история 27-32вопросы

27. Конституции СССР 1936 г.

Одобрена 11 июня 1936 г. президиумом ЦИК СССР, утверждена 5 декабря 1936 г. Чрезвычайным VIII Всесоюзным съездом Советов. Конституция 1936 г. провозгласила победу социализма в СССР. Закреплялось руководящее положение Коммунистической партии, ставшей монополистом в системе государственного управления. Создание других политических партий не запрещалось, но на деле это было невозможно. Конституция 1936 г. ввела новое название для Советов всех уровней – Советы депутатов трудящихся. Существенно изменились структура и статус органов власти и управления. Высшим органом власти и единственным законодательным органом Союза стал Верховный Совет СССР, получивший те права, которые раньше имели Всесоюзные съезды Советов и ЦИК Союза. Верховный Совет имел двухпалатную структуру: Совет Союза и Совет Национальностей, причем обе палаты были равноправны. Верховные Советы должны были избираться на 4 года и работать в сессионном порядке. Конституция сохранила Совет Народных Комиссаров СССР, но он был лишен законодательных прав, а мог издавать постановления и распоряжения на основе и во исполнение действующих законов. В качестве органов отраслевого управления сохранялись народные комиссариаты, которые делились на общесоюзные, союзно-республиканские и республиканские. Изменилась конструкция местных советских органов: в областях, краях, районах стали избираться просто Советы. Исполкомы Советов стали только исполнительно-распорядительными органами. При этом Конституция 1936 г. отказалась от громоздкой системы съездов Советов на всех уровнях, упростив систему Советов и сделав ее более четкой. Новая Конституция решала вопросы формирования, организации и деятельности высших представительных органов государственной власти союзных и автономных республик, а также определяла систему и полномочия органов государственного управления, суда и прокуратуры. Специальная глава Конституции была посвящена организации государственного единства: в ней закреплялся статус СССР как союзного государства, определялась его компетенция и подтверждался суверенитет союзных республик. Подтверждалось право союзных республик на свободный выход из Союза. Впервые в Конституцию была включена глава, в которой закреплялись основные политические права и свободы: на труд, на отдых, на образование, свободы слова, печати, собраний и митингов, уличных шествий и демонстраций, неприкосновенность личности и жилища, тайна переписки. Были закреплены и основные обязанности гражданина перед обществом и государством. Конституция закрепила новую избирательную систему: были сняты классовые ограничения, исчезло неравенство городских и сельских избирателей, отпала многостепенность выборов, устанавливался переход к тайному голосованию. На смену производственно-территориальному принципу выборов вводился чисто территориальный.

Конституция 1977 г.

вошла в историю как «Конституция развитого социализма». Была принята на внеочередной сессии Верховного Совета СССР девятого созыва 7 октября 1977 г. Конституция состояла из преамбулы (введения), 9-ти разделов, 21 главы, 174 статей. В преамбуле в обобщенном виде был оценен исторический путь, пройденный советским обществом за 60 лет после победы Октябрьской революции, дана характеристика советского общества как «развитого социалистического общества, как закономерного этапа на пути к коммунизму». В разделе I «Основы общественного строя и политики СССР» были закреплены общие принципы социалистического строя и основные черты развитого социалистического общества. В разделе I в первой главе «Политическая система» зафиксировано, что СССР «есть социалистическое общенародное государство, выражающее волю и интересы рабочих, крестьян, интеллигенции, трудящихся всех наций и народностей страны». В статье 6 раздела I законодательно закреплялась руководящая и направляющая роль КПСС, являвшейся ядром политической системы развитого социалистического общества. Законодательно закреплялась важная роль в политической системе общества профсоюзов, комсомола и других массовых общественных организаций. В главе второй «Экономическая система» было зафиксировано, что основу экономической системы СССР составляет социалистическая собственность на средства производства, существующая в двух формах: государственная (общенародная) и колхозно-кооперативная. В третьей главе «Социальное развитие и культура» определялось, что социальной основой СССР является нерушимый союз рабочих, крестьян и интеллигенции. В разделе II Конституции «Государство и личность» содержались права и свободы граждан. Полностью сохранив права и свободы, гарантированные советскому народу Конституцией 1936 г., новая Конституция расширила перечень прав и свобод советских граждан. В частности к числу политических прав и свобод были добавлены: право участвовать в управлении государственными и общественными делами, в обсуждении и принятии законов и решений общегосударственного и местного значения; право вносить в государственные органы и общественные организации предложения об улучшении их деятельности, критиковать недостатки в их работе; право на судебную защиту от посягательств на честь и достоинство, жизнь и здоровье, на личную свободу и имущество и др. Раздел III Конституции был посвящен национально-государственному устройству СССР. В нем были сохранены принципы федеративного устройства СССР. Новая Конституция усиливала гарантию прав суверенных республик. Конституция закрепила широкие права за депутатами Советов, являвшихся «полномочными представителями народа в Советах народных депутатов».

28. ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ В ГОДЫ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ были созданы специальные чрезвычайные органы с особыми полномочиями. их создание не было предусмотрено Конституцией СССР; их полномочия были выше, чем у конституционных органов власти и управления. Становилась необходимость всей власти в одних руках, где бы не было разделения на партийные, государственные и военные органы, где быстро и авторитетно решались бы любые вопросы управления. Таким органом и стал Государственный Комитет Обороны (ГКО), созданный совместным постановлением Президиума Верховного Совета СССР, ЦК ВКП(б) и СНК СССР 30 июня 1941 г. Возглавил ГКО Сталин. 17 сентября 1941 г. ГКО издал постановление «О всеобщем обязательном обучении военному делу граждан СССР»,по которому с 1 октября 1941 г. вводилось обязательное военное обучение всех граждан СССР мужского пола от 16 до 50 лет. Организация этого обучения была возложена на Наркомат обороны и его органы на местах. В составе Наркомата обороны было образовано Управление всеобщего военного обучения (Всеобуч).Постановления Государственного Комитета Обороны имели силу законов военного времени. Все организации– партийные, советские, хозяйственные, общественные – обязаны были неукоснительно выполнять любые постановления и распоряжения ГКО. Комитет обходился небольшим собственным аппаратом управления. Руководство он осуществлял через партийные и советские структуры власти. В прифронтовых местностях решением ГКО создавались областные и городские комитеты обороны, которые объединяли партийную, советскую и военную власть в регионе.В июле 1942 года Политбюро и ГКО был образован Транспортный комитет мобилизовал ресурсы железнодорожников, водников, авиаторов страны, обеспечивал взаимодействие всех звеньев транспортной системы. В состав Транспортного комитета входили наркомы путей сообщения, морского и речного флота,представители Наркомата обороны. Для руководства военными действиями была создана Ставка Главного Командования.10 июля 1941 г. она была преобразована в Ставку Верховного Главнокомандования. Ставка должна была осуществлять стратегическое руководство вооруженными силами страны. Возглавил этот орган и был назначен Главнокомандующим Вооруженными Силами СССР Сталин.30 мая 1942 г. ГКО принял Постановление «О создании при Ставке Верховного Главного Командования Центрального штаба партизанского движения». В республиках, краях и областях были созданы соответствующие штабы, руководившие партизанским движением. Чрезвычайные органы власти и управления создавались и для решения конкретных, возникших в связи с войной задач. Условия военного времени продиктовали создание новых органов управления. 2 ноября 1942 г. Президиум Верховного Совета СССР образовал Чрезвычайную государственную комиссию по установлению и расследованию злодеяний, совершенных немецко-фашистскими захватчиками, и определению нанесенного ими ущерба гражданам, колхозамосударственным учреждениям СССР. На эту комиссию был возложен сбор документальных данных о злодеяниях, их проверка, подготовка материалов об ущербе, причиненном советским гражданам в период оккупации. Аналогичные комиссии были созданы в республиках, краях, областях, городах. Создание чрезвычайных органов управления не снимало ответственности с традиционных звеньев руководства. От них требовались не только исполнительность, но и инициативность и полная отдача сил. Органы государственного управления, как и вся страна,работали в режиме чрезвычайного положения

29. За всю историю человечества ни одна страна не понесла такой урон в результате военных действий. Советский Союз потерял около 30% национального богатства и десятки миллионов человек.Государство наделяло колхозников семенным фондом.. Наиболее тяжело отразилась война на трудовых ресурсах: число рабочих и служащих снизилось на 5,3 млн. человек, в том числе в промышленности — на 2,4 млн., в сельской местности количество трудоспособного населения уменьшилось на 1/3, трудоспособных мужчин — на 60%1.К экономическим проблемам СССР добавились и внешнеполитические. Уже в начале 1946 г. бывшие союзники по антигитлеровской коалиции находились в состоянии “холодной войны”. Советский Союз был лишен внешнеэкономической помощи и в восстановлении разрушенного войной хозяйства должен был опираться на собственные силы.В марте 1946 г. на сессии Верховного Совета СССР был утвержден пятилетний план восстановления и развития народного хозяйства на 1946—1950 гг. Основная его задача — восстановить пострадавшие от войны районы страны, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти его. Пятилетний план был нацелен на быстрейшее восстановление районов, пострадавших от фашистской оккупации, включение имеющихся в них природных, производственных и людских ресурсов в экономический потенциал государства.Для осуществления предусмотренных пятилетним планом работ по восстановлению и развитию народного хозяйства необходим был значительный объем капитальных вложений. Финансирование капитальных вложений требовало значительных финансовых ресурсов. Вводимые в эксплуатацию восстановленные предприятия нужно было наделить необходимыми оборотными средствами. Осуществление социально-культурных мероприятий также требовало увеличения бюджетных ассигнований.Увеличилась доля промышленности в производстве совокупного общественного продукта. Важнейшими факторами роста национального дохода были увеличение производительности труда, существенная экономия в расходовании всех ресурсов на единицу продукции.Укреплению финансовой системы в послевоенные годы способствовала и денежная реформа 1947 г. В годы войны в результате огромных военных расходов и дефицита государственного бюджета государство вынуждено было прибегнуть к денежной эмиссии. Кроме того, на временно оккупированных территориях фашисты в целях подрыва экономики СССР пустили в оборот значительное количество фальшивых денег. Все это привело к тому, что после войны в обращении имелась денежная масса, в 3,8 раза превышающая довоенную и значительно превышающая потребности народного хозяйства, вследствие чего покупательная способность рубля снизилась.Для развития хозрасчета, укрепления товарно-денежных отношений в народном хозяйстве, восстановления полноценности советского рубля, повышения роли денег необходимо было изъять из обращения излишек денежной массы. Одновременно с денежной реформой была отменена карточная система. Восстановление отраслей народного хозяйства сдерживалось трудностями, которые испытывало народное хозяйство в послевоенные годы. В их числе нехватка трудовых ресурсов, строительных материалов, оборудования, сырья.Отличительной чертой послевоенного периода было сочетание восстановительных работ с новым строительством промышленных предприятийВойна нанесла тяжелейший урон сельскому хозяйству. После Великой Отечественной войны уровень сельскохозяйственного производства по Перед государством со всей остротой встала задача планомерного преобразования природы засушливых районов страны, с тем чтобы снизить зависимость сельскохозяйственного производства от погодных условий. Созданные более 40 лет назад лесонасаждения и сегодня защищают около 25 млн. га сельскохозяйственных угодий и являются примером мирного приложения человеческих сил и мудрого отношения к земле и природе.Таким образом, за годы первой послевоенной пятилетки в результате восстановления промышленного и сельскохозяйственного производства, быстро проведенной конверсии военного производства объем промышленной продукции по сравнению с 1940 г. возрос на 73%, капитальные вложения — в три раза, производительность труда — на 37%, а произведенный национальный доход — на 64%.

30“Перестройка” неразрывно связана с именем М.С. Горбачева, по инициативе которого была предпринята попытка реформировать советское общество в рамках социалистической системы. Перестроечный процесс, протекавший с весны 1985 г. по конец 1991 г., прошел три основных этапа.Первый этап — март 1985-1986 г. — ознаменовался реконструкцией отстававших по уровню технологии от Запада промышленных отраслей. Внедрение новых технологий, расширение прав предприятий и повышение трудовой дисциплины. Однако в условиях затратно-директивной экономики дополнительные капиталовложения в машиностроение не дали ожидаемых результатов. Неэффективными оказались меры по созданию госприемки для ужесточения контроля над качеством выпускаемой продукции. Падение мировых цен на нефть лишило СССР возможности закупать на Западе современное оборудование. Попытки расширения самостоятельности предприятий столкнулись с сопротивлением министерских чиновников, а антиалкогольная кампания 1985-1987 гг. почти не повлияла на укрепление дисциплины, однако серьезно ударила по госбюджету. С 1987 г. началось падение уровня производства почти по всем показателям. Новые кооператоры наживались на перепродаже дефицитных товаров из государственной торговой сети, а жизненный уровень остальных слоев населения стал резко падать.Начало второго периода “перестройки” (1987-1988), связано с январским (1987) Пленумом ЦК КПСС. На нем М.С. Горбачев изложил новую идеологию и стратегию реформ. Главными преобразовательными лозунгами были выдвинуты “гласность” и “демократизация”, а в основу реформаторской стратегии положена идея соединения социализма с демократией. Благодаря “гласности” и разрешенному “плюрализму” мнений началась переоценка ценностей в общественном сознании. в высших эшелонах партийного аппарата произошел раскол. В экономике была предпринята попытка осуществления реформ. Поле деятельности командно-директивных механизмов хозяйствования ограничили госзаказом. Однако это не привело к заметным улучшениям. Продолжалось нарастание товарного дефицита и падение жизненного уровня населения. В декабре 1988 г. Верховный Совет СССР, исполняя решение XIX партийной конференции, внес изменения в Конституцию СССР по реформе политической системы, был принят новый порядок выборов. Высшим органом власти провозглашался Съезд народных депутатов СССР, из состава которого формировался двухпалатный постоянно действующий парламент — Верховный Совет. На I Съезде впервые развернулась открытая борьба за национальный суверенитет, которую возглавили прибалтийские депутаты. В эту борьбу активно включилась и Российская Федерация, что привело к политическому кризису 1990 года.“Перестройка”, планировавшаяся ее авторами как реформы сверху в рамках социализма, вышла из-под партийного контроля. Активность “низов” проявилась сначала в виде этнических конфликтов в национальных республиках. На этом фоне продолжалось ухудшение экономического состояния страны, как следствие — резко упал уровень жизни и рождаемости. Со второй половины 1989 г. в СССР нарастала социальная напряженность. Социальное недовольство подпитывалось товарным дефицитом на сахар, мыло, стиральный порошок, чай, табачные изделия и др. В январе 1990 г. в Ленинграде и некоторых других городах были введены карточки на продукты первой необходимости. Отмена государственной монополии на внешнюю торговлю привела к созданию множества совместных предприятий, владельцы которых, большей частью представители коммунистической номенклатуры, сколачивали состояния, вывозя за рубеж природные богатства, полуфабрикаты цветных металлов, стратегическое сырье.Летом 1990 г. в стране были разрешены частная собственность и приватизация (приобретение собственности в частное владение). Разрабатывались различные программы перехода к рыночной экономике. предлагала передать промышленные и торговые предприятия в частную собственность, изменить финансовую политику, ввести свободные цены на рынке с индексацией зарплаты, пенсий, выплат. Руководство страны пошло по затяжному пути, постепенно повышались цены.В марте 1990 г. на III Съезде народных депутатов СССР М.С. Горбачев был избран президентом Советского Союза. В этом же месяце прошли выборы делегатов на Съезд народных депутатов РСФСР и в российский Верховный Совет. 16 мая 1990 г. начал работу I Съезд народных депутатов РСФСР. После продолжительной борьбы председателем Верховного Совета РСФСР был избран Б.Н. Ельцин, а РИ. Хасбулатов стал его заместителем. 12 июня 1990 г. съезд принял Декларацию “О государственном суверенитете РСФСР”. Согласно этому документу, властные полномочия перемещались из центральных в республиканские органы, т. е. от Горбачева к Ельцину. Борьба между этими лидерами во многом определяла ситуацию до декабря 1991 г.Этапными на пути распада Советского Союза явились события в Тбилиси в апреле 1989 г., в Баку в январе 1990 г. и в Вильнюсе в январе 1991 г., где в ходе столкновений населения с войсками пролилась кровь. Руководство суверенной РСФСР встало на сторону противников Кремля, конфронтация с союзным центром еще более усилилась. Прошли массовые митинги протеста против использования вооруженных сил для подавления народных выступлений, начался массовый выход из рядов КПСС. Республики, минуя центр, стали заключать между собой двусторонние соглашения. Это осложнило подготовку нового Союзного договора. 17 марта 1991 г. состоялся общенародный референдум по вопросу о сохранении обновленного Союза. 76,4 % участвовавших высказались “за” Союз. На вопрос о необходимости введения в России поста президента “да” ответили 70 % голосовавших. Однако итоги референдума не сняли напряженности в стране, экономическая ситуация продолжала ухудшаться. В Москве же главное внимание уделялось политическим проблемам. III Съезд народных депутатов РСФСР назначил выборы российского президента на 12 июня 1991 г. Выборы состоялись в срок и закончились убедительной победой Б.Н. Ельцина.19 августа 1991 г., за день до намеченного подписания Союзного договора, была предпринята попытка государственного переворота (путча). Инициаторы путча — группа высших должностных лиц союзного руководства объявили о создании Государственного комитета по чрезвычайному положению (ГКЧП), по приказу которого в Москву были введены войска. Противоборствующие им демократические силы объединились вокруг российского президента. На сторону Ельцина перешла часть введенных в столицу воинских подразделений. Противостояние длилось два дня и закончилось арестом членов ГКЧП. Путч стал сигналом для остальных союзных республик к отделению. К 1992 г. в результате “перестройки” в экономике произошло резкое снижение уровня промышленного производства и рост инфляции, которая негативно отразилась на жизненном уровне населения. Расширение самостоятельности предприятий, ликвидация государственной монополии на внешнеэкономическую деятельность, привлечение иностранного капитала и другие хозяйственные реформы практически не дали положительных результатов.Во внешней политике был совершен кардинальный поворот к сотрудничеству с Западом. С 1985 г. СССР перешел к новому политическому мышлению: отказу от конфронтации двух систем и сотрудничеству в решении глобальных проблем человечества. Внешнеполитические инициативы реализовывал тогдашний министр иностранных дел СССР Э.А. Шеварднадзе.Изменение внешнеполитического курса во многом было связано со стремлением сократить непосильные военные расходы и получить за границей долгосрочные кредиты. Была прекращена советская интервенция в Афганистане, вывод советских войск начался 15 мая 1988 г. Нормализовались отношения с Китаем. Коренным образом изменилась ситуация в Восточной Европе, откуда также были выведены советские войска. В мае 1990 г. произошло объединение Германии. К началу 90-х годов прекратилась “холодная война”, изменилась обстановка в мире. Распалась мировая социалистическая система, перестали существовать такие организации, как Варшавский договор (апрель 1991), Совет Экономической Взаимопомощи (июнь 1991). Изменение сфер влияния в Европе и мире привело к тому, что “железный занавес” окончательно рухнул.Политическая ситуация внутри страны изменилась в сторону демократии. Было ликвидировано всевластие КПСС, введена многопартийность. Советы превратились в полноправные властные органы. Главными достижениями “перестройки” стали свобода слова и гласность. Стремление руководства республик к независимости привело к распаду Советского Союза.

31. Статья 3 Конституции Российской Федерации гласит, что носителем суверенитета и единственным источником власти в Российской Федерации является её многонациональный народ. Народ осуществляет свою власть непосредственно, а также через органы государственной власти и органы местного самоуправления. Никто не может присваивать власть в Российской Федерации. Захват власти или присвоение властных полномочий преследуются по федеральному закону. Социальное государствоСогласно ст. 7 Конституции Российская Федерация — социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.Светское государство :В ст. 14 Россия обозначена как светское государство, то есть никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной, а религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом.Политическое и идеологическое многообразие:Статьёй 13 Конституции установлено, что в России признаются политическое и идеологическое многообразие, многопартийность, равенство общественных объединений перед законом. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Запрещается создание и деятельность общественных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, создание вооружённых формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.Форма правления Российская ФедерацияРоссия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.По конституции баланс исполнительной и законодательной властей выстроен так, что Россия определяется как смешанная республика (также такую форму правления можно обозначить как президентско-парламентскую, полупарламентскую или полупрезидентскую республику), сочетая в себе черты президентского и парламентского республиканского правления. Государственная власть :Статья 10 Конституции устанавливает, что государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. Тем самым конституционно закреплено признание принципа разделения властей.В статье 11 Конституции России в качестве субъектов осуществления государственной власти указаны:

Президент Российской Федерации,

Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума),

Правительство Российской Федерации,

Суды Российской Федерации.

Отдельно подчёркивается, что государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти. Причём разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации осуществляется Конституцией России, Федеративным и иными договорами о разграничении предметов ведения и полномочий.Согласно ст. 12 органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Однако они в пределах своих полномочий самостоятельны, а в Российской Федерации признаётся и гарантируется местное самоуправление

32.

При вступлении вновь избранного Президента России в должность Знак Президента России возлагается на него как главу государства на период его полномочий Председателем Совета Федерации Федерального Собрания России. На оборотной стороне звеньев цепи знака золотыми буквами выгравированы фамилия, имя, отчество Президента России и год его вступления в должность. После принесения присяги Президентом России Знак хранится в резиденции Президента в Московском Кремле.

Государственный гимн Российской Федерации исполняется во время торжественных церемоний и иных мероприятий, проводимых государственными органами. При публичном исполнении гимна присутствующие выслушивают его стоя, мужчины — без головных уборов. Гимн транслируется государственными телерадиокомпаниями: в новогоднюю ночь после боя часов, отмечающего наступление нового года; перед эфиром первой телепрограммы в дни государственных праздников

Государственный флаг РФ представляет собой прямоугольное полотнище из трех равновеликих горизонтальных полос: верхней — белого, средней — синего и нижней — красного цвета. В настоящее время чаще всего используется следующая трактовка значений цветов флага России: белый цвет означает мир, чистоту, непорочность, совершенство; синий — цвет веры и верности, постоянства; красный цвет символизирует энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество

Рисунок орла восходит к изображениям на памятниках эпохи Петра I. Это один из древних символов борьбы добра со злом, света с тьмой, защиты Отечества. Восстановление двуглавого орла как Государственного герба России олицетворяет неразрывность и преемственность отечественной истории. Сегодняшний герб России — это новый герб, но его составные части традиционны; он и отражает разные этапы отечественной истории, и продолжает их в третьем тысячелетии.

Предыдущий:

Следующий: