гот шпоры по эконом


1.Понятие , цель, задачи функционирования организации (предприятия) с учетом интересов собственников, размеров капитала.

Предприятие – самостоятельный хозяйствующий субъект, участвующий в пр-ве, распределении, обмене и потреблении эк-их благ в рамках правового права, с целью получения прибыли на основе удовлетворения общественных потребностей. Эк-ка-хоз-ие отношения м/у людьми, связан-ые с пр-ом, распр-ем, обменом и потреб-ем эк. благ. Основой эффек-ых эк. отношений яв-ся пр-о мах. результата при фиксир-ых или оптим. ресурсах. или фиксир-ое пр-во результата при мин. объеме ресурсов.Эк. эфф-ть- это «+» резул-т Д. хоз-го субъекта. Первичным хоз-им субъектом яв-ся пред-е- это самост. хозяйст-ий субъект, учавств-ий в формир-е эк. благ с целью получения прибыли или решения соц. проблем.

Главной целью создания и функционирования предприятия является получение максимально возможной прибыли за счет реализации потребителям производимой продукции (выполненных работ, оказанных услуг), на основе которой удовлетворяются социальные и экономические запросы трудового коллектива и владельцев средств производства.

На основе общей миссии предприятия формируются и устанавливаются общефирменные цели, которые определяются интересами владельца, размерами капитала, ситуацией внутри предприятия, внешней средой и должны отвечать следующим требованиям: быть конкретными и измеримыми, ориентированными во времени, досягаемыми и взаимно поддерживаемыми.

2. внешняя среда предприятия

Предприятие функционирует под влиянием эл-ов внутренней и внешней среды. Внешняя среда — это совокупность активных хозяйствующих субъектов, экономических, общественных и природных условий, национальных и межгосударственных институционных структур и других внешних условий и факторов, действующих в окружении предприятия и влияющих на различные сферы его деятельности.

Внешнюю среду подразделяют на: - микросреду  — среду прямого влияния на предприятие, которую создают поставщики материально-технических ресурсов, потребители продукции (услуг) предприятия, торговые и маркетинговые посредники, конкуренты, государственные органы, финансово-кредитные учреждения, страховые компании и др. контактные аудитории. - макросреду, влияющую на предприятие и его микросреду. Она включает природную, демографическую, научно-техническую, экономическую, экологическую, политическую и международную среду. 

Предприятие должно ограничивать негативные воздействия внешних факторов, наиболее существенно влияющих на результаты его деятельности или, наоборот более полно использовать благоприятные возможности. 

Внешняя среда является источником, питающим организацию ресурсами, необходимыми для поддержания ее внутреннего потенциала на должном уровне. Организация находится в состоянии постоянного обмена с внешней средой, обеспечивая тем самым себе возможность выживания. Но ресурсы внешней среды не безграничны. И на них претендуют многие другие организации, находящиеся в этой же среде. Поэтому всегда существует возможность того, что организация не сможет получить нужные ресурсы из внешней среды. Это может ослабить ее потенциал и привести ко многим негативным для организации последствиям. Задача стратегического управления состоит в обеспечении такого взаимодействия организации со средой, которое позволяло бы ей поддерживать ее потенциал на уровне, необходимом для достижения ее целей, и тем самым давало бы ей возможность выживать в долгосрочной перспективе.

В настоящее время приоритетной является точка зрения о том, что для того, чтобы выжить и развиваться в современных условиях любая организация должна не только приспосабливаться к внешней среде путем адаптации своей внутренней структуры и поведения на рынке, но и активно формировать внешние условия своей деятельности, постоянно выявляя во внешней среде угрозы и потенциальные возможности. Это положение легло в основу стратегического управления, используемого передовыми фирмами в условиях высокой неопределенности внешней среды.

3.Внутренняя среда

Среда предприятия слагается из микросреды и макросреды. Микросреда (внутренняя среда) представлена силами, имеющими непосредственное отношение к самой фирме, так как формируется внутри нее. Внутренняя среда предприятия как совокупность трудовых, технологических, экономических факторов в большей степени управляема и регулируема, чем внешняя среда. Внутренняя среда предприятия определяет технические и организационные условия работы предприятия и является результатом управленческих решений. Целью анализа внутренней среды предприятия является выявление слабых и сильных сторон его деятельности, так как чтобы воспользоваться внешними возможностями, предприятие должно иметь определенный внутренний потенциал. Одновременно надо знать и слабые места, которые могут усугубить внешнюю угрозу и опасность.

Элементы внутренней среды: производство, персонал, организация управления, маркетинг, финансы, культура и имидж

4. классификация предприятий

Виды классификаций предпринимательства. Основными признаками классификации предприятий являются:

1) отраслевая и предметная специализация;

2) структура производства;

3) размер предприятия.

Главными считаются отраслевые различия выпускаемой продукции.

По этой классификации предприятия делятся на: промышленные, сельскохозяйственные, предприятия транспорта, связи, строительства. Промышленность традиционно делят на две большие отраслевые группы: добывающая и перерабатывающая промышленность. В свою очередь, перерабатывающая промышленность делится на отрасли легкой, пищевой, тяжелой промышленности и т. д.

По своей структуре предприятия делятся на:

1) узкоспециализированные;

2) многопрофильные (универсальные);

3) комбинированные (смешанные).

Узкоспециализированные предприятия изготовляют ограниченный ассортимент продукции массового или крупносерийного производства. К многопрофильным относят предприятия, выпускающие продукцию широкого ассортимента и различного назначения (в промышленности и сельском хозяйстве).

Комбинированные предприятия чаще встречаются в химической, текстильной промышленности, в сельском хозяйстве. Суть состоит в том, что один вид сырья или готовой продукции на одном и том же предприятии превращается параллельно или последовательно в другой, а затем и в следующий вид.

По размеру предприятия делятся на три группы: малые (до 50 занятых), средние (от 50 до 500 (реже до 300)) и крупные (свыше 500 занятых. По сфере деятельности подразделяются на предприятия производственной и непроизводственной сферы. По формам собственности предприятия подразделяются на государственные, муниципальные, частные, кооперативные и т. д. По масштабам предпринимательской деятельности предприятия можно подразделить на: индивидуальные предприятия и коллективные предприятия. По времени работы в течение года подразделяются на предприятия круглогодичного действия, предприятия сезонного действия.

По степени автоматизации производства – автоматизированные, частично автоматизированные, механизированные, частично механизированные, машинно—ручные и ручные. По характеру деятельности предприятия бывают:

1) некоммерческие – не связанные с продажей продукции ради обогащения (благотворительная деятельность);

2) коммерческие – предприятия, приносящие доход.

5.структура предприятия, факторы, влияющие на производственную структуру.

Структура предприятия – это состав и соотношение его внутренних звеньев: цехов, отделов, лабораторий и других компонентов, составляющих единый хозяйственный объект.

Структура предприятия определяется следующими основными факторами: размером предприятия, отраслью производства, уровнем технологии и специализации предприятия.

Структура предприятия бывает отраслевая и производственная. Отраслевая принадлежность почти всегда оказывает влияние на структуру предприятия и его размеры. Чем выше сложность технологического процесса, тем более разветвленной и громоздкой оказывается структура предприятия (и его размеры).

Принципиальная схема структуры предприятия включает в себя:

1) цеха основного производства;

2) вспомогательные и обслуживающие цеха, склады;

3) функциональные отделы (лаборатории);

4) прочие организации (подсобные, бытовые);

5) органы управления предприятием.

Цеха основного производства – цеха, изготавливающие продукцию для реализации потребителям. Все остальные структурные подразделения относятся к внутренней инфраструктуре, так как они помогают осуществлению непосредственной деятельности предприятия.

Задача обслуживающих цехов – обеспечение бесперебойной работы основных цехов (ремонт, настройка инвентаря, оборудования, транспортировка продукции, очистка и уборка, склады предприятия). Вспомогательные цеха непосредственно не связаны с производством – заготовка и хранение сырья, утилизация отходов (буфеты, медпункты).

Побочные цеха вырабатывают продукцию, не имеющую прямого отношения к основному производству (переработка отходов основного производства).

Три вида производственной структуры предприятия:

1) предметная структура – изготовление цехами определенного изделия, либо его части;

2) технологическая структура определяет четкую технологическую обособленность;

3) смешанная структура – наличие цехов или отделов, сформированных и по предметной, и по технологической структуре.

Факторы, влияющие на формирование производственной структуры предприятия, можно разделить на несколько групп.

Общеструктурные (народнохозяйственные) факторы определяют комплексность и полноту структуры предприятия. К их числу относятся: состав отраслей хозяйства, соотношение между ними, степень их дифференциации, предполагаемые темпы роста производительности, внешнеторговые связи и т.п.

Общеструктурные, отраслевые и региональные факторы образуют в совокупности внешнюю среду функционирования предприятий. Эти факторы необходимо учитывать при формировании структуры предприятия.

Значительное число факторов, влияющих на производственную структуру и инфраструктуру, являются внутренними по отношению к предприятию. Среди них обычно выделяются:

особенности зданий, сооружений, используемого оборудования, земли, сырья и материалов;

характер продукции и методы ее изготовления;

объем выпуска продукции и ее трудоемкость;

степень развития специализации и кооперации;

мощность и особенности организации транспорта;

оптимальные размеры подразделений, обеспечивающих управляемость ими с наибольшей эффективностью;

специфика принимаемой рабочей силы;

степень развития информационных систем и т.д.

6.Организационно-правовые формы предприятий.

В зависимости от целей деят-ти всякое юр. лицо относится к одной из двух категорий: коммерческая и некоммерческ. организация. Коммерческие организации: 1. Хозяйственные товарищества- полное товарищество и товарищество на вере (коммандитное);2. Хозяйственные общества – ООО, общества с допол. ответсвенностью(ОДО), акционерные об-ва АО (открытые и закрытые); 3. Унитарные пред-я – федеральные, региональные, муниципальные. основаны на праве хоз-го ведения, либо на праве оперативного управления; 4. производственные кооперативы (артели).Некоммерческие организации: 1. Потребительский кооператив (союз, товарищество); 2. Фонды; 3. Общественные и религиозные организ-и(объединения); 4. Учреждения; 5. Объед-я юр. лиц (ассоциац-и и союзы).

Хоз-ые товарищ-ва- это такая форма организ-ции произ-ва, участники которой вовлечены по долевому принципу.Полные товарищества- организ-я, участники которой несут неогранич-ую ответст-ть по обязательствам. Товарищества на вере- форма орг-ции, которая предполагает вкл. в состав участников наряду с олными товарищами, товарищей на вере с целью привлечения доп. капитала. Товарищи на вере несут ответ-ть по обяз-вам только в пределах своих вкладов. ООО- форма организации, представл. собой объед-е одного или неск-их лиц, уставный капитал кот-го разделен на доли.Размер доли утверждается договором. Участники ООО не несут ответст-ти по обязательствам, а несут риск убытков в пределах своих вкладов. Если участник внес меньшую сумму, риск убытков несет также в пределах учрежденной суммы. ОДО- яв-ся разновид-ю ООО с принятием доп. условия об увеличении суммы в пределах которой опред-ся риск убытков. АО – общество, уставный капитал которого разделен на опред-ое число акций;акционеры не отвечают по его обязательствам и несут риск убытков, связанных с деят-ю об-ва, в пределах стоимости принадлеж-их им акций. ОАО – уставный капитал ОАО должен быть не менее 1000МРОТ, участник и имеют право свободной купли- продажи акций, без согласования с др. участниками. Результаты деят-ти ОАО должны быть открытыми и предлагаются участниками в конце отчетного периода для анализа. ЗАО – участники ЗАО продают свои акции только с согласования с учредителями. Право на покупку акций ЗАО имеют в первую очередь участники. Уставный капитал должен быть не менее 100 МРОТ.

7. Специализация, кооперирование и комбинирование производства

Специализация производства — выражается в том, что каждое производство ограничивается изготовлением определённого вида конструктивной и технологически однородной продукции. Соответственно этому, различают четыре вида специализации предприятий: предметную; подетальную (иногда называют — узловая); технологическую; по услугам вспомогательного производства.

Специализация упрощает систему управления и обслуживания производства, сокращает объём работ по технической подготовке, оперативному учёту и контролю, способствует улучшению использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов на всех этапах производственного цикла. Кооперирование производства — представляет собой длительные производственные связи между предприятиями по совместному изготовлению продукции.

Кооперирование может быть отраслевым, региональным или международным. Критериями выбора вида кооперирования служат качество и цена поставляемой продукции, имидж, надежность и миссия поставщика, качество сервиса, оказываемого поставщиком, затраты на эксплуатацию продукции поставщика. Комбинирование производства заключается в технологическом сочетании взаимосвязанных, но разнородных производств одной или различных отраслей промышленности в рамках одного предприятия, комбинатов.

8. Виды ресурсов и хар-ка их сущности.

Ресурсный потенциал – все наличные и вовлеченные в пр-во ресурсы пред-ия, назначением кот-ых является достижение поставленной цели. Ресурсы бывают: 1)производственные – это те, что при использовании вкл-тся в себест-ть продукции в целом изделия и возмещаются в рез-те его реализации. 2)непроизводственные – это затраты на формирование и функционировании объектов соц.культ.сбыта (дет сад, санаторий) возмещаются за счет прибыли предприятия. Ресурсы дел-ся на (материально-вещественная форма) 1. трудовые( раб. сила)- часть насел-я террит-и, учавствющ. в пр-ве эк. благ. 2. ср-ва труда- технолог. оборуд-е, инструм-ты. 3.предмет труда- запасы сырья, топливо, материалы и ост. матер-ые ресурсы. 4. Готовая продукция (запасы товара на складе и в пути). 5. ден ср-ва (собственный и заемный капитал). 6. Природные условия (земля, полезные ископаемые) Ден форма: в принятой отчетности — 1. Оплата труда. 2. Ос. 3. Об.фонды. 4. Фонды обращения. 5. Фонды обращения. 6. Плата за землю, акцизы. В эк-ой теории – 1. Переменный капитал. 2. Основной капитал. 3. Оборотный капитал в сфере пр-ва. 4. Оборотный капитал в сфере обращения в вещественной форме. 5. Оборотный капитал в сфере обращения в денежной форме. 6. Основной капитал.

9. Понятие и состав Трудовых ресурсов.

Трудовые ресурсы(ТР) — часть населения территории, участвующие в пр-ве эк-их благ. ТР хар-ют числ-ть трудоспос-го населения и яв-ся важным эл-ом эк. потенциала страны. Вкл. 2 категор. населения:1)трудоспос-ое насел-е в трудоспос-ом возрасте, за исключением инвалидов 1 и 2 групп, «вредных» профессий, многодетных матерей. 2) трудосп-ое население в нетрудосп-ом возрасте (подростки, пенсионеры) Основой ТР яв-ся рабочая сила- физич. и дух-ые способ-ти человека. ТР имеют след-е особен-ти:1)человек обладает разумом;2)чел. обладает способ-ю измен. свои навыки и повыш. квалифик-ю;3) облад. инициативой, волей и способ-ю влиять на др. людей. Ст-ть раб силы оказывает влияние на рез-ты деят-ти пред-ия.ТР на пред-ии называются кадрами или персоналом.

10. кадровый состав пред-я

ТР на пред-ии наз. кадрами или персоналом. Кадровый состав вкл. постоян.(принятые без указание срока), сезон.(на опред. период не более 6 мес.) и временных работников(не более 2 мес.)Кадровый состав делится на:1) управл-ий персонал,2)промышленно-произв-ый персонал. С целью опред. наличия, динамики и структуры персонала, форм-е штатного расписания опред-ся след-я числ-ть:1) явочная –мин. необход. числ. работников, кот. должны ежеднев. яв-ся на работу для вып-я произ-ой программы. 2) списочная-числ. всех работников, принятых по состоянию на опред дату независ. от их места нахождения.3) средсписочная-отношение суммы списочной численности за все дни периода к кол-ву дней в периоде. Персонал нах-ся в постоянном движ-и, поэтому провод-ся анализ движ-я по след показателям: 1) коэф. приема= числ.принятых/среднеспис. числ. 2) коэф. увольн-я=числ. уволенных/среднеспис. числ. 3)коэф. оборота кадров=(числ принят+числ уволен)/среднеспис. числ.4) коэф. текучести кадров=числ. уволен. по собств. желан. и за наруш труд. дисципл./среднеспис. числ. Гл. задачей провед-я кадровой политики на пред-и яв-ся опред. оптим-го кадров-го состава и оптим. числ. персонала. Для этого необ-мо учит. след-е условия:1)производ-я программа 2) Нормир-е труда вкл. след-е нормы: а) норма выраб-ки – кол-во продукции, работ, услуг, кот-ые должен выполнить один работник в единицу раб времени.б)норма затрат труда — кол-во раб. времени, необходимое для вып-я ед. продукции (работ, услуг) в) норма обслуж-я — кол-во произ-ых объектов, кот. должен обслужить один работник в ед раб. времени. г)норма упр-я — кол-во работ-ов или структ-ых прдразд-ий, кот-ыми . должен управлять 1 чел. д)норма числ-ти — числ. работ-ов, необ-ых для вып-я устан-го объема работ. 3)баланс раб времени(определяется в днях, часах, чел/день, чел/час).

11.Сезонность использования раб силы. Сезонность – неравномерность потребности в раб силе в разные периоды года. Сезонность приводит к проблемам, связанным с планированием численности персонала, к напряженной ситуации в коллективе, к ухудшению качества труда, т.к. на таких условиях обычно работают менее квалифицированные работники. Сезонными счит раб-ки поступившие на период сезонных работ (сроком не более 6 мес) . Причинами сезонности могут быть:1) несовпадение раб периода и периода производства(произв-го цикла) Раб период- время, в течение которого работник непосредственно воздействует на предмет труда. . Период пр-ва – время от начала пр-ва прод-ии до её получения 2) несовпадение периода пр-ва с календарным периодом, т.е. недоступность средств труда в опред периоды года. 3) неравномерность спроса на продукцию в опред периоды года. Показатели сезонности: 1)среднемесяч и месячные затраты труда (чел/час,день)2) коэф сезонности = затраты труда в анализир месяце/среднемес затраты труда 3) коэф неравномерного сезонной нагрузки= макс(мин) месячные затраты труда/затраты труда среднемесячные 4)размах сезонности=макс месячные ЗТ/мин месячные ЗТ. Пути снижения сезонности: 1)универсализация труда,т.е. приобретение работником нескольких специальностей 2)объединение на предприятии разных отраслей 3)комбинирование производства и предпр-ва 4) выращивание растений с разным вегетац периодом 5) выращивание различных видов и пород животных. 6) механизация и автоматизация труда. 7) орг-ия подсобных пр-тв и промыслов.

12. Эффективность использования трудовых ресурсов

Анализ использования трудовых ресурсов проводится в 2 этапа. 1этап определение наличия состава, структуры и обеспеченности предприятия персоналом. Целесообразно выполнить анализ дифференцированного по направлениям и видам работ. 1)трудооснащенность = численность работников/производственная площадь., 2) Коэффициент трудообеспеченности = фактическая численность работников( по категориям) / нормативная потребность. 3) коэффициент использования рабочего времени = фактические затраты труда/плановые затраты труда.2 этап определение эффективности использования персонала. Производительность труда = ВП/численность рабов = ВП/затраты труда. Показывает сколько продукции получено в расчете на одного работника или в единицу рабочего времени. Повышение пр-ти труда позволяет:1)сократить численность персонала, 2)сократить длительность дня и рабочей недели, 3)снизить себестоимость продукции, 4) повысить З/П, но повышение З/П обосновано в том случае, когда темпы роста производительности труда опережает темп роста его оплаты. Трудоемкость = затраты труда/ВП. Показывает сколько рабочего времени приходится в расчете на единицу продукции.

13. Пути повышения эффективности использования трудовых ресурсов.

Эффективность использования трудовых ресурсов характеризует производительность труда, которая определяется количеством продукции, произведенной в единицу рабочего времени, или затратами труда на единицу произведенной продукции или выполненной работы. Основными показателями произв-ти труда на уровне предприятия являются показатели выработки (В) и трудоемкость (Тр) продукции, рассчитанных по следующим формулам: В=Q/Чсп ; Тр=Т/ Q, где Q-объем производимой продукции или выполненной работы, Чсп- среднесписочная численность рабочих, Т- время на производство всей продукции. Производительность труда на предприятии за определенный период изменяется под воздействием многих причин. Факторы, влияющие на изменение объема производства и численность работников предприятия, оказывают влияние и на изменение произв-ти труда. Все факторы изменения произ-ти труда классифицир-ся по след принципам:•изменения технического уровня производства, •совершенствование управления,•изменение объема и структуры произ-ва,•прочие факторы. Под резервами роста производ-ти труда подразумеваются не используемые еще реальные возможности экономии трудовых ресурсов. Различие между фактором и резервом в том, что фактор – это причина возможности осуществления какого-либо явления, а резерв- нереализованная возможность в конкретном случае. Резервы:• снижение трудоемкости изготовления продукции,•улучшение использования рабочего времени(внедрение научной организации труда, укрепление труд дисциплины, сокращение текучести кадров, улучшение произв-ой санитарии и охраны труда и др),•резервы улучшения структуры, повышения компетентности кадров и лучшего использования рабочей силы (относительное высвбождение работников, снижение удельного веса администр-управленческого персонала, улучшение психологического климата). Другим направление повышения эфф-ти труда является усиление мотивации труда(-одна из важнейших функций менеджмента, представляет собой побуждение работников к деятельности по достижению целей предприятия через удовлетворение их собственных потребностей), в основе этого процесса лежит использование разнообразных мотивов, среди которых материальные, моральные, соц-псих, духовные, творческие…На мотивацию работников непосредственное влияние оказывают содержание и условия труда на предприятии, организация труда и его оплаты, возможность продвижения по карьерной лестнице…осн формы:• повышение ЗП, доплаты и надбавки,•соц выплаты,•дивиденды по акциям,•благоприятная социальная атмосфера, •продвижение по службе.

14. Состав и структура основных средств предприятия. (ОС)

ОС – средства труда, участвующие в производстве в течение длительного времени (множество производственных циклов);переносящие стоимость на вновь созданную продукцию по частям в виде амортизационных отчислений, сохраняющие материально – вещественную форму и вещественно не входящие в состав производственной продукции.

Классификация ОС:

1.Здания

2.Сооружения (теплицы, мосты, телевышки)

3.Транспортные средства (автомобильный, ж/д, трубопроводный,..)

4.Машины и оборудования

•силовые (самоходные)

•рабочие (приводятся в движение)

•электронно-вычислительные (компьютер)

5.Произв-ый и хозяйственный инвентарь

6.Передаточные устройства

7.Рабочий скот (лошади)

8.Продуктивный скот ( взрослый скот, выдающие продукцию)

9.Многолетние насаждения (сады, ягоды, виноградники)

10.Прочие

ОС бывают:

•активные (те, что задействованы в процессе-2,4,7)

•пассивные ( косвенно задействованы-1,2)

15. Виды оценки основных средств предприятия.

1.ППС (полная первоначальная стоимость)

2.ПВС (полная восстановительная стоимость)

3. ОС (остаточная стоимость)

4.БС (балансовая стоимость)

5. ЛС (ликвидационная стоимость)

6.СрС (среднегодовая стоимость)

1. ППС – стоимость постановки основного средства на баланс предприятия, включает стоимость покупки (Спок), стоимость транспортировки (Стр), ст-ть услуг посредников (Споср), ст-ть монтажа (Смонт), ст-ть обкладки (Собк),…

ППС=Споктрмонтобк+…

2. ПВС — •возникает при индексации (преоценки в условиях высокой инфляции), с целью доведения стоимости основного средства до уровня рыночных цен

ПВС=ППС*Кинфл

•возникает при реконструкции

3.ОС – часть стоимости основного средства, не перенесенная на вновь созданную продукцию

ОС=ППС-И (износ)

ОС=ПВС-И

4.БС – сумма остаточных стоимостей, указанная в балансе предприятия для выполнения анализа.

5. ЛС – стоимость реализации предприятием основного средства, в т.ч. после полного износа.

6. СрС – стоимость, устанавливающая колебания в движении основных средств, используется в расчетах, определяется по арифметической простой, по геометрической взвешенной, по срокам поступления и выбытия.

СрС = БСнг+ +

БСнг – балансовая стоимость на начало года

Спост – стоимость поступивших

Свыб – стоимость выбывших

m -количество месяцев от поступления до конца года

n – количество месяцев от выбытия до конца года

16. Износ основных средств (ОС).

Износ – утрата основным средством стоимости и потребительской стоимости, бывает:

1. Физический (износ стоимости)

•возникает в результате эксплуатации ОС

•возникает в результате хранения

2.Моральный (износ потребительской стоимости)

•возникает при повышении производительности труда, когда за счет совершенствования технологий за единицу раб времени производится больше кол-ва продукции

• в результате появляется на рынке более современных аналогов

Методы определения физического износа:

1.По фактическому состоянию (экспертный) – представляет собой экспертную оценку состояния ОС специалистом и выведения среднего значения в качестве степени износа.

Недостатками являются:



•высокая трудоемкость

•субъективный характер оценки.

2.Расчетный

И =

Недостатками являются:

•невозможность учета, неравномерности учета

17. Амортизация основных средств (ОС)

Амортизация – перенесение части стоимости ОС на вновь созданную продукцию с целью возмещения затрат на покупку. Амортизация начисляется на основе амортизационного периода (срока полезного использования) и норм амортизации. Норма амортизации — %-ты отчисления от ст-ти ОС на ст-ть продукции. Необходимо постоянно пересматривать нормы амортизации, т.к. завышенная норма приведет к необоснованному повышению ст-ти производственной продукции и снижении ее конкурентоспособности за счет ценного фактора. Заниженная норма амортизация приведет к тому, что ос не возместит своей ст-ти за анализируемый период.

Аг =

Аг – годовая сумма амортизации

Аn – амортизационный период

На = ∙ 100%

На – норма амортизации

Методы начисления амортизации:

1.Линейный. Порядок начисления годовой суммы амортизационных отчислений: Исходя из первоначальной ст-ти объекта амортизационного периода (СПИ) и нормы амортизации, установлены для отчисления равными долями.

2.Метод ускоренной амортизации (метод уменьшаемого остатка). Порядок начисления годовой суммы амортизационных отчислений: Исходя из остаточной ст-ти объекта, нормы амортизации, установленных изначально 1м методом и коэффициента ускорения, согласно закона РФ (≈1,5 – 3).

3.По сумме числа лет СПИ. Порядок начисления годовой суммы амортизационных отчислений: Исходя из первоначальной ст-ти объекта и годового отношения, где в числителе число лет до конца срока службы, в знаменателе – сумма числа лет срока службы объекта.

4.Метод по фактической выработке (сроку службы объема работ). Порядок начисления годовой суммы амортизационных отчислений: Исходя из фактической выработки и отношения, в числителе первоначальная ст-ть объекта, в знаменателе – нормативная выработка за весь срок службы.

18. Система показателей состава и использования основных средств (ОС).

1 этап: Анализ наличия и динамики ОС.

2 этап: Анализ структуры ОС: •групповая, •модификационная, •видовая (территориальная, видовая).

3 этап: Анализ движения и качественного состава ОС.

• Коэффициент обновления

Кобн =

•Коэффициент выбытия

Квыб =

Показатели качества:

• Коэффициент износа

Ки =

•Коэффициент годности

Кгодн = 1 — Ки

4 этап: Анализ обеспеченности предприятия ОС.

• Фондооснащенность

Фосн =

Показывает сколько ОС приходится в расчете на единицу производственной площади

•Фондовооруженность

Фвоор =

Показывает сколько ОС приходится в расчете на одного работника

•Фондообеспеченность

Фобесп =

5 этап: Анализ эффективности использования ОС

• Фондоотдача

Фотд =

Показывает сколько продукции приходится в расчете на единицу использования ОС

•Фондоемкость

Фемк =

Показывает сколько средств приходится в расчете на единицу продукции

• Фондорентабельность

Френт = ∙ 100%

Показывает долю прибыли в расчете на единицу использованных ОС

19. Проблема формирования рынка материально-технических ресурсов.

Производственное предприятие должно постоянно обновлять матер-тех базу для возможности производить конкуренто0способную продукцию Поэтому необходимо наличие финн. Ресурсов и возможности избежания морального износа. Для решения данных проблем используется альтернативные механизмы матер-тех. Обеспечения предприятия, включающие кроме покупки за наличный расчет аренду, наем, прокат, кредит, лизинг.

В РФ актуальность данных механизмов связано с доп. Проблемами.

1.Распад СССР, который представлял собой единый хоз. механизм с оплаченными производственно-хозяйственными связями. В результате распада многие предприятия гос. значения оказались за пределами гос-ва.

2. Либерализация цен, т.е. возможность свободного ценообразования на продукцию отдельных отраслей и возникновение проблемы диспаритета (разность) цен.

3.Разное снижение платежеспособности большинства производственных предприятий и сокращение возможности реализации продукции предприятий машиностроения.

4. Несбалансированность системы налогообложения и рынка сбыта продукции.

20. Лизинг как альтернативный способ приобретения основных средств (ОС).

Лизинг – долгосрочная аренда ОС, с целенаправленным приобретением и выплаты лизинга платежей в течение срока договора. Лизнг включает в зависимости от условий договора след. Субъектов: 1. Лизингодатель, 2.лизингополучатель, 3.Поставщик

Поставщик – любое юрид.лицо собственников имущества (завод-изготовитель, снабженческо-сбытовая компания). Лизингодатель – любое юрид. лицо, имеющее лицензию не осуществл. лизинг деятельности и достаточные финн. Средства на покупку имущества. (лизинговая компания или коммерческий банк). Лизингополучатель – любое юрид.лицо, пользователь.

Выделяют след виды лизинга:

1.Финансовый – аналог долговременной аренды. Лизинг с полной окупаемостью имущества и переходом правоспособностью лизингополучателю.

2. Оперативный – аналог прокату. Лизинг на ограниченный срок использования. При этом увеличивается риск сохранности имущества и возможности последующей сдачи. Поэтому повышается ст-ть лизинговых платежей за счет увеличения рисковой премии.

3.Возвратный – функции поставщика и лизингополучателя выполняет одно лицо. Поставщик не имел финн средств для развития производства, продает свое оборудование лизинговой фирме, а затем берет его в лизинг.

21. Преимущества лизинга для всех субъектов лизинговой сделки.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: