обстоятельство — второстепенный член предложения, который выражает различные признаки действия или иного признака (место, время, причину, цель, способ, условие) и отвечает на вопрос где? когда? почему? с какой целью? как? и др.. Обстоятельства зачастую выражаются наречиями или существительными с предлогами (Утром (когда?) Шли (как?) Бодро, быстро, легко: ветер дул (как?) Сбоку, а не против (Гр. Тютюнник)).

15.Рецензия как жанр научного стиля

Научный стиль — стиль литературного языка, которому присущ ряд особенностей — таких как предварительное обдумывание высказывания, монологический характер, строгий отбор языковых средств, тяготение к нормированной речи. Для научной речи характерны такие стилевые черты, как логичность, строгая подчеркнутость изложения, точность, ясность, объективность, абстрактность, «отвлеченно-обобщенность», сжатость изложения, интеллектуальность и ряд других.

Выделяют три жанра научного стиля: собственно-научный жанр; научно-учебный жанр; научно-популярный жанр.

В рамках собственно-научного жанра выделяются такие жанры, как монография, диссертация, доклад и др. Жанр отличается в целом строгой, академической манерой изложения. Он объединяет научную литературу, написанную специалистами и предназначенную для специалистов. Этому жанру противопоставлен научно-популярный жанр. Его функция заключается в популяризации научных сведений. Здесь автор-специалист обращается к читателю, не знакомому в достаточной мере с данной наукой, поэтому информация преподносится в доступной, и нередко — в занимательной форме.

Особенностью научно-популярного жанра является соединение в нем полярных стилевых черт: логичности и эмоциональности, объективности и субъективности, абстрактности и конкретности. В отличие от научной прозы в научно-популярной литературе значительно меньше специальных терминов и других собственно научных средств.

Научно-учебный жанр соединяет в себе черты собственно-научного жанра и научно-популярного изложения. С собственно научным жанром его роднит терминологичность, системность в описании научных сведений, логичность, доказательность; с научно-популярными — доступность, насыщенность иллюстративным материалом. К жанрам научно-учебного жанра относятся: учебное пособие, лекция, семинарский доклад, ответ на экзамене и др.

Можно выделить следующие жанры научной прозы: монография, журнальная статья, рецензия, учебник (учебное пособие), лекция, доклад, информационное сообщение (о состоявшейся конференции, симпозиуме, конгрессе), устное выступление (на конференции, симпозиуме и т. д.), диссертация, научный отчёт. Эти жанры относятся к первичным, то есть созданным автором впервые.

Рецензия — один из жанров научного стиля — отзыв, крити¬ческий разбор художественного или научного текста. Цель жанра — дать оценку содержания и формы научной работы, публицистического или художественного текста. Условно выделяют следующие основные виды рецензии: критическая статья, в которой рецензируемое произведение является предметом обсуждения актуальных научных или художественных проблем; эссе — рассуждение, размышления автора рецензии на затронувшую его тему; стиль эссе отличается подчеркнутой субъективностью; развернутая аннотация — текст, раскрывающий содержание произведения, особенности его композиции, художественное и полиграфическое исполнение и содержащий оценку самого произведения; авторецензия — содержит взгляд автора на свое произведение. Адресатом текста могут быть, например, члены экзаменационной комиссии (тогда автор выступает рецензентом работы, которую будут реально оценивать), читатели, которые не могут или не успели прочитать данный текст и хотели бы познакомиться с ним.

Композиция рецензии: название рецензируемого текста, библиографические сведения о книге, определение темы и ос-новной проблемы рецензируемого текста (отмечается, насколько актуальна тема), краткое изложение содержания (говорится, на какие части делится текст или на какие части его можно разделить, затем кратко излагается содержание каждой части), критическая оценка (оценка содержания — раскрыта ли тема, есть ли новизна, удачно ли подобраны примеры и доказательства; оценка формы — логичность изложения, язык работы, допущены ли ошибки или неточности. При этом критическая оценка совсем не значит, что дана отрицательная оценка, определение аудитории, на которую рассчитан текст.

Стандартные выражения, используемые при написании рецензии:

1.Для передачи содержательной стороны работы: работа посвящена…, выдвигается гипотеза…, в статье за¬тронута проблема…, дана рецензия…, излагается теория…, статья (монография, книга) состоит из разделов,автордает определение (характеристику)…

2.Для характеристики положительных сторон работы: следует отметить положительные моменты…., положительным в работе является.-., к достоинствам работы следует отнести…, существенным и весьма интересным (важным, значительным) в работе является…

3.Для характеристики недостатков работы: к недостаткам работы относятся…, к недостаткам работы следует отнести недостатком работы является…

4.Конструкции, содержащие вывод: в целом работа заслуживает— работа выполнена на уровне, работа может быть оценена…

Билет-16. Причастный оборот



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: