история)лекции

ЛЕКЦИЯ 1.

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ КАК НАУКИ,

ФОРМЫ ИСТОРИЧЕСКОГО СОЗНАНИЯ.

План.

Предмет истории как науки.

Историческое сознание: сущность, формы и функции.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное

Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы.

1. Предмет истории как науки.

Объектом изучения истории является человеческое общество. Термин «история» греческого происхождения, в дословном переводе означает «повествование», «рассказ». Музой-покровительницей истории называют Клио, дочь Зевса и богини памяти Мнемозины. Отцом истории считают древнегреческого писателя Геродота ( V в. До н.э.). Предметом истории как науки является совокупность деятельности и действий людей, человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи. История – наука о развитии человеческого общества, о всей совокупности отношений в обществе.

Отрасли исторического знания:

гражданская история

политическая история

история государства и права

военная история

археология

история музыки, культуры, языка, литературы.

Цели и задачи изучения истории.

Историк Н.М. Карамзин писал: «История в некотором смысле есть священная книга народов: главная, необходимая; зерцало их бытия и деятельности; скрижаль откровений и правил; завет предков к потомству; дополнение, изъяснение настоящего и пример будущему».

История – это огромный массив духовного, нравственного, культурного и социального опыта человечества. Историческая наука открывает доступ к этому историческому опыту. Научное познание социального мира – это важный элемент взаимодействия человека с миром. В России всегда историческое знание служило опорой при формировании социальных отношений и культуры.

Историческое сознание: сущность, формы и функции.

С точки зрения формы общественного сознания историческая наука представляет собой, во-первых, один из способов познания мира, которому свойственны специфические методы, во-вторых, область научного знания о процессах и закономерностях развития.

Среди других форм общественного сознания выделяется и историческое сознание, т.е. совокупность идей, взглядов, представлений, чувств, настроений, отражающих восприятие и оценку прошлого во всем его многообразии.

Формы исторического сознания.

Обыденное историческое сознание складывается на основе жизненного опыта людей. Оно субъективно, эмоционально, бессистемно.

Теоретическое историческое сознание формируется на основе теоретического осмысления прошлого, обобщенного исторического опыта, научного мировоззрения. Строится на исторических категориях, осмысливает исторический процесс в динамике, во взаимосвязи времен.

Функции исторического сознания.

Заключаются в обеспечении осознания общностью людей своего единства, общности исторической судьбы, традиций, культуры, языка, психологии.

Методы и источники изучения истории. Понятие и классификация исторического источника.

Исторические источники – это все свидетельства о прошлом. Источники содержат первичные сведения о событиях, близких к ним по времени.

По своему внешнему виду, характеру и содержанию исторические источники распадаются на три основных вида: вещественные, устные и письменные. Кроме основных выделяют еще этнографические, лингвистические, фото- и кинодокументы, фонодокументы.

Вещественные источники делятся в свою очередь на три основные категории: 1. Памятники жилья – стоянки, городища. 2. Погребальные памятники – курганы, могильники. 3. Клады.

Устные исторические источники включают в себя народные предания, бытовые пережитки, народный эпос.

Письменные источники появляются на стадии цивилизации. К ним относятся летописи, памятники права – сборники законов, уставов, переписи населения, отдельные литературные и политические произведения, мемуарная литература, письма, записки, дневники, сказания иностранцев.

Русское летописание началось в 11 веке и дало богатый материал по истории Киевской Руси. К началу 12 века сложилась «Повесть временных лет» – один из самых известных письменных источников. Огромное значение для истории Киевской Руси имеют такие литературные произведения как «Слово о полку Игореве». Самым ценным юридическим памятником древней Руси является дошедшая до нас более чем в сотне рукописных списков – «Русская Правда» (11век). Источником для изучения не только правовых, но и социально-экономических отношений русских земель являются «Судебники» 1497, 1550, 1589 г, «Стоглав» 1551 г. Соборное уложение 1649 г. является источником для изучения истории Московского государства 17 века.

К политическим источникам относят Моление Даниила Заточника (12 в.), «Сказание о князьях Владимирских» (15 в.), переписка Курбского с Иваном Грозным, «История о великом князе Московском» князя Курбского.

Отечественная историография в прошлом и настоящем: общее и особенное

Отцом исторической науки в России считается В.Н. Татищев (1686-1750), автор первой «Истории российской». Являясь политическим деятелем эпохи Петра 1, он положил в основу своего труда политическое начало – историю русского государства. Татищев начал разработку исторического метода, вспомогательных исторических дисциплин, источниковедения, исторической географии. Заслугой историографии 18 века становится разработка источниковедческой проблемы. Г.Ф. Миллер (1705-1782 ) ввел новую категорию источников – актовый материал, в то время как Татищев опирался только на летописи. Миллер заложил основы историко-архивного дела в России. Он создал первый русский исторический журнал в 1732 году «Sammlung russischer Geschichte». А.Л.Шлецер (1735-1809) в своем труде «Нестор» разработал научный метод критического изучения источников. «История российская с древнейших времен» князя М.М. Щербатова (1735-1790) построена на обширном новом документальном материале: акты, договорные и духовные грамоты. Историограф Александра 1 Н.М. Карамзин (1766-1826) по признанию современников, открыл широкой массе читателей русскую историю как Колумб Америку. Его 12-томная «История государства Российского» носит во многом литературно-художественный характер.

Буржуазная историография 19 века в основе имела теорию единства исторического процесса, идею исторической закономерности, принцип научной критики источников. Фундаментальный труд С.М. Соловьева (1820-1879) 29-томная «История России с древнейших времен» сыграл значительную роль в историографии 19 века. Для Соловьева, главы школы историков-государственников, русская история является историей русского государства, историческое развитие состоит в переходе от родовых отношений к семье и государственности. Идеал русской государственности он видит в реформах Петра 1. Ученик Соловьева В.О. Ключевский (1841-1911), являясь государственником, в то же время впервые в русской историографии отразил социальную и экономическую тематику в своем «Курсе русской истории».

В советский период в историографии господствовала марксистско-ленинская концепция исторического процесса, которая определяющую роль в жизни людей отводила производительным силам общества, а исторический прогресс рассматривала как смену социально-экономических формаций. Историография советского периода находилась под давлением идеологии. Определяющее значение для историков имел Краткий курс «Истории ВКП(б)», составленный при непосредственном участии И.В. Сталина. Примером отступления от господствующей теории можно рассматривать «историческая школа Покровского», который выдвинул учение о крестьянской природе «национальных корней русской революции».

С 90-х годов ХХ века в современной историографии утверждаются новые подходы к трактовке исторического процесса. Новые подходы заключаются в следующем:

Преодоление односторонности в оценке явлений, фактов, роли личностей в истории.

Преодоление недооценки значения факторов субъективного характера, духовной сферы жизни общества, национальных особенностей.

Признание принципа альтернативности, т. е. Отрицание предопределенности исторического развития, допущение возможности различных путей развития.

Человек не рассматривается только как социальная категория, учитывается значение личностного фактора.

Отказ от трактовки государства только как орудия «классового господства», государство представляет собой самостоятельную силу, защищающую общенациональные интересы.

Отказ от признания классовой борьбы движущей силой исторического процесса, признание значительной роли эволюционного, реформистского пути. Шире трактуется тема освободительного движения, не только как революционное движение, но и как либерально-оппозиционное.

Критический подход к прежним принципам оценки не означает их отрицания. Не отрицается полностью «классовый подход», а лишь пересматривается его гипертрофированный характер, формационный принцип периодизации исторического процесса, методологические требования «историзма» – учета конкретных исторических условий, рассмотрение исторического события или явления в связи с другими, применение сравнительно-исторического анализа.

Для исследования исторического процесса исключительно важную роль играет выбор методологии.

Методология исторического познания: формационный и цивилизационный подходы.

Методология познания – это общие принципы, позволяющие упорядочить накопленный исследователями материал.

1. Формационный подход был разработан К. Марксом. Главную роль в определении движущих сил исторического процесса и его периодизации играет общественно- экономическая формация. Ее основу составляет определенный способ производства, т. е. определенный уровень и характер развития производительных сил и соответствующих им производственных отношений. Совокупность производственных отношений образует базис, над которым существует надстройка – политические, правовые отношения. В своем историческом развитии человечество прошло 5 стадий: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую.

Недостатки формационного подхода: предполагает однолинейный характер исторического развития, не отражает многовариантности исторического развития, уменьшает роль человеческого фактора в истории и преувеличивает роль социального конфликта.

В последнее время в противовес формационному подходу наибольшее распространение в исследовательской литературе получает цивилизационный подход к изучению истории человечества.

2. Цивилизационный подход разработан М. Вебером, А. Тойнби, О. Шпенглером, Н. Данилевским, П. Сорокиным.

Основной структурной единицей исторического процесса является цивилизация. Цивилизация – целостная общественная система, состоящая из тесно взаимосвязанных элементов (религия, культура, экономика, политика, социальная организация). Цивилизация очень устойчива, несмотря на определенные изменения под воздействием внутренних и внешних факторов, ядро цивилизации остается неизменным. Такой подход зафиксирован в теории культурно-исторических типов цивилизации Н. Данилевского, А. Тойнби, О. Шпенглера. Культурно-исторические типы – это исторически сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют свои характерные особенности культурного и социального развития.

К достоинствам цивилизационного подхода относится его универсальность, ориентация на многовариантность развития, целостность истории. Недостаток заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизаций.

ЛЕКЦИЯ 2

ЦИВИЛИЗАЦИЯ ДРЕВНЕЙ РУСИ.

План.

Проблема этногенеза восточных славян.

Особенности социального и политического строя Древней Руси.

Формирование древнерусской государственности.

Цивилизационное своеобразие Древней Руси.

Э̀тногене́з (от греч. ἔθνος, «племя, народ» и γένεσις, «происхождение») — процесс сложения этнической общности (этноса) на базе различных этнических компонентов.

Этногенез представляет собой начальный этап этнической истории. По его завершении может происходить включение в сложившийся этнос других ассимилируемых им групп, дробление и выделение новых этнических групп.

Э́тнос (греч. ἔθνος — народ) — группа людей, объединённых общими признаками: объективными либо субъективными. Различные направления в этнологии включают в эти признаки происхождение, язык, культуру, территорию проживания, самосознание и др.

В русском языке синонимом термина долгое время было понятие «народ». В научный оборот понятие «этнос» было введено в 1923 году русским учёным-эмигрантом С. М. Широкогоровым.

Проблема этногенеза восточных славян.

Славяне как особый народ известны уже римским историкам 1-2 в. н.э. Плинию Старшему и Тациту. Под именем венедов. Тацит писал, что венеды многочисленны и занимают пространство от Вислы к от Дуная до далекого Севера. Византийский историк Прокопий (6 н. э.) описывает славянские племена под именем «склавины и анты», занимающих земли к северу от Понта Евксинского (Черного моря), в бассейне Дона.

Проблема этногенеза восточных славян является дискуссионной. В историографии существовало две точки зрения на происхождение славян. Некоторые историки считали, что славяне переселились из Азии в Европу, другие, например, чешский историк Шафарик в сер. 19 века, Н.Я. Марр считали славян исконными жителями Европы.

В настоящее время преобладает мнение, что протославянские племена относятся к индоевропейской семье народов. Славяне отделились от индоевропейской общности в середине 2 тысячелетия до н.э. Прародиной ранних славян является территория от р. Одер на западе до Карпат на востоке. К середине 1 тысячелетия н.э. в основном завершается процесс расселения славян по территории Европы. В эпоху Великого переселения народов (3-6 в. н.э.) славяне освоили территорию Центральной, Восточной и Юго-Восточной Европы. В 6 в. н. э. из славянской общности выделяется восточнославянская ветвь, на основе которой сложились русский, украинский и белорусский народы. Прародителями русского этноса являются восточные славяне – анты (поляне). Восточные славяне занимали территорию от Карпат на западе до верховьев Дона на Востоке, от Балтики на севере и до Днепра на юге. Сначала восточные славяне расселяются в Карпатах и на побережье Балтийского моря, оттуда в 6 – 8 веке началось заселение Приднестровья, Восточно-европейской равнины. Колонизация носила характер проникновения, а не завоевания, так как славяне находились на более высокой стадии развития и сумели ассимилировать племена угро-финнов и балтов.

Ассимиля́ция (лат. assimilatio — уподобление) в социологии и этнографии — потеря одной частью социума (или целым этносом) своих отличительных черт и замена заимствованными у другой части (другого этноса). В целом, это этнокультурный сдвиг в самосознании] определённой социальной группы, ранее представлявшей иную общность в плане языка, религии или культуры.

Ассимиляция может носить как добровольный характер — увлечение другой более развитой или привлекательной культурой, межнациональные и межконфессионые браки и т. п.; так и принудительный (насильственный) характер — завоевание, численное истребление, вынужденное переселение, законодательная деятельность, направленная на подавление тех или иных культурно-языковых проявлений.

Особенности социального и политического строя Древней Руси.

Большое значение в жизни древнерусской деревни играла родовая община. С У1 века начинается процесс разложения родовых отношений. К началу образования государства у восточных славян на смену родовой общине пришла территориальная, или соседская. Общинников объединяло теперь не родство, а общность территории и хозяйственной жизни. Каждая община владела территорией, на которой жили несколько семей. Все владения общины делились на общественные и личные. В общинном пользовании находились земля, луга, водоемы, промысловые угодья, в личной – дом, скот, приусадебная земля. Пахотная земля подлежала разделу между семьями.

В VII веке у славян возникают племенные союзы. В «Повести временных лет» названы полтора десятка таких объединений, включавших в себя 120-150 отдельных племен, племя состояло из большого количества родов. Каждый из союзов имел свои княжения. Византийский историк Прокопий Кесарийский сообщал, что славяне и анты не управляются одним лицом, но, как Византия, живут в демократии, все вопросы решают на народных собраниях. Такие образования принято называть военной демократией. Складывалось имущественное неравенство. В IХ веке на Руси было 24 крупных города.

Формирование древнерусской государственности.

Переход от догосударственного, дородового общества к государственной организации шел у восточных славян постепенно на протяжении 6-9 веков. Формирование государственности начался в 30-е годы IX века. Предпосылками для этого процесса стало образование больших союзов племен. Одним из таких объединений стал союз племен с центром в Киеве, а таюке в земле вятичей на Северо-Востоке и вокруг Новгорода.

В 30-е годы 18 века немецкие ученые З.Байер и Г. Миллер создали норманнскую теорию происхождения Древнерусского государства. Государство Восточных славян обязано своим происхождением иноземцам, так как в летописи «Повесть временных лет» (862г) было сказано о приглашении племенами ильменских словен, кривичей в Новгород варяжского князя Рюрика.

Сторонниками норманской теории происхождения русского государства были историки

Н.М. Карамзин, С.М. Соловьев, В.О. Ключевский.Противником данной теории выступал

В.Н. Татищев в 18 веке.

Аргументы против норманнской теории. В летописях речь идет не о создании государственности, а о призвании варяжской династии на уже существующий престол. Появление варяжских дружин только ускорило процесс формирования единого государства. Нет заметного влияния варягов на социально-экономические отношения и общественный строй, язык и культуру. Нет данных о колонизации Руси варягами, данные археологов указывают на их небольшую численность.

В связи с норманской теорией находится вопрос о термине «Русь», который до сих пор не разрешен. Северная Русь, по-видимому, связана со Скандинавией, прибрежная полоса Финского залива называлась Рослаген. Русью в древности звали не варяжское племя, а варяжские дружины. Сторонники патриотической точки зрения придерживаются южного термина «рось», упоминаемого византийскими источниками 1Х-Х веков для обозначения народа «рось» или скифов. Целый ряд южных рек связан по названию с именем «рос» Рось -приток Днепра, Ос- кол-Рось, Рось — приток Нарева.

4. Цивилизационное своеобразие Древней Руси.

Важным фактором, влияющим на формирование древнерусской цивилизации является

.геополитическое положение Древней Руси — на стыке Восточного и Западного миров 2.обширные пространства мест проживания, сложные климатические условия.

формированиедревнерусской народности на основе нескольких этнических компонентов: славянского, балтийского, тюркского.

соединениеразличных типов хозяйственной деятельности -земледельческого, скотоводческого и промыслового.

В отличие от западноевропейских народов, испытавших на себе влияние высокоразвитой античной культуры, славяне сами ассимилировали менее развитые племена угро-финнов и бал- тов.

Характерными чертами древнерусской цивилизации являлись:

Огромное значение родовой общины, а впоследствии территориальной, или соседской (вервь)

Язычество как ранняя форма древнерусской религии.

Архетип

АРХЕТИ́П (греч. archetypos — «древний, начальный вид, образ, облик» от arche — «начало» и typos — «отпечаток, изображение») — прообраз, изначальная идея, формирующая творческую активность. В художественной деятельности архетипом называют определенный исторически сложившийся тип, характер восприятия действительности, мироощущения и мировоззрения.

ЛЕКЦИЯ 3

КИЕВСКАЯ РУСЬ.

План.

Этапы становления раннефеодального государства Киевская Русь.

Особенности государственности Киевской Руси.

Русь в период феодальной раздробленности Х1-Х111 век.

Социально-политические изменения в русских землях в Х111-Х1У вв.

Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.

Этапы становления раннефеодального государства Киевская Русь.

Формирование ядра будущего государства связывают с походами Олега на юг. В 882 году он, захватил Киев, убил княживших там Аскольда и Дира (бояре новгородского правителя Рюрика). Так произошло объединение Новгородского Севера и Киевского Юга. Эту дату условно считают датой образования Древнерусского государства (Киевская Русь). Более расширительное толкование: конец 9- начало 10 века. При князьях Игоре (912-945) и Святославе (945-972) произошло дальнейшее расширение территории Киевской Руси. Завершающий этап становления государства, его расцвет связаны с княжением Владимира Святого (980-1015) и Ярослава Мудрого (1019-1054).

Складывание раннефеодального государства требовало изменения в религии, не удалось приспособить к его потребностям языческий культ. Основой для вхождения древнерусского государства в европейское сообщество стало принятие в 988 году христианства в качестве государственной религии. Считается, что крещение князя Владимира положило начало христианизации Руси, но церковная традиция относит начало христианизации к хождению апостола Андрея Первозванного на Русь еще в 1 веке н.э. Крещение Руси во многом носило насильственный характер, продолжалось 100 лет, в основном было завершено князем Ярославом в Х1 в. В отличие от других стран это было внутренним делом государства, а не результатом внешнего вторжения. Принятие христианства укрепило государственную власть, сделало Русь равной другим христианским странам, способствовало развитию культуры, отмиранию пережитков родового строя и у ускорению развития феодальных отношений.

На Руси после смерти князя Владимира Святославовича в 1015 г. возникает тенденция к политической раздробленности. На рубеже ХI-ХII вв. единое древнерусское государство распалось на ряд самостоятельных княжеств и земель. Начался период феодальной раздробленности. Еще в конце Х1 в. собрался княжеский съезд, на котором установили новый принцип организации власти. Русская земля не считалась единым владением княжеского дома, а была совокупностью владений княжеского дома, что юридически закрепляло феодальную раздробленность. На некоторое время усобицы удалось остановить Владимиру Мономаху (1113-1125) Прекращение существования единого древнерусского государства связывают со смертью его сына князя Мстислава Великого (1125-1132).

2.Особенности государственности Киевской Руси.

Киевская Русь была раннефеодальной монархией. Во главе государства стоял великий князь. Киевский князь выполнял функции законодателя, военного предводителя, верховного судьи, сборщика налогов. По всем вопросам он поначалу советовался с дружиной. В его руках дружина была средством принуждения, управления, сбора дани, защиты собственных интересов и населения страны от врагов. Он имел при себе совет (думу) из наиболее знатных князей и старших дружинников (бояр), а также аппарат управления для сбора дани, податей. Обязанности чиновников выполняли младшие дружинники – мечники (судебные исполнители), вирники (сборщики штрафов). В подвластных землях и городах находились княжеские наместники – посадники и тысяцкие, возглавлявшие народное ополчение. Князь имел также дружину, ему подчинялись и войска вассальных князей. Князья отдельных земель находились в вассальной зависимости от великого князя, но осуществляли управление в своих вотчинах.

В Киевской Руси выделялись два класса – крестьяне-общинники (прежде всего смерды) и феодалы. Свободные общинники составляли основную массу населения Киевской Руси. Под термином «люди» в Русской правде подразумеваются свободные преимущественно крестьяне-общинники и городское население. Смерды делились на свободных общинников и зависимых. Свободные смерды имели натуральное хозяйство зависимые состояли из закупов (тех, кто взял долг «купу»), рядовичей (попали в зависимость после заключения договора (ряда), изгои (обедневшие выходцы из общин), пущенники ( вольноотпущенные рабы), холопы (находились на положении рабов). Класс феодалов составляли великий князь, князья племен, земель, бояре, старшие дружинники, впоследствии –верхи духовенства. Нормы раннефеодального права были закреплены в «Древней Правде», изданной в начале Х1 в. князем Ярославом Мудрым.

Вливаясь в европейский исторический процесс, Киевская Русь имела свои особенности.

В основе социально-экономической жизни древнерусского общества лежала не частная земельная собственность, коллективное землевладение свободных крестьян-общинников.

Некоторые авторы считают, что феодальная вотчина возникла во второй половине 11- первой половине 12 века, а не в 10 веке.

В феодальной общине значительную роль играло рабство (челядь: рабы-пленники, холопы: рабы местного происхождения).

Князь в Киевской Руси не стал подлинным государем, он должен был заключать договор с народным вечем («ряд»).

Народное вече сохраняло значительную роль.

На Руси вооружены были не только князь и дружина, но и рядовое население: народное ополчение, подчинявшееся вечу.

Если в Европе города — это центры торговли, ремесла и культуры, то на Руси – это общественные центры, обладающие правительственными функциями, т.е. города-государства.

3.Русь в период феодальной раздробленности ХIIII век.

В период феодальной раздробленности произошел не распад древнерусского государства, а превращение его в своеобразное объединение княжеств во главе с Великим княжеством Киевским. Князья имели все права суверенного государя: с боярами решали вопросы внутреннего устройства, войны и мира. В середине ХII в. было 15 удельных княжеств, накануне монголо-татарского нашествия – 50, в ХIV в. – 250. До середины ХII века главой феодальной иерархии во всей Руси был киевский князь. В конце ХII- начале ХIII века на Руси определились три основных политических центра: для северо-восточной и западной Руси – Владимирско-Суздальское княжество, для южной и юго-западной Руси – Галицко-волынское княжество, для северо-западной Руси – Новгородская феодальная республика.

Причины феодальной раздробленности:

Появление феодального землевладения, не только княжеского, но и боярского.

Оседание дружинников на землю.

Укрепление власти крупных феодалов на местах и зарождение новых местных административных центров.

Князья стали бороться не за захват власти во всей стране, а за расширение своего княжества.

Дружинники тоже становятся феодалами, но менее крупными.

В вотчинных феодальных хозяйствах производилось все необходимое

Рост городов.

Феодальная раздробленность была закономерным этапом в развитии феодальных отношений, способствовала росту городов, рынков, культуры, создавала условия для объединения Руси на более высоком уровне. Вместе с тем, она ослабляла Русь в борьбе с татаро-монгольским нашествием.

4.Социально-политические изменения в русских землях в ХIIIIV вв.

В Х111 в. Русь вступает в период борьбы с иноземными захватчиками. С востока пришли татаро-монголы, с запада – шведские (в 1240 разбиты Александром невским) и немецкие ( 5 апреля 1242 разбиты в ледовом побоище на Чудском озере Александром Невским) рыцари – крестоносцы. Наиболее разрушительным для Руси стало татаро-монгольское нашествие. Нашествие началось в Х111 веке с завоевания Сибири, северного Китая, Средней Азии, Закавказья. 31 мая 1223 г. на реке Калке в Приазовье были русско-половецкие войска. В 1236 году войска Батыя начали поход на Русские земли, захватив Рязань, Коломну. В 1238 -Владимир, Суздаль, Торжок, в 1239 – Муром, в декабре 1240 – Киев, затем Владимр-Волынский, Галич. Так начался период татаромонгольского ига (с начала 40 г. Х111 в. до второй половины ХV в.)

Главная причина поражения Руси – феодальная раздробленность. Русь стала зависимой от Золотой орды. Великий князь должен был получать в Орде «ярлык» на великое княжение. Только в 1380 году на Куликовском поле московскому князю Дмитрию Ивановичу (прозванного за это «Донским») удалось разгромить татаро-монгольские войска под предводительством Мамая. После Куликовской битвы Русь начала усиливаться, ее зависимость от Золотой орды стала ослабевать, начались процессы консолидации.

5.Влияние татаро-монгольского ига на развитие Руси.

постоянные рейды Татар на Русь,

разрушение и сожжение городов,

похищение и угон мастеров в Золотую Орду,

массовые захваты рабов и торговли.

Результаты, конечно, имели катастрофические последствия для Руси: Ордынское иго надолго затормозило экономическое развитие Руси, подорвало русскую культуру, упала роль городов в политической и экономической жизни, нанесен удар по торговым связям с Западом, русская государственность начинает приобретать черты восточной деспотии. Но, вместе с тем, татаро-монголы отказались от прямого включения русских земель в состав Золотой Орды, зависимость выражалась в тяжелой дани, открыто не разрушали православную веру, используя русскую церковь для борьбы с католичеством. Все это помогло сохранить русскому народу национальную самостоятельность и подготовило свержение ига.

Лекция 4.

Складывание централизованного российского государства.

План

Объединение русских земель вокруг Москвы в ХIVV вв.

2. Формирование централизованного российского государства.

3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв. Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.

4.Кризис Московского царства.

1. Объединение русских земель вокруг Москвы в ХIV – ХV вв .

Объединение русских земель происходило в условиях борьбы за национальную независимость от Золотой Орды и за преодоление феодальной раздробленности. Процесс объединения начался с территориального роста и усиления отдельных княжеств. В самом выгодном положении оказались северные земли Новгорода, Пскова. Однако, отразив нападение немцев и шведов, Александр Невский признает власть Золотой Орды. В 13-14 вв. западные и южные русские княжества оказались под властью возникшего в Прибалтике Великого княжества Литовского, часть из них присоединялась вооруженным путем, другая присоединилась добровольно, спасаясь от татаро-монгольского ига. Границы Литвы на востоке доходят до Можайска, а на юге до Черного моря. Русские земли в составе Литовского государства развивались в этот период по западному пути. Особым путем пошло с 13 века развитие северо-восточных русских земель. Владимиро-суздальские князья признали верховную власть Золотой Орды. В следствии этого «Залесская Русь» стала в начале 14 века сравнительно спокойным и безопасным местом, где складывались условия для возрождения нового славянского этноса –великороссов.

Лидером в политике собирания земель стало молодое Московское княжество. Родоначальником московской княжеской династии считается младший сын Александра Невского – Даниил, (1276-1303) получивший московский престол в 1276 г. В княжение Ивана Калиты, внука Александра Невского, вступившего на престол в 1340 г. Московское княжество стало сильнейшим в северо-восточной Руси, началось возвышение Москвы. Московские князья сумели справиться с внутренними соперниками: Тверью, Нижним Новгородом, Рязанью, Новгородом и внешним соперником – Литвой. Одновременно существовали две тенденции: одна к воссоединению в единое государство, другая сепаратистская. В княжение Дмитрия Донского (1363-1389) Московское княжество стало общепризнанным центром формирования Русского государства. Объединению русских земель способствовала православная церковь, выступив за укрепление власти московского князя, против сепаратизма удельных князей.

Причины возвышения Московского княжества:

Выгодное географическое положение, пересечение сухопутных и водных торговых путей.

Москва находилась в труднодоступном для татаро-монгольской конницы месте.

Москва сотрудничала с татарами и московские князья имели ярлык на великое княжение (Впервые его получил в 1319 г. Юрий Данилович Московский, в 1327 Иван Калита после разгрома восстания в Твери.)

Дипломатия московских князей, в том числе выгодные династические браки (Василий I был женат на дочери князя литовского Витовта – Софье).

Москва с 14 века стала местом пребывания митрополитов Русской православной церкви.(Митрополит Петр и митрополит Феогност).

Победа на Куликовом Поле (1380) Дмитрия Донского (1359-1389) над татарами. Окончание ига – 1480 г. «стояние» на р. Угре войск Ахмед-хана против войск Ивана III. Золотая орда прекратила свое существование в 1502 году после поражения от крымского хана Менгли-Гирея.

Причинами образования централизованного государства являлось развитие товарно-денежных отношений и разрушение натурального хозяйства как основы экономики. Особенностями образования централизованного государства было то, что преодоление феодальной раздробленности шло не через упрочение экономических связей между княжествами, а через политическое объединение в условиях угрозы сохранения самобытности русского народа. Государство представляло собой военно-политический союз русских земель. Если в Европе образование централизованных государств шло в условиях зарождавшегося буржуазного строя, то российское государство формировалось в условиях роста феодального землевладения и установления крепостного права. Экономическое развитие тормозилось под влиянием татаро-монгольского ига.

2.Формирование централизованного российского государства.

В конце ХV- начале ХVIв. завершился процесс объединения русских земель вокруг Москвы в единое государство во время княжения Ивана III (1462-1505) и первых лет княжения Василия 111 (1505-1533). С конца 15 в государство стало называться Россией. Основную территорию Русского государства составили Владимиро-Суздальская, Новгородско-Псковская, Смоленская и Муромско-Рязанская земля, часть Черниговского княжества. Ядром формирования русской народности была Владимиро-Суздальская земля. Во времена Ивана III складывается система авторитарной власти, появились органы управления, обособленные от дворцового хозяйства, формируется слой служилых (государственных) людей. Служилые люди – дворяне получали поместья, но только на время службы. Основу армии составили не феодальные дружины, а ополчения дворян. Постепенно ограничиваются права боярства, князья удельных княжеств переходят на положение «служилых» князей великого князя московского. В 1485 г. Иван III объявил себя Государем всея Руси.

16 января 1543 Иван IV (Грозный) (1533-1584 правл.) венчался на царство и официально принял титул царя и великого князя « всея Руси», что уравнивало его в положении с западноевропейскими императорами. Иван Грозный осуществил ряд серьезных реформ. Он ввел новый государственный орган — земские соборы, чтобы ограничить власть бояр. 27 февраля 1549 года состоялся первый Земский собор как сословно-представительское учреждение, это положило начало превращению России в сословно-представительную монархию (принял решение составить новый Судебник и составил программу реформ 16 века). Главной опорой власти стало служилое дворянство. Хотя земские соборы не ограничивали власти царя и носили лишь совещательный характер, но позволяли власти лавировать между дворянством и боярством. Для создания единообразной системы управления и суда в 1497 г. и 1550 г. были изданы Судебники – первые своды действующих законов. По Судебнику 1550 года значительно ограничивалась власть наместника на местах. Военная реформа также способствовало централизации управления, создано стрелецкое войско. Во второй половине ХУ1 в. в войска вошли казаки, жившие на Дону.

В 16 веке основу исполнительной власти составляют приказы, т.е. органы отраслевого управления. По мере разрастания приказной системы усиливалась централизация и бюрократизация государственного аппарата, укреплялись позиции царской власти. Церковь попадала под все больший контроль государства. В 1551 году «Стоглавый» собор запретил церкви получать в дар земли без разрешения царя. Происходит дальнейшая централизация финансовой системы, московский рубль становится основной денежной единицей страны.

Самодержавная власть царя укреплялась через опричнину, т.е. выделение в государев удел значительных территорий в 1565 г., остальная часть государства называлась земщиной. Из всех городов, уездов выселялись бояре, дворяне, если они добровольно не записывались опричниками. Опричнина не изменила структуру феодальной собственности на землю, лишь изменился в результате казней и опалы персональный состав феодалов-землевладельцев. Деспотичность самодержавию придавало то, что опричники были личными слугами царя и пользовались полной безнаказанностью. Осенью 1572 года опричнина была отменена. В результате опричнины ухудшилось положение крестьян. В ответ на бегство крестьян было принято крепостническое законодательство. Иван Грозный установил «заповедные лета», в которые был запрещен переход крестьян к другому землевладельцу даже в Юрьев день (подтвержденный и судебником 1497).

3. Западная и Восточная цивилизации в 15-17 вв. Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.

Становление современной европейской цивилизации. Реформация.

1.В 15-17 веках в Европе происходит оформление «западной» цивилизации. В этот период осуществляется переход от традиционного общества, основанного на натуральном хозяйстве и господстве церкви к зарождению буржуазных общественных отношений.

Для западной цивилизации этого времени было характерно:

начало процесса первоначального накопления капитала, формирование капиталистических общественных отношений.

формирование рыночной системы хозяйствования.

Начало формирования новой социальной структуры общества двумя основными социальными группами: буржуазией и обуржуазившимся дворянством, с одной стороны, и наемными работниками, с другой.

В политической системе общества ведущую роль в борьбе против феодализма играют абсолютные монархии.

Западная цивилизация выходит за пределы Европы и приобретает характер экспансии благодаря Великим географическим открытиям.

Формируется особое мировоззрение под влиянием идей античности, которое характеризуется гуманизмом. Хронологически этот этап соответствует эпохе Возрождения. Основными цивилизационными ценностями для европейцев становятся: индивидуализм, независимость личности, терпимость к другому мировоззрению, веротерпимость.

Самостоятельным фактором в формировании западной цивилизации становится Реформация – социально-политическое движение 16 века в Европе против католической церкви. В результате появляется новое направление в христианстве – протестантизм. Цель реформации – реформирование церкви, ее «удешевление».Различные направления реформации, возглавляемые М. Лютером, Т. Мюнцером, Ж. Кальвином стали идеологией буржуазных преобразований, так как, в отличие от других направлений христианства, протестанты рассматривали успех в мирских делах как благоволение бога. Таким образом, религия не препятствовала деятельности человека по преобразованию мира.

Характерные черты восточной цивилизации в 15-17 веках.

В 15-17 веках феодальные отношения в странах Востока несли в себе определенные предпосылки капиталистических отношений. При этом страны Востока ( Османская империя, Индия, Китай, Япония) характеризуются определенным своеобразием, что позволяет отнести их к восточной цивилизации.

Общими чертами восточной цивилизации в этот период являются:

Сильная государственная власть, регулирующая экономические отношения.

Преобладание государственной собственности и слабость частной собственности.

Слабость законов.

Значительный бюрократический государственный аппарат.

Мусульманство, конфуцианство, буддизм и другие восточные религии не поощряли, как протестантизм, мирскую деятельность, накопительство, обогащение.

Этническая многообразие, в отличие от мононациональных европейских государств.

Мировоззрение, общественное сознание были ориентированы на поддержание традиций, неизменность существующего общественного устройства.

В восточных цивилизациях преобладают подданические отношения, основанные на господстве и подчинении.

Цивилизационная специфика формирования единого российского государства.

Россия в период 15-17 века испытывает на себе влияние восточной цивилизации, что проявилось в следующем :

Московское государство приближается по типу организации к восточной деспотии в период Ивана Грозного.

Укрепляется государственная власть, приобретая форму самодержавия.

Опорой власти становится огромный бюрократический аппарат.

Частная собственность, появившаяся в домонгольский период была ликвидирована, власть становится верховным собственником.

Внутри господствующих слоев общества складываются отношения подданства (все граждане государства –холопы великого князя) как на Востоке, а не вассалитета как на Западе. Так как борьба с ордой была возможна только при наличии аналогичной государственной структуры и преобладающей становится государственная собственность на землю.

Крепостное право закрепляет отношения подданства.

Основой ментальности русского народа становится этатизм, т. е признание приоритета государства.

Вместо индивидуализма распространяется коллективизм. Каждый человек в государстве был связан с определенной общиной.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: