история педагогики

Имя педагога

Годы жизни

Цель обучения и воспитания

Содержание образования

Основные работы

Примечание

Демокри́т Абдерский

 460 – 370 до н.э.

Воспитание к обладанию мудрости. Важно посвятить себя к воспитанию детей. Воспитать интеллекта. Обращая внимание на хорошо мыслить, хорошо говорить, хорошо делать.

Один изпервых в Древней Греции Демокрит создал логическое учение. Суть логическогоучения Демокрита заключается в том, что критериями истины являются “совершенноеощущение”, “совершенный разум”, чувственная практика. Выступая против чистогодедуктивного метода, Демокрит стал основоположником индуктивной логики.Демокрит разделял всё живое на то, что существует по необходимости, на то, чтовозможно и на то, что в равной степени существует или не существует (например,человек уезжает или не уезжает). Применяя метод разделения сложного на болеепростые компоненты, Демокрит выделял элементы мышления. Такие как, чувственноевосприятие и суждения. Часто Демокрит пользовался и методом аналогии.

В сочинениях античных авторов упоминается около 70 различных трудов Демокрита, из которых до настоящего времени не сохранился ни один. Исследования философии Демокрита опираются на цитаты и критику его идей в трудах более поздних философов, таких как АристотельСекст,ЦицеронПлатонЭпикур и других.

Наиболее значимой работой Демокрита следует полагать «Великий мирострой», космологическую работу, охватывавшую практически все доступные в то время области знания. Кроме того, на основе списков Диогена Лаэрция Демокриту приписывают авторство таких работ, как «О душевном расположении мудреца», «О добродетели», «О планетах», «О чувствах», «О разнице форм», «О вкусах», «О цветах», «Об уме», «О логике или канонах», «Причины небесных явлений», «Причины воздушных явлений», «Причины наземных явлений», «Причины огня и огненных явлений», «Причины звуков», «Причины семян, растений и плодов», «Причины живых существ», «О соприкосновении круга и шара», «О геометрии», «Об иррациональных линиях и телах», «Числа», «Проекции», «Большой год», «Описание неба», «Описание земли», «Описание полюсов», «Описание лучей», «О ритмах и гармонии», «О поэзии», «О красоте стихов», «О пении», «Врачебная наука», «О диете», «О живописи», «Земледелие», «О военном строе» и др.

Платон

428 или 420 до н. э., — 348 или 347 до н. э.

Предлагал соединить спартанскую и афинскую системы воспитания, соблюдая «золотую середину», дабы достичь всестороннего, идеального воспитания. Платон предлагал уделять большое внимание физическим упражнениям и танцам. В основном, его учение касалось мира идей. Платон полагал, что индивидуальное человеческое сознание принимает активное участие в мироздании. Также философ полагал, что сознание человека состоит из трех частей, как и весь мир: лучшая сторона, соответствующая миру идей, худшая, которая несет хаос и разрушения и промежуточная часть души, соответствующая становлению, то есть равновесию остальных частей. Он полагал, что душа человека – бессмертна, а, следовательно, она существовала всегда и видела много вещей.

Главное – воспитание философской мысли. Сократ считал первичным мир идей, а вторичным – вещи. Математика является внутренней сущностью всех вещей; 2) мир дуалистичен, что выражается в разделении истинного бытия идей и чувственного бытия как тени идей; 3) душа бессмертна и переселяется из одного тела в другое.Платон создал «пробную систему» идеализма. В кругу вопросов, составлявших эту систему, некоторые настолько занимали ум Платона, что он разрабатывал их не только как философ, но и как ученый. Такими были специальные вопросы математики, астрономии (космологии), музыкальной акустики. Учение Платона — глава не только в истории античной философии, но и в истории античной науки. Школа Платона одна из школ античной математики. Изучение математики Платон рассматривал не в плане одной лишь педагогики, как стадию в воспитании ума, как тренировку логическую и диалектическую, но и в плане задач положительного знания. Образование человека также тесно связано с процессом познания у Платона. Познание – многоступенчатый процесс: сначала идет познание чувственное – самое простое, затем оно переходит к анализу знания, проверке его на истинность. Третьим этапом является распад знания на посредственное познание или на непосредственное созерцание идей.

Оригинальные тексты Платона до нашего времени не дошли. Старейшими копиями произведений являются найденные на египетских папирусах в Оксиринхе фрагменты нескольких диалогов, датируемые около 200 года н. э. Наиболее древние сохранившиеся полные тексты относятся к X веку.

Вплоть до XII века единственным диалогом Платона, переведенным на латинский язык, был «Тимей», перевод которого был выполнен в IV веке Халкидием.

Сократ — древнегреческий философ, родился в Афинах.

около 469 год до н. э. – 399 г. до н. э.

Рассматривал человека, его души и всех составляющих. Сократ определял интеллект как вектор любой деятельности человека. При этом он связывал его с целями и методами достижения. Сократ полагал, что любая деятельность человека должна основываться не только на личных интересах, но и с интересами ближних. Таким образом, ученый заложил учение о «доброй природе человека», согласно которому мужчины и женщины были равны, однако не все люди равны по способностям. Сократ считал, что наиболее верным и надежным путем выявления способностей являлось самопознание.

Во времена деятельности Сократа система образования расслаивалась на 2 ступени: первая ступень (основная) была связана с изучением этики, а вторая изучала специальные практические вопросы. Сократ говорил, что счастья и гармонии достигает тот человек, у кого отсутствуют противоречия между целями и способами достижения. И, напротив, расхождение этих двух понятий ведет к чувству горести, беспокойства и приниженности. Таким образом, ученый заложил учение о «доброй природе человека», согласно которому мужчины и женщины были равны, однако не все люди равны по способностям.

Сократ использовал новый для того времени метод обучения – беседу, поэтому его работ не было найдено. Сократ считал, что всё дано человеку с рождения, поэтому ничего не писал.

Аристотель– величайший из философов античного мира, ученый-энциклопедист.

384-322 гг. до н. э.

Основа его учения – представления о душе. Он выделял три вида души человека: растительная (функции питания и размножения), животная (функции ощущения и желания) и разумная (функция мышления). По мнению Аристотеля – именно гармоничный баланс трех составляющих души является результатом воспитания. Задача педагогики – формирование в человеке физического, нравственного и умственного начала.

Воспитание Аристотель связывал также и с социальными слоями: он полагал, что школьные предметы разделяются на те, которые положены свободнорожденным людям и на те, которые должны изучать несвободные люди. Например, ремесленник должен изучать такие искусства и предметы, которые развивали его только в русле его профессии. «Свободные науки», такие как философия, предназначены только для свободных граждан.

Однако Аристотель определил 4 предмета, которые являлись общеобязательными: грамматика, гимнастика, музыка и иногда рисование. Грамматику и рисование философ рассматривал как предметы, полезные в быту и имеющие частую практику, а гимнастика способствовала развитию физической красоты, которая была обязательной спутницей красоты нравственной и интеллектуальной.

Большое значение в педагогической системе Аристотеля занимал досуг и игровая деятельность, способствовавшие, по мнению ученого, отдыху и расслаблению человека. Аристотель считал, что физическое воспитание – не залог мужественности, но обеспечение варварского начала в человеке.

Аристотель является автором первой возрастной периодизации, с помощью которой он попытался объяснить закономерности развития, особенности того или иного возраста. Философ уделял большое внимание семье, предлагая домашнее воспитание ребенка до 7 лет. Именно до 7 лет, по мнению Аристотеля, закладываются основы воспитания.

С 7 до 14 лет дети должны были заниматься непосредственно учением. Воспитанники осваивали письмо, грамматику, рисование и музыку. Аристотель говорил, что именно в этот отрезок времени нужно формировать нравственность у воспитанников.

С 14 до 21 года изучались «высшие науки» (математика, литература, астрономия и др.), которые формировали логическое мышление воспитанника.

Совершенствование знаний, обучение в государственных школах. Женщинам не нужно глубокое образование, нежели мужчинам. Считал, что большим значением в жизни человека играет музыка.

 «Диалоги»,  «Эвдемова этика», «Historia animalium», «Учение о растениях»

Марк Фабий Квинтилиан

 ок. 35— ок. 96

Воспитание будущего оратора. Воспитание в семье. Общение с окружающими. Воспитание личности с 3ёх лет. Создал истсему требований к учителю. Квинтилиан – педагог практик. азмышляя о природе человека, Квинтилиан высказывал уверенность в положительных основах человеческой натуры, не считая, однако, такие свойства единственными (дети «от природы склонны к худшему»). Побороть дурные наклонности помогает воспитание. Чтобы достичь высоких результатов в педагогике, считал Квинтилиан, необходимо соединить природную доброту человека и воспитание, так как эти начала не могут существовать раздельно. Говорил, что воспитание должно формировать свободного человека. 

Вершиной образования Квинтилиан считал овладение искусством оратора («поэтами родятся, а ораторами становятся»). Достичь такого высокого результата он предлагал с помощью определенной системы обучения. Первой ее ступенью было домашнее воспитание. Следовало выбирать кормилицу с правильным произношением и оберегать от домашних учителей-полузнаек До 7 лет ребенок должен был овладеть латинской и частично греческой грамматикой (предлагалось начинать с иностранного языка, поскольку, по мнению Квинтилиана, в таком случае затем лучше усваиваются правила родного языка). В ходе домашнего обучения необходимо пробуждать интерес «похвалой» и «забавами», чтобы «ребенок не возненавидел ученье, соблюдая, однако, определенную меру» («золотую середину»). В программу первоначального школьного обучения включался ряд предметов. На первом месте стояли занятия грамматикой и стилем, мораль, начала математики, музыка. Обширная программа по этим и другим предметам предлагалась в грамматической и риторической школах. Как замечал в этой связи Квинтилиан, искусство оратора требует знания многих наук. В грамматической школе предлагалось изучать одновременно ряд учебных дисциплин, не заботясь об обязательном совершенном овладении ими, главным предметом была грамматика. В риторической школе основным предметом называлась риторика, под которой понималось «искусство красноречия». На занятиях по риторике преподавателю было рекомендовано, например, читать сочинения с заведомыми просчетами в стиле, заметить и исправить которые должны были сами учащиеся. Обучение следовало вести индуктивным путем — от простого к сложному, на основе работы памяти Предлагался ряд приемов мнемонического характера для развития «точности» памяти. Таков, например, был «топологический прием», когда реальное или воображаемое помещение делилось на несколько десятков «мест для запоминания». 

Труд «Двенадцать книг риторических наставлений» (Institutionis oratoriae libri duodecim) «Ораторское образование». Из 12 книг этого трактата наиболее известны две: «О домашнем воспитании мальчика» и «О риторическом обучении». 

Франсуа́ Рабле́ 

Предположительно 1494 — 9 апреля 1553

Критикует схоластическое обучение, средневековый аскетизм, противопоставив им гуманистические идеалы. Приводит модель гуманистического воспитания ребенка с разумным и полезным режимом; многосторонним образованием; совмещением и чередованием занятий и отдыха, досуга и обучения; развитием самостоятельности мышления, творчества, активности ученика. Выступает против бессмысленного зазубривания, за сознательное усвоение знаний.

Пропагандировал активные методы обучения: экскурсии в природу, мастерские, наблюдение за звездами, сбор растений, эвристические беседы, развивающие игры, свободное обсуждение прочитанного, применение полученных знаний на практике (например, обсуждение за обедом «полезности и происхождения того, что подавалось на стол»), ежевечерние отчеты об изученном.Рабле был сторонником идеи наглядности, жизненности обучения. Он советовал связать обучение с окружающей действительностью.Обосновал необходимость «столь же искусно развивать телесные силы, как и силы духовные». Методы: гимнастические упражнения, игра в мяч, лапту, плавание, фехтование.Показал, что хорошее физическое и эстетическое развитие, интересный досуг в сочетании с сильным умственным напряжением – необходимые условия гармоничного развития детей.

Классическое издание — Марти-Лаво, вышедшее в 1875 году под заглавием: «Oeuvres Complètes de Rabelais», с примечаниями и словарём.

Гротескный роман «Гаргантюа и Пантагрюэль»

Томас Мор

7 февраля 1478 — 6 июля 1535 гг.

Система физического воспитания была заимствована Мором из Древней Греции, целью которой было развитие сильного и красивого тела путем гимнастики и военных упражнений.

Мор уделял большое внимание подготовке молодого поколения к трудовой деятельности. Он одним из первых высказал мысль о соединении теоретического образования с трудом. Педагогические идеи Томаса Мора имели большое значение в развитии педагогической мысли. Он провозгласил принцип всеобщего обучения, равного образования мужчин и женщин, выдвинул мысль о широкой организации самообразования, просвещения взрослых, требовал обучения на родном языке, на метил широкий круг учебных предметов, в центре которого стоит естествознание.

Основой трудового воспитания было земледелие, которое изучалось в школах теоретически, а на полях – практически. Кроме земледелия, каждый «утопиец» обязан был обучиться, по крайней мере, одному ремеслу еще в детском возрасте.

Умственный труд, считался одним из величайших благ и наслаждений. Наукой должны заниматься, по мнению Мора, наиболее одаренные, освобожденные от физического труда. В свободное время «утопийцы», как взрослые, так и дети, должны заниматься своим самообразованием, посещая музеи и библиотеки. Совершенствуясь и самообразовываясь, даже самые простые граждане, по мнению Мора, могли быть переведены в число ученых.

«Золотая книга о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопия» (1516)

Утопия. — «Наука» («Предшественники научного социализма»)

Коменский Ян Амосчешский педагог-гуманист, общественный деятель.

28.3.1592—15.11.1670

1. Отвергал религиозные измышления о греховности природы человека.

2. Способности, к-ми обладают все дети от рождения — это дары «божьи», Но развиваются они только в процессе воспитания;

3. Роль воспитания в развитии человека огромна.

4. Ребенка необходимо с ранних лет развивать физически и духовно; его идеал человека — «способный знать, действовать, говорить».

По фил.взглядам близок к материалистическому сенсуализму, к-й представлялся ему философией простого народа. Признавая 3 источника познания – чувства, разум и веру-, К. главное значение придавал органам чувств. В развитии познания различал 3 ступени: эмпирическую, научную и практическую. Считал, что всеобщее образование, создание новой школы помогут воспитывать детей в духе гуманизма.

К. изгоняет из своей школы косность, тупую зубрежку и равнодушие учеников. Акцент на объяснение вещей и процессов. Школы должны учить:теории, практике, употреблению всех хороших и полезных вещей.

К. установил возрастную периодизацию. Четыре периода в развитии человека: детство, отрочество, юность, возмужалость; каждому периоду, охватывающему шесть лет, соответствует определенная школа. Для детей от рождения до 6 лет — особая материнская школа, т. е. воспитание и обучение малышей под руководством матери. Дети от 6 до 12 лет — школа рваного языка. Подростки и юноши от 12 до 18 лет, обнаружившие наклонность к научным занятиям, посещают латинскую школу, или гимназию. Для молодых людей 18 — 24 лет, готовящихся стать учеными, — академия. Образование должно завершаться путешествием.

Словарь «Сокровищница чешского языка».

Энциклопедия «Театр всех вещей».

Переработал и перевел «Дидактику» на латинский язык, назвав «Великой дидактикой»

Учебник: «Открытая дверь к языкам»;

Учебник: «Астрономия»;

Учебник: «Физика».

Руководство для семейного воспитания «Материнская школа».

Сочинение — «Пансофическая школа».

Сочинение — «Школа-игра».

Учебник «Мир чувственных вещей в картинках»

Капитальный труд «Всеобщий совет об исправлении лед человеческих»

(2 части)

Локк Джон — английский философ-просветитель и политический мыслитель.

29.8.1632— 28.10.1704

В сознании человека нет “врожденных идей и представлений, душа ребенка подобна “чистой доске (tabula rasa). Отсюда—высокая оценка им роли воспитания в развитии человека.

Философия Локка дуалистична. С одной стороны, представления приходят в наше сознание через ощущения, через органы чувств (материалистический сенсуализм). НО кроме внешнего опыта существует опыт внутренний, являющийся собственной деятельностью рассудка. (идеализм) которые подчеркиваются и утверждениями, что истина заключается не в отражении в нашем сознании объективной действительности, а в согласовании представлений и понятий друг с другом. Признавал особое значение разума человека, который оценивает наш выбор, определяет то, что доставляет человеку счастье и пользу. Воспитание разума поэтому приобретает особую роль.

Добро — это то, что может доставить или увеличить удовольствие, уменьшить страдание и уберечь от зла. А зло — то, что может причинить или увеличить страдания, уменьшить удовольствие, лишить блага. Эти положения Локка были направлены против феодальной религиозной этики. Но Локк не отрицал наличия бога как творца и создателя всех вещей и считал, что следует очень рано запечатлеть в душе ребенка понятия о нем.

Воспитание прежде всего джентльмена. Джентльмен должен получить физическое, нравственное и умственное воспитание, но не в школе, а дома. Физическое воспитание: с раннего детства закалять ребенка. Выработка характера, развитие воли, нравственное дисциплинирование — важнейшие задачи воспитания. Нельзя потворствовать ребенку, но нельзя и не удовлетворять его законных пожеланий. Главные воспитательные средства — не рассуждения, а пример, среда, окружение ребенка. Следует внимательно изучать индивидуальные особенности ребенка. Выступал противником телесных наказаний. Придавал большое значение религиозному воспитанию. Умственное воспитание в выработке необходимых деловому человеку качеств. Необходимость трудового воспитания в том, что труд на свежем воздухе полезен для здоровья, а знание ремесел может пригодиться деловому человеку, предпринимателю, Необходимо изолировать будущего джентльмена от влияния “грубой массы”, от детей простолюдинов



Письма о веротерпимости (A Letter Concerning Toleration) (1689).

Опыт о человеческом разумении (Essay Concerning Human Understanding) (1690).

Второй трактат о гражданском правлении (The Second Treatise of Civil Government) (1690).

Некоторые мысли о воспитании (Some Thoughts Concerning Education) (1693).

Жан-Жак Руссо́ —глубокий мыслитель, гуманист и демократ.

1712—1778

Он утверждал, что в первоначальном, или “естественном состоянии”, люди были равны между собой, они отличались чистотой нравов и были счастливы. Но возникшая в дальнейшем частная собственность разделила мир на богатых и бедных, что привело к неравенству в обществе, к порче нравов. Этому способствовало также развитие культуры и науки феодального общества. В целом Руссо не отрицал положительного значения культуры в истории человечества, но он стремился доказать, что деятельность ученых и художников может быть плодотворной, станет полезной народу, если она подчинена общественным целям. Руссо стремился найти пути восстановления утраченного равенства; но в силу объективных причин, будучи не в состоянии вскрыть законы общественного развития, он возлагал все надежды на просвещение и воспитание. Руссо верил в существование бога как первопричины мира, в бессмертие души, однако, придерживаясь “естественной религии”, он резко разоблачал религиозное лицемерие, паразитизм и ханжество духовенства

Воспитание должно иметь естественный, природосообразный характер. Воспитывать природо-сообразно — значит следовать естественному ходу развития природы самого ребенка. Естественное воспитание — это и свободное воспитание.

По Р. Есть 4 возрастных периода в жизни ребенка. Первый период —от рождения до 2 лет, до появления речи. Необходимо уделять внимание физическому воспитанию ребенка.

Второй период—2-12—предлагал развивать его внешние чувства. Третий период—12-15. Основное внимание нужно уделять умственному и трудовому воспитанию. Четвертый период—от 15 лет до совершеннолетия, нравственное воспитание юноши.

Воспитании женщины определялись его взглядами на природу женщины ее социальное назначение: быть матерью, вести хозяйство, создавать семейный уют, нравиться и быть полезной мужу. В девушке нужно воспитывать повиновение и покорность, готовность усвоить чужие взгляды, даже если они не совпадают с ее собственными.

Чтобы женщина могла родить здоровых и крепких детей, чтобы она приобрела естественную красоту и грацию, необходимо соответствующее физическое воспитание. Никаких серьезных умственных занятий ей не нужно.

Среди произведений — статьи, трактаты, стихи, поэмы, комедии, романы, либретто и музыка для опер:

«Нарцисс» (1733, постановка — 1752, публикация — 1753)

«Военнопленные» (1743, публикация — 1782)

«Рассуждение о науках и искусствах» (1750, трактат)

«Деревенский колдун» (опера, постановка — 1752, публикация — 1753)

«Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми» (1755, трактат)

«Юлия, или Новая Элоиза» (1761, роман в письмах)

«Эмиль, или О воспитании» (1762, педагогический роман-трактат),

«Об общественном договоре» (1762, политический трактат об идеальном обществе, максимально приближенном к природе)

«Исповедь» (1766 — 1769, публикация — 1782 — 1789, автобиографический роман)

«Пигмалион» (одноактная лирическая сцена, постановка — 1770; музыка совместно с О. Куанье)

«Диалоги: Руссо судит Жан Жака» (1775 — 1776, автобиографические)

«Прогулки одинокого мечтателя» (1777 — 1778, публикация — 1782, автобиографические)

Песталоцци Генрих Иоанн — швейцарский педагог-демократ

1746—1827

Общая цель воспитания — проявление в детях “истинной человечности”, которая достигается путем гармонического развития у каждого ребенка всех его природных сил и способностей. Отводил большое место подготовке детей низших сословий к предстоящей им деятельности, но вместе с тем подчеркивал, что это всегда должно быть подчинено высшей цели — формированию человека. Воспитание должно носить природосо-образный характер, т. е. строиться в соответствии с детской природой. Полагал, что природным силам и задаткам ребенка присуще стремление к развитию. Задача воспитания заключается в том, чтобы путем правильно составленной системы упражнений содействовать этому развитию. Обеспечить гармоническое развитие ребенка в полном согласии с его природой он рассчитывал посредством разработанной им теории элементарного образования, которая включает физическое, трудовое, нравственное, эстетическое и умственное воспитание (приобретение элементарных знаний), причем все эти стороны воспитания П. считал необходимым осуществлять в тесной связи и взаимодействии. В основе теории элементарного образования лежит требование начинать воспитание ребенка с простейших элементов, постепенно и последовательно подходить ко все более сложному.

Цель физического воспитания: развить все природные физические задатки ребенка. На основе естественного физического воспитания, полученного ребенком в семье, Песталоцци строил всю последующую систему школьной “элементарной гимнастики”. Предлагал учителям упражнять и развивать физические силы ребенка путем выполнения простейших движений, которые он производит когда ходит, ест, пьет, поднимает тяжести

Цель нравственного воспитания: в развитии у детей деятельной любви к людям. Простейшим элементом нравственного воспитания считал любовь ребенка к матери Заботы матери порождают у него благодарность и любовь к ней, которые приводят к установлению тесной духовной связи межу/ ними. В дальнейшем нравственное воспитание ребенка осуществляется в школе, Нравственное воспитание тесно связано с религиозным. Объявил наглядность высшим принципом обучения. Установил простейшие элементы всякого знания, усваивая которые человек познает мир. Весь процесс начального обучения Песталоцци строил на основе постепенного и последовательного перехода от элементов к целому, т. е. индуктивным путем.

«Исповедь»,

«Досуги отшельника» (1780),

«Лингард и Гертруда» (1781-87),

«Как Гертруда учит своих детей» (1801),

«Памятная записка о семинарии в кантоне Во» (1806)

«Лебединая песня»(1826)

Иога́нн Фри́дрих Ге́рбарт — немецкий философ, психолог, педагог. Один из основателей научной педагогики.

4 мая 1776— 14 августа 1841

Гербарт был сторонником ассоциативной психологии и стремился построить психологию, основанную прежде всего на опыте: её предметом должны быть факты, явления сознания. Для превращения психологии в подлинную науку Гербарт считал необходимым применение математики, пытался использовать её для объяснения статики и динамики представлений, которые по Гербарту являются элементами сознания. По Гербарту сознание имеет три области: ясность сознания, сознания и бессознательного, между которыми существуют нежёсткие границы, названные Гербартом порогами. Термин «вытеснение», применённый Гербартом для обозначения перехода представления в область бессознательного, широко использовался затем в психоанализе. Гербарт выделил также условия перехода представлений из бессознательного в сознание: сила самого представления и количество связей данного представления с прошлым опытом. Из философии выводил цели воспитания. С помощью психологии обосновывал пути достижения этих целей. Разработал эстетическую теорию. Сводил процесс психической деятельности к механическим комбинациям представлений. Ввёл в науку понятие апперцепция.

Цель воспитания — формирование добродетельного человека, умеющего приспособиться к существующим отношениям, уважающего установленный правопорядок. Цель воспитания достигается развитием многосторонности интересов и создания на этой базе цельного нравственного характера, руководимого 5 нравственными идеями: внутренней свободы, совершенства, благорасположения, права, справедливости. Задачи нравственного воспитания: 1. Удерживать воспитанника; 2. Определять воспитанника; 3. Устанавливать чёткие правила поведения; 4. Не давать основания для того, чтобы воспитанник усомнился в истине; 5. Волновать душу ребёнка одобрением и порицанием. У Гербарта отсутствует трудовое воспитание — стремился воспитать мыслителя, а не деятеля. Уделял большое внимание религиозному воспитанию. Религиозный интерес у детей надо возбуждать как можно раньше и постоянно развивать. Религия требует чувства смирения и необходима как сдерживающее начало. Задачи обучения. Развития у детей многостороннего интереса, с которым связывается преподавание всех учебных предметов, их отбор и методика обучения. Высоко ценил изучение литературы, истории, древних языков, математики. Задачи управления детьми: дисциплинирование детей, упорядочение их поступков и желаний, подавление дикой резвости ребёнка.Типы школ: элементарная, городская, гимназия. По Гербарту основа обучения - интересВиды интересов: эмпирический, умозрительный, эстетический, социальный, религиозный.Методы управления детьми: Основные — угроза, надзор, приказание, запреты, наказания, телесные наказания; вспомогательные — авторитет, любовь. Виды обучения: 1. Описательное — выявить опыт ребёнка и дополнить его; 2. Аналитическое — исправить и усовершенствовать мысли ученика; 3. Синтетическое — построение стройной системы мысли.

Ступени обучения: 1. Ясность — углубление в состоянии покоя. У ученика мобилизовано внимание. Происходит введение нового материала; 2. Ассоциация — углубление в состояние движения. Дети ожидают. Происходит установление связи между старым и новым; 3. Система — поиск выводов, определений, законов на основе новых знаний, связанных со старыми представлениями. Дети ищут — обобщают, делают выводы, определяют; 4. Метод — осознание в состоянии движения, применение полученных знаний к новым фактам, явлениям, событиям. Дети применяют знания и умения. Гербарт отмечал, что педагогическая работа проводится успешнее, если ей предшествует овладение педагогической теорией. Искусство воспитания приобретается в повседневной педагогической деятельности.

Труды.

Общая педагогика, выведенная из целей воспитания (1806)

Психология как наука, вновь обоснованная на опыте, метафизике и математике (1824)

Учебник психологии (1831)

Письма о приложении психологии к педагогике (1831)

Очерк лекций по педагогике (1835)

Сочинения в русском переводе:

Психология. СПб., 1875.

Избранные педагогические сочинения. Т.1. М., 1940.

Психология / Предисловие В. Куренного. — М.: Издательский дом «Территория будущего», 2007. (Серия «Университетская библиотека Александра Погорельского»). — 288 с. 

Дистерверг Адольфнемецкий педагог

1790—1866 гг.

Дистервег выступил с защитой идеи общечеловеческого воспитания, исходя из которой он боролся против сословного и шовинистического подхода к решению педагогических проблем. Задача школы заключается, по его мнению, в том, чтобы воспитывать гуманных людей и сознательных граждан, а не «истинных пруссаков». Любовь к человечеству и своему народу должна развиваться у людей в теснейшем единстве. Важнейшим принципом воспитания Дистервег считал вслед за Песталоцци природосообразность.

Природосообразность воспитания в его трактовке — это следование за процессом естественного развития человека, это учет возрастных и индивидуальных особенностей школьника. Он призывал учителей тщательно изучать своеобразие детского внимания, памяти, мышления; он видел в психологии «основу науки о воспитании». Дистервег выдвинул требование о том, чтобы воспитание носило культуросообразный характер. Развитие в детях самодеятельности. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности. Три ступени возрастного развития детей школьного возраста.

Для детей первой возрастной ступени, от 6 до 9 лет, характерны преобладание физической деятельности, сенсорного восприятия, повышенная резвость и склонность к игровой деятельности, к фантазии и любовь к сказкам. Отсюда первостепенное значение при обучении детей этой возрастной группы приобретает руководство чувственным познанием, упражнение чувств.

Школьники второй возрастной ступени, от 9 до 14 лет, отличаются развитием памяти и накоплением представлений. Важнейшая задача обучения на этом этапе состоит в приобщении ума детей к чувственно воспринимаемому материалу, его прочному усвоению и приобретению ими необходимых учебных навыков.

Третья ступень в предлагавшейся схеме возрастного развития охватывала школьников от 14 и до 16 лет, когда у них, усиливается деятельность рассудка, который переходит в формирование начал разума.

Обучение

Главная задача обучения — развитие умственных способностей детей. Формальное образование связанно с материальным. Обучение способствует всестороннему развитию человека и его нравственному воспитанию.

Предметы преподавания: отечественная история, география, родной язык, естественные науки, математические науки. Большое место отводил Дистервег в образовании детей отечественной истории и географии, родному языку и литературе. Особенно высоко ценил он естественные и математические науки, в которых видел важное средство интеллектуального развития детей, и считал, что эти науки должны преподаваться во всех типах общеобразовательной школы. При этом он настаивал, чтобы естествознание и математика в должной мере вооружали учащихся необходимыми знаниями, готовили их к практической деятельности

Начальная школа. Начальная школа должна уделять основное внимание привитию навыков. Развивать умственные силы и способности. Учить умению самостоятельно работать, усваивать учебный материал. Использовать развивающий метод обучения.

Средняя школа должна вооружить учащихся разносторонними и научными знаниями.

Правила и принципы обучения. Принципы: природосообразность, самостоятельность, культура. Правила обучения. Дистервег дал психологическое обоснование впервые выраженным Я. А. Коменским правилам:

Обучать соответственно особенностям детского восприятия.

От примеров надо идти к правилам.

От предметов к обозначающим их словам.

От простого к сложному.

От лёгкого к трудному.

От известного к неизвестному.

Закрепление материала.

«Рейнскими листками»;

«Педагогические ежегодники»

Ушинский Константин Дмитриевич

1824—1870

Мысль о народности воспитания являлась главнейшей в педагогической теории К. Д. Ушинского.

Целью воспитания, считал Ушинский, должно быть воспитание нравственного человека, полезного члена общества.

Осуждал систему дворянского воспитания с его пренебрежением к труду и людям труда, воспитания, формирующего привычку к праздности, пустой болтовне, ничегонеделанию.

Считал, что преждевременное обучение, так же как и запаздывание в обучении, имеет свои дурные стороны

Осуществление воспитания и обучения детей в семье, детском саду и школе на родном языке. Необходимым условием усвоения материала являются наглядность, систематичность и последовательность, основательность и прочность усвоения учащимися учебного материала, разнообразие методов обучения. Строить воспитательно-образовательную работу с учетом возрастных и психологических особенностей детей. Придавал важное значение смене умственного труда физическим, который является не только приятным, но и полезным отдыхом после умственного труда. создал оригинальную теорию детской игры, подтвердив ее научно-психологическими данными. Ушинский хотел видеть в лице матери не только воспитательницу, но и учительницу своих детей. Учебное пособие “Родное слово (часть I) и “Руководство к преподаванию “Родного слова он считал возможным использовать в семейном воспитании и обучении детей до 8—10-летнего возраста

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том I (1867) ; в формате PDF

Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания. Том II (1869)

Ушинский К. Д. Материалы к третьему тому «Педагогической антропологии» (1870)

Ушинский К. Д. Лекции в Ярославском лицее (1847)

Ушинский К. Д. О народности в общественном воспитании (1856)

Ушинский К. Д. Письма о воспитании наследника русского престола (1859)

Ушинский К. Д. Три элемента школы (1857)

Ушинский К. Д. О средствах распространения образования посредством грамотности (1858)

Ушинский К. Д. Школьные реформы в Северной Америке (1858)

Ушинский К. Д. Внутреннее устройство североамериканских школ (1858)

Ушинский К. Д. «О пользе педагогической литературы» /Статья в журнале «Для воспитания» на сайте НПБ им. К. Д. Ушинского РАО.

Ушинский К. Д. «Опыт педагогической антропологии» в педагогической библиотеке Бориса Бим-Бада

Ушинский К. Д. Собрание сочинений Константина Дмитриевича Ушинского в Электронной библиотеке НПБ им. К.Д. Ушинского




Предыдущий:

Следующий: