методика ГОСы

61Нормативно-правовое обеспечение образования

29дек 2012г принят фед.закон об образовании, в РФвступил в силу 1сен.2013.Данный закон закрепил основные понятия, исп-мые в образовании. Сто.43 Конст гарантир.право на образ-е.

Новшество-образование гарантируется каждому чел.с предыдущей гарантией. Доп.образование включено в уровень общего образ-я и не яв-ся обязательным,при поступд\лении в шк. Провгл-н гос.общий хар-р в обл-ти образования,т.е. гос-во предоставляет равные возм-сти госуд.и част.образоват.орг-ям.

Образоват.услуга-закрепила возм-сть организ-ии сетевого взаимодействия основной образоват.прогр. Нач.процесс образ-я ликвидируется и вводится понятие инклюзивное образ-е, т.е.возм-сть получения образ-я всеми детьми в обыч.шк вводятся понятие конфликта интереса пед. работников. Четко прописыв. процедура дисциплин, взысканий и счислений ребенка из общей орг-ии. В мае 2013 б.принята прогр. развития воспитат. компонентов предусм. одно направление воспитат.работы. В окт.2013 утвержд.профес.стандарт педагога.Рассм.как средство при приеме на раб.,атт-ю работника. В целом развитие законодательной сфере образ-я сопровожд.регламентации всех процессов,а с др.-увеличение образоват.организ-ии

Осноки регламент-щие политику в сис.образ-я: *конституция, *закон «об образ-ии», *национально- образоват. инициатива «Наша новая школа»(Указ Президента), *нац-ая доктрина в обл. развития образ-я до 2025г(принята2000), *нац.образ-я политика в РФ. В законе «об образ-и» в уставе шк,коллект.дог, труд. догов-обязанности и права педагогов, должност. инструк. В целом развитие нормативно-правовой основы обр-я направлено на придание ей общественно-госуд-го хар-ра

62.Педагогические технологии в целостном пед.процессе.

Педагогическая технология – это совокупность знаний, направленных на проведение учебно-воспитательного процесса. задачи умственного развития- усвоение детьми общих для всех знаний, умений и навыков,

Эмоцион-го развитие- фор-е у д.идейно-эмоц-го, эстет-го отношения к ис-ву и действит-сти;

нравственного развития- усвоение воспит-ми простых норм общечеловеч.морали, привычек нравств-го поведения,

физического развития-укрепление и развитие физических сил детей, являющихся мат-ной основой их жизненности и духовного бытия.

Индивид-но-личностного разв-я, требующего выявления и развития природных дарований в каждом ребенке с помощью дифференциации и индивидуализации процессов обучения и восприятия;

культурологического воспит-я, основывающегося на высших ценностях мировой художественной культуры, противостоящего разрушительному развитию массовой анти- и псевдокультуры.

это совокупность методов и средств переработки, представления, изменения информации,

2. это воздействие преп-ля на уч-ся во вр. Обуч-я с исп-ем необх-мых технических или информационных средств.

Пед-ая технология определяется *как деят-сть, деят-сть уч-ля и уч-ся,* деят-сть обязательно опирается на пед-кие законы и закономерности, *обучающая и учебная деят-сть предварительно тщательно проектируются, * дает гарантированно высокий рез-т. Основные признаки: целенаправленность, целостность, научная обоснованность, направленность на результат, планируемость, высокая эффект-сть, системность, комфортность для уч-ля и уч-ся, законосообразность, проектируемость, надежность, гарантированность рез-та.

63.формы организации целостного пед-го процесса.

Орг-ция обучения и воспитания осущ-ся в рамках пед.сис. Известны 3 сис.(основные) организованного оформления пед. процесса: 1.Индивид.обуч; 2.Классно-урочная сис.; 3. Лекционно-семинарская сис.

Сластенин -классиф-я орган-ии пед. процесса: *учебная раб, *внеурочная, *основная, дополнит-я и вспомогат-я раб.. Сег. выдел-ся организац-ые формы: *общекласные, *груп.формы,*индивид.

ЛихачевБ.Т.-формы орг-ии пед процесса: *обучающие- образоват-ая; *воспитат-я; *организационная; *психологическая; *развивающая; * интегрир-ая,дифференц-ая; *системно-образующая; *стимулир-ая.

Распростр.форма 9 типов у.:Формир. знаний, закреп.и совершенст. Знаний, формир. и совершенств. зн., формир. умений и навыков, совершенствов. ЗУН, применение знаний на практике, повторение и систематизация зн., проверка зн., комбиниров. урок.

Классич. структура у. 1.Орг.момент, 2.Проверка д/з, 3. Подгот к осн. этапу-усвоение новых зн., воспит-я, самовоспитания. *Зависимость эффективности процессов воспит. от эффективности неотъемлимых ее составляющих (процессы развития и обучения); эффект-сть и воспит-ет от профессон-зма воспит-ля. В практич. деят-сти — система принципов: природосообразность, культуросооб-сть, гуманизация, индивидуал-ция

формы орг-ии обуч-я: Практикумы и семинары Лекции· Конф-ции· Факультативы· Учебные экскурсии

64. Методы и средства целостного пед.процесса

М-д-это способ достиж.цели. В соврем.педнауке выд-ся 3гр м-дов: 1. Словестная(рас-з, беседа, диалог, лекция); 2. Наглядные(ил-ии, картины, плакты, видео); 3. Практические (письм упр., практич. дид.игры); ИЛИ

сознание-лекция, бес., расск.,диалог; 2. Организ-ая-лаборат.зан, опыт поведения управления; 3.стимулир-е-наказание и похвала.

Средства – это то с помощью чего достиг. поставленной цели. Выделяется мастерство и не мастерство средства. Основным средством воспитания и обучения яв-ся слово

Классиф-я м-дов обуч: *репродуктивный м-д, *эвристич., *стимулирования и мотиавции учения, *организация осуществления учеб.деят-сти, *контроль и самоконтр.

М-д воспит-способ воздействия на личность с воспитыв.целью ч-з организ-ю к деят-сти. Классиф-я м-дов: *м-ды организ-ии деят-сти и формир.опыта поведения(упр,требования и т.); * м-ды формир-я сознания(расск,диспут,лекция), *м-д стимулир-я (соревн., поощрения, наказание)

65.Воспитательный процесс и его хар-ки.

Воспит. процесс м.б. поставлен неск. компонентами. Целевой, содержательный, операционный, технологический. комп-т, результативный комп-т, рефлексивный.

Базовые компоненты воспит-я: свободной личности, гуманной,духовной,творческой,практичной. Особ-ти воспит. проц: целенапрвл-сть, длительность, сложность, триединство (воспит, как средство, рез-т), непрерывность, двусторонность. Сущ-ют противоречия м-ду предъявляемым требованием и на личном уровне у ребенка. В воспит. процессе гл.фактор-поставленная цель, кот. нах. свое воплощение ч-з сис. практич. задач. Гл. требов к цели-реализуемость. Компоненты воспит. процесса: целевой, содержательный, операционально-деятель-ый, аналитико-результативный. Закономер-ти воспит. процесса: -зависимость воспит. от сложившихся в об-ве воспит. отношений; — зависим-ть конеч. рез-та воспит. от постановки воспит. целей и орг-ции деят. воспитанника; — зависим-сть взаимодействия процессов воспит. и самовоспит; -зависим-сть эффективности процессов воспит. от эффект-сти неотъем-ых ее состав(процесс развития, обучения); — эффек-ти и воспит.от профессионализма восп-ля; В практич.деят-сти закономерности реализ-ся ч-з сист.принципов: природосообразность, культуросооб-сть, гуманизация, индивидуализация, персонификация.

На соврем этапе орг-я воспитат. раб. д. осущ-ся в соотв. С принятой в 2013 в общеобразоват. учрежд. Это приводит к необх. Изменениям концепции воспит. систем школы и гл. приоритет направ. становится гражд-патриотич. воспитание

66. Современная система образования.

Нормативная система образ-я закреплена в законе «Об образ-ии»1992(изменения 1996). Согласно ему сис.образ-я представляет собой комплекс взаимосвязанных программ образ-я и образов-х учрежд-й реализующих их. Уровни системы обр-я: *дошк; *общеобразов-ые (нач. общее, среднее, полное); *начально-професс-ого; *средне профес-ого; * высшее проф. обр.; *учрежд. доп. обр. детей(взрослых); *учрежд.для детей сирот и лц отс.без попеч.родит-й. С янв 2011 гос-ные и муницип-ые образ. учрежд. подразделяются на 3 организационные правовые формы: казеные, бюджетные, автономные. Соврем. сис. обр. России предусм-ет вариативность, это прояв-ся в сущ-ии гос-ных и негос-ных обр. учрежд-й, а также различные типы общеобр. учрежд (гимназии,лицеи и т.д.)

67Педагогикабъект и предмет познания, задачи и функции, место и взаимосвязь в системе гуманитарных наук.

Объект пед-ки – чел., Предмет – образование.

Пед-ка как наука-это изучение сущности, закономерности, принципов формир-я и развития чел.личности в условиях спец. организов-го пед. процесса. Пед. процесс яв-ся целостным и состоит из элементов: цель, задачи, содержание, формы, м-ды,средства,рез-ты, контроль-зачем учить? чему? как? Основные критерии пед-ки: *воспит-е (Сластенин)-это процесс взаимодейст. воспитателя и воспитанника направленный на внутреннее понимание и проявление общечеловеческих духовно- нравст-х ценностей; *Обучение-процесс взаимоде-я уч-ля и уч-ка направленный на передачу ЗУН, а также овладение способами деят-сти; * Развитие-процесс колич-го и качест-го изменения личности под воздействием воспитания и обучения. Разделы пед-ки: ведение в пед деят-сть; общие основы; дидактика(теория обуч); теория и методика воспит.; история пед-ки; управление обр.системами. Связь с драуками: фил-я, псих-я, физиол-я, социол-я. Методология педауки: *философ.уровень(гуманность и свобода); *общенаучный(сист.подход); *конкретно-науч (культурология, гуманистич., историч); *конкретные м-ды исслед-я – теоретич (анализ, синтез, абстрагирование); практич (опрос,наб-е,анкета, эксперим); математ.и статистика. Функ.пед: теоретич – выявл. законов и закономерностей м-ду пед-ми яв-ми и процессами; практич-выработка принципов орг-ии пед.процесса

68 Общая хар-ка пед.проф. Пед.проф-я нач.оф-ся с момента усложнения соц-экон и полит отношений в об-ве.Педагог рассм-ся как чел передающий соц-но-культ-ый опыт от одного поколения к др. в ХХ! В к педагогу предъяв.иные требования определяющиеся след.профессион-но-пед-ми ориентациями: *избират. отношение к пед.проф, личности воспитанника, самому себе; *гуманнистич-ми, соц-но-профессион-ми установками; *ориентация на развитие рефлексии,эмпатии, соц-ных способностей, обеспечивающих продуктивность общения. Согласно нац-ой образоват.инициативе «Наша новая школа» к уч-лю предъяв.новые требования, вт.ч. владение в совершенстве психолого-пед-мизнаниями. К уч-лю предъяв-ся-компетентный подход-не просто владение ЗУН в профес.деят-сти, а умение применить их на практике. Соцунк.пед профессии: 1. Адаптированная функ(уч-ль готовит уч-в к жизни), 2. Гуманистич-ая(отражает сис.взглядов-воспитатель и воспитанник на взаимном уважении). Сег происх.процесс становления нового пед-го машления уч-ля хар-ся – осознанием необод-сти изменения школы как воспит-ой сис.; -изменение своих профес-х представлений; — приведение своих проф.знаний в соотв-ии с новой парагдигмой образ-я; — проявление готовности к проф-му и лич.росту.

69Содержание работы учителя ист и обществозн. По подготовке уч-ся к ЕГЭ и ГИА(ОГЭ)

70.Совремрок общест-ния,его структура.

Основной формой учебно-воспит. раб. по обществозн-ю яв-ся урок. Урок-это комплексная система учебно-восп. деят-сти уч-ля с учебно-познава. деят-стью уч-ка. Урок по общест-ю можно рассм-ть с точки зрения интегрир. взаимодействия.: уч-ль-обучаемые-содержание учеб. курсов-система м-ов, приемов, ср-в обуч-я — рез-т. Требования к учителю: *знание осн.тенденций соврем-го обуч-я общест-я; *пед-ое и метод-ое мастерство: умение донести обществоведческий мат-л, кот. бывает весьма сложным, до уровня понимания каждым уч-м; умение создать благоприят псих-ий климат; эрудиция уч-ля; *речь (темп, дикция, образность, эмоц-сть); * стиль взаимоотнош-я уч-ля с уч-м; *внеш. вид уч-ля.

Уч-в харак-ет: *активность и самост-сть в освоении мат-ла, уровень учеб. умений и навыков, навыки сотруд-ва и работы в коллект-ве, степень дисциплин-сти уч-ся.

Содержчеб.курса: *науч-ть инф и ее достоверность, *доступность мат-ла, *актуал-ть изучаемых понятий и их непосредств-ая связь с жизнью, *наличие новизны изуч.проблемы, *оптимальность объема предложенной инф.

Цель у. д.б. конкретной, достижимой, четкой, локаничной. Рез-т оценив-ся по степени воспитат-го и развивающего воздействия на уч-ся

71.Нетрадиционные формы проведения уроков общ-я-ды и приемы раб уч-лей-новаторов.

Признаки нетрадиционного урока: Несет элементы нового, изменяются внешние рамки, места проведения. Используется внепрограммный материал, организуется коллективная деятельность в сочетании с индивидуальной. Привлекаются для организации урока люди разных профессий. Типы нестандартных уроков: Уроки «погружения», деловые игры, пресс- конференции, КВН, Театрализ. уроки ,Компьютерные уроки , творчества, зачеты, «суды», поиск истины, конференции, ролевые игры, игры «Поле чудес»,экс-ии, театр, музей и т.д. Инновации в обуч. Новые технологии –многоканальность восприятия инф. Аудеалы-дети кот восприн. инф ч-з звук канал-беседы, аудиозаписи, отрывки; Визуалы- восприн. инф. Визуально-рисунки,схемы,графики,таблицы. Кинестетики - опорнодвигат раб.-движение, театр. постан. Активные м-ды- : изуч. нового, закреп., повтор. Интерактивность-действие, взаимодействие, способность вести беседу, диалог: говорю, рисую, управляю. Цель активных м-в -вовлечение уч-ся в познават .деят-сть предлож. уч-м. Цель интеракт-в-создать условия для деят-сти уч-ля и уч-ка. Если раб по гр-актив.м-д, если в одной гр.-интеракт.

72. методика раб с доками на уроке общест-я

Документ(лат)-материальный носитель какой-либо инф-ии предназ-ой для передачи. Виды текстов, кот. м.б. исп-ны на у. О.: философский текст, ист-ий, научный, научно-популяр., худ. лит-ра, нормативные доки, периодич. печать, энциклопедия, справоч. мат-л. В методике преп-я О. сущ-ют 2точки зрения в изуч.доков: 1.изучение права д.основываться на практич.раб шк-в с доками. Уч-в необх-о знакомить с доками, изучать, читать, обсуждать-т.к. в реальной жизни они будут сталкиваться с юр.доками и д.свободно в них ориент-ся; 2.раб с доками не д.подменять все многообразие м-дов и приемов обуч.праву,мы не готовим юристов в сис.общего образ-я,только основы. Виды юр. доков на у. права: *источники права, нормативно-правов. акты (закон, указ презид-а, постановления правит-ва, локальные правовые акты), *правоприменительные акты (приговор суда по конкрет. делу, обвинит.заключ); *индивид-ый договор (брач. контракт,договор подряда); * заявл(исковые, оприеме на раб). Этапы раб с доком: 1. Уч-ль дает образец разбора дока; 2. Уч-ки анализируют док под рук-м уч-ля; 3. Шк-ки раб под рук-м уч-ля и самост-но; 4. Самосто-ят изуч.док в шк и дома(уч-ки могут самостоят сформулир.вопр к доку, найти его составляющую часть. Требов к юр.доку:1. Доступность. 2. интересным с позиции ознак, 3.д.б.информативным и типичным, 4. д. оказывать опред эмоц. Воздействие. Приемы раб с юр. Док: уч-ль объяс. правила сост. юр дока по заявлению в суд. 2. Уч-м разд отд. иск. завл — д. выделить реквизиты дока; 3.раб над изречением из закона (о занятости нас-я РФ), что такое занятость и т.д. 4. Уч-м м. предложить раб по сравн. законов разных стран. 5.Раб. уч-в с вымышл-м доком составленным для учеб. целей. Раб с газетами: каковы причины события или явления, -кто заинтерес-н в данном полит. событии? –какую цель преследуют участники? Какими способами добиваются поставленной цели

73. Соврем.требования к шк.учебникучебник обществ-я (функции, структура, компоненты)

С точки зрения нового ФГОС главными требованиями к предметным результатам обучения обществознанию являются: формирование приверженности конституционным ценностям, понимание принципов жизни общества, приобретение знаний и опыта для решения жизненных задач, умение реализовывать социальные роли, освоение приемов работы с социальной информацией, развитие социального кругозора.

Современный учебник – составная часть информационно-методической среды учебного процесса. Оглавление является важным элементом справочно-сопроводительного аппарата учебника. Краткость (лаконичность) заголовков значимых частей текста, их цветовое и шрифтовое оформление способствуют быстрому поиску необходимой информации. Параграф – подразделение более дробное, в нем освещается какая-либо часть целостной совокупности знаний.

Предисловие — это вводный текст, обеспечивающий изложение основного материала учебника. В предисловии отмечается значение учебной дисциплины, ее место среди других дисциплин, основные задачи изучения предмета и т.д. В нем авторы раскрывают структуру учебника, а при необходимости и логику рассмотрения предмета. Основной текст яв-ся струк-ой, содержащей научно отобранный и систематизированный автором учеб мат-л в строгом соответствии с программой по предмету. В качестве приложений целесообразно использовать официальные и справочные материалы, кот. дополняют или иллюстрируют основной текст. В состав приложений входят таблицы, схемы, рисунки, карты, вклейки, чертежи, словари, списки, иллюстрации и т.д. Указатели (словари — алфавитные, предметные, именные) являются справочными путеводителями по учебнику. Они д. располагаться в алфавитном, хронологич. или ином порядке, ориентирующем уч-ся в содержании и структуре учебной книги.

74Проблемное обучение ист. Структура проблрока

Проблбуч-предполагает создание под рук-м преп-ля пробл. ситуаций, самостоят. реш уч-ка. Цели: развитие интеллекта, самостоят-сти, творч. способности уч-ка, формир. всестор. развитой личности. Функции: -усвоение уч-ми сис.знаний и способов умст.и рпктич.деят-сти; развитие интеллекта уч-ся, познават. самостоят-ти и творч. способ-стей; формир. Всесторонне и гармонично развитой личности. 3 формы проблбуч: проблемное изложение-уч-ль ставит задачу и сам решает ее; совместное обуч.-уч-ль ставит пробл.-реш совместно; творч.обуч.-уч-ся формир.пробл и самостоят.нах реш.

Лернер: объяснит-иллюс-ый; репродуктивный; пробл-ое изложение; ислед.м-д

Разраб.пробл.вопрса: 1.берется важное ист.п оложение(факт, событие, идея) кот соотв учеб. прогр.; 2. Поиск альтернатив. реш-противоспоставл. его первому изложению; 3. На основе пробл. положений формулир. пробл. задача

Структура *цель: знание; этапы у.: введение –постановка уч.пробл-формулир-е вопроса или темы у.; посик реш – открытие субъектино нового знания; *воспроизведение-выражение реш-я –выражение нового знания в доступ.форме; реализация продукта –представление продукта уч-лю и классу

Учеб.пробл: м.б. как тема у., м. не совпадать с темой-новое знание. Зад: придум вместе.

Изучаемое положение: февр-май Украина, Крым

Альтернатива: когда Укр заплатит за исп.газ? Проблад: есть ли необходимость включения в составРФ Украину? Крым?

Необходима систематичность провед у.-иначе уч-ся забудут все правила, выработка самостоят раб.

75. Методика исп-я дока и худ-лит-ры в преподст.

Раб с доками –один из путей практич ознак уч-ся с м-дом исслед-я. Виды доков: 1. Гос хар-ра (Указы, законы); 2. Междунар.хар-ра (соглашения, протоколы); 3. Историч.хар-ра (хроники, летописи); 4.связь с полит борьбой( речь политиков, прогр); 5. Личностного х-ра (мемуары, дневники, письма); 6 лит. жанр (проза,миф,песни). Требов к докам: 1.соотв-е целям и задачам образования; 2.д.отражать наиболее типичные события эпохи; 3.доступен по содерж и объему. 5-6кл-простой повествов. мат-л.; 7-8кл-хоз-ные и гражд.доки; 9-22кл –политич.программаные доки; 4. док д. оказывать опред эмоц. воздействие; 5.обладать достойной инф.

Этапы раб: 1. Уч-ль дает образец разбора дока; 2.раб уч-в по образцу под рук-м уч-ля; 3.раб по образцу без уч-ля; 4.сомастоят.раб уч-ся в шк и дома;

2 способа испст.дока: включение докум мат-ла на у.-орг-я раб уч-ся над текстом, его разбор.

Худ.лит-ра помогает лучшему усвоению мат-ла у.-формир.ярких образов прошлого, описание портрета, ист.событий. исп-е фрагментов произ-я – помощь введения уч-ся в ист.обстановку, кололрит эпохи.

2 боль.гр: -1. Источники-авторы кот. яв-ся непосредств. свидетелями или участниками описываемых событий, исп-е только фырагментов. Н: «Слово о полку Игореве»-призыв неизвестного автора к рус.князьм прекратить усобицы и объед в борьбе против общего врага. 2. Произ-я изучамой эпохи, созданные в более позднее время, чем ист.событие. Н: картины, рев.движя и др.



Методика: уч-ль составляет список книг, показывает некот.книги. дети все равно читать не станут, поэтому следует прочитать отрывок на уроке.

76.Фор-е осн-х умений и навыков на уст.

Давыдов: Условия: доступность мат-ла(разумный уровень трудности); умение подведения уч-ся к самост.выводам – эф-кт соучастия; выбор оптимального уровня темпа у. с учетом возр.и индив.особ-тей; мотивизированность обучения.

Соврет-ка Умение – способ делать что-либо приобретенное учением или опытом: рез-т овладения новыми способом, действие основ. на правиле исп-я его в процессе реш.задач.

Навык – умение, приобрет-е упражнениями и созданное привычкой;возникшее и закрепивш.в рез-те многократ повтор.,,умение вырабоать в опыте путем длит.упр-ий. Уметь различать факты и их интерпритации; анализировать различ.виды инфор.сообщений; оценивать факты, аргум-ть свою т.зр.,делая выводы; анализировать вещ.источники, карты; умение выделить причины и следствие; умение ясно выражать свое мнение как устно так и письм.

Лернер: 1.Организ-ые(умение планир.свою раб); 2. Практич-е ( ум.сост.план, написать доклад); 3. Интеллектуальные (ум.анализ-ть, давать оценку).

77.Система шксторич.знаний:структура,хар-ка компонентов 1.Историч.представл-представл.об ист.времени; *об ист.простр; *об ист. факте. 2.Историч.понятия: *частно историч .(оприч); *общеисторич .(бурж. рев); *социологич (рев-ры); 3. Понимание методологии-знание и понгимание историч.законов и закономерностей и понимание причинно-следств.понятий; -о взаимовлиянии и взаимообусловл. ист.событий; *источниковедческие умения; *Историографич. умения

Хар-ка компонентов: 1.историч.представление это фундамент ист.знаний; 2. Ист.понятие фор-ся-термины, объяснения, определения, раб с терминами, признаки, внутр. связи, сущность понятий. От понятий переходить к понимания. закономерностей

78Методика преп-я общества как пед. наука (предмет, цели, задачи изуч., связь с др. науками) М-ка препб-ва-это пед. наука о задачах, содерж-и, м-дах обуч-я, способах познания чел. об-ва. М-ка об-ва: зачем учить?(цели: воспит, образоват, развив) чему учить? (содержание, отбор обществоведчес. мат-ла); как учить?(м-ды, спосбы, средства, орг-я процесса обуч). Гл.зад м.об-ва-найцти, описать, оценить способы обуч-я, кот.оказались бы успешными и достигли положит.рез-та. Предмет м-ки-пед процесс обучения (двухсторонний). Объект –содерж, орг-я, формы и м-ды обуч. Обществозн-е – термин обеъд-ий все науки об об-ве- социология(наука об об-ве), ист(изуч.об-ва), философ,соц.псих, правовед, экном, политол, культурол. Цели обществовед-го образ-я: 1. Овладение уч-ся сис.знаний,формир-х целост.картину мира, адаптация к условиям соврем.об-ва; 2.развитие у старшекл.умения рассм-ть события и явления в ж. об-ва пользуясь приемами сис.подхода; 3.усвоение катигориального апп-та обществен.наук. для 10-11кл-цели расшир.- обществоед-ие науки усвоить на уровне необх.дальнейшему образ-ю, науч-ся самостоят.получать, анализ-ть, систем-ть, творчески перераб-ть соц.инф-ю поступающих из раз.источ-в; освоить способы учебно-познават и проект. деят-сти в обществовед-ве.

79. Реализация воспит-го процесса школьных курсов ист. на уроке.. Содержание патриотич. воспит-я в процессе соврем. обучения истории.

Основныя цель гражд.воспит-я-воспит-е в чел.нравственных идеалов об-ва, чувства любви к Родине, стремление к миру, потребности в труде на благо об-ва. Большое воспит.значение имеют примеры патритизма извест.ист.деятелей, писателей, героев нац-но-освоб.войн. Базовые программы в целом ориентированы на формир.понятия «Отечество», выработку старшекл-ми личностного отношения к нему. Однока степень данной направленности в рамках отд.ист.курсов различна. Программа по курсам ист.Отечества (5-9-й кл)особое внимание уделяет проблемам становления и развития российской гос-ности, национальной и социальной идентификации личности. Прогр.опред-т осн.понятия и идеи: «древнерус. народ-сть», «нац-ое самосознание», «централизованное гос-во», «нация», «Ист.Отечества», «сын отечества», «нац.традиции» и др.

В школе часто проводят акции посвященные годовщине Победы в Вов, операция «Обелиск», «Память»

80 Внеклассная раб по истории

Внекл.раб преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет историч кругозор, содействует росту их интереса к истории. массовая работа, которая дает возможность охватить сразу большое количество учащихся в качестве слушателей. Массовые формы — это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др. Групповые формы внеклассной работы — кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др. Индивид-подготовка уч-ка к олимпиаде, конференции и др. Формы внеклассной работы по истории разнообразны, но содержание массовых мероприятий должно быть проникнуто единством — идейной устремленностью политической направленностью. Внеклассные занятия не должны дублировать уроки. Они должны вносить что-то новое в знания учащихся по истории, углублять и расширять их.

81.Система проверки и учета знаний, умений и навыков уч-ся по истории. Критерии оценок.

Оценка-системат. процесс определяющий достоинства и ценность достигнутого. Отметка-характеристика оценки,м.б. колич (баллы), качест (уровень)Рейтинговая о.-учитыв-ся в порфолио, балла за участие различ.форм раб., Словестные о.-зачетная система-лучше всего исп-ют в ст.кл. (блок, модуль, хронология). Соврем. критерии оцен-я-1.Орг-я ответа; 2.Умение анализ-ть и делать выводы; 3.Илл-ция своих мыслей; 4.Точность отв, факты, мат-л; 5.Раб с ключевыми понятиями; 6. Причинно-следственные связи. Оценка имеет 3 осн. цели: •Обобщающую, подытоживающую: оценить, что узнали ученики; • Формирующую: сформировать процесс обучения, помочь ученикам развивать свои учебные навыки; •Диагностическую: определить, насколько успешна работа уч-ля. функции оценки знаний: — учет знаний, -стимулир-е, -воспитательние. Оценивание знаний осущ-ся в словесной форме, а оценка — это численное выражение оценки. При выставл. оценок необх. прокомментировать ее.

Учет знаний : -текущий —на каждом уроке, -четвертной, -полугодовой, -годовой.

Четвертная, полугодовая и годовая оценки яв-ся сред. арифметич. оценок текущего года.

Итоговая аттестация: 1. промежуточная (устраивается админ. школы в 7,8,10 кл.); 2. итоговая (в 9 и 11 кл.). В 7 кл. – обязат. экз. по И.; в 8, 10 кл. – по выбору. ЕГЭ,ОГЭ

82 Историческое краеведение на уроках ист и во внекл.раб

Внекл.раб преследует те же задачи, что и учебный курс, т.е. приобщает учащихся к пониманию истории, обогащает их знания, расширяет историч. кругозор, содействует росту их интереса к истории.

Особое знач. — историко-краевед-ая тематика. Понять и оценить настоящее можно только сравнив его с прошлым. Изучая прошлое своего края, сравнивая его с настоящим, школьники видят успехи нашей Родины и всего народа. Добровольное начало — один из основных принципов внеклассной работы и в значительной степени определяет ее содержание и методы. Внекл.раб. историко-краеведческого хар-ра базируется на тесной связи обучения, воспит-я и образ-я с жизнью. конкретность и наглядность восприятия уч-ся историч. процесса и оказывает воспитывающее воздействие. Массовые формы — это вечера, олимпиады, викторины, конференции, клубы, школьные краеведческие уголки, музеи, встречи с участниками исторических событий и др. Груп.ф-мы в.р.- кружки, общества, экскурсии, походы, экспедиции, лектории и др. Индивид-подготовка уч-ка к олимпиаде, конференции и др. Формы внекл.р.по ист. разнообразны, но содержание массовых меропр.д. б.проникнуто единством — идейной устремленностью полит. направл-тью -экскур., исслед.раб, проект. Внекл.занятия не должны дублировать уроки. Они д. вносить новое в знания уч-ся по истории родного края, углублять и расширять их.Виды источ.изуч род.края: ИЗО, фото, письм, уст, звукозаписи. Принципы: факты,сравнит.анализ с ист.фактами,умение наб-ть вовлеч уч-ся в исслед.деят-сть, чувство патриотизма

83.Наглядность в преподавании истории.

наглядные м-ды обучения: наблюдение, иллюстрация, демонстрация. Наб-е- концентрирование внимания на гл-м, выделять особые признаки. Ил-ия- меловой рис.или др. наглядное пособие. Внутренняя нагляд-сть –опора учителя на готовые образы, Предмет. Нагл-сть — не само историческое прошлое, а его материальные следы (орудия труда, рыцарские доспехи и т.д.). ИЗО нагл-сть – произв-ия историч. живописи, учебные картины по ист., илл-ции, фотоснимки, портреты, карикатуры и т.д..Условная (условно-графическая) нагл-сть-, карты, схемы, чертежи, диаграммы.

Классификация наглядных средств обучения,4гр.: Печатные средства обучения- настольные (илл-ии учебника, атласы, раздат. мат-л.), настенные — карты и картины; Самодельные средства о.- плоскостные

(таблицы, схемы, диаграммы, рис, ап-ции) и объемные (макеты, модели, веществ. памят-ки). Экранные средства о.— видеозаписи, кинофильмы,кинофрагменты, диафильмы, слайды. Компьютерные средства о. (графич. изоб-е картин, рис., таблиц, графиков).

Атласы, карты, серии картин и таблиц, альбомы по истории культуры.

Правила отбора: образовательно-воспитат-ми задачами и особенностями содержания урока., фор-нию познават-ых умений и способностей школьников; доступность для уч-ся данного возраста и класса; пед-ие умения и склонности уч-ля.

84Виды и формы устного м-да обучст. Требование к устной речи на уроке ист.

Ус.м-д-рассказ, диалог, монолог, беседа-разбор рассказа, анализ или описание картины,вырезки и др. Словесный м-д связан с уст-изложение мат-ла, печатный способ передачи инф. В этмо случае исп-т тескт,газет.мат-л.

Приемы ус .м-да: *рассказ-сжатое сообщение- опред сюжет, изложение опред. мысли; *лекция(в ст.кл)-не повтор.текста учебника, уч-ся д.знать тему заранее-вводная или заключит; *Детализация-анализ; *Рассуждение-послед. развитие, док-во, вывод, критич. мышление ч-з систему вопр; *Разносторонняя оценка-уч-ся учится сопоставить позиции мыслителей, юристов, высказ-ть свою точку;* Обнаружение тенденции-на уроке О. искать приемы историч. анализа-выявить тенденции его развития. Н:смерт.казнь; *Сравнение-выделить общее и отличное в изучаемых правовых понятиях. Устное изложение материала учителем служит для учащихся образцом анализа, освещения исторического материала. Уч-ся мало сказать, «Думайте!», «Проанализируйте!», «Сравните!», «Обобщите и сделайте выводы!», важно показать, объяснить, как это делать. Любое методически грамотное изложение уч-ля знакомит уч-ся с правилами анализа общественных явлений, но в большей степени это достигается при рассуждающем изложении в процессе изложения материала. Требов. к уч-лю. Он д.б. ярким, образным и простым, свободным от слов-«паразитов»,в рез-те утяжеляют рассказ, в шелухе лишних слов топят главную мысль, лишают изложение научной точности.

85. Межпредм и внуртипредм. связи в преподст

Ян Амос Каменский — выступал за взаимосвязанное изучение философии, грамматики и литературы, Дж. Локк — истории и географии. Все дисциплины взаимосвязаны, особенно если учесть, что прародительницей их была философия. Внутрипредметные связи выражаются в сопоставлении и интеграции однотипного материала по курсу отечественная история и всеобщая история. Например, однородных исторических событий, их причинно-следственные связи (войны, революции, реформы и т.д.). Составление различных таблиц: сравнительных, сравнительно-обобщающих, синхронистических, проблемных).

История, геогр, музыка+ИЗО=МХК,лит-ра, матем-счет лет, информатика-исп-е презнт, интерне

86.Современный урок историиребования к его стурктуре,содержанию,методике преподавания

Совр.У. – У., направленный на формир-е и развитие универсальных учебных действий (УУД).

1аспект — Мотивационно – целеполагающий- Цель совр.у. д. б. конкретной и измеряемой.

2 аспект — Деятельностный аспект- реш. проблем самими шк-ми в процессе у. ч-з самостоят. познавательную деят-сть. Совр. У. отличается исп-ем деятельностных методов и приемов обучения -учебная дискуссия, диалог, видеообсуждение, деловые и ролевые игры, открытые вопросы, мозговой штурм и т.д.

Развитию УУД на у. способствует применение соврем. пед-их технологий: техн-ия критич. мышл-я, проектная деят-сть, исследов-кая раб., дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деят-сть. Важно, чтобы уч-ль не искажал технологию, используя из нее только отдельные приемы.

Структура соврем. У.- Мотивирование к учеб. Деят-сти осуществляется ч-з включение уч-ся в поисковую и исслед-кую деят-сть. Уч-ль создает условия для возник-ия внутр.потребности в изуч. мат-ла. Цель у. учащиеся формулируют самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания. Новый этап у. – это выявление затруднений и планирование своих действий по решению учебной задачи. Уч-ся самостоят. вып-т задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы. На этапе РЕФЛЕКСИИ уч-ль в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять рез-т своей деят-сти

Д/з на соврем.у. уч-ся выбирают самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей

Соврем. У. должен содержать что-то, что вызовет удивление, то, что ребята будут помнить — интересный факт, неожиданное открытие, обращение к жизненному опыту самих учащихся.

87. типы и ф.ур.истазлич.подходы к типологии у-в. Трад. и Нетрад у сис.совр.шк.ист.обр-я.

Типология проведения уроков: беседы; лекции; экскурсии; киноуроки; самостоятельная раб.уч-ся; лаборатор и практич. раб; сочетание различных форм занятий.

Типология основных этапов учеб. процесса, то уроки: вводные; первичного ознакомления материалом; образования понятий, установления законов и правил;

применения полученных правил на практике; повторения и обобщения; контрольные; смешанные или комбинир-ые. Нетрад.у.- конкурс, турнир, эстафета, дуэль, КВН, деловая игра, ролевая игра, кроссворд, викторина и т.д. Уроки творчества, семенары, конференции, исслед, проект, семинар, эк-я Межпредметные, Театрализ-ые уроки, интегрир,

88. Подготовка уч-ля к преп-ю истланир-е по ист.Виды раб.планов уч-ля ист.

Планр-е:№№;1.тема,раздел; 2.№урока,тема; 3.кол-во часов; 4. Календ. сроки; 5.осн.понятия,факты; 6.основные умения; 7.межпредм.и внутрипред. связь; 8.сред-ва обуч, доп лит-ра; 9.Д/з. Подгч-ля к У.:-разработка к зан. цели, содерж, форм, средств, м-дов обуч, проверка рез-в. Подгот. на рез-х деят-ти получ. на предш. этапах. Консп.У.: тема, цель, задачи-образов, воспит, развив(для себя).воспитывать, способств. воспит-ю, выявить, определить. Развивать, умение слушать, работать с учеб,в тетр, доки. -Типы У., -Формы У., — Оборуд-е У. Ход У. – деят-сть уч-ля, Деят-сть уч-ка(2 колонки). Структура У. 1. Орг. момент, 2.Проверка д/з(опрос), 3.Новая тема(15-25мин), 4.закреп нов. т.(5-7м), 5.Итог.У., выставл. оценок. 6.Д\з. Функ. подгот к у.- гностич-ая, конструирующая, организац-ая, информ-ая, контрольно-учетная, коррект-ая. Виды план-ния:

1. Календарное (четвертное, полугодовое): опр-ется программой предмета, предусматр-щей опр. кол-во часов, сод-ние и темы обучения, учитывает объем знаний и т.д.;

2. Осн. цель тематич. пл-ния: опр-ние цели, объема мат-ла, послед-сти изучения яз. мат-ла при прохождении опр. темы Поурочный план – раб.док.преп-ля. В нем — определение темы урока, способы ее реализации, материальное обеспечение. План должен быть конкретным и, кратким. Тематич.планир-е — серия у-в, объединенных одной темой- общая цель уроков, цель каждого урока, реализация цели на каждом этапе урока. Перспективное планир-е определяет сис.раб.преп-ля и уч-ся на весь этап обучения. В нем опред-ся цели обучения на отдельных подэтапах, уровень владения языком, достигаемый на каждом подэтапе, формы контроля.

89. Структура школьного исторического образования в России в настремя. Школьная программа и образовательный стандарт.

4кл подгот этап — формир.образного мышления, эмоциональное восприятие окр.мира, усвоение предм.ист.в ст.кл. основная шк5кл-Ист.Др.М.-просх.чел,чел.об-во,от первобыт.к цивилиз.Востока, Индии, Китая,их влкад в ж.чел. 6кл.Россия и мир в Ср.века-2ч внед-знак-во с ист Рос, странами З.Евр.Сравнение средневек.с древностью+общество 1ч. 7кл. Ист.Рос и мир в Новое вр.-2ч. Об-во-1ч.

8кл. Рос.и мир в Новое вр.-2ч; 9кл. Рос.и мир в Новейшее вр.2ч +об-во1ч.-это первый концентр!

Второй концентр-10-11кл Ист.Р.с древн.вр до наших дней+ист мировыхцивилиз-2ч+об-во2ч;

Задачи концентров: *нач. шк — биогрфия выдающ. личностей, описание ярких фактов; *1конц-р-научить уч-ся устанавливать причинно-следственные связи; *2 конц.-раскрытие картины развития всего чел-ва, социалист.обобщение. «+»и «-» «+»возм-сть рассм.слож вопр ран.ист. млад.шк-м в ст.кл более высокий теоритич.мат-л,возм-сть повтора. «-»Слабо учит-ся возр.особ-сти(7кл-слож мат-л)Быстрый темп прохожд.мат-ла, инф-ая загруж-сть уч-в 9кл. Фед.Гос.стандарт(7ст.закона РФ об образ-и 1992г)-док, кот задает состав знаний, уровень усвоения шк-ми содерж.след.комп: *обязат.минимум содерж образ-я; *максим.объем учеб.нагрузки; * требов.к уровню подгот.уч-ся. Конст-я (гарант. беспл. образ)-Закон РФ об образ –Гос. Фед. стандарт –программа –учебники!!!

Структ содерж.стандарта: 1.ввод.раздел-место ист.в учеб.плане; 2. Обязат минимум образов-я-обязат д. усвоить дети-ист факты и положения; 3. Базовый комп-нт-ист.факты и теории,кот д.дать уч-ль; 4. Требов.к уровню подгот(уч-в),выпуск-в, примерные оценоч.задания, тесты. На основе гос.станд разраб учеб.прогр-норматив.доки, в кот.опред-ся круг основныхЗУН,указыв.кол-во часов по темам. Учеб.прогр: типовые, вариативные, рабочие,школьные,авторские,индивид-е

90. Предмет, задачи и функции методики преп-я ист. Связь методики с др. науками. Соврем проблемы обучст.

Методика(греч-путь исслед-я, способ познания); М-ка обуч.ист-пед-ая наука о задачах, содерж,м-дах обуч-я ист. Изучает и исследует процесс обуч-я ист в целях повыш.его эффект-сти и качества. М-ка: *зачем учить?(цели: образоват, воспитат, развивающая) *чему учить?(содерж-е,отбор мат-ла); *как учить(орг-я процесса обучения,способы,средства, м-ды, приемы).

Предметом мет-ки яв-ся пед процесс обучения. Двусторонний процесс- Преподавание уч-лем и изучении ист уч-м! объект: содержание, организ-я, формы и м-ды обуч-я/ Задачи: 1.вывял.способов обуч; 2. квалификац. разбор и доступное для восприятия и применения структуиров-я и описания; 3.оценка способов обуч-я с исп.опыта и объективных потребностей ист.образ-я Гл.зад.-совершенст-е процесса обуч-я во всех его внутренних и внешних проявлениях.

Связь с др.науками: -обществовед.науки. содержание отбирается с учетом познават-ых особ-стей (психол, физиолог). С педагогикой,лит-рой-худ-ные произ-я, информатика-презент, интернет, георг-карты, ориент-ка на местности, матем.МХК

Соврем пробл. ЕГЭ-нет един мнения, нехватка часов и др. 1992г-Закон РФ об образ-ии. Основа реформирования образоват. сис. принцип приоритета личности. переход от линейной (однократ. изуч) на концентрическую структуру (многократ изуч-некот .темы расшир изуч); раные авторы учебников, различная форма изуч-я6одни изуч ист.личности, др.-социально-экономич, третьи -внутрполит. ж. правителей—выпуск-ки с различ. мировозз-м.

Вопр.№73 пересмотреть!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!

М.б-может быть

Б.- было быть

Д.б. – должно быть

О.-обществознание

У. – урок

М-ка – методика

М-д – метод

Кот. – который




Предыдущий:

Следующий: