отчет по практике-бабы Томы

Торгово-хозяйственная деятельность ЗАО «Универсам «Центральный» — Маркетинг

Комитет по образованию Мингорисполкома

Учреждение образования

Минский Государственный профессионально-технический

колледж торговли

Отчет

По производственной практике

анализируемая группа промышленных товаров Кожаная обувь

анализируемая группа продовольственных товаров Свежие плоды

Торгово-хозяйственная деятельность ЗАО «Универсам «Центральный»

Минск 2010

Содержание

1.Характеристика торгово-хозяйственной деятельности организации

2.Техническая оснащенность, организация рабочего места контролера-кассира

3.Коммерческая деятельность торговой организации

4.Краткая характеристика ассортимента товаров

4.1Характеристика группы непродовольственных товаров

4.2Характеристика группы продовольственных товаров

5.Организация продажи товаров и обслуживания покупателей

6.Материальная ответственность в магазине, виды и формы

7.Составление товарного отчета, кассового отчета, сдача денег в главную кассу магазина. Инкассация денежной выручки

Выводы и предложения

Список используемой литературы

торговый покупательский спрос касса

1.Характеристика торгово-хозяйственной деятельности организации

ЗАО «Универсам «Центральный» расположен по адресу г. Минск, пр-т Независимости, 23. Основным видом деятельности является розничная торговля продовольственными и промышленными товарами. Универсам действует на основании Устава.

Закрытое акционерное общество «Универсам «Центральный» зарегистрировано Минским исполнительным комитетом, решение № 1414 от 14 октября 1996 года.

ЗАО «Универсам «Центральный» осуществляет следующие виды экономической деятельности:

1. Производство из мяса, мясных полуфабрикатов и готовых изделий.

2. Переработка рыбы и рыбных продуктов.

3. Производство хлеба и хлебобулочных изделий.

4. Розничная торговля через палатки, ларьки и киоски.

5. Эксплуатация и сдача внаем собственного имущества.

6. Оптовая торговля прочими неметаллическими отходами и неметаллическим ломом.

Общество создано в целях получения прибыли и удовлетворения материальных и социальных потребностей акционеров и членов трудового коллектива.

Форма собственности – коллективная.

Предприятие ЗАО «Универсам Центральный» обладает достаточным опытом в управлении торговым процессом. Сложившаяся структура управления предприятия обеспечивает стабильную деятельность предприятия.

Управление предприятием в настоящее время осуществляется Дирекцией во главе с директором магазина, который занимает эту должность со дня открытия магазина, а также Правлением закрытого акционерного общества, состоящим из пяти человек. Наиболее важные вопросы решает общее собрание акционеров, что предусмотрено Уставом ЗАО. Бухгалтерский учет на предприятии осуществляет бухгалтерия во главе с главным бухгалтером.

Организационная структура управления ЗАО «Универсам Центральный» является линейно-функциональной. По функциональным признакам выделяется четыре отдела – бухгалтерия, торгово-оперативный отдел, коммерческий отдел, технический отдел. Каждый из этих отделов выполняет возложенные на него функции, но, тем не менее, все отделы находятся в тесной взаимосвязи между собой. Все отделы имеют руководителей, которые в соответствии со своими должностными обязанностями несут ответственность за работу отдела.

Все линейные руководители выполняют свои обязанности в соответствии с должностными инструкциями.

Директор руководит в соответствии с действующим законодательством производственно-хозяйственной и финансово-экономической деятельностью предприятия, неся всю полноту ответственности за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование имущества предприятия, а также финансово-хозяйственные результаты его деятельности. Организует работу и эффективное взаимодействие всех структурных подразделений, цехов и производственных единиц, направляет их деятельность на развитие и совершенствование с учетом социальных и рыночных приоритетов.

Главный бухгалтер осуществляет организацию бухгалтерского учета хозяйственно-финансовой деятельности и контроль за рациональным использованием материальных, трудовых и финансовых ресурсов, сохранностью собственности предприятия. Формирует в соответствии с законодательством о бухгалтерском учете учетную политику, исходя из структуры и особенностей деятельности предприятия, необходимости обеспечения его финансовой устойчивости. Организует учет имущества, обязательств и хозяйственных операций, поступающих основных средств, товарно-материальных ценностей и денежных средств, своевременное отражение на счетах бухгалтерского учета операций, связанных с их движением, учет издержек производства и обращения, исполнения смет расходов, реализации продукции, выполнения работ (услуг), результатов хозяйственно-финансовой деятельности предприятия, а также финансовых, расчетных и кредитных операций. Обеспечивает составление баланса и оперативных сводных. Руководит работниками бухгалтерии.

Администратор осуществляет работу по эффективному и культурному обслуживанию посетителей, созданию для них комфортных условий. Обеспечивает контроль за сохранностью материальных ценностей. Консультирует посетителей по вопросам, касающимся оказываемых услуг. Принимает меры по предотвращению и ликвидации конфликтных ситуаций. Рассматривает претензии, связанные с неудовлетворительным обслуживанием посетителей, проводит необходимые организационно-технические мероприятия. Осуществляет контроль за соответствующим оформлением помещений, следит за размещением, обновлением и состоянием рекламы внутри помещения и на здании. Обеспечивает чистоту и порядок в помещении и на прилегающей к нему или зданию территории. Контролирует соблюдение подчиненными работниками трудовой и производственной дисциплины, правил и норм охраны труда, требований производственной санитарии и гигиены. Информирует руководство об имеющихся недостатках в обслуживании посетителей, принимаемых мерах по их ликвидации. Обеспечивает исполнение работниками указаний руководства предприятия, учреждения, организации.

Товаровед определяет необходимое количество товаров, производит их заказ. Следит за сроками хранения товаров на складах и в торговом зале. Ведет оперативный учет поступления и реализации товарно-материальных ценностей, контролирует своевременность отгрузки возвратной тары, в необходимых случаях ведет поиск не поступивших грузов. Участвует в проведении инвентаризаций, изучает причины образования излишних сверхнормативных материальных ресурсов и неликвидов, принимает меры по их реализации. Осуществляет контроль за соблюдением правил хранения товарно-материальных ценностей на складах.

Экономист выполняет работу по осуществлению экономической деятельности предприятия, направленной на повышение эффективности и рентабельности производства, качества выпускаемой и освоение новых видов продукции, достижение высоких конечных результатов при оптимальном использовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов. Подготавливает исходные данные для составления проектов хозяйственно-финансовой, производственной и коммерческой деятельности (бизнес-планов) предприятия в целях обеспечения роста объемов сбыта продукции и увеличения прибыли. Осуществляет экономический анализ хозяйственной деятельности предприятия и его подразделений.

Юрист разрабатывает или принимает участие в разработке документов правового характера. Осуществляет методическое руководство правовой работой на предприятии.

Кадровая стратегия предприятия ориентирована на расширение рабочих мест и укомплектование их высококвалифицированными специалистами.

Подбор наиболее подготовленных специалистов в управленческие структуры предприятия позволяет быстро и организованно решать производственные вопросы.

Так как в ЗАО «Универсам Центральный» реализуется широкий ассортимент продовольственных товаров и непродовольственные товары первой необходимости, то в универсаме имеется 4 товароведа.

Основными задачами маркетинговой службы ЗАО «Универсам Центральный» являются:

·  Сбор, систематизация, анализ информации по предложению товаров, отвечающих требованиям потребителей.

·  Подача предложений по корректировке планов закупок, ассортимента, технических и потребительских характеристик товаров в связи с изменяющейся конъюнктурой рынка.

·  Проведение мероприятий по повышению спроса на предлагаемые товары

·  Проведение маркетинговых исследований, как по уже реализуемым товарам, так и по товарам, предлагаемым для освоения.

·  Систематический процесс сбора, анализа и использования достоверной информации по предприятиям-конкурентам.

·  Составление конъюнктурных прогнозов по группам и отдельным видам товаров.

·  Анализ экономической деятельности предприятия.

Коммерческая служба ЗАО «Универсам «Центральный» выполняет следующие функции:

·  изучение предложения продовольственных товаров поставщиками и производителями

·  установление хозяйственных связей с поставщиками товаров

·  управление торговым ассортиментом (разработка ассортиментной политики магазина, контроль над состоянием ассортимента, управление товарными запасами)

·  деятельность по организации розничной продажи, разработка и внедрение стандартов торгового обслуживания, мерчендайзинг.

Основным документом, регламентирующим деятельность ЗАО «Универсам Центральный» является Устав предприятия.

Устав является новой редакцией Устава Закрытого акционерного общества «Универсам Центральный», зарегистрированного решением Минского городского исполнительного комитета от 12.04.2001 г. в Едином государственном регистре юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за № 100060965. О чем выдано свидетельство о Государственной регистрации.

В соответствии с Декретом Президента Республики Беларусь № 17 от 14.07.2003 года «О лицензировании отдельных видов деятельности» Общество осуществляет следующие виды деятельности:

в соответствии с лицензией № 50000/0041476, выданной Мингорисполкомом от 19.02.2004 года ЗАО «Универсам Центральный» осуществляет следующий перечень работ и услуг, составляющих вид деятельности:

· Общественное питание

· Розничная торговля алкогольными напитками и табачными изделиями (Приложение 1)

· Розничная торговля непищевой спиртосодержащей продукций

· Розничная торговля (за исключением алкогольных напитков и табачных изделий) (Приложение 2).

в соответствии с лицензией № 13552, выданной Мингорисполкомом от 30.06.2000 года ЗАО «Универсам Центральный» осуществляет следующий перечень работ и услуг, составляющих вид деятельности:

· Оптовая торговля.

Кроме того ЗАО «Универсам Центральный» имеет разрешение на право торговли спиртными напитками в розлив в соответствии с ассортиментным перечнем, выданное Администрацией Центрального района г.Минска.

Деятельность магазина осуществляется в рамках законов «Об акционерных обществах», «О защите прав потребителей», «О сертификации», «О лицензировании», «О стандартизации», иных законов, декретов и прочих нормативных актов, принятых законодательными органами и имеющих силу закона, которые регламентируют деятельность торговых предприятий.

Единый перечень основных нормативных и технологических документов, которые должны находиться в объектах розничной торговли и общественного питания утверждается Министерством торговли Республики Беларусь и согласовывается с Министерством здравоохранения (в лице главного санитарного врача РБ), Министерством по налогам и сборам (в лице министра или его заместителя) и Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров РБ (в лице председателя или его заместителя).

В настоящее время в РБ действует постановление Министерства торговли от 27 марта 2002 года №10, в приложении к которому перечислены основные документы, регулирующие деятельность любого объекта розничной торговли, в том числе и ЗАО «Универсам «Центральный». Это, прежде всего, лицензия, разрешающая занятие розничной торговлей и торгово-производственной деятельностью. Лицензия заполняется по установленному образцу и по истечении срока действия разрешения подлежит возврату. Она действительна только при наличии приложения, оговаривающего место осуществления деятельности, товарный профиль и ассортимент, режим и методы работы, а также некоторые особые условия ведения торговли (наличие кассового аппарата, сертификата соответствия, соблюдение товарного соседства и др.).

Обязательным является наличие в торговом предприятии документов, удостоверяющих качество и безопасность реализуемых товаров, прежде всего, сертификатов соответствия, выданных или зарегистрированных в Национальной системе сертификации РБ. В сертификате указываются:

·  орган, выдавший сертификат и осуществляющий инспекционный контроль;

·  нормативные документы, соответствие которым удостоверяет сертификат (ГОСТы);

·  документы, на основании которых выдан сертификат (документы о гигиенической, ветеринарной регистрации и др.);

·  наименование аккредитованной испытательной лаборатории и ее регистрационный номер;

·  номер протокола испытаний и дата утверждения;

·  сертификат системы качества, сертификат (аттестат) производства, акт проверки).

Сертификат выписывается на бланке специального образца и заверяется печатью и подписью выдавшей стороны. Верной признается также цветная копия сертификата, заверенная печатью и подписью уполномоченного представителя органа по сертификации.

Помимо перечисленных выше, обязательными для ЗАО «Универсам Центральный» являются: лицензии на торговлю товарами, торговля которыми подлежит обязательному лицензированию (спиртные напитки, табачные изделия), товарно-транспортные накладные, ассортиментный перечень товаров, утвержденный в установленном порядке, контрольная лента кассового аппарата, санитарный журнал, книга отзывов и предложений и некоторые другие документы – всего около 30 наименований.

В состав ЗАО «Универсам Центральный» входят магазин и бар второй наценочной категории, расположенные по адресу г. Минск, просп. Независимости д.23. Обособленных структурных подразделений и филиалов у ЗАО «Универсам Центральный» нет.

Основным документом, регулирующим деятельность торговых организаций в Республике Беларусь в целом и ЗАО «Универсам Центральный» в частности является Закон Республики Беларусь «О торговле».

Правила осуществления розничной торговли отдельными видами товаров и общественное питание, утверждённые постановлением Совета Министров РБ от 07.04.2004, регулируют отношения между покупателями и продавцами при продаже товаров.

Среднесписочная численность работников предприятия составляет 281 человек. Все специалисты имеют соответствующее образование и опыт работы. Проводится постоянная работа с кадрами по повышению квалификации и культуры обслуживания посетителей.

Универсам имеет общую площадь 3450 м2, и торговую — 1140 м2. ЗАО «Универсам «Центральный» состоит из двух структурных подразделений: зала самообслуживания и кафетерия, которые составляют обособленные товарные отчеты. Производится постоянное расширение ассортимента реализуемых товаров. В отделе кафетерия имеется кафе, обслуживаемое официантами. В меню содержится большой ассортимент холодных закусок, горячих блюд, десертов, а также спиртных напитков и алкогольных коктейлей.

Также имеется два цеха: цех кулинарных изделий и хлебокондитерский цех. На протяжении 2009 г. года значительно расширился ассортимент выпекаемых хлебокондитерских изделий по итальянским технологиям. Практикуется обслуживание посетителей по предварительным заказам. Имеется возможность специального оформления тортов к различным торжествам.

Пользуется повышенным спросом продукция кулинарного цеха. В нем также имеется возможность обслужить посетителей по предварительным заказам. Постоянно расширяется и обновляется ассортимент полуфабрикатов и готовых блюд.

В летний период осуществляется мелкорозничная торговля, а также работает летнее кафе, что является дополнительным источником роста товарооборота.

Постоянно проводятся текущие ремонты для поддержания магазина на высоком уровне. Обновляется и совершенствуется оборудование.

В 2007 г. увеличена площадь хлебокондитерского цеха, куплена раскаточная машина, приобретен пельменный аппарат для изготовления пельменей собственного производства, приобретены кассовые компьютерные системы для дифференцированного учета товаров.

2.Техническая оснащенность, организация рабочего места контролера-кассира

Немеханическое оборудование — оборудование, составляющее основу рабочего места работников.

К немеханическому оборудованию предъявляются следующие требования:

-        технико-эксплутационные — определяют практическую пригодность мебели к эксплуатации, удобства пользования ею. Прочность и устойчивость мебели обеспечивают сохранность выложенных на ней товаров, исключают травмирование персонала и покупателей. Достаточная вместимость мебели позволяет накапливать запасы товаров для бесперебойной продажи, уменьшать частоту их выполнения в течение рабочего дня. Для большей вместимости в конструкции мебели предусматривают достаточное количество полок, ящиков, корзин и других приспособлений для выкладки товаров. Соответствие мебели товарному ассортименту, показу, детальному ознакомлению с ними и свободному отбору покупателями. При конструировании мебели и сборке учитывают размеры, формы, свойства товаров. Для лучшего ознакомления покупателей с товарами мебель оснащают рекламными щитами, ценникодержателями. Прогрессивные формы продажи требуют применение мебели, рассчитанной на открытый максимальный показ всего ассортимента товаров и свободный отбор их покупателями.

-  эргономические требования — определяют соответствие размеров мебели (длины, широты, высоты) и ее деталей, среднему росту и пропорциям тела человека. Это обеспечивает свободный доступ к товаром, хороший их показ и минимальную утомляемость персонала.

экономические требования — сводятся к созданию недорогой мебели, поэтому мебель изготавливают простой и облегченной конструкции, из недорогих материалов индустриальными методами производства. Снижение стоимости мебели способствует также ее надежности, долговечности, возможность легко быстрого ремонта.

-  эстетические требования — характеризуют роль мебели в улучшении показа товаров и украшений торгового предприятия. Красивый внешний вид мебели придают простота форм, изящество и четкость линий, пропорциональность размеров, рациональное использование современных материалов. Эстетически современная мебель по своей конструкции размером и цветом составляет единое, гармоничное целое с оформлением помещения торгового предприятия.

-  санитарно-гигиенические требования — предусматривают стойкость мебели к химическим и механическим воздействиям, легкость ухода за ней Мебель изготавливают с гладкой, ровной поверхностью, без лишних углублений, зазоров и выступов.

Оборудование разделяют на две группы: 1. Немеханическое

Мебель, применяемую на торговых предприятиях, подразделяют по следующим признакам:

По месту использования — для торговых помещений, помещений для приемки, хранения и подготовки товаров к продаже.

По функциональному назначению — для хранения товаров (стеллажи, подтоварники), подготовке товаров к продаже (гладильные столы), столы для фасовки, приемки товаров по качеству (столы для брокеража), выкладки и продажи товаров (горки, прилавки), транспортировки и продажи (контейнеры), расчетов с покупателями (кассовые кабины), столы для перекладывания покупателями товаров из закупочных корзин в личную сумку.

По товарному профилю — специализированное и универсальное. Специализированная мебель предназначена для определенной группы или видов товаров, универсальная мебель для разных групп товаров.

По способу установки — устанавливаемое возле стен), островное (устанавливаемое в центре помещения), настенная и встроенная.

По материалу изготовления — деревянная, металлическая, комбинированная, с использованием дерева, металла, стекла, пластмасс и других материалов.

По конструкции — неразборная, сборно-разборная, складная, разборно- складная и секционная. Складная и разборно-складная мебель имеет детали с шарнирными соединениями, которые позволяют складывать их, уменьшая тем самым размеры мебель и занимаемые, ею объем. Секционная мебель состоит из отдельных секций. Секция представляет собой готовое изделие, оснащенное необходимыми деталями: полками, ящиками, кронштейнами. Присоединение секций в линию требуется меньшее количество опорных стоек, что уменьшает массу мебели, расходы на ее приобретение.

По комплектности — штучные изделия и наборы мебели. Промышленность выпускает наборы мебели для продажи продовольственных и отдельных групп товаров — хлебобулочных изделий, кондитерских товаров, овощей и плодов.

По характеру производства — экспериментальная, серийная массовая. Экспериментальную мебель изготавливают в небольшом количестве для выявления достоинств, недостатков и потребности в ней торговых предприятий. Серийную мебель выпускают более или менее крупными партиями (сериями) по результатом изготовления и испытания экспериментальных образцов. Массовую мебель изготавливают в небольшом количестве и в течение длительного времени без изменения конструкции.

В ЗАО «Универсам «Центральный» торговый зал оснащен оборудованием для показа и отбора покупателями фасованных товаров, для расчета и рабочих мест индивидуального обслуживания: горки, витрины, прилавки, кассовые кабины, столы для упаковки и др.

Горки предназначены для выкладки и продажи товаров, хранение рабочего запаса. В качестве приспособления для выкладки товаров используются полки, корзины, навесные витрины, специализированные кронштейны и др. Горки оснащаются ценникодержателями, зеркалами, рекламными панелями, светильниками.

Горки бывают пристанные, островные, привитринные и торцовые.

Пристенные горки устанавливаются по периметру торгового зала высотой 2000-2200 мм.

Островные горки устанавливаются в центре торгового зала, они имеют горки с двух сторон, высотой не более 1800 мм.

Привитринные горки сходны с островными конструкциями, их устанавливают вдоль оконных витрин. На стороне, обращенной к оконной витрине, вкладывают товар так, чтобы его можно было рассмотреть с улицы.

Универсальные горки в качестве приспособлений для выкладки товаров имеют полки для продажи мелких товаров, на которых устанавливают сборно-разборные кассеты, образующие ячейки для выкладки товаров. В некоторых горках вместо нижних полок устанавливают подшкафники, которые служат для хранения рабочего запаса. Внутри подшкафников устанавливают полки.

Витрины используют для внутримагазинного показа товаров. Они имеют сборно-разборную конструкцию и состоят из опорных стоек, верхнего и нижнего щитов, стеклянных стенок и полок. Различают витрины пристенные и островные.

Прилавки предназначены для выкладки и продажи товаров. По назначению их делят на обыкновенные, прилавки-витрины, прилавки для крупногабаритных товаров, прилавки для хранения корзин, сумок покупателей.

Прилавки-витрины имеют встроенную верхнюю часть из стекла для выкладки и демонстрации товаров. С внешней стороны прилавок оборудован неширокой полкой для сумок покупателей, а со стороны продавца — выдвижными ящиками, полками открытыми или с раздвижными дверцами для хранения товаров и инвентаря.

Кассовые кабины предназначены для устройства узлов расчета, они образуют рабочее место контролера-кассира. Кассовые кабины бывают немеханические и механические, имеют сборно-разборную конструкцию, оснащены выдвижными ящиками, полкой для хранения кассовых лент, кронштейном с лампой для местного освещения, защитными стеклами, вращающимся стулом с подъемным сиденьем и откидной спинкой, проволочной корзиной для мелких товаров.

2. Механическое.

В современной технологии торговли задействованы различные виды подъемно-транспортного оборудования, которые классифицируются по следующим признакам:

-  по характеру перемещения грузов — периодического и непрерывного действия. Оборудование периодического действия (тележки, лифты, подъемники) работают в одном направлении с грузом, в обратном — без груза. Погрузка и разгрузка этого оборудования производится во время остановки. Оборудование непрерывного действия (конвейеры) перемещают грузы непрерывным потоком или с незначительными интервалами;

по функциональному назначению — транспортирующее, грузоподъемное и погрузочно-разгрузочное. Транспортирующее оборудование (конвейеры, ручные и электрические тележки, монорельсы) применяют для горизонтального и наклонного перемещения грузов. Грузоподъемное оборудование ( грузовые лифты, подъемники, электростали др.) применяется для поднятия и опускания грузов. Отдельные виды его осуществляют горизонтальное перемещение, штабелирование грузов и погрузочно- разгрузочные работы. С помощью погрузочно-разгрузочного оборудования (электропогрузчиков, электроштабелеров) производят погрузку и разгрузку транспортных средств, перемещение и штабелирование грузов;

-        по виду энергии, приводящей оборудование в движение, — ручного действия, с электроприводом, гравитационное. Оборудование ручного действия (ручные тележки, ручные тали и др.) применяют для перемещения грузов на небольшое расстояние. Оборудование с электрическим приводом получает питание от электрической сети или аккумуляторных батарей. Гравитационное оборудование (наклонные спуски, роликовые конвейеры) имеет наклонную поверхность, по которой грузы скатываются под действием собственной тяжести;

-  по конструктивным признакам — передвижное и стационарное;

-  по направлению перемещения грузов — машины для горизонтального и слабонаклонного перемещения грузов; для вертикального и смешанного перемещения (горизонтального и вертикального);

-  по основным техническим параметрам — габаритным размерам, массе, грузоподъемности, мощности привода.

-  Тележки ручные наиболее широко используются в розничной торговой сети для горизонтального перемещения различных затаренных и штучных грузов на небольшое расстояние. Это основные средства малой механизации, используемые в каждом магазине. Они обладают хорошей маневренностью, небольшими габаритными размерами позволяют перемещать товар массой от 100кг до 1 т на расстояние до 100 м.

-  Конвейеры используют для горизонтального и наклонного перемещения грузов в магазинах, а также для погрузки и разгрузки автомашин. Они представляют собой транспортирующие машины непрерывного действия. В торговле применяют конвейеры преимущественно трех типов: ленточные, пластинчатые и роликовые. Каждый из этих типов выпускается стационарным и передвижным. Различают конвейеры с тяговым органом и без него (гравитационные).

-  Уравнительные гравитационные площадки УГП-1150 применяют для погрузки и разгрузки автомашин. Уравнительная площадка образует рабочий настил между рампой складского помещения и кузовом машины. Для вертикального и резконаклонного перемещения грузов на розничных торговых предприятиях используют лифты, подъемники и наклонные спуски.

-  Лифты грузовые представляют собой подъемно-транспортное устройство типа, периодического действия, предназначенное для подъема и спуская грузов с одного уровня на другой.

Организация рабочего места контролера-кассира

Различают следующие рабочие места контролера-кассира и контролера торгового зала магазина самообслуживания, а также кассира-операциониста в магазине с традиционными формами торговли.

Рабочее место оборудования с учетом требований научной организации труда. Правильно организованное рабочее место способствует повышению культуры обслуживания покупателей, росту пропускной способности магазина, выполнению плановых заданий, повышению эффективности работы магазина. При организации рабочих мест контролеров-кассиров имеют показ и выкладка товаров, информация покупателей о наличии товаров, применение передовых приемов и методов труда, удобные и безопасные условия труда. Повышение эффективности использования торговых площадей в магазинах самообслуживания происходит не только за счет улучшения размещения отделов, но и за счет организации единых узлов расчета.

Оплата товаров, реализуемых по методу самообслуживания, может производиться в едином расчетном узле при выходе из магазина. Этот метод производиться в едином расчетном узле при выходе из магазина. Этот метод заключается в том, что покупатели произведя все покупки, направляется в

узле расчета. Этот метод в настоящее время является наиболее удобным, так как покупатели оплачивают при выходе все покупки, произведенные в данном торговом предприятии.

Рабочее место контролера-кассира должно быть организовано таким образом, чтобы обеспечивать высокую производительность труда, от которой во многом зависит пропускная способность всего магазина самообслуживания, а следовательно, размер товарооборота и уровень культуры обслуживания.

Важно также создать удобства для работы с учетом физиологических факторов. Использование рационально сконструированного расчета узла снижает утомляемость контрелеров-кассиров и вероятность ошибок при расчете с покупателями.

Рабочее место контролера-кассира предназначено для размещения работника, выполняющего в магазине самообслуживания функции контроля и расчета за отобранные покупателями товары.

Труд контролера-кассира характеризуется большим нервно-психической напряженности, связанной с постоянным вниманием при выполнении расчетных операций и вступлением в непосредственный контакт с людьми. Перемещая товары при расчете с покупателями, контролеры-кассиры затрачивают и значительный объем физической энергии. Следовательно, от нормальной организации рабочего места контролеров-кассиров в магазине является сведение очередной в часы пик до минимума.

Рабочее место контролера-кассира состоит из кассовой кабины, подъемно- поворотного стула, подставки для ног, кассовой машины, инвентаря и материалов.

ЗАО «Универсам «Центральный» хорошо оснащен как механическим, так и немеханическим оборудованием. Созданы благоприятные условия для работы контролера- кассира учтены последовательности торгово-технологического процесса и оснащением их соответствующим оборудованием, средствами связи и инвентарем.

3.Коммерческая деятельность торговой организации

В зависимости от типа магазина и других факторов, влияющих на продажу товаров, магазины могут быть как самообслуживанием, так и с традиционным методом обслуживания.

Принципы и методы изучения покупательского спроса.

При изучении покупательского спроса сотрудники универсама «Центральный» придерживаются следующих принципов:

- спрос должен изучаться не только в целом, но и в разрезе отдельных товарных групп и ассортиментных позиций и даже отдельных товаров;

- спрос должен изучаться относительно не только совокупного усредненного покупателя, но и каждой конкретной группы покупателей, разделенных по различным признакам (пол, возраст, семейное, социальное положение, уровень доходов и т.п.). В пределах каждой изучаемой группы необходимо выделять особенности спроса и ориентироваться на них. Например, при изучении спроса на одежду у молодежи спрос можно рассматривать с точки зрения стиля – классический, романтический, спортивный и т.д., с точки зрения моды можно выделить подгруппы потребителей, прежде всего следующих авангарду, предпочитающих модную одежду на не воспринимающих моду. Спрос этой группы потребителей можно рассматривать и с других точек зрения – цены, цвета, ткани, сезона и т.п.;

- необходимо определить и конкретизировать объект изучения спроса. Объектом изучения спроса может являться, с одной стороны, ассортиментная структура товаров и услуг или определенный товар, а с другой стороны, контингент потребителей конкретного торгового предприятия;

- четко наметить организационный уровень изучения спроса, что предполагает выделение функций и задач

Изучение спроса в ЗАО «Универсам Центральный» происходит путем анализа предложений товаров сложившихся на территории города, анализ тенденций спроса покупателей. С целью изучения спроса населения в ЗАО «Универсам Центральный» имеется «Доска неудовлетворенного спроса», на которой каждый покупатель мелом может записать продукты, которые он хотел бы видеть на полках магазина. Кроме того, в обязанности каждого продавца входит записывать информацию о товарах, которыми интересуются покупатели и которых нет в продаже.

В ЗАО «Универсам Центральный» так же применяются оперативные методы изучения спроса. Используемая на предприятии программа «Ветразь» позволяет товароведам в любой момент посмотреть какое количество товаров продано, каковы размеры товарных запасов.

Среди экономических факторов формирования ассортимента в ЗАО «Универсам Центральный» особое место занимает развитие производства в Республике Беларусь, так как удельный вес товаров отечественного производства в товарообороте предприятия – 85%. Основополагающим принципом ЗАО «Универсам Центральный» является соответствие ассортимента магазинов характеру предъявляемого потребителями спроса.

Ассортиментная политика универсама «Центральный» осуществляется по всем необходимым критериям и в соответствии со всей необходимой документацией, а главное с ассортиментным перечнем.

Ассортиментные перечни устанавливаются для предприятий торговли всех форм собственности и обязательны для исполнения. Указанные в перечне товары должны присутствовать в продаже в течение всего рабочего дня, они согласовываются со всеми заинтересованными службами и организациями и утверждаются руководителем ЗАО «Универсам Центральный».

В магазине представлены продовольственные и непродовольственные товары в разнообразном ассортименте от различных поставщиков.

За исключением изобилия в рыбном, колбасном и овощном отделах в магазине находится уголок итальянской выпечки, так как универсам специально закупил печи для выпечки итальянской продукции.

Огромное изобилие присутствует в вино-водочном отделе. Даже привередливый покупатель может с легкостью найти тот товар, который ему необходим. Рядом с вином находится отдел сыров, где тоже присутствуют сыры различных вкусовых качеств, очень дорогие и не очень.

Также имеются различные товары хозяйственного происхождения. Товары для дома можно приобрести с легкостью, так как в одном отделе сразу представлены все необходимые товары.

Ассортиментная политика проводится правильно, периодически проводятся анкетные тестирования покупателей, чтобы узнать их предложения, советы, рекомендации. Это значительно повышает авторитет магазина у самих покупателей, так как универсам прислушивается к их мнению и считается с ним.

Формируя конкурентоспособную ассортиментную модель, коммерческая служба ЗАО «Универсам Центральный» учитывает потенциальные возможности предприятия, возможности поставщиков, стратегии конкурентов и другие важные факторы. Службы ЗАО «Универсам Центральный» стремятся к тому, чтобы каждая товарная позиция была рентабельной, т.е. размер торговой надбавки на товар перекрывал его издержкоемкость.

Широкий ассортимент товаров, которым отличается ЗАО «Универсам Центральный», позволяет ориентироваться на различные требования потребителей и стимулировать совершение покупок в одном месте. Вместе с тем он требует вложения дополнительных ресурсов в различные товарные группы и подгруппы. Глубокий ассортимент может удовлетворять потребности различных покупательских сегментов по одному товару; максимально использовать торговые площади; препятствовать появлению конкурентов; предлагать диапазон цен. Однако он увеличивает расходы на поддержание запасов и может затруднять сопоставление и выбор товара.

Рекламная деятельность предприятия

Реклама в универсаме занимает ведущую роль в организации торговой деятельности. Ведь при помощи рекламы покупатели быстрее находят необходимые им товары, приобретают их с наибольшими удобствами и наименьшими затратами времени. При этом ускоряется реализация товаров, повышается эффективность труда персонала, снижаются расходы.

Реклама в магазине отвечает следующим требования предъявляемым к ней: правдивость, конкретность, гуманность, компетентность.

Реклама в универсаме присутствует везде: на фирменных пакетах, одежде продавцов, ярлыках (ценниках), на вывесках, а также рекламных плакатах размещенных в торговом зале и витринах магазина — это так называемая реклама на месте продаж. Наружная реклама представлена в виде светящихся табло на фасаде здания. Последнее время покупателям раздаются календарики с рекламой магазина. В целях привлечения клиентов и дополнительной рекламы – перед универсамом, прямо на проспекте, открыто летнее кафе.

Между тем, некоторые фирмы предлагают свое собственное оборудование (горки, стеллажи, холодильники и др.) в целях размещения дополнительной рекламы, например: Кока-кола, Аливария и др.

Периодически в средствах массовой информации публикуются статьи рекламного характера, а также используется целый ряд других мероприятий для стимулирования сбыта.

Реклама ЗАО «Универсам Центральный» состоит из двух основных видов: рекламы самого магазина, привлекающая к нему покупателей, и рекламы товаров, которые продаются в нем. Эти два вида рекламы тесно переплетаются между собой. Реклама ЗАО «Универсам Центральный» и его товаров осуществляются как снаружи, так и внутри магазина. К средствам внешней рекламы можно отнести вывеску; внешнее оформление магазина; наружные витрины. Основными средствами внутренней рекламы магазина являются интерьер торгового зала; рекламная выкладка товаров; указатели; витрины; ценники; устная реклама; дегустации товаров и др.

Интерьер торгового зала соответствует современным требованиям. В магазине используется люминесцентное освещение, в зависимости от времени суток, а именно от уровня освещенности, оно автоматически включается и выключается. То есть при нормальных условиях в магазине активизируется 50% освещения, при первой же необходимости автоматически включаются остальные 50%. Таким образом, товар полностью освещен и имеет очень привлекательный вид. Кроме того, зал кондиционирован, созданы условия для товара и покупателя.

Применение POS-материалов направлено на повышение уровня продаж конкретного товара (группы товаров) в данной торговой точке. На них ложится основная ответственность за осуществление покупательского выбора. Привлечь к товару максимальное внимание, помочь наиболее выгодно выложить товар, проинформировать о его свойствах и связанных с ним специальных акциях – вот задача POS-материалов. При этом воздействие мотивирует потребителя совершить покупку «здесь и сейчас».

POS-материалы, структурирующие пространство – располагаются так, чтобы быть увиденными с максимального расстояния возможно большему количеству покупателей. Однако охватывать они должны четко локализованную зону, а именно ту, где находится товар. К POS-материалам относятся мобайлы, стикеры, флаги, гирлянды, джумби (муляжи упаковки), указатели. ЗАО «Универсам Центральный» широко использует данные POS-материалы.

POS-материалы, разделяющие и группирующие товар на полках. Ко этой группе относятся стикеры, шелфтокеры, вобблеры, и, как ни парадоксально это звучит, ценники, а также другие материалы. Использование подобных материалов может отличаться в зависимости от того, к чему именно необходимо привлечь внимание покупателя – к самому товару или к его цене. Данные материалы размещаются непосредственно в зоне продаж, на торговом оборудовании. В ЗАО «Универсам Центральный» используется большинство названных материалов. Все перечисленные POS-материалы располагаются непосредственно в местах продажи рекламируемых товаров, чаще всего на уровне глаз, или выше, непосредственного возле рекламируемого товара, на самом товаре и т.п. Данные рекламные материалы не мешают ни покупателю, ни продавцу, не загораживают товар и не затрудняют доступ к нему. Можно порекомендовать ЗАО «Универсам Центральный» использовать шелфштокеры – полноцветные фигурные рекламные элементы из картона (согнутые пополам листы), предназначенные для визуального объединения и выделения на общей полке продукции одной торговой марки. Шелфтокер позволит привлечь дополнительное внимание к бренду и поспособствует его запоминанию. Крепится на торце полки стеллажа или прилавка.

Универсам использует как обычные ценники, так и ценники, выделяющие отдельных производителей из всей группы. Можно сказать, что все ценники несут покупателю основную информацию о товаре (цена, наименование товара, количество, сведения о производителе, другая необходимая информация), они располагаются строго около товара и не закрывают его.

В ЗАО «Универсам Центральный» активно используется печатная реклама: каталоги, плакаты, фирменные настенные календари и др. Они располагаются непосредственно в зонах продажи рекламируемых товаров.

Универсам использует фирменные упаковочные материалы: пакеты различной вместимости с рекламой магазина, оберточная бумага и др.

Завершающая зона магазина – прикассовая. Здесь покупатели натыкаются на шоу-боксы, коробочки для чеков, блистеры, напоминающие о том, что посетители забыли приобрести, световые короба с рекламой сигарет и др. POS-материалы.

Радиореклама также имеет особое значение для продаж товаров. Но, к сожалению, ЗАО «Универсам Центральный» ее не использует. Мы бы порекомендовали создать универсаму собственный радио-узел, ведь радиосообщения помогают донести до потребителя информацию о появившихся новых товарах, их месторасположении в магазине, о различных рекламных акциях и др.

В универсаме «Центральный» часто проводятся различные дегустации (например, проведение дегустации соков «Соковита», глазированных сырков «Karums»). Покупатели заранее предупреждаются об их проведении посредством размещения объявления на дверях магазина. Все желающие могут побольше узнать о предлагаемой продукции у консультантов, продегустировать ее. Такие дегустации создают у покупателей приятное впечатление о товаре, о его производителе, а также о магазине, в котором она проводилась. Дегустации так же являются методом неценового стимулирования продаж.

Из методов ценового стимулирования продаж в ЗАО «Универсам Центральный» можно выделить использование рыночной корректировки цен и скидок. Сущность рыночной корректировки цен заключается в психологическом восприятии покупателем цены товара. Так посетители магазина более охотно покупают, например цыплят-бройлеров, по цене 6980, чем по 7030, хотя разница между этими ценами несущественная. Рыночная корректировка цен широко используется работниками ЗАО «Универсам Центральный» при формировании розничной цены на товар. Скидки на товар в ЗАО «Универсам Центральный» предоставляются в основном совместно с поставщиками и производителями этих товаров.

В настоящее время привлечь и удержать покупателя в магазине могут способствовать не только грамотная ассортиментная политика и различные методы стимулирования продаж, но и дополнительные услуги, предоставляемые в магазине. В ЗАО «Универсам Центральный» предоставляются следующие виды дополнительных услуг:

- возможность расчёта за покупку с использованием пластиковой карточки;

- реализация в узлах расчёта открыток и периодической печати;

- консультации специалистов магазина по выбору товара;

- организация дегустации отдельных товаров (совместно с производителями);

- наличие кафетерия.

4.Краткая характеристика ассортимента товаров

 

4.1Характеристика группы непродовольственных товаров

4.2 Характеристика группы продовольственных товаров

Твердые и полутвердые сычужные сыры

Твердые сыры

Твердые сыры наиболее обширная группа сычужных сыров. В созревании их принимают участие молочнокислые бактерии, а развитие аэробной микрофлоры на поверхности головок в период созревания подавляется. Эти сыры вырабатывают с применением второго нагревания и принудительного прессования. Сыры покрывают парафиновой смесью или полимерными покрытиями.

В зависимости от технологии, особенностей созревания и органолептических свойств твердые сыры группируют на сыры типа Швейцарского, сыры типа Голландского, сыры типа Чеддера, терочные сыры.

Сыры типа Швейцарского относятся к твердым сычужным сырам с высокотемпературной обработкой сырной массы. Традиционные виды сыров – Швейцарский, Алтайский и Советский – вырабатывают с содержанием жира 50%, влаги – 42, соли – 1,5- 2,5.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: