к экзамену по истории

Платон древнегреческий философ, ученик Сократа. В 387 г. основал в Афинах собственную философскую школу — Академию.Исследования. Разработал учение о бессмертии и переселении душ. Существование общих понятий было объяснено им как свидетельство о существовании мира чистых идеальных форм. Предложил технологию достижения истины в диалоге, названном им сократической беседой.Гиппократ древнегреческий врач, автор учения о четырех типах темперамента. В сочинении «О священной болезни» отстаивал идею о том, что все болезни имеют естественное происхождение. По его мнению, органом мышления и ощущений является мозг. Исходил из представления о соотношении в теле человека четырех соков (крови, слизи, желтой и черной желчи). На основе этого гуморального принципа дал описание различных эмоциональных проявлений. В частности, по его представлениям, при душевном возбуждении одни люди склонны вести себя по маниакальному типу поведения, другие — по депрессивному. Считал, что существует определенное влияние климато-географических условий на свойства характера человека и его общественную организацию. Клятва Гиппократа

Сократ древнегреческий философ из Афин, один из родоночальников диалектики. Отыскивал истину путем постановки наводящих вопросов (сократический метод). Излагал свое учение устно; главный источник сведений о его учении — сочинения его учеников Ксенофонта и Платона. Метод диалектики использовала для отыскания истины путем постановки наводящих вопросов — так называемого сократического метода (Майевтика).

Цель философии Сократа — самопознание как путь к постижению блага; добродетель есть знание, или мудрость. Для последующих эпох Сократ стал воплощением идеала мудреца.

Аристотель древнегреческий философ ученый-энциклопедист.находился в Академии Платона, сначала в качестве слушателя, затем — преподавателя. Был воспитателем юного Александра Македонского. преподавал в Ликее.Видел сущность биологического в его целесообразности, которое трактовал по аналогии с художественной деятельностью. Органическое развитие — процесс раскрытия присущих живым телам особенностей их строения. Так, жизнь, по его мнению, представляет собой единство материи, в качестве которой выступает тело, и формы, которая представлена душой, или, по терминологии Аристотеля, энтелехией. Душа живого организма есть не само тело, но неотделимая от тела сущность, форма, функция и цель. В трактате «О душе» он выделил три вида души: растительную, животную и разумную, или человеческую, имеющую божественное происхождение.Декарт французский философ и естествоиспытатель. Исходил из того, что наиболее достоверным для познающего субъекта является его собственное мышление, в котором признак осознаваемости может выступать критерием различения психических процессов от непсихических. На этом основании пришел к отрицанию наличия души у животных, которые являются лишь «рефлекторными автоматами». В основу решения психофизической проблемы Декарт положил идею взаимодействия: душа, имеющая одним из основных своих атрибутов мышление, и тело (природа), характеризующееся протяжением, могут соединиться в человеке лишь с помощью третьей субстанции, которая локализована в шишковидной железе. Здесь механические воздействия, передаваемые по нервам посредством животных духов, достигают души и действуют на нее.Локк- английский философ, психолог, педагог, создатель основ эмпирической психологии. Развивал положение о происхождении всего психологического содержания из индивидуального опыта. В соответствии с этим выдвинул тезис о том, что душа является «чистой доской», письмена на которой пишутся опытом. Выделял две формы опыта: внешний опыт, в котором представлены ощущения внешнего мира, и внутренний опыт, где представлены идеи, т.е. результаты познания деятельности собственного разума. При этом образование сложных, или составных, идей может идти двумя путями: либо при помощи операций ума, таких как сравнение, абстрагирование и обобщение, в результате чего формируются понятия, либо достаточно случайно, при объединении идей посредством ассоциаций, что приводит к образованию, например, предрассудков или страхов.

Фёхнер — немецкий физик, философ и психолог, основатель психофизики. В своих философских работах пытался связать естественнонаучные подходы и учение пантеизма и панпсихизма. По его представлениям, вся Вселенная одушевлена и материальное является лишь теневой стороной психического. Стремился обосновать эту позицию экспериментальными исследованиями, в которых центральной проблемой было установление математической зависимости между психическим и физическим. Эти исследования нашли свое выражение в работе «Элементы психофизики», которая стала программной для зарождавшейся экспериментальной психологии. Разработал систему методов косвенного измерения ощущений, в частности разработал три классических метода измерения порогов. Вывел основной психофизический закон, согласно которому интенсивность ощущения пропорциональна логарифму величины раздражителя.

Вундт немецкий психолог, физиолог и философ.На основе понимания психологии как науки о непосредственном опыте, открываемом посредством тщательной и строго контролируемой интроспекции, он пытался выделить «простейшие элементы» сознания (ощущения и элементарные чувства) и экспериментально установить основные законы душевной жизни (например, закон «творческого синтеза»). В качестве методологического эталона рассматривалась физиология, в силу чего психология Вундта получила название «физиологической».

Уильям Джеймс американский философ и психолог, один из основателей и ведущий представитель прагматизма и функционализма. Широкое распространение получила выдвинутая в 1884 г. теория эмоций Джеймса. В 1892 г. Джеймс основал первую в США лабораторию прикладной психологии при Гарвардском университете. Теория личности, развитая им в одной из глав «Психологии», оказала значительное влияние на формирование персонологии в США.

Дарвин английский естествоиспытатель, автор теории естественного отбора. В области психологии занимался проблемами инстинктивного поведения, онтогенеза поведения и сознания, приспособительной роли эмоциональных реакций (Выражение эмоций у животных и человека. 1872).Гальтон английский антрополог и психолог, один из основателей евгеники и дифференциальной психологии. Развивал мысль о наследственной обусловленности индивидуально-психологических различий между людьми. Считал, что может быть искусственно выведена особая раса людей, особо одаренных и в умственном, и физическом плане, что было началом науки евгеники. В книге «Исследование человеческих способностей и их развитие» сформулировал основные принципы психологического тестирования. Изобрел ряд приборов и экспериментальных процедур (метод близнецов, метод анализа образной памяти, ассоциативный метод, изучение образной памяти). В своих исследованиях широко применял экспериментальные методы и методы математической обработки. Одним из первых проводил корреляционные исследования психических процессов. Разработал принцип факторного анализа.

Эббингауз — немецкий психолог, один из основателей экспериментальной психологии. Первым осуществил экспериментальные исследования памяти. Открыл ряд феноменов психологии памяти, в частности, «фактор края», то есть более эффективное запоминание первых и последних слогов ряда. Построил кривые заучивания и забывания, которые показывают, что эти процессы носят нелинейный характер. Также обнаружил, что осмысленный материал запоминается лучше, чем бессмысленный. Открыл иллюзию контраста, связанную с влиянием на восприятие величины предмета его окружения.Разработал несколько методик для исследования процессов памяти, а также тест для выявления степени умственного развития.Павлов - выдающийся русский физиолог, создатель учения о высшей нервной деятельности. Исследования. В его учении о высшей нервной деятельности единицами поведения выступают безусловные, врожденные рефлексы, возникающие в ответ на определенные (безусловные) раздражители из внешней среды, и условные рефлексы, возникающие после связывания вначале безразличного раздражителя с безусловным. На этой основе им было разработано учение о второй сигнальной системе, где в качестве условного раздражителя выступает слово. Разработал учение о типах высшей нервной деятельности, о динамическом стереотипе.

Торндайк - американский психолог и педагог. Проводил исследования поведения животных, направленного на выход из «проблемного ящика». Трактовал научение как установление связи между стимулом и реакциями (S-R), в дальнейшем указал также роль сенсорного контроля. Для фиксации результативности поведения животного, которое описывалось как серия проб и ошибок, использовалась так называемая «кривая научения«. Сформулировал ряд законов научения: «закон упражнения» (чем чаще повторяется связь между ситуацией и ответной реакцией, тем она прочнее), «закон эффекта» (прочность связи возрастает, если процесс установления связи сопровождается состоянием удовлетворения), «закон готовности» (скорость образования связи зависит от наличного состояния субъекта, прежде всего от особенностей или состояний нервной системы), но в его публикациях после 1930-го года «закон упражнения» был практически отброшен. Разрабатывал проблему обучения детей, трактуя его как приспособление к среде, при котором упрочение реакции зависит от последующего удовлетворения или неудовлетворения («закон эффекта»).

Роттер- американский психолог. Разрабатывал теорию социального научения. Занимался проблемами психологической диагностики личности. Создал теорию локус контроля и методику для его диагностики.

Сеченов. - русский физиолог и психолог. Открыл эффект «центрального торможения», который рассматривал как основу произвольного поведения человека. Под предметом психологии понимал различные виды психической деятельности субъекта, представленные в истории их развития и в системе связей друг с другом. Основной метод психологии — объективное наблюдение развития психических процессов, которые происходят путь от внешних форм (рефлексы) до внутренних, на самом деле являющихся «свернутыми» формами действий (мысли). Моральные нормы в поведении человека также представляют собой приобретшие внутреннюю форму внешние запреты и правила, при помощи которых другие руководят действиями индивида.З.Фрейд австрийский психолог, психиатр и невропатолог, создатель психоанализа. Вместе с Й.Брейером опубликовал в 90-х гг. работы о происхождении истерии и о гипнозе. В дальнейшем отказался от применения гипноза и создал свой способ лечения больных при помощи психоанализа, основанном на толковании ассоциаций, сновидений, ошибочных действий больного. На полученном материале создал трехчленную энергетическую структуру личности (сознание, предсознательное и бессознательное). В основе неврозов усматривал наличие сексуальных проблем. При этом основной движущей силой нормального и патологического развития выступало либидо.

Альфред Адлер — австрийский психиатр и психолог, один из ведущих деятелей психоанализа, основатель индивидуальной психологии. Сформулировал в виде общего принципа индивидуального развития положение о компенсации и сверхкомпенсации комплекса неполноценности, который, по его мнению, присущ каждому человеку. В созданной им «индивидуальной психологии» пациент рассматривался как наделенный такими качествами, как свобода, целеориентированность, ответственность за свое существование. При этом невротический симптом трактовался как средство достижения неосознаваемых целей. Таким образом снималось жесткое противопоставление сознательного и бессознательного, которое было свойственно классическому психоанализу, а поведение объяснялось не столько детерминированностью причинами, сколько ориентированностью на достижение целей. В его работах конца 20-х гг. в качестве такой источника развития постулировалось чувство общности, или социальный интерес. В соответствии с этим основные жизненные проблемы индивида объяснялись недостаточностью его социальной адаптации, прежде всего доминированием Я-центрирования в ущерб группа-центрированию. Идеи Адлера оказали существенное влияние на гуманистическую психологию.

Карл Густав Юнг — швейцарский психолог и психиатр, создатель аналитической психологии. Работая с Блейлером, создал методику ассоциативного эксперимента. Его аналитическая психология основана на анализе — при использовании аналогий из мифологии — сновидений, бреда, шизофренических расстройств. В результате многолетних клинических исследований Юнг пришел к заключению, что в психике человека существенную роль играет не только индивидуальное, но также и коллективное бессознательное, содержание которого представлено архетипами, унаследованными от предков. В итоге, в его антропологии человек предстал как состоящий из трех интегрирующих систем: сознания, индивидуального бессознательного и коллективного бессознательного. Центральное место занял архетип самости, который был призван отвечать за интеграцию и стабильность личности. Это проявляется во врожденной потребности в психологической целостности, в самооценивании и индивидуации. Предложил типологию характеров на основе двух признаков: по ориентированности установки (экстраверсия — интроверсия) и по доминирующей функции (мышление, чувство, ощущение или интуиция). Карен Хорни- немецко-американский психолог, представитель неофрейдизма. Исследования. Рассматривала неврозы как избранные личностью формы защиты от изначально враждебной к ней среды, которые проявляются в характерном поведении (бегство от общества, конформизм, борьба за власть). Полагала, что развитие неврозов обусловлено противоречиями межчеловеческого общения, прежде всего взаимоотношений между родителями и детьми. Если ситуации жизни (запугивание, отсутствие любви, гиперопека) заставляют ребенка часто переживать «коренную тревогу», то могут возникать стойкие черты характера, такие как неуверенность в себе, боязливое отношение к окружающим.

Макс Вертгеймер — немецко-американский психолог, основатель гештальтпсихологии. В 1912 г. провел экспериментальное исследование феномена кажущегося движения, положившее начало гештальтпсихологии. Объяснял его, используя принцип физиологического и психического изоморфизма: кажущееся движение представляет собой субъективное свидетельство того, что в мозге произошло физиологическое «короткое замыкание». С 20-х гг. приступил при помощи метода «рассуждения вслух» (в диалоге с экспериментатором) к исследованию стадий мышления. Также занимался проблемами музыкального восприятия, психологии «примитивных народов», парапсихологией. Известны его разработки детектора лжи.



Джордж Миллер американский психолог. В книге «Язык и общение» 1951) рассматривал коммуникации по преимуществу с методологических позиций бихевиоризма. В дальнейшем, занимаясь изучением процесса научения, теорией информации и компьютерным моделированием процесса мышления, пришел к отказу от этой методологии и встал на позиции когнитивной психологии. Разрабатывал информационную теорию памяти, согласно которой объем кратковременной памяти равен пяти (плюс, минус два) фрагментам, но сами фрагменты могут представлять из себя целые группы в чем-то родственной информации.

Абрахам Маслоу — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Создал иерархическую модель мотивации, основанную на постулате ее врожденности и универсальности, в которой выделил 5 основных «уровней» потребностей: — физиологические потребности; — потребность в безопасности; — потребность в любви, привязанности и принадлежности к определенной социальной группе; — потребность в уважении и признании; — потребность в самоактуализации, которая представляет собой высший уровень иерархии мотивов. При этом вводится предположение о том, что потребности более высокого уровня не могут быть удовлетворены, если предварительно не удовлетворены потребностей нижележащих уровней. В силу этого высшего уровня могут достичь не больше одного процента всех людей. Дал описание особенностей самоактуализирующейся личности, среди которых особенно выделил независимость, креативность, философское мировосприятие, демократичность в общении, продуктивность. В дальнейшем несколько видоизменил свою модель мотивации — на основе идеи о качественном различие двух классов потребностей: потребностей нужды и потребностей самоактуализации. Познавательные процессы, которые разворачиваются на основе самоактуализации, характеризуются особыми, «предельными» переживаниями (экстаз, просветленность, глубина понимания).

Карл Роджерс — американский психолог, один из основателей гуманистической психологии. Предложил теорию личности, в которой выделил две системы регуляции: на уровне Я и на уровне организма. Я-концепция представлена динамикой соотношения Я-реального, представляющего собой систему представлений и оценок самого себя, зависящую от индивидуального опыта и актуальных оценок окружающих, и Я-идеального, представляющего собой то, каким человек хочет быть. Разработал индирективную психотерапию, центрированную на клиенте, в основе которой лежит правило не давать советов клиенту и избегать оценок его поведения, но актуализировать его творческие потенции, требующиеся для самостоятельного решения его проблем. Цель индирективной психотерапии добиться перестройки Я, так чтобы оно стало открытым к принятию нового опыта.

Эрик Эриксон — американский психолог, один из основателей эго-психологии. В своей психологии основывался на постулате социокультурной обусловленности психики человека. Разработал понятие психосоциальной идентичности как основного фактора психического здоровья. В условиях существенных социальных подвижек эта идентичность может быть нарушена, поэтому для ее восстановления необходимы особые психотерапевтические мероприятия. Разработал теорию стадиального развития личности, предполагающую прохождение ребенком восьми стадий развития, каждая из которых имеет целью достижение определенного социально значимого качества (доверие, автономия, инициатива и пр.).

Жан Пиаже — швейцарский психолог, основатель Женевской школы генетической психологии, крупнейший специалист детской психологии и психологии развития интеллекта. В начальный период своей деятельности описал особенности представлений детей о мире: неразделенность мира и собственного Я, анимизм, артификализм (восприятие мира как созданного руками человека). В дальнейшем Пиаже обратился к исследованию развития интеллекта, в котором видел результат интериоризации внешних действий и в котором выделял стадии: сенсомоторного интеллекта (до 2 лет), конкретных операций (до 12 лет), включающая стадию дооператорного интеллекта (до 6 — 7 лет), формальных операций (формирующихся до 15 лет).

Леон Фестенгер) — американский психолог, специалист в области психологи регуляции мышления, социальной психологии, автор теории когнитивного диссонанса. Занимался исследованиями социального сравнения, в которых дал анализ особой потребности — в оценивании самого себя. Теория когнитивного диссонанса была сформулирована им в 1957 г. на основе теории поля Левина и теории равновесия Ф.Хайдера. До этих исследований роль когнитивных составляющих мотивационного процесса оценивалась недостаточно. В данной теории был реализован основной принцип гештальтпсихологии — динамика развития определяется достижением хорошего гештальта. Было постулировано, что индивид стремится к гармонии когнитивных репрезентаций любых знаний, мнений, убеждений об окружающем, о себе, о чьем-либо поведении. Диссонанс этих репрезентаций переживается как что-то неприятное, что нужно максимально редуцировать. Поэтому если индивид встречается с противоречивыми представлениями, то у него появляется особая мотивация, приводящая к изменению поведения — либо одно из представлений пересматривается, либо ищется новая информация.

УльрикНайсер — американский психолог, один из основателей когнитивной психологии. 1967 г. в книге «Когнитивная психология сформулировал новые задачи психологии. Определял познание как процесс трансформации, редукции, обработки, накопления, воспроизведения и использования входящих сенсорных сигналов. Рассматривал образование «схемы» как основу когнитивных процессов. Ввел в научный обиход понятия «иконическая память», «эхоическая память». Работая вместе с Джибсоном, приступил к разработке принципов экологической психологии.

Д.Н.Узнадзе — грузинский психолог и философ, автор общепсихологической теории установки. Дал методологического плана трактовку понятию установки как «границы» между субъективным и объективным, которая связывает психическое не только с психическим же, но и с физическим. Установка описывается как целостное, недифференцированное и бессознательное состояние субъекта, предшествующее деятельности, и выступает опосредствующим звеном между психическим и физическим, позволяющим снять «постулат непосредственности». Возникает при столкновении потребности субъекта и объективной ситуации ее удовлетворения. Проводил исследования в области детской психологии: предложил типологию детской деятельности, разработал основы готовности детей к школе.

Л.С.Выготский — отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций. занимался проблемой восприятия искусства. Выделял в эмоциональной сфере индивида, воспринимающего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетической реакции. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Разработал основы культурно-исторической психологии, в которой ведущую роль играют орудийные действия и деятельность со знаком. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925 — 1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь («Мышление и речь», 1934). Пришел к выводу, что сознание представляет собой динамическую смысловую систему, в которой находятся в единстве аффективные, волевые и интеллектуальные процессы. Ввел понятие зоны ближайшего развития.

Чарльз Кули американский социальный психолог, профессор Мичиганского университета, один из президентов Американской социологической ассоциации.В основе социологической теории Кули лежат социальный органицизм и признание основополагающей роли сознания в формировании социальных процессов. Называя себя монистом, Кули рассматривал общество, социальные группы и индивида как единый живой организм. Но органицизм Кули далек от биологических аналогий; его холизм основан на ментальной природе социального организма — «сверх-Я», «большом сознании».Исходной предпосылкой его теории было утверждение о социальной природе человека, что мы без преувеличения можем назвать образом человека как культурного существа. По словам Кули, социальная природа человека ‘вырабатывается в человеке при помощи простых форм интимного взаимодействия или первичных групп, особенно семейных и соседских, которые существуют везде и всегда воздействуют на индивида одинаково‘. Она представляет собой некий общий для всего человечества комплекс социальных чувств, установок, моральных норм, составляющий универсальную духовную среду человеческой деятельности.Социальной природе человека соответствует особое социальное познание, «которое способно соединять видимое поведение с воображением соответствующих внутренних процессов сознания». Макс Вебер назвал бы такое познание «пониманием», предполагающим наличие субъективного смысла деятельности, а социологию, которую строил на этом основании Кули,- понимающей социологией.

Джордж Мид- американский философ, социолог, социальный психолог. Основывался на работах У.Джемса и Джьюи. Трактовал объективную реальность как поле деятельности индивида. Под Я понимал инстанцию, детерминированную социальным влиянием, история социальных взаимоотношений становится структурой Я, в которой самоконтроль предстает как интериоризация внешнего социального контроля. Его представления повлияли на формирование интеракционизма. А.А.Ухтомский. — русский физиолог, создатель учения о доминанте. Проводил исследования возбуждения, торможения и лабильности головного мозга. Разработал учение о доминанте. В качестве одного из принципов регуляции активности мозга рассматривал усвоение ритма внешних раздражителей органами.

Курт Левин — немецко-американский психолог. Начал свою деятельность в рамках гештальтпсихологической школы, где создал ряд методических ситуаций для экспериментального исследования мотивационно-потребностной и волевой сферы человека. Под его руководством работали: Б.В.Зейгарник (проблема забывания завершенных и незавершенных действий), Г.В.Биренбаум (забывание намерений), Т.Дембо (фрустрация), А.Карстен (психическое пресыщение), Ф.Хоппе (уровень притязаний). На основе этих и других исследований Левиным была создана топологическая психология. В ее центре стояла личность, которая трактовалась в единстве с ее окружением. Это единство выражалось в понятии «поле» как суммы сил валентных для личности объектов. В психологической школе, созданной Левиным, были введены новые для психологии понятия: квазипотребность, психологическая валентность, жизненное пространство, временная перспектива, уровень притязаний. Вольфганг Кёлер — немецко-американский психолог, один из основателей гештальтпсихологии. Проводя исследования на экспериментальной станции на о. Тенерифе по проблеме мышления человекообразных обезьян, показал, что у человекообразных обезьян, и даже у животных менее развитых, мышление осуществляется не просто путем слепых проб и ошибок, осуществляемых в практическом плане (как считалось в бихевиоризме), а основано на мысленном представлении хода решения задачи. В основе такого решения им усматривался процесс образования в зрительном поле животного целостной структуры, или «хорошего гештальта». В дальнейшем, в своих теоретических работах сформулировал вывод об образовании гештальтов не только в сознании, но и на уровне физиологии и физики, что позволило ему примкнуть в решении психофизической проблемы к сторонникам концепции антилокализационизма. После эмиграции в США изучал электрофизиологические основы процесса образования гештальтов. Старался найти доказательства истинности принципа изоморфизма физиологических и психических процессов.




Предыдущий:

Следующий: