и ботаники делают бизнес

Предисловие Евгения Чичваркина

Вы держите в руках, вероятно, лучшую книгу о предпринимательстве в России.

Она мне понравилось намного больше, чем книга, которую Максим Котин написал про

меня. Многие люди не любят слушать свой голос, записанный на диктофон. Может быть,

тут такой же эффект. А может быть, просто автор за несколько лет сильно вырос.

С первых страниц он волшебным образом заставляет тебя поверить в то, что ты уже

прочитал, и в то, что ты прочтешь дальше.

Герой книги Федор Овчинников представляет собой вымирающий вид российского

коммерсанта – коммерсанта свободного. Свободного от вертикали и «Единой России». Он

не коммерс подментованный, а капиталист– максималист.

Он самородок и отморозок. Я употребляю слово «отморозок» в хорошем смысле. Для

тех, кого оно смущает, предлагаю неологизм «саморозок», объединяющий оба понятия.

1Зачастую, чтобы стать коммерсантом, нужно сделать один прыжок веры. Это очень

трудно. У Федора все прыжки были в никуда, в темноту. Каждый прыжок был прыжком

веры. Он человек с самурайским бесстрашием.

Читая книгу, я ловил себя на мысли: вот это я, это опять я, это совсем не я, а это все-

таки я. Федор спотыкался и падал там, где я спотыкался и разбивал коленки. Ошибки с

учетом товара. Делегирование полномочий ненадежным менеджерам. Предательство

людей, в которых ты верил, а они вдруг уволились, потому как поняли, что на самом деле

всю жизнь хотели работать сторожами на пустыре. Это мне все очень знакомо. В русском

бизнесе все происходит ровно так, как описано в книге.

Но кое-что изменилось с тех пор, как я начинал бизнес. Теперь труднее. Проценты за

кредиты стали страшенные. Повысилась стоимость рабочей силы. Усилился фактор

«Единой России». И в целом стало понятно, что советская гниль никуда не ушла, а просто

мутировала. Из красной плесени получилась бело-сине-красная. Цветок свободы вырос на

гнилом болоте, и плесень его побеждает. В болоте комфортно чувствуют себя только

ежины-сбажины, а не свободные коммерсанты.

Книга дает пищу для ума и, я надеюсь, поможет людям осознать, где они живут. И

заставит задуматься, что делать на следующих выборах. Стоит ли идти и пачкать

бюллетень или не стоит. Если вам книга не понравится, вам следует одеться в одинаковую

одежду и идти маршировать под речевки.

В России мало предпринимателей. Но много молодых людей от двадцати лет, которые

хотят стать настоящими бизнесменами. Они хотели бы работать на себя и стать хозяевами

своей судьбы, потому что это в человеческой природе. Эта книга написана для них.

Формально история Федора Овчинникова – это не история успеха. Но это история

безусловного человеческого роста. Я уверен, что он будет богат.

Книга просто привела меня в восторг. Для меня всегда недосягаемым лидером была

«Представьте себе!» Тома Питерса. Но из книг о предпринимательстве по-русски «И

ботаники делают бизнес» – точно лучшая. Хоть Федор мне и не кажется таким уж

ботаником.

Когда ее читаешь, запитываешься позитивной энергией. Повышается настроение.

Хочется что-то делать, хочется сражаться. Хочется идти открывать магазин.

Так что если вы читаете эти строки в магазине и пока не оплатили книгу – смело идите

на кассу. Это будет не напрасная трата денег, а хорошая инвестиция.

Евгений Чичваркин,

создатель компании «Евросеть»,

househusband

Предисловие автора

Людям нравятся истории успеха, поэтому принято писать про предпринимателей,

которые добились своего и стали миллионерами.

Вы, может быть, читали такие истории. И наверное, ловили себя на мысли, как они

похожи.

Два-три десятилетия превращения пары тысяч долларов в миллиарды замазаны

крупными мазками. Автор явно держит в уме кривую биржевых котировок своей

компании. Поэтому трудно избавиться от ощущения, что он сглаживает углы и опускает

ключевые детали, в которых вся суть. В то же время он делает слишком уж смелые

выводы из своего частного опыта и выдает банальности под видом откровений.

Если вы держали хоть одну такую книгу в руках и читали все эти оптимистичные

призывы начать свое дело, вы, вероятно, задавали себе вопрос: а какое это имеет

отношение к моей жизни и реальности, которая меня окружает?

Этот вопрос сегодня задают себе в России все больше и больше людей.

Когда-то бизнес здесь был уделом избранных. Нужно было не только обладать связями

в правительстве (желательно еще с коммунистических времен), но и иметь навыки

стрельбы из пистолета или как минимум носить бронежилет.Максим Котин — И ботаники делают бизнес

Немногие решались стать бизнесменами, но для смелых и приз был велик: за год-

другой можно было превратиться в миллионера, за пятилетку – в миллиардера и одного из

самых богатых людей планеты.

Лихая бесшабашность требовалась и тем, кто опоздал к разделу госсобственности и шел

следом, во втором эшелоне. Приз для них был уже поменьше, но тоже весьма

соблазнителен: лет за десять можно было с нуля создать компанию, на строительство

которой на Западе ушла бы вся жизнь.

Но и эти золотые и страшные времена остались в прошлом. Вести бизнес в России

теперь сложнее и проще одновременно. Появилась конкуренция, законы стали строже,

шансы сразу сорвать куш драматически упали. Зато больше нет эпической неразберихи, и

возникла даже какая-никакая деловая инфраструктура.

И теперь в бизнес идут не бандиты или авантюристы, а самые обыкновенные люди,

менеджеры среднего звена, интеллигенты и ботаники.

Они не собираются в клуб миллиардеров, не надеются захватить нефтяную вышку и не

думают создавать самую большую на планете компанию. Они хотят просто чуть-чуть

изменить свою жизнь. Ну и чуть-чуть изменить мир вокруг.

Нет в окрестностях симпатичного европейского ресторана с приятной обстановкой и

недорогой кухней? Можно открыть самому. Никто не издает хороших детских книжек,

которые было бы приятно держать в руках? Почему бы не издавать их самостоятельно. В

супермаркете нельзя найти вкусных помидоров? Значит, собственный интернет-магазин

фермерских продуктов исправит ситуацию.

Еще недавно верхом мечтаний для таких людей была интересная работа за оклад,

которого хватало бы на оплату кредита на импортный автомобиль и отпуск за границей.

Но теперь всего этого многим уже недостаточно. Идея своего дела потрясает динамики

айфонов, проникает в Facebook, теснит на квартирниках дежурный обмен мнениями по

поводу новинок кино и литературы.

На языке предыдущих поколений этих наивных идеалистов, скорее всего, называли бы

мечтателями и лохами. Но именно они заполняют сегодня пустоту вокруг себя. Вы

наверняка лично знаете хотя бы несколько таких людей. Прежде далекие от

предпринимательства, они теперь жадно вчитываются в истории успешных бизнесменов

Запада или России.

Каждый из них ищет ответ на простой вопрос: а что будет со мной, если я прямо сейчас,

в условиях современной России, которой правят олигархи, корпорации, чиновники и

силовики, возьму и брошу большую, но чужую компанию, чтобы сделать маленькую, но

свою?

История предпринимателя Федора Овчинникова отвечает на этот вопрос.

Как и многие, он не успел к бесплатной раздаче советской собственности и пропустил

время пустых прилавков.

Как у других, у него не было богатых родственников, папа его не работал

губернатором, и не имелось даже квартиры от прабабушки, которую можно было продать,

чтобы начать свое дело и изменить свою жизнь.

Как и большинство людей, он вроде бы был не очень приспособлен к тому, чтобы вести

бизнес в России. Во всяком случае он не умел «отжимать» партнеров, протискиваться без

очереди и решать вопросы, не говоря уж о том, чтобы иметь бронежилет и стрелять из

пистолета.

Он самый обыкновенный человек, такой, как я или вы. Хорошо учился в школе, был

ответственным, инициативным работником, примерным семьянином и жил в городе, в

котором вырос. Просто однажды он решил, что может больше.

Все, что было тогда у Федора Овчинникова, – это надежда на свои силы и несколько

парадоксальная вера в мир вокруг.

Федор думал: если строить бизнес на счастье покупателей, а не на их безысходности,

это не может не привести к успеху. Федор считал: все времена одинаковы, и мир всегда

3дает шанс смелым и решительным.

Борьба этой веры в лучшую жизнь и окружающей действительности продолжалась

четыре года и закончилась за несколько месяцев до того, как я сел писать эти строки.

Нельзя сказать, чтобы Федор проиграл, но и нельзя сказать, чтобы он добился успеха,

во всяком случае такого, какой принято описывать в книжках про удачливых

предпринимателей. Но именно поэтому я и решил обо всем этом рассказать.

Я хотел описать реальную жизнь, реальные проблемы, реальные трудности. Я хотел

создать портрет представителя третьей волны российских предпринимателей, которые

начинают бизнес в наши дни, когда все, казалось бы, поделено и нет былых

фантастических возможностей. Я хотел создать самую честную книгу о

предпринимательстве в современной России.

Но помимо всего прочего, я хотел рассказать историю идеалиста, который оказался

достаточно смел, чтобы попытаться воплотить свои идеалы в реальность, несмотря на

обстоятельства.

Мне кажется, что для этого нужно больше смелости, чем требовалось тем, кто ходил в

бронежилетах.

Да, людям нравятся истории успеха.

Это история борьбы.

Глава 1

Переход Федора через Ы

Это случилось в городе с двумя Ы.

Редко встречаются названия городов, в которых присутствуют сразу две буквы Ы.

Может быть, другого такого и вовсе нет на белом свете. Поэтому жители часто прямо так

и называют свой город: город с двумя Ы.

Точнее, это случилось в парке имени Кирова. Федор там, как и всегда по выходным,

гулял с дочкой. Лиза спала в коляске – как и положено маленькому ребенку. Солнце

светило, но не грело – как и положено солнцу в парке имени Кирова в городе с двумя Ы.

Федор не слушал музыку, не болтал по телефону и даже не пил пиво, поэтому ему

совсем ничего не оставалось, кроме как думать. Вообще в последнее время он все чаще

задумывался. Похожа ли его жизнь в этом городе с двумя Ы, где ему выпало родиться, на

жизнь, которую он хотел бы прожить?

Федору уже исполнилось двадцать пять, а чего он достиг? Совсем недавно цифра

тридцать казалась слишком большой абстракцией – ну как цифра десять в двадцать

седьмой степени.

Теперь она маячила за поворотом, как в маленьком городе с двумя Ы маячит за каждым

поворотом стела, поставленная при прежней власти и получившая за свою трехчастность

народное название «трипера».

В этот раз размышления привели Федора к единственно верному решению: больше не

размышлять. Федор решил действовать.

Это решение должно было кардинально изменить его собственную жизнь, а значит, и

жизнь всей его семьи. Несмотря на это, Федор ничего не сказал жене, когда вернулся с

прогулки. Ничего не сказал и маме, когда встретил ее на работе. Ничего не сказал

лучшему другу, когда переписывался с ним в чате. Он не боялся, что им удастся его

отговорить. Просто не хотел снова все это слушать: «А вдруг у тебя ничего не получится?

А что ты будешь делать, если у тебя не получится? В этом городе с двумя Ы у тебя точно

ничего не получится…» Ну зачем снова слышать все это?

В последнее время раздражает нытье вокруг: «оборотни в погонах», высокие налоги,

чиновники, административные барьеры… Да, все это есть. Я мечтаю о том, чтобы Россия

изменилась. Надо перестать ныть и начать действовать.Максим Котин — И ботаники делают бизнес

БЛОГ ФЕДОРА

Когда Федор только окончил институт, ему пришло в голову открыть в городе с двумя

Ы какой-нибудь ресторан или предприятие быстрого обслуживания. Хотя на дворе был

уже двадцать первый век, в городе не было «Макдоналдса». И вообще ничего не было.

Если человек хотел поесть, он шел в столовую в универсаме «Универсам». В столовой

надо было жевать стоя, чай подавали в пластиковых стаканах, а в пицце пытались

подменить сыр майонезом. Как Федор уже успел узнать, подменять сыр майонезом, а

жизнь – пластиком пытались не только в городе с двумя Ы. А значит, его триумф должен

был стать только первым шагом на пути к большому успеху. Начинать в городе с двумя Ы

– это ведь не приговор: первый «Макдоналдс» тоже ведь открылся не в Нью-Йорке, а в

небольшом городке Сан-Бернардино.

Федор читал в книжках и газетах истории людей, которые начинали с нуля и заработали

миллионы и миллиарды. Он считал, что ничуть не хуже других: голова у него соображала

хорошо, энергии было с избытком. Не хватало только денег, чтобы начать. Поэтому

Федор решил тогда начать с попкорна.

Чтобы начать попкорновый бизнес, хватило бы пары тысяч долларов. Тысячу стоил сам

аппарат по производству воздушной кукурузы и тележка к нему. Еще столько же ушло бы

на аренду помещения и закупку кукурузы, кокосового масла, бумажных стаканов и

прохладительных напитков.

Знающие люди писали в интернете, что на вложенную пару тысяч долларов можно

было заработать пятнадцать. Значит, вложив пятнадцать, можно было сделать больше ста,

вложив сто – почти миллион. В мечтах Федор уже видел себя королем попкорна.

Корона слетела с короля от крепкой затрещины. Он получил ее, когда попросил у

родителей дать ему денег в долг: родители его высмеяли. Мама сказала, что он разорится.

Потому что в городе с двумя Ы никому не нужен американский попкорн. Папа сказал, что

он разорится. Потому что невозможно же не разориться, если занимаешься бизнесом, тем

более в городе с двумя Ы.

Не то чтобы Федор потом жалел о своей короне. Со временем он понял, что на попкорн

в городе и правда нет спроса: нет ведь у людей привычки есть попкорн, прогуливаясь по

залитой солнечным светом улице Карла Маркса.

Просто обычно эта улица не залита солнечным светом (как это часто почему-то

случается с улицами Карла Маркса). Потому что в городе с двумя Ы солнце светит на

людей из пивной бутылки.

Но Федору навсегда запомнилось, с какой энергией его убеждали ничего не делать.

Никто не сказал: давай, парень, попробуй. Никто не сказал: лучше жалеть о сделанном,



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: