мчп вопрос 15

15. Роль императивных норм национального законодательства в МЧП

Ст.1192 ГК «Нормы непосредственного применения»

П.1: «Правила настоящего раздела (раздел VI) не затрагивают действие тех императивных норм законодательства Российской Федерации, которые вследствие указания в самих императивных нормах или ввиду их особого значения, в том числе для обеспечения прав и охраняемых законом интересов участников гражданского оборота, регулируют соответствующие отношения независимо от подлежащего применению права (нормы непосредственного применения»).

Императивная оговорка имеет в виду особо значимые императивные нормы национального права, регулирующие имущественные и связанные с ними неимущественные отношения между частными лицами.

Правильное название – сверхимперативные / особо императивные / преобладающие императивные положения и т.п. Вообще, унифицированной терминологии не существует.

Действуют наряду с публичным порядком. Являются «продолжением» норм публичного порядка. Должны применяться всегда, даже если национальное коллизионное право отсылает к иностранной правовой системе.

Применение таких норм нельзя устранить ни соглашением сторон о выборе права, ни в силу привязки национальной коллизионной нормы.

Институт сверхимперативных норм является разновидностью защитной оговорки, является «избавительным средством», способом отказа от применения иностранного права.

Положение об обязательном применении сверхимперативных норм национального закона представляет собой своеобразный позитивный вариант оговорки о публичном порядке.

Позитивная оговорка о публичном порядке — совокупность внутренних норм права, которые в силу особой, принципиальной важности для защиты общественных и моральных устоев данного государства должны применяться всегда, даже если отечественная коллизионная норма отошлет к иностранному праву.

Негативная оговорка о публичном порядке — иностранное право, которое следует применить по предписанию национальной коллизионной нормы, не должно применяться, если оно или его отдельные нормы (последствия их применения) несовместимы с публичным порядком этого государства.

Т.е. сверхимперативные нормы – это позитивная оговорка, а публичный порядок – негативная.

Наиболее сложная проблема – определение круга норм, подлежащих обязательному применению.

Критерии для толкования какой-либо нормы в качестве сверхимперативной, следующие:

1)указание на сверхимперативный характер нормы в самой ее формулировке, либо такой характер оговаривается в законодательстве, либо в международных соглашениях.

+ российские правила о государственной регистрации прав на недвижимое имущество, о создании юридических лиц.

Важно! отменилась хрестоматийная сверхимперативная норма российского международного частного права — несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки было основанием ее недействительности. Теперь это положение исключено (см. ФЗ от 07.05.20123 №100).

2) в основном, сверхимперативность выводится из специфики связи нормы и правоотношения, значимости нормы для правоотношения.

Современная доктрина и судебная практика относят к категории сверхимперативных нормы о защите прав потребителей, правила валютного и антимонопольного законодательства.

Формулировка ст.1192 ГК порождает расширительное толкование закрепленных в ней положений: практически любая императивная норма российского права может быть объявлена имеющей особое значение.



П.2 ст.1192: При применении права какой-либо страны согласно правилам настоящего раздела суд может принять во внимание императивные нормы права другой страны, имеющей тесную связь с отношением, если согласно праву этой страны такие нормы являются нормами непосредственного применения. При этом суд должен учитывать назначение и характер таких норм, а также последствия их применения или неприменения.

Здесь закреплена необходимость учета императивных норм иностранного права. Однако это положение диспозитивно: российский суд может, а не должен учитывать характер таких норм, последствия их применения или неприменения. Т.е. наш суд не обязан применять иностранные императивные нормы, он только может принять их во внимание.

Соглашение сторон о подчинении договора какому-либо праву выводит отношение из сферы действия любого иного права и может привести к его нарушению. В законодательстве РФ закреплено положение о необходимости соблюдения императивных норм права, наиболее тесно связанного с договором.

П.5 ст.1210: Если в момент выбора сторонами договора подлежащего применению права все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства связаны только с одной страной, выбор сторонами права другой страны не может затрагивать действие императивных норм права той страны, с которой связаны все касающиеся существа отношений сторон обстоятельства.

Существует два основных отличия сверхимперативных норм от оговорки о публичном порядке. Первое касается мотивов. Сверхимперативные нормы применяются не в случаях нарушения основ правопорядка РФ, а при необходимости защиты особого интереса (например, защита слабой стороны договорного отношения — потребителя). Второе отличие состоит в том, что сверхимперативные нормы не только блокируют развитие коллизионного механизма регулирования, но и регулируют отношение по существу.

Ранее действовала противоположная норма — несоблюдение простой письменной формы внешнеэкономической сделки было основанием ее недействительности (п. 3 ст. 162 ГК РФ в прежней редакции).

Теперь это положение исключено. Следовательно, при несоблюдении простой письменной формы внешнеэкономической сделки применяются общие последствия: стороны лишаются права ссылаться в подтверждение сделки и ее условий на свидетельские показания, но могут приводить письменные и другие доказательства. Недействительность внешнеэкономической сделки из-за несоблюдения простой письменной формы наступает лишь в случае, если это прямо предусмотрено законом или соглашением сторон (п. п. 1 и 2 ст. 162 ГК РФ).

Норма о недействительности внешнеэкономической сделки в случае несоблюдения ее простой письменной формы признавалась сверхимперативной <*>. Однако такое регулирование приводило к тому, что стороны внешнеэкономических сделок находились в неравном положении по сравнению со сторонами внутрироссийских сделок (п. 4.1.4 разд. II Концепции развития гражданского законодательства Российской Федерации, далее — Концепция). Это и стало одной из причин внесения изменений в ст. 162 ГК РФ.




Предыдущий:

Следующий: