критерии история часть С

С1-С3

В заданиях для работы с историческим источником (С1–С3) проверяются умения проводить атрибуцию текста, находить, интерпретировать и комментировать информацию источника, а также применять контекстные исторические знания для анализа проблематики, отдельных положений источника, позиции автора и т.п. Как правило, каждое из заданий С1–С3 содержит один или несколько взаимосвязанных вопросов, каждый из которых требует кратких свободных ответов. В критериях оценивания приводятся положения, позволяющие эксперту уяснить требование задания и сориентироваться в возможных вариантах ответов выпускников (логике, возможных направлениях рассуждений и т.п.). Оценка дифференцируется в зависимости от количества и качества приведенных в ответе выпускника положений на основе предлагаемой системы оценивания. Максимальный балл за каждое из заданий С1–С3 – 2.

Выпускникам предлагается прочесть отрывок из исторического источника и кратко ответить на три вопроса, каждый из которых проверяет овладение различными видами умений работать с текстом: С1 – характеристика авторства, времени, обстоятельств и целей создания источника; С2 – умение проводить поиск исторической информации в источниках разного типа; С3 – умение использовать принципы структурно-функционального, временнόго и пространственного анализа при работе с источником (в данном задании предполагается привлечение выпускником контекстных исторических знаний).

При оценивании задания С1, суть которого состоит в атрибуции источника, особое внимание следует уделить точности приведённых выпускником формулировок. Если, например, ответ «революция 1905–1907 гг.» будет признан правильным, то ответ на тот же вопрос «революция» (без указания годов или более полного названия революции) правильным не является. Рекомендуем обращать внимание на приводимые в некоторых случаях указания о требуемой степени детализации ответа, возможности различных формулировок ответа.

Задание С2 предполагает поиск в источнике информации, представленной в явном виде. При оценивании задания следует обратить особое внимание на соответствие формулировок, приведённых выпускником, содержанию вопроса. При этом выпускнику не предъявляется требование точного переписывания соответствующих фрагментов текста, поэтому ответы выпускника могут не совпадать с позициями, приведенными в критериях. В таких случаях каждая формулировка, приведённая выпускником, нуждается в тщательном анализе, целью которого является определение её соответствия требованиям задания.

Задание С3, как правило, нацелено на проверку способности выпускников привлечь контекстные исторические знания для анализа проблематики источника, позиции автора, для ответа на вопросы, требующие обобщения исторического материала, установления причинно-следственных связей. В задании С3 также допускается несовпадение ответов выпускников с ответами, данными в критериях. В этом случае эксперт должен критически проанализировать ответы экзаменуемого.

Обратите внимание, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки.

Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция просто не засчитывается выпускнику.

С4

Задание С4 связано с анализом какой-либо исторической проблемы, ситуации.

В задании сформулирована ситуация, которую выпускник должен проанализировать с привлечением имеющихся у него знаний по истории и ответить на поставленные вопросы, выполнить задания. Таким образом, в ходе выполнения задания экзаменуемый не просто воспроизводит заученную информацию, но активно работает с ней: устанавливает причинно-следственные, временные и другие связи между событиями и явлениями; сравнивает исторические объекты, процессы; делает выводы. Максимальный балл за выполнение этого задания – 3 балла.

При оценивании данного задания следует иметь в виду, что критерии не могут содержать все возможные верные формулировки ответов выпускников и могут не учитывать какие-то направления размышлений выпускников, потенциально возможные при выполнении задания и формально отвечающие требованиям, предъявляемым к верному ответу на данный вопрос. Поэтому критерии проверки и оценки выполнения заданий С4 содержат пояснение, которое нацеливает эксперта на анализ всех ответов выпускников, в том числе абсолютно не совпадающих с ответами, приведёнными в критериях оценивания. Например: «элементы ответа могут быть приведены в других формулировках», «могут быть указаны другие причины, даны другие пояснения», «могут быть указаны другое название, другие отличия». Обратим внимание, что в первом из приведённых пояснений речь идёт о различиях в формулировках, но при этом содержание ответа полностью исчерпывается критериями, а во втором и третьем пояснениях дано указание на возможные содержательные отличия критериев от ответа выпускников.

Если причина какого-либо события или явления, указанная выпускником, не совпадает с причиной, приведённой в критериях оценивания к данному заданию, то эксперту необходимо проанализировать ответ, чтобы определить, насколько указанная в ответе причина соответствует требованию задания. При этом особое внимание рекомендуем обратить на историческую достоверность приведённых в ответе положений.

Обратите внимание, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки.

Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция просто не засчитывается выпускнику.

 

С5

Задание С5 – задание на анализ исторических версий и оценок фактов, процессов с привлечением знаний курса. В данном задании выпускник должен привести аргументы в подтверждение и аргументы в опровержение данной в задании дискуссионной точки зрения.

В задании С5 2013 г. будет представлена не две, а одна дискуссионная точка зрения по какой-либо исторической проблеме (в аналогичном задании 2012 г. было необходимо выбрать одну точку зрению из двух приведённых и привести три аргумента, подтверждающие её). Выпускнику необходимо привести два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её. В целях предотвращения нежелательной ситуации, когда выпускники не будут писать, какие из аргументов имеют целью подтвердить, а какие опровергнуть данную точку зрения, что несколько затруднит проверку, выпускникам дан алгоритм оформления задания. 

Как и в модели задания С5 2012 г. выпускнику недостаточно будет привести только факты, ему необходимо сформулировать полноценные аргументы. Это означает, что экзаменуемый должен объяснить, каким образом с помощью приведённого факта можно аргументировать данное теоретическое положение, если, конечно, связь факта и положения не является очевидной.

Ответ выпускника на задание С5 должен состоять из двух частей: аргументации в подтверждение данной точки зрения и аргументации в её опровержение. Оценивается качество аргументации, число и основательность аргументов, приведенных в подтверждение выбранной выпускником позиции.

В критериях оценивания невозможно представить все возможные аргументы для каждой из двух точек зрения, поэтому эксперт должен понять, соответствует ли по содержанию аргументация, предложенная выпускником, избранной им точке зрения (имеется в виду выбор учащимся исторических фактов и положений, которые он использует при аргументации). Желательно, чтобы при аргументации использовались исторические факты, непосредственно связанные с аргументируемым положением. Кроме того, как отмечалось, не может быть признана верной аргументация, если она состоит только из набора исторических фактов и связь этих фактов с аргументируемой точкой зрения не является очевидной.

Обращаем внимание, что количество верно приведённых аргументов не означает автоматическое начисление такого же количества баллов за задание С5. Если выпускник привёл только два аргумента в подтверждение данной точки зрения или только два аргумента в её опровержение, то он получит 1 балл. Если же выпускник сумел привести один аргумент в подтверждение и один в опровержение данной точки зрения, то за эти два аргумента он получит два балла. Дело в том, что во втором случае он сумел посмотреть на проблему с разных сторон, продемонстрировав соответствующее умение, и его ответ должен быть оценен выше, чем в первом случае.



Важным является вопрос об использовании выпускником одних и тех же фактов для аргументации противоположных точек зрения. Несомненно, что один и тот же аргумент в неизменном виде не может быть использован и в подтверждение, и в опровержение данной точки зрения. Но, при добавлении других фактов, изменении связующих фраз между фактом и аргументируемым положением, факт может быть включён в систему аргументации противоположной точки зрения. Например, аргументация к точке зрения, приведённой в задании С5 демоверсии 2013 г. (точка зрения: «Россия в XVII в. находилась в состоянии изоляции от экономических, военных и культурных достижений стран Западной Европы») может быть следующей:

- в подтверждение: в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80; в Амстердам – сотни в день. Это свидетельствует о том, что внешние контакты России были несравнимо слабее, чем контакты между странами Запада;

- в опровержение: в конце XVI в. в Архангельск приходило 20 кораблей в год, в конце XVII в. – 80. Это свидетельствует о постепенном преодолении состояния изоляции к концу XVII в.

Обратите внимание, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки.

Допущенные исторические неточности также не ведут к специальному снижению балла. Однако в случае существенного искажения смысла ответа ошибочная позиция просто не засчитывается выпускнику.

С6

Задание С6 – задание, предполагающее представление результатов историко-познавательной деятельности в свободной форме с ориентацией на заданные параметры деятельности (анализ деятельности какой-либо исторической личности). Оно является альтернативным: выпускник имеет возможность выбрать одного из четырёх предлагаемых деятелей различных эпох (один из деятелей изучается в курсе Всеобщей истории) и продемонстрировать свои знания и умения на наиболее знакомом ему историческом материале. Формулировка этого задания включает в себя своеобразный план, который является основой для ответа экзаменуемого: «Укажите время жизни исторического деятеля (с точностью до десятилетия или части века). Назовите основные направления его деятельности и дайте их краткую характеристику. Укажите результаты его деятельности».

Проверка задания осуществляется по трём критериям: К1 – указание времени жизни исторического деятеля, К2 – характеристика основных направлений деятельности и ее результатов, К3 — указание результатов деятельности. Максимальный балл по критерию К1 – 1, по критерию К2 – 3, по критерию К3 – 2.

При оценивании выполнения задания по первому критерию (К1), нужно учитывать, что ответ может быть признан верным в том случае, если указаны годы жизни с точностью до части века или до десятилетий (например, «первая половина XIX в.», «30-80-е гг. XVI в.»). Указание точных годов жизни от выпускников не требуется. Ошибка выпускника в определении одной из хронологических рамок не повлияет на оценку. Возможны также ситуации, когда время жизни исторического деятеля в явном виде не указано. Если при этом выпускником правильно приведены даты событий, связанных с выбранным деятелем, что свидетельствует о знании его времени жизни, то такой ответ засчитывается как правильный по данному критерию. Также возможна ситуация, когда вместо лет жизни выпускник указал годы (или период) правления, активной государственной (военной и т.п.) деятельности. Если эти даты указаны верно, то такой ответ также должен быть засчитан как правильный по критерию 1.

По второму критерию (К2) оцениваются формулировка и характеристика основных направлений деятельности.

В первую очередь следует обратить внимание на формулировку основных направлений деятельности, которые в дальнейшем будут характеризоваться. Эти направления могут быть сформулированы с различной степенью детализации. Например, речь может идти как о внутренней и внешней политике, так и о реформах государственного управления, реформах просвещения, крестьянской реформе, дипломатии, войнах.

В ответе экзаменуемого с невысоким уровнем подготовки направления деятельности могут быть не сформулированы в явном виде, но приведены факты, показаны связи событий, относящихся к одному или нескольким направлениям деятельности. Эта ситуация предусмотрена критериями оценивания.

В зависимости от того, какого исторического деятеля выбрал выпускник, количество направлений деятельности, достаточных для её полной характеристики, может быть различным, но оно всегда более одного. Ответ, в котором дана характеристика только одного направления деятельности из нескольких, также предусмотрен критериями оценивания (0-2 балла).

Под характеристикой основных направлений деятельности следует понимать изложение основных фактов, связанных с каждым из направлений деятельности (этими фактами могут быть войны, сражения, реформы, государственные документы, произведения искусства, научные открытия и др.), использование необходимых терминов, раскрытие причинно-следственных, пространственных, временных связей.

Согласно критериям на оценку задания влияют фактические ошибки, сделанные выпускником. Ошибки могут существенно искажать смысл ответа и свидетельствовать о непонимании выпускником эпохи, в которую жил исторический деятель. В этом случае за выполнение всей работы по обоим критериям ставится 0 баллов (даже при формальном наличии правильной датировки лет жизни исторического деятеля). Но другие ошибки, неточности могут не привести к существенному искажению смысла. Данное обстоятельство предусмотрено критериями оценивания.

Критериями предусмотрена ситуация, когда выпускник, правильно указав одно-два направления деятельности, попытался раскрыть одно (или два) из них, но изложенных фактов оказалось недостаточно для характеристики направления деятельности исторической личности или выпускник привел частные факты, не затронув наиболее важных, не раскрыл важнейших понятий, причинно-следственных связей и т.п. Если при этом не было допущено фактических ошибок, работа выпускника по критерию К2 оценивается в 1 балл.

 

По третьему критерию (К3) оценивается указание результатов деятельности исторической личности.

Указание  результатов деятельности предполагает изложение итогов и (или) раскрытие исторического значения деятельности личности для определённой эпохи, истории страны в целом.

На оценку по критерию К3 влияют фактические ошибки, сделанные выпускником, соответствие указанных результатов деятельности исторической личности направлению деятельности, которое раскрывал выпускник, а также качество формулировок, результатов деятельности.

Возможна ситуация, когда выпускник не выделил характеристику результатов как отдельную часть ответа, а раскрыл результаты при характеристике деятельности. Задача эксперта в данном случае – увидеть в работе характеристику результатов (отличить от характеристики деятельности) и верно её оценить.

Наиболее сложной для оценки является ситуация, когда в качестве характеристики результатов выпускник приводит суждения общего характера (например, «этот деятель укрепил государство», «он принес много пользы стране», «в его правление страна развивалась»). Целесообразно определить, насколько подобная характеристика результатов связана с выделенным направлением деятельности и характеристикой этого направления. Если, например, речь шла о реформах государственной власти и как результат указано укрепление государства, то логическая связь отдельных элементов ответа налицо. И в случае, когда это не противоречит историческим фактам, обобщенная характеристика результатов может быть засчитана. В случае, если выделены и охарактеризованы конкретные направления деятельности – война, аграрные преобразования и т.п., а результаты даны в предельно общем виде, рекомендуем не засчитывать такую характеристику результатов.

Обратите внимание, что орфографические и пунктуационные ошибки, допущенные выпускником, не являются основанием для снижения оценки. Не является обязательным требованием литературное оформление ответа.




Предыдущий:

Следующий: