история соц.ра. ответы на экзамен


Предмет и задачи исследования истории социальной работы.

Предмет изучения истории социальной работы – это знание о видах, формах и способах функционирования в прошлом социальной помощи, взаимопомощи и профессиональной социальной помощи.

Задачи истории социальной работы:

Представить все своеобразие развития социальной помощи в мировой истории.

Сформировать ценностные отношения к историческому прошлому и наследию в области социальной поддержки.

Изучить исторический опыт разных людей социальной помощи

Задачи социальной работы:

Поддержание социального мира и равновесия в обществе.

Предупреждение социальных конфликтов.

Нейтрализация дестабилизирующих факторов.



Основные виды и формы социальной помощи.

Социальная работа включает:

Постоянное попечение (инвалиды)

Срочное попечение (сироты)

Временное попечение (переселенцы)

Трудовая помощь

Социально-психологическая реабилитация и адаптация (восстановление и приспособление)

Важнейшие виды:

Благотворительность:

- филантропия – непосредственно нуждающимся (человеколюбие)

- меценатство – покровительство в сфере культуры, спорта и т.д.

Принципы благотворительности:

Обязанность организации призрения для государственного и местного управления

Разделение призреваемых по разрядам

Учет индивидуальных особенностей

Приоритет трудовой помощи

Учет местных условий

Призрение:

Типы призрения:

- частный (индивидуальный) – отдельно взятые лица оказывают помощь

- групповой – фирмы, партии, фонды

- общественный – общины, церкви

- государственный

Формы призрения:

- открытая – хаотичная (подаяния)

- закрытая – специализированные центры (приюты, больницы, бесплатные столовые)

Государственное социальное обеспечение

Периодизация истории социальной работы.

В России отмечают 5 периодов в истории социальной работы (за рубежом 15 периодов):

Архаический период благотворительности (до конца 3 тыс. до н.э.)

Филантропический (до 5 века н.э.)

Общественная благотворительность (до начала 16 века)

Государственная благотворительность (до рубежа 19-20 веков)

Период социальной работы (по настоящее время)

Поддержка и взаимопомощь в первобытном обществе.

Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. — пер-вой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). Архаический период в России (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя наследующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой). Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.Выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:

культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;

общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

Основные формы социальной помощи в архаический период

В основном помощь оказывалась: нищим, калекам, сумасшедшим (во времена христианства – блаженные богоугодные люди), дети-сиротам, вдовам, пожилым, престарелым.

Формы помощи —

1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих

2.раздел имущества покойного в пользу вдовы

3.«приймачество» — вид усыновления в архаический период

4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей

5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи»,

6.«толоки» — совместные перевозки,

7.«наряды миром» — если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство

8.Выделение земельных участков вдовам и старикам

9.«Супряга» — совместное использование рабочего скота

Социальная помощь в государствах древнего Востока.

У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Это входило у древних китайцев в понятия «гуманность», «справедливости и долга». Они входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств», разработанную Конфуцием и обозначающую отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами». Традиции милосердия, гуманного отношения к ближнему, сострадания были присущи

духовной культуре древней Индии. В гимнах «Ригведы» имеются такие слова: «Богатства подающего не уменьшаются… Тому, кто имея пищу, пожалеет се для слабого, просящего подаяния, кто не внемлет страждущему, пришедшему к нему (за помощью), и кто занимается (только своими собственными удовольствиями) перед лицом страждущего, — тому человеку не будет утешения». Добродетель — это повиновение закону божию, включающее в себя любовь к человеку. В религиозных книгах древних индийцев можно встретить высказывания: “Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно”. Позднее стали появляться правовые документы регулирующие социальное взаимодействие – самый известный из этих документов «Законы Ману». В них описывалось формы брака,

механизмы усыновления, особенности наследования имущества (исключались из числа наследников дети, слабоумные, бедные и больные).

Государственное регулирование социальной сферы в древней Греции.

Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В древней Греции считалось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства. Именно в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения. Уже в героический период в силу религиозных верований чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание,

давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет. Размещение в гостинице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам. Поддержка бедных была одной из важнейших забот в греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи неимущим гражданам припасов и денег. В Древней Греции особое внимание уделялось уходу за больными в так называемых «ятрейях». В то же время принимались меры для призрения военных инвалидов, которые вместе с семейством содержались за счет государства. Солону

(640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия (1-2 обола в день) назначался народным собранием, а права “пенсионеров” определялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались на государственный счет до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим

оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной.

Социальная политика древнеримского государства.

Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима. Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля. Формы взаимопомощи возникали и без участия государства. Известно, например, о существовании так называемых “похоронных товариществ”, главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения. Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот. Одновременно с государственной благотворительностью существовала муниципальная. С увеличением имущественного неравенства, пауперизации свободных ремесленников и землевладельцев только бедные граждане имели право жить за счет казны. Римляне военным инвалидам давали земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии денежное содержание. В период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась правовая система древнего Рима — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения: Усыновление – двух видов: для получения наследника при отсутствии собственных детей и усыновления для получение дополнительной рабочей силы в семью. Опека и попечительство – была призвана выразить заботу об опекаемых, так как по римскому праву они не имели ни имущества и возможности им самостоятельно распоряжаться. Виды опеки и попечительства выделяли в зависимости от зависимости от объекта опеки: Попечение о несовершеннолетних; Опека над женщинами; Попечительство над безумными; Попечительство над расточителями.

Взаимоотношения рабов и рабовладельцев в античном обществе.

Римское средиземноморское общество I—II вв. н. э. было обществом рабовладельческим . Рабовладельческие производственные отношения развитого классического типа, ранее господствовавшие в греческих полисах, в некоторых эллинистических центрах, в Италии, в I—II вв. н. э. распространяются по всему, Средиземноморью, охватывают всю громадную Римскую державу. Основные классы-антагонисты: рабы и рабовладельцы. Наряду этими классами существовал класс мелких производителей—собственников или арендаторов мелких участков земли, небольших ремесленных мастерских, мелких торговцев. Класс мелких производителей имел свои интересы, которые не совпадали с интересами и чаяниями классов рабов и рабовладельцев. Классовая борьба – основной источник развития общества. Рабы. Основной производящий класс. Источник рабов. Внешний – захваченные пленные в результате войн. Внутренний – организация воспроизводства рабов. Отношение к рабам. Нечто дешевое, легко заменимое. Основная цель рабовладельца: быстрее выжать из рабов больший прибавочный продукт. То, что следует сберечь. Создание лучших условий жизни, бытовые и юридические улучшения. Разрешение заводить семью. Отношение властей. Безразличие. Взаимоотношения раб-хозяин не регулируются законодательно, все в руках владельца. Создание правовых актов в отношении рабства, регулирование отношения, сокращение жестокости. Римские писатели и философы, которые выступали против чрезмерного жестокого обращения с рабами, говорили о свободе как естественном состоянии человека, в том числе и раба, сами относились к рабам с глубочайшим презрением. Некоторое улучшение положения рабов во II в. н. э. диктовалось необходимостью заинтересовать рабов в результатах их труда, поднять производительность, смягчить классовую ненависть рабов; но это означало не уменьшение, а увеличение степени эксплуатации рабского труда. Чувствующий защиту общественного мнения, избавленный от жестокого обращения, имеющий семью и некоторое хозяйство, раб работал лучше, эффективнее, что, в конечном счете, было выгоднее рабовладельцу.

Эпидемии и голод в средневековом обществе.

Благотворительная деятельность церкви в эпоху Средневековья.

Не церковные формы благотворительности в период Средних веков.

9, 10, 11 Вопросы объединены!!!

В развитии западноевропейского средневекового общества обычно выделяют три основных этапа: раннее средневековье (V—X вв.), классическое (XI—XVвв.), позднее средневековье (XV— первая половина XVII в.). Тогда подавляющее большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Сословный характер общества определял его социальный состав. Первым сословием было дворянство, вторым — духовенство, а третьим — народ, куда входили крестьяне, ремесленники, торговцы. Исключительно сильную роль в обществе играла церковь, что определило ее значимость в сфере благотворительности и призрения.Христианство в период средневековья постепенно распространилось во всех европейских странах, став государственной религией. После церковного раскола 1054 г. оно разделилось на западную (католическую) и восточную (православную) ветви. Христианство в значительной мере определило культурную жизнь европейских народов, воздействуя на систему образования и воспитания, формируя нравственные основы поведения в повседневной жизни. В середине XVI в. движение Реформации разрушило единство католической Европы. Церкви, монастыри, специальные монашеские ордена проводили большую работу по оказанию помощи бедным и обездоленным. Эта деятельность осуществлялась преимущественно в следующих формах: раздача милостыни, устройство даровых трапез, учреждение и содержание различных богоугодных заведений и др. В эпоху средневековья именно милостыня являлась основным видом помощи нуждавшимся. Благодаря устройству монастырями бесплатных трапез и раздачи хлебной милостыни удалось спасти большое количество людей во время эпидемии бубонной чумы — «черной смерти», свирепствовавшей в Европе в середине XIV в. В период средневековья церкви и монастыри открывали специальные заведения, где нуждающиеся получали приют, пропитание и уход. В городах средне вековой Европы ремесленники, подмастерья, повара, мелкие торговцы и другие создавали товарищеские ассоциации (гильдии, союзы, братства, сообщества). В случае нужды члены товариществ получали поддержку от своих ассоциаций. Их денежные фонды использовались как для помощи членам профессионального сообщества, так и для поддержки немощных, престарелых, детей-сирот. Поддержка нуждающимся оказывалась продуктами, одеждой, деньгами. Приход также проявлял заботу о трудоустройстве бедных и безработных прихожан. В некоторых случаях практиковалась выдача денежных ссуд для ремесленного или торгового дела. Значительные усилия в сфере общественного призрения предпринимали в средневековье городские самоуправления. Во Франции в XIII в. король мог предоставлять городам самоуправленческие функции — права коммун. Эта его воля закреплялась в специальной хартии вольностей. Во главе городских самоуправлений стояли мэры, обеспечивавшие соблюдение законности и нормального жизнеобеспечения на вверенной им территории. Одной из обязанностей градоначальников было оказание помощи бедным путем содействия их трудоустройству. Городские советы многих германских городов на рубеже XIV—XV вв. надзирали за имевшимися богадельнями и учреждали на свой счет новые. В некоторых городах стали вводиться должности городских попечителей о бедных и надзирателей за бедными. Городские магистраты брали на себя функции опекунов сирот, слепых, немых, калек, умалишенных и другие лиц, нуждавшихся в постоянной помощи и заботе. Частная филантропическая помощь, имевшая место в жизни разных народов в древности, сохранилась и получила развитие в средневековье. Благогворительностью отличался французский король Роберт II, живший на рубеже X—XI вв. Возле его дворцов собиралось много нищих и бедсгвующих, которым он раздавал хлеб и другие продукты. французский король Людовик VIII, живший в конце XII — начале XIII в., пожаловал по завещанию деньги для призрения прокаженных.

Неорганизованный характер церковно-монастырской помощи, преобладавший в средневековье, в определенной мере способствовал увеличению количества лиц, «профессионально» нищенствовавших. Основную массу нищенствующего населения пополняли согнанные с земли крестьяне и разорившиеся горожане. Карательная направленность политики в отношении нищих прослеживается в английском законодательстве 30— 40-х гг. XVI в. Так, законодательный акт 1530 г. предписывал работоспособных нищих наказывать тюрьмой, плетьми и принудительной отсылкой на родину. По закону 1536 г. нищие, не имевшие разрешения (свидетельства) собирать милостыню, подвергались суровым наказаниям. Обычной практикой тогда было заключение бродяг в колодки, прилюдные бичевания. В случае вторичной поимки им отрезали половину уха. Если нищие попадались в третий раз, то их казнили. В том случае, когда не было лиц, пожелавших взять нищего в рабство, то его принудительно препровождали в родной город или местный приход с тем, чтобы он там работал в цепях на строительстве дорог, мостов, сооружении каналов, крепостей и др. Если бродяга вновь отказывался работать, то ему выжигали на лбу или на щеке клеймо S и отдавали в пожизненное рабство. Очередной отказ работать или попытка бегства оканчивались виселицей. Однако все эти жестокие меры не могли существенно снизить остроту проблемы нищенства. было положено начало складыванию системы государственного призрения бедных и лиц, нуждающихся в поддержке.

Закон «Об обеспечении бедняков» (1597 г.) различал три категории бедных: работоспособные, неработоспособные, дети неимущих родителей. Работоспособным беднякам закон предписывал давать работу. Нежелающие работать должны были подвергнуться наказанию. Для содержания неработоспособных бедных предполагалось открыть специальные богадельни. Детей неимущих лиц церковные старосты и надзиратели за бедными могли с согласия двух мировых судей отдавать в учение к работникам и мастеровым людям для получения профессиональных навыков в труде.

В 1552 г. при английском короле Эдуарде VI была создана специальная государственная комиссия из 24 членов, которая должна была изучить вопрос о причинах усиления бродяжничества в стране и предложить меры государственного призрения бедных и нищих. Это было по сути дела исправительное учреждение, где использовался принудительный труд бедняков и бродяг. Исправительные работные дома представляли собой охраняемые мастерские, отличавшиеся строгой дисциплиной, близкой к тюремному режиму. Мельницы, прядильни, ткацкие, чесальные и иные цеха, функционировавшие при работных домах, давали работу тем, кто там содержался, и приносили дополнительные средства на содержание этих учреждений. Условия жизни в английских работных домах были настолько тяжелы, что бедняки добровольно лишь в самом крайнем случае приходили туда. Суровый режим содержания в работных домах служил наказанием для «профессиональных» нищих и бродяг. Более щадящий режим содержания бедных и нищих был в работных домах Голландии, Германии, США. Труд здесь частично оплачивался, особое время отводилось для осуществления церковных обрядов, чтения религиозных книг. В Амстердаме в мужском работном доме люди занимались в основном деревообработкой, а в женском — шитьем и прядильными работами. Французским вариантом работных домов были некоторые госпитали. В парижских исправительных госпиталях нищие и бродяги содержались в строгом режиме. Как и в германских работных домах, они получали здесь четвертую часть своего заработка. Нарушение трудовой дисциплины наказывалось снижением пищевого рациона и заключением в тюремные камеры.

Причины изменения социального климата в Новое время.

Становление государственной системы призрения в 16-17 вв.

16-17 века. В этот период времени оформились светские подходы к оказанию помощи, которая стала называться частная благотворительность. Проявление частной благотворительности было связано с поддержкой нищих, больных, выкупом пленных, появляются и организуются первые благотворительные общества и организации. С развитием структуры гос. управления возникают ведомства, которые берут на себя функцию защиты. Ведущая форма таких ведомств – приказы, которые осуществляли функции защиты, помощи, а также контроля за церковной жизнью. Приказы и чиновники приходят на смену княжескому нищепитательству. Параллельно происходит становление нормативно-правовых основ деятельности гос. системы призрения. В этот период складываются основные направления гос. помощи, поддержки контроля:

1) регулирование цен на хлеб в период массового голода;

2) отпуск на волю во время голода работных людей;

3) отсрочки платежей для людей, впавших в убожество до 3-5 лет.

Указ 1662г.: меры во время голода (власть должна продавать хлеб из своих запасов, твердые цены на хлеб, раздача хлеба в долг, обязанность боярам кормить своих холопов).

Законодательно закреплены меры против морового поветрия: спец. люди – подъячие, бирючи, которые должны были следить за затем, чтобы оповещалось население о падеже скота, чтобы падший скот не продавался, а его закапывали в спец. могильниках.

Государство взяло на себя призрение сирот и вдов, чьи отцы и мужья погибли на гос. службе. Поддержка осуществлялась путем раздачи земель на прожиток. Раненым служащим выделялся бесплатный лекарь.

В 1551 г. Иван IV созвал поместный собор православной церкви (Стоглавый Собор, по числу глав его решений), поставив перед духовенством 37 вопросов, три из которых касались проблем благотворительности. Признается необходимым регулирование попечения о нищих со стороны государства, путем особых царских повелений. Впервые различаются категории нищих с установлением для каждой особых мер попечительства:

1) прокаженные и престарелые (нетрудоспособные нищие) должны получать от церкви кров, пищу и одежду, то есть помещаться в особые «богадельни»;

2) здоровые, которые не могут работать по слабости сил (например, дети-сироты) либо по роду постигшего их несчастья, должны питаться, ходя по дворам «нищелюбцев», то есть просить милостыню;

З) здоровые и трудоспособные должны определяться на общественные работы.

В то же время в России ,обнаруживались, по меньшей мере, две отличительные особенности: призрение оставалось в ведении церкви при надлежащем пособии от государственной казны. Тем самым, в России сформировался, особый церковно-государственный тип социального призрения. И , в России сосуществуют «открытая» и «закрытая» системы призрения. При закрытой системе призрение осуществлялось в стенах монастырей, где нищих, больных и престарелых одевали и кормили в богадельнях. За этим должны были присматривать священники и особые государственные люди. Открытая система — для здоровых людей. Такие нищие питались подаянием, по возможности отрабатывая свой хлеб посильным трудом.

Положение трудового населения Европы в 17-18 вв.

Перемены в государственной системе призрения в 18в. Французский и немецкий опыт.

XVIII век вошел в историю человеческой цивилизации под названием Просвещения. В политическом плане происходит постепенное переустройство системы государственной власти и управления в ведущих европейских странах, приведшее к появлению феномена «просвещенного абсолютизма» (покровительство развитию национальной экономики, унификация налоговой системы, улучшение положения крестьян, кодификация законов и создание единой правовой системы, веротерпимость, забота о просвещении и науке и т.п.). Первые изменения наблюдаются во Франции, для которой весь XVIII век стал временем непрерывного политического кризиса. Была принята «Декларация прав человека и гражданина», составленная Лафайетом и Мирабо. По Декларации, всякий человек рассматривался как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами («люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»). 3 сентября 1791 г. была принята Конституция, подтвердившая принцип деления властей (исполнительная власть принадлежала королю, законодательная – Собранию, судебная – избираемым судьям). Изменения коснулись и существующей системы призрения, заключавшейся во всемерной изоляции нищих и больных в работных домах. В 1768 г. по всей стране было открыто 80 домов призрения нищих, но по своей структуре и целям они во многом повторяли общие госпитали. Так, по уставу лионского дома призрения, в него направлялись 1) бродяги и нищие, приговоренные к тюремному заключению; 2) девицы легкого поведения, сопровождающие войска; 3) частные лица, задержанные по приказу короля; 4) помешанные, как бедные и всеми покинутые, так и те, чье содержание будет оплачиваться.В Англии по проекту Купера в 1765 г. появился ряд заведений-изоляторов в сельской местности, где под наблюдением дворянства и духовенства содержались нищие. Заведения включали в себя лечебницы для больных бедняков, мастерские для здоровых и исправительные дома для тех, кто будет уклоняться от работы. Изоляция стала играть две важнейшие функции: с одной стороны, функцию врачебного ухода и лечения слабоумных, за которыми неспособны присматривать неимущие семьи; с другой – функцию «исключения из общества)). В конце XVIII в. появилась лечебница в Сен-Люке близ Парижа – прообраз психиатрической больницы. В марте 1790 г. во Франции был принят целый ряд декретов. По ним в течение полутора месяцев должны были быть освобождены все лица, содержавшиеся в заключении в крепостях, в смирительных и арестантских домах, если в их отношении не был вынесен судебный приговор; либо если они не были помещены туда по причине безумия. Таким образом, в изоляции должны оставаться преступники и сумасшедшие.

В июле 1791 г. ответственность за надзор за умалишенными возлагалась на их семьи. К концу XVIII в. изолятор как таковой стал местом содержания безумных людей, приобретя в соответствии со своим предназначением и совершенно новые функции.

В 1760-1770-е гг. внимание привлекла проблема возникновения эпидемий.

В 1776 г. была создана специальная королевская комиссия, ответственная за изучение эпидемий и эпизоотии. Задачами комиссии являлись а) сбор информации об эпидемиях; б) обработка и сопоставление фактов, регистрация используемых средств для лечения эпидемических заболеваний и организация исследований; в) контроль за действиями врачей и предписание лучших методов лечения. Длительное обсуждение проблем организации медицинской помощи привело к постепенному выявлению тех принципов, на которых должна была основываться современная медицина (в плане оказания социальной помощи нуждающимся больным):1. Принцип «коммунализации» помощи.Именно органы местного самоуправления («коммуны») должны стать ответственными за организацию медицинского обслуживания в своих районах. Каждая коммуна должна была бороться с нищетой и изыскивать способы оказания помощи беднякам. Возникла идея «участкового врача», для которого «жизнь власть имущих и богатых не более драгоценна, чем жизнь слабых и неимущих». Функции местного врача не ограничивались лишь медицинской практикой, а понимались куда шире: он играл экономическую (распределяя помощь) и моральную (в качестве «надзирателя за моралью как за общественным здоровьем») роли.2. Сочетание теории и практики в подготовке квалифицированного врача.Теоретическое образование, полученное в медицинских школах и на медицинских факультетах университетов, должно быть пополнено временем фельдшерской практики на коммунальном уровне и периодом врачебной практики в больницах. Кроме того, в жизнь вошло обязательное лицензирование как врачебной, так и фармацевтической деятельности. В Англии по закону 1722 г. запрещалось оказывать больным помощь на дому в какой бы то ни было форме: неимущего больного следовало препроводить в госпиталь, где он мог бы превратиться в анонимный объект общественного милосердия. В каждом приходе были назначены надзиратели, которые решали, какую помощь возможно оказывать неимущим больным, находящимся дома. Для координации усилий в деле оказания квалифицированной помощи на дому планировалось создать центральную администрацию (своеобразное «медико-экономическое сознание нации») с тремя важнейшими функциями:1) универсальное восприятие и изучение болезней;2) выделение денег для помощи несчастным;3) финансирование «коммунальных домов» и распределение специальной помощи семьям бедняков, которые самостоятельно ухаживают за своими больными.

В1846 г. во Франции по этому принципам была построена больница «Ларибосье», ставшая образцом для больничных заведений в Западной Европе и США. Тем самым идея существования больничных заведений реабилитировала себя, но уже в новом качестве.

Положение рабочих в новых условиях индустриального общества (19-нач.20 вв).

Рабочее законодательство европейских государств в 19- нач.20 вв.

Промышленная и аграрная революция XIX века оказала огромное воз-действие на социальные процессы в Европе. быстрорасту¬щая промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых производственных мест. часть сельского населения, превращалась в свободную наемную силу с перспективой либо стать безземельными сельскохозяйственными рабочи¬ми, либо оторваться от земли и мигрировать в города в поисках работы на фабриках, шахтах, желез¬ных дорогах, стройках, то есть становиться наемными рабочими. Индустриальное общество все более четко разделялось на два противоположных класса: буржуа-собственников и пролетариев-неимущих. Как правило, в районах, где селились богатые, были широкие улицы, часто окаймленные деревьями и хорошо освещенные. Богатые особняки были подключены к газо- и водопроводу, в последствие к электросети. В пролетарских районах и кварталах наблюдался дефицит воды, света и воздуха. Отсутствие гигиены ухудшало положение населения. Для рабочих кварталов была характерна также перенаселенность, что приводило часто к возникновению эпидемий . Труд рабочих и взрослых, и детей был тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 13–14 часов Детей принимали на работу в возрасте 8–9 лет. Надзиратели подвергали детей телесным наказаниям. Женщины были заняты главным образом в текстильной и швейной промышленности, в торговле, работали прислугой. Противоречия общества, в котором промышленники умножали свои богатства, а рабочие жили все хуже и хуже, толкали пролетариев на борьбу. В Великобритании в 1799 г. правительство приняло закон против стачек и коалиций, который предусматривал за его нарушение наказание вплоть до смертной казни. Безработица в городах, сотни тысяч обреченных на нищету и голод привели к революции во Франции в1830 г. и восстанию Лионских ткачей в ноябре 1831 г. В 1834 г. Парламент принял закон о бедняках: расходы на бедных были сокращены до минимума, нуждающиеся могли получить пособие только в специальных работных домах. Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появление чартизма — первого общенационального политического движения (1838–1848 гг.). Наряду с политическим требованием борьбы за всеобщее избирательное право для мужчин, был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, легализация тред-юнионов, отмена закона о бедных и др. В 1832 г. английский парламент принял закон об обследовании состояния английских фабрик. Этот закон дал толчок к развитию социальной статистики и к исследованиям в области фабричной гигиены. Десятилетие спустя, в 1842 г. результатом работы парламентской комиссии стал закон, ограничивший рабочий день подростков и детей и запретивший их ночную работу. В 1848 г. парламент принял закон, который преследовал цель предупредить профессиональные заболевания и возлагал на местные органы власти контроль за санитарным состоянием фабрик и заводов. В 1848 г. в ряде европейских стран — Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии − произошли революции. Под влиянием революции во Франции, в марте 1848 г. был принят декрет о сокращении рабочего дня на один час: в Париже с 11 до10 часов, в провинции с 12 до 11 часов. Еще одним каналом отстаивания и защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы. Первые профсоюзы появились в Англии в 1824 г., они назывались тред-юнионами и объединяли квалифицированных рабочих. Широкие социальные реформы были проведены в Великобритании в 1908–1910 гг. Был установлен 8-часовой рабочий день в угольной промышленности для шахтеров. Были созданы биржи труда. Далее последовал закон о страховании по безработице, по болезни, инвалидности и в связи с несчастными случаями на производстве. Были введены также пенсии для престарелых.

Значительных масштабов достигали бедность и нищета в Западн. Европе и США в первой половине XIX в. Сохранение массовой бедности и нищеты вело к дестабилизации ситуации в ряде европейских стран, сопровождавшейся акциями протеста и революционными взрывами. Государство с помощью нормативно-законодательной деятельности регулировало некоторые процессы в сфере призрения. В Германии в 1682 г. был принят указ о мерах государственного призрения, в 1748 и 1763 гг. появились законы по борьбе с нищенством. Законом о бедных 1834 г. работные дома в Великобритании получили правовой статус главного учреждения по преодолению нищенства. Французские законодатели в середине XIX в. большое внимание уделяли вопросу оказания помощи обездоленным детям. К важнейшим направлениям государственного призрения, получившим распространение в новое время, можно отнести: создание благотворительных школ для детей бедноты; учреждение для бедных и нищих социальных заведений, сочетавших функции принуждения и призрения (работные и рабочие дома, общие госпитали); содержание на государственный счет приютов, богаделен, лечебниц и других социальных заведений для нетрудоспособных бед ных, сирот, немощных, больных, инвалидов; организация общественных работ; введение государственного социального страхования и др. особое внимание в обществе было обращено на вопросы образования. Принудительный труд нашел широкое применение в специализированных социальных заведениях призрения бедных и нищих. В большинстве стран Запада (Великобритании, Германии, США и др.) они назывались работными домами, а во Франции их функции во многом выполняли общие госпитали. За счет государства открывались и содержались некоторые приюты, богадельни, лечебницы и другие заведения для призрения бедных, сирот, немощных, больных, инвалидов. Здесь они могли найти приют и необходимый уход. В ряде европейских стран и в США во второй половине были созданы специализированные заведения, где содержались и обучались дети, имевшие отклонения в физическом и умственном развитии.. В 40-е гг. XIX в. в Европе и США стали создаваться специальные заведения (приюты) по призрению умственно отсталых детей. Одно из первых таких заведений — школа для слабоумных была открыта в 1841 г. в швейцарском городе Абендберге.

Снижению остроты проблемы нищеты и безработицы в зарубежных странах способствовала организация общественных работ. Особенностью зарубежной практики организации общественных работ являлась их сосредоточенность в городах, крупных промышленных центрах. Важным компонентом системы государственного призрения становилось социальное страхование. В 80-е гг. XIX в. немецкое правительство рейхсканцлера Бисмарка приступило к созданию единой системы обязательного государственного страхования. В июне 1883 г. был принят Закон о страховании промышленных рабочих от болезней. В июле 1884 г. о страховании от несчастных случаев на производстве. В июне 1889 г. вводилось страхование рабочих на случай инвалидности и в связи со старостью. В благотворительной деятельности рассматриваемого периода можно выделить два основных направления: частную и общественную благотворительность. Некоторые состоятельные люди на свои средства создавали социальные учреждения, которые служили убежищами для бедных, немощных и беззащитных. В начале XIX в. немецкая княгиня Паулина организовала детский дневной приют в местечке Липпе-Детмольде. Здесь бесплатно содержались дети от одного года до четырех лет, родители которых были заняты на сельскохозяйственных работах. Пожертвования от частных лиц передавались не только и не столько напрямую нуждавшимся в помощи, сколько сосредоточивались в определенных организационных структурах — благотворительных обществах, фондах, братствах и др.

Частная и общественная благотворительность в конце XIX – начале XX в. Начало процесса институционализации социальной работы.

Подлинного расцвета частная благотворительность достигла во второй половине XIX — начале XX в. Этот период отдельные исследователи называют «золотым веком» российской благотворительности. Одним из наиболее щедрых российских филантропов был московский купец и банкир ГГ. Солодовников. В соответствии с его завещанием, а умер он в 1901 г., на общественные надобности (на больницы, приюты, дома дешевых квартир и др.) передавалось принадлежавшее ему недвижимое имущество и значительные капиталы. Ряд исследователей (Г.Н. «Ульянова, А.И. Аксенов) оценивают их в 6,5 млн рублей. Широкой благотворительной деятельностью были известны в стране московские предприниматели, владельцы кожевенных и суконных фабрик Александр Алексеевич, Василий Алексеевич, Алексей Александрович и другие Бахрушины. На средства Бахрушиных в 1887 г. в Москве была открыта больница, названная их именем. В 1890 г. при ней открылся дом призрения для неизлечимых больных. На средства Бахрушиных в Москве также были построены и содержались: приют-колония для беспризорных детей, ремесленное училище, дом для призрения престарелых артистов, дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. Филантропической деятельностью занималась семья московских предпринимателей-кондитеров Абрикосовых. Для всех работников своих предприятий они установили льготу — возможность купить продукты в десять раз дешевле их рыночной стоимости. Особой благотворительностью отличалась Агриппина Александровна Абрикосова. В 1889 г. она построила и содержала в Москве бесплатный родильный приют и женскую лечебницу. По ее инициативе при кондитерской > фабрике открылся тогда бесплатный детский сад.

На средства уральских промышленников Демидовых было учреждено несколько учебных и благотворительных заведений, реальных училищ, школ грамотности, больниц и аптек. Известными меценатами на рубеже XIX—XX вв. были «ситцевые короли» России — фабриканты Савва и Сергей Морозовы. Когда создавался Московский художественный театр, то наиболее крупный взнос внес Савва Морозов. Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову, основавшему знаменитую художественную галерею. В 1892 г. им было передано Москве собрание картин русских и иностранных мастеров вместе с построенным для их хранения зданием. Частная его коллекция превратилась в общенациональное достояние.

Основные мировые тенденции современной социальной работы.

Две основные цели проводимых в России реформ в области СП: повысить уровень благосостояния населения двигаясь к рыночной экономике западного образца, расширить индивидуальные свободы и обеспечить защиту гражданских прав. 1. Общие вопросы политики доходов населения. 2. Политика в сфере труда и трудовых отношений: — политика в области оплаты труда; — социальное партнерство; — охрана труда и социальное страхование; — защита трудовых прав граждан; — политика занятости при структурной перестройке экономики. 3. Социальная поддержка и защита нетрудоспособных и слабообеспеченных слоев населения: — пенсионное обеспечение; — социальная помощь; — социальное обслуживание населения. 4. Основные направления развития отраслей социальной сферы: — охрана здоровья населения; — физическая культура и спорт; — образование; — наука; — культура; — жилищная сфера. 5. Социальная защита отдельных групп населения – вынужденные мигранты, беженцы из районов экологического бедствия). 5. Миграционная политика: — вынужденная миграция; — защита прав и интересов соотечественников проживающих за рубежом.

Основ напрвл деят-ти связывают как правило с группами населения (дети, пожил, инвалиды, женщины), со сферами жизнедеятельности (образов, произво-во, здравоохранение, армия), по решаемым проблемам (безраюотица, девиантное поведение, малообеспеченность).

Уровни:

1. Федеральный уровень составляют учреждения, организации государства и общества, которые определяют и создают условия для решения жизненно важных проблем клиента в общенациональном масштабе. Этот уровень имеет предельно общие характеристики. Представлен в современной России подсистемами социальной защиты, дополнительного образования, молодежной программой в лице различных комитетов и министерств на уровне государства.

2. Региональный уровень определяется спецификой региона его природными, климатическими, экономическими, демографическими и другими показателями. Особенности регионального уровня выражены в приоритетах основных направлений социальной работы.

3. Муниципальный уровень отражает прежде всего специфику разделения сфер управления в реализации целей и задач социальной работы на городском уровне (например, взаимоотношения управления социальной защиты и отдела народного образования в решении проблем опеки и попечительства).

4. Локальный уровень связан с особенностями конкретного микросоциума, его социально-культурного своеобразия.

В зависимости от конкретных объектов выделяют следующие уровни: с индивидом, семьей, группой, населенным пунктом.

Формы социальной работы:

1) Социальная деятельность, направленная на

гармонизацию личностных и общественных отношений через оказание помощи отдельным индивидам, группам и общностям, посредством защиты, поддержки, коррекции и реабилитации или реформирования отдельных элементов социальной системы.

2) Теория, изучающая способы и методы содействия социальной адаптированности и реализации субъектности индивида и группы в соответствии с социальными нормами и ценностями общества.

3)Учебная дисциплина многоуровневого характера. Ее цели и задачи заключаются в формировании личностно-профессиональных качеств будущего специалиста на основе теоретических знаний реализуемых в технологиях социальной работы.

Методы социальной работы — это комплекс специфических приемов, способов достижения целей и задач социальной работы.

По отношению к социальной работе можно говорить о двух группах методов: методы социальной работы как научного знания и как практической деятельности. Классификация методов в теории социальной работы не имеет единого вида. Многие методы, используемые в социальной работе, являются междисциплинарными, что определяется универсальным характером данного вида знания.

?. По степени общности можно выделить следующие группы методов:

1. Всеобщие (философские) методы определяют всеобщий путь, способ познания и преобразования общества, мышления (гносеологический, диалектический способы познания).

2. Общенаучные методы определяют некоторые аспекты процесса познания и преобразования мира (анализ, синтез, индукция, дедукция, наблюдение, опрос, эксперимент, аналогия, моделирование).

3. Частные, специальные методы — специальные способы познания и преобразования отдельных областей реального мира. В современных условиях к данной группе методов относят метод «социальной биографии», семейной биографии, комплексное психосоциальное моделирование.

В практической социальной работе также существует многообразие методов. Например, специфика деятельности формирует экономические, правовые, политические, социально-психологические, медико-социальные, административно-управленческие и другие группы методов. Методы социальной работы во многом обусловливаются спецификой объекта, на которую направлена деятельность социального работника, а также специализацией социального работника, структурой социальных и других служб.

??. Методы социальной работы в системе органов социальной защиты. В процессе деятельности органов социальной защиты выделяют социально-экономические, организационно-распорядительные и психолого-педагогические методы.

К социально-экономическим методам социальной работы относят все способы, с помощью которых специалисты социальной работы оказывают воздействие на материальные, моральные, национальные, семейные и другие социальные интересы и потребности клиента. К данной группе принадлежит натуральная и денежная помощь, установление льгот, единовременных пособий, патронаж, бытовое обслуживание, моральное поощрение и т. п.

Организационно-распорядительные методы лежат в основе управленческого воздействия организационной структуры социальных служб, опираются на регламентирующие, нормативно-правовые акты. Организационные методы закрепляют права и полномочия, обязанности, ответственность различных звеньев в органах управления социальными службами. Распорядительные методы позволяют осуществлять оперативное вмешательство, уточнение и решение эпизодических задач. Основные методы данной группы: регламентирование, нормирование и инструктирование.

• Регламентирование — способ организационного воздействия, заключающийся в разработке и введении в действие организационных положений, обязанностей для исполнения в органах управления социальных служб (приказы, типовые положения, должностные инструкции).

• Нормирование — установление нормативов с границами по верхнему и нижнему пределу, которые служат ориентировкой в деятельности социального работника (нормативы численности обслуживаемых клиентов, нормативы времени обслуживания и т. д.).

• Инструктирование — наиболее мягкий способ организационного воздействия, суть которого в разъяснении задач, возможностей, трудностей и последствий неправильных действий клиента, предостережение его от возможных ошибок (консультирование, информирование).

Психолого-педагогические методы связаны с косвенным воздействием и влиянием на клиента через механизм социально-психологической и педагогической регуляции его социального самочувствия и поведения. Главным методом в этой группе является убеждение в различной форме (разъяснение, совет, аргументация, рекомендации, положительный пример).

???. Методы социальной работы с позиции взаимодействия клиента и социального работника. Решение основных задач социальной работы непосредственно связано с необходимостью организации ситуации взаимодействия социального работника с клиентом. Способы организации взаимодействия и социально-психологические механизмы, лежащие в его основе, существенно различаются от того, кто является клиентом: индивид, группа или общность. Соответственно, речь может идти о методе индивидуальной, групповой и общинной социальной работы.

Метод индивидуальной социальной работы предложен М. Ричмонд и тесно связан с развитием психоанализа в начале XX столетия. Его суть — в решении проблемы с целью предоставления опоры и побуждения клиента разобраться в проблеме и справиться с жизненной ситуацией. Основной упор делается на адаптацию клиента к социальной ситуации. Элементы, составляющие метод: 1. Установление первичной коммуникации (эмоциональный и интеллектуальный контакт). 2. Изучение и анализ проблемной ситуации. 3. Определение целей и задач совместной работы. 4. Видоизменение взаимоотношений индивида с социальным окружением и/или самим собой. 5. Оценка прогресса и результат совместной работы.

Метод индивидуальной социальной работы особенно оправдан в определении перспектив, в адаптации к реальности, преодолении стрессов, приобретении коммуникативных умений, в самопознании и самопринятии.

Метод групповой социальной работы активно разрабатывается в 70-е гг. Особое значение для разработки метода сыграли результаты исследований теории малых групп (Я. Коломинский, Р. Кричевский, К. Рудестам и др.). К важнейшим выводам можно отнести следующие положения:

• малая группа способствует выходу из роли «только слушателя»;

• в малой группе становится реальным познание собственной точки зрения, собственного жизненного опыта, личных возможностей;

• в малой группе возможна обратная связь, т. е. выяснение того, как индивид воздействует на других своим поведением и словом;

• малая группа может стать инструментом накопления личного опыта, способом управления и проверки достигнутого.

Цель метода групповой работы — оказание помощи клиенту через передачу группового опыта для развития его физических и духовных сил, формирования социального поведения. Реализация этой цели может быть достигнута за счет либо организации групповой деятельности и социальной активности членов группы в достижении общезначимых целей, либо расширения сферы индивидуального опыта и самосознания в интенсивном общении, либо включения группы в продуктивную творческую деятельность.

Реализация метода групповой социальной работы зависит от целей и задач группы. В практике социальной работы выделяют различные группы. Например, категорию социокультурных групп составляют группы восстановления умений, образовательные группы, группы самопомощи, Помимо этого существуют еще терапевтические группы, деятельность которых направлена на разрешение психосоматических и экзистенциальных проблем.

В настоящее время появляются новые формы группового метода, такие как метод семейной терапий.

Метод общинной социальной работы основан на взаимодействии социальных служб или социального работника с представителями различных общественных групп и организаций на местном, региональном или общегосударственном уровне. «Община» (коммьюнити) — сложная социально-экономическая, культурно-историческая система групповой общности людей. Она выполняет целый ряд функций по отношению к ее членам: социализации, взаимоподдержки, производства и распределения благ, социального контроля, т. е. всего того, что направлено на развитие жизненного сценария общины и личности. Приоритетные задачи общинной социальной работы:

1. Развитие социальных связей в местной общине и организация системы взаимопомощи и кооперации определенной общности людей.

2. Разработка, внедрение и оценка эффективности различных социальных программ и планов деятельности различных организаций, связанных с вопросами социального благосостояния населения.

Реализация этих задач направлена на достижение главной цели — активизацию развития общности и улучшение модели ее жизнедеятельности. Основные принципы реализации метода общинной социальной работы: доступность сервиса; активное сотрудничество потребителей и сервиса помощи; межведомственный подход; поддержка и развитие новых инициатив; децентрализация контроля за бюджетом; подвижность. Формы реализации метода общинной социальной работы различны и особенно широко представлены в европейских моделях социальной работы (социальное планирование в Швеции, создание ассоциаций жильцов в Великобритании, и т. д.).

Развитие систем социальной защиты в зарубежной Европе в 20в.

Практически все страны Западной Европы используют социальное страхование на случай социального риска и оказывают социальную помощь людям, находящимся за чертой бедности. Однако системы социального страхования и социальной помощи в этих странах реализуются поразному, и в связи с этим они могут быть разделены на четыре группы:

1.      страны, где доминируют страховые принципы, где размеры выплат и пособий связаны с индивидуальными страховыми взносами;

2.      страны, где страховые принципы социальной защиты населения менее выражены, где размеры пособий и выплат более соответствуют индивидуальным потребностям, а финансирование осуществляется в основном из налоговых фондов;

3.      страны, занимающие промежуточную позицию между первыми двумя;

4.      страны, где системы социальной защиты населения, как таковой, пока нет, она только формируется.

К первой группе относятся Германия, Франция, Бельгия и Люксембург. В этих странах системы защиты населения базируются на договорностраховых принципах. Наемные трудящиеся выплачивают определенную часть своих доходов в страховой фонд, что дает им право воспользоваться услугами фонда, когда им понадобиться помощь в размерах, соответствующих накоплениям в страховом фонде. Одновременно работодатели от имени своих наемных рабочих также отчисляют определенные суммы в этот страховой фон.

В большинстве случаев сумма выплат из страхового фонда зависит от заработной платы и связана с той суммой, которая была накоплена за счет взносов работающего и работодателя. Исключение составляют расходы на медицинское обслуживание и семейные пособия. Основная цель этой системы – поддержать уровень жизни человека в случае его болезни, инвалидности и потери работы. Такая система позволяет перераспределить доходы человека на протяжении его физической жизни. Во всех европейских странах страховые отчисления являются основным источником финансирования социальной защиты. В некоторых случаях фонд может быть расширен за счет больших или меньших отчислений из общей расходной статьи национального бюджета, за счет налоговых выплат.

Однако во всех странах этой группы государство берет на себя обязательство перед гражданами за то, чтобы доходы любого гражданина не опускались ниже гарантированного минимума, независимо от того, какой доход он получал ранее и сколько внес в страховой фонд. Этот вид выплат осуществляется из общенационального бюджета.

Здравоохранение в основном финансируется также за счет страховых взносов, однако минимум медицинского обслуживания гарантирован за счет бюджета. Медицинское обслуживание в основном ложится на частный сектор с последующим возмещением расходов граждан за счет государства.

Вторая группа стран, к которой относятся Великобритания, Дания, Ирландия, отличается от первой тем, что социальная защита в меньшей степени связана со страховыми накоплениями. В этих странах большую роль в финансировании социальной сферы играет государственный бюджет. Социальные выплаты и пособия распределяются более равномерно. В основе такого распределения лежит идея о том, что люди в нужде равны, поэтому социальная помощь должна быть оказана, исходя из потребностей человека, а не из его прежних доходов. Разница между выплатами и пособиями заключается в основном в том, что социальные выплаты обязательны, на них имеет право претендовать каждый гражданин по закону, а пособия даются далеко не всем, в зависимости от нуждаемости и характера социального риска. В этих странах медицинское обслуживание сосредоточено в основном в общественном секторе.

К третьей группе стран относятся Нидерланды и Италия, представляющие смешанную систему социального обеспечения. Однако их системы более близки к системам первой группы стран. Но есть и определенные отличия. В Италии, например, государство не берет на себя обязательства по выплате гарантированного социального минимума доходов. Такие гарантии дают лишь некоторые местные власти в отдельных областях. В Нидерландах, наоборот, социальное обеспечение находится на очень высокой ступени развития, и система охватывает каждого жителя страны.

К четвертой группе стран относятся Испания, Португалия, Греция. Системы социальной защиты населения этих стран находятся пока в зачаточном состоянии. В этих странах нет гарантированного минимального дохода, и социальное обслуживание доступно далеко не всем гражданам.

Во всех европейских странах социальная защита многофункциональна. Как правило, она выполняет 11 функций, соответствующих основным социальным рискам, которым подвергается человек в течение жизни.

Риск заболевания: выплаты соответствуют полной или частичной компенсации доходов, утрачиваемых в связи с невозможностью трудиться; покрывают полностью или частично медицинское обслуживание, как в общественном, так и в частном секторе.

Риск инвалидности: выплата пенсий и пособий лицам, полностью утратившим способность трудиться и вести нормальную жизнь в социуме; медицинское обслуживание, связанное с инвалидностью; расходы по реабилитации.

Риск производственного травматизма и профессионального заболевания: выплата пенсий и пособий, компенсаций и другие формы прямых выплат; специфическая медицинская помощь; расходы, связанные с производственной реабилитацией и другие формы социального обслуживания.

Риск потери кормильца: пенсии и пособия в случае потери кормильца, посмертное пособие, ритуальные услуги.

Риск безработицы: пособие, связанное с полной или частичной безработицей; оплата временного или эпизодического труда, организованного властями, не заменяющей пособие.

Риск миграции: расходы, связанные с перемещением трудовых ресурсов, обучением, переквалификацией; пособия, связанные с переездом на новое место жительства бывших безработных.



Риск потери жилья: субсидии на оплату жилья и коммунальных услуг некоторым категория населения.

Риск материнства: расходы на выплату пособий по беременности и родам; расходы на медицинское обслуживание матери и ребенка и другие формы обеспечения беременных и рожениц.

Семейные пособия: пособия на детейиждивенцев, натуральная помощь в виде продовольственных товаров, оплаты путевок, помощь на дому и пр.

Другие виды социальной помощи: дополнительное обслуживание бедняков, расходы на профилактику правонарушений несовершеннолетних, пособия жертвам военных действий и стихийных бедствий и пр.

Очевидно, что расходы на те или иные выплаты и пособия в разных странах, весьма, различны. Рассмотрим на примере оказания помощи семье.

Различия среди европейских стран по этой статье расходов довольно значительны. Одна группа стран, среди которых Греция, Италия, Португалия и Испания, тратят менее 1% своего ВНП на эти цели. Другая группа стран – Германия и Нидерланды – от 12,5 до 2%, в то время как оставшиеся страны – более 2%.

Большинство стран озабочены сокращением рождаемости. В этой связи многие страны внесли существенные изменения в политику оказания помощи семье. Так, во Франции в начале 80х гг. были приняты законы в пользу многодетных семей. Например, семья с тремя и более детьми стала получать пособие в размере трети средней заработной платы.

Во всех странах размеры пособий на детей возрастают с каждым новым ребенком. Исключение составляют Ирландия, Нидерланды, Португалия и Великобритания, где размер пособия не меняется со вторым и третьим ребенком. В Бельгии, Германии, Италии и, особенно, во Франции сумма выплат значительно возрастает, начиная со второго ребенка.

Во многих странах были увеличены пособия по беременности и родам. Такая политика была направлена на то, чтобы создать наилучшие условия для сочетания работы, карьеры и заботы о доме и семье. В этой связи в течение последних пяти лет во многих странах была увеличена продолжительность отпуска по беременности и родам. Самый большой отпуск по беременности и родам в настоящее время в Дании (28 недель) и во Франции (26 недель). В остальных странах он варьируется от 13 до 20 недель.

Во многих странах для родителей, которые бы хотели находиться с ребенком более продолжительное время, существуют социальные пособия, но они небольшие. Такие пособия есть в Германии, Бельгии, Италии. Например, в Германии оно составляет 22% от заработной платы по достижению ребенком возраста 2х лет. В Бельгии и Италии чуть больше, но срок их выплат меньше.

Проблема неполных семей в Европе такая же острая, как и в России. Практически во всех странах есть специальные пособия для таких семей, однако, условия выплаты разные. Например, в Греции пособие может получать только мать, но не одинокий отец. В Испании и Португалии лишь в отдельных провинциях местные власти выплачивают такие пособия. Во Франции сумма пособия составляет 50% средней заработной платы до 3х летнего возраста. В других стран эта сумма значительно меньше.

Развитие практики и теории социальной работы в США в 20 в.

Научный этап помощи и поддержки предваряла законодательная практика, которая в течение двух с половиной столетий разрабатывала вопросы регламентации существования бедных и нищих в государствах Западной Европы, а затем и в США.

Эти факторы сыграли позитивную роль, поскольку был определен субъект помощи, его правовые и деятельностные полномочия, а также очерчен круг проблем, требующих вмешательства со стороны государства.

На развитие теории и практики социальной помощи и социальной работы в XIX в. немалое влияние оказала либеральная доктрина. В тот период в США либералы придерживались концепции «естественных прав», которыми каждая личность обладает от рождения. Среди них находило себе место и право на помощь со стороны общества в случаях болезни, увечья, нужды и др. Эта доктрина стала базой расширения филантропической деятельности в то время, когда поддержка нуждающихся еще не была функцией государства. Более того, активисты благотворительности значительно способствовали появлению законов о помощи. Либеральная доктрина немало содействовала появлению в США идеологии современного «государства всеобщего благосостояния».

История социального обеспечения в США демонстрирует увеличивающуюся роль как государственных, так и частных агентств. Полезно проанализировать эту общую тенденцию в течение трех периодов.

Скандинавская система социальной защиты.

Скандинавская модель характеризуется высокой степенью универсальности и институционализации с упором на государственный сектор. Там, тем не менее, и общественное мнение, и парламент ищут пути сокращения налогов средствами гражданского общества и рынка. Как уже сказано, развитие идет в сторону приватизации, децентрализации и дебюрократизации с упором на частные — добровольные или коммерческие — решения вместо решений, лежащих в сфере государственного сектора. В либеральной модели, из европейских стран наиболее выраженной в Великобритании, упор делается на организованное и частично субсидируемое государством социальное страхование в сочетании с частой благотворительностью. В консервативной (корпоратистской) модели, действующей в центральноевропейских государствах, Упор делается на решения, связанные с рынком труда, где наниматели и нанимаемые заключают соглашения, вступающие в силу, например, в случае незанятости, болезни или старости. Незанятое население трудоспособного возраста, в силу разных причин длительно неработающее, зависит от Местных властей или частных благотворительных органов. Сегодняшние тенденции ведут к дальнейшей дифференциации различных социальных служб и, например, в Нидерландах и всей Скандинавии делается упор на децентрализацию и передачу ответственности муниципалитетам. Наконец, католическая (латинская) модель, которая использует традиционные ресурсы сферы гражданского общества — церковь семью и частную благотворительность, развивается в сочетании с институтом остаточного государственного социальная обеспечения. Ряд стран уже реализуют у себя модель, которую можно обозначить как «welfare pluralism».

Нелишним будет добавить несколько слов о том варианте «welfare pluralism», какой сложился во Франции. Так, во Франции на социальное обеспечение направляется значительная доля национальных ресурсов, что обусловливает его высокое качество. Но оно объясняется также и смешанным характером французской системы социальной защиты: в не сочетаются черты различных систем — как тех, в которых получение социальных прав четко связано с уплатой взносов, так и тех, в которых социальное обеспечение являете универсальным и безусловным.

Социальная работа в странах Западной Европы.

Прежде чем вести речь о моделях реализации социальной политики в странах с развитой системой рыночных отношений, следует остановиться на общих условиях, в которых происходит данный процесс.

Огромное влияние на систему социальной политики оказывают основополагающие нормы и ценности того общества, в котором эта система функционирует.

Ключевым показателем нормативных ценностей общества является сам характер социальной политики. В некоторых странах социальные услуги, предоставляемые в рамках этой системы, рассматриваются главным образом как общественное благо, от пользования которым в выигрыше остаются все граждане. Другая ценность аналогичного характера — принцип солидарности, в соответствии с которым основное бремя покрытия расходов на социальное обслуживание намеренно перекладывается с пожилых, бедных и больных людей на молодых, богатых и здоровых, чтобы обеспечить предоставление необходимой социальной помощи всем членам общества.

Вторым, не менее мощным фактором, способствующим проведению реформ в социальной политике, является структура и состояние национальной экономики в целом. В Западной Европе макроэкономическая политика во все большей степени отражает глубокую озабоченность относительно конкурентоспособности каждой отдельной страны в период регионализации и глобализации промышленного производства и торговли. На макроэкономическую политику государств — членов Европейского союза критерии для вхождения в европейский монетарный союз, принятые в Маастрихте, также оказывали огромное влияние. Оба этих фактора привели к тому, что лица, определяющие экономическую политику, стали призывать к резкому снижению расходов на социальный сектор, особенно на службы социального обеспечения.

Итак, социальная политика в странах европейского сообщества реализуется по трем направлениям.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: