из историй о сподвижниках


Последний разговор АбдуЛлаха ибн Зубейра и его матери Асмы бинт Абу Бакр

12.04.2014 Статьи Comments

mather

После смерти Йазида ибн Муавии халифат перешёл к Абдулле ибн аз-Зубайру. Ему подчинялись Хиджаз, Египет, Ирак, Хорасан и большая часть аш-Шама. Почти сразу же Омейяды снарядили в поход против него огромную армию под командованием аль-Хаджаджа ибн Йусуфа ас-Сакафи.

За несколько часов до своей гибели он пришёл к своей матери Асме, которая была уже дряхлой и слепой старушкой, сказав ей:

— Мир тебе, мама, милость Аллаха и Его благословение… Она ответила:

— И тебе мир, Абдулла… Что привело тебя в такой час, когда катапульты аль-Хаджаджа обрушивают каменные глыбы на твоих воинов на священной территории, сотрясая всю Мекку?

— Я пришёл попросить у тебя совета, — сказал Абдулла.

— Попросить у меня совета?! В чём же?! Абдулла сказал:

— Люди бросили меня на произвол судьбы, испугавшись аль-Хаджаджа или соблазнившись тем, что у него есть. Меня бросили даже мои дети и близкие. Со мной осталась совсем небольшая группа моих сторонников, которые, как бы ожесточённо они ни сражались, продержатся от силы два часа. Гонцы омейядов обещают дать мне любые мирские блага и богатства, которые я захочу, если я сложу оружие и присягну на верность Аб-дель Малику ибн Марвану. Что ты думаешь по этому поводу? Возвысив свой голос, Асма сказала:

— Это твоё дело, Абдулла, так как ты лучше знаешь себя самого… Если ты уверен, что ты прав и призываешь к истине, то будь стойким и сражайся так же упорно, как сражались твои товарищи, которые пали под твоим знаменем… Если же ты стремился к мирским благам, то тогда ты плохой слуга Аллаха, тогда ты погубил свою душу и своих людей.

— Но это означает, что сегодня я обязательно буду убит, — сказал Абдулла.

Асма ответила:

— Это будет лучшим для тебя, чем добровольно отдать себя в руки аль-Хаджаджа, а потом твоей головой будут играть омей-ядские слуги.

— Я не боюсь смерти, а боюсь надругательства над своим телом, — сказал Абдулла.

- После смерти человеку нечего бояться. Зарезанному барашку не больно, когда с него снимают шкуру.., — сказала Асма.

Радостью озарилось лицо Абдуллы, и он воскликнул:

— Да будешь ты благословенна, да будут благословенны твои высокие и похвальные качества! Я пришёл к тебе в такой час исключительно ради того, чтобы услышать от тебя то, что ты сказала. Аллаху известно, что я не ослаб и не обессилел. Аллах Свидетель того, что я делал всё вовсе не ради нашего материального мира и его мишуры. Я вершил все мои дела, будучи в гневе из-за того, что люди попирали запреты Аллаха, как это им заблагорассудится. А теперь я поступлю так, как это любезно тебе. Не впадай в скорбь, если я буду убит, и предайся воле Аллаха. ..

— Я бы скорбела по тебе, если бы ты погиб ради неправого дела, — сказала Асма.



Абдулла продолжал:

— Будь уверенна, что никогда в жизни я не собирался совершать что-нибудь запрещённое или греховное, либо противоречащее закону Аллаха. Я никогда не был вероломным и бесчестным, не притеснял мусульманина и не нарушал договора с защищаемыми мною иноверцами. Для меня никогда не было ничего превыше благосклонности Всевышнего и Всемогущего Аллаха… Я говорю всё это не для того, чтобы обелить себя, так как Аллах знает всё про меня лучше, чем я сам. Я сказал всё это для того, чтобы твоё сердце преисполнилось твёрдости.

Асма сказала:

— Хвала Аллаху, Который наставил тебя на путь, угодный Ему и мне… Подойди ко мне, сынок, чтобы я смогла вдохнуть твой запах и прикоснуться к тебе, так как это, наверное, наша последняя встреча.

Припав к рукам и ногам матери, Абдулла покрыл их поцелуями, а Асма, прижавшись к его волосам и лицу, вдыхала его запах и целовала его. Обняв Абдуллу, она начала гладить его тело, но вдруг, подняв руки, она воскликнула:

— Во что ты одет, Абдулла?!

— В кольчугу, — ответил он.

— Сынок, это не та одежда, которую надевает на себя тот, кто хочет пасть смертью муджахида на поле боя! — воскликнула Асма.

- Я надел её только ради тебя, чтобы успокоить твоё сердце, — сказал Абдулла.

— Сними её, — потребовала Асма. — Это придаст тебе мужества и отваги, усилит твой боевой пыл и облегчит твои передвижения. Вместо неё надень широкие длинные шаровары, чтобы в случае твоей гибели твоё тело не оголилось.

Сняв с себя кольчугу, Абдулла ибн аз-Зубайр надел свои шаровары и отправился на священную территорию продолжать бой. На прощание он сказал матери:

— Не переставай молиться за меня Аллаху, мама. Воздев руки к небу, Асма взмолилась:

— О Аллах, смилостивись над ним за его ночные бдения и проникновенные молитвы к Тебе в ночном мраке, когда все люди спали! О Аллах, смилостивись над ним за его голод и жажду, когда он постился в полуденный зной Медины и Мекки… О Аллах, смилостивись над ним за его доброту и любовь к своим отцу и матери… О Аллах, я предоставила его воле Твоей, и я буду довольна Твоим предопределением… Ниспошли мне за моё терпение награду, которой Ты вознаграждаешь стойких.

* * *

Ещё до заката солнца в этот день Абдулла ибн аз-Зубайр покинул эту жизнь и ушёл под сень своего Владыки. Всего лишь через несколько недель после гибели Абдуллы его мать Асма, дочь Абу Бакра, воссоединилась с ним. Она прожила сто лет, но при этом не потеряла ни одного зуба и нисколько не ослабела умом.

по материалам книги «Истории о сподвижниках Пророка»

Просмотр Ссылки на этот материал

Опубликовано Хадис аль Ханафи в Ср, 05/30/2012 — 22:18

Метки:Али бин Абу Талиб Малик Аштар

Мусульманское руководство государством

известное письмо Халифа Али бин Абу ТалибаМалику Аштару, губернатору Египта

Самое дорогое сокровище

Да будет тебе известно, о Малик, что я посылаю тебя губернатором в страну, пережившую и справедливое, и несправедливое правление. Люди будут пристально следить за твоими действиями, так же как ты наблюдал за действиями других, и будут говорить о тебе так,как ты говорил о них. Дело в том, что люди хорошо отзываются лишь о тех, кто творит добро. Именно они подтверждают правильность твоих действий. Поэтому самое большое богатство, которое ты можешь приобрести, — это сокровище добрых дел. Держи свои желанияпод контролем и отказывай себе в том, что тебе запрещено, ибо только лишь таким воздержанием ты сможешь различить, что является добром для них, а что нет.

Развивай в своем сердце чувство любви к своим людям, и пускай оно будет источникомдоброты и благословения к ним. Не веди себя с ними как варвар и не присваивай себе то, чтопринадлежит им. Помни, что граждане государства бывают двух категорий. Они либо твоибратья по религии, либо твои братья по природе своей. Они склонны к слабостям и соверше-нию ошибок. Некоторые из них действительно совершают ошибки. Однако прости им, какты хочешь, чтобы Бог простил тебе. Помни, что ты поставлен над ними, как я поставлен надтобой. А Бог стоит над тем, кто дал тебе должность Губернатора, чтобы ты мог заботиться отех, над кем ты поставлен, и быть достаточным для них. И тебя будут судить за то, что ты делаешь для них.

Не противься Богу, ибо не имеешь достаточно силы, чтобы защититься от Его гнева, и неможешь избегнуть Его милости и прощения. Не жалей о прощении и не радуйся о наказании,которое ты определяешь для кого-либо. Не предавай себя гневу, ибо не будет от этого добра.Не говори: “Я твой властитель и господин, поэтому ты должен склоняться перед моими приказами”, так как это испортит твое сердце, ослабит твою веру в религию и приведет к беспо-рядку в стране. Если ты будешь упоен своей властью, будешь чувствовать легчайшие симп-томы гордости и высокомерия, посмотри на силу и величие Божественного правления Все-ленной, над которой ты не имеешь никакого контроля. Это восстановит чувство баланса втвоем поколебленном сознании и даст тебе чувство спокойствия и приветливости. Остере-гайся! Никогда не противься величию Бога и никогда не подражай Его всесилию, ибо Богунизил каждого восставшего против Бога и каждого тирана среди людей.



Пускай твой ум через твои действия уважает права Бога и права человека; убеждай своихдрузей и родственников поступать так же. В противном же случае ты будешь творить не-справедливость по отношению к себе и человечеству. И человек, и Бог станут твоими врага-ми. Некому выслушать того, кто сам делает Бога своим врагом. Он будет считаться воюю-щим с Богом, пока не раскается и не будет искать прощения. Ничто не лишает человека бо-жественного благословения и не возбуждает божественный гнев против него с такой легко-стью, как жестокость. Поэтому Бог всегда слушает голоса угнетенных и подстерегает угнета-телей.

Простой человек

Придерживайся справедливости в управлении и не забывай о ней. Ищи одобрения людей,ибо недовольство масс делает бессмысленной удовлетворенность немногих привилегирован-ных, а недовольство единиц теряется в удовлетворении большинства. Помни, те немногие,которые пользуются привилегиями, не соберутся вокруг тебя во времена трудностей. Онибудут пытаться избежать справедливости, они будут просить большего, чем заслуживают, ине будут выражать благодарность за то, что было для них сделано. Они будут оказывать со-противление перед судом и не будут высказывать сожалений о своих недостатках. Только простой человек является силой Государства и Религии. Именно он сражается с врагом.Поэтому оставайся в близкой связи с массами и помни об их благосостоянии.Держись на расстоянии от того, кто выставляет напоказ слабости других. Ведь массы не сво-бодны от слабостей. И долг государства — защищать их. Не выноси на свет то, что скрыто, ностарайся избавиться от тех слабостей, которые видны. Бог следит за всем, что скрыто оттебя, и Он один будет судить это. Прилагай все усилия для того, чтобы прикрыть слабостинарода, и Бог прикроет те твои слабости, которые ты хотел бы скрыть от их глаз. Ослабь узелвзаимной ненависти между народом и правительством и удали все причины натянутых отно-шений между ними. Защити себя от любого поступка, который будет некорректным с твоейстороны. Не спеши искать подтверждения россказням и сказкам, ибо лжец приходит в одея-нии друга.

Советчики

Никогда не слушай советов скупого, ибо он опорочит твое великодушие и напугает тебябедностью. Не слушай советов труса, ибо с ним ты потеряешь уверенность в правильностипринятых решений. Также не слушай советов того, кто жаден — он посеет в тебе жадность ипревратит тебя в тирана. Скупость, трусость и жадность лишают человека веры в Бога.Наихудшим из советчиков является тот, кто служил советником у несправедливых прави-телей и имел отношение к их преступлениям. Поэтому никогда не позволяй людям, окружав-шим тиранов или принимавшим участие в их преступлениях, давать тебе советы. Ты можешьнайти лучших людей, одаренных умом и прозорливостью, незапятнанных грехами, которыеникогда не помогали тиранам вершить тиранию, а преступникам совершать преступления.Такие люди никогда не будут для тебя бременем. Наоборот, они будут источником помощи исилы во все времена. Они будут друзьями тебе и противниками твоих врагов. Выбирай длясебя таких людей, чтобы они были тебе и друзьями и коллегами по работе. И даже среди нихвыражай предпочтение тем, которые постоянно придерживаются правды, — ты убедишься вних, если будешь проверять их время от времени, — и которые не будут поощрять проявлениенежности с твоей стороны, которую Бог не любит видеть в своих друзьях.

Держи возле себя справедливых и богобоязненных и давай им понять, что ты не одобря-ешь лесть в твой адрес и похвалы за твои хорошие деяния: ибо терпимость к лести и нездо-ровым похвалам поощряет в человеке гордыню и делает его заносчивым.

К хорошему и плохому не относись одинаково. Это будет воздерживать хороших от поло-жительных поступков и поощрять плохих. Всему отдавай должное. Помни, что взаимное до-верие и добрая воля между руководящим и руководимым взращивается только через благо-желательность и справедливость. Поэтому сей добрую волю среди людей, ибо только их до-брая воля убережет тебя от бед. За твою благожелательность они отплатят верой в тебя, а заплохое отношение — враждебностью.

Не забывай и о благородных традициях наших предков, заботившихся о гармонии и про-грессе среди людей; и не делай ничего, что могло бы уменьшить их ценность. Человек, кото-рый установил эти благородные традиции, получил от них награду; однако, на тебе будет ле-жать ответственность, если они будут нарушены. Всегда старайся научиться чему-нибудь изопыта ученых и мудрых, и часто консультируйся у них по вопросам государства, чтобы тымог сохранить мир, установленный твоими предшественниками.

Разные группы людей

Помни, что общество состоит из разных групп людей. Успехи одной группы зависят отуспехов другой; ни одна группа не сможет быть независимой от остальных. Наша армия со-стоит из солдат Аллаха; у нас есть гражданские служащие и их гражданские институты;наше судейство; наш департамент сборов и налогов, служба связей с общественностью. Самообщество состоит из мусульман и зиммисов, и среди них есть купцы, и ремесленники, безра-ботные и нуждающиеся. Аллах предписал для них свои права и обязанности. Все они записа-ны и хранятся в Книге Аллаха и в традициях Его Пророка.Армия, по милости Аллаха, как крепость для людей и достоинство для государства. Она за-щищает престиж Веры и поддерживает мир в стране. Без нее государство не способно суще-ствовать. С другой стороны, она не способна существовать без поддержки со стороны госу-дарства. Наши солдаты сильны перед врагами, ибо Бог дала им привилегию сражаться за Него; но им нужна материальная поддержка, которая зависит от дохода, обеспечиваемого хо-зяйственной деятельностью государства. И военные силы, и гражданское население, прино-сящее доход, нуждаются в сотрудничестве друг с другом — судейство, гражданские служащиеи их институты. Кази руководит гражданским и уголовным правом; гражданские служащиесобирают налоги и оказывают поддержку гражданской администрации и её институтам. Икупцы, и ремесленники пополняют казну государства. Именно они руководят рынками и мо-гут намного лучше, чем остальные осуществлять социальные обязательства. Также суще-ствует класс бедных и нуждающихся, содержание которых является обязанностью другихклассов. Аллах всем и каждому дал возможность службы; и у всех этих классов есть права,которые должны гарантироваться руководством в стремлении к благосостоянию всего насе-ления — долг, который руководитель не сможет выполнить правильно без личной заинтересо-ванности и без помощи Аллаха. В действительности, он обязан возложить эту обязанность насебя и терпеливо мириться с неудобствами и трудностями, которые являются частью этой за-дачи.

Армия

Особенно помни о благосостоянии тех в армии, кто по твоему мнению, глубоко предансвоему Богу и Пророку и лоялен к своему руководителю, и кто в порыве страсти может сдер-жать себя и спокойно выслушать протест, и кто может помогать слабому и наказать сильно-го, в ком грубая провокация не будет вызывать грубости, и кто всегда будет оставаться непо-колебимым.

Сближайся с семьями с хорошей репутацией и честным прошлым и тянись к людям хра-брым и честным, щедрым и доброжелательным по своему нраву; так как они и есть соль об-щества.Заботься о них с нежностью, с которой ты заботишься о своих детях, не говори им о тех хо-роших поступках, которые ты для них сделал, и не игнорируй выражения ими привязанностив ответ; ибо такое поведение вызывает преданность и доброжелательность. Проявляй внима-ние к малейшим из их желаний, в которых ты мог бы им помочь, ибо иногда своевременноевнимание к их небольшому желанию приносит им огромное удовлетворение. Конечно, этилюди не забудут тебя, когда тебе понадобится их помощь.

За тобой право выбирать себе в военачальники того, кто берет на себя, как обязанность,задачу оказания помощи своим людям и кто выделяется по доброте среди остальных офице-ров и кто проявляет внимание к потребностям своих людей, и заботится об их семьях, когдаони далеко от дома; причем настолько, чтобы вся армия разделяла с ними их радости и печа-ли. Это единство цели добавит им сил против врага. Продолжай сохранять любезное отноше-ние к ним так, чтобы они чувствовали постоянную связь с тобой. Дело в том, что настоящеесчастье руководителя заключается в установлении правосудия в государстве и поддержаниивзаимопонимания с людьми. Их искренность в чувствах выражается в их любви и отношениик тебе, а безопасность руководителей зависит только от этого.

Твои советы армии будут бесполезны, если ты не будешь выражать привязанность и ксолдатам, и к офицерам, чтобы они не расценивали правительство как гнетущее бремя и непринимали участие в его свержении.Продолжай удовлетворять их нужды и не переставай хвалить их за их хорошие поступки.Такое отношение с Божьей помощью вдохновит смелых на более смелые поступки, а робкимпридаст храбрости.

Попытайся понять чувства других и не навязывай ошибки одного другому и не скуписьна награды. Позаботься о том, чтобы похвала досталась не тому, кто надеется только на своисемейные связи, а тому, кто совершил великие поступки только потому, что занимает низкоеположение в жизни.

Истинное руководство

Обращайся к Богу и Его Пророку за наставлениями всякий раз, когда не знаешь, что де-лать. Есть заповедь Бога для тех, кому Он желает указать путь: «О люди Веры! ПовинуйтесьБогу, и повинуйтесь Его Пророку и тем из вас, кто стоит у власти над вами. И обращайтесь к Богу и Его Пророку всякий раз, когда между вами есть разногласие». Обращаться к Богуозначает читать его книгу; а обращаться к Пророку означает следовать всемирно принятымтрадициям.

Главный Судия

Избери себе главным судьей того, кто самый лучший среди людей; того, кто не одержимвнутригосударственными интересами, кто не может быть запуган; того, кто не допускаетошибок слишком часто; того, кто не сбивается с истинного пути слишком часто, когда нахо-дит его; того, кто не эгоистичен и не жаден; того, кто не принимает решений, не зная досто-верных фактов; того, кто тщательно взвешивает каждое сомнение, и выносит четкий приго-вор после того, как учтет все стороны данного вопроса; того, кто не будет своенравным за-щитником аргументов; того, кто терпеливо исследует каждый новый факт и кто будет бес-пристрастен в своем решении, кто не падок на лесть; того, кто не упивается своим положени-ем. Но не легко найти таких людей. Как только ты выберешь нужного человека для работы,оплачивай его труд достаточно хорошо, чтобы он мог жить в комфорте и в соответствии сосвоим положением, достаточно, чтобы держать его выше искушений. Дай ему должность на-столько высокую в суде, чтобы никто даже не мечтал её домогаться, и настолько высокую,чтобы ни клевета, ни интрига не могли коснуться его.

Подчиненные судебные чиновники

Остерегайся! Следует быть предельно осторожным в выборе других чиновников судеб-ной власти: ибо это тот высокий орган, к которому стремятся предприимчивые карьеристы всвоих эгоистичных интересах. Утверждай их в должностях только после успешного учениче-ства и испытательного срока. Никогда не назначай людей на ответственные посты за их лич-ные связи, ибо это может привести к несправедливости и коррупции.

Для более высоких постов выбирай людей опытных, твердых в вере и из хороших семей.Такие люди не будут падкими на искушения и будут исполнять свои обязанности, помня облаге других. Увеличь их жалованье, чтобы обеспечить им удовлетворенную жизнь. Удовле-творенное проживание помогает самоочищению. У них не будет стремления обложить нало-гом доход своих подчиненных ради собственного содержания. У них не будет оправдания нидействиям против твоих указаний, ни незаконному присвоению государственных средств.Пускай за ними следят, втайне от них, лояльные и честные люди. Возможно, они могут до-биться истинной честности и истинной заботы об общественном благосостоянии. Но всякий раз, когда кто-либо из них обвинен в непорядочности, и его вина подтверждена сообщениемтвоей службы безопасности, тогда расценивай это как достаточное обоснование для обвине-ния. Накажи его телесно в отведенном для этого общественном месте.

Налоговая администрация

Следует быть очень осторожным в сборе налогов, гарантируя процветание тех, кто опла-чивают доход государства; ибо от их процветания зависит благосостояние других классов, вособенности широких масс. Действительно, государство существует от доходов. Ты долженрасценивать надлежащее содержание пахотной земли более важным делом, чем сбор нало-гов, ибо налог не может быть собран, если земля будет непроизводительной. Тот, кто требуетуплаты налога, не помогая землепашцу улучшать его землю, причиняет незаслуженное за-труднение землепашцу и разрушает Государство. Правление такого человека длится недолго.Если крестьяне просят о сокращении налога на землю, так как перенесли или эпидемию, илизасуху, или избыток дождей, или неплодородие почвы, или наводнение, повредившее их зер-новые культуры, уменьши налог, чтобы их состояние могло улучшиться. Не возражай про-тив потери дохода от этого, ибо вернется к тебе это во много крат во времена большего про-цветания земли и позволит улучшить состояние твоих городов и поднимет престиж твоегоГосударства. Ты будешь объектом всеобщей похвалы. Люди будут верить в твое чувствоправосудия. Доверие, которое они будут испытывать к тебе впоследствии, докажет твоюсилу, поскольку они будут готовы разделить твои трудности. Ты можешь селить на землелюбое число людей, но недовольство овладеет ими, если плодородность земли не улучшится.Причина обнищания крестьян — правители, которые лихорадочно стремятся к накоплениюбогатства любой ценой из опасения, что их правление не будет длиться долго. Таковы люди,которые не учатся на примерах или прецедентах.

Канцелярия

Следи за своей канцелярией и писцами, и выбери лучших из них для своей конфиденци-альной переписки, тех из них, которые обладают высокими моральными качествами и цели-ком заслуживают твоего доверия, людей, которые не будут пользоваться своим привилегиро-ванным положением, чтобы пойти против тебя, и которые в составлении соглашений не под-дадутся внешнему искушению повредить твоим интересам, или не смогут защитить тебя отнеприятности, и которые в выполнении своих обязанностей смогут нести серьезную ответ-ственность, поскольку тот, кто не несет ответственности за себя, едва ли может взять на себяответственность за другого. Не выбирай людей для такой работы просто на основании своихпервых впечатлений о привязанности к тебе или искренности его веры; ибо на самом деле,притворство многих, которые действительно лишены честности и хорошего воспитания, мо-жет обманывать даже мудрость правителей. Выбор должен осуществляться после надлежа-щего испытания — испытания на праведность. Непосредственно назначая людей на должно-сти, позаботься о том, чтобы те, на которых пал твой выбор, обладали влиянием над людьмии имели честную репутацию; ибо такой выбор приятен и Богу, и правителю. У каждого отде-ла администрации должен быть руководитель, которого не пугала бы никакая тяжелая зада-ча, и не раздражало бы никакое рабочее напряжение.

И помни, что любая слабость кого-либо из твоего учреждения и писцов, за которыми тыможешь недосмотреть, будет записана против тебя в твоем свитке дел.

Торговля и промышленность

Прими полезные схемы для тех, которые занимаются торговлей и промышленностью ипомогай им мудрыми советами. Некоторые из них живут в городах, а некоторые переезжаютс места на место с товарами и инструментами и зарабатывают на проживание ручным тру-дом. Торговля и промышленность — источники прибыли государства. В то время, как широ-кая публика не склонна прилагать усилия, те, кто занимается этими профессиями, стараютсясобирать товары и здесь, и там, везут их с земель и из-за морей, и с гор и лесов, и, естествен-но, получают от этого выгоду.

Это та группа миролюбивых людей, от которой не нужно бояться беспокойств. Они лю-бят мир и порядок; действительно, они неспособны к созданию беспорядка. Посети каждуючасть страны и установи личный контакт с представителями этого класса, и спрашивай этихлюдей об условиях их труда. Но имей в виду, что многие из них весьма жадны и склонны кнесправедливым сделкам. Они копят зерно и пытаются продать его по завышенной цене; иэто наиболее вредно для народа. Если правитель не будет бороться против этого зла, на егоимени будет лежать пятно. Не давай им заниматься накопительством; ибо Пророк Бога — мирему — запретил это. И позаботься о том, чтобы было как можно легче вести торговлю, чтобыне было перевеса в чью-либо сторону и цены были установлены так, чтобы ни продавец, нипокупатель не нес потерю. И если, несмотря на твое предупреждение, кто-либо пойдет про-тив твоих указаний и совершит преступление накопительства, сурово накажи его.

Бедные

Остерегайся! ОБойся Бога, когда имеешь дело с проблемой бедных, которые не имеют за-щитников, которые несчастны, бедны и беспомощны и очень ранимы — жертвы в разных си-туациях. Среди них есть такие, которые не подвергают сомнению свою судьбу в жизни и ко-торые, несмотря на нищету, не начинают нищенствовать. Ради Бога, охраняй их права; ибона тебе лежит ответственность за их защиту. Чтобы их поддержать, выдели часть государ-ственных средств (Baitul-mal), где бы они не жили, близко ли, далеко ли. Права и тех, и дру-гих должны быть для тебя одинаковы. Не забывай об этом даже при самых срочных и важ-ных делах; ибо никакое оправдание, каким бы оно ни было, не будет принято Богом. Не об-ращайся с их интересами так, будто они менее важны, нежели твой собственный, и всегдадержи их в списке своих наиболее важных вопросов, и отмечай людей, которые относятся кним неуважительно и держат тебя в неведении об условиях их жизни.

Выбери из числа своих чиновников людей кротких и богобоязненных, которые могут дер-жать тебя должным образом осведомленным об условиях жизни бедных. Создавай такиеусловия для этих бедных людей, за которые тебе не придется оправдываться перед Богом в День Суда; ибо эти люди больше чем остальные заслуживают доброжелательного отноше-ния. Ищи награду у Бога, давая каждому то, что он заслуживает, и сделай своей непосред-ственной священной обязанностью, удовлетворение потребностей пожилых, которые не име-ют никаких средств к существованию, но не согласны просить подаяния. И именно исполне-ние этой обязанности больше всего докучает правителям, но очень приветствуется дально-видными нациями. Таковыми можно считать только общества и нации, которые верно вы-полняют свое соглашение с Богом, исполняя свой долг перед бедными.

Открытые встречи

Периодически встречайся с угнетенными и рядовыми гражданами на открытых встречахи, осознавая божественное присутствие, веди разговор с ними по душам, и не позволяй ниодному из твоей охраны или чиновников или полиции или службы безопасности быть рядомс тобой, чтобы бедные могли говорить о своих обидах без страха и умалчивания. Ибо, как яслышал, Пророк Бога говорил, что «никакая нация или общество не займет высокое положе-ние, если в ней сильный не выполняет свой долг перед слабым». Сохраняй самообладание,каким бы грубым языком они не говорили, и не раздражайся, если они не могут четко выра-зить свои мысли, ибо, Бог откроет для тебя дверь Своих благословений и наград. Если ты мо-жешь им что-то дать, не скупись, а если не можешь, — скажи им об этом как можно искрен-ней.

Есть вещи, которые требуют быстрых действий. Принимай рекомендации чиновников, дабыуспокоить недовольство конторского штата. Позаботься о том, чтобы прошения и заявлениядля твоего рассмотрения доставлялись твоему вниманию в тот же день, когда они получены,хотя многие из твоих чиновников попытаются вмешаться. Не откладывай работу на следую-щий день, ибо новый день приносит новые заботы.

Союз с Богом

Не забудь выделять как можно больше времени для общения с Богом, несмотря на то, чтокаждый момент твоего времени -только для Него, если оно потрачено искренне на службутвоим людям. То время, которое ты отводишь на молитву в строго религиозном смысле,должно посвящаться выполнению предписанных ежедневных молитв. Читай молитвы и днеми ночью, и для того, чтобы достичь совершенства в общении с Богом насколько возможно,не затягивай молитвы настолько, чтобы они не стали для тебя утомительными. А когда тычитаешь проповедь, старайся не затягивать её настолько, чтобы не утомлять слушающих, невызывать у них чувство отторжения и не уменьшить ее эффект. Ибо среди слушающих могутбыть инвалиды или те, кто спешит по неотложным делам. Когда я спросил Пророка о том,как мне нужно вести молитву для этих людей, он сказал «веди свою молитву так же, как этоделал бы самый слабый из вас; и показывай пример уважительного поведения к верующему».

Нежелательность отчуждения

Помимо того, что я сказал выше, помни еще об одном. Никогда в жизни не сторонись лю-дей, ибо будешь неосведомленным об их делах. Это развивает неправильное понятие у пра-вителя, и он перестает различать, что является важным, а что нет. Он перестает видеть разни-цу между правильным и неправильным, между правдой и неправдой. Ведь правитель тожечеловек; и он не может дать правильную оценку чему-либо, что находится вне поля его зре-ния. У правды нет никакого отличительного признака, по которому ты смог бы различать всеразновидности правды или лжи. Тебе придется быть либо справедливым, либо нет. Если тысправедлив, ты не будешь держаться далеко от людей, но будешь слушать их и удовлетво-рять их требования. С другой стороны, если ты несправедлив, люди сами будут сторонитьсятебя. Что хорошего в твоем отчуждении? В любом случае, не стоит сторониться людей, осо-бенно если твой долг — проявить внимание к потребностям людей. Жалобы о притеснениитвоими чиновниками или ходатайства о справедливости не должны быть для тебя надоедли-выми.

Постарайся уяснить себе, что те, кто тебя окружает, будут стремиться использовать свое по-ложение, чтобы домогаться собственности других и будут совершать несправедливые по-ступки. Подави это в них. Возьми себе за правило никогда не давать даже маленькую частьземли кому-либо из своих родственников. Это отвратит их от нанесения вреда интересамдругих и убережет тебя от осуждения и Богом и человеком.

Верши правосудие независимо от того, кого ты судишь, даже если он твой родственник.Если кто-либо из твоих родственников или компаньонов нарушает закон, отмерь наказание,предписанное в соответствии с законом, даже если это причинит тебе боль: ибо это на благоГосударства. И если люди заподозрят, что ты был несправедлив к ним в любом отношении,раскрой свое сердце перед ними и избавь их от подозрения. Таким образом ты настроишьсяна волну правосудия, и люди начнут любить тебя. Это выполнит твое желание пользоватьсяих доверием.

Мир и соглашения

Помни, что нельзя отбрасывать предложение о мире, которое делает твой враг. Принимайего, ибо этого хочет Бог. Мир — источник спокойствия армии; он уменьшает твоё беспокой-ство и является залогом порядка в Государстве. Но остерегайся! Будь настороже, когда под-писывается мир; ибо некоторые враги предлагают условия мира, только чтобы усыпить твоюбдительность и потом внезапно напасть на тебя снова. Поэтому ты должен быть предельнобдительным и не принимать на веру их заявления. Но, если согласно мирному договору тыпринимаешь какие-либо обязательства, скрупулезно выполняй их. Это доверие, и им нужнодорожить; и всякий раз, когда ты что-нибудь обещаешь, всеми силами старайся сдержатьслово, ибо какими бы разными не были мнения в иных вопросах, нет ничего столь же благо-родного как выполнение обещания. Это признано даже среди не-мусульман, поскольку онизнают страшные последствия нарушения соглашений. Поэтому никогда не ищи оправдания,если не исполняешь обязательств, и никогда не нарушай обещаний; и не обманывай своихврагов. Ибо нарушение обещания — это действие против Бога.

Действительно, божественные обещания — благословение для всего человечества. Обещание Бога — это убежище, необходимое даже для самых сильных мира сего; ибо нет рискабыть обманутым. Поэтому не делай никаких обещаний, которые тебе, вероятно, впослед-ствии придется забрать назад с оправданиями; и не делай того, чего обещал не делать; сдер-живай обещание, как бы оно тебя не раздражало. Ибо гораздо лучше терпеливо ждать по-лезных результатов, чем нарушить свое слово из-за каких-либо предчувствий.

Остерегайся! Воздержись от пролития крови без достаточной причины. Нет ничего вред-нее, чем это. Это приводит к крушению. Преднамеренно пролитая кровь сокращает жизнь государства. В День Суда это преступление, за которое каждый должен будет ответить в пер-вую очередь. Так остерегайся! Не пытайся строить силу своего государства на крови; ибо этота кровь, которая, в конечном счете, ослабляет государство и передает его в другие руки.Передо мной и моим Богом нет никакого оправдания за преднамеренное убийство.Убийство — это преступление, которое наказывается смертью. Если по какой-либо причинетелесное наказание, осуществляемое государством за менее значительное преступление за-кончится смертью виновного, пускай престиж государства не воспрепятствует родственни-кам убитого получить за него выкуп.

Последние наставления

Не спеши ничего делать, если не пришло время, но и не откладывай, если пришла пора.Не настаивай на совершении неправильного поступка, но если он совершен, обязательно егоисправь. Делай все в свое время, и пускай все занимает надлежащее ему место. Когда народпринимает какое-либо решение, не навязывай ему собственное мнение, и не забывай испол-нять свои обязанности, которые возлагаются на тебя впоследствии. Ибо глаза людей будутследить за тобой, и ты будешь отвечать перед ними за каждый свой поступок. Малейшее нарушение обязанностей принесет возмездие. Сдерживай свой гнев и следи за своими руками иязыком. Что бы с тобой не случилось, сдерживай себя, иначе ты просто добавишь себе хло-пот.

Очень важно, чтобы ты тщательно изучил принципы, которые вдохновляли справедливых ихороших правителей до тебя. Хорошо подумай о примере твоего Пророка, мир ему, его тра-дициях, и заповедях Книги Бога, и о том, что ты мог бы взять из того, как вел дела я. Старайся, как только можешь, выполнить инструкции, которые я даю тебе здесь и которым ты тор-жественно взял на себя обязательство следовать. Этим приказом я повелеваю тебе не подда-ваться побуждениям своего собственного сердца, или же отказаться от исполнения возло-женных на тебя обязанностей.



Я ищу защиты в силе Всемогущего и Его безграничной сфере благословений, и приглашаю тебя молиться со мной, чтобы Он благоволил к нам обоим, и чтобы позволил намоправдать Его доверие и доверие Его творений; чтобы человечество лелеяло память о нас инаши усилия не были тщетными. Я ищу Бога и Его благословения и молюсь о том, чтобы ондал тебе и мне Его милость и честь страдать в Его имя. Действительно, мы должны возвратиться к Нему. Я призываю Его благословение на Пророка Бога и его потомков.

5

Ваша оценка: Нет Средняя оценка: 5 (1 vote)

Блог Хадис аль Ханафи Войдите на сайт для отправки комментариев 622 просмотра




Предыдущий:

Следующий: