основы бизнеса текст

Министерство образования и науки Российской Федерации НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

О.В. ВОРОНКОВА

ОСНОВЫ БИЗНЕСА

Утверждено

Редакционно-издательским советом университета в качестве учебного пособия

НОВОСИБИРСК

2012

ББК 65.290я73 В 753

Рецензенты:

д-р экон. наук, проф. В.А. Титова, канд. экон. наук, доц. Н.Г. Низовкина

Учебное пособие подготовлено на кафедре экономической теории для студентов I курса факультета бизнеса

В оформлении обложки использована картина Винсента Ван Гога «Подсолнухи» (1889 г.). Амстердам. Музей Винсента Ван Г ога.

Воронкова О.В.

В 753 Основы бизнеса : учеб. пособие / О.В. Воронкова. — Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2012. — 135 с.

ISBN 978-5-7782-2266-3

В учебном пособии представлены в кратком варианте основы бизнеса. Деловые отношения характеризуются рядом общих черт, что важно для понимания системного характера бизнеса и представляет интерес для любого здравомыслящего человека, стремящегося к карьерному росту. Предназначено для студентов, изучающих данную дисциплину в рамках учебной программы, а также всех, интересующихся базовыми аспектами бизнеса.

ББК 65.290я73

ISBN 978-5-7782-2266-3

© Воронкова О.В., 2012 © Новосибирский государственный технический университет, 201 2

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение4

Бизнес и предпринимательство6

Концептуальные понятия бизнеса8

Субъекты и объекты бизнеса11

Принципы профессионального предпринимательства21

Производственный бизнес34

Коммерческий бизнес40

Финансовый бизнес47

Бизнес на рынке потребительских услуг59

Бизнес-планирование64

Риски и страхование в бизнесе70

Производственные ресурсы81

Реклама и связи с общественностью91

Культура бизнеса101

Стратегическое планирование109

Библиографический список112

Приложения114

Приложение 1114

Приложение 2116

Приложение 3116

Приложение 4124

Введение

«Зачем вы работаете?», — спросил философ мозаичников.

Первый ответил: «Яработаю, чтобы есть».

Второй сказал: «Чтобы меня похвалил учитель».

Третий произнес: «Чтобы сделать потрясающую картину».

Притча

Знание основ бизнеса дает представление о многообразии его видов, особенностях сделок на разнообразных рынках товаров и услуг.

Цель изучения дисциплины «Основы бизнеса» — получение студентами системных знаний по ключевым вопросам бизнеса, а также формирование понимания у них многогранности современного хозяйственного механизма экономики.

Цель преподавания дисциплины — дать студентам комплекс знаний, необходимых им для дальнейшего изучения современного бизнеса.

В пособии представлено современное понимание бизнеса. А это является результатом предшествующего развития и одновременно базой для последующего развития бизнеса. Деловые отношения характеризуются рядом общих черт, что важно для понимания системного характера бизнеса и представляет интерес для любого здравомыслящего человека, стремящегося к карьерному росту.

Учиться современному бизнесу означает, прежде всего, учиться прибыльному ведению хозяйства, что подразумевает:

освоение хозяйственных норм и нормативов выбора формы хозяйствования;

выбор деятельности с учетом жесткой конкуренции;

освоение сложного механизма производственно-финансовой деятельности с учетом обеспечения высокой рентабельности фирмы;

поиск «своего» потребителя продукции или услуг;

определение издержек производства и политики ценообразования;

законопослушание в соблюдении кредитно-финансовой и налоговой дисциплины;

владение инструментом менеджмента;

освоение навыков бизнес-планирования, основ механизма инвестирования, аудиторской деятельности и работы с ценными бумагами;

познание основ рекламной и конкурентной культуры;

приобретение навыков профессионального ведения бизнес-диалога и других элементов этики бизнеса.

Таким образом, невозможно добиться успеха в бизнесе без четкого планирования своей деятельности, постоянного сбора и анализа информации как о состоянии целевых рынков, положении конкурентов на них, так и собственных перспективах и возможностях.

Материал настоящего пособия включает вопросы, которые относятся именно к основам бизнеса. Более сложная проблематика изучается позднее и в рамках других учебных дисциплин. Такие темы, как «Бизнес-планирование», «Риски и страхование в бизнесе», «Производственные ресурсы» и «Стратегическое планирование», являются дополнительными и изучаются в случае углубленного подхода в рамках данного курса.

Изложение материала представлено в форме, доступной для студентов. Предусматриваются также чтений лекций, проведение практических занятий и самостоятельная работа студента.

Бизнес и предпринимательство

Что же такое бизнес? Чем понятие «бизнес» отличается от понятия «предпринимательство»? В отечественной и зарубежной литературе приводится множество определений, каждое из которых трактует данные понятия по-разному, при этом часто смешивая их друг с другом (табл. 1).

Т аблица 1

Определения понятий «бизнес» и «предпринимательство»

Бизнес — это:

деятельность человека, направленная на получение дохода с помощью использования своих знаний, опыта, своего капитала, реализация потенций человека на экономической стезе. Получение прибыли для бизнесмена — один из главных критериев эффективности его деятельности

система ведения дела, создание продукции, нужной людям

система производства, которая создается для удовлетворения потребностей людей

умение из денег делать деньги, но обязательно посредством полезной производительной деятельности — изготовления продукции или оказания услуги

организация предприятия — промышленного, сельского, торговли или бытового обслуживания, банка, юридической консультации, исследовательского учреждения, издательства и др.

Предпринимательство — это:

производственно-хозяйственная деятельность особого рода, включающая в себя элементы риска (Р. Кантильон)

«Соединение, комбинирование трех классических факторов производства — земли, труда, капитала» (Ж.Б. Сэй)

«Самоинициирующаяся и саморегулирующаяся деятельность, которая при наличии основных факторов производства возникает спонтанно» (А. Смит)

соединение, комбинирование четырех факторов производства — земли, труда, капитала, организации (А. Маршалл)

выявление и использование новой комбинации факторов производства, т. е. реализация нововведений. Делать не то, что другие и не так, как делают другие (Й. Шумпетер)

«Личная свобода, которая дает человеку возможность рационально распоряжаться своими способностями, знаниями, информацией и доходами. Поиск и изучение новых возможностей, характеристика поведения, а не вид деятельности» (Ф. Хайек)

«Это процесс создания чего-то нового, что обладает стоимостью» (Р. Хиз- рич, М. Питерс)

конкретная деятельность, содержанием которой являются нововведения во всех сферах, в том числе и в управлении (П.Ф. Друкер)

Слово «business» в переводе с английского языка означает «дело, занятость». Бизнесменом считается человек, владеющий капиталом и другими ресурсами, которые участвуют в деятельности какого-либо предприятия. При этом бизнесмен может получать прибыли или терпеть убытки. Таким образом, прибыль нельзя отнести к признакам бизнеса, скорее всего, прибыль является одним из результатов бизнеса.

Сложно выбрать единственное определение, которое оказалось бы наиболее точным со всех сторон. Исходя из вышеизложенного, можно обобщить, что к бизнесу и предпринимательству можно подходить с разных сторон (табл. 2).

Т аблица 2

Бизнес и предпринимательство

Бизнес

Предпринимательство

Процесс, который имеет свои функции — маркетинг, учет, материальное обеспечение, кадровая политика и т. д.

Структура, имеющая определенную организационную форму — предприятие

Товар, который можно купить, продать, передать в собственность другому лицу и т. п.

Деятельность с целью получения максимальной прибыли

Действия по увеличению капитала и развитию производства

Процесс инновационной деятельности

Инициативная деятельность предпринимателей, при производстве товаров и услуг, приносящая прибыль

Способ управления предприятием

Способ взаимодействия участников рынка

В современном подходе к бизнесу и предпринимательству есть такое понятие, как «предпринимательский бизнес». Предпринимательский бизнес рассматривается как инициативные действия субъектов предпринимательства, которые владеют, пользуются либо распоряжаются какими-либо объектами бизнеса самостоятельно или с привлечением наемного труда предпринимают усилия по созданию продукции, оказанию услуг и выполнению работ. Эти действия они совершают регулярно либо на систематической основе, реализуя свои профессиональные способности, личностные качества, нацеливают данные действия на достижение общественно значимых результатов и извлечение предпринимательских доходов.

К признакам предпринимательского бизнеса относятся следующие утверждения:

экономическая свобода каждого из субъектов предпринимательства;

наличие у всех людей предпринимательской правоспособности;

абсолютное доминирование товарно-денежного рынка над рынком бартерных сделок;

равенство всех форм собственности;

регулирование национальных и мировых рынков экономических благ ради стабильного развития предпринимательского бизнеса.

Вопросы и задания для самопроверки

Чем понятие «бизнес» отличается от понятия «предпринимательство»?

Прокомментируйте различия в подходах к определению понятия «предпринимательство».

Что такое предпринимательский бизнес?

Перечислите признаки предпринимательского бизнеса.

Концептуальные понятия бизнеса

Концепция — это система устойчивых логически взаимосвязанных теоретических взглядов на те или иные объективные явления, а также возникшие из данных взглядов положения, выводы и категории, с помощью которых данные явления описываются в научных исследованиях и других разработках.

Существует три концепции бизнеса: критическая, позитивная и прагматическая (табл. 3).

Т аблица 3

Концепции бизнеса

Концепция бизнеса

Содержание бизнеса

Критическая

Навязывание корыстных интересов

Направленность на извлечение прибыли

Исторически приходящее явление

Противоречивое явление

Нежелательный компонент жизни людей

Позитивная

Непротиворечивое явление

Люди работают на благо общества

Направлен на укрепление экономики

Типичная черта жизни людей

Подчинен всеобщим интересам

Нацелен на всеобщее благо

Прагматическая

Базируется на отношениях между людьми

Необходимый и неизбежный компонент

Объединяет стремление одних к извлечению доходов и стремлению других к удовлетворению потребностей в экономических благах

Противоречивое явление

Развивающееся явление

Критическая концепция бизнеса исходит из того, что понятие «бизнес» объединяет совокупность действий различных субъектов рыночных отношений, преследующих цели обогащения за счет других субъектов рыночных отношений.

Позитивная концепция бизнеса оценивает его как общественнополезную деятельность людей, осуществляемую в порядке личной инициативы, целью которой является производство товаров и услуг для других людей.

Прагматическая концепция бизнеса рассматривает бизнес как явление, неизбежное в контексте развития общества. С одной стороны, это явление оказывается противоречивым, создающим конфликты интересов субъектов бизнеса, каждый из которых преследует собственный интерес, нередко противоположный интересам его контрагентов, с другой — оно оказывается выгодным для людей, которые либо самостоятельно занимаются предпринимательским бизнесом, либо участвуют в нем в качестве наемных работников и получают за это доходы, либо пользуются его результатами.

Основу прагматической концепции составляет непротиворечивое определение самого термина «бизнес». Различия в толковании слова «бизнес» часто обусловлены разницей в интерпретации его значения. Под бизнесом нередко понимают неодинаковые процессы, события и действия людей. Понимание бизнеса бывает поведенческим, коммуникационным и системно-социальным (табл. 4).

Т аблица 4

Понимание бизнеса

Понимание бизнеса

Содержание

Поведенческое

Совокупные действия людей, т. е. их деловая деятельность

Коммуникационное

Совокупность отношений возникающих между различными людьми, занимающимися бизнесом, т. е. деловые отношения между людьми

Системно -со циальное

Совокупность ситуаций, при которых люди, занимающиеся бизнесом, вовлекаются в деловые отношения между собой, что является обязательным элементом жизни общества как социально-экономической системы

Этические и правовые основы прагматической концепции бизнеса:

субъекты бизнеса должны признавать обычаи делового оборота. правила, стандарты, нормы поведения и взаимодействия, принятые в обществе;

этика и право обеспечивают общий формат деловых отношений и делового поведения субъектов бизнеса.

Этика — совокупность неформальных правил, стандартов и норм, которых должны придерживаться субъекты бизнеса, рассчитывающие на положительное признание общества.

Право — совокупность формальных стандартов, обязательных для исполнения всеми субъектами бизнеса.

Объективное право — совокупность директивных, т. е. обязательных для исполнения, норм и правил, которые устанавливаются с целью административной регламентации, упорядочивания и регулирования отношений между людьми.

Правила — положения, которые определяют содержание действий людей и прописывают форму их поведения.

Нормы — количественные параметры, характеризующие поведение и взаимодействие людей, следующих установленным правилам.

Законодательное право имеет две стороны. С одной стороны, оно обеспечивает всем субъектам бизнеса свободу деловой деятельности, их права, которыми они могут воспользоваться в процессе ведения дел, с другой — законодательное право представляет собой ответственность субъектов бизнеса за все аспекты самостоятельного делового поведения.

Правовая среда бизнеса — это:

совокупность юридических институтов (государственные и международные законодательные органы, суды, надзорные органы, органы защиты прав граждан и организаций);

совокупность регламентирующих и организующих документов в обществе, с помощью которых органы власти и управления могут создавать, обеспечивать и поддерживать установленный порядок во взаимоотношениях между различными субъектами бизнеса;

совокупность деятельности указанных институтов по созданию регламентирующих и упорядочивающих документов, а также по контролю за их соблюдением различными субъектами бизнеса.

Находясь в правовом пространстве, каждый субъект бизнеса вправе избирать любую форму деловой деятельности, любые стратегии, тактики и технологии делового поведения. Наличие права делит бизнес на две категории: законный бизнес и незаконный бизнес.

Вопросы и задания для самопроверки

Какие определения бизнеса и предпринимательства существуют?

Перечислите и прокомментируйте концепции бизнеса.

Как соотносятся этика и право в бизнесе?

Охарактеризуйте правовую среду бизнеса.

Субъекты и объекты бизнеса

Субъект бизнеса — человек, группа людей, организация, фирма или предприятие — осуществляет деловую деятельность и вступает в деловые отношения с другими субъектами бизнеса по поводу объектов бизнеса.

Выделяют четыре группы лиц, благодаря которым бизнес существует как особая деятельность и социальный институт (табл. 5).

Т аблица 5

Основные группы участников бизнеса

Группа

Деловой интерес

Сфера

Предприниматели

Получение доходов реализуется через производство, продажу продукции (товаров и услуг)

Предпринимательский бизнес: производство продукции, коммерция (торговля), коммерческое посредничество

Потребители продукции (индивидуальные и коллективные)

Потребление товаров и услуг реализуется при налаживании контактов с производителями и продавцами на основе взаимной выгоды

Потребительский бизнес

Наемные работники

Извлечение доходов реализуется посредством работы в фирме, организации, на предприятии на контрактной или иной основе

Наемно-трудовой бизнес

Государственные органы, учреждения и организации

Осуществление общегосударственных программ (научно-технических, образовательных, социальных и т. п.) для удовлетворения потребностей как государства в целом, так и всех его граждан

Государственный бизнес

Представленные группы людей имеют деловой интерес в бизнесе и определяют тем самым целесообразность этого бизнеса.

Сравним два подхода к определению предпринимателя по табл. 6.

Несмотря на значительный разрыв во времени, основной смысл того, кто такой предприниматель, практически не изменился. Таким образом, к основным функциям предпринимателя относятся следующие:

предприниматель берет на себя инициативу соединения ресурсов земли, капитала и труда в единый процесс производства товара или услуги;

предприниматель берет на себя трудную задачу принятия основных решений в процессе ведения бизнеса;

предприниматель — это новатор, лицо, стремящееся вводить в обиход на коммерческой основе новые продукты, новые производственные технологии или даже новые формы организации бизнеса;

предприниматель — это человек, идущий на риск.

Т аб лиц а 6

Подходы к определению предпринимателя

Автор(ы)



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: