иностранный капитал в экономике россии


Федеральная таможенная служба

Государственное казённое образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российская таможенная академия»

RUSSIAN CUSTOMS ACADEMY

Санкт-Петербургский имени В.Б.Бобкова филиал

Российской таможенной академии

Кафедра экономики таможенного дела

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Экономическая теория»

на тему: «Иностранный капитал в экономике России»

Выполнил студент 1-го курса очной формы обучения факультета таможенного дела,группы 1304,Скидан А.А., Подпись______________________

Научный руководитель:

М.А. Бельченко, преподаватель

Подпись______________________



Санкт-Петербург

2014

Оглавление:

Введение……………………………………………………………………3

1. Понятие иностранных инвестиций…………………………………..6

1.1 Виды иностранных инвестиций…………………………………..7

1.2 Формы иностранных инвестиций…………………………………8

2. Прямые иностранные инвестиции в России…………………………11

2.1 Международные банковские кредиты…………………………..16

2.2 Способы привлечения иностранных инвестиций………………18

2.3 Оценка состояния иностранных инвестиций в России…………23

3. Правовое регулирование иностранных инвестиций………………..25

Заключение……………………………………………………………….27

Список литературы………………………………………………………29

Введение

Прямые иностранные инвестиции (ПИИ) — это долгосрочные вложения, осуществляя которые инвестор преследует стратегические цели. ПИИ обычно сопряжены с поступлением не только финансовых ресурсов, но также технологии, управленческого опыта, торговой марки и т.д. Российская статистика относит к прямым инвестициям вложения, в результате которых инвестор владеет как минимум 10% акций компании.

Прямые иностранные инвесторы получили право на свою деятельность в России в 1987 г. Первоначально участие иностранного капитала разрешалось только в форме совместных предприятий (СП). В 1990 г. иностранные инвесторы получили право создавать фирмы со 100%-ным участием своего капитала.

В июле 1991 г. одновременно были приняты Основы законодательства об иностранных инвестициях в СССР и Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «Об иностранных инвестициях в РСФСР». В настоящее время действующим является Федеральный закон «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации», вступивший в силу в июле 1999 г. Иностранным инвесторам в России предоставлен национальный режим. Это означает, что условия их деятельности не могут быть менее благоприятны, чем для резидентов. В этой связи многие льготы, предоставленные иностранным инвесторам в конце 1980-х гг., были отменены.

За привлечение ПИИ идет жесткая конкурентная борьба между развивающимися странами и странами с переходной экономикой. Поэтому выбор у инвесторов очень велик. При определении места приложения капитала прямой инвестор обращает большое внимание на инвестиционный климат. При этом учитываются перспективы экономического роста (а следовательно, расширения внутреннего рынка), макроэкономическая ситуация, политическая стабильность, наличие соответствующей политической, социальной, экономической инфраструктуры, налоговый и таможенный режимы, эффективность и степень коррумпированности государственного аппарата, наличие соответствующих законов, нормативных актов и их соблюдение, процедура оформления инвестиций и т. д. Принято считать, что в России пока не сложился благоприятный инвестиционный климат, и этим объясняется слабый приток ПИИ, на которые возлагались и продолжают возлагаться большие надежды.

Для уяснения места России среди стран-импортеров ПИИ приведем некоторые сравнения. Обычно, когда речь заходит о ПИИ, в качестве примера приводится Китай, на который приходится до 1/3 ПИИ, привлекаемых странами со средним уровнем ВВП на душу населения. За 1993-2002 гг. в Китай поступило ПИИ на 400 млрд. долл., в Россию — 25 млрд., т. е. в шестнадцать раз меньше. Однако по показателю ПИИ тысяча долл. ВВП (по паритету покупательной способности) различие не столь велико, поскольку ВВП КНР значительно превышает ВВП России. Эти показатели составляют соответственно около 15 и около 8 долл., т. е. имеет место двукратный разрыв. Однако в Польше этот показатель равен 20 долл., в Венгрии — 27 долл. Но в Индии, которая относится к числу успешно развивающихся стран, он более чем в два раза ниже, чем по России.

Россия не относится к числу лидеров по притоку ПИИ. Но она и не принадлежит к странам, которые инвесторы обходят стороной. По приведенному относительному показателю Россия находится примерно на среднем уровне для стран со средними доходами на душу населения. Но в то же время экономический потенциал России (богатство природными ресурсами, квалификация рабочей силы, размеры и динамика внутреннего рынка и т. д.) позволяет рассчитывать на большее.

Целью данной работы является изучение структуры инвестиций, источников их финансирования, рассмотрение влияния инвестиций на развитие Российской Федерации.

В данной работе рассматривается один из видов иностранных инвестиций — прямые инвестиции. В первой главе рассказано о том, что собственно понимают под прямыми инвестициями, какие типы прямых инвестиций существуют, выделены их особенности. Во второй главе обсуждается нынешнее состояние прямых иностранных инвестиций в России, проблемы и перспективы приложения такого вида инвестиций в нашей стране, какую роль они могут сыграть в становлении российской экономики а также, как и какие меры необходимо принять, чтобы увеличить их объем.

1. Понятие иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции могут осуществляться в различных формах. При анализе этих форм могут быть использованы общие подходы к классификации инвестиций, предполагающие их выделение по объектам, целям, срокам вложений, формам собственности на инвестиционные ресурсы, рискам и другим признакам. Вместе с тем специфика иностранных инвестиций определяет необходимость, уточнения ряда классификационных признаков применительно к данному типу инвестиций.

По формам собственности на инвестиционные ресурсы иностранные инвестиции могут быть государственными, частными и смешанными. Государственные инвестиции представляют собой средства государственных бюджетов, направляемые за рубеж по решению правительственных или межправительственных организаций. Эти средства могут предоставляться в виде государственных займов, кредитов, грантов, помощи. Частные (негосударственные) инвестиции — это средства частных инвесторов, вложенные в объекты инвестирования, размещенные вне территориальных пределов данной страны. Под смешанными иностранными инвестициями понимают вложения, осуществляемые за рубеж совместно государством и частными инвесторами.

В зависимости от характера использования иностранные инвестиции подразделяют на предпринимательские и ссудные.

Предпринимательские инвестиции представляют собой прямые или косвенные вложения в различные виды бизнеса, направленные на получение тех или иных прав на извлечение прибыли в виде дивиденда. Ссудные инвестиции связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента.

Особое значение при анализе иностранных инвестиций имеет выделение прямых, портфельных и прочих инвестиций. Именно в данном разрезе отражается движение иностранных инвестиций в соответствии с методологией Международного валютного фонда в платежных балансах стран.

Прямые иностранные инвестиции выступают как вложения иностранных инвесторов, дающих им право контроля и активного участия в управлении предприятием на территории другого государства.

1.1 Виды иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции – это вклад иностранного капитала в активы национальных компаний.

Это может осуществляться как в денежной, так и в товарной форме.

Иностранные инвестиции – это то, что помогает стабилизировать экономику страны и способствует ее росту.

Реальные инвестиции – вклад в долгосрочный проект с приобретением новых производственных объектов за границей.

Финансовые инвестиции – приобретение иностранных ценных бумаг, т. е. вложение в имущество.

Нематериальные инвестиции – покупка нематериальных прав, т. е. лицензий, патентов

Государственные инвестиции – бюджет государства, направленный за рубеж по решению правительственных организаций.

Частные инвестиции – вклад частных инвесторов в объекты, размещенные вне территориальных пределов данной страны.

Смешанные иностранные инвестиции – совместные инвестиции государства и частных инвесторов осуществляемые за рубежом



Предпринимательские инвестиции – вложение в бизнес, направленное на получение прибыли в виде дивиденда.

Ссудные инвестиции – связаны с предоставлением средств на заемной основе с целью получения процента

Прямые иностранные инвестиции – вложения иностранных инвесторов с последующим правом контроля и участия в управлении предприятием на территории другого государства.

Портфельные инвестиции – вложение ценных бумаг с целью получения дохода в виде процентов или дивидендов.

Прочие инвестиции – вклады в банки, торговые кредиты, кредиты правительства иностранных государств, прочие кредиты и т. п.

1.2 Формы иностранных инвестиций

Иностранные инвестиции, как и инвестиции вообще, подразделяют на три вида (в зависимости от объекта вложения инвестиций): прямые, прочие и портфельные.

К прямым относят такие инвестиции, которые сделаны физическими или же юридическими лицами, но они должны обладать не менее 10% (в зависимости от законодательства той страны, где находится предприятие) акционерного капитала или акций данной организации.

Портфельные инвестиции имеют отличие от прямых тем, что покупка облигаций, акций и т.д. составляет менее десяти процентов в складочном (уставном) капитале организации.

А что же тогда относится к прочим иностранным инвестициям? К ним относят такие инвестиции как прямые и портфельные, но не попадающие под их условия инвестиции. Например, торговые кредиты, банковские вклады.

В зависимости от активов, в которые осуществляется вложение капитала данные инвестиции бывают: реальными, нематериальными и финансовыми.

Реальные инвестиции – это инвестирование в любой долгосрочный проект, который связан с покупкой уже существующих или же новых производственных объектов настоящих активов за рубежом, непосредственно участвующих в процессе производства.

Финансовые инвестиции означают покупку иностранных денежных активов или ценных бума.

Нематериальные инвестиции – это приобретение концессий, патентов, различных лицензий и торговых марок и других нематериальных активов.

По формам собственности на инвестиционные ресурсы выделяют: 

Государственные инвестиции, которые являются вложениями денежных средств государственных бюджетов, которые направляются за границу по решению Правительства страны. Данные средства могут быть выделены и с помощью государственных кредитов, помощи, займов, грантов.

Частные инвестиции – это такие денежные средства инвесторов, которые вложены в различные объекты и размещены вне страны резидентства частного инвестора.

Смешенные иностранные инвестиции – вложения, которые осуществлены за границей и частным и государственным инвесторами.

В зависимости от характера использования существуют предпринимательские и ссудные инвестиции.

Предпринимательские инвестиции – это косвенные или же прямые вложения в разные виды бизнеса, целью которых является получение прибыли с помощью дивидендов.

Ссудные инвестиции – это инвестиции, доход по которым инвестор получает при помощи ссудных процентов.

Формы и виды иностранных инвестиций почти всегда выделяют как синонимы, т.е. они равны, однако можно выделить также следующие формы иностранных инвестиций:

в основной капитал (фонды) инвестирование денежных средств в такие объекты, которые по законодательству страны, где находится предприятие, попадают под определение основной капитал или фонды: машины и оборудование, здания и сооружения, компьютеры, станки и т.д.

финансовые инвестиции предполагают покупку за счет иностранных инвестиций различных ценных бумаг, а также вкладывание в уставный капитал не только данных инвестиций (денежных средств), но и купленных за них различных объектов, например, машины, оборудование, материалы и т.д.

2. Прямые иностранные инвестиции в России

На сегодняшний день, уже на правительственном и законодательном уровне решается вопрос относительно увеличения возможностей для инвесторов во всех отраслях. В частности после кризиса в России существовал резкий дефицит зарубежных инвестиций. Но сейчас ситуация улучшается за счет Федерального Закона №39 об инвестиционной деятельности.

Правовое регулирование иностранных инвестиций на территории РФ осуществляется Федеральным законом от 9 июля 1999 г. № 106-ФЗ «Об иностранных инвестициях в Российской Федерации» с последующими изменениями и дополнениями, другими законами и правовыми актами, а также международными договорами.

Согласно ст. №2 настоящего Закона иностранная инвестиция — это вложение иностранного капитала в объект предпринимательской деятельности на территории РФ в виде объектов гражданских прав, принадлежащих иностранному инвестору, если такие объекты гражданских прав не изъяты из оборота или не ограничены в обороте в РФ в соответствии с федеральными законами, в том числе денег, ценных бумаг (в иностранной и местной валюте), иного имущества, имущественных прав, имеющих денежную оценку, исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности (интеллектуальную собственность), а также услуг и информации.

Под прямыми иностранными инвестициями понимается:

приобретение иностранным инвестором не менее 10% доли, долей (вклада) в уставном (складочном) капитале коммерческой организации, созданной или вновь создаваемой на территории РФ в форме хозяйственного товарищества или общества в соответствии с ГК РФ;

вложение капитала в основные фонды филиала иностранного юридического лица, создаваемого на территории РФ;

осуществление на территории РФ иностранным инвестором как арендодателем финансовой аренды (лизинга) оборудования, указанного в разделах XVI и XVII Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности Содружества Независимых Государств (ТН ВЭД СНГ), таможенной стоимостью не менее 1 млн руб.

Приоритетный инвестиционный проект — это проект, суммарный объем иностранных инвестиций которого составляет не менее 1 млрд руб., или инвестиционный проект, в котором минимальная доля (вклад) иностранных инвесторов в уставном (складочном) капитале коммерческой организации с иностранными инвестициями составляет не менее 100 млн руб., включенные в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации.

В соответствии с Законом иностранный инвестор имеет право осуществлять инвестиции на территории Российской Федерации в любых формах, не запрещенных законодательством. Иностранный инвестор может участвовать в приватизации объектов государственной и муниципальной собственности путем приобретения прав или доли собственности в уставном капитале приватизируемой организации.

Законодательством РФ установлены и гарантируются равные права в осуществлении инвестиционной деятельности и использовании её результатов для иностранных и российских инвесторов. При этом ограничения для иностранных инвесторов могут быть установлены только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

В целях стимулирования роста инвестиций и ускорения социально-экономического развития РФ для иностранных инвесторов могут предоставляться различные льготы. Виды и порядок предоставления таких льгот устанавливаются законодательством РФ. В частности, льготы предоставляются иностранным инвесторам, имеющим долю или вклад в уставном капитале организации не менее 10% и осуществляющим реинвестирование в полном объеме полученных доходов на территории РФ.

Важнейшими положениями Закона являются статьи, гарантирующие права собственности и денежную компенсацию в случае ее принудительного изъятия. Согласно ст. 8 «имущество иностранного инвестора или коммерческой организации с иностранными инвестициями не подлежит принудительному изъятию, в том числе национализации, реквизиции, за исключением случаев и по основаниям, которые установлены федеральным законом или международным договором Российской Федерации».

В случае реквизиции иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями выплачивается стоимость реквизируемого имущества. При прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, иностранный инвестор или коммерческая организация с иностранными инвестициями вправе требовать в судебном порядке возврата сохранившегося имущества, но при этом обязаны возвратить полученную ими сумму компенсации с учетом потерь от снижения стоимости имущества.

При национализации иностранному инвестору или коммерческой организации с иностранными инвестициями возмещаются стоимость национализируемого имущества и другие убытки.

Иностранный инвестор имеет также право на возмещение убытков, причиненных ему в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Иностранный инвестор после уплаты предусмотренных законодательством РФ налогов и сборов имеет право на свободное использование доходов и прибыли на территории РФ для реинвестирования и на беспрепятственный перевод за ее пределы доходов, прибыли и других правомерно полученных денежных сумм в иностранной валюте в связи с ранее осуществленными им инвестициями (в том числе: доходов от инвестиций, полученных в виде прибыли, дивидендов, процентов и других доходов; денежных сумм в исполнении обязательств коммерческой организации с иностранными инвестициями или иностранного юридического лица, открывшего свой филиал на территории РФ, по договорам и иным сделкам; денежных сумм, полученных в связи с ликвидацией коммерческой организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного юридического лица либо отчуждением инвестированного имущества, имущественных прав и исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности; компенсаций и т.п.), а также вывоз ввезенных ранее для инвестиционных целей имущества и информации в документальной форме или в форме записи на электронных носителях.

В соответствии с законодательством разработку и реализацию государственной политики в сфере международного инвестиционного сотрудничества осуществляет Правительство Российской Федерации, которое:

определяет целесообразность введения запретов и ограничений осуществления иностранных инвестиций на территории РФ, разрабатывает законопроекты о перечнях указанных запретов и ограничений;

определяет меры по контролю за деятельностью иностранных инвесторов в РФ;

утверждает перечень приоритетных инвестиционных проектов;

разрабатывает и обеспечивает реализацию федеральных программ привлечения иностранных инвестиций;

привлекает инвестиционные кредиты международных финансовых организаций и иностранных государств на финансирование бюджета развития РФ и инвестиционных проектов федерального значения;

осуществляет взаимодействие с субъектами РФ по вопросам международного инвестиционного сотрудничества;

осуществляет контроль за подготовкой и заключением инвестиционных соглашений с иностранными инвесторами о реализации ими крупномасштабных инвестиционных проектов;

осуществляет контроль за подготовкой и заключением международных договоров РФ о поощрении и взаимной защите инвестиций.

Координация деятельности федеральных органов исполнительной власти по привлечению в экономику прямых иностранных инвестиций и аккредитация филиалов иностранных юридических лиц возложены на Министерство экономического развития РФ.

На протяжении последнего десятилетия иностранный капитал преимущественно направлялся в добывающие отрасли промышленности (в среднем свыше 22% от общего объема), и только в 2008 г. лидером по привлечению стали предприятия обрабатывающего сектора. Следующими по инвестиционной привлекательности объектами остаются торговля и общественное питание (20%), транспорт и связь (12%), а также недвижимость (9%) и финансовый сектор (6%).

Высокие темпы роста экономики в период с 2001 по 2008 г. обеспечили привлекательность российского рынка для иностранных инвесторов. Однако даже в этот период в привлечении инвестиций Россия отставала от других стран. Для сравнения: в экономику Китая — мирового лидера по привлечению прямых иностранных инвестиций в 2004 г. было вложено 60 млрд долл., а в 2005 г. — 72,4 млрд долл., т.е. в 6 раз больше, чем в РФ. По данным ЕБРР, суммарный объем прямых иностранных инвестиций накопительным итогом составляет около 6,5% от российского ВВП, что в 5 раз меньше среднего показателя для других европейских стран с переходной экономикой.

Согласно результатам ежегодного анализа инвестиционной привлекательности рынков различных стран, проведенного известной консалтинговой фирмой Ernst & Young путем опроса топ-менеджеров ведущих мировых корпораций, в 2009 г. Россия оказалась лишь на 9-м месте (в 2008 г. была на 6-м), значительно уступая не только развитым, но и развивающимся странам.

2. 1 Международные банковские кредиты

Международное банковское кредитование России стало быстро возрождаться с 1996года. Но в отличие от прошлых времен кредиты предоставлялись не государству, а частному сектору. При этом в соответствии с распространенной в тот период практикой кредитования стран с формирующимися рынками международные банки в качестве партнеров предпочитали банки, а не компании. Это позволяло им перекладывать на российские банки риски конечных заемщиков. Для российских банков такая практика также была выгодна, поскольку приносила им высокие прибыли за счет большой разницы в процентах между привлеченными средствами и выданными кредитами.

Накануне кризиса 1998 г. примерно 40 российских банков получили рейтинги международных агентств. На 1 декабря 1997 г. отношение иностранных пассивов к нетто-активам российских банков составляло 14%, т. е. было примерно на том же уровне, что и в странах Юго-Восточной Азии накануне финансового кризиса в этом регионе. У банков с разветвленными международными связями этот показатель был значительно выше среднего — 28-38%. На 1 января 1998 г. доля нерезидентов в общем объеме привлеченных российскими банками межбанковских кредитов достигла 60%.

Однако кризис 1998 г., выявив серьезные дефекты в деятельности российских банков, привел к резкому снижению доверия к ним со стороны международных банков. Российские крупные банки — активные партнеры международных банков стали банкротами. Серьезный удар по престижу российских банков был нанесен из-за их отказа (невозможности) выполнять форвардные контракты после четырехкратной девальвации рубля. Международные банки фактически возобновили синдицированное кредитование российских банков лишь с конца 2001 г., хотя отдельные кредиты были предоставлены несколько раньше. На мировой рынок синдицированных кредитов вышли крупные российские банки, некоторые по нескольку раз. Объем привлеченных кредитов превысил 750 млн. долл. Самый крупный кредит был получен Внешторгбанком (240 млн. долл.). Кредиты предоставлялись, как правило, на сроки от 6 до 12 месяцев под плавающую процентную ставку ЛИБОР. Надбавка сверх ЛИБОР (спрэд), которая зависит от платежеспособности заемщика, колебалась в пределах от 2,95 до 4,25% (спрэд для первоклассных заемщиков составляет 0,7-0,8%). Таким образом, российские банки получают дорогие по международным критериям синдицированные краткосрочные кредиты. Это негативно отражается на процентной ставке кредитов, предоставленных национальным конечным заемщикам, и не удовлетворяет их спрос на средне- и долгосрочные кредиты.

Однако если до кризиса международные банки предпочитали действовать через посредников (российские банки), то после него они стали активно кредитовать конечных заемщиков. На 1 апреля 2003 г. объем прямых международных кредитов, выданных иностранными банками российским компаниям, оценивался в 37 млрд. долл. Российская клиентура международных банков пока немногочисленна: это крупнейшие в основном экспорто-ориентированные компании, которые относятся к разряду первоклассных заемщиков и предъявляют высокий спрос на кредитные ресурсы.

Экспортные кредиты, в больших размерах привлекавшиеся в советские времена, выдаются обычно под гарантию государства. Российские власти сдержанно относятся к этой форме кредитования. Такая позиция аргументируется тем, что в силу своей связанности они выгоднее стране-кредитору, чем заемщику. Тем не менее, стремясь активизировать инвестиционный процесс, российское правительство в 1993-1997 гг. предоставило гарантии по этим кредитам на крупные суммы. Однако с их погашением возникли большие трудности. По этой причине, а также в силу активного выхода российских банков и компаний на мировой финансовый рынок этот вид кредитования окончательно утратил свою значимость.

2.2 Способы привлечения иностранных инвестиций

Основными способами привлечения прямых иностранных вложений в экономику России являются:

привлечение иностранного капитала в предпринимательской форме путем создания совместных предприятий (в том числе — путем продажи зарубежным инвесторам крупных пакетов акций российских акционерных обществ);

регистрация на территории России предприятий, полностью принадлежащих иностранному капиталу;

привлечение иностранного капитала на основе концессий или соглашений о разделе продукции;

создание свободных экономических зон (СЭЗ), направленное на активное привлечение зарубежных инвесторов в определенные регионы страны.

На первом этапе привлечения иностранных инвестиций в экономику бывшего СССР, в 1987-1991 гг. среди всех этих форм привлечения капитала преобладало создание совместных предприятий российских юридических лиц с зарубежными партнерами, создававшихся в форме закрытых корпораций (в нынешней российской терминологии фактически — обществ с ограниченной ответственностью или закрытых акционерных обществ). В дальнейшем, когда недостатки “советской” формы СП — произвольная оценка вкладов сторон, невозможность контроля производства иностранным партнером, неликвидность вклада в уставный фонд — стали очевидными, преобладающей (в особенности для крупных инвесторов) формой вложений в России стало приобретение крупных пакетов открытых АО (что стало особенно актуальным в ходе приватизации) или создание 100%-ых дочерних предприятий. Обе эти формы прямого инвестирования остаются преобладающими и в настоящее время, хотя начала расти роль вложений в различные финансовые и страховые предприятия (в 1997 году только 26% прямых иностранных инвестиций было направленно в промышленность, 9% в деятельность по обеспечению функционирования рынка (аудит и реклама), а целых 54% (или 2,1 млрд долларов) – в финансово-кредитную сферу)

До сих пор в России не получило развития привлечение инвесторов на основе концессий и соглашений о разделе продукции (эта форма широко применяется в других странах в первую очередь для привлечения иностранных вложений в разработку недр, лесных и водных ресурсов, использование государственных земель). Несмотря на то, что среди иностранных инвесторов уже проводились тендеры на освоение на концессионных началах ряда российских месторождений (в т.ч. Сахалинского нефтяного шельфа), практическое их освоение так и не началось. Подписанный же Президентом РФ в декабре 1995 г. закон “О соглашениях о разделе продукции” пока практически нереализуем на практике, т.к. отсутствует обеспечивающая его выполнение нормативная база (так и не принят закон, устанавливающий перечень месторождений к которым может применяться закон соглашениях о разделе продукции).

Не получили пока должного развития в России и свободные экономические зоны (СЭЗ). В отсутствие закона о СЭЗ уже созданные зоны (СЭЗ “Находка” в Приморье, СЭЗ “Янтарь” в Калининградской области и др.) существуют практически в правовом вакууме. Это приводит к постоянным конфликтам местных и федеральных властей, произвольному введению и отмене льгот для инвесторов и т.п., что в конечном счете сводит на нет усилия по привлечению в СЭЗ иностранных вложений.

Анализ структуры уже привлеченных прямых инвестиций в первую очередь показывает их весьма узкую отраслевую направленность. Львиная доля таких инвестиций направляется либо в экспортно-ориентированные отрасли (ТЭК /включая нефтехимию/, горнодобывающая промышленность, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность), либо в сверхприбыльные проекты с малыми сроками окупаемости и незначительной фондоемкостью (торговля, телекоммуникации, общественное питание, строительство офисных и гостиничных зданий в крупных городах, пищевая промышленность, финансовые услуги).

Такой “отраслевой перекос” не случаен — он в значительной мере отражает реальное положение сегодняшней России в международном разделении труда. Страна выступает на мировой экономической сцене как экспортер сырьевых ресурсов и продуктов первого передела, и как импортер иностранной высокотехнологичной продукции и услуг, рассчитанных в первую очередь на потребительский спрос. В то же время такая отраслевая структура инвестиций свидетельствует и о том, какие категории иностранных инвесторов в первую очередь готовы производить прямые вложения в Россию, невзирая на высокие риски и крайне неблагоприятный инвестиционный климат. Прежде всего это:

крупнейшие транснациональные корпорации, рассматривающие вложения в Россию как способ получения доступа к российским ресурсам и внутреннему рынку. Инвестиции в Россию являются для них лишь относительно небольшой частью глобальной долгосрочной инвестиционной стратегии, что позволяет им мириться с высокой рисковостью и временной невыгодностью вложений. К этому разряду можно отнести крупнейших иностранных инвесторов в российском топливно-энергетическом комплексе (Exxon, Amoco, Occidental Petroleum), химической промышленности (Procter & Gamble), пищевой промышленности (CocaCola, BAT Industries, Philip Morris), финансовом бизнесе (Chase Manhattan Bank, Citibank, ABN-AMRO), отчасти — в области телекоммуникаций (Siemens, Alcatel, US West);

средний и мелкий иностранный капитал, привлекаемый в Россию сверхвысокой рентабельностью и быстрой окупаемостью отдельных проектов (как правило, при этом, не требующих очень высоких капитальных затрат), прежде всего — в торговле, строительстве и сфере услуг. Указанные преимущества перекрывают в глазах этих инвесторов общие недостатки и риски, присущие инвестиционному климату России;

инвесторы из числа представителей российской диаспоры в зарубежных странах, а также компании, вкладывающие в Россию незаконно вывезенный за ее пределы и легализованный за рубежом капитал. Для таких инвесторов также в первую очередь характерны вложения в высокорентабельные и быстроокупаемые проекты; риски инвестиций в Россию для них существенно снижаются за счет хорошего знания местной специфики и обширных деловых и статусных контактов в стране.

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является важным средством устранения инвестиционного «голода» в стране. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Требуется принятие ряда кардинальных мер, направленных на формирование в стране, как общих условий развития цивилизованных рыночных отношений, так и специфических, относящихся непосредственно к решению задачи привлечения иностранных инвестиций. Среди мер общего характера в качестве первоочередных:

- достижения национального согласия между различными властными структурами, социальными группами, политическими партиями и прочими общественными организациями по поводу приоритетности решения общенациональной проблемы выхода России из экономического кризиса;

- ускорение работы Государственной думы над общехозяйственным (в том числе Гражданским кодексом) и уголовным законодательством, нацеленным на создание в стране цивилизованного некриминального рынка;

- радикализация борьбы с преступностью;

- торможение инфляции всеми известными в мировой практике мерами за исключением невыплаты трудящимся зарплаты;



- пересмотр налогового законодательства в сторону его упрощения и стимулирования производства;

- мобилизация свободных средств предприятий и населения на инвестиционные нужды путем повышения процентных ставок по депозитам и вкладам;

- внедрение в строительстве системы оплаты объектов за конечную

строительную продукцию;

- запуск предусмотренного законодательством механизма банкротства;

- предоставление налоговых льгот банкам, отечественным и иностранным инвесторам, идущим на долгосрочные инвестиции с тем, чтобы полностью компенсировать им убытки от замедленного оборота капитала по сравнению с другими направлениями их деятельности;

- формирование общего рынка республик бывшего СССР со свободным перемещением товаров, капитала и рабочей силы.

Привлечение в широких масштабах иностранных инвестиций в российскую экономику преследует долговременные стратегические цели создания в России цивилизованного, социально ориентированного общества, характеризующегося высоким качеством жизни населения, в основе которого лежит смешанная экономика, предполагающая не только совместное эффективное функционирование различных форм собственности, но и интернационализацию рынка товаров, рабочей силы и капитала.

2.3 Оценка состояния иностранных инвестиций в России

В последние годы в России динамика притока и оттока инвестиций опережала динамику экспорта и импорта товаров и услуг, что вполне соответствует основным мировым тенденциям. При этом, несмотря на отток капитала в форме прибылей или деинвестирования, постоянно росли объемы накопленных в стране иностранных инвестиций и собственных российских инвестиций за рубежом.

Согласно опросам, 90% иностранных инвесторов объясняют свои вложения в Россию значительным объемом ее внутреннего рынка, 80% — высокими темпами роста, 52% — политической и макроэкономической стабильностью и только 25% респондентов называют важным фактором стоимость сырья, энергии и рабочей силы. Претензии к инвестиционному климату в России в основном носят неэкономический характер и касаются в первую очередь коррупции, административных барьеров, а также некачественного законодательства и проблем с правоприменением.

Экспорт капитала, конечно же, отвлекает ресурсы из фонда накопления страны, однако он необходим, ибо без должной зарубежной базы подготовки, продвижения, маркетинга и обслуживания ныне невозможен не только промышленный, но даже современный углеводородный экспорт. К тому же доходы от российских инвестиций за рубежом заметно возросли – с 6,2 млрд. долл. в 2005 г. до 24,8 млрд. в 2006 г. хотя перевод прибылей по иностранным капиталовложениям в Россию (около 40 млрд. долл.) еще превышает зарубежные доходы отечественных инвесторов, но этот разрыв постепенно сокращается. В целом иностранные инвестиции в Россию пока приносят их владельцам более высокую норму прибыли, чем российские за границей, правда, эта норма существенно колеблется по отдельным периодам.

3. Правовое регулирование иностранных инвестиций

Есть несколько уровней их регулирования: национальный и международный, т.к. иностранные инвестиции затрагивают минимум две страны: нахождения инвестора и получателя инвестиций (организации, например).

Все законодательство, которое направлено на регулирование иностранных инвестиций, классифицируют как: нормы международных договоров, общегражданское и специальное законодательства.

Начнем с норм международных договоров. Они появляются при необходимости регулирования на международном уровне. Действие данных норм направлены на отношения, которые связаны с использованием и приобретением иностранных инвестиций. Что сюда относят?

1.   Международные двусторонние соглашения направленные на защиту и поощрение иностранных инвестиций. Они рассматриваются только как дополнительные гарантии к существующим нормам, которые есть в национальных законах.

2.   Международные соглашения о борьбе с двойным налогообложением. Они направлены на уплату налогов только один раз.

3.   Конвенции со многими сторонами. Они направлены на более тесную экономическую работу между многочисленными сторонами.

Общегражданское законодательство применяется тогда, когда специальное законодательство не может регулировать деятельность инвестора.

Специальное законодательство регулирует иностранные инвестиции с помощью различных национальных законов.

На практике в большинстве стран, несмотря на принятые законы, либерализующие инвестиционный режим, все-таки сохраняются различные ограничения для деятельности иностранных инвесторов. Это касается не только процедурных вопросов (требование предварительного разрешения на инвестирование, многоступенчатость и длительность процедуры рассмотрения заявок), но и прямых ограничений на иностранные инвестиции в отдельных отраслях экономики (или даже запретов), лимитирование иностранного капитала в компаниях или возможность его участия в них только совместно с отечественными инвесторами и др.Характерной чертой современного национального законодательства в области прямых иностранных инвестиций является расширение сферы его распространения на все виды имущественных активов и связанных с ними прав собственности, а также прав на интеллектуальную собственность. Хотя национальные законы касаются преимущественно частных инвестиций, они часто распространяются на инвестиции государственных организаций и инвестиции самого государства.

Заключение

Международный опыт показывает, что макроэкономические задачи государственного регулирования могут содержать значительные внутренние противоречия. Так, стабилизация цен в рамках антиинфляционных программ вызывает, как правило, уменьшение темпов экономического роста и спад инвестиционной активности, а решение проблемы инвестиций генерирует инфляционные процессы.Экономическое регулирование должно носить многоцелевой характер, что предполагает сочетание в рамках комплекса осуществляемых государством разноплановых мер, направленных на достижение взаимно противоречащих друг другу целей, динамическую сбалансированность мероприятий, прогнозирование результатов и своевременное корректирующее воздействие с целью нейтрализации негативных последствий.Между тем проводимая в ходе рыночных преобразований в России экономическая политика была ориентирована преимущественно на одну цель — стабилизацию цен. Следствием ее осуществления явились: экономический спад, пятикратное снижение объема инвестиций, ухудшение состояния производственного потенциала, возрастной структуры основных производственных фондов, усиление деформации производства, денежной массы, платежной системы, существование секторов экономики с резко различающимися уровнями доходности, нерешенность вопросов формирования доходной базы бюджета, накопление социальных проблем и т.д.В основу политики экономического реформирования была положена монетаристская концепция экономического регулирования. В условиях высокой инфляции, сковывавшей механизмы рыночного саморегулирования, в качестве приоритетных конечных целей макроэкономического воздействия рассматривалось снижение темпов инфляции, в то время как инвестиции и производство принимались за вторичные, производные процессы, автоматически возобновляемые при создании благоприятной финансовой среды.

Россия находится на периферии международных инвестиционных процессов. Ее доля в накопленном мировом объеме ввоза и вывоза прямых инвестиций в середине текущего десятилетия достигла 0,5 и 1% соответственно.   Занять достойное место в мировой экономике страна может, лишь проводя грамотную и последовательную политику в области регулирования иностранных инвестиций. Такая политика должна включать, прежде всего, комплекс мер по привлечению иностранных инвестиций.

Список литературы:

Барышева Г. Инвестиции в научно-образовательный комплекс. // Экономист. 2001. №9.

Берзон Н. Формирование инвестиционного климата в экономике. // Вопросы экономики. 2001. №7.

Линдерт П.Х. Экономика мирохозяйственных связей.-М.:Прогресс,1992.

Международные экономические отношения. Под ред. Рыбалкина В.Е. Учебник. — М.:1997.,378c.

Международные экономические отношения. Учебник / Под общ. ред. Рыбалкина В.Е. — 2-е изд., перераб. и доп. — М.: ЗАО «Бизнес-школа «Интел-Синтез», Дипломатическая академия МИД РФ, 1998. — 368 стр.

Международные отношения. Под ред. Красавиной Л.Н. — М.: Финансы и статистика.,1994.,589c.

Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник / Под ред. Л.Н. Красавиной. — 3-е доп. и перераб. — М.: Финансы и статистика, 2005. — 576с.: ил.

Международные экономические отношения: Учебник для вузов/ Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. — 485 с.

Мировая экономика и международные отношения, 2009, №1.

Основы внешнеэкономических знаний. Под ред. Фаминского И.П. — М.: Международные отношения,1990.,560с.

Россия : внешнеэкономические связи в условиях перехода к рынку / Под ред. И.П. Фаминского. — М: Международные отношения, 1993. — 430 с.

Российский статистический ежегодник, 2007: стат. об. / Росстат. М., 2007.

Семенов К.А. Международные экономические отношения: Курс лекций. - М.: Гардарики, 2000. — 336 с.

Смыслов Д.В. Иностранный капитал на фондовом рынке России // Деньги и кредит, 2008. №1. С. 17.

Хмыз О.В. Привлечение иностранных инвестиций в Россию. Особенности. М.: Книга-сервис, 2002. С. 14.




Предыдущий:

Следующий: