нац.экономика


Российская экономика обладает рядом привлекательных для иностранного инвестора особенностей, среди которых следует выделить большую емкость внутреннего рынка, относительно дешевую рабочую силу, слабую конкуренцию среди иностранных предпринимателей. Однако высокая степень политической нестабильности заставляет большинство инвесторов не рисковать крупными суммами.    Могут ли объективные экономические факторы: большая емкость рынка, богатые природные ресурсы, дешевая и квалифицированная рабочая сила – компенсировать или хотя бы сгладить недостатки российского инвестиционного климата? Эти факторы обычно рассматриваются в литературе в качестве  наших мощных  преимуществ перед конкурентами на мировых рынках капитала. Бесспорным преимуществом России на сегодняшний день является также ее огромный внутренний рынок, который, к сожалению, быстро сужают регионы, стремящиеся к большей самостоятельности, вводящие местные налоги, льготы, ограничения и т.д.

Из этого следует, что общеполитическим условием изменения ситуации в привлечении иностранных инвестиций является сохранение единого экономического пространства нашей страны. В соответствии с Указом Президента РФ № 1199 региональная и отраслевая самостоятельность в регулировании иностранных инвестиций пресечена, но на практике она все еще существует, и в значительных масштабах, что представляет собой внутреннюю угрозу экономике страны.

Кроме того, чтобы успешнее конкурировать с другими крупными развивающимися рынками (КРР), России необходимо активизировать усилия, направленные на региональную интеграцию внутри СНГ. Если внутри уже существующей зоны свободной торговли (с Беларусью, Казахстаном и Кыргызстаном) будет введен таможенный союз (возможно также введение валютного союза), то иностранные компании получат возможность, основав производства на территории России, распространять свою продукцию на растущие рынки стран СНГ, где проживает почти 300 млн. человек.

Безусловно, наличие емкого внутреннего рынка принимается во внимание инвесторами при организации, к примеру, производств потребительских товаров швейного производства, кондитерских изделий и т.д. Следует, однако, отметить, что емкость подобных рынков сокращается из-за падения покупательной способности россиян. Кроме того, иностранные предприятия и предприятия с иностранным участием до сих пор сталкиваются со значительной конкуренцией со стороны импортных товаров.

Привлекательными для иностранных инвесторов в РФ являются добыча и переработка природных ископаемых. Более того, это направление получит в ближайшие годы дальнейшее развитие в связи с новыми возможностями в области соглашений о разделе продукции (СРП). По оценке российских экспертов, в расчете на душу населения запасы российских природных богатств в 2 – 2,5 раза превосходят потенциал США, в 6 раз – ФРГ, в 18 – 20 раз – Японии. Такие показатели – залог устойчивости геополитического положения России. Вместе с тем интересы страны и остального мира могут и не совпадать, и это еще один важный вопрос о роли иностранных инвестиций в будущем России.

Традиционно принято считать, что главные конкурентные преимущества России – богатые природные ресурсы, высокий уровень образования и сильный интеллектуальный потенциал.

Но уже в отношении качества рабочей силы необходимо трезво оценивать нашу конкурентоспособность. Сравнительная интегральная оценка качества рабочей силы,  которую  швейцарский институт Beri ежегодно определяет для  49 стран, характеризует  Россию как страну не очень благоприятную для размещения производства, на рубеже с группой стран, не подходящих  для  размещения  какого-либо  производства.  Вопреки распространенному мнению о дешевизне российской рабочей силы, соотношение зарплаты и производительности труда российских рабочих проигрывает аналогичному показателю во многих странах, составляя 1/5 от максимального уровня. Трудовая дисциплина по отношению к труду оценивается в 1/3 от возможного максимального уровня. Весьма ограниченное количество трудящихся обладает квалификацией и культурой производства, необходимыми для современного компьютеризированного производства.

Что касается инфраструктуры, то она обычно оценивается как явно слабая. Необъятные просторы приводят к значительным транспортным издержкам, что снижает привлекательность регионов, удаленных от рынков сырья и сбыта. Отсутствие современной инфраструктуры значительно увеличивает величину необходимых первоначальных затрат.

Политическая стабильность и предсказуемость представляют одно из самых уязвимых мест российского инвестиционного климата. Именно сейчас складываются необходимые  политические условия для активизации инвестирования.

В последние годы поглощения и слияния стали преимущественным направлением развития ПИИ в мировой экономике. В Россию же, напротив, приходят в основном инвестиции в новые компании. И хотя создание новых производств – положительный момент, но уже существующие компании также остро нуждаются в инвестициях. Слабость недавно возникшего российского фондового рынка, а позднее и финансовый кризис, который фактически привел к закрытию рынка корпоративных ценных бумаг, препятствовали привлечению иностранного капитала в действующие российские компании.

Большинство развивающихся стран с переходной экономикой для привлечения ПИИ в старые производства широко использовали приватизацию государственных предприятий. Особенность России состоит в более позднем допуске иностранцев к процессу приватизации, слабой защите прав частной собственности, в значительных ограничениях для иностранного капитала, неустойчивом характере и несоответствии международным нормам как самого процесса приватизации, так и правил, регулирующих допуск иностранцев.

Несмотря на усилившуюся мировую конкуренцию, у России есть хорошие шансы, чтобы привлекать ведущие ТНК и использовать свои преимущества перед конкурентами среди КРР. Она имеет:

– большое число высококвалифицированных специалистов и отличную систему образования;

– обилие полезных ископаемых;

– развитую физическую инфраструктуру;

– крупный потребительский рынок, быстро догоняющий рынки развитых стран;

– культурное родство с другими европейскими и североамериканскими странами;

– географическую близость как к западным, так и к восточным инвесторам;

– базу для дальнейшей экспансии на рынки стран СНГ.

Для превращения этих предпосылок в преимущества российским властям необходимо разработать разумную ПИИ-стратегию и немедленно внедрить ее, с тем чтобы остановить промышленный спад и “утечку мозгов”, сохранить занятость, расширить налогооблагаемую базу и обеспечить защиту окружающей среды. Подобная стратегия позволит увеличить объемы «продуктивного» инвестирования и сократить «спекулятивное». Производственная деятельность сменит явно выраженную торговую, финансовую и экспортно-импортную направленность, и Россия сможет вернуть себе статус одной из главных промышленных держав.

Активизация попыток, предпринимаемых основными  конкурентами и направленных на развитие высокотехнологичных отраслей, требует ускорения разработки российской концепции. Частные инвесторы принимают решения об инвестировании, ориентируясь в основном на два параметра: доходность и риск. Потенциально в России огромные возможности для высокодоходных инвестиций. Не достает грамотно подготовленных инвестиционных проектов специалистов и организаций, способных их разрабатывать с учетом современных требований. Что же касается рисков, то они чрезвычайно высоки.

В настоящих условиях инвестору, российскому или зарубежному, принимающему решения о вложениях в России, приходится учитывать не только высокие налоги и произвол чиновников, но и повышенные расходы на безопасность, давать взятки, рисковать в случаях помещения денег в российские банки, сталкиваться с неспособностью покупателей рассчитываться живыми деньгами, бартером или взаимозачетами.

Чтобы изменить реальность, необходимо исправить внутриэкономический климат, в особенности нестабильность, вызванную частыми изменениями и бременем высоких налогов и таможенных пошлин. Ясная политика и четкие законы о труде, внешней торговле, собственности и защите окружающей среды, а также введение разумной и стимулирующей налоговой системы позволят иностранным инвесторам чувствовать себя в России более комфортно и уверенно.

Журнал «Economist» дает такой прогноз: «…даже в наихудшем случае доход России должен удвоиться или даже утроиться в течение 25 лет. Выбрав правильный политический курс, Россия в состоянии построить новую экономику, которая будет функционировать гораздо эффективнее имеющейся. Это подразумевает проведение земельной реформы, демилитаризацию экономики, и, что, возможно, является самым важным, выработку новой системы взаимоотношений между государством и частными предпринимателями. Если связи между рабочими, менеджерами и собственниками будут усовершенствованы соответствующим образом, то у России появится огромный потенциал для экономического роста».

1.В первую очередь необходимо отметить, что решение социально-экономических задач, стоящих сейчас перед российским государством, возможно при условии приоритетной ориентации государственной инвестиционной политики на привлечение прямых иностранных инвестиций.

Хотя иностранные инвестиции, по-видимому, никогда не станут главным двигателем экономического подъема в России, все же, учитывая масштабы страны, они должны играть в ее развитии более важную роль. Это, в первую очередь, касается прямых иностранных инвестиций, вместе с которыми иностранные компании могут принести в Россию знания и опыт; освоить же их не составит для российских предприятий большого труда. В качестве примера можно назвать рекламный бизнес или строительную индустрию, где российские компании быстро переняли методы работы западных коллег.

Подробный анализ различных видов и форм инвестиций позволяет утверждать, что именно прямые иностранные инвестиции, рассчитанные на долгосрочную перспективу, способны обеспечить необходимые капиталовложения в российскую экономику, не увеличивая внешнего долга страны и стимулируя отечественное производство и структурную перестройку экономики.

Наиболее перспективными для отечественной экономики являются среднесрочные (на 5 – 7 лет) и долгосрочные (на 10 и более лет) прямые инвестиции в различные отрасли науки и промышленности страны. Это объясняется следующим:

Россия нуждается в прямых инвестициях для финансирования выпуска продукции в различных отраслях;

необходимо четко выделить иностранные инвестиции, направляемые в отрасли, в которых Россия как экспортер обладает определенными преимуществами перед другими странами. Это, прежде всего, значительный потенциал не использованных в нашей стране высоких отечественных технологий и изобретений, которые высоко ценятся на Западе. Однако необходимо отметить, что западные спецслужбы проявляют особый интерес к информации о высокотехнологичной продукции ВПК России двойного применения;

– страна в высшей степени заинтересована в развитии импортозамещающих отраслей, особенно в сфере производства потребительских товаров;

– иностранные инвестиции необходимо осторожно привлекать в проекты рационализации и модернизации крупных промышленных предприятий ВПК России. Однако здесь в первую очередь необходимо учитывать возможности промышленного шпионажа по добыванию информации в техногенной сфере ВПК России через официальные каналы. Наглядным примером такого шпионажа может служить контракт, подписанный американским консорциумом «Приватизейшн Тим» с Конструкторским бюро Миля, в котором четко обозначены пути «содействия» российской стороне по направлениям договорного доступа к отдельным образцам высокотехнологичной продукции оборонного назначения и проведения приватизации этих предприятий;

– помимо прямых капиталовложений, российским предприятиям необходим целый пакет «неосязаемых активов» (предоставление управленческих и консультационных услуг, лизинг, маркетинг и др.), которые в мире распространены широко, а в России только начинают использоваться, причем пока без разработанной правовой основы.

Политика по привлечению ПИИ должна характеризоваться ясными и достижимыми целями, осязаемыми результатами, реальными временными рамками, разделенным на фазы планом.

Применительно к ПИИ целями стратегического планирования являются:

– выявление и использование глобальных возможностей ПИИ;

– минимизация возможности потери важных производственных проектов в пользу конкурирующих экономик;

– развитие активов (преимуществ) российской промышленности;

систематическое устранение слабости отечественной промышленности.

 Эти цели определяют российский экономический прогресс и будущий статус страны как промышленной державы.

В процессе стратегического планирования должны постоянно определяться и оптимизироваться ключевые факторы успеха. В случае с ПИИ этими факторами успеха являются национальные преимущества:



– качество политического и экономического управления на государственном и региональном уровнях;

– потенциал роста ведущих промышленных секторов;

– состояние НИОКР;

– наличие квалифицированного персонала и сырьевых ресурсов;

– благоприятные условия для бизнеса в следующем веке.



Меры, направленные на стимулирование и привлечение ПИИ, продемонстрируют твердое желание правительства выправить ситуацию и повысят доверие к России. Подобная стратегия должна включать в себя немедленное принятие ясных инструментов и дальнейшее совершенствование методов сбора данных, поскольку потенциальные инвесторы нуждаются в предварительной оценке экономического состояния основных отечественных производителей и их перспектив. Необходимо взаимодействие центральных и региональных властей, с тем чтобы обеспечить координацию и избежать бесполезного дублирования деятельности.

С развитием экономики необходимость в государственном руководстве будет снижаться. Но подобная поддержка останется необходимой в течение всего переходного периода, по крайней мере, до 2010 – 2015 гг.

2. Уникальное географическое положение России на территории Евразийского материка предоставляет ей идеальные возможности для привлечения инвестиций практически из всех регионов, а также из других растущих экономик Азии: Южной Кореи, Китая, Индии – и Центральной Европы, например из Польши. Развивая торговую деятельность, некоторые компании уже открыли в России свои представительства. В целях снижения транспортных расходов и избежания таможенных пошлин, эти компании вскоре будут заинтересованы в открытии здесь своих собственных производственных или сборочных отделений.

Секторами, которые могут заинтересовать Китай и Индию, являются машиностроение, текстильная отрасль, производство одежды, потребительских товаров, а также строительные и инфраструктурные проекты в области туризма (гостиницы, курорты). Российские власти располагают множеством вариантов привлечения ПИИ; им необходимо сосредоточить свое внимание на приоритетных комбинациях.

ЕС является ближайшим к России источником ПИИ и должен стать приоритетным регионом-донором. Это парадоксально, но Россия, хоть и является ближайшим к Европе КРР, инвестиций из нее получила намного меньше, чем Китай, Индия или Мексика. ПИИ из США и Японии (важнейших источников капитала) также могут быть значительно увеличены.

Российские эмигранты в США и других странах также могут стать инвесторами, как заморские китайцы (хуацяо), индийские ИНР, а также мексиканцы, проживающие в Калифорнии и Техасе, которые вернулись на родину в качестве крупных инвесторов. И здесь Россия отстает от других КРР.

Для промышленной реструктуризации и модернизации, воссоздания и развития инфраструктуры, конверсии ВПК и разрешения проблем в области охраны окружающей среды, оставленных минувшей эпохой, России необходимы огромные финансовые средства. Прежде всего в них нуждаются такие «двигатели» роста и стабильности, как агропромышленный комплекс, машиностроение, химические производства, электроника, автомобилестроение, железнодорожный, воздушный и морской транспорт, телекоммуникации, энергосбережение, медицинское оборудование и многие другие отрасли. Значительные капиталовложения требуются даже для модернизации важнейших социальных услуг, коими являются здравоохранение и образование, строительство хранилищ и складов, необходимое для оптимизации торговли (оптовых и розничных структур) и транспорта, а также развитие гостиничного сектора и туризма.

Общенациональными   инвестиционными   программами должны стать программы обновления парка самолетов гражданской авиации, подвижного состава и средств тяги на железнодорожном транспорте, развития средств связи, модернизации и развития нефтеперерабатывающей промышленности. Подобные инвестиционные программы следовало бы кооперировать с конверсией ВПК, ракетно-космической, оборонной, радиоэлектронной промышленностью, а также смешанными производствами – машиностроением, металлургией и химией.

Россия должна продолжать развивать конкурентные преимущества в тех отраслях, где она является лидером.  Это аэрокосмическая, электронная, химическая, оптическая, автомобильная отрасли и машиностроение. Вследствие недостатка капиталовложений в современные инновационные технологии объемы выпуска в этих секторах катастрофически упали. В отличие от остальных КРР, ПИИ в России в основном сосредоточены в нескольких сырьевых и сервисных отраслях. На нефтегазовую отрасль, оптово-розничную торговлю и банковский сектор приходится около 45% ПИИ.

Можно выделить несколько отраслей, стратегически важных для оценки конкурентной позиции России относительно остального мира:a). Военное авиастроение, кораблестроение и телекоммуникации, являющиеся абсолютными лидерами. Они занимают большую долю национального рынка при низком импорте. Россия располагает сильной научной базой и сохраняет устойчивое конкурентное положение в этих секторах на мировом уровне. Знания и опыт, накопленные здесь, создают надежную основу для развития новых продуктов и технологий, в особенности гражданских (например, электроника, спутниковые и наземные телекоммуникации), и способствуют поддержанию высокого уровня национальной конкурентоспособности. Поэтому секторы-»звезды» и сопутствующие отрасли на стадиях зарождения и роста должны получить приоритет при размещении ПИИ-ресурсов. Западные технологии (при участии ТНК или без них) будут способствовать модернизации названных отраслей. Это становится крайне необходимым на фоне растущей мировой конкуренции (даже со стороны КРР; Китай, например, приступил к разработке собственной космической программы, Бразилия развивает самолетостроение).

b). Отдельные отрасли (например, нефтяная, газовая, нефтехимическая), обладающие относительно большими долями на отечественном рынке и имеющие хороший экспортный потенциал, находятся в относительно сильной конкурентной позиции. Для модернизации этих секторов и повышения международной конкурентоспособности необходимы фокусные инвестиции. Они нуждаются в поддержке для развития своей инфраструктуры (международные трубопроводы). Хотя они и не являются первостепенными для размещения ресурсов ПИИ, но требуют пристального внимания в отношении развития их отраслей-потребителей (например, особая химия, пластики).

Нефтегазовая отрасль России обеспечивает примерно 45% экспорта, 60% валютных поступлений и около 20% ВВП. ТЭК России обладает  приблизительно 5% мировых запасов нефти и 34% мировых запасов газа и является ключевым сектором экономики.

Однако эта отрасль в настоящее время переживает серьезный упадок. За последние десять лет добыча сократилась почти на 50%: с 550 млн. тонн в 1989 г.  до 300 млн. тонн в 1999 г. В этот период, особенно в течение последних двух лет, резко уменьшился объём и внутренних, и иностранных инвестиций. Без затрат капитала, необходимых для эксплуатации существующих месторождений или разработки новых, ТЭК России столкнётся в недалёком будущем с ускоренным падением нефтедобычи. По оценке отраслевых экспертов, через 5 – 10 лет Россия  может стать импортёром сырой нефти.

Только крупные вливания новых инвестиций смогут остановить негативную тенденцию в нефтедобыче и предотвратить дальнейшее размывание валютной базы России. Для того чтобы топливно-энергетический комплекс полностью реализовал свой потенциал, России нужно создать привлекательный, устойчивый и конкурентоспособный в мировом масштабе инвестиционный режим.

c). Некоторые отрасли (черная и цветная металлургия) уже являются стабильными валютными генераторами. Необходимо разработать меры по привлечению ПИИ в модернизацию оборудования (например, конвейеры и транспортные системы, технологии добычи). «В» и «С» отрасли являются чрезвычайно чувствительными, поскольку они зависимы от наличия естественных ресурсов.

d). Отдельные отрасли (например, автомобильная, производство грузовиков, автобусов, железнодорожные технологии и отдельные сегменты химической отрасли) уже достигли стадии зрелости, но все же нуждаются в модернизации посредством привлечения технологий, которые смогут улучшить конечную продукцию. Национальный спрос здесь чрезвычайно высок, но и другие КРР (например, Китай в автомобиле- и кораблестроении, Индия и Мексика в тяжелом и легком автотранспорте, Индия и Индонезия в производстве мотоциклов) также овладели технологиями и имеют точную рыночную информацию о большинстве олигополистических промышленных структур в мире. С 1991 г. импорт в Россию в этих секторах значительно вырос. В настоящее время российским компаниям еще трудно бороться за расширение своих рыночных долей как на отечественном, так и на мировом рынках. Концентрированная ПИИ-стратегия позволит поднять их международную конкурентоспособность, поскольку новая продукция уже будет производиться на основе современных технологий (например, электромобили для города, микроавтобусы, внедорожники).

e). Некоторые отрасли, такие, как машиностроение, нефтехимическая, отдельные сегменты пищевой и большинство сегментов бытовой техники длительного пользования (холодильники, телевизоры, видеомагнитофоны), имеют очень маленькие доли на отечественном рынке и являются жертвами низкой конкурентоспособности. Субсидии не могут компенсировать недостаток средств, и в этом случае побудительные механизмы для ПИИ могли бы привлечь необходимые инвестиции с целью укрепления их на стадии зрелости (например, современные упаковочные технологии для продуктов питания и напитков) и создания новых заводов в России.

f). Отдельные отрасли (например, текстильная, производство одежды, обуви и игрушек) уже близки к упадку. Здесь особенно ощутимо давление международной конкуренции, главным образом со стороны производителей из других КРР, таких, как Китай и Индия, и «дешевых» рынков стран – членов ASEAN (вследствие девальвации южно-азиатских валют после финансового кризиса), Турции и экономик Ближнего Востока. Государственные субсидии и усилия, направленные на привлечение ПИИ, могут реактивировать определенные субгруппы внутри целевых секторов. Тем не менее на средне- и долгосрочный период часть рабочей силы необходимо будет переместить в более перспективные отрасли.

Россия должна поставить задачу создания сбалансированного комплекса, состоящего из традиционных и высокотехнологичных секторов. Значение традиционных трудоемких отраслей (одежда, спорттовары, домашняя утварь, стекло и керамика) не должно недооцениваться с той точки зрения, что трудозатраты здесь еще намного ниже, чем на Западе. Произведенная по новым технологиям,  эта продукция сможет конкурировать даже с товарами, выпущенными в менее развитых странах.

Кардинальное изменение инвестиционного климата в целом по России, особенно после финансового кризиса, в ближайшее время представляется весьма проблематичным. Но для ограниченных территорий внутри страны, которыми должны стать специальные экономические зоны, эта задача представляется вполне выполнимой.

Именно такие зоны могут быть своеобразными «точками роста», которые, аккумулируя иностранные и российские инвестиции, дадут импульс для развития других территорий. Однако до сих пор в России фактически отсутствует комплексная научная концепция создания и развития специальных экономических зон.

На нынешнем этапе для России наиболее оптимальной формой специальных экономических зон могли бы стать промышленные зоны, в которых целесообразно развивать импортозамещающее производство. По мере насыщения внутреннего рынка эти зоны могли бы перепрофилироваться на выпуск продукции, ориентированной на мировой рынок, и фактически трансформироваться в экспортно-производственные зоны.

Для России, с ее огромным научно-техническим потенциалом, одной из приоритетных форм развития специальных экономических зон должны стать научно-промышленные парки. Ежегодно в России регистрируются десятки открытий и десятки тысяч изобретений, которые не могут найти практического применения из-за отсутствия действенных механизмов их внедрения.



Создание широкой сети современных технополисов позволило бы России не только сохранить научно-технический потенциал, но и заложило бы основу для разработки и создания конкурентоспособной, наукоемкой продукции.

Необходимо отметить еще одну важную функцию технополисов –сдерживание «утечки мозгов», что весьма актуально для современной России, которая в этой сфере превращается в мирового лидера. Развитие технопарков, где создаются благоприятные условия для научной и коммерческой деятельности, могло бы затормозить этот процесс.

Несмотря на ряд серьезных экологических проблем, по мировым стандартам Россия остается наименее загрязненной территорией. Такое положение дает нашей стране реальный шанс выйти на первое место в развитии эколого-экономических регионов, базирующихся на принципах устойчивости, сочетающих разумное отношение к производству, потреблению и окружающей среде.

В зональных структурах последнего поколения, а именно в эколого-экономических регионах, представляется возможным отрабатывать принципы построения модели будущей цивилизации, обеспечивающей достаточно высокий уровень жизни людей при сохранении природных экологических систем.

 

С.КРЫСИН




Предыдущий:

Следующий: