инф. культура гос. управления и бизнеса

Информационная культура гос. Управления и бизнеса

Информационная культура – умение целенаправленно работать с информацией и использовать для её получения, обработки и передачи компьютерную информационную технологию, современные технические средства и методы.

Информация  как  совокупность  каких-либо  сведений,  данных,  фактов, характеристик о соответствующих предметах, явлениях, процессах,  отношениях,событиях  и  т.д.,  собранных  и  систематизированных   в   пригодную   для использования  форму,   составляет   основу   государственного   управления. Управленческая информация — это часть социальной информации.

      Источники, порождающие управленческую информацию: нормы законодательных и иных актов, управомачивающие государственные  органы и государственных служащих на принятие управленческих решений; обращения граждан в государственные  органы  по  реализации  своих  законных интересов и субъективных прав; обязательные указания вышестоящих государственных органов факты,  отношения,  выявляемые  в  процессах  контроля,  которые  составляют состояние управляемых объектов; проблемные, конфликтные, экстремальные и иные сложные ситуации.

      Информации   должна    соответствовать    требованиям    актуальности, достоверности,  достаточности,  доступности   и   аутентичности   (словесное выражение в доступной форме).      Характер и  объем  управленческой  информации  должен  соответствовать компетенции государственных органов, функциям и полномочиям  государственных должностей.

      Информационную   систему   ГУ   должны   обуславливать   единство    и всеохватываемость. Тогда можно надеяться на рациональность  и  эффективность ГУ.  Особенно   актуально  формирование   системы   содержания   информации (сведения,   отражающие    материальные,    производственные,    социальные, технические и  технологические  параметры  управляемых объектов:  данные  о нормах,  нормативах,  стимулах   регулирующих   производственную,   духовно- культурную  и   иную   деятельность   управляемых   объектов:   сведения   о количественном  и  качественном  составе   персонала   госорганов).    Важно сочетание механических средств ручного обращения с информацией,  электронно- вычислительных машин и человеческого разума. Примером информационных  систем может служить:  Консультант +, Гарант,  ЦБКИ  -  центральный  банк  кадровой информации.

Информационная культура бизнеса

Под информацией в бизнесе понимаются сведения, которые могут оказать влияние на производственный процесс предприятия и его положение на рынке товаров.Предпринимательская деятельность невозможна без информационного обеспечения. Прежде чем начинать свою деятельность, предприниматель должен оценить условия производства, возможности получения ресурсов, степень насыщенности рынка, емкость рынка – все это возможно только с помощью получения и обработки необходимой информации. Всю имеющуюся и поступающую на предприятие информацию можно представить как деловую, релевантную и текущую.Деловой вид информации представляет собой информацию о внутренней и внешней среде бизнеса. Такая информация необходима для принятия управленческих решений. На разных этапах принятия управленческого решения необходимы различные виды деловой информации. Например, на Ульяновском автозаводе выпускается автомобиль. Для выхода на внешний рынок модель должна иметь название. То, что модель уже готова к массовому производству, но не имеет еще названия – это оперативная информация. Она становится доступной для всех работников завода, с целью привлечь их к нахождению красивого названия. Этот вид информации называется обзорной информацией. На следующем этапе от работников завода поступают предложения, которые рассматриваются соответствующим отделом. Данный вид информации представляет собой итоговую информацию, позволяющую прийти к принятию решения.Релевантная информация – это такой вид информации, которая собирается для определения конкретной задачи, цели; за определенный период времени или под конкретное лицо. С помощью названного вида информации происходит обоснование цели деятельности, разработка и выход на рынок нового продукта и т. п. Релевантная информация в значительной степени используется в маркетинге.Под маркетингом предприятия понимается гармоничное сочетание предпринимательской, управленческой, коммерческой, социальной, финансовой и других типов деятельности по удовлетворению потребностей, запросов и интересов потребителей в целях увеличения прибыли, обеспечения устойчивого функционирования и развития предприятия.Маркетинговые исследования – это начальный этап деятельности любого предприятия. Без анализа всей совокупности рыночных отношений невозможно существование предприятия в рыночных условиях.Текущая информация – это информация о событиях, сопровождающих события, происходящие в бизнесе. Она может быть бытовой и сигнальной. Под бытовой информацией в бизнесе понимают информацию, носящую частный характер, т. е. предназначенную и важную только для бизнесмена. Сигнальная информация связана с экономическим положением предприятия. Она может иметь как позитивный, так и негативный характер.В свою очередь деловая и релевантная информация может представлять бизнес-информацию, состоящую из данных об изготовителе, продавце товара, о фирмах-конкурентах, товарах, работах, услугах и т. п.Бизнес-информация по месту ее прохождения подразделяется на внутреннюю и внешнюю.Внутренняя информация содержит:• данные внутрифирменной системы информации;• данные информационно-аналитической работы сотрудников;• данные информационно-аналитической работы предпринимателя.К внутренней информации относятся сведения о выручке, прибыли и убытках; статистике оборотов, заказов, клиентов, об издержках производства; о количестве и качестве выпускаемой продукции; о технологии, оборудовании, о совершенствовании труда и перспективах роста его производительности и т. п.Внешняя информация включает:• данные международных информационных систем;• данные национальных информационных систем;• данные средств массовой информации;• данные специализированных структур.Следовательно, внешняя информация состоит их данных о состоянии международных рынков; о состоянии экономики страны в целом, отдельных регионов и отраслей; о потребителях, поставщиках и конкурентах; о научных открытиях, патентовании и лицензировании в соответствующих отраслях и т. п.Для принятия качественного управленческого решения информация должна иметь заданные свойства и соответствовать определенным требованиям. Требования к информации в бизнесе можно разделить на два основных направления: по целенаправленности и по качеству. По целенаправленности информация должна быть полезной, достоверной, полной и своевременной. По качеству информация определяется достаточностью, усвоением, точностью и новизной.Для принятия качественного управленческого решения, помимо требований к самой информации, необходимо выполнение определенных требований и работниками, участвующими в процессе управления предприятием. Основным из них является информационная культура, овладение которой становится все более важным и необходимым условием успешности в бизнесе. Под информационной культурой понимается создание условий на предприятии, при которых каждый специалист в состоянии самостоятельно получить, обработать и оценить информацию, направленную на достижение целей предприятия, сделав ее доступной для персонала.Оптимальная информационная культура в бизнесе должна соответствовать следующим требованиям: организация наиболее рационального обмена информацией; создание необходимых и достаточных условий для сбора, хранения, переработки и передачи информации; обеспечение необходимого объема сведений для специалистов; овладение персоналом основами информационной культуры.Мировая экономическая система, вступившая в эпоху формирования информационного общества, характеризуется качественно новым производственным аппаратом, основанным на компьютеризированных орудиях труда и информационных технологиях.Под информационными технологиями подразумевается использование компьютерной, вычислительной техники и систем средств связи для создания, сбора, хранения, обработки информации во всех сферах общественной жизни.По мере того как информационные технологии обеспечивают создание информационного общества, возникает мощная индустрия, называемая информационным бизнесом, предназначенная удовлетворять его потребности.Современные автоматизированные информационные системы, необходимые сегодня для успешного ведения бизнеса, можно разделить на несколько классов:1. Информационная поддержка бизнеса:• информационные справочные системы;• экспертные системы;• различные базы данных.2. Финансово-экономические информационные системы: • бухгалтерский учет и аудит;• банковские автоматизированные информационные системы;• автоматизированные системы фондового рынка.3. Управленческие автоматизированные информационные системы:• системы безбумажного документооборота;• управленческие автоматизированные информационные системы;• правовые информационные системы.Реализация современных компьютерных технологий наиболее полно осуществляется в компьютерных сетях.Информационный бизнес можно рассматривать с различных точек зрения, охватывающих технические, технологические и экономические аспекты информационного рынка. Информационный бизнес охватывает не только промышленные области производства, но и сферу распространения и рекламы, а также торговлю «электронными образцами».



Информационная культура СМИ

Средства массовой информации являются одним из мощнейших инструментов формирования социального пространства в современном мире.

С развитием информатизации российского общества средства массовой коммуникации начинают оказывать все более ощутимое воздействие на различные сферы жизни социума, в частности, на политическое сознание и поведение населения.

Средства массовой коммуникации играют в политической жизни общества существенную роль, имея самое непосредственное отношение к его жизнедеятельности и выполняя репродуктивную (отображают политику через радио, телевидение и прессу) и креативную (творящую) функции.

Актуальным вопросом на современном этапе остается то, что основная функция института СМИ в России состоит в артикуляции интересов владельцев СМИ и информировании аудиторий о текущих событиях, в том числе и о политических. Конечно, до реальной объективности в подаче информационных материалов еще далеко, но этого не смогли добиться даже самые уважаемые СМИ мира (что мы видели недавно на примере освещения войны в Ираке). Гораздо важнее, что основная функция СМИ в России стала именно такой, какая и должна быть у института СМИ – информирование.

Доступ населения к средствам массовой информации решительно изменился еще в 90-е годы ХХ в. Существенно изменились и сами СМИ. С одной стороны, экономический кризис резко подействовал как на людей, так и на средства массовой информации. Для многих это означало, что, имея гораздо больший выбор информационных источников, они едва ли могли ими воспользоваться. Газеты и журналы в Советском Союзе полностью субсидировались, поэтому, если люди и не имели доступа к независимой политической информации, то основная масса других областей информации и культуры была доступна значительной части населения.

Информационная культура предполагает в первую очередь ответственность СМИ за содержание распространяемой информации. Свобода слова здесь сталкивается с правом общественности быть информированной должным образом. Однако ограничение на смакование в СМИ неприглядных подробностей жизни людей, насилия – это не акт цензуры, а элементарная норма, которую нам всем еще предстоит сформировать. Человек имеет право знать все, что необходимо, чтобы ориентироваться в окружающем мире, находить наиболее оптимальные решения, в том числе для выхода из сложных кризисных ситуаций. Эта потребность имеет естественную природу, поэтому право на информацию совершенно справедливо относят к естественным правам человека. На средства массовой информации возложена еще одна миссия – они должны обеспечить культурную самозащиту общества.




Предыдущий:

Следующий: