истор соц.раб. ответы на экзамен

1. Предметом изучения курса является процесс зарождения,становления и развития основных этапов, факторов системы государственной, церковной, общественной и частной благотворительности.

Основные задачи курса1. Определение и изучение основных этапов возникновения, становления и эволюции социальной педагогики и социальной работы от форм благотворительности и элементов социально-педагогических исследований до профессионального вида деятельности и отдельной области знаний.2. Осуществление периодизации истории социальной работы.3. Установление путей интеграции социальной работы.4. Формирование критического отношения к социальным достижений прошлого. Обоснование самых рациональных путей дальнейшего развития систем социального воспитания и социальной защиты населения.5. Анализ развития общественной мысли. Идеологии по отношению к социальной помощи и поддержки, которые заложены в основу соответствующих законодательных актов каждой эпохи.В современной литературе выделяют пять периодов в истории социальной работы за рубежом :1. Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. — пер-вой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств).2. Филантропический период (приблизительно до V вв. н. э.).3. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (до началаXVI в.).4. Период государственной благотворительности (до рубежа Х1Х-ХХ вв.).5. Период социальной работы (продолжающий настоящее время).В России периодизация истории социальной работы имеет свою специфику и выглядит следующим образом:Архаический период (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. помощь членам своей общины. Период общественной (общинной, церковной) благотворительности (Х — начало XVI вв.). Характеризуется отсутствием государственной системы социальной помощи населению. Преобладание церковной благотворительности. Самая распространенная форма помощи — подача милостыни. Период церковно-государственной благотворительности (ХVI — XVII вв.). Постепенно начинает формироваться первые закрытые учреждения, закладывается регламентация работы с нищим.Период государственной благотворительности (ХVIII — начало XX вв.). Система государственной благотворительности закладывается в период царствования Петра 1. Во второй половине 18 века забота о социально незащищенных категориях населения была признана непременной обязанностью государства. Повышению общественной активности граждан способствовало также принятое в 1785 году «Городовое положение». Оно учреждало такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны были проявить заботу о нетрудоспособных представителях своего класса. бурный рост капитализма обуславливает развитие благотворительности купцов и предпринимателей. Бурный рост благотворительных побуждений. Период социального планирования (1917—1991). Происходит реформирование системы призрения. Министерство социального обеспечения проводило централизованную политику в области пенсионного обеспечения, поддержки инвалидов, одиноких и многодетных матерей, детей, не имеющих родителей. В этот период считалось, что в стране не ни тунеядцев, ни нищих. Период социальной работы (с 1990-х гг.). Разрушение устоявшихся социально — экономических связей, либерализация цен, безработица приводят к обострению социальных проблем.

2. БЛАГО, в философии — то, что заключает в себе определенный положительный смысл. «Высшее благо» (термин введен Аристотелем, лат. summum bonum) — то, в зависимости от чего в философских учениях определялась соотносительная ценность всех других благ: блаженство, «эвдемония» в древнегреческой этике, Единое — у Платона и в неоплатонизме, бог в средневековой схоластике. С кон. 19 в. понятие благо вытесняется понятием ценности. В более узком смысле благо в этике — синоним добра. Добро и зло – наиболее общие формы моральной оценки, разграничивающие нравственное и безнравственное. Добро – категория этики, объединяющая все, имеющее положительное нравственное значение, отвечающее требованиям нравственности, служащее отграничению нравственного от безнравственного, противостоящего злу. МИЛОСЕРДИЕ — одна из важнейших христианских добродетелей, исполняемых посредством дел милостей телесных и милостей духовных. В XI в. милостыня милосердие, сострадание, сочувствие, подаяние; милость милосердие, сострадание, сочувствие; благосклонность, особое расположение, любовь; милование сострадание, сочувствие, милосердие, прощение, снисхождение; миловати поддерживать, помогать. В XII в. милостыня благотворение, добрые дела; милость милостыня, подаяние; плата, жалованье.; милование готовность помочь, оказание милости; миление сострадание. В XIII в. милость прощение, снисхождение; милование благосклонность, любовь.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ — впервые встречается у Н. Н. Карамзина. Однако активное его использование осуществляется во второй половине XIX столетия, когда развивается теоретическая мысль в области социальной поддержки и защиты. Под Б. понимали проявление сострадания к ближнему, негосударственную форму помощи нуждающимся. В XX веке до 90-х годов данное понятия интерпретируется в отечественной научной литературе как форма классового манипулирования общественным сознанием в капиталистическом обществе; сегодня под благотворительностью понимается некоммерческая деятельность, направленная на оказание помощи нуждающимся.

БЛАГОТВОРИТЕЛЬНОСТЬ, филантропия (от греч. philanthropia-человеколюбие), организованная, нередко институционализированная и, как правило, негос. деятельность, направленная на оказание помощи (в первую очередь материальной) нуждающимся людям. Обычно отношения Б. характерны между людьми, или не связанными родств. или иными жёсткими узами, к-рые предполагают взаимопомощь и поддержку, или различающимися по социальному и материальному положению. Б. свершается людьми, признающими общегуманистич. идеи любви к ближнему.

3, Архаический период благотворительности (до образования в конце III тыс. — пер-вой половине II тыс. до н.э. первых рабовладельческих государств). Архаический период в России (до образования Киевского княжества и крещения Руси в IX-X вв.).Родоплеменные и общинные формы помощи и взаимопомощи у славян до Х в. помощь членам своей общины. Самыми распространенными формами помощи бедным односельчанам являлось кормление по домам (призреваемые находились целые сутки в одном доме, переходя наследующие в другой) и подаяние милостыни (но в деревнях денег было мало и подавали чаше всего едой и одеждой). Формы помощи в славянских общинах складывались под влиянием языческого мифологического сознания древнейших славян, сохранения общинной системы землевладения, пережитков в семейно-бытовой сфере и т. д.Выделяет следующие основные формы защиты и поддержки в древнейших славянских обществах:

культовые формы поддержки с различными сакральными атрибутами;

общественно-родовые формы помощи и защиты в рамках рода, семьи, населения;хозяйственные формы помощи и взаимопомощи.

Основные формы социальной помощи в архаический период

В основном помощь оказывалась: нищим, калекам, сумасшедшим (во времена христианства – блаженные богоугодные люди), дети-сиротам, вдовам, пожилым, престарелым.

Формы помощи —

1.жертвования, подаяния в день праздников и похорон в пользу неимущих

2.раздел имущества покойного в пользу вдовы

3.«приймачество» — вид усыновления в архаический период

4.Инфантицид: отправление на тот свет престарелых и детей

5.Общее ведение работ – посев уборка урожая, помощь в постройке дома – «помочи»,

6.«толоки» — совместные перевозки,

7.«наряды миром» — если взрослые болели – соседи помогали вести дом хозяйство

8.Выделение земельных участков вдовам и старикам

9.«Супряга» — совместное использование рабочего скота

4. У древних египтян существовало представление о милосердии как бескорыстии и вспомоществовании нуждающимся. В древнекитайской цивилизации любовь к ближнему, взаимоуважение и поддержка были одними из важнейших нравственных заповедей. Это входило у древних китайцев в понятия «гуманность», «справедливости и долга». Они входили в китайскую этическую систему «пяти постоянств», разработанную Конфуцием и обозначающую отношения между ближними: «отцовская любовь, сыновняя почтительность, дружественное отношение старшего брата к младшему, почтительное отношение младшего брата к старшему, согласие между супругами». Традиции милосердия, гуманного отношения к ближнему, сострадания были присущидуховной культуре древней Индии. В гимнах «Ригведы» имеются такие слова: «Богатства подающего не уменьшаются… Тому, кто имея пищу, пожалеет се для слабого, просящего подаяния, кто не внемлет страждущему, пришедшему к нему (за помощью), и кто занимается (только своими собственными удовольствиями) перед лицом страждущего, — тому человеку не будет утешения». Добродетель — это повиновение закону божию, включающее в себя любовь к человеку. В религиозных книгах древних индийцев можно встретить высказывания: “Будь благосклонен ко всем живым существам, радуйся при виде добродетели, сострадай и сочувствуй страдающим, будь терпим к праздным и ведущим себя дурно”. Позднее стали появляться правовые документы регулирующие социальное взаимодействие – самый известный из этих документов «Законы Ману». В них описывалось формы брака,механизмы усыновления, особенности наследования имущества (исключались из числа наследников дети, слабоумные, бедные и больные).

5, Идеи милосердия, взаимоподдержки, благотворительной деятельности получили свое развитие в духовной культуре античного мира. В древней Греции считалось долгом поддерживать бедных, потому что эти нуждающиеся состояли в родстве или были так называемыми клиентами тех семейств, предки которых были основателями города-государства. Именно в древнегреческих полисных государствах были заложены основы государственного регулирования благотворительности и призрения. Уже в героический период в силу религиозных верований чужестранцы и нищие считались находящимися под особым покровительством Зевса. Кроме того, предполагалось, что сами боги зачастую странствуют по земле под видом людей. Поэтому прибывшего гостя радушно встречали, подавали воду для омовения рук и ног, угощали и только потом спрашивали, кто он, откуда и зачем приехал; при отъезде давали ему хорошие подарки. К нищим также проявляли сострадание, давали милостыню, приют, иногда одежду и обувь, приглашали к участию в пиршествах. Впоследствии в Коринфе и Афинах возникают первые общественные гостиницы для приезжих, существовавшие на государственный счет. Размещение в гостинице не требовало денег, но о собственном пропитании приезжий должен был заботиться сам. Поддержка бедных была одной из важнейших забот в греческих городах-полисах. Часто устраивались раздачи неимущим гражданам припасов и денег. В Древней Греции особое внимание уделялось уходу за больными в так называемых «ятрейях». В то же время принимались меры для призрения военных инвалидов, которые вместе с семейством содержались за счет государства. Солону (640/635-559 гг. до н. э.) приписывается закон, согласно которому все граждане, изувеченные на войне, содержались за счет государства. Позднее это постановление было распространено на всех неспособных к труду неимущих. Размер пособия (1-2 обола в день) назначался народным собранием, а права “пенсионеров” определялись советом собрания. Периодически они были обязаны являться в совет для освидетельствования, под угрозой лишения пенсии. Сыновья воинов, убитых на войне, также воспитывались на государственный счет до своего совершеннолетия, а затем получали от государства полное вооружение. Иногда в неурожайные годы голодающим оказывалась помощь в виде даровой раздачи или дешевой продажи хлеба, закупленного казной.

6, Проблема организации социальной помощи стояла и перед правителями древнего Рима. Пытаясь обеспечить порядок в государстве филантропическим путем Август учредил специальные должности чиновников, отвечавших за организацию общественных работ, за распределение хлеба среди народа; при Клавдии появляются чиновники, отвечавшие за опеку сирот. Тем самым государственная филантропия впервые приобретала социально организованный характер с системой управления, подчинения и контроля. Формы взаимопомощи возникали и без участия государства. Известно, например, о существовании так называемых “похоронных товариществ”, главной целью которых было предоставление своим членам приличного погребения. Особое внимание в античном Риме уделялось благотворительной помощи и призрению осиротевших и покинутых детей, детей бедных родителей, которых много появилось на закате Римской империи. Эта помощь осуществлялась на государственном уровне. При императорах Нерве и Траяне различные поместья скупались государством и отдавались в аренду или получали ссуду под залог земли. Полученный доход шел на воспитание детей, особенно сирот. Одновременно с государственной благотворительностью существовала муниципальная. С увеличением имущественного неравенства, пауперизации свободных ремесленников и землевладельцев только бедные граждане имели право жить за счет казны. Римляне военным инвалидам давали земельные участки и назначали в их пользу часть добычи, а впоследствии денежное содержание. В период с II в. до н. э. по II в. н. э. оформилась правовая система древнего Рима — так называемое римское право. В нем существовал и ряд статей, прямо или косвенно касавшихся проблем призрения: Усыновление – двух видов: для получения наследника при отсутствии собственных детей и усыновления для получение дополнительной рабочей силы в семью. Опека и попечительство – была призвана выразить заботу об опекаемых, так как по римскому праву они не имели ни имущества и возможности им самостоятельно распоряжаться. Виды опеки и попечительства выделяли в зависимости от зависимости от объекта опеки: Попечение о несовершеннолетних; Опека над женщинами; Попечительство над безумными; Попечительство над расточителями.

7, В развитии западноевропейского средневекового общества обычно выделяют три основных этапа: раннее средневековье (V—X вв.), классическое (XI—XVвв.), позднее средневековье (XV— первая половина XVII в.). Тогда подавляющее большинство населения было занято в сельском хозяйстве. Сословный характер общества определял его социальный состав. Первым сословием было дворянство, вторым — духовенство, а третьим — народ, куда входили крестьяне, ремесленники, торговцы. Исключительно сильную роль в обществе играла церковь, что определило ее значимость в сфере благотворительности и призрения.Христианство в период средневековья постепенно распространилось во всех европейских странах, став государственной религией. После церковного раскола 1054 г. оно разделилось на западную (католическую) и восточную (православную) ветви. Христианство в значительной мере определило культурную жизнь европейских народов, воздействуя на систему образования и воспитания, формируя нравственные основы поведения в повседневной жизни. В середине XVI в. движение Реформации разрушило единство католической Европы. Церкви, монастыри, специальные монашеские ордена проводили большую работу по оказанию помощи бедным и обездоленным. Эта деятельность осуществлялась преимущественно в следующих формах: раздача милостыни, устройство даровых трапез, учреждение и содержание различных богоугодных заведений и др. В эпоху средневековья именно милостыня являлась основным видом помощи нуждавшимся. Благодаря устройству монастырями бесплатных трапез и раздачи хлебной милостыни удалось спасти большое количество людей во время эпидемии бубонной чумы — «черной смерти», свирепствовавшей в Европе в середине XIV в. В период средневековья церкви и монастыри открывали специальные заведения, где нуждающиеся получали приют, пропитание и уход. В городах средне вековой Европы ремесленники, подмастерья, повара, мелкие торговцы и другие создавали товарищеские ассоциации (гильдии, союзы, братства, сообщества). В случае нужды члены товариществ получали поддержку от своих ассоциаций. Их денежные фонды использовались как для помощи членам профессионального сообщества, так и для поддержки немощных, престарелых, детей-сирот. Поддержка нуждающимся оказывалась продуктами, одеждой, деньгами. Приход также проявлял заботу о трудоустройстве бедных и безработных прихожан. В некоторых случаях практиковалась выдача денежных ссуд для ремесленного или торгового дела. Значительные усилия в сфере общественного призрения предпринимали в средневековье городские самоуправления. Во Франции в XIII в. король мог предоставлять городам самоуправленческие функции — права коммун. Эта его воля закреплялась в специальной хартии вольностей. Во главе городских самоуправлений стояли мэры, обеспечивавшие соблюдение законности и нормального жизнеобеспечения на вверенной им территории. Одной из обязанностей градоначальников было оказание помощи бедным путем содействия их трудоустройству. Городские советы многих германских городов на рубеже XIV—XV вв. надзирали за имевшимися богадельнями и учреждали на свой счет новые. В некоторых городах стали вводиться должности городских попечителей о бедных и надзирателей за бедными. Городские магистраты брали на себя функции опекунов сирот, слепых, немых, калек, умалишенных и другие лиц, нуждавшихся в постоянной помощи и заботе. Частная филантропическая помощь, имевшая место в жизни разных народов в древности, сохранилась и получила развитие в средневековье. Благогворительностью отличался французский король Роберт II, живший на рубеже X—XI вв. Возле его дворцов собиралось много нищих и бедсгвующих, которым он раздавал хлеб и другие продукты. французский король Людовик VIII, живший в конце XII — начале XIII в., пожаловал по завещанию деньги для призрения прокаженных.

8, Древние славяне, будучи язычниками, обожествляли силы природы. Одним из главных их богов был Род — бог неба и земли. Его окружали женские божества плодородия — Рожаницы, что говорит о приоритетной роли земледелия в жизнедеятельности славян. О добролюбии многих восточнославянских народов писал автор древнерусской летописи «Повесть временных лет» Нестор. Большинство исследователей проблем истории социальной работы группируют различные формы помощи и взаимопомощи у восточных славян в три основных вида: общинно-родовая, хозяйственная и обрядово-культовая помощь. К числу наиболее распространенных проявлений общинно-родовой помощи можно отнести: отвод престарелым и бедным людям земельных участков для заготовки сена; кормление за счет общины немощных стариков, убогих и больных сородичей; взаимный дарообмен — потлач. По мере развития у восточных славян общинно-родовых отношений формировались и закреплялись традиции заботы о слабых, немощных. Выражением этого стал культ «мудрой старости», предполагающий обязательное почитание и поддержку стариков. Им община могла специально отвести удобный участок земли, позволяющий заготавливать сено и получать другую необходимую для жизни продукцию. Если же старики по своему здоровью и физическим возможностям были не в состоянии себя содержать, то их кормила община. Общинно-родовой характер жизнедеятельности у восточных славян сказывался и на хозяйственных отношениях, на формах хозяйственной помощи. Среди них следует назвать: взаимопомощь сородичей в проведении сельскохозяйственных, строительных и иных работ (помочь); обычай принимать в семью сироту как помощника в ведении хозяйства; временная помощь заболевшим сородичам в деле управления хозяйством и др. Часто у славян пожилые люди, не имевшие наследников, принимали в семью сироту: ведь им становилось трудно справляться с хозяйством и нужен был помощник. Принятый в семью сирота должен был почитать своих новых родителей, помогать им вести хозяйство, а после смерти похоронить их. В данном случае он находил родительскую заботу, необходимое жилье, а пожилые люди — помощника и наследника.

Не оставались без внимания сородичей и заболевшие люди. Община назначала им временных помощников, которые смотрели за малолетними детьми, кормили домашних животных, при необходимости растапливали печь и делали другую хозяйственную работу. Данная форма хозяйственной поддержки одновременно являлась и разновидностью общинно-родовой помощи.

Обрядово-культовую направленность несли такие формы помощи, как обращение к силам природы, сопровождаемое угощением нуждающихся, «зажинки» и «дожинки», завершаемые подаянием бедствующим, поминальная раздача продуктов и вещей бедным сородичам и др.

9, Древнерусские князья начиная с Владимира 1 были верующими людьми, которые ощущали внутреннюю потребность в милосердии, в оказании помощи бедным, немощным, сиротам. Владимир Красное Солнышко, Ярослав Мудрый и другие утверждали христианские традиции добролюбия и милосердия. Среди форм благотворительности князей, получивших распространение на Руси, были: кормление нищих и убогих на княжеском дворе; раздача бедным одежды; денежная раздача милостыни; снабжение продуктами питания заключенных; учреждение пособий для бедных погорельцев; учреждение за свой счет сиротских приютов, образовательных учреждений для детей из бедных семей; выкуп из плена своих сограждан и др. Все эти благие дела осуществлялись князьями, их женами, сестрами и приближенными к ним знатными людьми преимущественно за личные средства. Киевским князем Владимиром I была основана добрая традиция кормить бесплатно нищих, немощных, бедных на княжеском дворе. Для обеспечения пищей лежачих больных, плохо передвигавшихся старцев и инвалидов использовались специальные телеги, на которых продукты питания развозились в разные концы города. Кормил нищих на княжеском дворе и Ярослав Мудрый. Великий князь Владимиро-Суздальскбй земли Андрей Боголюбский (1157—1174 гг.), сохранил княжеские традиции нищелюбия, заботы о бедных и немощных. Нередко Андрей Боголюбский сам беседовал с бедными, кормил их бесплатно на княжеском дворе. Его резиденция — княжеский замок в Боголюбове был возведен рядом с Владимиром. Он также возродил традицию киевских князей развозить на телегах немощным, престарелым и больным людям продукты питания по разным улицам и дорогам. Многие древнерусские князья раздавали бедным людям одежду и платье. Особой формой княжеской благотворительности была денежная раздача милостыни. Денежную раздачу милостыни практиковали также вели-кокиевский князь Мстислав (1125—1132 гг.), московский князь Иван Данилович (1325—1340 гг.) и др. Получив от мон голо-татар ярлык на великое княжение и с ним право сбора дани, московский князь смог накопить значительные финансовые средства^ из-за чего получил прозвище «Калита» (кошелек, мешок с деньгами)^ Часть средств, включая свои личные сбережения, он использовал на благотворительные цели. Древнерусские князья и члены их семей учреждали за свой счет сиротские приюты и образовательные учреждения для бедных. Ярослав Мудрый наличные средства учредил в Киеве сиротский приют-училище. Там призревалось и обучалось 300 юношей. Сестра,киевского князя Владимира Мономаха княжна Анна Всеволодовна в столице Древнерусского государства основала на свои средства» воспитательное училище для девочек и девушек из бедных семей.

10, В 988 году на берегах Днепра произошло великое историческое событие, крещение Руси. И в русскую жизнь был внесен новый элемент – христианское учение, — элемент, оказавший громадное влияние на молодое еще русское общество. Христианство открыло для славян новый мир высоких нравственных идей любви и сострадания к ближнему и, проводя эти идеи в жизнь, впервые заговорило о призрении бедных. Церковная практика помощи с первых лет христианства до становления государственности на Руси развивалась по двух основным направлениям: помощь через монастыри – монастырская система помощи; помощь через приходы – приходская система помощи. монастыри становятся центрами благотворительной социальной деятельности. В основном они выполняли четыре основные функции: лечение; Больничные здания размещались за монастырскими стенами, в наименее доступных для обстрела участках. К больницам примыкали «портомойки», бани, огороды и кладбища. Больничные помещения делились на небольшие келью, разделение пациентов на взрослых и детей не производилось. Во главе больницы стоял старший над больницей – смотритель, обходы врачи совершали к «наутрию». обеспечение неимущих, в виде оказания единовременной помощи натуральными продуктами; В XIII веке в «Правилах о церковных людях» были более четко обозначены формы социальной помощи церкви: пособия вдовам, приданное девицам, выкуп пленных и др. кроме того, церковь придерживалась мнения, что не надо проводить разбор просящего, а следует сразу же удовлетворить его просьбу. Больше всего раздавалось жизненно необходимых продуктов, так как денежное обращение к тому времени было еще слабо развито. обучение; Одной из форм социальной помощи выступало обучение нуждающихся грамоте или ремеслам. контроль; Деятельность приходов не ограничивается только оказанием помощи калекам, увечным, нищим, они осуществляют самую разнообразную поддержку от материального вспомоществования до воспитания и перевоспитания. Помимо административных функций приход, согласно учению Церкви, выступает в качестве общинного института по поддержке больных, немощных, инвалидов, сирот, нищих, которые сопутствуют переселенцам и обретают там свое пристанище. К особо значимым формам приходской благотворительности можно отнести ссуды из церковной казны денег, хлеба, семян. Ссуды выдавались отдельным лицам, а также обществу, часто под залог имущества.

12, Неорганизованный характер церковно-монастырской помощи, преобладавший в средневековье, в определенной мере способствовал увеличению количества лиц, «профессионально» нищенствовавших. Основную массу нищенствующего населения пополняли согнанные с земли крестьяне и разорившиеся горожане. Карательная направленность политики в отношении нищих прослеживается в английском законодательстве 30— 40-х гг. XVI в. Так, законодательный акт 1530 г. предписывал работоспособных нищих наказывать тюрьмой, плетьми и принудительной отсылкой на родину. По закону 1536 г. нищие, не имевшие разрешения (свидетельства) собирать милостыню, подвергались суровым наказаниям. Обычной практикой тогда было заключение бродяг в колодки, прилюдные бичевания. В случае вторичной поимки им отрезали половину уха. Если нищие попадались в третий раз, то их казнили. В том случае, когда не было лиц, пожелавших взять нищего в рабство, то его принудительно препровождали в родной город или местный приход с тем, чтобы он там работал в цепях на строительстве дорог, мостов, сооружении каналов, крепостей и др. Если бродяга вновь отказывался работать, то ему выжигали на лбу или на щеке клеймо S и отдавали в пожизненное рабство. Очередной отказ работать или попытка бегства оканчивались виселицей. Однако все эти жестокие меры не могли существенно снизить остроту проблемы нищенства. было положено начало складыванию системы государственного призрения бедных и лиц, нуждающихся в поддержке.

Закон «Об обеспечении бедняков» (1597 г.) различал три категории бедных: работоспособные, неработоспособные, дети неимущих родителей. Работоспособным беднякам закон предписывал давать работу. Нежелающие работать должны были подвергнуться наказанию. Для содержания неработоспособных бедных предполагалось открыть специальные богадельни. Детей неимущих лиц церковные старосты и надзиратели за бедными могли с согласия двух мировых судей отдавать в учение к работникам и мастеровым людям для получения профессиональных навыков в труде.

В 1552 г. при английском короле Эдуарде VI была создана специальная государственная комиссия из 24 членов, которая должна была изучить вопрос о причинах усиления бродяжничества в стране и предложить меры государственного призрения бедных и нищих. Это было по сути дела исправительное учреждение, где использовался принудительный труд бедняков и бродяг. Исправительные работные дома представляли собой охраняемые мастерские, отличавшиеся строгой дисциплиной, близкой к тюремному режиму. Мельницы, прядильни, ткацкие, чесальные и иные цеха, функционировавшие при работных домах, давали работу тем, кто там содержался, и приносили дополнительные средства на содержание этих учреждений. Условия жизни в английских работных домах были настолько тяжелы, что бедняки добровольно лишь в самом крайнем случае приходили туда. Суровый режим содержания в работных домах служил наказанием для «профессиональных» нищих и бродяг. Более щадящий режим содержания бедных и нищих был в работных домах Голландии, Германии, США. Труд здесь частично оплачивался, особое время отводилось для осуществления церковных обрядов, чтения религиозных книг. В Амстердаме в мужском работном доме люди занимались в основном деревообработкой, а в женском — шитьем и прядильными работами. Французским вариантом работных домов были некоторые госпитали. В парижских исправительных госпиталях нищие и бродяги содержались в строгом режиме. Как и в германских работных домах, они получали здесь четвертую часть своего заработка. Нарушение трудовой дисциплины наказывалось снижением пищевого рациона и заключением в тюремные камеры.

13, 16-17 века. В этот период времени оформились светские подходы к оказанию помощи, которая стала называться частная благотворительность. Проявление частной благотворительности было связано с поддержкой нищих, больных, выкупом пленных, появляются и организуются первые благотворительные общества и организации. С развитием структуры гос. управления возникают ведомства, которые берут на себя функцию защиты. Ведущая форма таких ведомств – приказы, которые осуществляли функции защиты, помощи, а также контроля за церковной жизнью. Приказы и чиновники приходят на смену княжескому нищепитательству. Параллельно происходит становление нормативно-правовых основ деятельности гос. системы призрения. В этот период складываются основные направления гос. помощи, поддержки контроля:1) регулирование цен на хлеб в период массового голода;2) отпуск на волю во время голода работных людей;3) отсрочки платежей для людей, впавших в убожество до 3-5 лет.Указ 1662г.: меры во время голода (власть должна продавать хлеб из своих запасов, твердые цены на хлеб, раздача хлеба в долг, обязанность боярам кормить своих холопов).Законодательно закреплены меры против морового поветрия: спец. люди – подъячие, бирючи, которые должны были следить за затем, чтобы оповещалось население о падеже скота, чтобы падший скот не продавался, а его закапывали в спец. могильниках.Государство взяло на себя призрение сирот и вдов, чьи отцы и мужья погибли на гос. службе. Поддержка осуществлялась путем раздачи земель на прожиток. Раненым служащим выделялся бесплатный лекарь.В 1551 г. Иван IV созвал поместный собор православной церкви (Стоглавый Собор, по числу глав его решений), поставив перед духовенством 37 вопросов, три из которых касались проблем благотворительности. Признается необходимым регулирование попечения о нищих со стороны государства, путем особых царских повелений. Впервые различаются категории нищих с установлением для каждой особых мер попечительства:1) прокаженные и престарелые (нетрудоспособные нищие) должны получать от церкви кров, пищу и одежду, то есть помещаться в особые «богадельни»;2) здоровые, которые не могут работать по слабости сил (например, дети-сироты) либо по роду постигшего их несчастья, должны питаться, ходя по дворам «нищелюбцев», то есть просить милостыню;З) здоровые и трудоспособные должны определяться на общественные работы.В то же время в России ,обнаруживались, по меньшей мере, две отличительные особенности: призрение оставалось в ведении церкви при надлежащем пособии от государственной казны. Тем самым, в России сформировался, особый церковно-государственный тип социального призрения. И , в России сосуществуют «открытая» и «закрытая» системы призрения. При закрытой системе призрение осуществлялось в стенах монастырей, где нищих, больных и престарелых одевали и кормили в богадельнях. За этим должны были присматривать священники и особые государственные люди. Открытая система — для здоровых людей. Такие нищие питались подаянием, по возможности отрабатывая свой хлеб посильным трудом.



14, В результате реформ Петра 1 сложилась система соц. защиты, представленная: центр органом, монастырским приказом, священным синодом (1712 г), камерканторой, гос. магистратом (губернские органы власти), старостами и сотскими в свободных поселениях.Все созданные институты помощи можно разделить по назначению на 2 группы:Институты социальной помощи Институты социального контроля. Формирование приказной системы связано с реформированием деятельности монастырского приказа. Данный указ взял под контроль доходы монастырей, значительная часть которых пополняла казну.К 1700 г стали основным источником доходов государства, но государство тратило значительную часть денег на содержание людей церкви: нищих, убогих, калек. По остаточному принципу выделялись средства на призрение детей, вдов служивых, строительство богаделен. Разделение России на губернии в 1775 г позволило значительно увеличить их роль в деле общественного и государственного призрения. На них возлагалась финансовая, законодательная ответственность в деле общественного призрения. Указы губерний обязывали открытие в каждой губернии госпиталей для увечных и престарелых, учреждения для внебрачных детей и богаделен. Губернии стали сами финансировать свои соц программы. При Петре 1 активизировалась политика государства и усиливается его роль в борьбе против профессионального нищенства. Велась борьба и с теми, кто подавал милостыню. Нищих мужчин ссылали на каторгу, а женщин определяли в прядильные дома или на мануфактуру. Вместе с тем старостам разрешалось собирать деньги, хлеб и одежды и раздавать их тем, кто не может прокормить себя. Церкви разрешается строить лазареты и странноприимные дома.

В сер 18 в государство определило перечень учреждений, которые должны быть построены в каждой губернии:Смирительные дома Прядильные дома

Госпитали. Петр 1 подробно останавливается на необходимости различать нуждающихся по причинам их нужды и определять помощь в соответствии с нуждой.

15. Период с 1725 по 1762 гг. вошел в историю России как «эпоха дворцовых переворотов». За 37 лет на престоле сменилось шесть императоров и императриц: Екатерина I, Петр II, Анна, Иван VI , Елизавета, Петр III. В целом же неустойчивость власти не способствовала делу укрепления и нормализации системы государственного призрения. Главенствующим направлением в социальной работе становится ужесточение мер по борьбе с нищенством. В марте 1726 г. издается указ Екатерины 1 о необходимости подыскания особых домов для приема и призрения незаконнорожденных. Было осуществлено три основных мероприятия: Строительство новых богаделен. Были ужесточены наказания за занятия попрошайничеством и нищенством. По указу, изданному в августе 1733 г., немые и умалишенные нищие должны были направляться в Святейший Синод, а оттуда определяться на содержание в монастыри «для прокормления и исправления в уме их». В царствование Елизаветы Петровны были приняты специальные указы по вопросам общественного призрения и осуществлены конкретные меры по улучшению благотворительной помощи и постоянного приюта немощным и крайне нуждающимся. Она повелела построить в губерниях богадельни, возложив их содержание на Статс-Контору. Предложила при этом учредить еще и дома для призрения вдов и дочерей заслуженных чиновников.

Особой заботой и вниманием Елизавета наделила увольняемых из армии раненых и увечных военнослужащих, по указу от 13 января 1760 года повелевалось строить специальные инвалидные дома во всех губерниях. Немного нового в дело благотворительности внесло и краткое пребывание на российском престоле императора Петра III. указами 1762 г предусматрив., что содержание богаделенных и инвалидов, а также отставных унтер-офицеров и солдат, не имевших источников пропитания, возлагалось на доходы с монастырских имений. Наконец, в апреле 1762 г. последовало указание императора о строительстве специальных домов для умалишенных (так называемых «долгаузов») вне монастырей.

Отношение государства к милостыне нашло отношение в духовном регламенте 1725 г, который ставит вопрос о необходимости искоренить милостыню как общественное зло. Церкви разрешается строить лазареты и странноприимные дома. В сер 18 в государство определило перечень учреждений, которые должны быть построены в каждой губернии: Смирительные дома Прядильные дома Госпитали. В соответствии с Городовым положением учреждались, такие сословия как духовенство, купечество, мещанство и крестьянство, которые должны проявлять заботу о своих нетрудоспособных представителях. Так, купечество, располагая крупными финансовыми средствами, курировало деятельность ряда домов для душевнобольных, богаделен, детских приютов, училищ, в которых оказывалась помощь всем страждущим независимо от социального положения. Таким образов в России сложилась определенная система учреждений соцпомощи:1. лечебные заведения (больницы, дома для умалишенных)2. заведения призрения (богадельни, инвалидные дома, дома для неизлечимых больных)3. учебно-воспитательные заведения (воспит дома, сиротские дома, училища)4. благотворительные общества.

16, XVIII век вошел в историю человеческой цивилизации под названием Просвещения. В политическом плане происходит постепенное переустройство системы государственной власти и управления в ведущих европейских странах, приведшее к появлению феномена «просвещенного абсолютизма» (покровительство развитию национальной экономики, унификация налоговой системы, улучшение положения крестьян, кодификация законов и создание единой правовой системы, веротерпимость, забота о просвещении и науке и т.п.). Первые изменения наблюдаются во Франции, для которой весь XVIII век стал временем непрерывного политического кризиса. Была принята «Декларация прав человека и гражданина», составленная Лафайетом и Мирабо. По Декларации, всякий человек рассматривался как существо, от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами («люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»). 3 сентября 1791 г. была принята Конституция, подтвердившая принцип деления властей (исполнительная власть принадлежала королю, законодательная – Собранию, судебная – избираемым судьям). Изменения коснулись и существующей системы призрения, заключавшейся во всемерной изоляции нищих и больных в работных домах. В 1768 г. по всей стране было открыто 80 домов призрения нищих, но по своей структуре и целям они во многом повторяли общие госпитали. Так, по уставу лионского дома призрения, в него направлялись 1) бродяги и нищие, приговоренные к тюремному заключению; 2) девицы легкого поведения, сопровождающие войска; 3) частные лица, задержанные по приказу короля; 4) помешанные, как бедные и всеми покинутые, так и те, чье содержание будет оплачиваться.В Англии по проекту Купера в 1765 г. появился ряд заведений-изоляторов в сельской местности, где под наблюдением дворянства и духовенства содержались нищие. Заведения включали в себя лечебницы для больных бедняков, мастерские для здоровых и исправительные дома для тех, кто будет уклоняться от работы. Изоляция стала играть две важнейшие функции: с одной стороны, функцию врачебного ухода и лечения слабоумных, за которыми неспособны присматривать неимущие семьи; с другой – функцию «исключения из общества)). В конце XVIII в. появилась лечебница в Сен-Люке близ Парижа – прообраз психиатрической больницы. В марте 1790 г. во Франции был принят целый ряд декретов. По ним в течение полутора месяцев должны были быть освобождены все лица, содержавшиеся в заключении в крепостях, в смирительных и арестантских домах, если в их отношении не был вынесен судебный приговор; либо если они не были помещены туда по причине безумия. Таким образом, в изоляции должны оставаться преступники и сумасшедшие.

В июле 1791 г. ответственность за надзор за умалишенными возлагалась на их семьи. К концу XVIII в. изолятор как таковой стал местом содержания безумных людей, приобретя в соответствии со своим предназначением и совершенно новые функции.

19, Промышленная и аграрная революция XIX века оказала огромное воздействие на социальные процессы в Европе. быстрорастущая промышленность и обслуживающий сектор предоставляли множество новых производственных мест. часть сельского населения, превращалась в свободную наемную силу с перспективой либо стать безземельными сельскохозяйственными рабочими, либо оторваться от земли и мигрировать в города в поисках работы на фабриках, шахтах, железных дорогах, стройках, то есть становиться наемными рабочими. Индустриальное общество все более четко разделялось на два противоположных класса: буржуа-собственников и пролетариев-неимущих. Как правило, в районах, где селились богатые, были широкие улицы, часто окаймленные деревьями и хорошо освещенные. Богатые особняки были подключены к газо- и водопроводу, в последствие к электросети. В пролетарских районах и кварталах наблюдался дефицит воды, света и воздуха. Отсутствие гигиены ухудшало положение населения. Для рабочих кварталов была характерна также перенаселенность, что приводило часто к возникновению эпидемий . Труд рабочих и взрослых, и детей был тяжелым. Продолжительность рабочего дня составляла 13–14 часов Детей принимали на работу в возрасте 8–9 лет. Надзиратели подвергали детей телесным наказаниям. Женщины были заняты главным образом в текстильной и швейной промышленности, в торговле, работали прислугой. Противоречия общества, в котором промышленники умножали свои богатства, а рабочие жили все хуже и хуже, толкали пролетариев на борьбу. В Великобритании в 1799 г. правительство приняло закон против стачек и коалиций, который предусматривал за его нарушение наказание вплоть до смертной казни. Безработица в городах, сотни тысяч обреченных на нищету и голод привели к революции во Франции в1830 г. и восстанию Лионских ткачей в ноябре 1831 г. В 1834 г. Парламент принял закон о бедняках: расходы на бедных были сокращены до минимума, нуждающиеся могли получить пособие только в специальных работных домах. Ответом трудящихся и нуждающихся слоев общества было появление чартизма — первого общенационального политического движения (1838–1848 гг.). Наряду с политическим требованием борьбы за всеобщее избирательное право для мужчин, был выдвинут целый ряд социально-экономических требований: 8-часовой рабочий день, легализация тред-юнионов, отмена закона о бедных и др. В 1832 г. английский парламент принял закон об обследовании состояния английских фабрик. Этот закон дал толчок к развитию социальной статистики и к исследованиям в области фабричной гигиены. Десятилетие спустя, в 1842 г. результатом работы парламентской комиссии стал закон, ограничивший рабочий день подростков и детей и запретивший их ночную работу. В 1848 г. парламент принял закон, который преследовал цель предупредить профессиональные заболевания и возлагал на местные органы власти контроль за санитарным состоянием фабрик и заводов. В 1848 г. в ряде европейских стран — Франции, Германии, Австро-Венгрии, Италии − произошли революции. Под влиянием революции во Франции, в марте 1848 г. был принят декрет о сокращении рабочего дня на один час: в Париже с 11 до10 часов, в провинции с 12 до 11 часов. Еще одним каналом отстаивания и защиты интересов трудящихся и малообеспеченных слоев стали профсоюзы. Первые профсоюзы появились в Англии в 1824 г., они назывались тред-юнионами и объединяли квалифицированных рабочих. Широкие социальные реформы были проведены в Великобритании в 1908–1910 гг. Был установлен 8-часовой рабочий день в угольной промышленности для шахтеров. Были созданы биржи труда. Далее последовал закон о страховании по безработице, по болезни, инвалидности и в связи с несчастными случаями на производстве. Были введены также пенсии для престарелых.

17, В 1760-1770-е гг. внимание привлекла проблема возникновения эпидемий.

В 1776 г. была создана специальная королевская комиссия, ответственная за изучение эпидемий и эпизоотии. Задачами комиссии являлись а) сбор информации об эпидемиях; б) обработка и сопоставление фактов, регистрация используемых средств для лечения эпидемических заболеваний и организация исследований; в) контроль за действиями врачей и предписание лучших методов лечения. Длительное обсуждение проблем организации медицинской помощи привело к постепенному выявлению тех принципов, на которых должна была основываться современная медицина (в плане оказания социальной помощи нуждающимся больным):1. Принцип «коммунализации» помощи.Именно органы местного самоуправления («коммуны») должны стать ответственными за организацию медицинского обслуживания в своих районах. Каждая коммуна должна была бороться с нищетой и изыскивать способы оказания помощи беднякам. Возникла идея «участкового врача», для которого «жизнь власть имущих и богатых не более драгоценна, чем жизнь слабых и неимущих». Функции местного врача не ограничивались лишь медицинской практикой, а понимались куда шире: он играл экономическую (распределяя помощь) и моральную (в качестве «надзирателя за моралью как за общественным здоровьем») роли.2. Сочетание теории и практики в подготовке квалифицированного врача.Теоретическое образование, полученное в медицинских школах и на медицинских факультетах университетов, должно быть пополнено временем фельдшерской практики на коммунальном уровне и периодом врачебной практики в больницах. Кроме того, в жизнь вошло обязательное лицензирование как врачебной, так и фармацевтической деятельности. В Англии по закону 1722 г. запрещалось оказывать больным помощь на дому в какой бы то ни было форме: неимущего больного следовало препроводить в госпиталь, где он мог бы превратиться в анонимный объект общественного милосердия. В каждом приходе были назначены надзиратели, которые решали, какую помощь возможно оказывать неимущим больным, находящимся дома. Для координации усилий в деле оказания квалифицированной помощи на дому планировалось создать центральную администрацию (своеобразное «медико-экономическое сознание нации») с тремя важнейшими функциями:1) универсальное восприятие и изучение болезней;2) выделение денег для помощи несчастным;3) финансирование «коммунальных домов» и распределение специальной помощи семьям бедняков, которые самостоятельно ухаживают за своими больными.

В1846 г. во Франции по этому принципам была построена больница «Ларибосье», ставшая образцом для больничных заведений в Западной Европе и США. Тем самым идея существования больничных заведений реабилитировала себя, но уже в новом качестве.

20, Значительных масштабов достигали бедность и нищета в Западн. Европе и США в первой половине XIX в. Сохранение массовой бедности и нищеты вело к дестабилизации ситуации в ряде европейских стран, сопровождавшейся акциями протеста и революционными взрывами. Государство с помощью нормативно-законодательной деятельности регулировало некоторые процессы в сфере призрения. В Германии в 1682 г. был принят указ о мерах государственного призрения, в 1748 и 1763 гг. появились законы по борьбе с нищенством. Законом о бедных 1834 г. работные дома в Великобритании получили правовой статус главного учреждения по преодолению нищенства. Французские законодатели в середине XIX в. большое внимание уделяли вопросу оказания помощи обездоленным детям. К важнейшим направлениям государственного призрения, получившим распространение в новое время, можно отнести: создание благотворительных школ для детей бедноты; учреждение для бедных и нищих социальных заведений, сочетавших функции принуждения и призрения (работные и рабочие дома, общие госпитали); содержание на государственный счет приютов, богаделен, лечебниц и других социальных заведений для нетрудоспособных бед ных, сирот, немощных, больных, инвалидов; организация общественных работ; введение государственного социального страхования и др. особое внимание в обществе было обращено на вопросы образования. Принудительный труд нашел широкое применение в специализированных социальных заведениях призрения бедных и нищих. В большинстве стран Запада (Великобритании, Германии, США и др.) они назывались работными домами, а во Франции их функции во многом выполняли общие госпитали. За счет государства открывались и содержались некоторые приюты, богадельни, лечебницы и другие заведения для призрения бедных, сирот, немощных, больных, инвалидов. Здесь они могли найти приют и необходимый уход. В ряде европейских стран и в США во второй половине были созданы специализированные заведения, где содержались и обучались дети, имевшие отклонения в физическом и умственном развитии.. В 40-е гг. XIX в. в Европе и США стали создаваться специальные заведения (приюты) по призрению умственно отсталых детей. Одно из первых таких заведений — школа для слабоумных была открыта в 1841 г. в швейцарском городе Абендберге.

Снижению остроты проблемы нищеты и безработицы в зарубежных странах способствовала организация общественных работ. Особенностью зарубежной практики организации общественных работ являлась их сосредоточенность в городах, крупных промышленных центрах. Важным компонентом системы государственного призрения становилось социальное страхование. В 80-е гг. XIX в. немецкое правительство рейхсканцлера Бисмарка приступило к созданию единой системы обязательного государственного страхования. В июне 1883 г. был принят Закон о страховании промышленных рабочих от болезней. В июле 1884 г. о страховании от несчастных случаев на производстве. В июне 1889 г. вводилось страхование рабочих на случай инвалидности и в связи со старостью. В благотворительной деятельности рассматриваемого периода можно выделить два основных направления: частную и общественную благотворительность. Некоторые состоятельные люди на свои средства создавали социальные учреждения, которые служили убежищами для бедных, немощных и беззащитных. В начале XIX в. немецкая княгиня Паулина организовала детский дневной приют в местечке Липпе-Детмольде. Здесь бесплатно содержались дети от одного года до четырех лет, родители которых были заняты на сельскохозяйственных работах. Пожертвования от частных лиц передавались не только и не столько напрямую нуждавшимся в помощи, сколько сосредоточивались в определенных организационных структурах — благотворительных обществах, фондах, братствах и др.

24, Особенностью развития филантропии в России в XVIII— начале XX в. было усиление роли и масштабов общественной благотворительности. Одним из первых благотворительных обществ в стране было «Общество воспитания благородных девиц под патронатом императрицы», созданное в Санкт-Петербурге в 1764 г. В том же году оно учредило женское среднее учебное заведение закрытого типа — Смольный институт. Сюда принимали девочек с 10—12 лет. Преимуществом при зачислении пользовались дворянки, отцы которых погибли в сражениях. После смерти в 1796 г. Екатерины II этим обществом стала ведать супруга императора Павла I Мария Федоровна. Благотворительные общества различной направленности создавались и в первой половине XIX в. В середине 1840-х гг. было открыто Общество посещения бедных, которое функционировало в Санкт-Петербурге. Им были созданы общественные «семейные квартиры», где бедные семьи могли найти приют. На средства данного общества престарелым и особо нуждающимся людям выдавались денежные пособия. Но все же до второй половины XIX в. общественная благотворительность в России развивалась медленно. Открытие новых благотворительных обществ тогда ограничивалось, а в отдельные периоды даже запрещалось. за все время правления Николая I получили право на законное существование только 25 обществ. Ситуация стала меняться к лучшему под влиянием реформ 60—70-х гг. XIX в., приведших коживлению экономики, развитию предпринимательства, накоплению капиталов. Размаху филантропической деятельности способствовало и поощрительное законодательство. В 1862 г. разрешение на открытие благотворит.обществ давало Министерство внутренних дел. За филантропические деяния могли быть сокращены налоги до 10%, а на региональном уровне иногда практиковалось освобождение наиболее активных благотворителей от уплаты местных налогов. в марте 1906 г. Приняты Временные правила об обществах и союзах. В соответствии с ними упрощался порядок образования и регистрации различных обществ, включая благотворительные. В благотворительных заведениях многие нуждающиеся проживали на постоянной основе. Известными благотворительными обществами, функционировавшими в России во второй половине XIX — начале XX в., были: Общество попечения о бедных и больных детях (Синий Крест), Санкт-Петербургское общество «Детская помощь», Общество для пособия нуждающимся студентам Императорского Московского университета и др.

25, Подлинного расцвета частная благотворительность достигла во второй половине XIX — начале XX в. Этот период отдельные исследователи называют «золотым веком» российской благотворительности. Одним из наиболее щедрых российских филантропов был московский купец и банкир ГГ. Солодовников. В соответствии с его завещанием, а умер он в 1901 г., на общественные надобности (на больницы, приюты, дома дешевых квартир и др.) передавалось принадлежавшее ему недвижимое имущество и значительные капиталы. Ряд исследователей (Г.Н. «Ульянова, А.И. Аксенов) оценивают их в 6,5 млн рублей. Широкой благотворительной деятельностью были известны в стране московские предприниматели, владельцы кожевенных и суконных фабрик Александр Алексеевич, Василий Алексеевич, Алексей Александрович и другие Бахрушины. На средства Бахрушиных в 1887 г. в Москве была открыта больница, названная их именем. В 1890 г. при ней открылся дом призрения для неизлечимых больных. На средства Бахрушиных в Москве также были построены и содержались: приют-колония для беспризорных детей, ремесленное училище, дом для призрения престарелых артистов, дом бесплатных квартир для нуждающихся вдов с детьми и учащихся девушек. Филантропической деятельностью занималась семья московских предпринимателей-кондитеров Абрикосовых. Для всех работников своих предприятий они установили льготу — возможность купить продукты в десять раз дешевле их рыночной стоимости. Особой благотворительностью отличалась Агриппина Александровна Абрикосова. В 1889 г. она построила и содержала в Москве бесплатный родильный приют и женскую лечебницу. По ее инициативе при кондитерской > фабрике открылся тогда бесплатный детский сад.

На средства уральских промышленников Демидовых было учреждено несколько учебных и благотворительных заведений, реальных училищ, школ грамотности, больниц и аптек. Известными меценатами на рубеже XIX—XX вв. были «ситцевые короли» России — фабриканты Савва и Сергей Морозовы. Когда создавался Московский художественный театр, то наиболее крупный взнос внес Савва Морозов. Одно из почетных мест в истории российского меценатства принадлежит фабриканту Павлу Михайловичу Третьякову, основавшему знаменитую художественную галерею. В 1892 г. им было передано Москве собрание картин русских и иностранных мастеров вместе с построенным для их хранения зданием. Частная его коллекция превратилась в общенациональное достояние.

28, В первой половине 20-х гг. XX в. в США функционировало около полутора десятка школ социальной работы. С 30-х до начала 70-х гг. в сфере социальной работы США и Великобритании важнейшую роль играли государственные структуры. Были приняты федеральные законы, гарантировавшие минимум зарплаты, ограничивавшие продолжительность рабочего дня, регулировавшие процессы занятости, пенсионного обеспечения, медицинского страхования. В 1955 г. в США путем объединения различных профессиональных организаций была образована единая Национальная ассоциация социальных работников. В социальном обслуживании нуждающихся в Великобритании активно используются такие рыночные механизмы, как платные услуги, деятельность частных социальных агентств. На социальные услуги здесь установлена дифференцированная оплата в зависимости от места жительства и средств, которыми располагают лица, нуждающиеся в них. В Англии расширяется численность частных социальных служб и агентств, обслуживающих пожилых и инвалидов. После закрытия в 90-е гг. XX в. большого количества специализированных больниц, оказывавших стационарную помощь таким людям, эти функции взяли на себя некоторые частные социальные службы. Система платных социальных услуг, функционирование частных агентств в сфере обслуживания имеют место во многих странах мира. Местные самоуправления (советы графств и городов)1 организуют службы скорой помощи, дома для престарелых, обеспечивают функционирование служб ухода за больными на дому, за лицами с психическими расстройствами и др. Муниципальные социальные учреждения Англии предоставляют услуги на дому после внимательной оценки потребностей клиента, которому оказывается помощь в ведении домашнего хозяйства, уборке жилых помещений, приобретении продуктов, стирке белья, доставке обедов на дом. Для наиболее немощных лиц горячее питание доставляет специальная служба, называемая «передвижной столовой». К числу учреждений социального обслуживания, действующих в Англии на муниципальном уровне, относятся дома-интернаты и дневные стационары временного пребывания для пожилых и инвалидов. Национальные институты помощи слепым и глухим содержат специальные школы для соответствующих категорий детей, заботятся об их профессиональной подготовке и трудоустройстве. Организация «Забота о больных СПИДом» помогает инфицированным и заболевшим этим тяжелым недугом. Интерес представляет британская практика реализации государственных программ занятости молодежи – это субсидируемая работа у нанимателя; полугодовая работа в группах по защите окружающей среды; полноценное общее образование либо профессиональное обучение для приобретения достаточно высокой квалификации.

Американской модели социальной работы свойственна система признаков. Платное обслуживание осуществляется и в частных домах для престарелых семейного типа. Такие дома предназначены для тех, кто не в состоянии жить самостоятельно и лишен возможности проживать в семье. на платной основе действуют службы, помогающие детям в получении образования, в их реабилитации после насилия и в других случаях. Такие службы работают также с молодежью, склонной к наркомании, помогают в разрешении семейных конфликтов. Американские некоммерческие организации охватывают своей деятельностью различные аспекты социальной сферы. Основными из них являются образование, здравоохранение и социальные услуги. Вопросами социальной поддержки пожилых людей в США системно занимаются специализированные общественные объединения. Они отстаивают необходимость увеличения ассигнований на помощь престарелым, добиваются повышения пособий по социальному страхованию, снижения стоимости медицинского обслуживания и жилья для пожилых. Социальная помощь американским инвалидам — ветеранам войн включает в себя дополнительные государственные льготы и привилегии. Важнейшей является программой социального страхования в США. Особым звеном американской системы социального страхования является государственное медицинское страхование. Оно реализуется по двум основным программам: «Медикэр», предназначенной для медицинского обслуживания пожилых американцев, и «Медикейд», в рамках которой предоставляются медицинские услуги малоимущим.




Предыдущий:

Следующий: