госс 16-30 вопросы

Вопрос 16. Налоговая система РФ. Налоговый механизм.

Налоговая система в Российской Федерации практически была создана в 1990 г., когда в декабре этого года был принят пакет законопроектов о налоговой системе. Среди них: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость» и другие. Этот закон установил перечень идущих в бюджетную систему налогов, сборов, пошлин и других платежей. Он определяет плательщиков налогов, их права и обязанности, а также права и обязанности налоговых органов. Установление и отмена налогов, сборов, пошлин и других платежей, а также льгот их плательщиков осуществляется высшим органом законодательной власти и в соответствии с вышеуказанным законом. Можно выделить следующие черты налоговой системы России: 1. Правовые основы налоговой системы определены конституционными нормами и основанными на них иными нормативными правовыми актами, принятыми на федеральном, региональном и местном уровнях. 2. Все налоги и сборы разделены по уровням государственной власти на федеральные, региональные и местные налоги и сборы. 3. Налоговые системы всех уровней построены по единым принципам. 4. Единый механизм взимания налогов действует на всех уровнях. 5. Налоговые полномочия разделены по уровням власти. 6. Налоговые поступления в бюджеты разных уровней дифференцированы на закрепленные, т.е. налоги, законодательно закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами и регулирующие, т.е. федеральные и региональные налоги. 

Состояние бюджета зависит, главным образом, от трех групп факторов. Во-первых, от уровня развития экономики, особенно отечественной промышленности и торговли. Во-вторых, от соответствия налогового законодательства экономической ситуации. И, в-третьих, от того, насколько сильна налоговая служба страны. Налоговый Кодекс РФ (НК РФ) – основной законодательный акт, регулирующий налоговые отношения. Часть первая налогового кодекса устанавливает систему налогов, взимаемых в федеральный бюджет, а также общие принципы налогообложения и сборов в РФ. Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований. НК РФ определяет общие принципы и понятия налогообложения, права и обязанности налогоплательщиков, налоговых агентов и налоговых органов, состав налоговых правонарушений, процедуры рассмотрения дел по ним и порядок взыскания сумм штрафов, пеней и недоимок. Налоговая политика, наряду с кредитно-денежной и бюджетной, является одним из ключевых звеньев экономической политики государства. Налоговая политика представляет собой процесс воздействия на решения экономических субъектов посредством манипулирования элементами налогового механизма. К основным элементам налогового механизма относят структуру налоговой системы, межбюджетные налоговые отношения, объекты налогообложения, ставки налогов и налоговые льготы. 

Налоговый механизм представляет собой совокупность организационно-правовых норм и методов управления налогообложением. Государство придает налоговому механизму юридическую форму посредством налогового законодательства и регулирует его, воздействуя на экономические процессы. Конечная цель налогового механизма — обеспечить выполнение принятых в законе налогового регламента и запланированных объемов налоговых поступлений в казну государства. Налоговый механизм — это конкретное воплощение, форма действующей организации налоговых отношений, основанная на общих принципах построения налоговой системы. При этом форма налоговых отношений должна возможно точнее отражать экономическую сущность налогов. Основные направления: совершенствование системы администрирования налогов в России и, в частности, подходов проведения налоговых проверок, обеспечение информационного взаимодействия между налоговыми, таможенными, правоохранительными и другими органами; совершенствование системы регистрации юридических лиц; снижение налоговой нагрузки на экономику. Налоговую политику предлагается развивать в направлении контроля за трансфертным ценообразованием, налогообложения дивидендов и освобождения от такого налогообложения дивидендов, получаемых при стратегическом участии российской организации в российских или иностранных юридических лицах. 

Вопрос 17. Характеристика федеральных налогов

Налоговое законодательство РФ построено на основе единстве принципа финансовой политики государства, проявляющегося в частности, в установлении закрытого перечня налогов, действующих на всей его территории. НК установил три уровня налоговой системы: федеральный, субъектов РФ и местный.

Уровни налоговой системы не совпадают со звеньями бюджетной системы: если в федеральный бюджет зачисляются только федеральные налоги, то в  региональные и муниципальные бюджеты могут поступать отчисления от федеральных или региональных налогов соответственно.

Федеральные налоги устанавливаются федеральными законами и подлежат взиманию на всей территории РФ. Льготы по федеральным налогам закрепляются только федеральными законами,  но  представительные (законодательные) органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе вводить дополнительные льготы в пределах сумм, зачисляемых в их бюджеты. По общему правилу ставки федеральных налогов определяется парламентом РФ – Федеральным Собранием РФ. Однако ставки налогов на отдельные виды природных ресурсов, акцизов на отдельные виды минерального сырья и таможенных пошлин устанавливается Правительством РФ

Согласно ст.213 НК к федеральным налогам относятся:

Налог на доставленную стоимость (НДС), акциза на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья, налог на прибыль (доход) организаций. Налог на доходы от капитала, подоходный налог с физического лица. Налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы. Налог на дополнительный доход от добычи углеводородов, лесной налог, водный налог, экономический налог.

Кроме основной массы налогов в структуре обязательных платежей выделяются:

Сборы(взносы в государственные социальные внебюджетные фонды, сбор на право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, таможенные сборы, лицензированные сборы); Пошлины (государственная пошлина. Таможенная пошлина).

Вопрос 18. Региональные и местные налоги и их характеристика

Региональными налогами признаются налоги, которые установлены Налоговым  Кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих субъектов Российской Федерации, если иное не предусмотрено условиями специального налогового режима, применяемого налогоплательщиком.

Специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов

В настоящее время на территории РФ действуют следующие региональные и местные налоги.

Региональные налоги

Местные налоги

1) налог на имущество организаций;

2) налог на игорный бизнес;

3) транспортный налог.

1) земельный налог;

2) налог на имущество физических лиц.

 Региональные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях субъектов Российской Федерации в соответствии с Налоговым кодексом и законами субъектов Российской Федерации о налогах.

При установлении региональных налогов законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации определяются в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ. В частности региональными и местными органами власти определяются: налоговые ставки, порядок и сроки уплаты налогов.

Законодательными (представительными) органами государственной власти субъектов Российской Федерации законами о налогах в порядке и пределах, которые предусмотрены НК РФ, могут устанавливаться налоговые

Местными налогами признаются налоги, которые установлены НК РФ  и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих муниципальных образований, если иное не предусмотрено условиями специального налогового режима, применяемого налогоплательщиком.

Местные налоги вводятся в действие и прекращают действовать на территориях муниципальных образований в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований о налогах.

Земельный налог и налог на имущество физических лиц устанавливаются НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах и обязательны к уплате на территориях соответствующих поселений (межселенных территориях), городских округов. Земельный налог и налог на имущество физических лиц вводятся в действие и прекращают действовать на территориях поселений (межселенных территориях), городских округов в соответствии с НК РФ и нормативными правовыми актами представительных органов поселений (муниципальных районов), городских округов о налогах.

Информация и копии законов, иных нормативных правовых актов об установлении, изменении и прекращении действия региональных и местных налогов направляются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления в Министерство финансов Российской Федерации и федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный по контролю и надзору в области налогов и сборов, а также в финансовые органы соответствующих субъектов Российской Федерации и территориальные налоговые органы.

В России В состав РФ на текущий момент входит  83 (восемьдесят три) равноправных субъекта РФ в которых 24,2 тыс. муниципальных образований. Проблемой практически всех органов местного самоуправления является финансовая зависимость от федеральных и региональных уровней власти. Зачастую собственных средств не хватает на покрытие расходов, связанных с выполнением полномочий, возложенных на муниципальные власти. Успешное же решение вопросов местного значения напрямую зависит от финансового обеспечения соответствующих бюджетов.

Преобладающую часть региональных и местных налогов занимают налоги, взимаемые с имущества. Имущественные налоги определенно не включаются в систему федеральных налогов, поскольку объем налоговых доходов, мобилизуемый в процессе налогообложения объектов имущества, значительно проигрывает по сравнению с налоговыми поступлениями от обложения выручки, дохода (прибыли) или операций по реализации. Поэтому на основании поставленных перед разными уровнями власти задач и с учетом объема необходимых для их выполнения финансовых ресурсов налоги на доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц) и реализацию (НДС, акцизы) входят в систему федеральных налогов, аккумулирующих собственные налоговые доходы федерального бюджета. Налоги же, взимаемые с имущества, располагаются на региональном и местном уровнях налоговой системы и вследствие такой диспозиции являются основными собственными налоговыми доходами региональных и местных бюджетов.

По вопросу, к каким налогам — региональным или местным — следует отнести консолидирующий ряд имущественных налогов налог на недвижимость, идут дискуссии.

Если, например, все доходы от взимания имущественных налогов будут переданы местному уровню, то тогда остается неясным, какие же в этом случае налоги останутся за региональным уровнем, если учесть, что в действующей налоговой системе региональные и местные налоги практически полностью состоят из имущественных налогов. Одного налога на игорный бизнес как источника собственных налоговых доходов вряд ли будет достаточно для того, чтобы обеспечить финансовую самостоятельность субъектов РФ и мобилизовать необходимый для выполнения социальных гарантий уровень бюджетных ресурсов. Это приводит к выводу о том, что установление всех имущественных налогов в системе местных налогов создаст условия для существенного увеличения дефицита региональных бюджетов и будет способствовать повышению степени их зависимости от финансовой помощи со стороны федеральных властей. Между тем такое неустойчивое положение региональных бюджетов не отвечает основным задачам общефедеральной экономической политики по формированию и закреплению за каждым бюджетом бюджетной системы стабильной и достаточной финансовой базы, позволяющей каждому уровню власти находиться в определенной независимости от бюджетов иных уровней бюджетной системы и самостоятельно, исходя из собственных доходных поступлений, планировать необходимый для непрерывного развития своей территории объем бюджетных расходов. Поэтому в целях недопущения финансовой несостоятельности бюджетов и последовательного укрепления их доходной части имущественные налоги, выступая основными собственными налоговыми доходами территориальных бюджетов, не должны быть полностью сосредоточены на местном уроне, а подлежат оптимальному распределению между региональными и местными бюджетами.

Вопрос 19. Сущность, функции денег и их роль в системе экономических отношений.

Деньги - это средство, выражающее ценности товарных ресурсов, участвующих в данное время в хозяйственной жизни общества, универсальное воплощение ценности в формах, соответствующих данному уровню товарных отношений. Такое определение построено на понятии ценности, которое больше соответствует принятому в мировой науке подходу к деньгам. В другом определении деньги — это абсолютно ликвидное средство обмена, которое обладает двумя свойствами: обменивается на любой другой товар; измеряет стоимость любого другого товара (эта функция выражается в цене и в масштабах этих цен). Сущность денег раскрывается в пяти функциях:  Меры стоимости  Средства обращения  Средства платежа  Средства сбережения и накопления  Мировые деньги 1. Мера стоимости формируется при образовании цены, она определяет стоимость товара, которая измеряется деньгами  (т. е. приравнивание товаров между собой). Таким образом получают количественное соизмерение. Денежное измерение стоимости — цена. Она зависит от нескольких условий: условия производства; условия обмена. Чтобы цены были сравнимы, их необходимо привести к единому масштабу. Масштаб цен — это весовое содержание золота или серебра, фиксированное в качестве единицы измерения. В качестве меры стоимости деньги могут действовать как счетные, выступая в виде числовых величин. Счетные деньги применяются для выражения цены, учета и анализа, ведения счетов участников хозяйственной жизни. 2. Средства обращения. Денежное выражение стоимости товаров еще не означает его реализацию. Должен произойти обмен. Деньги — посредники при обмене от начала сделки (Т — Д) до ее завершения (Д — Т). В период преобладания торговли деньги в основном действовали как средство обращения; после возникновения кредита и развития экономики на первый план выходит функция средства платежа, которая включает в себя функцию средства обращения и трансформируется в функцию средства расчетов. Этому способствует использование пластиковых карточек и других электронных инструментов расчетов, позволяющих расплачиваться путем перечисления с банковского счета, а также осуществления оптовых и розничных покупок. 3. Средства платежа — время платежа не совпадает со временем оплаты, товары продают в кредит, с отсрочкой платежа 4. Средства накопления — денежный резерв (остатки на счетах, золотовалютные резервы). Деньги, выполняющие функцию накопления, участвуют в процессе формирования, распределения, перераспределения национального дохода, образования сбережений населения. 5. Мировые деньги используются в международных расчетах. В современной развитой экономике действуют три функции денег — мера стоимости, средства накопления и средства расчетов, а средство обращения остается в очень небольших размерах. Деньгам принадлежит ключевая роль в экономике. Проявляется это в следующем: 1. Общественная роль денег, их функция в экономической системе состоит в том, что они выступают в качестве связующего звена между товаропроизводителями. 2. Деньги играют количественно новую роль – они становятся капиталов, или самовозрастающей стоимостью. Деньги превращаются в денежный капитал в производстве индивидуального капитала благодаря тому, что их функционирование включено в кругооборот промышленного капитала. Деньги обслуживают также производство и реализацию общественного капитала, выступая в виде денежных потоков, которые движутся как внутри производств средств производства, так и внутри производства предметов потребления, а также между ними. 3. С помощью денег происходит образование и перераспределение национального дохода через государственный бюджет, налоги, займы и инфляцию. 4. Деньги являются объектом кредитно-денежного регулирования экономики промышленно развитых стран, основанного на монетаристской теории денег. Денежно-кредитное регулирование, как правило, направлено на сдерживание роста денежной массы, преодоление инфляционных процессов и стимулирование роста ВНП.

Вопрос 20. Виды денег и их характеристика

1)Товарные деньги. Должны отвечать двум осн-ым требованиям: быть достаточно распростр. и обладать относит. высокой и постоянной цен-тью. Потом появ метал деньги, бывшие долгое время в форме орудий труда, украшений.2)Монета — результат разв тов-го произ-ва и обмена, с одной стороны, и усиливающейся эк-кой и полит-й мощи рабовладельческих гос-в, с другой. Золото выдвинулось на роль эквивалентного товара в силу его особых к-тв. Это однородность и равнокачественность: одна единица денег не отличается от другой; прочность и сохраняемость; делимость: предшествующие товарные деньги не могли делиться на доли и сохранять высокую стоимость в своей частице; компактность, портативность, легкость перемещения с места на место, с одного рынка на другой; мягкость, пластичность, хорошая ковкость; эстетическая привлекательность.3) бумажные деньги, возникшие в результате отделения обозначен на металических деньгах номинала от реальн веса — знаки сто-сти, замещающие в обращен полноцен деньги.4) Кредитные деньги(банкнота, вексель, чек, кредитная карточка) — вид денег, порожденный развитыми кредитными отношениями, основа современного платежно-расчетного механизма.В зависимости от формы существования различаются наличные деньги и деньги безналичного оборота.Классификацию видов денег можно провести по разным признакам:- по сущности и содержанию: полноценные, бумажные, кредитные;- материально-вещественному содержанию: товарные, бумажн., металлические, электронные;- эмитенту: казначейские, банковские;- форме существования: наличные, безналичные;- сфере, территории обращения: нац., коллективные, групповые (евро), международные (СДР);- купюрности (по номиналу денежных знаков).

Вопрос 21. Денежный оборот и его структура.

Денежный оборот: понятие, структура

Процесс непрерывного движения денежных знаков в наличной и безналичной формах называется денежным оборотом. Он является частью платежного оборота страны, при этом деньги, находясь в обороте, выполняют функции платежа, обращения и накопления.

Денежный оборот складывается из отдельных каналов движения денег, по которым они движутся навстречу друг другу (причем количественно неравными по абсолютной величинепотоками), например между Центральным банком и коммерческими банками; между предприятиями и организациями; между банками и предприятиями; между банками и населением; между физическими лицами и т. д.

Выпуск денег в оборот происходит постоянно. Наличные деньги выпускаются в оборот, когда банки выдают их своим клиентам при осуществлении кассовых операций.

Безналичные деньги в оборот выпускаются коммерческими банками, когда предоставляется ссуда клиенту. Одновременно клиенты погашают ссуды и сдают наличные деньги в кассу банка. В результате общее количество денег в обороте может не увеличиваться.

Под эмиссией денег понимается такой выпуск денег в оборот, который приводит к общему увеличению денежной массы, находящейся в обороте.

Структуру денежного оборота можно охарактеризовать по разным критериям: по экономическому содержанию и по форме функционирующих в нем денег.

По экономическому содержанию отдельных частей денежного оборота, обслуживающему разные сферы денежных отношений, его можно подразделить:

на денежно-товарный оборот (денежно-расчетный), обслуживающий рынок средств производства, рынок продуктов потребления и услуг, рынок рабочей силы;

на денежный оборот, связанный с платежами нетоварного характера (денежно-кредитный и денежно-финансовый обороты), обслуживающий рынок кредитных ресурсов, рынок ценных бумагвалютный рынок.

При этом деньги свободно переходят из одной части денежного оборота в другую в соответствии со складывающейся конъюнктурой рынка в результате действия закона спроса и предложения.

Наиболее распространенной является классификация денежного оборота в зависимости от формы функционирующих в нем денег – на налично-денежный и безналичный.

Налично-денежный оборот – часть денежного оборота, равная сумме всех платежей, совершенных в наличной форме за определенный промежуток времени, это процесс непрерывного обращения наличных денежных знаков (банкнот, казначейских билетов, разменной монеты). Налично-денежный оборот в Российской Федерации организуется государством в лице Центрального банка. Этот оборот обслуживает получение и расходование большей части денежных доходов населения. В российской действительности наличные деньги обслуживают также и большую часть хозяйственных связей юридических лиц, особенно частных предпринимателей.

Безналичный оборот – сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем записи по счетам в кредитных организациях или путем взаимных расчетов хозорганов.

Все сделки, связанные с поставками материальных ценностей и оказанием услуг, завершаются денежными расчетами, которые могут принимать как наличную, так и безналичную форму.

Вопрос 22. Законы денежного обращения

ЗАКОН ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ* – экономический закон, определяющий количество денег, необходимых для обращения, как произведение количества продаваемых за год товаров на их среднюю цену, деленное на скорость обращения. Закон стоимости и закон денежного обращения (форма проявления закона стоимости в сфере обращения) характерны для всех общественных формаций, в которых существуют товарно-денежные отношения. Закон денежного обращения открыл К. Маркс в ходе анализа путей развития форм стоимости и денежного обращения. Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег. Сущность закона состоит в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных единиц. Если обращение обслуживается банкнотами, не разменными на золото, или бумажными деньгами (казначейскими билетами), то обращение наличных денег совершается в соответствии с законом бумажно-денежного обращения; «Специфический закон обращения бумажных денег может возникнуть лишь из отношения их к золоту, лишь из того, что они являются представителями последнего. И закон этот сводится к тому, что выпуск бумажных денег должен быть ограничен тем их количеством, в каком действительно обращалось бы символически представленное ими золото (или серебро)». Следовательно, когда количество выпущенных бумажных денег будет равно теоретическому количеству золотых денег, необходимому для обращения, никаких отрицательных явлений не возникнет — бумажные деньги или неразменные банкноты будут исправно играть роль денежных знаков, т.е. заместителей золотых денег. Указанное требование обеспечивает устойчивость денег. Ничем не ограниченная эмиссия денег приводит к нарушению этого закона, переполнению сферы денежного обращения излишними денежными знаками и их обесцениванию. 

Закон стоимости и форма его проявления в сфере обращения — закон денежного обращения характерны для всех общественных формаций, в которых существуют товарно-денежные отношения. Анализируя пути развития форм стоимости и денежного обращения, К. Маркс открыл закон денежного обращения, сущность которого выражается в том, что количество денег, необходимых для выполнения функции средства обращения, должно быть равно сумме цен реализуемых товаров, деленной на число оборотов (скорость обращения) одноименных единиц.

Закон денежного обращения выражает экономическую взаимозависимость между массой обращающихся товаров, уровнем их цен и скоростью обращения денег.

С развитием товарного производства, денежного обращения, использования денег в функции средства платежа закон денежного обращения приобретает следующий вид:

Вопрос 23. Денежная масса. Денежная база

Денежная база — это совокупность обязательств центрального банка, которые могут быть использованы для создания денежной массы.Денежная база не является ни одним из агрегатов денежной массы, но включает в себя денежный агрегат М0 (наличная национальная валюта в обращении за пределами кредитных организаций). Помимо М0 денежная база всегда включает в себя наличную национальную валюту в кассах кредитных организаций и счета кредитных организаций в центральном банке, которые могут выступать в качестве обязательных резервов по привлеченным депозитам и средства проведения расчетов. Другие обязательства центрального банка перед финансовыми и нефинансовыми корпорациями, резидентными домохозяйствами и некоммерческими организациями, обслуживающими домохозяйства, а также обязательства центрального банка перед другими органами государственной власти в форме наличных денег также могут включаться в состав денежной базы. Национальные определения понятия денежная база могут несколько различаться. Более того, в национальной статистике могут выделяться несколько показателей денежной базы.Денежная масса — весь объём выпущенных в обращение бумажных денежных знаков и металлических монет, денежные средства на текущих счетах в банках. В статистических отчётах зачастую выделяется особо из общего объёма денежных средств в хозяйственном обороте сумма наличных денег. Совокупная денежная масса — наличные денежные знаки в обращении, вклады в банках, средства на счетах в банках, другие безусловные денежные обязательства в данной стране или странах, если используется групповая валюта. Совокупная денежная масса рассчитывается по состоянию на 1-е число месяца на основе данных сводного баланса банковской системы. В состав совокупной денежной массы входят:- денежный агрегат М0 — наличные деньги в обращении;- средства на расчетных, текущих и специальных счетах предприятий, населения и местных бюджетов;- депозиты населения и предприятий в коммерческих банках;- депозиты населения до востребования в сберегательных банках;- средства страховых организаций;- срочные депозиты населения в сберегательных банках;- сертификаты и облигации госзайма.

Вопрос 24. Современные формы организации безналичных расчетов в РФ

Безналичный оборот — это сумма платежей за определенный период времени, совершенных без использования наличных денег путем перечисления денежных средств по счетам клиентов в кредитных организациях или взаимных расчетов. В безналичных расчетах находит выражение безналичный денежный оборот. Безналичные расчеты имеют важное экономическое значение в ускорении оборачиваемости средств, сокращении наличных денег в обращении, снижении издержек обращения. Расчетные операции относятся к числу важнейших банковских операций. Они включают инкассовые, переводные и аккредитивные операции. Расчеты платежными поручениями. Платёжное поручение — приказ владельца своему банку о списании средств со счета и переводе их получателю в сумме установленным платежным поручением. 1. Отправка платежного поручения в банк покупателя специальных средств со счета покупателя. 2. Передача платежного поручения в банк поставщика. Зачисление средств на счет поставщика. 3. Выписка о зачислении. 4. Уведомление покупателя о списании средств. Особенности: 1. Наиболее простая. 2. Производится в расчете в пределах счета покупателя. 3. Банк не позднее дня следующего за днем получения платежного поручения обязан списать средства со счета покупателя. 4. Банк должен зачислить средства на счет поставщика не позднее дня следующего за днем получения платежного поручения. В настоящее время применяется бумажное и электронное платежное поручение. Электронное поручение имеет преимущество в ускорении платежей. Платёжное требование-поручение. Выписывается поставщиком и содержит требование к покупателю оплатить товар. 1. Предоставление требования- поручения в банк поставщика 2. Банк поставщика пересылает банку покупателя 3. Банк покупателя предоставляет покупателю документ и нужен акцепт, при наличии акцепта плательщика на платеж банк покупателя списывает средства с р/с покупателя. 4. Банк покупателя перечисляет деньги на р/с поставщика 5. Зачисление средств на счет поставщика и выписка Недостатки: • Покупатель может не согласится на оплату, т.е. на акцепт • Это не защищенная форма (используется в основном по отчислениям в фонды) Акцептом признается ответ лица, которому адресована оферта, о ее принятии. Акцепт должен быть полным и безоговорочным. Молчание не является акцептом, если иное не вытекает из закона, обычая делового оборота или из прежних деловых отношений сторон. 

Совершение лицом, получившим оферту, в срок, установленный для ее акцепта, действий по выполнению указанных в ней условий договора (отгрузка товаров, предоставление услуг, выполнение работ, уплата соответствующей суммы и т.п.) считается акцептом, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или не указано в оферте. Если извещение об отзыве акцепта поступило лицу, направившему оферту, ранее акцепта или одновременно с ним, акцепт считается не полученным. Межбанковские расчёты: Расчеты могут быть 1.Централизованные (в особых подразделениях ЦБ с участием РКЦ). ЦБ стимулирует расчеты через РКЦ, т.к. существует контроль ЦБ (правильность, ликвидность)2. Децентрализованные (без участия ЦБ) а) Прямые отношения между КБ. КБ открывают к/с «Ностро»(наш счет в Вашем КБ) и «Лоро» (Ваш счет в нашем КБ). Запись ведется в виде зеркальной бухгалтерии, КБ проводит проверки за состоянием к/с. б) отношения между КБ через 3-ий банк без участия РКЦ, оба Банка открывают счета «Ностра» через 3-ий банк Недостатки: 1.Закрытие большого КБ приводит к падению маленьких, почти все банки ушли в РКЦ. РКЦ (ЦБ)?КБ открывает к/с в РКЦ 3. До 90% расчетов осуществляется электронно с участием центра информатики. РКЦ- единая расчетная система ЦБ, РКЦ не является юр. лицом, принадлежит ЦБ РФ. РКЦ проводит: межбанковские расчеты, ведет счета фондов и межбюджетных организаций, осуществляет эмиссию с применением оборотных и резервных фондов РКЦ, контроль за начислением и переводом средств КБ в ФОР ЦБ, контроль за соблюдением принципов расчетов. Расчёт с помощью расчётных чеков. В России не используется по торговым платежам. Чек – это приказ чекодателя (владельца счета) своему банку о переводе средств чекодержателю (поставщику) Инкассо — операция по получению банками для клиентов денег по их поручению и за их счет по различным документам. На инкассо принимаются чеки, векселя, ценные бумаги и т. д. Различают два основных вида инкассовых операций. Простое инкассо — операция, по которой банк обязуется получить деньги с третьего лица на основании платежного требования, не сопровождаемого коммерческими документами и выставленного клиентом через банк. Простое инкассо применяется при расчетах неторгового характера. Документарное инкассо — операция, в результате которой банк должен предъявить третьему лицу полученные от клиента документы (как правило, товарораспорядительные) и выдать их ему только против платежа наличными или против акцепта. 

При переводных операциях клиент поручает своему банку перевести определенную сумму с его счета указанному адресату. За данную операцию банк взимает комиссию. Аккредитив — письменное поручение одного кредитного учреждения другому о выплате определенной суммы физическому или юридическому лицу при выполнении указанных в аккредитиве условий. Основными видами аккредитива являются денежный и документарный. Денежный аккредитив — именной денежный документ, содержащий поручение банку-корреспонденту выплачивать его держателю указанную в аккредитиве сумму полностью или частями в пределах определенного срока. Документарный аккредитив — соглашение, по которому банк-эмитент должен по просьбе и на основании инструкций клиента произвести платеж третьему лицу или по его приказу оплатить или акцептовать переводные векселя, выставленные им, купить или учесть документы. Банк-эмитент может дать полномочия произвести любые из указанных операций другому банку (исполняющему). К системам электронных платежей, связанных с обслуживанием банковских клиентов, относятся: • автоматические расчетные палаты; • банковские автоматы; • терминалы в торговых точках (торговых организациях); • банковское обслуживание на дому. Автоматические расчетные палаты (АРП) отличаются от обычной расчетной палаты тем, что они осуществляют безналичные расчеты в автоматизированном режиме и вся информация о платежах поступает в форме, подготовленной для ввода в ЭВМ — на магнитных лентах или с терминальных устройств. АРП особенно эффективны при осуществлении массовых регулярно повторяющихся платежей. Они содействуют снижению издержек обращения, играют большую роль в ускорении расчетов, способствуют сокращению налично-денежного оборота. Банковские автоматы. В электронной системе денежных платежей, кроме того, широкое применение получили банковские автоматы (БА), позволяющие клиенту в отсутствие банковского персонала самостоятельно подключаться к банковской ЭВМ и осуществлять наиболее распространенные операции. Ключом к БА обычно служит пластиковая дебетовая карточка, на специальной магнитной полосе которой записаны необходимые реквизиты владельца банковского счета, виды выполняемых по нему операций. БА позволяют банкам уменьшить операционные расходы, сократить персонал, взимать плату за пользование автоматом. 

Вопрос 25. Сущность, формы и виды инфляции. Социально-экономические последствия инфляции

Проблема инфляции является составной частью теории денег.

Инфляция — это одна из наиболее острых проблем современного развития экономики во многих странах мира, которая отрицательно влияет на все стороны жизни общества.

Есть разные взгляды на сущность и причины инфляции, но преобладают два направления: первый рассматривает инфляцию как сугубо денежное явление, вызванное нарушением законов денежного обращения; второй — как макроэкономическое явление, вызванное нарушением пропорций общественного воспроизводства, и прежде всего между производством и потреблением, спросом и предложением экономических благ.

Между тем инфляция — сложное, многостороннее явление, причины которого обусловлены взаимодействием факторов сферы производства и сферы денежного обращения.

Инфляция внешне выглядит как обесценивание денег вследствие их чрезмерной эмиссии, сопровождаемой ростом цен на экономические блага.

Но это лишь форма проявления, а не глубинная сущность и причина инфляции. Обычно инфляция имеет свое внешнее проявление в повышении цен. Но не каждое повышение цен — показатель инфляции. Цены могут повышаться в результате улучшения качества продукции, ухудшения условий добычи сырьевых ресурсов, изменяться под влиянием циклических и сезонных колебаний производства, стихийных бедствий и т. д. Но это будут не инфляционные, а в определенной мере естественные периодические изменения цен на отдельные блага.

В действительности же инфляция является результатом нарушения макроэкономического равновесия, которое обусловлено комплексом внутренних и внешних причин (рис. 6.16).



Важнейшими внутренними причинами инфляции являются:

— нарушение пропорций воспроизводства: между производством и потреблением, накоплением и потреблением, спросом и предложением, денежной массой в обращении и суммой товарных цен;

— значительный рост дефицита государственного бюджета и государственного долга, обусловленный непроизводительными государственными расходами;

— чрезмерная эмиссия денег, нарушающая законы денежного обращения;

— милитаризация экономики, которая отвлекает значительную часть ресурсов в оборонную промышленность, 

Рис, 6.16. Основные причины инфляции

является тяжелым бременем для государственного бюджета, увеличивает его дефицит и порождает его (дефицита) инфляционное финансирование;

— увеличение налогового бремени на товаропроизводителей;

— опережение темпов роста заработной платы по сравнению с темпами роста производительности труда.

Внешние факторы инфляции связаны с усилением интернационализации хозяйственных связей между государствами, которые сопровождаются обострением конкуренции на мировых рынках капиталов, товарных рынках, рынках труда, обострением международных валютно-кредитных отношений, со структурными мировыми кризисами (энергетическим, продовольственным, финансовым и др.).

Обобщая сказанное, можно дать следующее определение инфляции.

Инфляция — это обесценивание денег, вызванное диспропорциями в общественном производстве и нарушением законов денежного обращения, которое сопровождается ростом цен на экономические блага.

Типы и виды инфляции

Инфляция приобретает разнообразные типы и виды (рис. 6.17).

В зависимости от преобладающего фактора влияния на инфляцию она делится на два типа: инфляцию спроса и инфляцию предложения.

Инфляция спроса вызвана нарушением равновесия между совокупным спросом и совокупным предложением.

Вызвать ее может увеличение государственных закупок товаров (например, военных), спроса предпринимателей на средства производства в условиях полной занятости и почти полной загруженности производственных мощностей, а также рост покупательной способности населения (рост заработной платы) в результате согласованных действий профсоюзов и др. Все это вызывает образование излишка денег по сравнению с количеством товаров, что приводит к повышению спроса и цен. Таким образом, излишек денежных средств в обращении создает дефицит предложения, производители не могут адекватно реагировать на рост спроса.

Инфляция предложения (издержек) — это рост цен вследствие повышения издержек производства или сокращения совокупного предложения товаров.

Причинами увеличения издержек производства и сокращения предложения могут быть рост цен на сырье, энергоносители, повышение заработной платы, олигополистическая политика ценообразования, экономическая и финансо-

вая политика государства и др. Увеличение издержек производства на единицу продукции в экономике сокращает прибыли и объем продукции, который предприниматели могут предложить при сложившемся уровне цен. Вследствие этого уменьшается совокупное предложение экономических благ, что, в свою очередь, повышает уровень цен.

Вопрос 26. Антиинфляционная политика в РФ на современном этапе экономического развития

Цель антиинфляционной политики государства состоит в том, чтобы установить контроль над инфляцией и добиться приемлемых для народного хозяйства темпов ее роста. В связи с этим должна быть четко определена финансовая стратегия государства. направленная на создание предпосылок финансовой стабилизации и экономического роста в условиях рыночных отношений с использованием экономических методов государственного регулирования. Оздоровление экономики связано с поддержкой приоритетных отраслей народного хозяйства, стимулированием экспорта продукции, в том числе экспорта вооружений, разумной протекционистской политикой и политикой валютного курса, способствующих решению вопросов конкурентоспособности отечественных товаров, а не спаду производства, как это происходило при установлении «коридора» допустимого изменения валютного курса. Большое значение в антиинфляционной политике имеют структурная перестройка экономики и приспособление ее к потребностям рынка за счет грамотной конверсии военно-промышленного комплекса, демонополизации и регулирования деятельности существующих монополий, стимулирования конкуренции в производстве, распределении, секторе услуг и т.д. Как и во многих цивилизованных странах с рыночной экономикой, должна быть создана система ценового соглашения между производителями, профсоюзами и правительством по всей технологической цепочке производства и с учетом реального платежеспособного спроса потребителей. Блокировка финансовых факторов инфляции связана с сокращением дефицита бюджета за счет решения проблем собираемости налогов. Особое внимание в антиинфляционной политике должно быть уделено совершенствованию налоговой системы: 

• сокращению количества взимаемых налогов; • отказу от использования инфляции как источника финансирования бюджета. С этой целью необходимо регулярно переоценивать основные фонды, индексировать все ограничители доходов предприятий, выступающих в абсолютных суммах, корректировать отчеты о прибылях и убытках; • пересмотру налоговых платежей, включаемых в издержки производства, которые стимулируют рост цен: отчислений в пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонд занятости населения, платы за землю, налога на имущество и т.д.; • изменению методики налогообложения; • ликвидации государственной задолженности перед отраслями и сферами народного хозяйства; • регулированию перераспределительных отношений между бюджетами федерации и бюджетами регионов. Для сдерживания инфляции важно определить пределы внешних заимствований и предоставления российских кредитов иностранным государствам. Важным направлением в антиинфляционной политике являются дальнейшее развитие и государственное регулирование валютного и финансового рынков, а также совершенствование механизма формирования валютного курса. Основой внешнеэкономической деятельности продолжают оставаться развитие экспорта и укрепление его базы, что требует обеспечения эффективного экспортного и валютного контроля с целью остановить «бегство» капитала за рубеж и обеспечить своевременность и полноту уплаты налогов по этим операциям. Страна нуждается в программе возвращения российских капиталов, а также в привлечении иностранных капиталов для инвестиций. Необходимо нейтрализовать внешние факторы инфляции за счет использования налоговых пошлин и развития импортозаменяющих производств. 

Большое значение для сдерживания инфляции может иметь перестройка экспорта и импорта: переход с сырьевой ориентации экспорта на технологические виды продукции, а также отказ от бросовых цен, по которым реализуется отечественное сырье и теряется экспортная выручка на десятки миллиардов долларов в год. Одну из определяющих ролей в проведении антиинфляционной политики играет Центральный банк РФ, который осуществлял денежно-кредитное регулирование. Он должен ориентироваться не только на снижение инфляции, но и на более равновесное развитие экономики, а также смягчить ограничения денежной массы в обращении и добиваться улучшения ее структуры, поскольку более высокие темпы роста менее ликвидных компонентов денежной массы способствуют ослаблению инфляционного давления, сокращение же объема наличных денег сокращает темпы инфляции. Улучшение структуры денежной массы предполагает и более активное воздействие ЦБ РФ на оборот, обслуживаемый квазиденьгами, денежными суррогатами. Большое значение для борьбы с инфляцией имеет снятие инфляционных ожиданий как у хозяйствующих структур, так и у населения, что в значительной мере может быть обусловлено экономической и политической стабильностью в стране. Успешное осуществление антиинфляционной политики возможно только на основе разработки нормативных актов, регулирующих все сферы рыночных отношений и безусловного выполнения существующего законодательства. 

Вопрос 27. Этапы развития мировой валютной системы

В каждой стране существует своя национальная денежная система; та ее часть, в рамках которой формируются валютные курсы и осуществляются международные платежи называется валютной системой.

Национальная валютная система – это форма организации валютных отношений данной страны, определяемая национальным законодательством.

На базе национальных валютных систем функционирует мировая валютная система.

Мировая валютная система – это форма организации валютных отношений в рамках мирового хозяйства.

Она сложилась на основе развития мирового рынка и закреплена межгосударственными соглашениями.

В мировую валютную систему входят следующие элементы:

1)      международные платежные средства;

2)      механизм установления и поддержания валютных курсов;

3)      порядок балансирования международных платежей;

4)      условия конвертируемости (обратимости) валют;

5)      режим работы валютных и золотых рынков;

6)      права и обязанности межгосударственных институтов, регулирующих валютные отношения.

Этапы развития мировой валютной системы.

1-й этап. Период возникновения системы «золотого стандарта» (XIX — начало XX в.), когда центральную роль в международной валютно-кредитной системе играло золото.

Первой Британская империя объявила свою денежную единицу (фунт стерлингов) свободно обратимой в золото по установленному государством курсу (чистое содержание золота составляло 7,322 г). Вслед за ней золотой стандарт установили США, затем страны Западной Европы и Россия с 1897г).

Наибольшей силы и твердости золотой стандарт достиг в период 1880 – 1914 гг. Имел место свободный ввоз и вывоз золота, валютные курсы стран определялись на базе золотых паритетов национальных денежных единиц и колебались в пределах «золотых точек», связанных с расходами по перемещению золота между странами.

К числу преимуществ золотого стандарта можно отнести:

¨      отсутствие резких колебаний валютных курсов;

¨      низкая инфляция.

Недостатки системы золотого стандарта:

·        жесткая взаимосвязь между объемом денежной массы в обращении и объемом добычи и производства золота (открытие новых месторождений вело к инфляции, а отставание производства золота от роста реального производства вело к дефициту наличных денежных средств);

·        невозможно было проводить самостоятельную национальную денежно-кредитную политику.

Это заставило все европейские страны, включая Россию, отказаться от золотого стандарта во время первой мировой войны. Ведь финансировать военные расходы приходилось за счет эмиссии бумажных денег.

2-й этап.  В 1922 г. на Генуэзской конференции было достигнуто соглашение о переходе к золотодевизному стандарту. Основным средством международных расчетов становились заменители золота – девизы, т.е. национальные или коллективные валюты. Кредит и безналичные деньги стали занимать господствующие позиции.

3-й этап. В 1944г.  основные участники международной торговли провели конференцию в г. Бреттон-Вудс (США). На ней было определено устройство послевоенной валютно-кредитной системы (названа бреттонвудсской).  Для внедрения и руководства этой системой был создан Международный валютный фонд (МВФ). Его штаб-квартира находится в Вашингтоне.

В основе новой системы лежал принцип двойственного обеспечения бумажных денег – золотом и долларом. Страны-участницы зафиксировали курсы своих валют в долларах. Сам доллар получил золотое содержание (35 $ = тройской унции золота или 31,1 г).

Доллар признавался основной «резервной» и «расчетной» валютной единицей, т.к. свободно обращался в золото. Страны-участницы обязывались поддерживать курсы своих валют по отношению к доллару на постоянном уровне. Если же курс валюты отклонялся от постоянного более чем на 1%, ЦБ данной страны обязан был исправить ситуацию (валютные интервенции).

Во время «бреттонвудсской» системы мировая экономика развивалась очень быстро. Это были годы «экономического чуда»: инфляция сохранялась на низком уровне, безработица сокращалась, рос жизненный уровень. Но одновременно разрушались основания этой системы. Производительность труда в промышленности США оказалась ниже, чем в Европе и Японии. Это привело к росту экспорта европейских и японских товаров в США. В результате в Европе скопилось большое количество «евродолларов». Западноевропейские банки вкладывали их в американские казначейские бумаги. Это привело к росту внешнего долга США. К тому же часть «евродолларов» была предъявлена в конце 60-х гг. Центральными банками стран к прямому обмену на золото. Золотой запас США начал уменьшаться. В 1971г. официально был прекращен обмен $ на золото. В результате двух  девальваций $ (понижение золотого содержания) в 1971 и 1973 гг. система «плавающих» курсов прекратила существование.

4-й этап. Юридически был оформлен в 1976г. в Кингстоне (о. Ямайка). Странам было предоставлено право выбора любого режима валютного курса. Валютные отношения между странами стали основываться на «плавающих» курсах. По условиям соглашения, валютный курс определяется рыночными силами (спросом и предложением).

Размер спроса на инвалюту определяется потребностями данной страны в импортируемых товарах и услугах, расходами туристов и разными внешними платежами. Размер предложения инвалюты определяется объемами экспорта и полученными займами.

Колебания курсов обусловлены 2 основными факторами:

q       реальными стоимостными соотношениями, покупательной способностью валют на внутренних рынках стран;

q       соотношением спроса и предложения национальных валют на международных рынках.

Но пределы изменения цен валют относительно друг друга не должны быть слишком большими. Для сглаживания резких колебаний валютных курсов ЦБ стран должны управлять изменениями курсов.

Ямайская валютная система базировалась на специальных правах заимствования (СДР – расчетная единица), плавающих валютных курсах, определяющей и регулирующей роли МВФ. СДР стали эталоном мировых денег. Но эта денежная единица так и осталась расчетной. Оценка СДР стала осуществляться на основе валютной «корзины», которая складывалась из национальных валют в следующем соотношении:

доллар США – 42%, основные западноевропейские единицы (фунт стерлингов, марка, франк) – 45%, йена Японии – 13%.

Соотношение между двумя национальными валютами, установленное в законодательном порядке и являющееся основой валютного курса, называется валютным паритетом.

Вопрос 28. Сущность и функции кредита. Законы кредита

Кредит – форма движения ссудного капитала. Необходимость кредита вытекает из особенностей кругооборота капитала. У одних хозяйственных субъектов появляются временно свободные денежные средства, у других есть потребность в них, которая удовлетворяется с помощью кредита.Кредит выполняет следующие функции:Аккумуляция временно свободных денежных средств физических и юридических лиц, резидентов и нерезидентов;Перераспределение денежного капитала;Экономия издержек обращения;Ускорение централизации и концентрации капитала;Регулирование экономики.Западные экономисты неоднозначно трактуют роль кредита. Недооценивая или преувеличивая ее. К наиболее известным относятся две теории кредита: натуралистическая и капиталотворческая.Натуралистическая теория кредита – это когда кредит рассматривается как форма движения производительного капитала, используя относительную самостоятельность ссудного капитала закономерности его движения. Согласно этой теории кредит сам по себе не создает реального капитала, который появляется только в процессе производства.

Капиталотворческая теория кредита. Ее представители исходят из независимости кредита от процесса воспроизводства и подчеркивают его решающую роль в развитии экономики. Эта теория оправдывает кредитную экспансию, а ее практическое применение в форме рекомендаций усиливает инфляцию.В современной экономической системе преобладает денежная форма кредита. Он предоставляется и погашается денежными средствами. В кредитной сделке нет эквивалентного товарно-денежного обмена, а есть передача стоимости во временное пользование с условием возврата через определенное время и уплаты процентов за пользование ей.Возвратность ссуженной стоимости, которую нельзя отменить волею одного из субъектов кредитной сделки, и представляет собой неотъемлемую черту кредита как экономической категории.В условиях современного рыночного хозяйства на основе кредита аккумулируются не только денежный капитал, высвободившейся в процессе воспроизводства промышленного и товарного капиталов, но и денежные доходы и сбережения различных социальных групп общества.

В качестве субъектов кредитных отношений выступают кредитор и заемщик.Кредитор – сторона, представляющая ссуды. Он является собственником ссужаемых средств, за передачу которых во временное пользование, он получает ссудный процент.Заемщик – сторона, получающая кредит и принимающая на себя обязательства возвратить в установленный срок ссуженную стоимость и уплатить процент за время пользования ссудой.

Вопрос 29. Характеристика форм кредита.

Формы кредита тесно связаны с его структурой и в определенной степени с сущностью кредитных отношений. Структура кредита включает кредитора, заемщика и ссуженную стоимость, поэтому формы кредита можно рассматривать в зависимости от характера:

ссуженной стоимости;

кредитора и заемщика;

целевых потребностей заемщика.

В зависимости от ссуженной стоимости целесообразно различать товарную, денежную и смешанную (товарно-денежную) формы кредита. Товарная форма кредита исторически предшествует его денежной форме. Первыми кредиторами были субъекты, обладающие излишками предметов потребления. В поздней истории известны случаи кредитования землевладельцами крестьян в форме зерна и других сельскохозяйственных продуктов до сбора нового урожая. В современной практике товарная форма не является основополагающей. Преимущественной формой выступает денежная форма кредита, однако применяется и его товарная форма. Товарная форма используется при продаже товаров с отсрочкой платежа, при аренде имущества (в том числе при лизинге оборудования), при прокате вещей. Денежная форма кредита является наиболее типичной, преобладающей в современном хозяйстве, так как деньги являются всеобщим эквивалентом при обмене товарных стоимостей, универсальным средством обращения и платежа. Данная форма кредита активно используется как государством, так и субъектами хозяйствования и гражданами, как внутри страны, так и во внешнем экономическом обороте. Смешанная (товарно-денежная) форма возникает в том случае, когда кредит функционирует одновременно в товарной и денежной формах. Данная форма кредита часто используется в экономике развивающихся стран, рассчитывающихся за денежные ссуды периодическими поставками своих товаров (преимущественно в виде сырьевых ресурсов и сельскохозяйственных продуктов). Во внутренней экономике продажа товаров в рассрочку платежей сопровождается постепенным возвращением кредита в денежной форме. В соответствии со статусом кредитора и заемщика различают следующие формы кредита:

банковская;

хозяйственная (коммерческая);

государственная;

международная (межгосударственная);

гражданская (частная, личная).

Вместе с тем в кредитной сделке участвует кредитор и заемщик, которые в кредитной сделке являются равноправными субъектами. Например, если банк предоставляет кредит населению, а физическое лицо вкладывает свои сбережения на депозит в банке, то в этих случаях имеется один и тот же состав участников (банк и население). Вместе с тем каждая из сторон занимает здесь разное положение: в первом случае банк является кредитором; во втором — заемщиком. В свою очередь в первом случае физическое лицо выступает в качестве заемщика, во втором — кредитора. Кредитор и заемщик меняются местами, что, в сою очередь, меняет форму кредита.    ФОРМЫ КРЕДИТА    Кредит выступает в двух главных формах: коммерческого и банковского, которые различаются по составу участников, объекта ссуд, динамике, величине процента и сферы функционирования.    Коммерческим кредитом называют кредит, предоставляемый одним функционирующим предпринимателем другому в виде продажи товаров с отсрочкой платежа. Коммерческий кредит оформляется векселем, его объектом является товарный капитал. Он обслуживает круговорот промышленного капитала, движение товаров из сферы производства в сферу потребления. Особенностью коммерческого кредита является то, что ссудный капитал здесь слит с промышленным. Цель коммерческого кредита — ускорить реализацию товаров и получение прибыли. Размеры этого кредита ограничены величиной резервных кредитов промышленных и торговых капиталов. Передача этих капиталов возможна только в направлениях, определенных условием сделки: от предпринимателя, на предприятии которого производят средства производства, к предпринимателям, на предприятиях которого они потребляются, или от предпринимателя, производящего товары, к торговым фирмам, реализующих их.    В период демонополистического капитализма коммерческий кредит являлся основой кредитной системы, обеспечивая непрерывность процесса воспроизводства и реализации товаров. В настоящее время фирмы активно используют эту форму реализации своей продукции — продажу с отсрочкой платежа, что говорит об ограниченности платежеспособности мелких и средних фирм, о росте стоимости товаров, о кредитных ограничениях. Отсрочку платежа используют не только мелкие, но и крупные фирмы, выступая и как кредиторы, и как заемщики.    Нужно отметить, что коммерческий кредит имеет ограниченные возможности, так как его можно получить не у всякого кредитодателя, а лишь у того, кто производит сам товар. Он ограничен по размерам (временным свободным капиталом) , имеет краткосрочный характер, а заемщик часто нуждается в долгосрочном кредите.    Ограниченность коммерческого кредита преодолевается банковским. Банковский кредит предоставляется денежным капиталом, банками и другими кредитно-финансовыми учреждениями предпринимателям и другим заемщикам в виде денежной ссуды. Объектом банковского кредита выступает денежный капитал, обособившийся от промышленного. Сделка ссуды здесь отделена от 

актов купли-продажи. Заемщиком может быть фирма, государство, личный сектор, а кредитором — кредитно-финансовые учреждения. Целью кредитора является получение дохода в виде процента. Кредитодатель предоставляет ссудный капитал заемщику на условиях возвратности, срочности и уплаты процента.    Как было отмечено выше, банковский кредит преодолевает границы коммерческого кредита, так как он не ограничен направлением, сроками и суммами кредитных сделок. Сфера его использования шире: коммерческий кредит обслуживает лишь обращение товаров, банковский кредит — и накопление капитала, превращая в капитал часть денежных доходов и сбережений всех слоев общества.    Замена коммерческого векселя банковским делает кредит более эластичным, расширяет его масштабы, повышает обеспеченность. Банки гарантируют кредитоспособность заемщикам.    Динамика банковского и коммерческого кредита различна.    Объем коммерческого кредита увеличивается с ростом производства и товарооборота и сокращается с их уменьшением. Предложение и спрос на него возрастает в периоды промышленного подъема и уменьшается во время кризисов. Под влиянием кризисов производство и реализация товара сокращается, а спрос на банковский кредит для уплаты долгов возрастает. В период оживления и подъема увеличивается спрос на банковские ссуды. Т. о. можно увидеть двойственность банковского кредита: с одной стороны он выступает как ссуда кредита, когда заемщик использует его для увеличения объема функционирующего капитала, с другой стороны — в виде ссуды денег - платежных средств, необходимых для погашения долговых обязательств.    С развитием товарно-денежных отношений появляются новые формы кредита, которые способствуют еще большему ускорению обращения капитала, передающие кредиту новые функции, тем самым увеличивая его значение. Одной из новых форм является потребительский кредит, который предоставляется в форме коммерческого кредита (продажа товаров с отсрочкой платежа) и банковского (ссуды на потребительские цели) . Его объектом обычно являются товары длительного пользования (мебель, холодильники, автомашины и др.) , различные услуги. При этом банки сразу выплачивают магазинам наличные деньги за проданные товары (или услуги) , а покупатель постепенно погашает ссуду в банка. Максимальный срок потребительского кредита три года. Потребительский кредит имеет двоякую функцию: с одной стороны, с увеличением товарооборота растет объем кредита, поскольку спрос на товары порождает спрос на кредиты, с другой стороны, рост кредитования населения усиливает платежеспособный спрос. Нужно отметить, что потребительский кредит стал неотъемлемой частью современного общества.    В последнее время большое значение имеет лизинг. Лизинг долгосрочная аренда машин, оборудования, транспортных средств, сооружений производственного назначения с погашением задолженности в течение нескольких лет. Использование лизинга имеет свои преимущества, поскольку »при этой форме сотрудничества для перестройки производства на базе современной технологии и выпуска продукции, отвечающей самым строгим требованиям рынка, не требуется изначальных владений крупных средств. Все расходы на данном этапе покрывают лизинговые компании. «Лизинг не является банковской операцией в узком смысле слова. Он относится к близкой к банковской форме финансирования, которая может осуществляться торгово- промышленными предприятиями как побочная операция. Но в первую очередь »это компетенция специально созданных лизинговых обществ».    При получение объекта в пользование лизингополучатель принимает на себя обязанности, связанные с правом собственности (техническое обслуживание, риск случайной гибели и т.д.) , хотя лизигодатель продолжает оставаться владельцем объекта лизинговой сделки. При этом гибель или невозможность использования объекта лизинговой сделки не освобождает лизингополучателя от обязанности погашения долга. Необходимо отметить, что в отличие от аренды, при лизинговой сделке лизингополучатель выплачивает не ежемесячную плату за право пользования объектом, а полную сумму амортизационных отчислений. По оценке западных экономистов, в развитых капиталистических странах по средствам лизинга покрывается (в зависимости от степени распространения этих операций) от 6 до 20% ежегодных потребностей в средствах для инвестиций в основные фонды.    В последнее время получили широкое распространение ипотечный кредит и овердрафт. Ипотечный кредит — это долгосрочные ссуды под залог недвижимости (земли, производственных и жилых зданий) . Основным его источником служит эмиссия ипотечных облигаций корпорациями и банками. Овердрафт, предоставляемый частным лицам, которые имеют право платежа чеками в сумму превышающих остаток на счетах. Овердрафт допускается в известных пределах, например, в сумму месячного оклада на сумму не более 15 дней. В течение установленного срока клиент обязан погасить возникшую задолженность, после чего он получает право на новый кредит в виде овердрафта.    В настоящее время огромное значение для нормального 

функционирования всей экономической системы в целом имеют государственный и международный кредит. Государственным кредитом называют совокупность кредитных отношений, в которых заемщиком или кредитором выступают государство, местные органы власти по отношению к гражданам и юридическим лицам. Государственный кредит выражает отношения в денежной форме между государством с одной стороны, и физическими или юридическими лицами с другой, чаще всего с банками, страховыми компаниями и предпринимателями. Кредит будет государственным в том случае, когда в качестве участника ссудной сделки выступают центральное правительство или местные органы власти. В этом смысле его можно сравнить с другими формами кредита, в первую очередь с банковским, где обязательным участником ссудной сделки является банк.    По утверждению В. С. Волынского нельзя смешивать такие понятия, как частный и государственный кредит. Он выделяет следующие различия между этими формами кредита. Во-первых, «государственный кредит отличается от частного участниками сделки».    Государство обычно выступает в качестве заемщика, а кредитодателями - различные учреждения, предприятия и частные лица.    Во-вторых, «заемщик и кредиторы в сфере государственного кредита могут меняться местами». В-третьих, так как ссудная сделка сопровождается покупкой облигаций и казначейских векселей, которые имеют свой рыночный курс, продаются на рынке ценных бумаг, то государственный кредит представляет собой не просто форму движения ссудного капитала, а базируется на сочетании ссудного и фиктивного капитала». В то же время сходство данных форм кредита связано с тем, что они имеют единый источник образования.    В сфере государственного кредита центральное правительство, а также местные органы власти традиционно выступают в качестве заемщиков, привлекая денежные средства для покрытия бюджетных дефицитов. Главной формой привлечения денежных средств является выпуск облигаций государственного займа и прочих видов ценных бумаг. Облигация представляет собой обязательство эмитента, который должен впоследствии возместить владельцу ценной бумаги сумму основного долга и процента. Владельцы свободных денежных средств, покупая облигации, выступают фактическими кредиторами государства. В отличие от банковского кредита, кредиторами выступают не только банки, но и страховые компании, предприятия и частные лица. Нужно отметить, что половина активных операций страховых компаний развитых стран приходится на покупку ценных бумаг. Таким образом можно сделать вывод, что государственный кредит отличается от частного по форме предоставления денежных средств и по участникам сделки.    В настоящее время государство стало выступать в качестве кредитора, оказывать кредитную помощь тем отраслям, в развитии которых заинтересовано национальное хозяйство в целом. Финансирование жилищного строительства, создание инфраструктуры, экспортного производства осуществляется во многих странах на льготных условиях с широким использованием привлеченных средств. Причины активного участия государства как кредитора различны: нежелание частного капитала развивать отрасли инфраструктуры из-за отсутствия или недостатка высокой прибыли, оказание помощи национальным экспертам в борьбе с иностранными конкурентами на международном рынке. Волынский отмечает, что «сочетание кредитора и заемщика в лице современного государства может рассматриваться как новое явление в кредитно-финансовой сфере».    Движение капитала в сфере международных экономических отношений, связанное с предоставлением валютных и товарных ресурсов на условиях возвратности, срочности и уплаты процентов, называют международным кредитом. В качестве кредиторов и заемщиков выступают банки, предприятия, государства, международные и региональные организации.    Формы международного кредита можно классифицировать по главным признакам, характеризующим отдельные стороны кредитных отношений.    По срокам международные кредиты подразделяются на краткосрочные - до 1 года, среднесрочные — от 1 года до 5 лет и долгосрочные — свыше 5 лет.    По назначению разделяют кредиты коммерческие, непосредственно связанные с внешней торговлей и услугами; финансовые, используемые на другие цели, включая погашение задолженности, покупку ценных бумаг, инвестиции; промежуточные, предназначенные для смешанных форм вывоза капиталов, товаров и услуг.    Международный кредит выполняет следующие функции: - перераспределение ссудных капиталов между странами с целью обеспечения непрерывного процесса воспроизводства для достижения максимальной прибыли; -экономии издержек обращения в сфере международных расчетов вследствие развития безналичных платежей; -ускорение концентрации и централизации капитала.    Также международный кредит, раздвигая границы индивидуального накопления, способствует созданию новых фирм. То есть можно заключить, что международный кредит выполняет те же функции, что и другие формы кредита, только в международном аспекте. 

Вопрос 30. Ссудный процент и основы формирования его уровня

Платность кредита — один из принципов кредита (принципы: платность, возвратность, срочность). Этот принцип выражает необходимости только прямого возврата заемщиком полученных от банка кредитных ресурсов, но и оплаты права на их использование в виде банковское ссудного) процента. Экономическая сущность платы за кредит отражается в фактическом распределении дополнительно полученной за счет его использования прибыли между заемщиком и кредитором. Практическое выражение рассматриваемый принцип находит в процессе установления величины банковского (ссудного) процента. Ссудный процент- стоимость услуги, оказываемой ссудодателем заемщику, состоящей в предоставлении ему за плату определенной суммы денег на обусловленный срок. Ссудный процент является расходом для плательщика и доходом для получателя. Его величина определяется величиной процентной ставки. Исчисление процента, как правило, производится дискретно (на конец года, месяца). Выплачиваются по мере их начисления и присоединяются к сумме долга. Он выполняет три основные функции: - перераспределение части прибыли юридических и дохода физических лиц; - регулирование производства и обращения путем распределения ссудных капиталов на отраслевом, межотраслевом и международном уровнях; - на кризисных этапах экономики — антиинфляционную защиту денежных накоплений банка. Ставка (или норма) ссудного процента, определяемая как отношение суммы годового дохода, полученного на ссудный капитал, к сумме предоставленного кредита выступает в качестве цены кредитных ресурсов. Подтверждая роль кредита как одного из прилагаемых на специализированном рынке товаров, платность кредита стимулирует заемщика наиболее продуктивному использованию. 

Они могут быть простыми — применяются к одной и той же начальной сумме на протяжении всего срока ссуды; сложными — ссудный процент начисляется на сумму с уже начисленными в предыдущем периоде процентами. Ссудный процент может быть фиксированным или плавающим, т.е. меняться в зависимости от инфляции. Размер ссудного процента зависит также и от сроков кредитования. Краткосрочные ссуды отличаются ставкой %, обрати’ пропорциональной сроку возврата ссуды. Ссудный процент зависит также от способов взимания ссудного процента: - ссуды, процент по которым выплачивается в момент ее общего погашения; - ссуды, процент по которым выплачивается равномерными взносами заемщика в течение всего срока действия кредитного договора; - ссуды, процент по которым удерживается в момент непосредственной выдачи их заемщику. Само существование ставки ссудного процента обуславливает приток капиталов только в наиболее прибыльные отрасли, так как источником уплаты процента является прибыль, получаемая от использования ссудного капитала. Поэтому верхняя граница процента (его максимальная величина) не может превышать среднюю норму прибыли. Нижняя граница процента не может быть точно определена. Он может упасть до самого низкого уровня, но не может быть равен нулю: в таком случае предоставление ссуды теряет всякий экономический смысл. В пределах верхней и нижней границ величина ставки ссудного процента определяется спросом на ссудный капитал и его предложением. Равновесная норма процента графически определяется пересечением кривых спроса и предложения ссудного капитала Ставка рефинансирования (discount rate)– ставка, по которой центральный банк предоставляет кредиты коммерческим банкам. 

Процесс предоставления кредитов центральным банком коммерческим банкам получил название рефинансирование. Он используется для решения проблем ликвидности в банковской системе. Ставка рефинансирования (или учетная ставка) играет в экономике две роли. Во-первых, с помощью этого инструмента центральный банк может оказывать влияние на предложение денег посредством регулирования размера денежной базы. Так, снижение ставки рефинансирования ниже рыночной делает заимствования у центрального банка привлекательными. Банки могут брать кредит, что увеличивает их резервы и, следовательно, денежную базу и использовать эти средства для выдачи кредитов, что увеличивает денежную массу. Однако цель рефинансирования состоит не в том, чтобы коммерческие банки могли от этой операции получать прибыль. Это мера, направленная на поддержание стабильности банковской системы. Поэтому центральный банк устанавливает правила, исключающие возможность частого заимствования. С этой точки зрения роль учетной ставки достаточно ограничена. Кроме того, это достаточно «грубый» инструмент денежно-кредитной политики, поскольку центральный банк не может точно знать объем рефинансирования, следовательно, его влияние на денежную базу имеет некоторую степень неопределенности в отличие от операций на открытом рынке. Во-вторых, изменение учетной ставки может иметь эффект сигнала, оказывающего влияние на ставки межбанковского рынка кредитов и ставки по депозитам и кредитам прочим экономическим агентам. 




Предыдущий:

Следующий: