оценка стоимости бизнеса


20. ОЦЕНКА СТОИМОСТИ БИЗНЕСА

1. Понятие, цели и принципы оценки бизнеса

Сущность оценки бизнеса. Субъект и объект оценки. Бизнес, предприятие, капитал как объекты собственности и оценки. Профессиональные нормы оценки. Этические нормы оценщика. Цели оценки бизнеса. Виды стоимости, определяемые при оценке. Основные факторы, определяющие оценочную стоимость. Принципы оценки бизнеса: принципы собственника, принципы эксплуатации, принципы рыночной среды.

Оценка стоимости любого субъекта собственности представляет собой упорядоченный целенаправленный процесс определения в денежном выражении стоимости объекта с учетом потенциального и реального дохода, приносимого им в определенный момент времени в условиях конкретного рынка.

Процесс оценки предполагает наличие оцениваемого объекта и оценивающего субъекта.

Объектом оценки является любой объект собственности в совокупности с правами, которыми наделен его владелец. Это может быть предприятие в целом, его отдельные элементы, отдельные объекты материальных и нма.

Право собственности – право владения, распоряжения и пользования.

Предприятие обладает всеми признаками товара и может быть объектом купли-продажи, но предприятие – это товар особого рода:

1)                Это инвестиционный товар, т.е. товар, вложения в который осуществляются с целью отдачи в будущем. Затраты и доходы при этом разъединены во времени, а размер ожидаемой прибыли не известен и имеет вероятностный характер, поэтому инвестору приходится учитывать риск возможной неудачи. Если будущие доходы с учетом времени их получения оказываются меньше издержек на приобретение инвестиционного товара, то он теряет свою инвестиционную привлекательность.



2)                Бизнес является системой, но продаваться может как вся система в целом, так и отдельно ее подсистемы и даже отдельные элементы. Продавая отдельные подсистемы или элементы бизнеса, разрушается их связь с собственным капиталом, конкретной организационно-экономической формой, что приводит к тому, что их стоимость снижается.

3)                Потребность в данном товаре зависит от процессов, которые происходят внутри самого товара и во внешней среде.

4)                Учитывая особое значение устойчивости бизнеса для стабильности в обществе необходимо участие государства в регулировании процесса купли-продажи бизнеса и в формировании цен.

Объектами оценки могут выступать:

- группа предприятий;

- предприятие;

- недвижимость предприятия;

- машинный парк;

- нма;

- оборудование;

- репутация;

- любые виды прав (право аренды, производства и так далее).

Субъектами оценки выступают профессиональные оценщики, обладающие специальными знаниями и навыками.

Международный комитет по стандартам оценки имущества (МКСОИ) был образован в 1981 году в рамках международного комитета по стандартам бух учета и международного комитета по аудиторской деятельности.

В 1985 году МКСОИ был включен в реестр экономического и социального совета ООН.

Профессиональные оценщики работают по законам, поступающим от государственных органов, предприятий, банков, инвестиционных страховых институтов, а также граждан. В своей деятельности оценщики руководствуются правовыми, этическими, профессиональными нормами. Правовые нормы закреплены в законодательных актах. Профессиональные нормы – стандарты профессиональной практики оценки, разрабатываются профессиональными организациями для контроля за деятельностью своих членов. Этические нормы зафиксированы в кодексе этики. При нарушении стандартов кодекса к оценщикам могут применяться санкции вплоть до исключения из СРО и лишения сертификата.



К основным требованиям, предъявляемым к оценщику относятся:

- профессионализм;

- определенный опыт работы (не менее двух лет, чтобы мог совместно подписывать отчет об оценке, это требование не законодательно);

- определенные личные качества (честность, объективность, независимость, устойчивость к давлению);

- обязательность в выполнении условий заключенного с заказчиком договора.

Профессиональный оценщик в своей деятельности всегда руководствуется конкретной целью. Четкая, грамотная формулировка цели позволяет правильно определить вид рассчитываемой стоимости и метод оценки. Как правило, цель оценки состоит в определении какой-либо стоимости, необходимой клиенту для принятия решения.

В качестве клиентов могут выступать:

- кредиторы;

- инвесторы;

- государство в лице своих органов (налоговые органы, гос надзорные органы и т.д.);

- акционеры;

- управляющие;

- поставщики;

- страховые компании.

Оценку бизнеса проводят в следующих целях:

- повышение эффективности текущего управления предприятия;

- определение стоимости ЦБ (акций) в случае их купли-продажи на рынке;

- определение стоимости предприятия в случае его купли-продажи целиком или по частям;

- реструктуризация предприятия;

- разработка плана развития предприятия;

- определение кредитоспособности предприятия и стоимости залога при кредитовании (отражение стоимости имущества в балансе может не совпадать с его реальной стоимостью);

- страхование имущества;

- в целях налогообложения;

- принятие обоснованных управленческих решений;

- осуществление инвестиционного проекта развития бизнеса.

В зависимости от целей проводимой оценки, количества и подбора учитываемых факторов оценщик рассчитывает различные виды стоимости. Стоимость – денежный эквивалент какого-либо объекта или предмета.

Стоимость отличается от цены и затрат.

Стоимость различается по признакам:

1)                по степени рыночности:

- рыночная стоимость – наиболее вероятная цена при осуществлении сделку между типичным покупателем и типичным продавцом. Рыночная стоимость рассчитывается исходя из ситуации на рынке на конкретную дату, поэтому при изменении рыночных условий рыночная стоимость будет меняться. В некоторых случаях рыночная стоимость может выражаться отрицательной величиной.

- нормативно-рассчитываемая стоимость – стоимость объекта собственности, рассчитываемая на основе методик и нормативов, утвержденных соответствующими органами. Нормативно-рассчитываемая стоимость не совпадает с величиной рыночной стоимости, поэтому нормативы периодически обновляют, приближая их к рыночной стоимости.

2) с точки зрения оценки:

- инвестиционная стоимость – стоимость собственности для конкретного инвестора при определенных целях инвестирования (существует ряд причин, по которым инвестиционная стоимость может отличаться от рыночной!).

- страховая стоимость – стоимость собственности, определяемая положениями страхового контракта или полиса.

- налогооблагаемая стоимость – определяется на основе определений, содержащихся в нормативных документах, относящихся к н/о собственности.

- утилизационная стоимость – стоимость объекта стоимости, за исключением земельного участка, рассматриваемая как совокупная стоимость материала, содержащегося в нем, без дополнительного ремонта.

3) в зависимости от характера аналога:



- стоимость воспроизводства – стоимость объекта собственности, создаваемая по той же планировке и из тех же материалов, что и оцениваемая, но по действующим ценам.

- стоимость замещения – стоимость близкого аналога.

- балансовая стоимость – затраты на строительство или объекты собственности:

А) первоначальная;

Б) восстановительная (за вычетом амортизации или износа).

4) в зависимости от перспектив развития предприятия:

- стоимость действующего предприятия – стоимость сформированного предприятия  как единого целого, включающая в себя множество компонентов, объединенных общей хозяйственной деятельностью и способных в совокупности приносить доход. Оценка действующего предприятия предполагает, что оно имеет благоприятные перспективы развития, поэтому можно ожидать сохранение предприятия как единого целого.

- ликвидационная стоимость – стоимость вынужденных продаж, т.е. денежная сумма, которая может быть получена от продажи собственности в срок, слишком короткий для поиска покупателей. Ликвидационная стоимость – разница между выручкой от реализации активов предприятия и издержками на ликвидацию.

2. Подходы и методы, используемые для оценки бизнеса

Метод капитализации прибыли, является одним из вариантов доходного подхода к оценке стоимости действующего предприятия. Метод основан на том, что стоимость доли собственности предприятия равна текущей стоимости будущих доходов, которые принесет эта собственность.

Стоимость предприятия = чистая прибыль (ЧП)/ставка капитализации (К)

Метод больше всего подходит для ситуаций, в которых ожидается, что предприятие в течение длительного срока будет получать примерно одинаковые величины прибыли или темпы ее роста будут постоянными, поэтому данный метод трудно применим в российской практике.

Основные этапы применения метода:

Анализ финансовой отчетности.

Выбор величины прибыли, которая будет капитализирована.

Расчет адекватной ставки капитализации.

Определение предварительной величины стоимости.

Проведение поправок.

Затратный подход, рассматривает стоимость предприятия с точки зрения понесенных издержек.

Балансовая стоимость активов и обязательств предприятия, как правило не соответствует рыночной стоимости, в результате перед оценщиком встает задача корректировки финансовой отчетности предприятия, для этого сначала проводится оценка обоснованной рыночной стоимости каждого актива, затем определяется текущая стоимость всех обязательств, после чего из суммы активов вычитается текущая стоимость обязательств. Результат показывает оценочную стоимость собственного капитала предприятия.

Затратный подход представлен двумя основными методами:

метод стоимости чистых активов (рыночная стоимость активов – текущая стоимость обязательств);

метод ликвидационной стоимости, предполагает, что стоимостью предприятия является величина, которая может быть получена от реализации или утилизации всех имеющихся активов за минусом затрат на их ликвидацию и оплаты оценочных услуг.

Сравнительный подход, предполагает, что ценность активов определяется тем, за сколько они могут быть проданы при наличии достаточно сформированного финансового рынка, т.е. наиболее вероятной величиной стоимости оцениваемого предприятия может быть реальная цена продажи аналогичного предприятия. При этом оценщик может использовать в качестве ориентира сформированные рынком цены на аналогичные предприятия или их акции. Т.о. сравнительный подход базируется на принципе альтернативных инвестиций.

Основным преимуществом данного подхода является то, что цена на объект определяется рынком и оценщик может ограничиться лишь внесением корректировок в стоимость оцениваемого объекта.

Недостатками подхода является его узкая применимость в российских условиях, т.к. отсутствует открытая информация оценок реальных сделок.

В зависимости от целей инвестора, объекта и конкретных условий оценки сравнительный подход предполагает использование трех основных методов:

метод компании-аналога, основан на использовании цен, сформированных на открытом рынке.

Метод сделок, ориентирован на цены приобретения предприятия в целом, либо контрольного пакета акций.

Метод отраслевых коэффициентов, основан на использовании финансовых мультипликаторов, в основе которых лежит соотношение цены и основных финансовых параметров (цена-выручка, цена-чистая прибыль).

 




Предыдущий:

Следующий: