геогр.тур.дестинаций. экзамен.ответы 1к.2сем.

Виды туризма (специализация).

СЕВЕРНЫЙ район: познавательный, экологический, круизы, охота, рыбная ловля, горные лыжи, самодеятельный туризм, паломничество (Архангельская, Карелия).

СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ район: познавательный, деловой (конгрессный), отдых, оздоровительный туризм, круизы, автомобильный.

КАЛИНИНГРАДСКАЯ область: лечение, деловой, конгрессный туризм.

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ район: познавательный, деловой, конгрессный, лечение, автомобильный.

ВОЛГОВЯТСКИЙ район: познавательный, деловой, круизный, промысловый, лечение.

СЕВЕРОКАВКАЗСКИЙ: лечение, познавательный, горные лыжи, экологический туризм.

ЦЕНТРАЛЬНО-ЧЕРНОЗЕМНЫЙ: познавательный, автомобильный, деловой.

ПОВОЛЖСКИЙ: рыбная ловля, познавательный туризм, круизы.

УРАЛЬСКИЙ район: спортивный, самодеятельный, познавательный туризм, горные лыжи, экологический туризм.

СИБИРСКИЙ: самодеятельный, экологический туризм, спортивный. Байкал как многофункциональная зона. Лечебный, оздоровительный.

ДАЛЬНЕВОСТОЧНЫЙ: приморская многофункциональная зона, оздоровительный, познавательный, спортивный и др. На остальной территории: познавательный, оздоровительный, деловой, промысловый, экотуризм. Сейчас туризм — перспективная приоритетная отрасль. Рекреационный потенциал Севера России и Урала используется недостаточно. Развитие Москвы и Санкт-Петербурга как многофункциональных зон, конгрессный туризм и т.д.

2. Понятие туристской дестинации.

Туристская дестинация решающий элемент туристской системы. Ее можно охарактеризовать как центр (территорию) со всевозможными удобствами, средствами обслуживания и услугами для обеспечения всевозможных нужд туристов. Другими словами, туристская дестинация включает в себя наиболее важные и решающие элементы туризма, необходимые для туристов. Регион туристской дестинации является одним из самых важных в туристской системе, так как сами туристские дестинации и их имидж привлекают туристов, мотивируют визит, таким образом активизируют всю туристскую систему. Само слово «дестинация» в переводе с английского означает «местонахождение; место назначения». Термин «туристская дестинация» был введен Лейпером в середине 1980-х гг. Сейчас дестинация это географическая территория, имеющая определенные границы, которая может привлекать и удовлетворять потребности достаточно широкой группы туристов.

Для того чтобы территория была дестинацией, необходимо выполнение следующих условий:

- наличие на этой территории мест размещения, питания, развлечений (должен быть определенный уровень качества услуг) и высокоразвитой транспортной системы;

- наличие достопримечательностей, интересующих туристов (наличие фактора привлекательности является одним из главных факторов конкуренции между дестинациями, следовательно, должна быть определенная изюминка для привлечения туриста на территорию дестинации);

- наличие информационных (например, глобальных информационных систем «Amadeus», «Galileo», «Worldspan», «Sabre») и коммуникационных систем, так как это необходимый инструмент информирования туристского рынка о дестинации.

Каждой дестинации свойственны свои собственные черты, но все же можно выделить и четыре общие.

1. Дестинация представляет собой совокупность следующих компонентов: достопримечательность (природные богатства или созданные человеком, т.е. то, что побуждает туриста совершать путешествие); удобства (размещение, питание, развлечения, а также розничная торговля и другие предприятия сферы услуг, такие как банки, обменные пункты, парикмахерские, медицинские предприятия, т.е. все то, что не только обеспечивает приют и пищу, но и создает общее ощущение радушного приема туристов данной дестинацией); доступность (удаленность дестинации от туристских рынков делает их уязвимыми к понижениям спроса, так как до подобной дестинации можно добраться только путем длительных поездок. Следовательно, развитие и поддержание эффективных транспортных связей с туристскими рынками необходимо для успеха дестинации. Но для туристов важна не только физическая доступность дестинации, т.е. внешние транспортные связи с ней, но и наличие развитых внутренних транспортных связей. Другими словами, для них важны такие услуги, как прокат автомобилей, предоставление местного транспорта для проведения обзорных экскурсий и трансферов до мест размещения в дестинации); вспомогательные службы, которые предоставляют такие услуги, как реклама дестинации, координация и управление ее развитием, предоставление населению и организациям необходимой информации и услуги по резервированию, обеспечению оборудованием (предприятия питания, спорта и т.д.), обеспечение дестинации руководящим персоналом.

2. Дестинация представляет собой культурную ценность: посетители должны считать дестинацию привлекательной и заслуживающей времени и денег, потраченных на путешествие. Таким образом, важно поддерживать отличие условий дестинации от обычных «домашних» условий с помощью хорошего дизайна и управления, чтобы избежать разработки «унифицированного туристского ландшафта».

3. Дестинация неразделима, т.е. туристский продукт потребляется там, где он непосредственно производится, и, чтобы его испытать, туристы должны физически присутствовать в дестинации. Следует отметить, что процессы производства и потребления туристского продукта совпадают не только в пространстве, но и во времени, т.е. дестинации не могут быть запасены впрок (номера в гостиницах, театральные билеты и т.д. не могут быть отложены в «межсезонье» для последующей их продажи во время, например, театрального сезона). Таким образом, сезонность дестинации является наиболее важной проблемой, так как снижает их доходность и делает неэффективными с точки зрения использования основных средств дестинации. Для сезонной дестинации пик сезона (3 4 месяца) должен принести основной вклад в покрытие постоянных издержек, которые подлежат оплате в течение года.

4. Услугами и удобствами дестинации пользуются не только туристы, но и другие люди: местные жители и работники данной дестинации. Таким образом, предприятия дестинации не могут быть ориентированы только на местных жителей или только на туристов, они должны ориентироваться на тех и других.

Отвечая на вопрос о дестинации как элементе туристской системы, нужно упомянуть о типологии дестинации. Выделяют три типа дестинации.

1 тип это крупные столичные города или приравненные к ним (столицы или города типа Санкт-Петербурга), которые привлекают туристов своими достопримечательностями (познавательный туризм), хорошими возможностями для решения проблем бизнеса (конгрессы, бизнес-туризм, семинары, выставки). Существенную роль играет туризм с целью посещения знакомых и родственников, а также административных центров для решения задач управления. Поэтому в крупных городах существуют исторические, административные, торговые, бизнес-центры и рекреационные зоны.

2 тип делится на две подгруппы:

- центры целенаправленного развития туризма деревни, города, в которых сохраняются обычаи, история, культура (например, музей деревянного зодчества в Суздале). Для привлечения туристов отели строят на небольшом расстоянии от этих городов и деревень;

- притягательные для туристов центры не столицы, но города, имеющие высокую степень привлекательности благодаря своей истории, культуре, науке (например, академгородок под Новосибирском).

3 тип это центры, специально построенные для туристов («Disneyland» в Калифорнии и во Франции; «Naturebornholm» на о. Борнхольм, Дания).

Немаловажно различать понятия «туристская дестинации» и «курорт». Туристская дестинация это более широкое понятие, чем курорт; это регион, который нас больше всего привлекает (например, для японца Западная Европа это «туристская дестинация», а Лазурный берег курорт; если же мы хотим посетить Кота-дель-Соль, то это место является курортом, так как мы прежде всего едем в Испанию, которая является дестинацией).

Важным является понятие «жизненный цикл» развития дестинации, продолжающийся в среднем не менее 20 25 лет. Условно можно выделить восемь фаз развития туристской дестинации.

1. Дотуристская фаза на этой фазе привлекательность дестинации состоит в том, что она еще не подверглась изменениям под воздействием туризма.

2. Рост численности туристов в этот период реагирует сектор бизнеса, т. е. красота нетронутой природы и культура дестинации начинают привлекать туристов, в результате формируются основы туристской инфраструктуры.

3. Продвижение местные власти начинают предпринимать усилия по обеспечению отдыха туристов и рекламе дестина-ции, следствием чего является устойчивый рост туристских потоков. В результате формируется туристский рынок, таким образом, перед сектором бизнеса стоит задача по обеспечению инфраструктуры дестинации. Ведется политика активного продвижения дестинации на рынке, в результате чего происходит дальнейшее увеличение потока туристов.

4. Инвестиции в туризм инфраструктура не справляется с объемом прибытий туристов: строятся магазины, пабы, бары, гостиницы, казино, т.е. все необходимые средства обслуживания, способные изменить облик дестинации.

5. Создание новых рабочих мест в дестинацию приезжают работать люди из-других регионов и даже стран, оседают там, продолжают прибывать туристы, внося свои обычаи, культуру. В результате начинаются конфликты между ними и местными жителями (возникают социальные, экологические, экономические проблемы). Эта дестинация уже более не является модной и становится, как и остальные, унифицированной.

6. Сокращение потоков туристов туристы хотят посещать интересные, необычные места, а не типичные дестинации.

7. Средства обслуживания практически не используются (например, пустуют гостиницы) и, как следствие, несут убытки.

8. Скидки, новая ценовая политика или новая идея развития дестинации поиск или создание нового фактора привлекательности

3. Виды туризма в России и их классификация.

Классификация туризма – выделение внутренне однородных таксонов туристской деятельности по принятым основаниям.

Вид туризма – результат классификации туризма по тем или иным основаниям.

Классификация туризма:

по числу участников путешествия (индивидуальный, групповой, семейный);

-по региону отдыха (национальный, международный);

-по рынку (внутренний, иностранный);

-по способу организации (неорганизованный, организованный, самодеятельный (квалификац.);

-по цели (релаксационный (отдых), реабилитационный (санаторный), рекреационный);

- по возрасту (детский, молодежный, среднего возраста, третьего возраста);

- по способам передвижения (автомобильный, автобусный, водный, пешеходный, железнодорожный, верховой и т.д.);

-по роду основной деятельности (деловой, познавательный, спортивный, экологический, конгрессный и т.д.);

-по основным используемым природным ресурсам (горный, морской, лесной, речной, купально-пляжный, лечебный);

-по характеру территории (континентальный, приморский, островной);

-по источникам финансирования (коммерческий, социальный);

- по способу размещения туристов (гостиничного типа, не гостиничного типа);

-по дальности поездки (ближний, дальний);

- по продолжительности путешествия (краткосрочный, среднесрочный, долгосрочный);

-по ритмичности туристских потоков (сезонный, круглогодичный).

Чтобы классификация туризма была более полной, Всемирная туристская организация предлагает классифицировать туризм по следующим типам:

внутренний туризм путешествия жителей какого-либо региона по этому региону;

въездной туризм – путешествия по какой-либо стране лиц, не являющихся ее жителями;

-выездной туризм путешествия жителей какой-либо страны в другую страну.

Эти основные типы туризма могут по-разному сочетаться, образуя категории туризма. Эти категории туризма могут относиться не только к какой-либо стране, но и к региону.

В качестве признака, позволяющего классифицировать путешествия по видам туризма,можно также использовать мотивационные факторы. При такой классификации следует исходить из основного мотива, побудившего человека отправиться в поездку.

Хотя мотивы не всегда определяются однозначно, все же можно выделить шесть видов туризма в системе его управления.

Туризм с целью отдыха. Данный вид заключается в кратковременном или более продолжительном отдыхе с целью физического или психологического восстановления организма. Кроме того, к этой группе относится и курортный отдых, при котором для лечения или восстановления сил используются природные свойства почвы, климата и морской воды.

Туризм с целью изучения культуры. Туризм, ориентированный на познание чужой культуры, подразделяется на познавательный и паломнический. Познавательный туризм охватывает собой посещение исторических, культурных или географических достопримечательностей. Туристы, путешествующие с познавательной целью, чаще всего интересуются социальными и экономическими отношениями посещаемых ими стран. Целью паломнического туризма является посещение мест, имеющих особое религиозное значение.

Общественный туризм.В качестве общественного туризма выступают поездки с целью посещения родственников, знакомых, друзей, а также клубный туризм. Клубный туризм отличается тем, что путешествующие сознательно интегрируются в группы. Объединение в группы происходит при наличии интересующей людей развлекательной или спортивной программы.

Спортивный туризм. К спортивному туризму относятся поездки с целью активного участия в спортивных мероприятиях, а также поездки, которые носят пассивный характер участия в спортивных соревнованиях.

Экономический туризм. Включает поездки, совершаемые из профессионального и коммерческого интереса: посещение бирж, выставок, ярмарок и т. д.

Конгрессный (политический) туризм. Подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями.

3. Виды туризма в России и их классификация.

Целесообразна классификация по географическому признаку, направлениям туристического потока, целью поездки, способу передвижения, средствам размещения туристов, количеству участников, организационно-правовыми формами и тп.

существуют следующие виды туризма

Детский. Молодежный. Семейный. Для пожилых людей. Для инвалидов. Культурно-познавательный. Лечебно-оздоровительный. Спортивный. Религиозный. Экологический (зеленый). Сельский. Подводный. Горный. Приключенческий. Охотничий. Автомобильный. Самодеятельный т.д..

Рассмотрим характеристику основных видов туризма.

КЛАССИФИКАЦИЯ ТУРИЗМА

1.Географический принцип 1Внутренний 2. Международный

2 Направление туристического потока. 1. Въездной 2. Выездной

3 Цель поездки 1. Рекреационный 2. Оздоровительный отдых 3. Познавательный отдых 4. Профессионально-деловой туризм 5. Научный (конгрессный) 6. Спортивный отдых 7. Шоп-туры 8. Приключения 9. Паломнический 10. Ностальгически 11. Экотуризм 12. Экзотический .13. Элитарный

4 Источник финансирования 1. Социальный 2. Коммерческий

5 способ передвижения 1. Пешеходный 2. Авиационный 3. Морской 4. Речной 5. Автотуриз 6. Железнодорожный 7. Велосипедный 8. Смешанны

6. Средства размещения 1. Гостиниц 2. Отел 3. Пансионат 4. Кемпинг 5. Палатк

7. Количество участников 1. Индивидуальны 2. Семейны 3. Группово

8. Продолжительность пребывания 1. Кратковременны 2. Долговременны

9. Расположение туристического места 1. Горны 2. Водны 3. Сельски 4. Пригородны

10 Интенсивность туристического потока 1. Постоянны 2. Сезонны

11. Организационная форма 1. Организованн 2. Неорганизованны

Главным является деление туризма на внутренний и международный

1. Внутренний туризм представляет собой миграционные потоки людей в пределах страны постоянного проживания с туристическими целями.

2. Международный туризм охватывает поездки лиц, путешествующих с туристическими целями за пределы страны постоянного проживания.

3. Национальный туризм включает внутренний и выездной туризм и соотносится с категорией (ВНП). Они объединяют оздоровительные, познавательные, любительские спортивные поездки и т. д.

4. Туризм въездной – путешествия в пределах страны лиц, не проживающих в ней постоянно, с туристическими целями без занятия оплачиваемой деятельностью.

5. Туризм выездной – путешествия лиц, постоянно проживающих в одной стране, в другую страну с аналогичными целями без занятия оплачиваемой деятельностью в посещаемой стране.

6. Рекреационный туризм. Туризм с целью отдыха Рекреационный туризм характеризуется длительностью путешествия, небольшим количеством городов, входящих в маршрут, широким использованием авиационного транспорта и прежде всего чартерных рейсов.

Поездки с целью отдыха отличаются большим разнообразием и могут включать зрелищно-развлекательные программы (театр, кино, фестивали и т. д.), занятия по интересам (охота, музыкальное и художественное творчество), этнические походы, связанные с изучением национальной культуры страны пребывания. К рекреационному туризму относятся различные разновидности туризма с целью отдыха, знакомства с достопримечательностями, занятий спортом, осуществление походов, экзотический отдых, тематические поездки

7. Оздоровительный отдых имеет личный, индивидуальный характер Обычная продолжительность тура на лечение – 24 – 28 дней, что значительно больше, чем по другим видам туризма. Оздоровительный отдых в зависимости от средств воздействия на организм человека подразделяется на климато-, бальнео-, море -, грязелечение и т. д.

8. Познавательный (экскурсионный) туризм. Экскурсия как форма познания и вид досуга выполняет функции расширения кругозора и интеллекта. Одной из разновидностей познавательных поездок является автомобильный туризм

9. Профессионально-деловой туризм. К этому виду туризма относятся поездки с деловыми целями К деловому туризму относится также и поощрительный туризм. Это туристические поездки, организуемые предприятиями и фирмами для своих сотрудников как средство поощрения и как вознаграждение за добросовестный труд В деловом туризме выделяются два больших сегмента: индивидуалы или группы, путешественники с деловыми целями, и сотрудники различных компаний, которым часто приходится ездить по делам компании. Последний является так называемым корпоративным туризмом.

10. Научный туризм. Его еще называют конгрессный туризм . Цель конгрессного туризма заключается в проведении научно-практических семинаров, конференций, съездов.

11. Большой популярностью пользуется спортивный туризм. Главной задачей этих туров вялятся обеспечение возможности туристам заниматься выбранным видом спорта Спортивные туры в зависимости от цели путешествия подразделяются на два вида: активный и пассивный

12. “Шоп-туры”

13. Приключенческий туризм является своеобразным видом отдыха и обеспечивает не только пребывание туристов в привлекательном для них месте, но и занятия необычным видом деятельности (“царскую охоту”, “поиски пиратских сокровищ” и т: д.). Приключенческий туризм делится на несколько видов: 1) производные экспедиции; 2) сафари-туры (охота, рыбалка, ловля бабочек и т. д.); 3) морские путешествия (яхтинг). Этот вид туризма имеет довольно высокую стоимость, и его можно отнести к разряду элитарного отдыха.

14. Религиозный (паломнический)В туризме с религиозными целями можно выделить несколько видов: 1) паломничество (посещение святых мест для поклонения реликвиям) 2) познавательные поездки (знакомство с религиозными памятниками, историей религии, культуре религии); 3) научные поездки (поездки историков и других специалистов, занимающихся вопросами религии, и др..).

15. Ностальгический туризм. Данный вид туризма основан на потребности людей в посещении родственников, мест рождения и проживания близких и занимает важное место в международном туристическом обмене.

16. Экотуризм призван создавать экономические стимулы для сохранения окружающей среды.

17. Экзотическом туризме. дайвинг – подводное плавание, рафтинг – сплавление горными реками на легких надувных плотах, банджи-джампинг – прыжки с высоты.

Характер экзотического туризма имеют также гастрономические туры. организует туры на ледоколах в Антарктиду и Арктику путешествия на прозрачной субмарине.

18. Элитарный туризм

19. Доходным бизнесом становится организация свадебных туров.

4. Туристские ресурсы и их классификация.

Ресурсная база туризма описывается с использованием трех основных понятий: туристические ресурсы, туристический потенциал, наследие территории. Туристический ресурс – категория, обладающая довольно четким экономическим содержанием, имеющая смысл лишь с точки зрения организаторов туризма или территориального управления.

Туристические ресурсы – один из факторов развития туризма и исходный базис для планирования производства туристического продукта.

Существует множество классификаций туристических ресурсов. В первую очередь, туристические ресурсы делят на две большие группы: непосредственные и косвенные. 

Непосредственные – природные и историко-культурные ресурсы, используемые самими туристами и отдыхающими (привлекательность ландшафта, оздоровительные средства местности, объекты познания и т. д.).

Косвенные (социально-экономические) туристические ресурсы привлекаются для освоения и использования непосредственных туристических ресурсов; их подразделяют на материальные, технические, финансовые, трудовые и др.

Классификация туристических ресурсов дестинации

 Туристические ресурсы

  Природные

 Формирующие туристический интерес

 инфраструктурные

 Ресурсы как факторы производства

I. Туристические ресурсы

1. Природные ресурсы:

 Климат

 Водные ресурсы

 Минеральные источники и лечебные грязи

 Рельеф

 Пещеры

 Растительный и животный мир

 Природные памятники и заповедники

 Живописные ландшафты

 Уникальные природные объекты

2. Ресурсы, формирующие туристический интерес (культурно-исторические ресурсы), которые являются одним из важнейших элементов (составляющей) туристического продукта; Культурно-исторические ресурсы:

 Музеи

 Выставки

 Театры

 археологические, исторические, архитектурные памятники

 этнографические особенности

 фольклор

 центры прикладного искусства

3) инфраструктурные ресурсы (градообразующая и градообслуживающая сферы);

 транспортная доступность и уровень развития транспортной сети

 торговля

 питание

 гостиницы

 банки

II.Ресурсы как факторы производства

 экономико-географическое положение

 уровень экономического развития

 уровень обеспечения услугами населения

 трудовые ресурсы

 особенности населения

Исходя из уровня освоения туристические ресурсы подразделяют на:

1) интенсивно используемые (переходящие после капитальных вложений в фонды предприятий);

2) экстенсивно используемые (без серьезных капитальных затрат, например экскурсионные объекты);

3) неиспользуемые или перспективные.

По функциональному признаку туристические ресурсы делят на:

 оздоровительные,

 познавательные,

 спортивные.

Выделяют и такие виды ресурсов как природные лечебные и туристические информационные.

Природными лечебными ресурсами являются рекреационные ресурсы, предназначенные для лечения и отдыха населения, относящиеся к особо охраняемым природным объектам и территориям, имеющим свои особенности в использовании и защите. На базе природных лечебных ресурсов выделяются лечебно-оздоровительные и курортные местности, создаются курорты.

Туристические информационные ресурсы представляют информацию о территории, ее истории, культуре, природе и людях, полученную туристами непосредственно во время путешествия, в ходе подготовки к нему или по прошествии некоторого времени. В сфере туризма информация становится главным ресурсом. И это понятно, поскольку главная цель туризма – получение туристами интересной и разнообразной информации о территории, ее истории, культуре, природе, людях. Вся эта информация воспринимается туристами во время путешествий в другие страны, регионы, города и села. Основная ценность информации как туристического ресурса заключается в ее новизне, уникальности, потенциальном богатстве эстетических, эмоциональных, ассоциативных впечатлений, которые могут получить от нее туристы.

4. Туристские ресурсы и их классификация.

Определить ценность тех или иных территорий для туризма помогает изучение туристских ресурсов.

Современный туризм невозможен без учета особенностей размещения этих ресурсов и их качества. Вследствие своего бурного роста туризм в России стал объектом научного исследования, в котором изучению туристских ресурсов принадлежит важное место.

Туристские ресурсы – природные, исторические, социально-культурные объекты, включающие объекты туристского показа, а также иные объекты, способные удовлетворять духовные и иные потребности туристов, содействовать поддержанию их жизнедеятельности, восстановлению и развитию их физических сил[3]. Эти объекты составляют или могут составить основу туристического продукта. Туристские ресурсы определяются в процессе социально-экономической и правовой деятельности. Для определения туристских ресурсов используются следующие механизмы.

1. Создается реестр этого вида ресурсов, который включает [2]:

- классификацию и оценку ресурсов

- порядок использования и доступа туристов к ресурсам с учетом предельно допустимых нагрузок

- режим охраны ресурсов мероприятия и источники финансирования и развития, меры восстановления ресурсов

- режим охраны

2. Создается кадастр туристских ресурсов, который включает

- оценку и картографические характеристики территорий

- порядок осуществления контроля за санитарно-гигиеническим и экологическим состоянием территории

- порядок осуществления контроля за видами хозяйственной деятельности

- порядок выделения территории как территории целевого туристского использования и развития

Там, где нет каких-либо туристских ресурсов, туризм не может быть в принципе. Отдельные туристские ресурсы предполагают лишь туризм в ограниченных масштабах, поскольку в данном случае посещение объектов туристского интереса может быть связано с опасностью для жизни человека, или этот интерес имеет кратковременный ресурс по каким-либо показателям, чаще всего временным. Некоторые ресурсы и объекты приобретают статус национального символа или святыни и тогда к ним устремляется неиссякаемый поток поклонников.

Туристские ресурсы определяются географическими и климатическими факторами, а также особенностями инфраструктуры района. Иногда синонимом туристского ресурса является туристский потенциал.

1.2. Классификация туристских ресурсов

Туристские ресурсы делятся на природные и социально-экономические. Туризм, как никакая другая отрасль, заинтересован в постоянном сохранении и улучшении природной среды — важнейшего своего ресурса. В свою очередь природные туристские ресурсы можно классифицировать по тем же признакам, по каким географы классифицируют естественные (природные) ресурсы [3].

Например, туристские ресурсы можно рассматривать по:

- принадлежности к определенным компонентам природной среды — климатическим, водным, лесным;

- их функциональному назначению — оздоровительному, познавательному, спортивному;

- степени изученности

К социально-экономическим туристским ресурсам можно отнести историко-культурные объекты (памятники и памятные места, музеи и т. д.) и явления (этнографические, политические, производственные и т. д.); кроме того, для развития отрасли необходимы финансовые, материальные и трудовые ресурсы.

Предлагается и такая классификация ресурсов отдыха и туризма — разделить их на непосредственные и косвенные. Первые можно определить как ресурсы, которые используют сами туристы (красота ландшафта, лечебно-оздоровительные свойства местности, объекты познания и т. д.). Для освоения непосредственных ресурсов, без которых не существует туристской отрасли, привлекают косвенные ресурсы: сырьевые, энергетические, финансовые, материальные, трудовые и т. п. Таким образом, этот вид ресурсов вторичен. Такая классификация отражает специфику использования территории для туризма и подчеркивает ведущую роль непосредственных рекреационных ресурсов. Ведь территориальные различия именно этого вида ресурсов лежат в основе рекреационного использования того или иного места.

Всемирная туристская организация предложила все ресурсы разделить на семь больших групп:

- природные богатства

- энергетические богатства

- человеческий фактор (с точки зрения демографических данных и аспектов культуры);

- институциональные, политические, юридические и административные аспекты;

- социальные аспекты, особенности социальной структуры, уровень и традиции в сфере образования, здравоохранения и отдыха;

- различные блага и услуги, транспорт, связь, инфраструктура сферы отдыха и развлечений;

- экономическая и финансовая деятельность.

Такая группировка ресурсов позволяет наиболее рационально и комплексно подойти к формированию и оценке туристских продуктах на разных уровнях, включая национальный, региональный и местный.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | ... | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: