госс 1-15 вопросы

Вопрос 1. Сущность и функции финансов как экономической категории

Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Финансы насчитывают не одну тысячу лет. Фактически они начали своё развитие с возникновением товарно-денежных отношений, становлением государств, и по настоящее время пронизывают действия людей во всех сферах их деятельности. Финансовые отношения охватывают ту часть отношений, которая связана с образованием и использованием денежных средств. К финансам не относятся денежные средства, которые обеспечивают личное потребление и обмен. Таким образом, можно сказать, что финансы- это экономические отношения, осуществляемые преимущественно в денежной форме между основными хозяйствующими субъектами- предприятиями, домашними хозяйствами и государством. Финансы, обеспечивающие функционирование государства, называются государственными финансами. В результате перераспределения доходов общества в пользу домашних хозяйств и производителей возникают финансы соответственно домашних хозяйств и коммерческих организаций.

Характерными признаками финансов являются:

1. распределительный характер отношений, который основан на правовых нормах или этике ведения бизнеса, связан с движением реальных денег независимо от движения стоимости в товарной форме;

2. односторонний характер движения денежных средств;

3. создание централизованных и децентрализованных фондов денежных средств.

4. Безвозмездность.

Финансы носят денежный характер, но отличаются от денег по своим функциям.

Обычно выделяют следующие функции финансов: распределительная, регулирующая и контрольная.

Термин «финансы» произошел от латинского слова «finansia» — денежный платеж. Таким образом, финансы непосредственно связаны с деньгами. Без денег не может быть финансов. Однако финансы отличаются от денег, как по содержанию, так и по выполняемым функциям.

Финансам присущи следующие общие черты.

1. экономическая категория тесно связанная с процессом производства;

2. они увязаны с товарно-денежными отношениями;

3. являются денежной категорией;

4. осуществляют распределение и перераспределение ВВП (валовой внутренний продукт) и НД (национальный доход);

5. воплощаются в реальных денежных фондах, совокупность которых составляет финансовые ресурсы.

Деньги — это строго определенная экономическая категория с выраженной сущностью и функциями, возникает раньше финансов. Деньги служат всеобщим эквивалентом. Финансы это назначенные экономические отношения, возникающие в момент движения денег, когда осуществляется их передача или перечисление наличным или же безналичным путем. Следовательно, финансовые отношения — это, прежде всего денежные отношения. Но не все денежные отношения способны рассматриваться как финансовые

Вопрос 2. Финансовая система РФ: состав, структура и критерии ее организации.

Финансы любого государства составляют целостную систему, включающую в себя несколько взаимосвязанных звеньев (институтов) и органов. Наличие различных институтов внутри финансовой системы объясняется тем, что финансы обслуживают многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием всю экономику страны и всю сферу социальной деятельности в целом. Исходя из этого, под финансовой системой Российской Федерации следует понимать: а) совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов; б) совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.

Так, в частности, финансовую систему Российской Федерации составляют следующие фонды денежных средств и соответствующие им правовые институты:

1. Бюджетная система, состоящая из федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и бюджетов органов местного самоуправления.

2. Государственные внебюджетные фонды (регулированию которых посвящена непосредственно глава 17 БК РФ. Так, согласно ст. 144 БК, государственными внебюджетными фондами Российской Федерации являются: Пенсионный фонд Российской Федерации; Фонд социального страхования Российской Федерации; Федеральный фонд обязательного медицинского страхования; Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.)

3. Фонды, консолидированные в бюджете.

4. Внебюджетные децентрализованные фонды.

5. Фонды страхования.

6. Государственный кредит.

7. Финансы хозяйствующих субъектов.

8. Финансы населения.

Все перечисленные финансовые институты можно разбить на две подсистемы. Это — общегосударственные финансы, за счет которых обеспечиваются потребности расширенного воспроизводства на макроуровне, и финансы хозяйствующих субъектов, используемые для обеспечения воспроизводственного процесса денежными средствами на микроуровне, а также финансы населения.

Разграничение финансовой системы на отдельные звенья обусловлено различиями в задачах каждого звена, а также в методах формирования и использования централизованных и децентрализованных фондов денежных средств. Общегосударственные централизованные фонды денежных ресурсов создаются путем распределения и перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства.

Важная роль, которую выполняет государство в области экономического и социального развития, приводит к необходимости централизации в его распоряжении значительной части финансовых ресурсов. Формами их использования являются бюджетные и внебюджетные фонды, за счет которых обеспечиваются потребности государства в решении экономических, политических и социальных задач. Иные формы и методы образования и использования денежных фондов применяются кредитными и страховыми звеньями финансовой системы. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих предприятий.

Финансовая система РФ является открытой и интеграционной, т. е. она широко общается с окружающей средой и одна существовать не может, ее звенья имеют тесную связь между собой.

Вопрос 3. Долгосрочная финансовая политика субъекта хозяйствования.

Финансовая политика предприятия — совокупность мероприятий по целенаправленному формированию, организации и использованию финансов для достижения целей предприятия.Финансовая политика — наиболее важный составной элемент общей политики развития предприятия, которая включает также инвестиционную политику, инновационную, производственную, кадровую, маркетинговую и т.п. Если рассматривать термин «политика»более широко, то — это «действия, направленные на достижение цели». Так, достижение любой задачи, стоящей перед предприятием, в той или иной мере обязательно связано с финансами: затратами, доходами, денежными потоками, а реализация любого решения, в первую очередь, требует финансового обеспечения. Таким образом, финансовая политика не ограничена решением локальных, обособленных вопросов, таких, как анализ рынка, разработка процедуры прохождения и согласования договоров, организация контроля за процессами производства, а имеет всеобъемлющий характер.Основа долгосрочной финансовой политики — четкое определение единой концепции развития предприятия в долгосрочной перспективе, выбор из всего многообразия механизмов достижения поставленных целей оптимальных, а также разработка эффективных механизмов контроля.Основная цель создания предприятия — обеспечение максимизации благосостояния собственников предприятия в текущем периоде и на перспективу. Эта цель выражена в обеспечении максимизации рыночной стоимости предприятия, что невозможно без эффективного использования финансовых ресурсов и построения оптимальных финансовых отношений как на самом предприятии, так и с контрагентами и государством.Для реализации главной цели финансовой политики необходимо найти оптимальное соотношение между стратегическими направлениями:1.     максимизацией прибыли;2.     обеспечением финансовой устойчивости.Развитие первого стратегического направления позволяет собственникам получать доход на вложенный капитал, второе направлениеобеспечивает предприятию стабильность и безопасность и относится к контролированию риска.Разработка финансовой стратегии подразумевает определенные этапы:- критический анализ предшествующей финансовой стратегии;  обоснование (корректировка) стратегических целей;  определение сроков действия финансовой стратегии;  конкретизация стратегических целей и периодов их выполнения;  распределение ответственности за достижение стратегических целей.Долгосрочная финансовая политика — это всегда поиск баланса, оптимального на данный момент соотношения нескольких направлений развития и выбор наиболее эффективных методов и механизмов их достижения.Финансовая политика предприятия не может быть незыблемой, определенной раз и навсегда. Напротив, она должна быть гибкой и корректироваться в ответ на изменения внешних и внутренних факторов.Один из основных принципов финансовой политики — она должна строиться не столько из фактически сложившейся ситуации, сколько из прогноза ее изменения. Только на основе предвидения финансовая политика приобретает устойчивость.Долгосрочная финансовая политика — основа процесса управления финансами предприятия. Ее главные направления определяют учредители, собственники, акционеры предприятия. Однако реализация долгосрочной финансовой политики возможна только через организационную подсистему, которая является совокупностью отдельных людей и служб, подготавливающих и непосредственно осуществляющих финансовые решения.Реализуют долгосрочную финансовую политику на предприятиях по-разному. Это зависит от организационно-правовой формы хозяйствующего субъекта, сферы деятельности, а также масштабов предприятия.Субъектами управления на малых предприятиях могут выступать руководитель и бухгалтер, так как малый бизнес не предполагает глубокого разделения управленческих функций. Иногда для корректировки направлений развития привлекают внешних экспертов и консультантов.

Вопрос 4. Органы управления финансами в РФ, их задачи и функции в современных условиях.

Управление финансами осуществляется посредством использования соответствующего управленческого аппарата. Общее управление финансами осуществляют высшие органы власти и управления: Президент РФ и его Администрация, Федеральное Собрание, Правительство РФ.

Президент РФ (Администрация Президента РФ) регламентирует деятельность финансовых органов, имеет право наложить вето на финансовое законодательство, подписывает федеральный закон о федеральном бюджете России, подготавливает и направляет Федеральному Собранию Бюджетное послание.

Федеральное Собрание утверждает финансовые законы, рассматривает проект федерального бюджета России и утверждает закон о федеральном бюджете.

Правительство РФ формирует федеральный бюджет, является единым центром управления финансами, разрабатывает концептуальные основы финансовой политики.

Главным органом, осуществляющим текущее управление государственными финансами, является Министерство финансов Российской Федерации.

Главная задача Министерства финансов Российской Федерации – разработка единой государственной финансовой, кредитной, денежной политики, а также политики аудиторской деятельности, бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, добычи, производства, переработки драгоценных камней, таможенных платежей, включая определение таможенной пошлины товаров и транспортных средств. Для выполнения своих задач Министерство осуществляет следующие основные функции: – разработка проекта федерального бюджета и прогноза консолидированного бюджета Российской Федерации;

– прогнозирование и кассовое планирование исполнения и исполнение федерального бюджета, составление отчета об исполнении федерального бюджета и консолидированного бюджета Российской Федерации;

– финансовый контроль и надзор в финансово-бюджетной сфере;

– совершенствование методов бюджетного планирования и порядка бюджетного финансирования, методическое руководство в этой сфере, а также в области составления и исполнения федерального бюджета;

– управление государственным внутренним и внешним долгом Российской Федерации;

– осуществление функций эмитента государственных ценных бумаг Российской Федерации;

– координация бюджетной и денежно-кредитной политики в соответствии с задачами макроэкономической политики.

Самостоятельным юридическим лицом, входящим в состав Министерства финансов Российской Федерации, является Федеральное казначейство.

В структуру Федерального казначейства входят Главное управление Федерального казначейства, территориальные органы в субъектах Российской Федерации, органы Федерального казначейства в районах, городах и городских районах. При контроле всех поступлений и выплат денежных средств бюджетов и внебюджетных фондов в структуре исполнительной власти Казначейство реализует функции кассира и главного бухгалтера. Получаемая от Казначейства информация позволяет руководству Министерства финансов Российской Федерации и Правительству РФ объективно оценивать работу органов государственного управления и оптимизировать распределение бюджетных потоков по министерствам и ведомствам.

Вопрос 5. Государственный финансовый контроль и его роль в современных условиях.

Финансовый контроль обычно рассматривают в двух аспектах:

1) строго регламентированную деятельность специально создан-ных контролирующих органов за соблюдением финансового зако-нодательства и финансовой дисциплины всех экономических субъектов;

2) неотъемлемый элемент управления финансами и денежными потоками на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансовых операций.

Оба аспекта контроля взаимосвязаны, но различаются целями, методами и субъектами контроля. Если в первом случае преобладает правовая и количественная сторона контроля, то во втором — упор делается на аналитическую сторону финансового контроля.

Контроль выступает как кульминационный момент управленческого цикла на той его стадии, когда фактические результаты воздействия на управляемый объект сопоставляются с требованиями принятых решений, а при выявлении отрицательных отклонений устанавливаются их причины и виновники, принимаются меры к улучшению положения дел. Являясь самостоятельной функцией управления экономикой, контроль не поглощает другие функции, а взаимопроникает в них, оказывая активное воздействие на эффективность их использования.

Назначение финансового контроля заключается в содействии успешной реализации финансовой политики государства, обеспечении процесса формирования и эффективного использования финансовых ресурсов во всех сферах и звеньях народного хозяйства. Его роль при переходе к рынку многократно возрастает.

Финансовый контроль осуществляется путем применения научно обоснованных методов установления степени соответствия практики управления финансовыми ресурсами во всех сферах производства и распределения общественного продукта задачам финансовой политики. Институт финансового контроля представляет собой составной элемент общей структуры контрольных органов государства и вместе с тем выступает как важнейший составной элемент финансовой системы.

В зависимости от субъектов, осуществляющих финансовый контроль, выделяются:

Государственный финансовый контроль, который подразделяется на вневедомственный и ведомственный;

Негосударственный финансовый контроль:

- внутрихозяйственный контроль в составе корпоративного и некорпоративного финансового контроля;

- аудиторский контроль как подсистема независимого контроля в форме общего и банковского аудита;

- гражданский финансовый контроль;

- общественный финансовый контроль;

- правовой финансовый контроль;

- страховой финансовый контроль, и другие виды.

Государственный вневедомственный финансовый контроль осуществляется следующими контрольными органами: Счетной палатой РФ и контрольно-счетными органами субъектов РФ, Главным контрольным управлением Президента РФ, Департаментом государственного финансового контроля (ДГФК) Минфина России, Главным управлением федерального казначейства (ГУФК) Минфина России, Центральным банком РФ, Министерством РФ по налогам и сборам, Государственным таможенным комитетом РФ, Федеральной службой налоговой полиции РФ и государственными внебюджетными фондами — Пенсионным фондом РФ (ПФ РФ), Фондом социального страхования РФ (ФСС РФ), Федеральным и территориальными фондами обязательного медицинского страхования (ФФОМС и ТФОМС).

Ведомственный контроль осуществляется министерствами, ведомствами за деятельностью входящих в их систему учреждений и организаций руководителями соответствующих образований и специально созданными в данных системах контрольно-ревизионными подразделениями, которые подчиняются, как правило, непосредственно руководителю министерства, комитета, иного органа исполнительной власти. В МВД РФ, например, финансовый контроль, осуществляется руководителями МВД России, МВД республик в составе РФ, ГУВД и других подразделений непосредственно и через соответствующую финансовую службу. В системе МВД России создана контрольно-ревизионная служба. Общее руководство контрольно-ревизионной службой в системе Министерства внутренних дел России осуществляет Контрольно-ревизионное управление МВД России (КРУ МВД России).

Основными задачами данного контроля являются:

- выявление случаев хищения и недостач денежных средств и материальных ценностей, бесхозяйственности, других нарушений финансовой дисциплины;

- разработка предложений по устранению условий и причин, их порождающих; принятие мер по возмещению виновными лицами причиненного ущерба и др.

Аудиторская деятельность представляет собой предпринимательскую деятельность аудиторов (аудиторских фирм) по осуществлению независимых вневедомственных проверок бухгалтерской (финансовой) отчетности, платежно-расчетной документации, налоговых деклараций и других финансовых обязательств и требований хозяйственных субъектов, а также оказанию им иных аудиторских услуг. Основной целью аудиторской деятельности является установление достоверности бухгалтерской (финансовой) отчетности хозяйствующих субъектов и соответствия совершенных ими финансовых и хозяйственных операций нормативным актам РФ.

Вопрос 6. Характеристика бюджетной системы Российской Федерации.

Одним из важнейших институтов государства является бюджетная система. На протяжении тысячелетий существования государств финансовые ресурсы, мобилизуемые в бюджетную систему, обеспечивают государственным и территориальным органам власти    выполнение возложенных на них функций. Бюджетная система позволяет осуществлять регулирование экономических и социальных процессов в интересах членов общества. Бюджетная система Российской Федерации – система, основанная на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов. К бюджетам бюджетной системы РФ относятся:·        федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов РФ;·        бюджеты субъектов и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов РФ;·        местные бюджеты, в том числе:- бюджеты муниципальных районов, бюджеты городских округов, бюджеты внутригородских муниципальных образований городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга; - бюджеты городских и сельских поселений.Бюджеты, входящие в бюджетную систему Российской Федерации, самостоятельны и не включаются друг в друга, т.е. бюджеты субъектов Российской Федерации не включаются в федеральный бюджет, а местные бюджеты не включаются в региональные бюджеты.Бюджетная классификацияПо составу, источникам, направлениям использования и другим признакам бюджетные доходы и расходы разнообразны. В целях обеспечения планирования и учета доходов и расходов в рамках единой бюджетной системы страны они классифицируются. Бюджетная классификация представляет собой группировку бюджетных доходов и расходов по однородным признакам, расположенным и зашифрованным в установленном порядке.Характер группировок и принципы их построения определяются социально-экономическим содержанием бюджетных доходов и расходов, структурой народного хозяйства и системой управления. В основе бюджетной классификации лежит такая группировка показателей, которая дает представление о социально-экономическом, ведомственном и территориальном разрезе формирования доходов и направлении средств, их составе и структуре. Ясность и четкость группировок — важнейшие требования, предъявляемые к бюджетной классификации. Бюджетная классификация Российской Федерации включает:-         классификацию доходов бюджетов;-         классификацию расходов бюджетов;-         классификацию источников финансирования дефицитов бюджетов;-         классификацию операций публично-правовых образований.

Бюджеты Российской Федерации – формы образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам их ведения. Образование и расходование денежных средств осуществляется за счет доходов и расходов бюджета.Доходы бюджетовДоходы бюджетов – это поступающие в бюджет денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с бюджетным кодексом РФ, источниками финансирования дефицита бюджета.К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.К неналоговым доходам бюджетов относятся:-         доходы от использования имущества, находящегося в государственнойлибо муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;-         доходы от продажи имущества (кроме акций и иных форм участия в капитале, государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней), находящегося в государственнойлибо муниципальной собственности, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, за исключением имущества автономных учреждений, а также имущества государственных и муниципальных унитарных предприятий, в том числе казенных;-         доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, после уплаты налогов и сборов, предусмотренных законодательством о налогах и сборах;-         средства, полученные в результате применения мер гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности, в том числе штрафы, конфискации, компенсации, а также средства, полученные в возмещение вреда, причиненного Российской Федерации, субъектам Российской Федерации, муниципальным образованиям, и иные суммы принудительного изъятия;-         средства самообложения граждан; -         иные неналоговые доходы.. К безвозмездным поступлениям относятся:-         дотации из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;-         субсидии из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации (межбюджетные субсидии);-         субвенции из федерального бюджета и (или) из бюджетов субъектов Российской Федерации;-         иные межбюджетные трансферты из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;-         безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, международных организаций и правительств иностранных государств, в том числе добровольные пожертвования.Расходы бюджетовРасходы бюджетов – это выделяемые из бюджета денежные средства, за исключением средств, являющихся, в соответствии с бюджетным кодексом РФ, источниками финансирования дефицита бюджета.

Вопрос 7. Роль Федерального бюджета в решении социально-экономических задач.

Федеральный бюджет является первым уровнем бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – это основной финансовый план государства, который утверждается Федеральным Собранием в виде федерального закона. Федеральный бюджет – это основное средство перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта. Через Федеральный бюджет мобилизуются финансовые ресурсы, которые нужны для регулирования экономического и социального развития нашей страны и реализации ее политики. Его функцией является финансирование общегосударственных органов власти и управления, мероприятий, которые связаны с развитием научной деятельности в стране, обеспечением обороноспособности государства, подготовки высококвалифицированных специалистов для РФ. Средства федерального бюджета – это основной источник для финансирования перестройки экономики, развития прибыльных и перспективных направлений в сфере производства, освоения новых комплексов для производства. В развитии искусства, средств массовой информации, культуры и других сфер человеческой деятельности Федеральный бюджет играет основную роль. Федеральный бюджет наделен неналоговыми и налоговыми доходами, поступлениями от целевых бюджетных фондов. 

Основным источником доходов федерального бюджета (около 76 %) являются налоговые доходы. В Федеральный бюджет поступают такие виды налогов, как: налог на добавленную стоимость и акцизы, составляющие около 40 % от общего дохода бюджета, налог на прибыль (около 10 %), налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции (около 8 %) (основное место в их числе занимают импортные пошлины). Остальную часть образуют подоходный налог с физических лиц, налог на имущество, платежи за пользование природными ресурсами. Неналоговые доходы составляют около 12 %. Это доходы от государственной собственности, от внешнеэкономической деятельности, от продажи имущества, которое принадлежит государству, от продажи запасов государства. Поступления от целевых бюджетных фондов – это около 11 % (Федеральный экологический фонд, Федеральный дорожный фонд и т. д.).

По своей внешней форме федеральный бюджет является основным финансовым планом государства, определяющим его доходы, расходы, движение решающей части централизованных финансовых ресурсов на конкретный период (как правило, на год). Признание бюджета основным финансовым планом определяет его важное место в перераспределении национального дохода, главенствующее положение в системе финансовых планов, а также особую роль в общественном воспроизводстве. Так, через федеральный бюджет перераспределяется половина (иногда и больше) национального дохода, около всех денежных средств. Это позволяет государству не только удовлетворять общегосударственные потребности, но и активно влиять на всю жизнь общества, обеспечивать выполнение программы экономического и социального развития страны. Федеральный бюджет доминирует в общей системе финансовых планов, так как отражает часть финансовых ресурсов всех субъектов и звеньев хозяйства, регламентирует на текущий период их финансовые взаимоотношения с государством. Не случайно в финансовых планах предприятий, фирм, их вышестоящих организаций прогнозируются платежи в бюджет и ассигнования из бюджета. Еще более точно увязаны финансовые планы (сметы) учреждений непроизводственной сферы с основным финансовым планом государства, поскольку бюджетные ресурсы являются основным источником финансирования их расходов. Определенная связь существует между бюджетом и планами банков, других кредитных учреждений, которые, являясь плательщиками налогов, планируют налоговые платежи, а в качестве ресурсов кредитования – временно свободные средства бюджета. В процессе составления основного финансового плана государства федеральный бюджет материализуется – воплощается в централизованный фонд денежных средств государства. В нем концентрируются денежные ресурсы предприятий, организаций и населения в виде налогов, сборов и других поступлений на общегосударственные нужды. Они образуют доходы бюджета, которые и направляются на финансирование экономических и социальных программ, других намечаемых мероприятий. На этой стадии бюджет может быть охарактеризован уже как основной централизованный фонд денежных средств государства. Однако форма и материальное воплощение – лишь внешние признаки Федерального бюджета, глубинную суть составляют экономические отношения. В процессе перераспределения национального дохода, образования доходов и расходов бюджета возникают определенные финансовые отношения между участниками данного процесса. Их специфика обусловлена экономической природой бюджета, его формой, материальным содержанием и особым общественным назначением. Федеральный бюджет как экономическая категория характеризует совокупность объективных денежных отношений, возникающих при образовании, расходовании и использовании основного централизованного фонда денежных средств государства. Для их прогнозирования разрабатывается основной финансовый план, который выполняется в процессе аккумуляции части национального дохода, его перераспределения на общегосударственные нужды. Поэтому при раскрытии понятия «Федеральный бюджет» целесообразно отразить одновременно три его важнейшие характеристики: форму, материальное содержание и экономическую природу-сущность. Так, федеральный бюджет – основной финансовый план государства, отражающий экономические отношения по поводу формирования, распределения и использования централизованного фонда денежных средств. 

Вопрос 8. Характеристика принципов бюджетной системы Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации основана на принципах:

единства бюджетной системы Российской Федерации;

разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации;

самостоятельности бюджетов;

равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов;

сбалансированности бюджета;

результативности и эффективности использования бюджетных средств;

общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов;

прозрачности (открытости);

достоверности бюджета;

адресности и целевого характера бюджетных средств;

подведомственности расходов бюджетов;

единства кассы.

Статья 29. Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации

Принцип единства бюджетной системы Российской Федерации означает единство бюджетного законодательства Российской Федерации, принципов организации и функционирования бюджетной системы Российской Федерации, форм бюджетной документации и бюджетной отчетности, бюджетной классификации бюджетной системы Российской Федерации, санкций за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации, единый порядок установления и исполнения расходных обязательств, формирования доходов и осуществления расходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, ведения бюджетного учета и составления бюджетной отчетности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации и казенных учреждений, единство порядка исполнения судебных актов по обращению взыскания на средства бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

Статья 30. Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации

Принцип разграничения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов между бюджетами бюджетной системы Российской Федерации означает закрепление в соответствии с законодательством Российской Федерации доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов за бюджетами бюджетной системы Российской Федерации, а также определение полномочий органов государственной власти (органов местного самоуправления) и органов управления государственными внебюджетными фондами по формированию доходов бюджетов, источников финансирования дефицитов бюджетов и установлению и исполнению расходных обязательств публично-правовых образований.

Органы государственной власти (органы местного самоуправления) и органы управления государственными внебюджетными фондами не вправе налагать на юридические и физические лица не предусмотренные законодательством Российской Федерации финансовые и иные обязательства по обеспечению выполнения своих полномочий.

Статья 31. Принцип самостоятельности бюджетов

Принцип самостоятельности бюджетов означает:

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно обеспечивать сбалансированность соответствующих бюджетов и эффективность использования бюджетных средств;

право и обязанность органов государственной власти и органов местного самоуправления самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления устанавливать в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах налоги и сборы, доходы от которых подлежат зачислению в соответствующие бюджеты бюджетной системы Российской Федерации;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления в соответствии с настоящим Кодексом самостоятельно определять формы и направления расходования средств бюджетов (за исключением расходов, финансовое обеспечение которых осуществляется за счет межбюджетных субсидий и субвенций из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации);

недопустимость установления расходных обязательств, подлежащих исполнению за счет доходов и источников финансирования дефицитов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также расходных обязательств, подлежащих исполнению одновременно за счет средств двух и более бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, за счет средств консолидированных бюджетов или без определения бюджета, за счет средств которого должно осуществляться исполнение соответствующих расходных обязательств;

право органов государственной власти и органов местного самоуправления предоставлять средства из бюджета на исполнение расходных обязательств, устанавливаемых иными органами государственной власти и органами местного самоуправления, исключительно в форме межбюджетных трансфертов;

недопустимость введения в действие в течение текущего финансового года органами государственной власти и органами местного самоуправления изменений бюджетного законодательства Российской Федерации и (или) законодательства о налогах и сборах, законодательства о других обязательных платежах, приводящих к увеличению расходов и (или) снижению доходов других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации без внесения изменений в законы (решения) о соответствующих бюджетах, предусматривающих компенсацию увеличения расходов, снижения доходов;

недопустимость изъятия дополнительных доходов, экономии по расходам бюджетов, полученных в результате эффективного исполнения бюджетов.

Статья 31.1. Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований

Принцип равенства бюджетных прав субъектов Российской Федерации, муниципальных образований означает определение бюджетных полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, установление и исполнение расходных обязательств, формирование налоговых и неналоговых доходов бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, определение объема, форм и порядка предоставления межбюджетных трансфертов в соответствии с едиными принципами и требованиями, установленными настоящим Кодексом.

Договоры и соглашения между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами государственной власти и органами местного самоуправления, не соответствующие настоящему Кодексу, являются недействительными.

Статья 32. Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов

Принцип полноты отражения доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов означает, что все доходы, расходы и источники финансирования дефицитов бюджетов в обязательном порядке и в полном объеме отражаются в соответствующих бюджетах.

Статья 33. Принцип сбалансированности бюджета

Принцип сбалансированности бюджета означает, что объем предусмотренных бюджетом расходов должен соответствовать суммарному объему доходов бюджета и поступлений источников финансирования его дефицита, уменьшенных на суммы выплат из бюджета, связанных с источниками финансирования дефицита бюджета и изменением остатков на счетах по учету средств бюджетов.

При составлении, утверждении и исполнении бюджета уполномоченные органы должны исходить из необходимости минимизации размера дефицита бюджета.

Статья 34. Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств

Принцип результативности и эффективности использования бюджетных средств означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств или достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств.

Статья 35. Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов

Принцип общего (совокупного) покрытия расходов бюджетов означает, что расходы бюджета не могут быть увязаны с определенными доходами бюджета и источниками финансирования дефицита бюджета, если иное не предусмотрено законом (решением) о бюджете в части, касающейся:

субвенций и субсидий, полученных из других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации;

средств целевых иностранных кредитов (заимствований);

добровольных взносов, пожертвований, средств самообложения граждан;

расходов бюджета, осуществляемых в соответствии с международными договорами (соглашениями) с участием Российской Федерации;

расходов бюджета, осуществляемых за пределами территории Российской Федерации;

отдельных видов неналоговых доходов, предлагаемых к введению (отражению в бюджете) начиная с очередного финансового года.

Статья 36. Принцип прозрачности (открытости)

Принцип прозрачности (открытости) означает:

обязательное опубликование в средствах массовой информации утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полноту представления информации о ходе исполнения бюджетов, а также доступность иных сведений о бюджетах по решению законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований;

обязательную открытость для общества и средств массовой информации проектов бюджетов, внесенных в законодательные (представительные) органы государственной власти (представительные органы муниципальных образований), процедур рассмотрения и принятия решений по проектам бюджетов, в том числе по вопросам, вызывающим разногласия либо внутри законодательного (представительного) органа государственной власти (представительного органа муниципального образования), либо между законодательным (представительным) органом государственной власти (представительным органом муниципального образования) и исполнительным органом государственной власти (местной администрацией);

стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).

Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Статья 37. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статья 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Статья 38.2. Принцип единства кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Вопрос 9. Роль региональных и местных бюджетов в социально-экономическом развитии территорий.

Бюдже́т (от старонормандского bougette — кошель, сумка, кожаный мешок) — схема доходов и расходов определённого лица (семьи, бизнеса, организации, государства и т. д.), устанавливаемая на определённый период времени, обычно на один год. Бюджет — это важнейшая концепция как в микроэкономике, так и в макроэкономике (государственный бюджет). Изучением бюджета занимается наука финансы. Региональный бюджет — совокупность валют, правил и норм их использования, взаимного обмена, применения в качестве платежных средств, а также денежно-кредитных отношений, связанных с применением валюты в определенном регионе.  Местный бюджет — форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций местного самоуправления. Местный бюджет относится к категории «публичные финансы». Бюджет является важным звеном  финансовой  системы  страны.  В  бюджете ежегодно централизуется часть  денежных  доходов  предприятий  и  населения. Аккумулированные средства распределяются и  используются  на  финансирование затрат по осуществлению  функций  государства.  За  счет  бюджетных  средств удовлетворяются  общегосударственные  потребности,  финансируются  отдельные сферы деятельности – оборона, управление,  охрана  общественного  порядка  и безопасности государства, фундаментальная науки и др.  Кроме  того  за  счет бюджета удовлетворяются  и  коллективные  потребности  путем  финансирования затрат   на   образование,    здравоохранение    культуру    и    искусство.

Государственный  бюджет  –  это  централизованный  фонд  денежных  ресурсов, которым    располагает    правительство    страны     для     финансирования государственного   аппарата,   вооруженных   сил,   выполнение   необходимых социально-экономических функций.

Функции гос.бюджета:   распределительная  – проявляется  через  формирование  и  использование  централизованных  фондов денежных средств по  уровням  государственной  и  территориальной  власти  и управления;  контрольная  –  предполагает   возможность   и   обязательность государственного  контроля  за  поступлением  и   использованием   бюджетных средств. Виды бюджетов: 1) Консолидированный бюджет РФ – это  свод  бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации.  Консолидированный бюджет Российской Федерации включает федеральный бюджет и  консолидированные бюджета субъектов Российской Федерации.  В  свою  очередь  консолидированный бюджет субъекта Российской Федерации включает  региональный  бюджет,  т.  е. бюджет субъекта Российской Федерации,  и  местные  бюджеты.  2)  Федеральный бюджет  создается  для   выполнения   центральными   органами   власти    их обязанностей, для финансового обеспечения  общегосударственных  мероприятий. Через   федеральный   бюджет   осуществляется   процесс   распределения    и перераспределения внутреннего валового продукта и  созданного  национального дохода страны между отраслями народного хозяйства, регионами  и  социальными слоями населения. 3) Региональные бюджеты —  предназначены  для  финансового обеспечения  задач,  возложенных  на   государственные   органы   управления субъекта Российской Федерации  в  целях  обеспечения  комплексного  развития регионов, пропорционального развития производственной  и  непроизводственной сфер на подведомственных территориях. В  бюджете  находит  свое  отражение  структура  расходов   и   доходов государства.  Самым  важным  источником  государственных  доходов   являются различные виды налогов, которые  могут  быть  подразделены  на  три  большие категории: 1)Налоги на расходы, в  том  числе  налоги  с  продаж,  акцизы  и импортные тарифы; 2)Налоги на доходы частных лиц и корпораций, в  том  числе отчисления из  заработной  платы  на  социальное  страхование;  3)Налоги  на собственность,  включает  разнообразные   налоги   на   дома   и   строения, сельскохозяйственные  угодья  и  земли  под  постройки,  а  также  налог  на наследство. Государственные расходы также могут  быть  разделены  на  четыре категории:  1)Потребление  в  государственном   секторе;   2)Государственные инвестиции,  включающие  разнообразные  капитальные  расходы,   такие,   как затраты на дорожное строительство  или  строительство  портов;  3)Трансферты частному  сектору,  включающие  пенсию  за  выслугу  лет,   страхование   по безработице,   льготы   ветеранам   и   другие   платежи;   4)Проценты    по государственным долгам. Расходы  показывают  направление  и  цели  бюджетных ассигнований.////// Дефицит бюджета – эта сумма, на которую в данном году  расходы  бюджета превосходят его доходы.  Причины  бюджетного  дефицита:  спад  общественного производства; рост предельных издержек общественного производства;  массовый выпуск «пустых» денег; излишне, неоправданно раздутые социальные  программы; возросшие затраты  на  финансирование  ВПК;  оборот  «теневого»  капитала  в огромных  масштабах;  возможной  причиной   бюджетного   дефицита   являются огромные   непроизводительные    расходы,    приписки,    хищения,    потери произведенной продукции и многое другое, пока не  поддающееся  общественному учету. Источники покрытия бюджетного дефицита: в  экономических  системах  с фиксированным количеством денег в обращении правительство  располагает  лишь двумя   традиционными   способами   покрытия   дефицита   бюджета   –    это государственные займы и усиление налогообложения. Для  экономических  систем с нефиксированным количеством денег есть и третий  способ  –  это  печатанье денег.Вопрос 10. Государственные (социальные) внебюджетные фонды: цель создания, источники формирования и направления использования

Госуда́рственный внебюдже́тный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации и предназначенный для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование,  охрану здоровья и медицинскую помощь. Расходы и доходы государственного внебюджетного фонда формируются в порядке, установленном Бюджетным кодексом России, а также иными законодательными актами, включая законы о бюджете РФ на соответствующий год. ВФ – строго целевое использование средств. В России действуют следующие государственные внебюджетные фонды:  

-Пенсионный фонд Российской Федерации

- Фонд социального страхования Российской Федерации  

-Федеральный фонд обязательного медицинского страхования.

Пенсионный фонд Российской Федерации (Пенсионный фонд России, ПФР, Пенсионный фонд РФ).Как государственный внебюджетный фонд Российской Федерации, ПФР создан для государственного управления средствами пенсионной системы и обеспечения прав граждан РФ на пенсионное обеспечение. Бюджет ПФР утверждается Государственной Думой Федерального Собрания РФ отдельным законом вместе с принятием Федерального бюджета РФ.

Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для обеспечения обязательного социального страхования граждан России. Регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «Об основах обязательного социального страхования». Отчисления ФСС — 2,9% от совокупных объемов страховых взносов.  Функции фонда: оплата пособий по временной нетрудоспособности («больничных»); пособий  при рождении ребёнка; пособий по уходу за ребёнком до достижения им возраста полутора лет; оплата родовых сертификатов, доплата (25 %) за первичную медико-санитарную помощь работающим гражданам, доплата за диспансеризацию работающих граждан, оплата дополнительных медицинских осмотров работающих граждан, занятых на работах с вредными и опасными факторами и др.

Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС) — один из государственных внебюджетных фондов, созданный для финансирования медицинского обслуживания граждан России. Деятельность фонда регулируется Бюджетным кодексом РФ и федеральным законом «О медицинском страховании граждан в РФ».

Среди основных функций фонда:

Вбф  решают две важные задачи:

• обеспечение дополнительными средствами приоритетных сфер экономики;

• расширение социальных услуг населению.

За счет средств внебюджетных фондов обычно финансируются мероприятия по обязательному социальному страхованию в отношении работающих граждан, а за счет средств бюджета – неработающих. С помощью внебюджетных фондов возможно:

•      влиять на процесс производства путем финансирования, субсидирования, кредитования;

•      обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет штрафов за загрязнение окружающей среды;

•      оказывать социальные услуги населению за счет выплаты социальных пособий, пенсий; Классификация. В зависимости от целевого назначения они делятся на : на эк-ие, соц-е, научно-технические, внешнеэк-ие, экол-ие, культурно-просветительные и др. В соотв-ии с уровнем упр-я – на гос-ые и региональные. В зав-ти от периода функц-ия — бессрочного, кр/ср-го и д/ср-го действия. Бюджет Пенсионного фонда формируется за счет:•     страховых взносов;средств федерального бюджета; сумм пеней и иных финансовых санкций; доходов от размещения (инвестирования) временно свободных средств обязательного пенсионного страхования;добровольных взносов физических лиц и организаций, уплачиваемых ими не в качестве страхователей или застрахованных лиц;иных источников, Среди основных задач фонда Соц. страхования: ·             обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, при рождении ребенка, на погребение, на санаторно-курортное оздоровление работников и членов их семей и другие цели государственного социального страхования; ·             участие в разработке и реализации государственных программ по охране здоровья работников, мер по совершенствованию социального страхования; дотации отделениям Фонда при недостатке их оборотных денежных средств; ·             сотрудничество с аналогичными фондами других государств и международными организациями по вопросам социального страхования. Основные задачи ФОМС: ·             обеспечение реализации Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации»; ·             обеспечение предусмотренных законодательством Российской Федерации прав граждан в системе обязательного медицинского страхования; ·             достижение социальной справедливости и равенства всех граждан в системе обязательного медицинского страхования; Основные функции: ·             выравнивание условий деятельности территориальных фондов обязательного медицинского страхования по обеспечению финансирования программ обязательного медицинского страхования; ·             финансирование целевых программ в рамках обязательного медицинского страхования; ·             разработка нормативно-методических документов, обеспечивающих реализацию закона РФ «О медицинском страховании граждан в РФ»; ·             финансово-кредитная деятельность для выполнения задач, предусмотренных Уставом Федерального фонда ОМС; ·             контроль над рациональным использованием финансовых средств системы обязательного медицинского страхования. Основным доходным источником ФОМС является единый социальный налог. Кроме того, доходы бюджета ФОМС составляют поступления от единого налога, взимаемого в связи с применением упрощенной системы налогообложения; единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности и др. Основную часть расходов ФОМС составляют расходы на выравнивание финансовых условий территориальных фондов обязательного медицинского страхования, которым принадлежит основная роль в финансовом обеспечении здравоохранения территорий. В число основных функций территориальных фондов входят аккумулирование средств на обязательное медицинское страхование, учет страховых взносов и платежей, контроль над их полным и своевременным перечислением плательщикам, финансирование программ обязательного медицинского страхования на территории.

Вопрос 11. Межбюджетные отношения. Межбюджетные трансферты.

Межбюджетные отношения — это финансовые отношения между федеральными органами власти, органами власти субъектов Федерации и муниципальными образованиями по вопросам регулирования бюджетных правоотношений, организации и осуществления бюджетного процесса.

Наличие межбюджетных отношений определяется неодинаковым экономическим развитием конкретных территорий. Одни из них имеют богатые природные ресурсы, другие обладают важным стратегическим положением, определяющим их значение в государстве. Природные ресурсы принадлежат всем гражданам. Это предопределяет необходимость перераспределения в интересах государства в целом ренты, которую приносят эти ресурсы.

Кроме того, в одних регионах промышленность исторически развивалась быстрее, чем в других. В условиях экономического кризиса 1992-1998 гг., сопровождавшегося падением производства почти на 50%, неравномерность развития конкретных регионов значительно усилилась.

Межбюджетные трансферты — это средства одного бюджета бюджетной системы РФ, перечисляемые другому бюджету бюджетной системы РФ.

Межбюджетные трансферты осуществляются через Федеральный фонд финансовой поддержки субъектов РФ, Фонд регионального развития, Фонд реформирования региональных и муниципальных финансов и Фонд компенсаций.

Существующие в настоящее время в России межбюджетные трансферты можно разделить на следующие группы:

нецелевые (блочные) дотации на выравнивание бюджетной обеспеченности;

целевые трансферты;

компенсационные выплаты.

Бюджетным кодексом РФ определены следующие формы межбюджетных трансфертов:

Бюджетный кредит — форма финансирования бюджетных расходов, которая предусматривает предоставление средств юр.лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах;

Дотация — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы РФ на безвозмездной и безвозвратной основе. Дотации осуществляются из Федерального фонда финансовой поддержки субъектов РФ. Предоставляются они при условии соблюдения органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления бюджетного законодательства РФ и законодательства РФ о налогах и сборах;

Субвенция — это бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы.

Многообразие типов и видов трансфертов обусловлено их назначением в практике межбюджетного регулирования. Так в отношениях между центральным (федеральным) правительством и правительствами штатов или муниципалитетов трансферты обычно выполняют следующие функции:

выравнивание бюджетной обеспеченности территорий и обеспечение равномерного доступа к гарантированному набору государственных услуг на всей территории;

компенсация нижестоящим бюджетам затрат на финансирование мероприятий общенационального значения, стоимость которых превышает доходные возможности данных бюджетов;

стимулирование в регионах предоставления расширенных социальных благ населению в объемах, превышающих гарантированный государством уровень, с целью повышения уровня его жизни и социальной обеспеченности;

поощрение реализации экономических, социальных и политических реформ нижестоящими органами власти на своей территории;

снижение социальной напряженности в регионе, стимулирование экономического роста.

Вопрос 12. Бюджетная классификация, ее характеристика

Бюджетная классификация РФ - группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, которая используется для:

1) Обеспечения сопоставимости бюджетных показателей на разных уровнях путем их унификации, что необходимо для ведения бюджетной статистики, составления бюджетной отчетности, составления консолидированных бюджетов и т.д.

2) Обеспечения сопоставимости бюджетных показателей разных стран, для чего она приближается к стандартам мировой финансовой отчетности.

 

Реформа бюджетной классификации в Российской Федерации. Её направления были определены в Концепции реформирования бюджетного процесса в РФ в 2004-2006 гг. Наиболее важные изменения произошли с 2008 года.

Правовое регулирование в РФ:

В 2007 г.:

1) БК РФ, ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации в РФ».

2) Приказ Минфина РФ от 08.12.2006 г. № 168н.

3) Отдельные письма Минфина.

С 2008 г.:

1) БК РФ в редакции от 26.04.2007 г., ФЗ утратил силу.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: