гос регулирование экономики

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Российская академия народного хозяйства

и государственной службы

при Президенте Российской Федерации»

Владимирский филиал

Факультет управления

Специальность государственное и муниципальное управление

Специализация _______________________________________________

КУРСОВАЯ РАБОТА

по курсу: Государственное регулирование экономики

на тему: Макроэкономическая политика России, направленная на обеспечение роста и финансовой стабильности.

Автор работы:

студент 1 курса

заочной формы обучения

группы ПГбз-113

Канаева Ю.С.

Проверила:

ст. преподаватель

Баруздина О.В.

Подпись________________

Владимир 2014 г.

Содержание

Введение………………………………………………………………………….3

Цели, задачи и инструменты макроэкономической политики……………….6

Государственное вмешательство в макроэкономическую политику………11

Макроэкономическая политика России………………………………………15

Проблемы экономического роста российской экономики………………….21

Приоритеты развития макроэкономической политики России……………24

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы……………………………………………………………32

Введение

Макроэкономика – раздел экономической теории, изучающий экономику в целом, на уровне агрегированных показателей. В отличие от микроэкономики, которая изучает мотивацию поведения производителей и потребителей, а также механизм их взаимодействия на товарном рынке и рынках факторов производства в условиях различных видов конкуренции, макроэкономика представляет собой часть экономической теории, которая рассматривает функционирование экономики в целом. Данная ветвь экономической теории изучает крупномасштабные экономические проблемы. Целью курсовой работы является изучение основных макроэкономических целей и их реализация в экономической политике современной России. Для решения поставленной цели необходимо определить следующие задачи, такие как: в чем заключается сущность макроэкономической политики, как реализуется данная политика в России и определить направления развития макроэкономической политики в российской экономике.

Основными проблемами, изучаемыми на макроэкономическом уровне, являются:

Определение объема и структуры национального продукта и национального дохода;

Выявление факторов, регулирующих занятость в масштабах национальной экономики;

Анализ природы инфляции;

Изучение механизма и факторов экономического роста;

Рассмотрение причин циклических колебаний и конъюнктурных изменений в экономике;

Исследование внешнеэкономического взаимодействия национальных экономик;

Теоретическое обоснование целей, содержания и форм осуществления макроэкономической политики государства.

Как на микро-, так и на макроэкономическом уровне анализируется позитивная и нормативная экономика. В позитивном плане рассматриваются фактические связи в экономике, в нормативном – выносятся оценочные суждения о тех или иных аспектах функционирования экономики и действиях основных ее субъектов. На макроуровне в нормативном аспекте анализируется в основном экономическая политика государства. Вопрос о целях и методах осуществления макроэкономической политики является одним из наиболее дискуссионных в экономической теории. Именно по этому вопросу наиболее отчетливо просматриваются различия между разными школами макроэкономической теории. Спектр этих различий весьма широк: от почти полного отрицания необходимости государственного вмешательства в функционирование национальной экономики (классическая школа) до признания главенствующей роли государства в решении макроэкономических проблем (марксизм). Поэтому в нынешних условиях важнейшей задачей становится принципиальное изменение подходов к оценке роли государственного регулирования в макроэкономической политике. Теоретической основой неоднозначной трактовки целей и задач макроэкономической политики служит разное понимание способности рынка к саморегулированию и бескризисному экономическому развитию. Современная макроэкономическая теория представлена широким спектром школ и направлений. Представители отдельных течений экономической мысли высказывают диаметрально противоположные взгляды по одним вопросам, солидарны по другим, пытаются найти консенсус по третьим. Все это затрудняет научную классификацию современной экономической мысли. Несмотря на широкое различие во взглядах представителей различных школ, большинство экономистов признают, что основной задачей макроэкономической политики должно являться повышение эффективности и социальной направленности функционирования рыночной экономики. Решение этой задачи предполагает ориентацию макроэкономической политики государства на достижение следующих основных целей:

Устойчивого и эффективного экономического роста;

Полной занятости;

Стабильности общего уровня цен;

Социальной справедливости и экономической обеспеченности нетрудоспособных;

Устойчивости торгового и платежного балансов страны.

Макроэкономическая политика важна для экономики тем, что она затрагивает все сферы жизни общества и из показателей макроэкономической политики видно, как и куда необходимо направить денежные средства для повышения благосостояния людей.

Цели, задачи и инструменты макроэкономической политики

Макроэкономическая политика – экономическая политика государства, направленная на решение основных проблем национальной экономики. Основной целью макроэкономической политики является решение проблем национальной экономики. Для достижения данной цели необходимо решить определенные задачи, такие как:

Снижение уровня безработицы и инфляции;

Увеличение ВВП;

Выплата по внешнему долгу и др.

Субъектами экономической политики являются носители, выразители и исполнители хозяйственных интересов.

Носители хозяйственных интересов – это социальные группы, отличающиеся друг от друга по ряду признаков: имущественному, по доходам, по видам деятельности при аналогичных доходах, по профессиям, отраслевым и региональным интересам. Это наемные рабочие и хозяева предприятий, фермеры и земельные собственники, мелкие и крупные предприниматели, управляющие и акционеры, государственные служащие и т.п. У каждой из этих групп есть свои интересы, обусловленные их социально-экономическим положением, а также принадлежностью к тому или иному региону, виду деятельности.

Носители экономических интересов объединены в развитых странах рыночного хозяйства в многочисленные союзы, ассоциации: это профсоюзы, союзы предпринимателей, фермеров, различных торговцев, студентов, маклеров и т.п. Некоторые из этих союзов насчитывают миллионы членов (профсоюзы), другие играют огромную роль в экономике страны из-за представляемых ими капиталов (союзы предпринимателей, банковских учреждений, торговые палаты). Есть и совсем малозначащие объединения, например, ассоциация физических и юридических лиц, заинтересованных в приватизации конкретного земельного участка, принадлежащего муниципалитету. Такие объединения являются выразителями хозяйственных интересов.

Самые могущественные выразители хозяйственных интересов – это союзы предпринимателей и профсоюзы. Они осуществляют собственные концепции социально-экономической политики, стремясь оказать максимальное воздействие на государственную экономическую политику. Союзы предпринимателей и профсоюзы построены по отраслевому и территориальному признаку, все местные и отраслевые союзы иерархически подчинены общенациональным центрам, которые, в свою очередь, входят в международные, региональные и мировые объединения. Выразителями социально-экономических, политических, религиозных, культурных, экологических, специфических региональных интересов являются политические партии, которые часто действуют под знаменем общенациональных интересов.

Проводить в жизнь программу государственной экономической политики будут субъекты государственного экономического регулирования – исполнители хозяйственных интересов. Это главная, третья линия трансформации частных экономических интересов в государственной экономической политике. Исполнителями хозяйственных интересов – субъектами государственного регулирования экономики – являются органы трех ветвей власти, построенные по иерархическому принципу, а также центральный национальный банк. Заметна тенденция усиления роли центральных органов власти среди субъектов государственного экономического регулирования, все более независимыми становятся исполнительные органы.

Объектами государственного регулирования экономики – являются сферы, отрасли, регионы, а также ситуации, явления и условия социально-экономической жизни страны, где возникли или могут возникнуть трудности, проблемы, не разрешаемые автоматически или разрешаемые в отдаленном будущем, в то время как снятие этих проблем настоятельно необходимо для нормального функционирования экономики и поддержания социальной стабильности.

Основные объекты государственного регулирования экономики – это:

экономический цикл;

условия накопления капитала;

занятость;

денежное обращение;

платежный баланс;

цены;

НИОКР (научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, имеющие целью разработку и реализацию научных идей);

внешнеэкономические связи.

Очевидно, перечисляемые объекты могут носить совершенно различный характер, они охватывают макроэкономические процессы – хозяйственный цикл, накопление капитала в масштабах страны, отдельные отрасли, территориальные комплексы и даже отношения между субъектами – условия конкуренции, отношения между профсоюзами и объединениями предпринимателей, между государственными регулирующими органами. Рассмотрим важнейшие из них.

Суть государственной антициклической политики, или регулирования хозяйственной конъюнктуры, состоит в том, чтобы во время кризисов и депрессии стимулировать спрос на товары и услуги, капиталовложения и занятость. Для этого частному капиталу предоставляются дополнительные финансовые льготы, увеличиваются государственные расходы и инвестиции. В условиях длительного и бурного подъема в экономике страны могут возникнуть опасные явления – рассасывание товарных запасов, рост импорта и ухудшение платежного баланса, превышение спроса на рабочую силу над предложением и отсюда необоснованный рост заработной платы и цен. В такой ситуации, задача государственного регулирования экономики – притормозить рост спроса, капиталовложений и производства, чтобы по возможности сократить перепроизводство товаров и перенакопление капиталов и, таким образом, уменьшить глубину и продолжительность возможного спада производства, инвестиций и занятости в будущем.

Важнейшим объектом государственного регулирования экономики является накопление капитала. Производство, присвоение и капитализация прибыли всегда служат главной целью хозяйственной деятельности в рыночной экономике, поэтому государственная экономическая политика поощрения накопления в первую очередь соответствует экономическим интересам субъектам хозяйства. Одновременно государственное регулирование накопления опосредованно служит и другим объектам государственного регулирования экономики. Создавая дополнительные стимулы и возможности в разное время всем инвесторам или их отдельным группам по отраслям и территориям, регулирующие органы воздействуют на экономический цикл и структуру.

Регулирование занятости – это поддержание нормального с точки зрения рыночной экономики соотношения между спросом и предложением рабочей силы. Соотношение это должно удовлетворять потребность экономики в квалифицированных и дисциплинированных работниках, заработная плата которых служит для них достаточной мотивацией к труду. Однако соотношение между спросом и предложением не должно вести к чрезмерному росту заработной платы, который может негативно отразиться на национальной конкурентоспособности. Нежелательно и резкое снижение занятости, оно ведет к увеличению армии безработных, снижению потребительского спроса, налоговых поступлений, росту расходов на пособия и, самое главное, опасно социальными последствиями.

Постоянным объектом внимания государственных регулирующих органов является денежное обращение. Основная направленность регулирования денежного обращения – борьба с инфляцией, представляющей серьезную опасность для экономики. Регулирование денежного обращения опосредованно воздействует и на другие объекты – условия накопления, цены, социальные отношения.

Инструменты макроэкономической политики – это рычаги, позволяющие обществу через воздействие на макроэкономический механизм поддерживать стабильный уровень цен, стабильный рост национального объема производства, высокий уровень занятости и баланс внешнеэкономической деятельности.

Совершенная конкуренция обладает способностью саморегулироваться, но воздействие внешних факторов, таких как природные и социальные катаклизмы, а также монополизация, не позволяют в краткосрочный период достичь абсолютно эффективного распределения ресурсов. Существуют четыре основных макроэкономических инструмента.

1. Фискальная (налогово-бюджетная) политика – это система регулирования экономики посредством изменений государственных расходов и налогов.

2. Денежная политика – довольно тонкий инструмент, поскольку, влияя на денежную массу, государство может оказывать непосредственное воздействие на процентную политику, а тем самым – на инвестиции предприятий и потребление населения. Через инвестиции и потребление государственное регулирование влияет на объемы и динамику ВНП. Большую роль денежная политика играет в системе антиинфляционных мер.

3. Политика регулирования доходов – один из основных инструментов борьбы с инфляцией, поскольку она направлена на регулирование денежного спроса населения и предприятий.

4. Социальная политика, включающая в себя систему индексации доходов, установление прожиточного минимума и т.п., направлена, прежде всего, на осуществление определенных программ помощи малоимущим слоям населения и их защиту от разрушительных последствий инфляции. Социальная политика охватывает такие сферы, как образование, медицина, культура, оказание помощи многодетным семьям, регулирование отношений в области занятости.

Внешнеэкономическое регулирование включает в себя торговую политику государства, управление валютным курсом, систему внешнеторговых тарифов, квот, лицензий.

Государственное вмешательство в макроэкономическую политику

Отношение к государственному вмешательству в рыночную экономику было различным на разных этапах ее становления и развития. В период формирования рыночных отношений в XVII-XVIII веках господствовавшая тогда экономическая доктрина – меркантилизм – основывалась на признании безусловной необходимости государственного регулирования для развития в стране торговли и промышленности. С развитием рыночных отношений набравший силу класс предпринимателей начал рассматривать государственное вмешательство и связанные с этим ограничения как помеху в своей деятельности. Появившиеся идеи экономического либерализма, которые впервые наиболее полно обосновал А. Смит в своем “Исследовании о природе и причинах богатства народов”, нашли большое число поклонников. Согласно А. Смиту, рыночная система способна к саморегулированию, в основе которого лежит личный интерес, связанный со стремлением к прибыли. Он выступает как главная побудительная сила экономического развития. Одной из идей учения А. Смита была идея о том, что экономика будет функционировать эффективнее, если исключить ее регулирование государством. А. Смит считал, что, поскольку главным регулятором выступает рынок, следовательно, рынку должна быть предоставлена полная свобода. При этом последователи А. Смита, которых относят к так называемой классической школе, исходили из тезиса о необходимости выполнения государством традиционных функций, понимая, что есть сферы, которые находятся вне пределов досягаемости рыночного конкурентного механизма. Это, прежде всего, касается так называемых общественных товаров, т.е. товаров и услуг, которые потребляются коллективно (национальная оборона, образование, транспортная система, здравоохранение и т.д.). Очевидно, что государство должно брать на себя заботу об их производстве и организовывать совместную оплату гражданами этой продукции.

К числу проблем, которые не решает рыночный конкурентный механизм, относятся внешние, или побочные эффекты. Механизм рынка часто не реагирует на явления, которые стали настоящей бедой для человечества. Внешние, или побочные, эффекты можно регулировать, опираясь на прямой контроль государства, т.е. государство должно оценивать возникающие проблемы с точки зрения общественных перспектив. Экономическая практика подтвердила, что существуют ситуации, так называемое фиаско рынка, когда рыночная координация не обеспечивает эффективного использования ресурсов. Фиаско рынка проявляется не только в ситуациях, связанных с внешними эффектами и общественными благами. Важнейшая причина – это свойственная рынку тенденция к монополизации. В этих условиях для обеспечения конкуренции, как условия наиболее полного выявления регулирующих функций рынка, стали жизненно необходимыми выработка антимонопольного законодательства и его применение государством. Кроме того, вне рыночного регулирования находятся проблемы справедливости и равенства. Рыночное распределение, справедливое с точки зрения законов рынка, приводит к неравенству доходов и социальной незащищенности. При этом следует иметь в виду, что когда рыночное распределение не устраивает большинство населения, это чревато серьезными социальными конфликтами. Важный этап в теоретическом осознании роли государства в рыночной экономике был связан с именем выдающегося английского экономиста Дж. М. Кейнса. Идеи, выдвинутые в ходе “кейнсианской революции” доказали невозможность самоисцеления экономического спада, необходимость государственной политики как средства, способного уравновешивать совокупный спрос и совокупное предложение, выводить экономику из кризисного состояния, способствовать ее дальнейшей стабилизации. В практическом плане экономическую политику, отражающую идеи Кейнса, когда через соответствующий кредитно-денежный и финансовый инструментарий регулировался совокупный спрос, проводило большинство развитых стран мира после второй мировой войны. Считается, что она во многом способствовала смягчению циклических колебаний экономики этих стран. Развитие рыночной экономики во второй половине XX века выявило четко обозначившуюся тенденцию расширения масштабов деятельности государства и усиления его роли в экономике. При этом общепризнанно, что наибольшая экономическая эффективность достигается в условиях действия конкурентного рыночного механизма. Цель государства в рыночной экономике не корректировать рыночный механизм, а создавать условия его свободного функционирования: конкуренция должна обеспечиваться везде, где возможно, регулирующее воздействие государства – везде, где необходимо. Многообразие задач, которые стоят перед государством в рыночной экономике определяют выполняемые государством экономические функции. Для решения задач, стоящих перед государством в процессе выполнения этих функций в распоряжении государства имеется ряд инструментов, к важнейшим из которых относятся: фискальная и денежная политика, социальная политика и политика регулирования доходов, внешнеэкономическая политика и другие.

К фискальной политике относят деятельность государства по распоряжению бюджетными средствами. Одна сторона этой деятельности связана со сбором средств через систему налогообложения, а другая – с расходованием этих средств. За счет бюджетных средств государство выполняет свои общественные функции, такие как: оборона, национальная безопасность, образование, здравоохранение, фундаментальные научные исследования, решение экологических проблем, социальные проблемы и т.д. Фискальная политика – важный инструмент для достижения макроэкономической стабилизации экономики. Манипулируя государственными расходами и налогами, можно стимулировать деловую активность, воздействовать на безработицу и инфляцию. Неправильная фискальная политика государства может приводить к серьезным отрицательным последствиям для всей национальной экономики.

Не менее важной по значимости является денежная политика. Регулируя денежную массу, государство может влиять на цены, инвестиционные проекты и потребление населения, объем национального производства, инфляцию и темпы экономического роста. Денежная политика, как и фискальная, может служить средством стабилизации, но может и отрицательно воздействовать на экономику. Без отлаженной денежной политики борьба с инфляцией невозможна. Любое государство проводит определенную социальную политику. Функцию перераспределения доходов государство выполняет через государственную налоговую систему, а также через различные социальные программы по государственной помощи малоимущим, проводя определенную политику в сфере занятости, образования, культуры, медицины, и т.д. Государственное регулирование внешнеэкономической деятельности, также является одним из важнейших инструментов государственного регулирования. Государство осуществляет торговое и валютное регулирование, использует квотирование, таможенные пошлины, субсидии, налоги и т.д. Манипулируя таможенными пошлинами, государство может оказывать косвенную поддержку национальному производству, регулируя валютные курсы – оказывать влияние на экспорт и импорт и т.д. Все инструменты проведения экономической политики тесно взаимосвязаны. При принятии решений в одной сфере необходимо учитывать их влияние на другие. Так, изменения в государственных расходах и налогах, требует соответствующего изменения денежной массы. Изменения в фискальной и денежной политике повлияют на инвестиции, занятость, уровень доходов, объем национального производства и размеры чистого экспорта. Важно подчеркнуть, что ни один из инструментов экономической политики не действует изолированно от других.

Макроэкономическая политика России

Одной из основных задач современной макроэкономической политики России является удвоение ВВП. Решение задачи удвоения ВВП России за десятилетний период требует качественного изменения общего курса страны. Ускоренный рост российской экономики должен сопровождаться существенными изменениями в ее структуре. Общая задача удвоения ВВП предъявляет неодинаковые требования к секторам и отраслям экономики. Эти различия определяются, с одной стороны, изменениями макроэкономической структуры экономики, а с другой — основными тенденциями научно-технического прогресса. По производству ВВП на душу населения Россия отстает от развитых стран мира: почти в 4 раз от США, в 2 — Испании, в 2 — Италии и Кореи и находится на уровне Хорватии, Латвии, Чили. При удвоении ВВП Россия выйдет по данному показателю на современный уровень Италии, Испании, Израиля и Кореи и превзойдет современный уровень таких стран, как Греция и Словакия. Проведенные исследования показывают, что задача удвоения ВВП предъявляет высокие требования к ускорению роста основных отраслей реального сектора экономики, в особенности таких как электроэнергетика, химическая промышленность, машиностроение и другие. Необходимо существенное изменение в структуре производства и внешнеэкономических связей России. Все это вряд ли возможно без принципиального повышения активной роли государства в экономике. Только целенаправленная политика государства, опираясь на новую социально-экономическую стратегию, обеспечит экономический рост и структурные сдвиги. Во внешнеэкономической политике следует обратить внимание на активизацию политики России в отношении со странами СНГ. В институциональной политике необходимы меры, обеспечивающие расширение государственного сектора экономики. Следует решить вопрос о национализации естественных монополий, национализации крупных предприятий, виноватых в неуплате налогов, задержке заработной платы, а также предприятий, владельцы которых не сумели обеспечить эффективное использование приватизированных средств производства.

Другой немаловажной задачей является снижение уровня инфляции. Индекс цен на потребительские товары и услуги в 2013 году составил 106,3% против 100,9 % в 2012 г. и 101,9 % в 2011 г. и, таким образом, нынешнюю инфляцию в России определяют:

рост нефтегазовых доходов (рост ликвидности на денежном рынке);

«сужение» рынка труда (снижение уровня безработицы приводит к повышению уровня инфляции: по мере того, как спрос продолжает расти и экономика приближается к состоянию полной занятости, запасы ресурсов в отдельных отраслях заканчиваются и цены на них начинают увеличиваться, в том числе растет заработная плата. Инфляция уже возникает, а рынок труда продолжает постепенно сужаться и дает возможность профсоюзам добиваться дальнейшего увеличения оплаты труда. Издержки производства начинают расти, но перекладываются в виде повышения цен на потребителей);

повышение тарифов на услуги естественных монополий с 1 июля 2013 года (тарифы на газ выросли на 15%);

рост цен на продовольственные товары на мировом рынке;

повышение акцизов на вино-водочные изделия с 1 января 2013 года;

наводнение на Дальнем Востоке;

ограничения на импорт ряда товаров;

ужесточение административного контроля над неорганизованной розничной торговлей (после антииммигрантских выступлений);

рост инфляционных ожиданий со стороны населения вследствие превышения целевых показателей инфляции, особенно по товарам первой необходимости, отчасти, подогреваемый СМИ.

Правительство и ЦБ РФ немного исказили истинную причину инфляции. Основная причина инфляции, главный фактор ее устойчивости – это рост тарифов, рост цен на продовольственые товары (по сравнению с 2012 годом). Сегодня в инфляции велика доля немонетарного фактора, т.е. тарифная ее составляющая (до 40%). Опережающий рост тарифов стал самостоятельным и значимым фактором раскручивания инфляции, реальным фактором торможения экономики, роста издержек и потери конкурентоспособности российских производителей. В краткосрочной перспективе основным фактором снижения инфляции останется динамика продовольственных цен, обусловленная хорошим урожаем текущего года как в России, так и в остальном мире. С учетом постепенного снижения базовой инфляции можно говорить о высокой вероятности того, что в отсутствие дополнительных шоков на продовольственном рынке до конца текущего года инфляция будет находиться в целевом диапазоне (5–6%). Риски превышения этого диапазона в настоящее время не являются значительными. В 2014 г. тенденция к снижению инфляции сохранится.

В среднесрочной перспективе денежно-кредитная политика будет направлена на обеспечение последовательного снижения инфляции до целевых значений (5,0% в 2014 г., 4,5% в 2015 г., 4,0% в 2016 г.). В первой половине 2013 г. одним из основных факторов, указывающих на нецелесообразность смягчения направленности денежно-кредитной политики, оставался уровень инфляционных ожиданий. В дальнейшем закреплению тенденции к замедению инфляции должно способствовать снижение инфляционных ожиданий. Результаты опросов населения показывают, что в III квартале 2013 г. наблюдалось некоторое ухудшение потребительских настроений и отсутствие существенных изменений краткосрочных инфляционных ожиданий. Расчеты по данным финансового рынка свидетельствуют о том, что краткосрочные инфляционные ожидания его участников постепенно снижаются, однако остаются пока на повышенном уровне. Консенсус-прогноз инфляции на 2013 год агентства Reuters по итогам опроса экспертов в конце сентября – начале октября был понижен до 5,8% (с 6,0% в июне), агентства Interfax – до 6,1% (с 6,2% в июне).

В дальнейшем при условии формирования более выраженных позитивных тенденций в динамике инфляционных ожиданий возможно постепенное снижение степени жесткости процентной политики

Глава Минфина еще раз подтвердил, что в планах — довести инфляцию до 4-5%. По результатам 2013 года уровень инфляции в России составляет – 6,5 %. Инфляция в 2006 году составила 12%. Можно заметить, что мероприятия, проводимые государством, приводят к достаточно неплохим результатам.

Еще одной задачей развития экономики является проблема занятости. Переход от централизованной системы хозяйствования к рыночной обусловливает возникновение деформации в сфере социально-трудовых отношений и обострение проблем занятости. Только государственное регулирование социально-экономических процессов, в том числе и занятости населения, может приблизить общество к реализации стратегических целей реформ. Структурная перестройка экономики России привела к высвобождению работников из материальной и нематериальной сфер экономики, и тем самым, появлению явной безработицы. Увеличивается и скрытая безработица (за счет лиц, самостоятельно ищущих работу, находящихся в частично оплачиваемых или полностью неоплачиваемых отпусках, работающих не по своему желанию неполный рабочий день или неделю и т.д.). В настоящее время потенциальный уровень безработицы с учетом ее скрытой формы составляет от 5,7 до 6% экономически активного населения. По сравнению с тем же 2006 годом наблюдается снижение уровня безработицы (в 2006 году – 17-20%). На данный момент времени наблюдается рост безработицы еще на 3,2%. Формой реализации государственной политики занятости на всех уровнях управления являются федеральная, территориальная и местные (городские, районные) программы. Федеральные программы имеют, как правило, региональный аспект, но в региональных программах содействия занятости населения даже не упоминаются федеральные и иные региональные программы, не говоря уже об отражении показателей движения рабочих мест. В настоящее время перед разработчиками программ всех уровней остро стоит проблема увязки показателей движения рабочих мест и рабочей силы, используемых в программах с учетом параметров важнейших отраслевых, межотраслевых, региональных и межрегиональных программ. Основными задачами программы по борьбе с безработицей являются:

создание условий, позволяющих гражданам сохранить трудоспособность на всем протяжении профессиональной карьеры;

обеспечение правовых, экономических и организационных условий для создания и сохранения рабочих мест;

развитие кадрового потенциала в различных отраслях экономики и регионах России регулирование складывающегося национального рынка труда и повышение конкурентоспособности отечественной рабочей силы;

формирование эффективной структуры занятости населения повышение качества создаваемых рабочих мест, развитие профессиональной и территориальной мобильной рабочей силы;

создание благоприятных условий для повышения уровня жизни за счет стимулирования трудовой активности населения, усиления роли и ответственности участников социально-трудовых отношений в сфере занятости населения;

предотвращение роста неполной занятости и массовой безработицы;

развитие системы общественных работ.

В числе наиболее уязвимых с точки зрения перспектив трудоустройства по специальности оказались лица, ранее занятые преимущественно умственным трудом, служащие среднего звена управления, инженерно-технические и научные сотрудники НИИ и КБ при ВПК, представители редких профессий и специальностей бюджетной сферы. Они составили резерв невостребованной на трудовых рынках высококвалифицированной рабочей силы. В основе государственной системы занятости лежит сеть служб и фондов занятости различных уровней. На федеральном уровне — это Государственный Фонд занятости населения (ГФЗН), в каждом из субъектов Федерации существуют региональные или республиканские фонды и службы занятости, а в городах и населенных пунктах, а также в крупных сельских пунктах существую местные службы занятости. Структурные подразделения федеральной службы занятости подчиняются соответствующим вышестоящим органам и органам исполнительной власти. Функции, права, обязанности службы занятости нацелены на проведение мероприятий по ее увеличению. Органы службы занятости на безвозмездной основе предоставляют органам государственной статистики, налоговым органам и получают от них сведения, необходимые для выполнения своих функций. Службы занятости имеют право запрашивать на безвозмездной основе у органов исполнительной власти, у предприятий, организаций, учреждений все сведения, необходимые для разработки программ занятости. Органы служб занятости на основе прогнозов экономического развития с участием работодателей и представителей трудящихся разрабатывают программы занятости, которые после согласования утверждаются представителями соответствующих органов власти. Органы исполнительной и представительной власти вместе со службами занятости контролируют реализацию принятых программ.

Проблемы экономического роста российской экономики

Развитие России в настоящий момент претерпевает серьезные изменения. Прогрессирующий экономический рост, который мы наблюдали в 2004 году, сменился на данный момент спадом. Динамика развитых стран снизилась вдвое — с 3,2% до 1,6%, торможение развивающихся стран и стран с переходной экономикой было меньше: темпы снизились с 7,5% в 2010 году до 6,2% в 2011 году. Темпы роста мировой экономики в 2012 году составили: США – 2,1%, Германия – 0,9%, Китай – 8,0%. Динамичный рост экономик в странах СНГ, кроме России, который в 2010-2011 годах составлял около 5,9-7,1%, существенно замедлился в 2012 году до 3,4 процента. Для большинства стран региона ухудшились как внешние, так и внутренние условия развития. Промышленное производство серьезно затормозилось на фоне прекращения роста европейской экономики и мировых цен на сырьевые товары. Сказалось также резкое снижение роста спроса на товары стран СНГ со стороны России в 2012 году. С другой стороны, ужесточение фискальных и монетарных политик в ряде стран региона привело к существенному торможению инвестиционного спроса. Основным драйвером роста в ключевых странах СНГ остается впечатляющий рост зарплат, который трансформируется в потребительский спрос. Рост потребления также поддерживается снижением инфляции по региону в результате динамики цен на продовольствие. В 2013 году наблюдался спад экономического роста. Он был обусловлен внутренними, а не внешними причинами. Экономический рост в 2004 г. был обусловлен высокими ценами на нефть и другие товары российского экспорта, то есть при снижении цен на нефть темп роста российского ВВП должен существенно сократиться или даже смениться спадом. Обозначившийся в прошлом году спад в экономике является чисто экономическим феноменом. Тезис о том, что спад начался как результат кризиса основных государственных институтов, является ложным. Никакие международные рейтинги, такие как Global Competitiveness Report, не свидетельствуют, что качество функционирования этих институтов ухудшилось в последние годы. Тезис о том, что экономика РФ не может расти в отсутствие роста цен на нефть, также является ложным.

Основными причинами спада стали:

снижение импортных пошлин на ряд товаров в результате вступления в ВТО, что ускорило темпы ослабления текущего счета;

резкое ужесточение российским ЦБ денежно-кредитной политики в 2012–2013 годах;

достижение реальным курсом рубля критических значений, при которых торгуемые сектора перестают быть конкурентоспособными.

Быстро исправить ситуацию можно снижением курса национальной валюты. Собственно, именно этим все последние годы занимаются страны Еврозоны, Великобритания, Япония и США. Российский ЦБ считает такую стратегию малоперспективной, мотивируя свою позицию тем, что снижение курса рубля разгонит инфляцию. Быстрый эффект может дать также смягчение денежно-кредитной политики вкупе с ужесточением регулирования капитального счета. Одно лишь смягчение денежно-кредитной политики тоже обеспечит эффект, но ограниченный.

Согласно «Основным направлениям единой государственной денежно-кредитной политики…» ЦБ таргетирует инфляцию, которая косвенным образом влияет на экономическую активность в стране, и не таргетирует показатели, которые имеют фундаментальное значение для ведения бизнеса: реальный курс рубля и реальные процентные ставки кредитования для корпоративного сектора. Кроме того, «Основные направления…» игнорируют разрушительные для экономики страны тенденции: вывод капитала из страны и рост внешнего долга частного сектора. Согласно тем же «Основным направлениям…» ЦБ не применяет два самых действенных инструмента экономического регулирования: регулирование валютного курса и регулирование капитального счета. Политика подавления инфляции на практике влечет за собой рост реальных процентных ставок и соответственно усугубляет экономическую ситуацию. Стоит ли удивляться нулевым темпам экономического роста?

Таким образом, показатели российской экономики находятся не на том уровне, на котором хотелось. Наблюдается тенеденция направления инвестиций главным образом в добывающий сектор. Сегодня Россия вновь балансирует на грани развитой и отсталой страны. Такого рода ситуация хорошо известна из российской истории. Перед страной вновь стоит проблема, именуемая «догоняющим развитием». При Петре I образцом для России являлась Голландия, при Столыпине — Англия, при Хрущеве — США, сегодня — Португалия.

Для обеспечения устойчивого экономического развития страна нуждается в достаточном количестве материальных и людских ресурсов. В доиндустриальном и индустриальном обществах основным источником экономического развития выступали материальные факторы. Становление и развитие постиндустриального общества базируется на человеческом капитале. Именно накопленные знания, информация и опыт людей образуют основу экономического процветания ведущих стран мира. Именно за счет человеческого капитала Япония, Южная Корея, Тайвань и Гонконг, почти не имеющие природных ресурсов, добились за последние десятилетия усиления темпов экономического роста и повышения конкурентоспособности национального хозяйства. В истории XX в. нет примеров продолжительного экономического роста, основанного на дополнительно вовлекаемых природных ресурсах.

Обеспечение экономического роста и благосостояния народа – ведущая цель цивилизованного государства. Для России первоочередной задачей становится обеспечение высоких темпов экономического роста и повышение на его основе уровня жизни в обществе, а следовательно, и качества человеческого капитала. Этот процесс связан с постоянными и значительными инвестициями государства в социальную сферу. Инвестирование в человеческий капитал приводит к повышению производительности труда, а следовательно, и эффективности производства.

Приоритеты развития макроэкономической политики России

Экономическое развитие России должно быть направлено, прежде всего, на повышение жизненного уровня населения, для этого необходим опережающий темп роста той части ВВП, которая используется на конечное потребление. Эта тенденция рассматривалась в последние годы начала нулевых. При росте ВВП за 2001 — 2003 гг. на 18% конечное потребление увеличилось за этот период на 22%, а его доля в ВВП — с 65,4% в 2000 г. до 68%. В разработанном прогнозе предполагалось, что к 2012 г. она увеличится до 70%. В этом случае при удвоении ВВП за 10 лет конечное потребление за данный период возрастет в 2,14 раза, но среднегодовой темп роста конечного потребления необходимо повысить до 8,3% (против 6,9% в 2001 — 2003 гг.).

Важным направлением развития должно стать повышение инвестиционной активности. За 1990-е гг. объем инвестиций в российскую экономику сократился в 4 раза. Это существенно подорвало возможности экономического роста и привело одновременно к резкому сокращению инвестиционного спроса на внутреннем рынке. Сложившийся уровень инвестиций не позволяет обеспечить даже поддержание производственного аппарата России и обуславливает его быстрое физическое и моральное старение. При таком положении ни о каком повышении конкурентоспособности хозяйства говорить не приходится.

Для обеспечения ускоренного роста экономики доля инвестиций в основной капитал в общем объеме ВВП к 2020 г., по нашим оценкам, должна быть повышена не менее чем на 20%, тогда годовой объем инвестиций в экономику увеличится в 2,7 раза. Это значит, что среднегодовые темпы прироста инвестиций в основной капитал должны возрасти примерно на 3-4% к 2020 году. Следует учитывать, что в результате экономического спада в 1990-е гг. экономика имела существенные резервы не использованных производственных мощностей, т.е. без роста инвестиций можно было повышать производство путем более полной загрузки мощностей. Однако эти резервы в основном исчерпаны и требуют огромные инвестиции, что и было предусмотрено прогнозными расчетами. Непременным условием ускоренного роста является преодоление топливно — сырьевой ориентации промышленного производства.

В мире ещё никто не придумал иного стимула экономического роста, кроме стимулирования спроса. Но применительно к нашей парадоксальной экономической ситуации речь идет не столько о стимулировании спроса со стороны населения, бизнеса и государства (поскольку он и так относительно высок), сколько о переориентации его на товары и услуги отечественного происхождения за счёт импортзамещения.

  Поскольку для создания комфортной экономической среды для российского бизнеса административные факторы в условиях ВТО (таможенные пошлины, тарифы, квоты и т.д.) применять невозможно, экономические (повышение эффективности производства и увеличение производительности труда) требуют времени и денег, институциональные (улучшение инвестиционного климата) малоэффективны, если не бесполезны в сложившейся макроэкономической ситуации, то единственным доступным и эффективным способом переориентации спроса с внешнего на внутренний рынок является девальвация рубля.

  Однако было бы большой глупостью ограничиться только удешевлением национальной валюты, поскольку можно получить непредсказуемый рост инфляции, повышение цен, резкое снижение доходов и уровня жизни людей, как это произошло в 1998 году во время дефолта и после него. Эти негативные последствия можно и нужно, если не избежать полностью, то в значительной степени ослабить.

  Не претендуя на полный перечень мер по переводу макроэкономической ситуации на предсказуемый уровень не только экономического роста, но и социальной стабильности, отметим наиболее важные.

 

Первое. Удешевление рубля необходимо сопроводить комплексом административных и экономических мер по контролю за ценами на товары и услуги (как оптовыми, так и розничными), которые широко применяются в практике экономически развитых стран. Ибо такой распущенности в ценообразовании, как у нас, нет ни в одной стране с самой либеральной экономикой. В этой связи надо прямо признать, что никаких экономических причин для инфляции и роста цен в нашей стране нет. Наоборот, есть банальное, наглое повышение цен товаропроизводителей и посредников в погоне за сверхдоходами и прибылями, которое, с одной стороны, является следствием отсутствия реальной конкурентной среды, а с другой — слабого контроля со стороны госрегуляторов за издержками производства, рентабельностью, межотраслевыми затратами. Например, та драма, которую переживает сегодня мясная отрасль сельского хозяйства вследствие снижения закупочных цен на 30-40% (действие фактора вступления в ВТО), нисколько не отразилась на стоимости мяса и мясных продуктов в торговле, которые получают сверхприбыли, пользуясь своим монопольным правом.

  Если сегодня оптимизировать в нашей экономике издержки на посреднические услуги, администрирование и управление, обеспечение безопасности бизнеса, размер арендных платежей на недвижимость и землю, стоимость услуг многочисленных контролирующих и разрешительных организаций, платежи кредиторам, затраты на доступ к инфраструктуре, а также ограничить потолок рентабельности для всех хозяйствующих субъектов на внутреннем рынке хотя бы 25%, то можно добиться снижения стоимости на товары и услуги в целом на 30-40%. Данная мера в условиях неизбежного роста цен на импортные товары при девальвации рубля станет серьезным экономическим и социальным амортизатором на потребительском рынке страны.

 

Второе. Ставка рефинансирования ЦБ не должна превышать 0,5-1% в год, а в коммерческих банках кредиты выдаваться не более как под 3-5% годовых. В связи со снижением реальной внутренней инфляции (а возможно даже дефляции), нужно пересмотреть ставки по всем ранее выданным коммерческим кредитам (до 3-5%), включая ипотечные, а выданные в валюте -перевести в рублёвые по валютному курсу рубля, действующему на момент выдачи кредита. Действующие при этом меры со стороны государства по субсидированию процентной ставки для отдельных отраслей и хозяйствующих субъектов необходимо отменить, а сэкономленные несколько сотен млрд бюджетных средств направить на временное поддержание ставки по депозитным вкладам денежных средств населения.

Нет смысла объяснять, к какому мощному оживлению экономической жизни в стране приведет долгожданное наведение элементарного порядка в финансовой сфере. При этом возможный временный дефицит финансовых ресурсов в банковской системе необходимо покрывать за счет кредитов ЦБ, тем более в нём появится значительная рублёвая ликвидность за счёт переоценки золотовалютных резервов вследствие девальвации национальной валюты.

  Третье. Государство одновременно должно стать мощным драйвером в стимулировании экономического роста и внутреннего спроса за счёт активного направления средств на развитие инфраструктуры и, прежде всего, автомобильных дорог. При этом необходимо установить контроль за ценообразованием в дорожном строительстве. Так стоимость современной четырёхполосной дороги, соответствующей всем современных стандартам, не должна превышать три максимум четыре миллиона долларов за 1 километр. До 2020 года предоставляется возможным построить не менее 50 тыс. км современных автобанов, соединив ими не только областные центры, но и большинство районных. Источником финансирования дорожного строительства могли бы стать целевые инфраструктурные займы Центрального банка регионам РФ, которые окупились бы в течение 10-12 лет ежегодным ростом ВВП на 4-6% только за счет качественных дорог

  Вторым направлением экономического роста, стимулируемого государством, должна стать поддержка индивидуального жилищного строительства и сопутствующей инфраструктуры. За счёт умело выстроенной системы взаимодействия и партнерства между государством, регионами, застройщиками и банками вполне возможно ежегодный объём индивидуального строительства жилья по стране довести до 1 млн. усадебных домов или 130-150 млн. м2 в год.

  Поддержав только эти два направления, мы создадим мощный мультипликационный эффект экономического роста во всех отраслях на ближайшие 10-15 лет. При этом последствия укрепления социальной стабильности в национальной консолидации российского общества трудно переоценить.

  Четвёртое. Любые действия по стимулированию экономического роста обречены на провал, если на рынке труда нет квалифицированных кадров, что в настоящее время уже становится главным сдерживающим фактором развития российской экономики, не говоря уже о предстоящем росте. Вывод очевиден: в стране срочно необходимо провести реформу профессионального образования, максимально адаптировав его под потребности экономики, а для этого надо сбалансировать интересы государства, работодателей, учебных заведений и самих студентов и учащихся, которые сегодня крайне разобщены.

  И последнее. Предстоящий период экономического оздоровления потребует от всех нас консолидированных и солидарных действий, а это может обеспечить только Президент страны. Поэтому экономические преобразования должен возглавить Глава государства, создав для этого необходимые органы управления, наделённые широкими полномочиями, и обеспечив при этом широкую разъяснительную работу по всем принимаемым решениям, действиям и их последствиям.

Заключение

Российская экономика находится в настоящее время в макроэкономическом тупике, относительная стабильность которой зиждется на зыбком фундаменте конъюнктуры мировых цен на товары российского экспорта и, прежде всего, нефти и газа. К вышесказанному необходимо добавить еще несколько суждений.

  Во-первых, российская экономика за счёт инфляции при неизменном валютном курсе «потяжелела» не только в рублях, но и в долларах. Доллароёмкость нашей экономики за эти годы увеличилась минимум в 8 раз, в том числе за счёт инфляции в 4 раза и в 2 раза за счёт реального роста экономики. Фактически, она стала наряду с углеводородами (цены на которые за последние годы поднялись в 8-10 раз) резервуаром для связывания долларов США, эмиссия которых превышает в последние годы 1 трлн ежегодно. Данное обстоятельство стало мощным фактором сохранения стабильности мировой финансовой системы, за что Россия заплатила потерей конкурентоспособности национальной экономики.

  Во-вторых, если бы в течение 12-ти последних лет реальная стоимость рубля к доллару (валютный курс) была такой же, как и в 2000 году, то только за счёт экспорта страна получила бы дополнительно порядка 200 трлн рублей, что составляет почти три годовых ВВП или 10 консолидированных бюджетов страны. Иными словами, вследствие удорожания рубля 3 года из 12 лет наша страна работала на чужую экономику.

  В-третьих, главным инвестором любой экономики является, как известно, рядовой покупатель, однако, три четверти розничного оборота в России вследствие ревальвации рубля в настоящее время формируются за счёт импортных товаров, а это более 10 трлн рублей или свыше 300 млрд долларов США, которые уходят ежегодно из страны на поддержку зарубежных товаропроизводителей. Плюс утечка капитала — около 100 млрд долларов в год. Это еще одна цена, которую мы платим за избыточное удорожание рубля.

  В-четвёртых, не способствует улучшению экономической ситуации в России и образование Таможенного Союза с Беларусью и Казахстаном, так как накануне вступления в Таможенный Союз Беларусь девальвировала свою национальную валюту в 3 раза, и сейчас белорусские товары, особенно продовольственные, вытесняют аналогичные товары российских производителей на наших рынках. Очевидно, мы забыли, что любой экономический союз может быть взаимовыгодным только при единой валюте, при одном центре денежной эмиссии, а также единых мерах поддержки и защиты интегрированной экономики.

  В-пятых, все эти годы российские банки кредитовали нашу экономику под 12-18% годовых, объясняя высокую процентную ставку высокой инфляцией. Аналогичную позицию занял и ЦБ РФ в отношении ставки рефинансирования. Но при этом одни и другие не договаривали главного, а именно — в условиях неизменного валютного курса рубля процентная ставка в рублях была и остается тождественной процентной ставке в долларах США.

  Следовательно, в течение 13-ти лет российские банки выдавали кредит юридическим и физическим лицам под 12-18% в пересчёте на твердую валюту, что в 3-5 раз выше, чем банки на Западе. А ставка рефинансирования ЦБ фактически в десятки раз превышает стоимость денег аналогичных мировых финансовых регуляторов. Непонятно только, зачем в этой ситуации ЦБ РФ размещает золотовалютные резервы страны за рубежом под 1-2% годовых? Ведь за эти годы, кредитуя нашу финансовую систему под 8-10% годовых в рублях при неизменном валютном курсе рубля, можно было бы заработать не менее 1 трлн долларов США.

  В итоге доходность банковской системы страны за последние годы возросла как в рублях, так и валюте почти в 10 раз. А расплатиться за это пришлось ростом производственных затрат, повышением цен на товары и услуги, а главное потерей конкурентоспособности. Таким образом, замораживание валютного курса рубля стало мощным финансовым насосом не только по утечке капитала за рубеж, но и по перекачиванию капитала из реального сектора в финансовый.

  В-шестых, уместно в этой связи обратиться к опыту других стран, где мы наблюдаем более гибкую макроэкономическую политику, например, Китай. За короткий исторический период в Поднебесной создана вторая по объёму экономика мира с мощным экспортным потенциалом. Можно называть множество причин «китайского чуда», но фундаментальным стала девальвация юаня в конце второй половины прошлого столетия с 0,40 доллара США за один юань до 0,12, т.е. в 3,3 раза. И только в последнее время под мощным давлением США курс национальной китайской валюты незначительно ревальвирован и достиг 16 центов за 1 юань.

  В-седьмых. От макроэкономической политики последних лет выиграли не только экспортёры сырья, банкиры и олигархи? Несомненно, выиграли и простые люди: наемные работники, предприниматели, пенсионеры, так как их доходы выросли, догоняя инфляцию не только в рублях, но и в долларах США. Так, рост зарплаты по стране не только в рублях, но и в долларах составил не менее чем 6-8 раз: со 150 до 1000 долларов США в месяц. Конечно, это произошло не по причине повышения производительности труда в 8-10 раз, а исключительно из-за ревальвации рубля. К примеру, зарплата рабочих на Западе за это время выросла не более чем на 30-40%. Вследствие роста доходов в валюте россияне стали больше ездить за границу на отдых, покупать там недвижимость, открывать депозиты в оффшорных зонах и т.д. Безусловно, от ревальвации рубля выиграли и импортеры оборудования, машин, технологий.

  Однако вся эта реальность видимого благополучия существует благодаря высоким ценам на экспортные товары и может рухнуть в один момент, что, кстати, и показал на самом деле кризис 2008-09 года, который стал очень глубоким для нашей экономики.

 

Список литературы

Маевский, В. Макроэкономические проблемы развития России / В. Маевский // Экономист. — 2012. — №4. — с.15-24.

Мау, В. Экономический обзор / В. Мау // Вопросы экономики. — 2012. — №2. — с.4-27.

Мау, В. Экономический рост: дискуссии, проблемы / В. Мау // Вопросы экономики. — 2013. — №1. — с. 4-27.

Чернова, Л. Экономическая политика России / Л. Чернова // Э.Ж. — 2012. — №40. — с.5-10.

Концепция утвержденная распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р.

www.protown.ru

С. Дробышевский, С. Синельников-Мурылев. Макроэкономические предпосылкиреализации новой модели роста

Предыдущий:

Следующий: