история управлен мысли.4docx

3. Анри Файоль (1841-1925) об администрировании и функциях управления.

Файоль намерено употребляет термин «администрирование» вместо «менеджмент». Дело не только в том, что «менеджмент» — специфически американский термин, а слово «администрирование» привычнее французам. Хотя и в этом содержится известная доля истины. Менеджмент порожден развитой рыночной экономикой, он возник в сфере частного предпринимательства, а не государственного, или некоммерческого управления. Его появление в XX веке символизировало ослабление роли государства в регулировании экономики.

Напротив, для более отсталой в тот период Франции, страны, где долгое время были сильны административные институты феодализма, где капиталистическая экономика вы пестовалась самим государством, управление неизбежно носило иной оттенок. Термин «администрация» в европейские языки пришел из латыни, на которой изъяснялись древние римляне, славившиеся жесткой централизацией управления. Поэтому он означает деятельность государственных органов, осуществляющих функции управления. Термин «администрация» относится к высшей части управленческой иерархии, руководящему персоналу учреждения. В нем мало от бизнеса и коммерции, зато много от бюрократии и командования.

Другая причина заключается в том, что административная деятельность составляла у Файоля только часть управления. Само по себе управление являлось значительно более широкой сферой. Управлять, по Файолю, означало вести предприятие к определенной цели, извлекая максимум из имеющихся в распоряжение ресурсов. Но вести к цели — значит, маневрировать на рынке сбыта продукции, следить за конъюнктурой и рекламой, наращивать технические мощности и контролировать оборот капиталов.

У Файоля же администрирование образует лишь одну из шести функций управления и по степени важности стоит после пяти других видов деятельности — технической, коммерческой, финансовой, страховой и учетной. Администрирование воздействует только на коллектив предприятия, не оказывая никакого влияния на материальные и экономические факторы производства.

 

Функции управления

 

В теории администрирования Файоля две части. Первая связана с пониманием функций управления, вторая — с пониманием его принципов. У Файоля функция определяет сферу деятельности, ответственности и компетенции управленца. Она отвечает на вопрос, что делает руководитель. Напротив, принцип отвечает на вопрос, какруководитель делает это.

Файоль выделяет пять функций администрации: предвидение, организация, распределение, координирование и контроль. Исторически они означали важный шаг вперед. Еще недавно Адам Смит, подчеркивая значение управления, никак не дифференцировал управленческие функции. Единственной функцией предпринимателя оставалась инвестиция капитала в приобретение рабочей силы и оборудования. Тейлор продвинулся дальше и вел функцию планирования. Он назначил специальное плановое бюро. В качестве самостоятельных действий управленца он называл контроль и организацию, но не ставил их в число предвидение и координирование в качестве самостоятельных видов деятельности, но он никогда не говорил ни на управления, и тем более в таком систематизированном виде, как у Файоля.

Файоль не просто перечислил основные функции, он заложил основы особого направления в менеджменте — структурного функционального подхода. Функциональным его нужно считать потому, что управленческие функции — несущий элемент всего каркаса управления, исходная клеточка организационной иерархии. Структурным же подход Файоля является потому, что функции определяют структуру организации, а не выступают неким довеском к ней. У Тейлора одна функция (планирования) — одно структурное подразделение (плановое бюро). У Файоля  5 функций и целая система функциональных служб, которые составляют мозговой штаб компании. Новое построение получило название линейно- штабной структуры. Оно и сегодня преобладает в менеджменте.

Современное определение управления включает все файолевские функции. Процессом управления принято считать сознательный, планируемый, направляемый, координируемый и организуемый процесс.

Разработанная Файолем концептуальная модель функций оказалась настолько плодотворной, что дала жизнь многим современным школам и направлениям. В частности, школа управленческих процессов позаимствовала у Файоля функции планирования и организации, развив их дальше. После. Второй мировой войны получил распространение подход, основанный на идее разделения функций управления. Его называют делегированием полномочий.

Дальнейшее развитие функциональных идей Файоля шло таким образом, что они получали новую интерпретацию. Старое понимание управленческих функций и организационной структуры изменилось. Иначе трактуется ныне термин «администрирование». Согласно Д. Макфарланду, администрация определяет главные цели и политику фирмы, а управление обеспечивает выполнение операций. И хотя функции администрации и управление взаимно пересекаются, их выполнением не обязательно должны заниматься одни и те же люди. Вместе с тем, на любом уровне одно и то же лицо может делить свое рабочее время между выполнением функций администратора и управляющего.

Функции управления по А.Файолю

Планирование — функция управления, определяющая цели деятельности, необходимые для этого средства, а также разработка методов, наиболее эффективных в конкретных условиях. Планирование включает в себя и составление прогнозов возможного направления будущего развития организации в тесном взаимодействии с окружающей ее средой.

Организация — формирование структуры объекта и обеспечение всем необходимым для его нормальной работы — персоналом, материалами, оборудованием, зданиями, денежными средствами и др. Любой план предусматривает стадию организации, т.е. создания реальных условий для достижения запланированных целей.

Мотивация - активизация работающих и побуждение их к эффективному труду для выполнения целей, сформулированных в планах, с помощью экономического и морального стимулирования и создания условий для проявления творческого потенциала работников и их саморазвития.

Контроль — количественная и качественная оценка и учет результатов работы. Контроль является элементом обратной связи, так как на основании его данных производится корректировка ранее принятых решений, планов, норм и нормативов.

Координация — достижение согласованности в работе всех звеньев системы путем установления рациональных связей (коммуникаций) между ними.

Сохранили свою актуальность не только взгляды Файоля на основные функции управления, но и на проблемы подготовки руководящих кадров промышленности. Файоль доказывал, что административные способности нельзя развить посредством одной лишь инженерно-технической науки. Он считал необходимым включить в учебные планы инженерных вузов специальные курсы по администрированию. Причем, А. Файоль полагал, что не только инженерно-технические работники, но и каждый член общества должен знать основы административной деятельности и что эти сведения необходимо предоставлять на всех ступенях системы общего образования.

Итак, новым было выделение управления как особого вида деятельности, создание «теории администрации».

4. Принципы управления по А.Файолю

1. Разделение труда

Повышение количества и качества производства при затрате тех же условий. Это достигается за счет сокращения числа целей. Результатом является специализация функций и разделений власти.

2. Полномочия и ответственность

Делегирование полномочий каждому работающему, а там где есть полномочия, возникает и ответственность.

3. Дисциплина

Дисциплина предполагает выполнение условий соглашения между рабочими и руководством, применение санкций к нарушителям дисциплины.

4. Единство распорядительства, или единоначалие

Получение распоряжений и отчет только перед одним непосредственным начальником

5. Единство руководства и направления действий

Объединение действий с одинаковой целью в группы и работа по единому плану

6. Подчинение частных, личных интересов общим

Интересы одного работника или группы работников не должны преобладать над интересами организации большего масштаба вплоть до интересов государства в целом.

7. Вознаграждение

Получение работниками справедливого вознаграждения на работу.

8. Централизация

Правильное соотношение между централизацией и децентрализацией с целью достижения лучших результатов

9. Иерархия или скалярная цепь

Иерархия, или скалярная цепь, — это ряд руководящих должностей, начиная с высших и кончая низшими. Ошибкой является уклонение без нужды от иерархии, но гораздо большая ошибка — сохранение ее, когда это может наносить ущерб организации. («цепь начальников»)

10. Порядок

Рабочее место для каждого работника и каждый работник на своем месте.

11. Справедливость

Справедливое проведение в жизнь правил и соглашений на всех уровнях скалярной цепи

12. Стабильность персонала(постоянство состава)

Высокая текучесть кадров является причиной и следствием плохого состояния дел. Посредственный руководитель, который дорожит своим местом, безусловно предпочтительней, чем выдающийся, талантливый менеджер, который быстро уходит и не держится за свое место.

13. Инициатива

Инициатива — это разработка плана и успешная его реализация. Свобода предложений и осуществления также относится к категории инициативы.

14. Корпоративный дух (единение персонала)

Гармония, единение персонала — большая сила в организации.

5.Макс Вебер (1864-1920) и концепция рациональной бюрократии

Как организационная структура бюрократия впервые была определена в начале XX в. немецким социологом Максом Вебером.Рациональная бюрократия, по М. Веберу, рассматривалась как некая идеальная модель организационной структуры, к которой следует стремиться при создании организационной структуры в организациях самого разного профиля и вида деятельности.Необходимо отметить, что принципы построения организации, сформулированные М. Вебером, ранее в реальной управленческой практике фактически не встречались. Впоследствии во многих (если не сказать в большинстве) создаваемых организациях бюрократическая структура нашла широкое воплощение.Это как раз тот счастливый случай, когда высказанная ученым управленческая идея была воплощена в жизнь управленцами-практиками.Что же, согласно М. Веберу, должна представлять собой идеальная организационная структура, названная им рациональной бюрократией?Приведем ее основные характеристики.1. Четкое разделение труда, приводящее к появлению высококвалифицированных специалистов на всех участках деятельности организации.2. Наличие иерархических уровней управления с четкой системой подчинения и контроля нижестоящего уровня вышестоящему.3. Система общепринятых формальных правил и стандартов, согласованных друг с другом и обеспечивающих однородность задач, обязанностей и координацию действий сотрудников при решении различных задач.4. Независимость должностных обязанностей от исполняющих их лиц, иными словами — обезличенность выполнения обязанностей должностными лицами.5. Прием на работу сотрудников, соответствующих предъявляемым к ним квалификационным требованиям. Увольнение также в первую очередь по причинам должностного несоответствия либо по другим объективным причинам.По мнению многих специалистов в области управления, бюрократическая структура М. Вебера до сих пор остается уникальным и наиболее значительным описанием сущности современных организаций.Бюрократическая структура организации явилась одним из наиболее значительных вкладов в развитие управленческой науки и практики и способствовала становлению организации в современном ее понимании.Она позволила систематизировать организационную структуру в соответствии с основными принципами управления, сделать ее надежным инструментом реализации стратегических и тактических решений, принимаемых руководством организации.Однако бюрократическая структура не является идеальной и не лишена недостатков.К числу недостатков следует отнести в первую очередь недостаточную гибкость этой структуры, с которой приходится сталкиваться как сотрудникам организации, так и ее клиентам.Недостаточная гибкость обусловлена жесткой регламентацией деятельности персонала специальными нормами и правилами.В начале века внешняя среда, в которой функционировало большинство предприятий, менялась незначительно, и лишь последующие потрясения и бурное развитие промышленности и техники привели к тем ситуациям нестабильности и жесткой конкуренции, с которыми приходится иметь дело современной организации.От современной организации нередко требуются принципиально новая адекватная реакция на изменения ситуации, принципиально новые управленческие решения.Сегодня трудно однозначно сказать, что принципы рациональной бюрократической структуры затрудняют возможность быстрого реагирования, что в бюрократической структуре больше недостатков, чем достоинств.Высокий уровень организованности, четкости при распределении обязанностей и внутренней дисциплины, присущий бюрократической структуре, является скорее положительным, чем отрицательным, фактором в нестабильной конкурентной ситуации, в которой приходится функционировать современной организации.Однако настоятельный поиск путей повышения эффективности деятельности организаций затронул и организационные структуры и привел к возникновению принципиально новых их видов, подтвердивших свою жизнеспособность.Поэтому, формируя заново или изменяя структуру организации, руководителю надо четко представлять те возможности и недостатки, которые присущи каждой из используемых сегодня организационных структур. 



6я.  ЛиндалУрвик и Лютер Гулик о принципах управления

Линдал УрвикНи один из представителей английских промышленных коммерческих или научных кругов не внес такого значительного вклада в развитие практического менеджмента и преподавание управленческих дисциплин, как Линдал Урвик.В течение четырех десятилетий Урвик неуклонно занимался внедрением в практику управления разумных принципов менеджмента, сопровождая эту деятельность попытками усовершенствования этих процессов. Эти усилия подкреплялись опытом его работы в разных должностях и дополнялись активным участием а английском институциональном «движении за совершенствование менеджмента» и в процессах развития высшего образования.Вслед за Анри Файолем Урвик уделил большое внимание разработке основных функций администрирования, которые до сих пор используются в качестве основных в многочисленных исследованиях зарубежных авторов.Линдал Урвик разработал принципы построения формальной организации, которые не потеряли своей актуальности до настоящего времени. К ним относятся: соответствие людей структуре, создание специальных и «генерального» штаба, где основной функцией специальных штабов должна быть разработка рекомендаций для руководителей организации, а «генерального» штаба – подготовка и передача приказов руководителя, контроль текущей работы и оказание помощи руководителю в координации деятельности штабных специалистов, сопоставимость прав и ответственности, диапазон контроля (число лиц, непосредственно подчиненных руководителю), специализация и определенность.Урвику принадлежит формулировка принципа «диапазон контроля», под которым понимается количество лиц, которыми эффективно может управлять руководитель. Норма управляемости определялась им в количестве не более 5-6 человек. Также он отмечал, что обязанности должны соответствовать полномочиям (правам).В 1945 году был создан Комитет по преподаванию менеджмента и его председателем был назначен Линдал Урвик. Руководство Комитетом и результаты его работы могут рассматриваться как выдающийся личный вклад Урвика в развитие в Англии менеджмента как науки.Значение деятельности Урвика в этом Комитете заключается в следующем. Во-первых, отныне была сформулирована национальная политика, поддерживающая и подкрепляющая материальными ресурсами развитие менеджмента как науки и позволяющая проводить разнообразные исследования во всех регионах страны. Во-вторых, была создана целостная схема учебных программ для преподавания дисциплин, имеющих отношение к различным аспектам менеджмента.Новая схема преподавания впервые была использована в 1948 году. С этого времени в английской промышленности и торговле началась новая эпоха – впервые у их будущих и настоящих работников появилась возможность прослушать курсы по различным управленческим дисциплинам и сдать квалифицированные экзамены.

 Лютер ГуликГулик осуществлял практическую реализацию науки об управлении на государственном уровне. Он пытался превратить государственное администрирование в научную дисциплину, сделать его более эффективным за счет использования в нем нескольких очевидных принципов.Фигура Гулика одна из самых выдающихся в истории развития государственного управления США. Он соединил (с различной степенью успеха) европейские «гуманистические» взгляды на управление с научным прагматизмом Тейлора в единую эффективную схему.Гулик корень происхождения организации видел в концепции разделения труда. Однако он настаивал на существовании ограничений использования разделения труда: когда оно создает задачи, решение которых требует участия менее чем одного работника; ограничений, связанных с особенностями технологии и привычек; и что наиболее важно, когда физическое разделение переходит в органическое разделение; «может показаться гораздо более эффективным одновременно иметь переднюю часть коровы, пасущуюся на лугу, а заднюю – дающую молоко в коровнике, однако такое органическое разделение невозможно».Гулик выделил два принципа организации: во-первых, координация может быть достигнута путем организации людей с помощью разделения их на группы, предназначенные для выполнения конкретных задач, и, во-вторых, координация может быть достигнута «за счет господства идеи, т.е развития интеллектуальной целеустремленности в умах и желаниях тех людей, которые совместно работают в группе, так чтобы каждый рабочий использовал свое умение и энтузиазм для согласования своего задания с общим». Эти принципы являются взаимозависимыми и в равной мере необходимы каждому успешно действующему предприятию.Стремясь показать пределы осуществления координации, Гулик выделил пять ограничивающих возможности руководителя факторов: неопределенность будущего; недостаточность знаний у самих руководителей; отсутствие у них необходимых административных навыков и отработанных методов; боле общая нехватка предписанных и научно обоснованных процедур и программ и «огромное количество переменчивых факторов и неполнота человеческого знания, в частности о человеке и его жизни».Наиболее важным фактором успеха Гулик считает ясную формулировку цели, которая понятна всем членам организации.Лютер Гулик выделил планирование как важнейший элемент управления. Он рекомендовал непрерывное планирование как до разработки программы, так и во время ее реализации в качестве источника информации для размышления и анализа.Авторитарные взгляды Гулика на работу организации, подчеркивающие значение роли ее руководителя и возможность пожертвовать ее членами ради достижения общего блага выглядят в наши дни малопривлекательными, хотя в то же время имеют широкое практическое применение.Несмотря на критику Гулик заслужил признание в качестве одного из ведущих теоретиков организации, некоторые из идей которого опередили свое время. Его взгляды на значение цели и «направляющей идеи», воодушевляющие членов организации и заставляющие их совершать большие по сравнению с обычными условиями сегодня являются общепринятыми.За долгие годы своей выдающейся карьеры Гулик внес огромный вклад в развитие управления на государственном уровне как в США, так и за рубежом. Он считал, что управление является общим понятием, в равной степени применимым к бизнесу и руководству государством, и что оно должно основываться на прочных научных принципах.




Предыдущий:

Следующий: