конт. по эконом.теории


Содержание

1.Основной и оборотный капитал, фонды обращения. Эффективное использование производственных ресурсов……………………………………….2

2.Рынок: сущность, виды и функции. Основные факторы рыночного саморегулирования…………………………………………………………………10

3.Государственный бюджет и бюджетная политика. Основные пути сокращения бюджетного дефицита……………………………………………….18

4.Список использованной литературы……………………………………………22

1.Основной и оборотный капитал, формы обращения. Эффективное использование производственных ресурсов.

Основной капитал.

Основные фонды — это средства труда, которые многократно участвуют в производственном процессе, сохраняя при этом свою натуральную форму, постепенно изнашиваясь, переносят свою стоимость по частям на вновь создаваемую продукцию.

Основной капитал предприятия состоит из следующих элементов:

Основные средства

Нематериальные активы

Долгосрочные финансовые инвестиции

Совокупность материально — вещественных ценностей, используемых в качестве средств труда и действующих в натуральной форме в течение длительного времени как в сфере материального производства, так и в непроизводственной сфере

Различные права пользования. Патенты, а также организационные расходы

Инвестиции в государственные ценные бумаги (облигации и другие долговые обязательства), ценные бумаги и в уставные капиталы других организаций, а также предоставленные другим организациям займы на территории Российской Федерации и за ее пределами

Рассмотрим указанные элементы подробнее:

1.Основные средства включают: здания, сооружения, передаточные устройства, рабочие и силовые машины и оборудование, измерительные и регулирующие приборы и устройства, вычислительную технику, транспортные средства, инструмент, производственный и хозяйственный инвентарь и принадлежности, рабочий и продуктивный скот, многолетние насаждения, внутрихозяйственные дороги и прочие основные средства. К основным средствам относятся также капитальные вложения на улучшение земель (мелиоративные, осушительные, ирригационные и другие работы) и в арендованные здания, сооружения, оборудование и другие объекты, относящиеся к основным средствам.

2. Нематериальные активы включают права, возникающие:

из авторских и иных договоров на произведения науки, литературы, искусства и объекты смежных прав, на программы для ЭВМ, базы данных и др.;

из патентов на изобретения, промышленные образцы, селекционные достижения;

из свидетельств на полезные модели, товарные знаки и знаки обслуживания или лицензионных договоров на их использование;

из прав на «ноу-хау» и др.

Кроме того, к нематериальным активам относятся права пользования земельными участками, природными ресурсами и организационные расходы.

Нематериальные активы отражаются в учете и отчетности в сумме затрат на приобретение, изготовление и расходов по их доведению до состояния, в котором они пригодны к использованию в запланированных целях. По объектам, по которым проводится погашение стоимости, нематериальные активы равномерно (ежемесячно) переносят свою первоначальную стоимость на издержки производства или обращения по нормам, определяемым организацией исходя из установленного срока их полезного использования. По нематериальным активам, по которым невозможно определить срок полезного использования, нормы переноса стоимости устанавливаются в расчете на десять лет (но не более срока деятельности организации).

3. Долгосрочные финансовые инвестиции

Финансовые вложения принимаются к учету в сумме фактических затрат для инвестора. По государственным ценным бумагам разрешается разницу между суммой фактических затрат на приобретение и номинальной стоимостью в течение срока их обращения равномерно (ежемесячно) относить на финансовые результаты у организации, или на уменьшение финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Акции и паи, не оплаченные полностью, показываются в активе баланса в полной их покупной стоимости, с отнесением непогашенной суммы по статье кредиторов в пассиве баланса в случаях, когда инвестор имеет право на получение дивидендов и несет полную ответственность по этим вложениям. В остальных случаях суммы, внесенные в счет подлежащих приобретению акций и паев, показываются в активе баланса по статье дебиторов. Вложения организации в акции других организаций, котирующиеся на бирже или на специальных аукционах, котировка которых регулярно публикуется, при составлении годового бухгалтерского баланса отражаются на конец года по рыночной стоимости, если последняя ниже балансовой стоимости. Указанная корректировка производится на сумму резерва под обеспечение вложений в ценные бумаги, созданного за счет финансовых результатов у организации или уменьшения финансирования (фондов) у бюджетной организации.

Оборотный капитал.

Оборотный капитал (оборотные средства) – это часть капитала фирмы (предприятия), вложенного в его текущие активы.

Оборотные средства одновременно функционируют как в сфере производства, так и в сфере обращения, обеспечивая непрерывность процесса производства и реализации продукции. Характерной особенностью оборотных средств является скорость их оборота. Функциональная роль оборотных средств в процессе производства в корне отличается от основного капитала. Оборотные средства обеспечивают непрерывность процесса производства.

Кругооборот капитала охватывает три стадии: заготовительную, производственную и сбытовую.

Оборотные производственные фонды — это часть средств производства, которые целиком потребляются в каждом цикле производства, полностью переносят свою стоимость на производимую продукцию и целиком возмещаются после каждого производственного цикла

Оборотные производственные фонды классифицируются по следующим элементам:

Производственные запасы (сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия, топливо, тара, запасные части для ремонта оборудования, малоценные и быстроизнашивающиеся предметы). К категории малоценных и быстроизнашивающихся предметов относят: предметы, служащие менее одного года и стоимостью на дату приобретения не более 100-кратного (для бюджетных учреждений — 50-кратного) установленного законодательством Российской Федерации минимального размера месячной оплаты труда за единицу; специальные инструменты и специальные приспособления, сменное оборудование независимо от их стоимости; специальная одежда, специальная обувь независимо от их стоимости и срока службы и др.

Незавершенное производство и полуфабрикаты собственного производства (НЗП). Незавершенное производство представляет собой продукцию, не законченную производством и подлежащую дальнейшей обработке.

Расходы будущих периодов – это затраты на освоение новой продукции, плата за подписные издания, оплата на несколько месяцев вперед арендной платы и др. Эти расходы списываются на себестоимость продукции в будущих периодах.

Фонды обращения.

Фонды обращения — это совокупность всех средств, функционирующих в сфере обращения.

Структура оборотных средств – это удельный вес стоимости отдельных элементов оборотных средств в их общей стоимости. На рис. 1 приведены состав и примерная структура оборотных средств на машиностроительном предприятии.

В структуру оборотных средств входят: сырье, основные и вспомогательные материалы, покупные полуфабрикаты, топливо, тара, запасные части для ремонта, незавершенное производство, расходы будущих периодов, денежные средства в расчетах и т.п. Наиболее высокая доля приходится на производственные запасы (сырье, основные материалы, покупные полуфабрикаты) и незавершенное производство.

Эконом содержание производственного капитала

Рис. 1 Состав и структура оборотных средств

Поскольку оборотные средства включают как материальные, так и денежные ресурсы, от их организации и эффективности использования зависит не только процесс материального производства, но и финансовая устойчивость предприятия.

Нормируемые и ненормированные оборотные средства.

К нормируемым оборотным средствам относятся: производственные запасы, незавершенное производство, расходы будущих периодов, готовая продукция. Нормируемые оборотные средства включают все оборотные средства, находящиеся в сфере производства. В сфере обращения нормируются только те оборотные средства, которые овеществлены в готовой продукции.

К ненормируемым оборотным средствам относятся: отгруженная продукция, денежные средства на расчетном счете и в расчетах, дебиторская задолженность.

Нормативы оборотных средств должны всегда удовлетворять реальной потребности производства. При занижении нормативов предприятие не сможет обеспечить производство необходимыми запасами, своевременно расплатиться с поставщиками, рабочими, служащими и т.п.

При завышении нормативов возникают значительные сверхнормативные запасы, происходит замораживание средств, что ведет к потерям. Кроме того, завышенные нормативы способствуют снижению уровня рентабельности, увеличению суммы выплат при росте стоимости имущества предприятия.

К фондам обращения относятся:

– готовая к реализация продукция, находящаяся на складах предприятия.

– продукция отгруженная, но еще не оплаченная покупателем.

– денежные средства (в кассе предприятия и на счетах в банке), а так же средства, находящиеся в незаконченных расчетах (дебиторская задолженность). Дебиторская задолженность – это средства данного предприятия, находящиеся в обороте других предприятий.

Оборотные средства постоянно совершают кругооборот, в процессе которого проходят три стадии: снабжение, производство и сбыт (реализация).

Кругооборот оборотных средств можно представить следующим образом.

Эконом содержание производственного капитала

На первой стадии (снабжение) предприятие на денежные средства приобретает необходимые производственные запасы. На второй стадии (производство) производственные запасы вступают в производство и, пройдя форму незавершенного производства и полуфабрикатов, превращаются в готовую продукцию. На третьей стадии (сбыт) происходит реализация готовой продукции и оборотные средства принимают денежную форму.

Важнейшими характеристиками оборотных средств являются их стоимость, состав и структура. Стоимость оборотных средств зависит от характера и объема выпускаемой продукции, совершенства системы материально-технического снабжения, уровня организации производства и труда и ряда других факторов. Состав оборотных средств по классификационным группам практически одинаков для всех отраслей промышленности. Состав отдельных групп является специфическим для каждой отрасли промышленности и зависит от функционального назначения и конструктивнотехнологических особенностей выпускаемой продукции.

Эффективное использование производственных ресурсов.

Эффективность производства – важнейшая качественная характеристика хозяйствования на всех уровнях. Под экономической эффективностью производства понимается степень использования производственного потенциала, которая выявляется соотношением результатов и затрат общественного производства. Чем выше результат при тех же затратах, чем быстрее он растет в расчете на единицу затрат общественно необходимого труда, или чем меньше затрат на единицу полезного эффекта, тем выше эффективность производства. Обобщающим критерием экономической эффективности общественного производства служит уровень производительности общественного труда.

Эффективность использования оборотных средств характеризуется системой экономических показателей, и, прежде всего, оборачиваемостью оборотных средств и длительностью одного оборота.

Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность полного кругооборота средств с момента приобретения оборотных средств (покупки сырья, материалов и т.п.) до выхода и реализации готовой продукции. Кругооборот оборотных средств завершается зачислением выручки на счет предприятия.

Критерием оценки эффективности управления оборотными средствами служит фактор времени: чем больше оборотные средства пребывают в одной и той же форме (денежной или товарной), тем, при прочих равных условиях, ниже эффективность их использования, и наоборот. Оборачиваемость оборотных средств характеризует интенсивность их использования.

Таким образом, оборачиваемость оборотных средств на предприятии зависит от следующих факторов:



длительности производственного цикла;

качества выпускаемой продукции и ее конкурентоспособности;

эффективности управления оборотными средствами на предприятии с целью их минимизации;

решения проблемы снижения материалоемкости продукции;

способа снабжения и сбыта продукции;

структуры оборотных средств и др.



2. Рынок: сущность, виды и функции. Основные факторы рыночного саморегулирования.

В ходе развития товарного хозяйства формируется рынок, который прошел длительный путь, продолжительность которого насчитывает более 30 тысяч лет, от древних базаров до современных организованных рынков с компьютерным оснащением. В отличие от других научных и технических открытий, рынок есть творение коллективного человеческого гения.

В современной экономической литературе можно встретить самые различные определения рынка, т.к. рынок всегда интересовал экономистов, таких выдающихся, как Ж.Б. Сей, У. Джевонс, А. Смит, К. Маркс, Дж. Кейнс, П. Самуэльсон и других.

Первое и самое обыденное определение утверждало, что рынок – это площадь, публичное место купли-продажи товаров, т.е. благ и услуг. Позднее в понятие рынка ввели отношения между покупателями и продавцами и отношение спроса и предложения. В связи с этим появились определения:

рынок – это взаимодействие продавцов и покупателей. Каждый из них самостоятелен в своих действиях. При этом не обязательно быть собственником покупаемого или продаваемого товара;

рынок – это система отношений между спросом и предложением;

рынок – это совокупность отношений товарного обмена;



рынок – это сфера обмена, которая связывает в единый механизм производителей и потребителей товаров.

Итак, обобщая, имеющуюся информация, характеристику рынка можно свести к следующему определению:

Рынок – это система экономических связей между хозяйствующими субъектами, которая базируется на меновых отношениях и платности всех благ и услуг.

Рынок представляет собой не площадь, где случайно встретились отдельные покупатели и продавцы, а социальный механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями экономических благ, между которыми происходит обмен товаров и услуг, по цене, о которой удалось договориться. При этом происходит добровольное отчуждение своей собственности и присвоение чужой. Следовательно, рынок означает взаимную передачу прав собственности.

Современный рынок – это рынок новинок, ибо новизна стала важнейшим свойством товаров и услуг, делающих их конкурентоспособными. Новыми считаются товары и услуги, не имеющие аналогов, а также улучшенные варианты или модификации существующих. Для современного рынка характерно стирание национальных границ, формирование мировых рынков товаров, услуг, технологии, информации, рабочей силы, капиталов и валют.

Функции рынка.

1. Информационная. Через постоянно меняющиеся цены, процентные ставки на кредит рынок дает участникам производства объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве тех товаров и услуг, которые поставляются на рынок.

Стихийно протекающие операции превращают рынок в гигантский компьютер, собирающий и перерабатывающий колоссальные объемы точечной информации и выдающий обобщенные данные по всему тому хозяйственному пространству, которое он охватывает. Это позволяет каждому предприятию постоянно сверять собственное производство с меняющимися условиями рынка.

2. Посредническая. Экономически обособленные производители в условиях глубокого общественного разделения труда должны найти друг друга и обменяться результатами своей деятельности. Без рынка практически невозможно определить, насколько взаимовыгодной является та или иная технологическая и экономическая связь между конкретными участниками общественного производства. В нормальной рыночной экономике с достаточно развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбора оптимального поставщика (с точки зрения качества продукции, ее цены, сроков поставки, послесбытового обслуживания и других параметров). В то же время продавцу предоставляется возможность выбрать наиболее подходящего покупателя.

3. Ценообразующая. Поступающие обычно на рынок продукты и услуги одного назначения содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Но рынок признает лишь общественно необходимые затраты, только их согласен оплатить покупатель. Следовательно, здесь формируется отражение общественной стоимости, рассчитать которую не способна ни одна ЭВМ. Благодаря этому устанавливается подвижная связь между стоимостью и ценой, чутко реагирующая на изменения в производстве, потребностях, конъюнктуре.

4. Регулирующая – самая важная. Она связана с воздействием рынка на все сферы экономики, и прежде всего на производство. Рынок немыслим без конкуренции. Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции, поощряет рост производительности труда, технический прогресс, повышение качества продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей. Сохранение и поддержание конкурентной среды – одна из важнейших задач государственного регулирования в странах с развитой рыночной системой.

Важную роль в рыночном регулировании имеет соотношение спроса и предложения, существенно влияющее на цены. Растет цена – это сигнал к расширению производства, падает цена – сигнал к его сокращению. В результате стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций. Действует регулирующая «невидимая рука», о которой писал еще Адам Смит: «Предприниматель имеет в виду лишь свой собственный интерес, преследует собственную выгоду, причем в этом случае он невидимой рукой направляется к цели, которая совсем не входила в его намерения. Преследуя свои собственные интересы, он часто более действенным способом служит интересам общества, чем тогда, когда сознательно стремится служить им».

В современных условиях экономика управляется не только «невидимой рукой», но и государственными рычагами, однако регулирующая роль рынка продолжает сохраняться, во многом определяя сбалансированность народного хозяйства.

5. Санирующая. Рыночный механизм – это не благотворительная система. Она и жесткая, и даже жестокая. Ей присуще социальное расслоение, беспощадность по отношению к слабым. С помощью конкуренции рынок очищает общественное производство от экономически неустойчивых, нежизнеспособных хозяйственных единиц и, напротив, дает зеленый свет более предприимчивым и эффективным. В результате этого непрерывно повышается средний уровень устойчивости всего хозяйства в целом.

Виды рынков и их структура.

До сих пор рынок рассматривался, как единая система, на самом деле рыночный механизм в целом характеризуется весьма сложной структурой.

В экономической литературе выделяется более десятка критериев для характеристики структуры и системы рынка, его классификации. 

Эконом содержание производственного капитала

А также:По товарным группам: - Рынки товаров производственного назначения; - Рынки потребительских товаров (например, продовольствия); - Рынки сырья и материалов и т.д. По субъектам или их группам: - Рынок покупателей; - Рынок продавцов; - Рынок государственных учреждений; - Рынок промежуточных продавцов – посредников и др. По степени ограничения конкуренции: - Монопольный рынок; - Олигопольный рынок; - Рынок монополистической конкуренции; - Рынок совершенной конкуренции. По степени зрелости: - Неразвитый рынок; - Развитый рынок; - Формирующийся рынок. По характеру продаж: - Оптовый рынок; - Розничный рынок. По характеру ассортимента товаров: - Замкнутый рынок, на котором представлены товары только первого производителя; - Насыщенный рынок, на котором представлено множество сходных товаров многих производителей; - Рынок широкого ассортимента, на котором есть ряд видов товара, связанных между собой и направленных на удовлетворение одной или нескольких связанных между собой потребностей; - Смешанный рынок, на котором имеются разнообразные товары, не связанные между собой. По отраслевому признаку: - Рынок автомобилей; - Рынок нефти; - Рынок компьютерной техники и т.д. В рыночной структуре особо выделяют также следующие виды рынков: - Рынки товаров и услуг, куда включают рынки потребительского назначения, услуг, жилья и зданий непроизводственного назначения. - Рынки факторов производства, в состав которых входят рынки недвижимости, орудий труда, сырья и материалов, энергетических ресурсов, полезных ископаемых. - Финансовые рынки, т.е. рынки капиталов (инвестиционные рынки), кредитные, ценных бумаг, валютно-денежные рынки. - Рынки интеллектуального продукта, где в качестве объектов купли-продажи выступают инновации, изобретения, информационные услуги, произведения литературы и искусства. - Рынки рабочей силы, представляющие собой экономическая форма движения (миграции) трудовых ресурсов (рабочей силы). 

Основные факторы рыночного саморегулирования.

В условиях товарно-рыночного хозяйства специфической формой согласования хозяйственных пропорций служит меновая стоимость продуктов.

Поэтому в рыночной экономике закон пропорционального развития народного хозяйства выступает как закон равновесия макроэкономического спроса и макроэкономического предложения.

Прямая связь выражается в том, что производство (предложение) товаров предопределяет спрос. Все частные, независимые друг от друга предприниматели самостоятельно решают проблемы, касающиеся потребностей (спроса) покупателей: что, как и для кого производить. Однако в условиях классического капитализма единоличные производители, не способные повлиять на рыночные цены, действуют как бы вслепую, не зная реальных покупателей и их запросы. Поэтому стихийно складывающаяся связь между производством (предложением) и спросом может нечасто давать «сбои», не достигая прямо поставленной цели.

Всех товаропроизводителей выручает обратная связь, идущая от рынка к производству. Такой связью служит система рыночных цен, постоянно посылающая сигналы-информацию о соотношении спроса и предложения. Эта информация позволяет вносить поправки в производственные действия предпринимателей:

Цены переключаются на выпуск таких товаров, которые пользуются повышенным спросом и являются более выгодными.

Правила экономического поведения хозяйствующих субъектов на микроуровне устанавливаются механизмом микроэкономического регулирования, который представляет собой совокупность форм организации производства, принципов распределения созданного продукта, правовых и экономических методов управления.

В основу регулирования экономических отношений на микроуровне положен принцип «невидимой руки «А. Смита. Суть этого принципа состоит в том, что хозяйствующие субъекты, руководствуясь прежде всего собственными интересами, как бы направляются «невидимой рукой» к реализации интересов других людей и общества в целом. Действие этого принципа наилучшим образом соотносится с рынком свободной конкуренции.

В современной рыночной экономике правила экономического поведения обосновываются рационализмом, т.е. такой линией поведения, которая проявляется в поиске наиболее оптимальных способов удовлетворения интересов и потребностей субъектов хозяйствования. Фирмы, добиваясь своих экономических целей, используют новые передовые технологии и рациональную комбинацию ресурсов и одновременно, как бы направляемые «невидимой рукой», способствуют обеспечению экономических интересов экономики в целом. В итоге личная выгода фирм (максимизация прибыли), поощряемая и направляемая рыночной системой, обеспечивает более полное удовлетворение потребностей общества в целом.

Саморегулирование такой деятельности проявляется, с одной стороны, как форма организации рыночных отношений, с другой – как метод хозяйствования. Саморегулирование как форма организации рыночных отношений предполагает наличие субъектов рыночных отношений, обладающих социально-экономической свободой и в то же время взаимной обусловленностью, согласованностью экономических интересов, проявляющихся в виде прямого или опосредованного согласования своих действий между собой. Такое положение рыночных субъектов является следствием общественного разделения труда, которое, с одной стороны, разъединяет хозяйствующие субъекты по видам и направлениям трудовой деятельности и способствует формированию экономически обособленных товаропроизводителей, а с другой – порождает устойчивые функциональные взаимосвязи по налаживанию обмена товаров и услуг на эквивалентной основе в виде купли-продажи.

Формы и методы саморегулирования купли-продажи основываются на действии конкурентных и интеграционных процессов. Конкуренция проявляется в виде ценовых и неценовых методов борьбы между товаропроизводителями в процессе их функционирования, которая сопровождается соперничеством за увеличение объемов производства, продаж, получения прибыли и источников ресурсов.

3.Государственный бюджет и бюджетная политика. Основные пути сокращения бюджетного дефицита.

Государственный бюджет — важнейший финансовый документ страны. Он представляет собой совокупность финансовых смет всех ведомств, государственных служб, правительственных программ и т. д. В нём определяются потребности, подлежащие удовлетворению за счёт государственной казны, равно как указываются источники и размеры ожидаемых поступлений в государственную казну.

Деятельность государства по формированию, рассмотрению, утверждению, исполнению бюджета, а также составлению и утверждению отчёта об его исполнении (формулировка касается бюджетов всех уровней, входящих в бюджетную систему РФ) называется бюджетный проце́сс.

В бюджетную систему Российской Федерации входят бюджеты следующих уровней:

Федеральный бюджет

бюджеты субъектов Российской Федерации (региональные бюджеты)

бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты)

Согласно статье 215.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации кассовое обслуживание исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации осуществляетсяФедеральным казначейством.

Если запланированные доходы бюджета превышают расходы бюджета, то это называется бюджетный профици́т (или профицит бюджета). Если запланированные расходы бюджета превышают доходы бюджета, то это называется бюджетный дефицит (или дефицит бюджета). Когда при исполнении бюджета уровень дефицита бюджета превышает установленный при утверждении бюджета показатель, или происходит значительное снижение ожидавшихся доходов бюджета, то представительный орган власти (на основе предложений органа исполнительной власти) принимает решение о введении установленного законом механизма уменьшения расходов. Такое «урезание» запланированных бюджетом расходов называется секве́стр.

Бюджетная политика .

Бюджетная политика является составляющей финансовой политики государства. Бюджетная политика — это комплекс мер по формированию и использованию бюджетного фонда с целью повышения благосостояния населения. В узком понимании бюджетная политика – это политика формирования, исполнения и регулирования бюджета.

Главной целью бюджетной политики является оптимальное распределение ВВП между отраслями народного хозяйства, социальными группами населения, территориями.

Основная цель обосновывает необходимость достижения следующих целей бюджетной политики:

преодоление спада производства и стабилизация экономики;

стимулирование развития приоритетных сфер деятельности и структурных преобразований;

достижение резкого структурного изменения экономических пропорций в интересах производителей, работающих непосредственно на удовлетворение потребностей населения;

сдерживание инфляционных процессов.

Бюджетная политика находится под воздействием внешних и внутренних факторов. К внешним факторам относится зависимость государства от экономических отношений с другими государствами по поставкам сырья, материалов, других видов ресурсов, обмена технологиями, экспортных возможностей самой страны, ее интеграции с мировыми экономическими системами и др. К внутренним факторам относятся: форма собственности на основные средства производства, структура экономики, социальный состав населения, уровень благосостояния народна, интеллектуальный уровень населения, состояние развития экономики и организация денежного обращения, стабильность денежной единицы, состояние развития кредитования и др.

Важнейшей составляющей финансовой политики государства является обеспечение ее финансовой безопасности. Состояние финансовой безопасности страны зависит от многих факторов. К ним относятся следующие: безопасность инвестиций, факторы международного финансового рынка, колебания спроса и предложения, состояние денежно-кредитной системы страны, сбалансированность (или несбалансированность) бюджета, государственный долг страны, бартеризация экономики, налоговые льготы, налоговые недоимки и др.

Бюджетная политика содержит два основных элемента: бюджетную стратегию и бюджетную тактику.

Бюджетная стратегия – это долгосрочный курс бюджетной политики государства, рассчитанный на перспективу и обусловливающий решение крупномасштабных задач, которые определяются общенациональной стратегией социально-экономического развития страны. Бюджетная стратегия предполагает установление основных направлений бюджетной политики, а также разработку экономических рычагов их реализации. Основой разработки бюджетной стратегии является бюджетное прогнозирование.

Бюджетная тактика является быстродействующим механизмом бюджетной политики в стране, гибким методом поиска краткосрочного равновесия, стабилизации и приспособления к условиям, которые постоянно изменяются. Бюджетная тактика фактически выступает конкретизацией бюджетной стратегии. С помощью бюджетной тактики органы управления обеспечивают реализацию текущих задач функционирования и развития бюджетной системы страны на определенном историческом этапе. Основой разработки бюджетной тактики является бюджетное планирование.

Бюджетная система РФ состоит из трех звеньев:

- федеральный бюджет РФ;

- бюджеты национально-государственных и административно-территориальных образований, называемые бюджетами субъектов федерации, или региональными бюджетами. К ним относятся республиканские бюджеты республик в составе РФ, бюджеты краевые, областные, автономных образований, а также городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга;

- местные бюджеты.

Основные пути сокращения бюджетного дефицита.

Проблема бюджетного дефицита и вытекающая из нее проблема государственного долга чрезвычайно важны для сегодняшней России. Что же можно сделать, и можно ли вообще как-то изменить такое положение?

Дефицит может покрываться только на заемной основе путем размещения на финансовом рынке государственных ценных бумаг”. Политика устранения бюджетного дефицита не должна быть направлена на скорейшее уравнивание доходов и расходов государства, это процесс постепенный, требующий конкретных мер в самых разных областях государственной экономической политики. Это и стимулирование бюджетных поступлений, и сокращение государственных расходов (в разумных, конечно, пределах и не за счет наиболее социально и экономически значимых статей). Это, несомненно, и привлечение в страну иностранного капитала.

Список использованной литературы.

1.Макконнелл К.Р.,Брю С.Л. Экономикс; Принципы, проблемы и политика.1992

2.Долан Э.Д.,Линдсней Д.Е. Рынок: Микроэкономическая модель. 1992

3.Учебник по основам экономической теории/Под ред. В.Д.Камаева .1994




Предыдущий:

Следующий: