история 21.04


Арабский халиват

————————————————————————————-

Шиитская концепция власти — согласно шиитской концепции власти глава- представитель рода мухамеда, который свою очередь является посланником бога о земле. К тому же представитель этого рода должен быть самым авторитетным религиозным лидером, т.е эталой. Глава гос-ва не изберается, он назначается. Последний из 4-х Алихов, был представителем рода мухамеда и он считал, что власть первых двух Алидов незаконна. Между сторонниками али и омиадами, по вопросу верховнй власти, начал совоуроженный конфликт, которая совершилась победой омиадов. Одержал целый ряд побд над омиадами, Али согласился на предложение Омиадов, что бы их спор разрешил суд, т.к не боже убивать друг -друга, но суд неожиданно вынес решение в пользу омиадов. Возмущенные сторонники али раскололись на две части: на сторонников али и хараджиков, хараджитов в последствии убили али.

Общественный строй. Арабский халифат состоял из светских духовных феодалов, торговцев, ремеслеников, рабов, кочевников. Четкого деления между сословиями не было. Деление по критерию религиозной принадлежности. Население делилось на мусульман и не мусульман. Не мусульмане были не ограничены в целом ряде прав. Они не могли занимать высшие посты гос-ва. Они были ограничены в наследственных правах, в семейно-брачных правах, они плати дополнительный налог, налог за покровительство, мусульманской общины, на не мусульманской. Хотя завоеванные народы могли сохранить свою религию.

Гос. строй Глава гос-ва Халиф янд. Высшим должностным лицом гос-ва. Он командовал чиновничьим аппаратом. Ему подчинялись такие ведомства как диван военный, диван финансов, общественных работ. Важную роль играли суды. Первоначально верховным судом являлся глава гос-ва. Халифы назначали судей, которых они ограничивали определенным кругом дел, и деятельность которых они ограничивали. Самый распрастраненый суд кадий. Кади назначался из числа знающих Каран и сумму, кадий рассматривали как уголовный , так и гражданские дела. Свои деятельности они могли пользоваться советами ученных богословов, т.е мучтакедов. Кади кроме этого осуществляли надзор за доверительной собственностью, контролировали опекунов. И выполняли другие функции. В период правлении, династии амиадов, появляется должность верховного судьи. Его назначает халиф. Халиф определяет круг вопросов. Кроме этого верховный судья подбирает всех судей и прежде всего императа- провинции халивати. В 14 веке появилось ведомство жалоб, в качестве суд. инстанции, в этом ведомстве рассматривается по всем жалобам. Армия первоначально состояла из ополчений, но с течение времени широкое распространение получила широкая армия. Которая играла важную роль в политической жизни страны, смещая с поста халифа неугодных армии лиц.

Управление в провинции. На местниках провинциях назначал личн халиф, ну Эмири уже самостоятельно формировали органы власти, глава губернии.



Характеристика мусульманского права

В отношении мус. права используется три понятия: 1. Ширят2. Фиг 3. Мус.право

В самом общем виде шаирят – это религиозное право, в основе которого Каран исунна. Фит – это светское право-право юристов. Нормой Фикка создаются богословами, при помощи корона исунны, при помощи рациональных методов права, таких как иджма- согласованное мнение ученных богослов, рай- самостоятельное суждение.

Источники мусульманского права.

Четырьмя основополагающими источниками являются: каран, сумма, ичма, тияс. Каран- священная книга мусульман, представляет собой запись, откравения мухамеда, бога, через оркангела мухамеда. Каран был составлен 18 лет после смерти мухамеда. Составлением карана занимался секретарь мухамеда за ибунсабит. Каран подразделяется на 114 глав, которые свою очередь, которые свою очередь подразделяются на аяты, на стихи, каждая сура содержит от трех до 286-ти при этом первых сурах, насчитывается самое большое кол-во аятов, всего каран насчитывает 6тыс.225 аятов. Из них 500 аятов посвящены вопросам права. Все Аят можно подразделить на группы. Первая группа посвящена религиозной дагматике, вторая группа посвящена религиозной этике, третья-практическим предписаниям: на две подгруппы делится. Первая из них регулирует вопросы культа ибода, а вторая – регулирует отношения между конфессиями. Предписание последней категории включает следующие виды норм: Личный статус- отношения дарения, благотворительную собственность, в том числе и правовой статус личности. Личному статусу каране посвящено 70 аятов. Гражданские правоотношения- сделки, обязательства, посвящено 70 аятов. Делитные правонарушениям. 30 аятов. Эти нормы предусмартивают на защиту личности. Процессуальные нормы, которые определяют порядок судопроизводства. Нормы гос. И администр. Права. Последняя группа посвящена вопросам налогов и сборов.

Сунна- это придание, традиции от мухамедов. Сунна представляет собой высказывание от Мухамеда от карана, а так же его поступки. Сунна состоит из отдельных приданий, т.е от кадиссов. Шииты приданиями называют не хадисы, а отбары. Через сто лет после смерти мухамеда были созданы первые сборники приданий. Они насчитывали от нескольких тысеч до 150 и даже миллиона приданий. Такое большое различие говорит о том, что не все придания достоверные, т.е автром не всех приданий является мухамед. Поэтому возникла проблема проверки достоверности приданий. Наиболее достоверным собранием является сунна ученного богослова Альбухари. К сунне обращается в тех случаях, когда не могут найти ответ по спорному вопросу в Каране. С течением времени для разрешения правовых споров недостаточным становится нормой и в каране и в сунне, поэтому появился еще один источник иджма – согласованное мнение первоначально, а в последствии ученных богословов по вопросу неурелигулированному карану и сунне. Например предметом иджмы может стать вопрос о степени достоверности того или иного хадисса. Еще одним источником мусульманского правва является киа. Киа предполагает рассмотрение судебных спорах по образцу осмотрение аналогичных дел в прошлом. Преимущество аналогии в том, что из множества прицидентов можно выбирать для конкретного дела Среди второстепенных источников следует упомянут обычное право, но к обычному праву предъявляется требование, должна применятся всеми не менее 30-40 лет.2. норма обычая не должна противоречит духу ислама. Фетва- юридическое заключение авторитетных ученных богословов, например- шелькуль исламов, по важным по мусульманской общины вопросов.



Законы хамумы. Школы права- маскабы. Школы права появились связи с тем, что в различных регионах арабского хамилифата появились свои толкователи карана и сунны, разрешали правовые споры, и вокруг их формировались школы мус. Права, таких школ в 9-10 веках насчитывалось 50. Но в последствии в рзультате поглащения более авторитетными, менее авторитными осталось 4 школы масхадо. Ханофитская, маликитская, хонбалитская, шофеитская. Свое название получили от имени основателей школы. Основополагающие принципа мус.права признают все школы, расходятся они по вопросу источников права и по вопросу принципов и методов права. Основателем канофитской школы был Абуханифа699-767 гг. Ханафитская школа права является более либеральной, она признает в качестве источников права как каран так и .. Такие методы как ичмонтиас. Широкое использование обычного права. Допускает такие методы как решение ради пользы. Ханафитская школа права является основной в многих мус.странах. Моликитская школа права, она основана в Мединии Малик Иден Анас(713-795гг.) Особенность в том, что признавая в качестве источников права каран и суну , она широко использовала такие методы как тиас , иджму, принцип неизменности состояния, разрешенного и запретного, решения ради общей пользы и многие другие.

Шофитская школа- асшофии(767-820гг. Признавая основополагающие источники приоритет отдавали приданию. Шофеиды сутверждали , что шоофиды могут без сущестования, а каран нет. Первая концепция мус.права, теория корней- эта теория включала 4 источника каран сумму.

Ханболиты-основатель ахматонбал, особенность этой школы в том, что в качестве источников признавали только слово бога, каран и сунну. Сунну считали так же божественным источником, потому что все действия, высказывания, были вдохнованы и использованы Богом. Кроме Карана и Сунны они допускали возможность использовать Ижму.

Швитские школы права- зедитская, джафаритская, искоашоритская.



Гражданское право- вещное прао. Главным институтом право собственности. 1. Гос.собственность2. частная собственнст.3. Икта- земельные наделы, которые давали войам за службу.4. Ваф- это благотворительная собственность, которая учреждалась для пробоганды религии и для благотворительных целей, структура вафма подобна структуре..учредителя, выгода приобретателей… Особенность Вакма в том, что после учреждения вакма, учредитель больше не является, учредитель- Бог. Неочуждаемость Вакма- нельзя подарить… Бесрочный характер вакма.

Семейно-брачные отношения. Брак представляет собой сделку между родителями брачующихся при этом невеста выступает не субъектом, а предмет сделки. Полигамия. Каран разрешает правомерному мусульманину одновременно состоять в законном браке 4-мя женщинами. Наложницы не берутся в расчет. Возраст- низних границ нет для границ женского пола, но известно что мухамд женился на Айхе которой было 6 лет. Браку предшествует помолвка, в ходе которой сторона жениха дарит платье, дарит подарки , договаривается о основных параметрах барачного контракта. Брачный контракт подписывается двумя свидетелями, он требует согласия не только родителей, но и брачующих. Главными положениями брачного контракта являются содержание. Брачный выкуп , который трансформировлся придание по карану должен быть не меньше 10-ти золотых монет. Приданое делится на срочное и отложенное. Срочное придание выплачивается в день заключения брачного контракта, а отложенное в благородное дело, или в случае смерти мужа. Содержание представляет собой имущество или деньги, который должен выплачивать муж жене. Содержание: питание, , одежда. Размер содержания определяется в зависимости от материального положения мужа. Не выплата содержания дает право жене требовать развода.

Объязанности супругов. Муж обязан покровительтво жене, материальным обеспечением, уважением, тогда как жена обязана подчиняться мужу, быть верной ему.

Расторжение брака. Брак прекращается связи со смертью одного из супругов.2. по средствам развода при помощи формулы талакт, правом талакт обладает только муж, формулу талакта произносят один, два, три раза. Если формула произнесена трижды, то такая формула .. период ожидания, он длится 4 месяца и 10 дней, это время супруги живут раздельно, жена находится в доме мужа. Цель: выяснить беременна женщина или нет, что бы соблюдать трау. Она покидает дом мужа и может идти другому.3. Лиан- развод по средствам взаимном проклятии. Жена дает клятву, что при любодеянии не было . Суд разводит супругов навсегда, они не могут заключит бр.контракт.4.по взаимному согласию. Брак прекращен если находились запрещенном браке в степени родства.

Наследование. Мус.право наследования- это переход отчищенной от .. от наследодателя наследников. Только права, но не обязанности. Сначала выплачиваю расходы на похороны, затем отдают долги, потом если было завещание выделяют долю наследства на завещание и после этого очищенную от оброменения делят … наследство переходит дощикам, перечень дощиков содержится в каране, каждый из них имеет определенную долю. Доли могут увеличиваться или уменьшатся в зависимости от состава наследников. После дощика к наследованию призывается кровные родственики по мужской линии. И лишь после этого по женской линии.

Уголовное право. Уг.право знает три категории преступлений. 1. Хат- преступление против бога и мусульманской общины. Кража, грабеж, вероотступничество, употребление спирт. напитков. За каждое из видов преступлений есть наказание. 2. Кисас- возмездие убийство и члено вредительные преступления. наказания: компенсанция виде 100 верблюдов, прощение, членовредительные преступления- талион или штрафы.3. Тазир—наказание назначается по усмотрению судьи от смертной казни до штрафа




Предыдущий:

Следующий: