методические указания по СРС эконом теории

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН

АКТЮБИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМ.С. БАИШЕВА

ЗАДАНИЯ

для самостоятельной работы студентов

по курсу «Экономическая теория»

Актобе, 2009 г.

Задания для самостоятельной работы по курсу «Экономическая теория».

УМК – Актобе, РИО, 2009

Рассматриваются основные положения основ экономической теории, микро- и макроэкономики, мировой экономики и международных экономических отношений; формулируются вопросы для проверки и самопроверки знаний, тесты, задачи и упражнения. Учебное пособие будет способствовать более полному усвоению теоретического метериала, развивать навыки практического применения полученных знаний и самостоятельность мышления.

Пособие предназначено для студентов экономических и неэкономических специальностей высших учебных заведений..

Составители:

к.э.н., профессор Жунусов Б.А.

ст.преп. Дуйсембаева К.Т.

преп. Игильманова С.И.

Рецензент: к.э.н. профессор Комягин Б.И.

Утверждена на заседании методической комиссии экономического факультета Актюбинского государственного университета им. К.Жубанова и рекомендована к печати протоколом № 1 от 04 сентября 2006г.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Самостоятельная работа студентов – это активная познавательная деятельность, являющееся творческим индивидуальным мыслительным процессом в обучении. В современных условиях это форма работы приобретает особую актуальность.

Цель данного пособия – оказать помощь студентам в самостоятельной творческой работе над курсом экономической теории, способствовать закреплению теоретических знаний, обеспечить необходимый уровень усвоения знаний, развить экономическое мышление. Использование примерных тестов при изучении экономической теории облегчает усвоение теории и позволяет теснее увязать теорию с практикой. Оно дает возможность эффективнее использовать время на аудиторных и внеаудиторных занятиях, вовлечь в активную работу студентов, вызвать у них интерес к рассматриваемым вопросам. Решая тестовые задания, студенты учатся анализировать экономическую политику государств, получают определенные навыки экономического расчета, привыкают мыслить самостоятельно.

Особенностью пособия является то, что содержание учебного материала доводите в форме заданий, включающий в себя планы семинарских занятий, дискуссионные вопросы экономической теории, вопросы для внеаудиторной работы, тематику рефератов, задачи, тесты, проблемные ситуации и другие приемы закрепления навыков и знаний.

Экономические изменения в современном мире носят глубокий и стремительный характер. Происходят качественные изменения в природе «факторов производства», в самих основах экономической жизнедеятельности и изменяется модель экономических отношений. Поэтому в пособии большое внимание уделяется анализу многих процессов и явлений с учетом становления системы рыночных отношений, реформирование собственности и создание новых форм хозяйствования, создания инновационной экономики В РК, первоочередных задач и приоритетов, изложенных Послании Президента народу Казахстана «Стратегия вхождения Казахстана в число пятидесяти наиболее конкурентоспособных стран мира».

Студентам рекомендуется читать работу казахстанских ученых: «Общая экономическая теория» /Под ред. Шеденова У.К.- Актобе, Изд. А-Полиграфия, 2004, Экономическая теория (для экономических вузов). Рабочая тетрадь студента — Алматы: АИЭС./Сост. Мауленова С-Ж.С., 2002, Экономикалық теория. Оқу құралы./Жалпы ред.басқ.. С. Әкімбековтікі — Астана; 2002, Әубәкіров Ә. Экономикалық теория. Оқулық, Алматы, Ғылым, 2001, Ш.Ќашыќов, ¤.Н±рѓалиев Экономикалыќ теория негіздері. Оќулыќ. – Ќараѓанды:ЌарМТУ, 1997. Особо следует подчеркнуть изучения законов нашей страны, Указов и Послания Президента Республики Казахстан по вопросам реформирования национальной экономики, а также других нормативных материалов, положений и т.д.

Пособие рассчитано на самостоятельную работу студентов экономического и неэкономического специальностей ВУЗов.

Задания для самостоятельной работы

по дисциплине «Основы экономической теории»

Тема 1. Место и роль экономической теории в развитии общества

План семинарского занятия

1. Основные этапы развития экономической теории.

2. Предмет и методы экономической теории

3. Основные экономические понятия.

4. Экономические категории и законы

Ознакомиться с тем, как возникло учение об экономике, какие причины и предпосылки способствовали его развитию, изучить основные направления различных экономических теорий и школ, теоритические взгляды представителей этих школ и течений; а также методов, применяемых в процессе изучения экономики; ознокомиться с основными задачами и функциями экономической теории, как учебной дисциплины.

Вопросы для собеседования и самоконтроля

1. Что послужило причиной формирования у людей экономического мышления?

2. Какие школы экономической теории Вам известны?

3. Почему политическая экономия как научная система зародилась только в эпоху становления капитализма?

4. В чем состоит содержательное отличие меркантелизма от физиократии?

5. Что нового привнесла классическая школа политической экономии в понимание предмета экономической науки?

6. Назовите школу в политической экономии, которая выдвинула альтернативу в определении политической экономии как науки, изучающей богатство.

7. Что изучает экономическая теория?

8. Какие функции выполняет экономическая теория?

9. Раскройте положение о том, что объективная сторона экономической теории связана с действием экономических законов.

10. Раскройте различия между микро-, макро- и мегаэкономикой.

Задачи, упражнения, тесты

1. Дайте определения понятиям: экономическая категория, экономический закон, производство, обмен, потребление

2. В бывших социалистических странах существовала полная занятость. На этом основании мы можем сделать вывод, что их хозяйства были эффективными? Прокомментируйте данное утверждение.

3. Допустим, Вы одержали победу в викторине по экономике. Вам предоставлена возможность выбора одного из трех призов: магнитофона, принтера или телевизора. Вы выбрали принтер, так как магнитофон и телевизор у вас уже есть. Поэтому альтернативной стоимостью Вашего выбора будет:

а) сумма цен телевизора и магнитофона, от которых вы отказались;

6) цена принтера;

в) лучшее из того, чем Вы пожертвовали, сделав выбор: или магнитофон или телевизор;

г) альтернативная стоимость отсутствует, поскольку принтер достался Вам бесплатно.

4. Какое из приведенных положений не имеет отношения к определению предмета экономической теории:

А. неограниченные производственные ресурсы;

В. максимальное удовлетворение потребностей;

С. эффективное использование ресурсов;

Д. редкость блага;

Е. выбор между материальными и духовными потребностями.

5.Заполнить пропущенные слова в данных предложениях

А. Источником богатства и благосостояния общества, ………., считали не производство материальных благ, а сферу товарного и денежного обращения.

Б. Источником богатства, . . . . . . . считали сельскохозяйственный труд.

В. По Марксу, политическая экономия призвана изучать не вещи, не материальные блага, а экономические отношения между людьми по поводу производства, распределения . . . . . . . . . . . . . . благ.

6. Восстановите соответствие. В левой колонке представлены названия методов познания, применяющиеся в экономике, а правой – их определения. Ваша задача – соединить стрелками конкретное название и соответствующее ему определение.

Таблица 1.1.

Методы познания

Определение

Диалектический метод

Отвлечение от всего того, что не соответствует природе изучаемого предмета.

Научная абстракция

Движение познания от теорий к фактам, от общего к частному.

Индукция

Расмотрение экономических явлений в их развитий от низшей ступени к высшей.

Дедукция

Детальное изучение составных частей изучаемого экономического явления.

Синтез

Соединение частей изучаемого экономического явления и познание его как единого целого

Анализ

Выведение тоеритических положений из фактов, движение мысли от частного к общему.

7. Перечислите основные функции экономической теории.

8. В экономике производятся два вида товара: промышленный и сельскохозяйственный. Предположим, что экономика эффективна. Возможна ли ситуация, при которой улучшение технологии в сельскохозяйственном секторе приведет к увеличению продукции сельского хозяйства, но количество производимой промышленной продукции останется без изменения? Можем ли мы утверждать, что экономика эффективна? Докажите свой ответ с помощью модели кривой производственных возможностей.

9. Укажите отношения, которые определяют экономический строй общества:

Отношение общества к природе; отношения между людьми по поводу распределения средств производства и членов общества по отраслям и сферам производства; отношения между работниками при обмене деятельностью и способностями; отношения между людьми в процессе создания материальных благ; отношения между классами и социальными группами в обществе; отношения между работниками при распределении материальных благ.

10. Какие из указанных признаков характерны и для законов экономической жизни, и для законов природы, а какие — только одним из них?

Возникают и сущесьвуют независимо от воли и сознания людей. Носят вечный неизменный характер. Отмирают при переходе на новую ступень общественного развития. Выражают существенную, устойчивую, повторяющуюся связь между явлениями. Выражают количественную зависимость между явлениями и фиксируются математическими формулами. Выступают выражением качественных сторон явлений и процессов.

Темы экономического эссе

1. «Экономическая теория – это наука, изучающая человеческое поведение с точки зрения соотношения между целями и ограниченными средствами, которые могут иметь иное употребление.» (Роббинс).

2. «Экономика – это умение пользоваться жизнью наилучшим образом» (Бернард Шоу).

Темы рефератов, сообщений, докладов

Основные направления развития современной экономической мысли.

Теория смешанной социально-ориентированной рыночной экономики ее практическая реализация.

Роль экономической науки в развитии общества

Экономическая политика как способ реализации экономических целей.

Абсолютная и относительная ограниченность ресурсов и благ.

Тема 2. Отношения собственности и их роль в экономике

План семинарского занятия

1. Трактовка собственности в разных экономических школах.

2. Формы собственности.

3. Трансформация форм собственности в РК.

Прежде всего необходимо принять во внимание, что ядром любых экономических отношений составляет та или иная форма собственности, поэтому товарно-денежном обмене собственность является решающим фактором. Важно понять, многообразие форм собственности обеспечивает достаточную хозяйственную свободу и ответственность производителей материальных благ.

Вопросы для собеседования и самоконтроля

1. Дайте общее определение собственности в ее экономическом значении.

2. Укажите различия между пониманием собственности в экономическом и

юридическом смысле.

3. Что является экономической основой собственности?

4. Как Вы думаете, почему эволюционные или революционные преобразования

экономических систем всегда начинаются с отношений собственности?

5. К революционному или эволюционному пути трансформации собственности

вы отнесете проведенную в РК приватизацию? Какую цель преследовала

приватизация?

6. К какой форме собственности относится Ваше учебное заведение?

7. Как бы Вы сформулировали суть экономической теории прав собственности?

8. Что относится к интеллектуальной собственности? Приведите примеры.

9. Каковы, по Вашему мнению, особенности трансформации собственности в

Республике Казахстан?

10. Назовите основных прав собственности.

11. Какой тип собственности безраздельно господствует в современных

рыночных отношениях? Приведите примеры.

12. Каково влияние собственности на средства производства на товарно-

денежный обмен?

Задачи, упражнения, тесты

1. Официальное, законодательное оформление собственности связано с:

А. Формальным правом;

В. Действительным правом;

С. Экономическим пониманием собственности.

2. Присвоение – это:

А. Отношение присущее всякому взаимодействию людей с вещами;

В. Титул собственности;

С. Покупка блага.

3. Какая из следующих категорий не относится к рыночной экономике:

А. государственная собственность;

В. конкуренция;

С. свободное ценообразование;

Д. государственная монополия внешней торговли;

Е. монопольная власть нескольких фирм над рынком.

4. Приведите конкретные примеры реализации форм присвоения –пользования, владения и распоряжения. В чем состоят основные достоинства и недостатки каждой из форм?

Например, восьмичасовой рабочий день наемного работника; аренда; выкуп государственного имущества физическим лицом.

5. Какие виды экономических интересов Вам известны? Какие из перечисленных видов экономических интересов присущи государству, коллективу предприятия, студенту высшего учебного заведения?

6. Восстановите соответствие. В левой колонке даются основания для выделения различных видов собственности, а правой – виды собственности. Ваша задача – определить, какие виды собственности соответствуют тому или иному основанию и соединить их стрелками.

Таблица 2.1.

Основания для классификации собственности

Виды собственности

По объекту

Собственность акционерного общества, кооперативная собственность, государственная собственность, муниципальная собственность

По формам управления

Собственность на средства производства, собственность на предметы потребления, собственность на работников производства, собственность на орудия труда, собственность на природные ресурсы, собственность интеллектуального труда

По типу присвоения

Общая собственность, частная собственность, трудовая собственность, нетрудовая собственность, семейная собственность, коллективная собственность, общенародная собственность.

По правовому содержанию

Владение, пользование, распоряжение.

7. Определите к какой общественно-экономической формации (О.Э.Ф) относится перечисленные виды собственности.

Общая собственность, коллективная собственность, полисная собственность, нетрудовая собственность, государственная собственность, трудовая собственность, общенародная собственность, собственность на предметы потребления, собственность на работников производства, частная собственность.

Таблица 2.2.

Первобытно-общинная ОЭФ

Рабовладельческая ОЭФ

Феодальная ОЭФ

Капиталистическая ОЭФ

Социалистическая ОЭФ

8. Дайте определения понятиям: разгосударствление, приватизация, инвестиционный купон, жилищный купон.

9. В каких сферах производственной деятельности наиболее эффективна частная собственность, а каких государственная?

Например: считается, что государственная собственность наиболее эффективна в сфере обеспечения обороноспособности страны, производстве коммунальных услуг.

10. Сгруппируйте перечисленные экономические категории по видам элементов собственности.

Фирма, государство, валюта, природные ресурсы, предприниматели, средства производства, предметы потребления, земля, страховая компания, национальное достояние, золото, руда.

Таблица 2.3.

Объекты

собственности

Субъекты

собственности

11. Объект интеллектуальной собственности

А. авторские права;

В. товарные марки;

С. промышленные образцы;

Д. произведения искусства;

Е. все перечисленные.

12. Процесс приватизации привел к:

А. разделу государственной собственности;

В. укрупнению государственной собственности;

С. перераспределению средств между отраслями тяжелой и легкой промышленности в пользу последней;

Д.концентрации капитала в сфере торговли и услуг;

Е. «самозахвату» функций распоряжения землей и природными ресурсами предприятиями топливно-энергетического комплекса и другими энергоносителями.

13. Государственная собственность – это:

А. Энергетика;

В. Торговля;

С. Наука;



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: