гос.экзамен

1.Тео́рия права и государства — это фундаментальная юридическая наука, которая изучает сущность, общие закономерности и тенденции происхождения, развития и функционирования государства и права в их постоянном взаимодействии, а также формирует общие для всех юридических наук понятия и категории. Теория государства и права является преимущественно российской наукой , во многих странах континентальной Европы дисциплины, предметом исследования которых является право и государство, преподаются отдельно.

В литературе нет единого подхода к определению предмета теории государства и права. В качестве составляющих, присутствующих практически во всех определениях предмета теории государства и права М. Н. Марченко называет:

процесс возникновения, становления и развития государства и права, его общие закономерности;

взаимосвязь государства и права;

характерные признаки, формы, сущность, содержание и черты государства и права;

место и роль государства и права в жизни общества, в политической системе;

право, правосознание, законность, конституционность;

законодательный процесс и его отдельные стадии;

правомерное поведение;

правонарушение и юридическая ответственность.

2. Акт применения права — это такой правовой акт, который содержит индивидуальное властное предписание, вынесенное компетентным органом в результате решения конкретного юридического дела.

Правоприменительный акт как итог правоприменительной деятельности характеризуется следующими особенностями:

- исходит от компетентных органов;

- носит государственно-властный характер;

- носит индивидуальный (персонифицированный), а не нормативный характер, поскольку адресован конкретным субъектам, указывает на то, кто в данной ситуации обладает субъективными правами и юридическими обязанностями;

- имеет определенную установленную законом форму.

Вместе с тем, следует различать акт применения как действие (деятельность) и как документ. Последний должен иметь определенную структуру и состоять из вводной, описательной, мотивировочной и резолютивной частей.

Классифицируют правоприменительные акты по следующим основаниям:

1) по форме — на указы, приговоры, решения, приказы и т.п.;

2) по субъектам, их издающим — на акты государственных и негосударственных (в частности, муниципальных) органов;

3) по функциям права — на регулятивные (приказ о повышении по службе) и охранительные (постановление о возбуждении уголовного дела);

4) по юридической природе — на основные (выражают конечное решение юридического дела, например приговор) и вспомогательные (подготавливают издание основных, в частности постановление о привлечении лица в качестве обвиняемого);

5) по предмету правового регулирования — на акты уголовно-правовые, гражданско-правовые и т.п.;

6) по характеру — на материальные и процессуальные.

3. Относительная самостоятельность государства — зависимость его от экономики, политики, идеологии и одновременно активность в жизни общества.

Понятием «относительная самостоятельность» подчеркивается именно тот факт, что «абсолютной самостоятельности» ни в природе, ни в обществе быть не может по причине всеобщей взаимосвязи процессов и явлений.

ОСГ – определяется особыми функциями, выполняемыми данным государством, направленностью деятельности.

Государство обладает относительной самостоятельностью:

По отношение к обществу (общество порождает определенные функции, без которых не может обойтись. Для выполнение этих функций в т.ч. и создается государство. Государство посредством деятельности госорганов, должностных лиц реализует эти функции и тем самым оказывает обратное воздействие на общество)

По отношению к экономике проявляется двояким образом. Государство, следуя экономическим законам, имеет свои логические закономерности и этапы развития, не всегда совпадающими с изменениями экономической структуры. Коренные преобразования в экономике не влекут автоматического и немедленного преобразования госаппарата.

По отношению к классовой борьбе – государство служа интересам уполномачивающего его клана, тем самым обеспечивая свои интересы – это есть исключительно относительная самостоятельность.

Источники питающие ОСГ:

1) Разделение общественного труда, обособляющего госдеятельность от другой общественной деятельности

2) Вмешательство государства в экономическую жизнь страны

3) Объективные противоречия общественного бытия и общественного сознания, позволяющие государству возвышаться над их борьбой

4. Функция – это всегда целенаправленное воздействие права. Она непосредственно связана с задачами, стоящими перед обществом, государством и иными субъектами права.

В функциях права отражается его роль, общесоциальное и специально-юридическое значение в жизни общества. Одним из объективных критериев классификации функций служит та или иная сфера общественной жизни, которая подвергается правовому воздействию. По этому основанию все его функции можно разделить на экономическую, политическую, социальную, воспитательную, экологическую, демографическую, функцию социального контроля и установления компромиссов.

Экономическая функция отражает активную роль права по отношению к экономической системе общества. Она проявляется, например, при издании и реализации ГК РФ, законов о банках, банкротстве, приватизации, конкуренции и т.п.

Суть политической функции заключается в том, что право закрепляет и охраняет политическую систему общества, основные политические институты, регулирует деятельность различных участников политических отношений. Так, гл.1 Конституции РФ закрепляет основы конституционного строя и политической системы России, а Законы «Об общественных объединениях», «О политических партиях» – место указанных субъектов в политической системе и гражданском обществе в целом.

В социальной функции проявляется сама сущность права, поскольку право должно отражать идеи социальной справедливости и гуманизма. Государственные пенсии и социальные пособия – говорится в ст. 39 Конституции РФ – устанавливаются законом. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

Экология природы (почвы, атмосферы и т.п.), человека, культуры и пр. в настоящее время – первостепенный объект правового регулирования. Поэтому экологическая функция стала одной из главных не только для права каждой страны (внутренней системы права), но и для международного права, всех правовых систем современности.

К числу основных, в системе общесоциальных функций, относится воспитательная функция права . Она связана с формированием законопослушного поведения граждан и должностных лиц, повышением уровня их правовой культуры и правовой активности в жизни общества.

В странах, где по различным причинам снижается прирост населения (Россия и др.), право, призвано существенно стимулировать позитивные сдвиги в неблагоприятной демографической ситуации.

Функция социального контроля и установления компромиссов нацелена на разрешение юридических споров (трудовых, семейных и т.п.) и конфликтов (между гражданами, должностными лицами и т.п.).

Регулятивная функция рассчитана на правомерное поведение. Она осуществляется путем наделения субъектов правами и обязанностями, установления определенных юридических рамок их поведения.

5. Термин правовая система появился во 2 половине 20века. Каждое государство обладает специфической правовой системой. Некоторые государства в результате исторического развития приобретают сходные черты правовых систем. Совокупность родственных правовых систем – правовая семья.

К Романо-германской семье относят правовые системы , возникшие в Европе на основе древнеримского права, а также канонических (церковных) и местных правовых обычаев. Сложилась на основе законов Юстиниана (рецепция римского права).

В своем становлении прошла 3 этапа: 1) эпоха Римской империи – 12в.н.э. – зарождение римского права и его упадок в связи с гибелью Римской империи (476гн.э.), господство в Европе архаических способов решения споров – поединки, ордалии (испытания), колдовство и т.д., т.е. фактическое отсутствие права; 2) 13 – 17вв. – возрождение римского права, распространение его в Европе и приспособление к новым условиям, достижение независмости права от королевской власти, 3) 18в. – наши дни – кодификация права, появление конституций, создание национальных правовых систем.

1) Романское (Франция, Италия) 2) Германское (Германия, Австрия, Швейцария).

Для романо-германской правовой семьи характерны: наличие писаного права, единая иерархическая система источников права, его деление на публичное и частное, а также деление системы права на отрасли. Общим для права всех стран романо-германской правовой семьи являются его кодифицированный характер, общий понятийный фонд (сходство основных понятий и катего­рий), более или менее единая система правовых принципов. Во всех странах, право которых принадлежит к романо-германской семье, есть писаные конституции, за нормами которых признается высший юридический авторитет. Этот авторитет подкрепляется и установлением в большинстве государств судебного контроля и конституционностью обычных законов. Конституции разграничивают правотворческую компетенцию различных государственных органов я в соответствии с этой компетенцией проводят дифференциацию различных источников права.

Романо-германская юридическая доктрина и, главным образом, законодательная практика различают три разновидности Обычного закона: кодексы, специальные законы (текущее законодательство) и сводные тексты норм. Прецеденты источниками не являются.

6. Форма правления

Форма правления — это организация высших органов государства, порядок образования и взаимоотношения, степень участия граждан в их формировании.

По формам правления государства подразделяются на монархии и республики. В монархиях полномочия главы государства — монарха (царя, короля, императора, шаха, султана и т.п.) приобретаются по наследству и осуществляются им единолично и пожизненно.

Абсолютная монархия — монархия, предполагающая неограниченную власть монарха (в настоящее время Саудовская Аравия, ОАЭ, Оман, Катар).

Конституционная монархия — монархия, при которой власть монарха ограничена конституцией, неписаным правом или традициями.Две форме: дуалистическая монархия (Австро-Венгерская империя 1867—1918 гг., Российская империя 1906-1917 гг., в настоящее время в Марокко, Иордании, Кувейте и) — власть монарха ограничена конституцией и парламентом в законодательной области. Парламентарная монархия — монарх не обладает властью и выполняет только представительную функцию(в настоящее время Великобритания, Дания, Швеция).

Республика — форма правления, при которой главой государства является избранный на определенный срок единоличный или коллективный орган. Глава государства в республике признается ответственным перед избравшим его органом или населением.

Республики бывают парламентские и президентские, в той и в другой форме есть как парламент, так и президент. Однако реальные полномочия в этих формах неодинаковы. В парламентской республике (например, в Германии, Италии и др.) президенту принадлежат в основном символические функции. В парламентской республике исполнительная власть принадлежит не президенту, а правительству во главе с премьер-министром (канцлером, председателем совета министров и т.п.). Правительство формируется на основе парламентского большинства. Исполнительную власть таким образом осуществляет кабинет, ответственный перед парламентом. Парламент может принять вотум недоверия правительству, которое в таком случае уходит в отставку.

В президентских республиках, наоборот, президент является главой государства и правительства (например, в США).

Существует промежуточный, компромиссный вариант между парламентской и президентской республикой (полупрезидентская республика), например, во Франции. Наряду с правительством, возглавляемым премьером и ответственным перед парламентом, во Франции есть и президент с некоторыми прерогативами, отличающими его от президента в обычной парла

Среди факторов, обусловливающих специфику конкретной формы государства, первостепенное значение имеет соотношение классовых сил, социальное представительство лиц, стоящих у власти в данной стране и в данный исторический период времени.На форму государства влияние оказывают также национальный состав населения (наличие нескольких наций приводит, как правило, к формированию федеративной государственности), уровень культуры и те традиции, которые сложились в результате исторического развития страны (примером могут послужить монархические традиции в Великобритании и Японии), а в определенной степени, хотя и косвенно, даже особенности ее географического положения.

7. В настоящее время существует два подхода к пониманию права:

1) нормативный подход- право совокупность исходящих от государства норм (С.С.Алексеев, М.И.Байтин, Р.О.Халфина, В.Н.Кудрявцев, и др.);

2) «широкий» подход- право- правоотношения (С.Ф.Кечекьян, Г.В.Мальцев, Р.З.Лившиц, В.Л.Назаров и др.), правосознание (Я.Ф.Миколенко), правовые принципы (Р.В.Раскатов, Ю.Г.Ткаченко, В.К.Бабаев), субъективные права (Л.С.Явич, В.П.Казимирчук)

С позиций нормативного подхода право – система общеобязательных, формально определенных, юридических норм, создаваемых и охраняемых государством, с помощью государственного принуждения и являющихся регуляторами общественных отношений.

К основным признакам права относятся следующие: нормативность, системность, общеобязательность, формальная определенность, государственно-властный характер, регулятивный характер.

1. Право состоит из норм , т.е. правил поведения, предписаний, велений, требований.

2. Право представляет собой целостную систему , в которой нормы органично взаимосвязаны между собой, что позволяет им эффективно проявлять свои регулирующие свойства.

3. Право носит общий характер. Это означает, что оно, во-первых, адресуется персонально-неопределенным субъектам. Во-вторых, отражает (закрепляет, охраняет и т.п.) наиболее типичные социальные ситуации, рассчитано на конкретно-неопределенное число жизненных случаев.

4. Обязательность права выражается в необходимости неуклонного подчинения субъектов права требованиям правовых предписаний. Обязательность обеспечивается разнообразными материальными и духовными, поощрительными и принудительными, организационными и иными мерами, в том числе и средствами государственного воздействия.

5. Правовые нормы, как правило, фиксируются в письменном виде в специальной форме – законы и их сборники, прецеденты и т.п.

6. Государственно-властный характер права заключается в том, что право выражает государственную волю общества, обусловленную экономическими и духовными, национальными, религиозными, демографическими, природными и другими условиями его жизни.

7. Право – особый социальный регулятор поведения .

Сторонниками «широкого» правопонимания не предлагается общее определение права, что затрудняет его применение в научно-практическом отношении:

1.право — нормативно закрепленная справедливость, состоящая в реализации общественного компромисса» (Р.З.Лившиц); «

2.право — сложная классово-волевая система, состоящяя из общеобязательных принципов, предписаний и действий(Д.А.Керимов);

3.право – форма свободы в реальных отношениях, мера этой свободы, форма бытия свободы, формальная свобода» (В.С.Нерсесянц) и др.

8. Экономика — это совокупность общественных отношений, возникающих в сфере производства, распределения, обмена и потребления материальных благ. Можно выделить два подхода к взаимодействию права и экономики, и соответственно, в каждом из подходов, обозначить основные направления взаимодействия:

1.Подразумевает приоритет либо экономики над правом (наиболее распространённая точка зрения), либо права над экономикой. Раньше считалось, что право — это концентрированное выражение политики, а политика, в свою очередь, концентрированное выражение экономики. Эта схема определялась известной марксистской теорией, «говорящей» о главной роли экономического базиса, и второстепенной роли государственно-правовой надстройки. Государство и право вызваны к жизни экономикой. Взаимодействие: 1) Право наиболее адекватная форма экономических отношений, они могут функционировать только в правовой форме. Право — естественная форма экономических отношений. 2) Единой юридической основой всех отношений экономического цикла является право собственности, осуществляющееся на основе частного права. 3) Право есть способ саморегулирования экономики, оно обеспечивает юридическую свободу производства. В итоге — право имманентная часть экономики.

2. Приоритета либо права, либо экономики нет, первичным фактором выступают интересы людей, которые воплощаются сначала а) в праве, потом в экономике; б) наоборот, сначала в новых производственных отношениях, а затем закрепляется в праве.

Государство обеспечивает внешние условия функционирования экономики.

Государство охраняет экономическое пространство внутри страны (от внешнего вторжения).

Государство обеспечивает социальную стабильность в стране (экономика зависит от этого).

Государство является также и субъектом экономических отношений.

Государство воздействует на экономику путём публичного права (борьба с монополизмом).

Когда государство чрезмерно вмешивается в экономику, то:

Отключается механизм спроса и предложения (так как государство берёт на себя определение потребностей).

Устраняется экономическая ответственность предпринимателя (предприниматель незаинтересован в производстве продукта, так как ничего «не поимеет» с излишков, и ничего не потеряет, если не выполнит норму).

9. Механизм государства — это система специальных органов и учреждений, посредством которых осуществляется государственное управление обществом и защита его основных интересов.

Признаки механизма государства:

наличие системы государственных органов, которая базируется на принципе разделения властей в организации и деятельности государственного аппарата;

сложная структура;

взаимообратная связь между функциями государства и государственным механизмом;

решение задач по обеспечению управления государством и выполнению государственных функций.

Структуру механизма государства составляют следующие виды государственных органов:

1) государственные органы, которые связаны между собой отношениями соподчинения и наделены правами совершать действия от имени государства:органы представительной власти;

органы исполнительной власти;судебные органы;контрольно-надзорные органы;

2) государственные учреждения, которые не обладают властными полномочиями , но на основании государственной собственности они осуществляют функции в области производства, культуры, науки, образования, здравоохранения и т. д.:

государственные учреждения и организации, осуществляющие организационно-распорядительные и социально-культурные функции в областях здравоохранения, образования, культуры, науки;

государственные предприятия и организации, сформированные для производства разной продукции, а также для оказания услуг населению страны;

государственные гражданские служащие – те лица, которые профессионально занимаются управлением государства, поэтому занимают назначенную государственную должность;

здания, сооружения и различное оборудование, которое обеспечивает в соответствии с научно-техническим уровнем действительное функционирование механизма государства.

Механизм государства действует на основе принципа разделения властей:

1) законодательная – власть, которая имеет верховный характер, так как формируется напрямую и непосредственно народом и определяет правовую базу государственной, а также общественной жизни;

2) исполнительная – та власть, которая представляет, которая занимается непосредственной реализацией, проведением в жизнь принятых законодательными органами нормативных документов;

3) судебная – власть, которая действует самостоятельно от исполнительной и законодательной, посредством судебных органов осуществляет охрану прав и свобод граждан, защищает правовые устои государственной и общественной жизни от каких-либо посягательств независимо от того, кто совершил данное нарушение.

10. Право представляет собой систему общеобязательных, формально закрепленных нормативных актов, предписаний и правил, которые устанавливает и реализует государство. Право выражает интересы всего общества, регулирует наиболее значимые общественные интересы, предоставляя личности субъективные права, а также возлагая на нее обязанности.

Право находится в тесном взаимодействии с экономикой, политикой и государством. Ни один правовой акт не может быть создан без учета экономических условий, экономической необходимости общества и обоснованности.

Непосредственную связь имеет право с политикой, которая является средством оптимального решения задач, поставленных перед обществом, а также имеет непосредственную связь с государством. Через политические решения общество реагирует на различные жизненные ситуации. Все важные решения в государстве осуществляются посредством права, которое объединяет самые важные политические интересы, а также является действенным инструментом их полного достижения.

Соотношение права и государства проявляется:

1) в единстве права и государства. Оно проявляется в том, что и право, и государство являются инструментами социальной регуляции, в результате имеют общую типологию, происхождение, одинаково связаны с экономическими, духовными, культурными и иными сторонами жизни общества, дополняя друг друга при выполнении своего социального назначения;

2) различии государства и права, которое осуществляется в различных социальных предназначениях, структуре и содержании, форме государства и права. Это происходит по той причине, что роль государства в обществе – устанавливать и обеспечивать определенный порядок, а роль права – создавать для реализации данного порядка юридический механизм;

3) взаимодействии государства и права. Взаимодействие государства и права проявляется в наличии разнообразных форм влияния государства и права друг на друга. Право формируется, обеспечивается государством, но в то же время государство с помощью права закрепляется. В результате через право формируется государство, а именно его внутренняя организация, форма, структура, устанавливаются главные виды и направления государственной деятельности, реализуются задачи и функции государства;

4) противоречии государства и права, которое возникает в случаях выхода государственной власти из-под контроля общества, стремлении права ограничить власть государства, предотвращая произвол государства.

Выделяют модели взаимоотношений права и государства:

тоталитарная;

либеральная;

прагматическая.

11. Правовым нигилизмом называют форму правового сознания, выражающуюся в отрицательном или равнодушном отношении к правовым нормам.

Причинами возникновения правового нигилизма считают:

деспотичный характер государственной власти;особенность исторического развития государства;использование репрессивного законодательства;пробелы в законодательстве, в правовой системе;отсутствие в государстве демократических и правовых традиций;переходный период, который вызвал трудности в правовой системе;несовершенное развитие судебной и правоохранительной деятельности.

Существуют следующие основные направления по борьбе с правовым нигилизмом в государстве:

гарантирование государством прав и свобод человека и гражданина;укрепление режима законности на территории государства;осуществление верховенства основного и других законов государства;совершенствование правовой системы государства;осуществление правового порядка в государстве;повышение авторитета судебных и правоохранительных органов;проведение в государстве правового воспитания.

Правово́й идеали́зм (юриди́ческий фетиши́зм) — гипертрофированное отношение к юридическим средствам, переоценка роли права и его возможностей, убеждённость, что с помощью законов можно решить все социальные проблемы.

Правовой идеализм является прямой противоположностью правового нигилизма, категорию «правовой идеализм» ввёл в научный оборот в 1994 году профессор Н. И. Матузов.

К причинам распространения правового идеализма в российском обществе относятся:

- особенности исторического развития, самодержавно-деспотический характер власти, отсутствие развитых демократических традиций;- историческое всемогущество государства ;- идеализация жизни западных правовых государств, механическое перенесение их традиций на отечественную почву;- неразвитое и деформированное правосознание;- юридическое невежество;- дефицит политико-правовой культуры.

Основными критериями борьбы с правовым идеализмом являются

- укрепление режима законности в стране;- гарантированность прав и свобод граждан;- сокращение количества нормативно-правовых актов, улучшение их качества;- — приближение юридической науки к реальности;- создание надежных механизмов реализации законов и подзаконных актов;- правовое воспитание.

Правовой идеализм и правовой нигилизм — родственные взаимосвязанные явления. Рано или поздно правовой идеализм превращается в правовой нигилизм, а правовой нигилизм подпитывает правовой идеализм. Оба эти явления имеют сходные корни. Следовательно, бороться необходимо одновременно и с правовым идеализмом, и с правовым нигилизмом.

12. Государство — это одна из разновидностей социальных систем, признаки — публичная власть, территория, право, целостность, структура, управление, связи, самоорганизация, цели.

Несмотря на значимость отдельных признаков государства как определенной системной организации, в социальных системах ведущая роль принадлежит такому признаку, как целостность. Его превалирующее положение обусловлено, прежде всего, тем, что целостность выступает условием существования системы (государства), выражением всех иных признаков. Ведь именно целостность характеризует все то устойчивое, стабильное, глубинное, что свойственно системе как системе, обусловливает ее цельность, единство, динамику, взаимосогласованность входящих частей, элементов, устраняет их антагонизм и т.д.

Целостность государства возникает в результате интеграции между отдельными частями общества, социально-политической системы, взаимодействия их свойств, признаков, функций и т.д., но в рамках единого, общего или целого.

Охраняя свою целостность — политическую, экономическую, территориальную, правовую, социальную, идеологическую — государство в лице публичной власти охраняет господствующий правопорядок, защищает общество от асоциальных проявлений, от распада общественности.

- целостность является таким системным признаком государства, который выражается в стабильности, устойчивости общественных отношений, фиксирует внимание на факторах внутренней упорядоченности, организованности, взаимосогласованности политической системы;

- целостность государства указывает на тот или иной исторический тип государства, уровень развития демократии, культуры, статус человека в этой системе как личности и гражданина;

- как и всякое социальное явление, целостность государства связана с сознанием человека, уровнем нравственного, духовного развития общества;

- целостность государства проявляется в уровне жизни населения, степени социальной защищенности человека, обеспеченности гражданских прав и свобод, способности политической власти осуществлять эту власть на легитимных, правовых, нравственных основаниях;

- целостность государства — это подсистема существующей общественной системы; адекватность целостности государства целостности общества — одно из условий стабильности политической системы;

- целостность государства — это одна из основ политической власти, способ организации, разграничения, соединения, сочетания социальных потребностей и интересов; отсюда ее можно рассматривать в качестве определенного союза граждан, социальных групп, направленного на объединение в единое государство;

- обеспечение своей целостности — один из принципов государства, выражающийся в ряде его функций, направленных на охрану единого экономического, политического, территориального, правового пространства на всей территории страны.

13. Социальные нормы — это правила поведения, регулирующие взаимоотношения людей и их объединений.В своем поведении люди используют самые разнообразные социальные нормы. В их числе можно выделить:

1. Ритуалы – правила поведения, в которых акцент делается на внешнюю форму поведения. Например, при открытии сессии Государственной Думы исполняется гимн России (на музыку Глинки), что должно внушать депутатам чувство ответственности за свою деятельность.

2. Обряды – также заключаются в символических действиях, но в отличие от ритуалов глубже проникают в психологическую сферу человека, преследуют еще и воспитательные, идеологические цели, например, обряд захоронения, заключения брака и др.

3. Мифы – предания, сказания, повествования, былины, которые учат людей тому, что следует делать, а чего делать нельзя.

4. Обычай – это правило поведения, сложившееся исторически, на протяжении жизни нескольких поколений, ставшее всеобщим в результате многократного повторения.

5. Традиции – так же как и обычаи, регулируют устойчивые отношения. Но традиции носят поверхностный характер, поскольку не затрагивают какой-либо общественной закономерности, а больше относятся к внешней стороне поведения людей. Отличает эти два вида социальных норм и срок их формирования: обычаи формируются на протяжении жизни нескольких поколений, традиции имеют меньший исторический шлейф.

6. Религиозные нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между людьми через призму требований божественного начала. Их смысл сводится к тому, что человек должен служить прежде всего Богу, а уже потом людям, обществу.

7. Правовые нормы – это правила поведения, являющиеся обязательными и охраняемые от нарушений силой государственного принуждения.

8. Моральные нормы, – это правила поведения, определяющие, что есть добро и что есть зло. Ответственность за нарушение моральных норм в отличие от юридической ответственности имеет не материальный, а духовный характер (осуждение, презрение).

9. Политические нормы – это правила поведения, регулирующие отношения между нациями, классами и другими социальными группами, направленные на завоевание, удержание и использование государственной власти. Политические нормы часто формулируются в виде призывов, лозунгов и носят, весьма общий и доступный характер.

10. Нормы этикета – это правила поведения, касающиеся внешнего проявления отношения к людям, причем отношения благоприятного, располагающего к общению .

11. Эстетические нормы – это правила поведения, регулирующие отношение к прекрасному и безобразному. Например, считается признаком хорошего тона (вкуса) украшать жилище цветами.

12. Деловые обыкновения – это правила поведения, складывающиеся в практической (производственной, учебной, научной) деятельности и регулирующие повседневную жизнь людей. Они фиксируют заведенный порядок дел и имеют локальный характер. Например, принято, что студенты приветствуют преподавателя стоя.

14. Термин правовая система появился во 2 половине 20века. Правовая система – совокупность внутренне согласованных юридических средств с помощью которых государство оказывает воздействие на общественные отношения и поведение людей. Каждое государство обладает специфической правовой системой.

Англосаксонской правовой семьей принято считать совокупность правовых систем Англии, США, Канады, Австралии, Новой Зеландии. Отличительной чертой считается то, что главным источником права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи.

4 основных этапа становления:

- до 1066г. (нормандское завоевание Англии) – отсутствие общего для всех права; основной источник права – местные обычаи, различные для каждой местности

- 1066 – 1485г.г. (от нормандского завоевания Англии до установления власти династии Тюдоров) – централизация страны, создание общего права для всей страны, которое отправляли королевские суды

- 1485 – 1832гг. – расцвет общего права и его упадок: нормы общего права стали отставать от реальной действительности: 1.общее право слишком формальное и громоздкое, что снижает его эффективность; 2. сложные дела стали разрешаться при помощи «права справедливости», которое самостоятельно творил англ.лорд-канцлер, исходя из принципа справедливости

- 1832г. – наши дни – судебная реформа 1832г. в Англии, в результате которой судьи получили возможность по своему усмотрению решать юридич.дела, опираясь как на общее право, так и на собственное понимание справедливости. Распространение данной системы на английские колонии, где они прижились с учетом местной специфики.

Особенности:

главным источником права выступает судебный прецедент, а основными творцами права являются судьи

индивидуальный характер юридич.прецедентов

главенствующая роль процессуального (доказательственного) права, оказыващего влияние на материальное

отсутствие четкого разделения права на частное и публичное

отсутствие отраслевых кодексов

15. Форма государства – это совокупность его внешних признаков, порядка и способов организации высших органов власти, реализации политической и государственной власти.

На форму государства могут оказывать влияние следующие факторы:

социально-экономические, культурные;

исторические, национальные и религиозные традиции;

природные и климатические условия;

расстановка политических сил и т. д.

структурные элементы:

1) форма правления – организация высших государственных органов, порядок их образования, структура, полномочия, взаимодействие с населением, а также друг с другом. Основные формы правления: монархия и республика;

2) форма государственного устройства – отражает политико-территориальную организацию государственной власти, определяет взаимоотношения между центральной и местной властью. По форме устройства государства разделяются на унитарные, федеративные, конфедеративные;

3) государственно-правовой (политический) режим – представляет собой совокупность приемов, способов, методов, средств осуществления власти. Основные типы политических режимов: авторитарный, демократический, тоталитарный.

Некоторые авторы различают форму государства в узком и широком смысле. В узком смысле под формой государства понимается форма правления, в широком – форма правления и форма государственного устройства.

Политический режим при этом рассматривается как самостоятельное государствоведческое понятие, характеризующее сущность государства или методы осуществления классового господства.

С функциональной и организационной точки зрения элемента формы государства представляют собой системы:

– статическую (организационную) – ее образует форма правления и форма государственного устройства и

– динамическую (функциональную) – ее составляет политический режим.

16. Огромную роль в регулировании общественных отношений играют право и мораль. Их главным назначением является целенаправленное воздействие на поведение людей, обеспечивающее интересы отдельных индивидов, социальных групп или общества в целом.

Считают, что право является системой общеобязательных, формально определенных юридических норм, выражающих государственную волю, устанавливающихся и обеспечивающихся государством и направленных на урегулирование общественных отношений. Мораль же (нравственность) есть система исторически определенных норм, взглядов, принципов, оценок, убеждений, выражающихся в поступках людей, регулирующих их действия с позиций добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного, поощряемого и порицаемого, благородства, совести, порядочности и других аналогичных нравственных критериев. Универсальные категории морали – «добро» и «зло», через которые оцениваются другие моральные понятия: честь, совесть, порядочность и т. п.

Единство права и морали заключается в следующем:

право и мораль являются универсальными регуляторами поведения людей, имеют способность проникать в различные области общественной жизни;

право и мораль являются многомерными образованиями, имеющими сложную структуру, которая состоит из одинаковых и взаимодействующих между собой элементов;

право и мораль действуют в едином «поле» социальных отношений;

право и мораль служат общей цели – совершенствованию и упорядочению общественной жизни, регулированию поведения людей, поддержанию порядка, согласования интересов личности и общества, обеспечения и возвышения достоинства человека;

право и мораль являются социальными регуляторами, имея отношение к проблемам свободной воли индивида и его ответственности за свои действия.

Взаимосвязь права и морали:

право и мораль помогают друг другу в упорядочении общественных отношений, в формировании у людей установленной юридической и нравственной культуры;

правовые и моральные требования во многом совпадают: действия субъектов, осуждаемые и поощряемые правом, осуждаются и поощряются и моралью;

право обязывает соблюдать законы, к тому же стремится и мораль;

взаимодействие права и морали часто выражается в прямой идентичности их требований к человеку, в воспитании у него высоких гражданских качеств;

право и мораль поддерживают друг друга в достижении общих целей, применяя для этого присущие им методы;

правовые нормы являются проводником морали, фиксируют и защищают моральные ценности;

мораль выступает в качестве ценностного критерия права.

17. Но́рма пра́ва — это признаваемое и обеспечиваемое государством общеобязательное правило, из которого вытекают права, обязанности и ответственность участников общественных отношений, чьи действия призвано регулировать данное правило в качестве образца, эталона, масштаба поведения. Существует три основные структуры правовой нормы: 1) юридическая; 2) логическая; 3) социологическая.

Структура состоит из трех взаимосвязанных элементов: 1) гипотезы; 2) диспозиции; 3) санкции.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: