этика лидерства в бизнесе


Содержание

Введение…………………………………………………………………….…3

Развитие деловой этики…………………………………..…………………………………….3

Этические нормы успешных деловых связей и отношений в России….4

Деловые приемы и имидж лидера в бизнесе…………………………………………………………………..…..7

Социальная ответственность бизнеса………………………………………………………………..….….9

Заключение……………………………………………………………………10

Библиографический список………………………………………………….12

Введение

Жизнь любого человека тесно связана с обществом, а поэтому вопросы корректного поведения, как при межличностном общении, так и в процессе производства товаров, услуг и прочих общественно — полезных благ на протяжении всего времени волновали социум. На сегодняшний день актуальность темы этического поведения значительно возросла, это связано с развитием экономики и необходимостью каждой фирмы или предприятия формировать свой облик в условиях повышенной конкуренции. Для достижения финансовой устойчивости и достойной репутации компании необходим грамотный и ответственный лидер, который сможет интегрировать материально-технические и человеческие ресурсы компании , при этом соблюдая морально-нравственные нормы и корпоративные ценности организации.

В данной работе я считаю целесообразным рассмотреть эволюцию и развитие деловой этики, роль лидера в обществе, этические нормы успешных деловых связей и отношений в России, провести анализ деловых приемов и имиджа лидера, а так же рассмотреть имеется ли связь между социальной ответственностью бизнеса и успешностью предприятия или фирмы, активно проводящей эту политику.

1.Развитие деловой этики и роль лидера в обществе.Феномен лидерства зародился еще с появлением архаичного общества, ведь в каждой группе людей находился представитель со значительно более раз витыми физическими и интеллектуальными способностями, наделенный организаторскими талантами, способностями повести за собой, умениями распределить обязанности и в конечном итоге получить желаемый результат. Первичные основы этики бизнеса были заложены еще в период расцвета античных цивилизаций. В пример можно привести профессиональную клятву Гиппократа, правила и нормы торговли, первые представления о важности соблюдения договора.

С развитием общества и изменением социальной структуры и политического строя несколько видоизменились методы и стиль управления. Постепенно уходят в прошлое жесткая дисциплина, бесприкословное подчинение, жесткая иерархия, насильственное принуждение человека к труду, получение результата любой ценой. На смену приходят такие ценности, как самоопределение, участие, раскрытие личности, творчество, компетентность, стала устанавливаться связь между такими понятиями как труд, собственность и богатство. До этого они считались как отдельные, а иногда и противоположные элементы человеческого существования.

Этика деловых отношений как наука формируется в США в 1970-е годы. Это связано с все более учащающимися конфликтами между деловыми кругами и научными деятелями, а так же между бизнессменами и обществом. Начали поднимать вопросы о социальной ответственности бизнеса и правилах поведения администрации корпораций.  В профессиональной деятельности начинают складываться специфические отношения между людьми, свой язык общения, определенное отношение к обществу, в результате чего и формируются нравственные нормы, которые регулируют эти отношения. Дальнейшие доработки и оформление приходится на конец 20 века.

2. Этические нормы успешных деловых связей и отношений в России.

Развитие норм делового общения в России имеет свои специфические черты, что обусловлено особенностями исторического пути, которое прошло наше государство.

Особенность России состояла в том, что тот общий путь развития, который для других стран облегчался интенсивным обменом традиций, она часто проходила в одиночку. В Древней Руси в предпринимательской деятельности принимали участие все слои общества. Оплотом развития предпринимательства становились города, вокруг которых возникали торговые и промысловые поселения. Сюда стекались для гостьбы (торговли) купцы (гости), бобровники, бортники (торговцы медом) и другие тогдашние «промышленники».

Многие эксперты и историки составили на основе летописей, изучения психологических и территориальных особенностей ряд черт, которые способствовали развитию предпринимательства.

Как отмечал историк Д.И.Иловайский, предпринимательство было связано с исторически сложившимся характером российского народа — «деятельного, расчетливого, домовитого, способного к неуклонному преследованию своей цели, к жесткому или мягкому образу действия, смотря по обстоятельствам»

Имело значение и чувство меры, которое уравновешивает все разнообразные душевные порывы, соразмеряет важность различных целей и силу наличных способов их достижения. Присутствовал и практический расчет — умение сосредоточиться на ближайших и важнейших целях жизни и пожертвовать в момент действия всеми более отдаленными и менее необходимыми. Предков-Славян отличала трезвость характера, не позволяющая увлекаться никакими чувствами и страстями и сила воли, непрерывно поддерживающая бодрость духа, не позволяющая предаваться обольщению при успехе и излишнему унынию при неудаче, всегда дающая разуму господство над порывами чувств.

Примерно с 17 века Москва активно включается в мировую торговлю, отсюда идет принятие общих традиций, касающихся частной собственности, договоров, обмена, торговли, конкуренции, прибыли. Первый толчок к правовому оформлению западных традиций дали реформы Петра I, а именно, попытки осуществления государственного контроля за качеством ввозимых и вывозимых товаров, предоставление льгот и покровительства торговым людям. Возросшее взаимное доверие между предпринимателями и государством способствовало проявлению и закреплению новых черт деловых отношений.

Этические нормы были широко распространены в среде купцов. Существовала книга «Средневековый купец», в которой рассказывалось о купце А. Фомине из Архангельска и отмечались основные принципы успешной деятельности. Купцу надлежало быть трудолюбивым, ласковым, обходительным, учтивым, честным, скромным … умеющему « говорить красно и порядочно», другими словами отличаться ораторскими способностями. Говорится в книге и про бодрость и предприимчивость; осторожность и быстрота мыслей –возможность стать успешным, а довольно большой опыт и осмотрительность — его основная поддержка и опора. Однако , ругались ленный и праздный образ жизни, или тратить время в излишних забавах. Но при всем этом , купец за самое главное правило почитать должен был честность и непоколебимое держание своего слова.

Следует отметить еще один момент. Религиозность воспринималась в предпринимательской среде как безусловная добродетель. Достаточно часто твердое, неколебимое отношение к вере в купеческой среде способствовало упрочению деловой репутации того или иного бизнесмена. В отсутствие письменных документов (которые входили в практику деловой жизни очень медленно) «верность Богу» ассоциировалась с твердостью и надежностью в «держании слова» при устном заключении контракта.

Россия XIX — начала XX вв. характеризуется уже набором традиций, позволяющих ей встать на один уровень с ведущими нациями мира. Мировую известность получили имена Мамонтовых, Морозовых, Третьяковых, Путилова, Алексеева, Чижова и др. В это время в России существовал механизм, позволяющий «отсекать» от предпринимательства тех, кто не стремился соблюдать принятые во всем мире морально-этические нормы. В каждом городе действовало купеческое общество, имевшее право рекомендовать или не рекомендовать предпринимателя в купеческую гильдию. Это право надо было заслужить добросовестностью и личной честностью. Каждый вступавший в гильдию объявлял свой капитал, что значительно упрощало работу налоговой государственной службы. Существовал Совестный суд, который навсегда мог лишить купца фактического права заниматься предпринимательской деятельностью. Благодаря этому вырабатывались, прочно входили в обиход такие понятия и правила, как «слово-вексель», «не оскудеет рука дающего», «торгуй правдою, больше барыша будет», и др. Создавались «товарищества на вере», которые объединяли людей без всяких учредительских договоров, одним только купеческим словом.

В России социалистического периода об этике бизнеса речь вообще не могла идти, поскольку бизнес считался источником наживы и нечестным способом заработки на жизнь. И если в дореволюционной России основой для ведения дел служила христианская мораль, то в социализме такой основой была марксистская этика.

Следует отдельно сказать, что в сталинский период правления господствовала жесткая этика, и ,разумеется, никакой речи не шло о проявлении лидерских качеств, основным подходом была лояльность к существующей системе. Далее в постсталинский период стало происходить замещение целей, личные интересы при ведении дел стали давлеть над общественными, развивалась бюрократия.

После распада Советского Союза страна оказалась в сложных экономических и социальных условиях, что не могло не отразиться на образе первых бизнесменов, которых стали называть «новыми русскими». Была перестройка систем ценностей, и можно сказать, что новая складывалась из двух абсолютных полярностей. На одной чаше весов стояли интеллигентность, порядочность и образованность, их стремления соответствовать общепринятым во всем мире морально-этическим ценностям, а на другой – жесткая культура «теневого» предпринимательства, криминального и полукриминального мира. Однако, впоследствии переходя «от дикого капитализма» к цивилизованным способам ведения бизнеса даже такой, казалось бы негативный феномен, внес некоторые положительные моменты, делая ставки на развитие жизнеспособности.

3.Деловые приемы и имидж лидера в бизнесе.

Деловой этикет — есть результат длительного отбора правил и форм наиболее подходящего поведения. Однако, как показывает практика, даже простые и рядовые ситуации часто ставят многих предпринимателей и топ-менеджеров в тупик. И возникает ситуация, как в сказке А.С. Пушкина, что «ни шагу ступить, ни слово сказать». А итог всего – отрицательный результат, испорченная репутация и проваленные переговоры.



Лидера как раз и отличает знание мелочей и умение с блеском пользоваться общеизвестными принципами.

Разумеется, что многие привыкли ассоциировать успешность ведения дел и переговоров с совокупностью таких внешних эффектов, как внешний вид человека и одежда ( деловой костюм, дорогие часы и прочие атрибуты успешности) Однако, этот шаблон, пришедший к нам больше из самого начала 20 века стремительно меняется вместе с быстрыми изменениями и требованиями нового времени. Ярким примером может быть Евгений Чичваркин, бывший совладелец Евросети, миллионер. Практически никто не видел его в костюме, скорее стиль кэжуал, а иногда и вещи более спортивного и молодежного плана, как джинсы и майки с яркими надписями. На мой взгляд, это тоже крайность, но заставляет задуматься о глубинной сути вещей.

Разумеется, что конкуренцию в бизнес среде можно охарактеризовать как достаточно жесткую. И такой, на первый взгляд, посторонний фактор, как внешний вид имеет значение. Деловой стиль, это касается и женщин, и мужчин, должен соответствовать занимаемому положению в компании, ведь внешний вид человека должен вызывать реакцию. В данном случае она касается того, захотят ли потенциальные партнеры, инвесторы, коллеги и т.п. лица в зависимости от сферы деятельности иметь с нами дело либо же нет.

Хорошим тоном считается придерживаться делового стиля в одежде, это считается, что человек соответствует общепринятым нормам и соответственно уважает их и то общество, в котором находится, и более того несет информационное сообщение об уровне профессионализма, такой невербальный сигнал о внимательности в работе и ответственности. Всех встречают «по одежке», поэтому требования к одежде достаточно строгие.

Существует таблица международных дресс-кодов, которая включает в себя : Bb( business best) «самый строгий и деловой костюм», Btr (business traditional) «традиционный деловой костюм», white tie «самый строгий светлый дресс-код», black tie «черный галстук», formal « официальное вечернее мероприятие», creative black tie «черный галстук, творческий подход» , semi-formal «полуформально», A5 « после пяти», A5c «непринужденный вечерний стиль», Casual «кэжуал, свободный стиль одежды», Informal «неформальный, то же ,что и кэжуал» и некоторые другие.

В России чаще всего можно столкнуться с Bb, Btr, Black Tie, A5, Formal, реже White tie.

Bb предполагает экипировку для очень важных и влиятельных встреч крупных руководителей ( ответственная деловая встреча, прием) Для мужчин приветствуются темно-синий деловой костюм с белой сорочкой, галстуком в красных тонах и туфли Оксфорды, для женщин- серый,синий или бежевый костюм, белая блузка, возможен галстук, телесного цвета чулки, каблук не более 5 см.

Btr позволяет однотонный или комбинированный костюм для мужчин, платье-жакет и брючный костюм для женщин.

Black Tie – 2ой по строгости дресс-код. Возможен на рождественских приемах, свадьбах, премьерах в театре. Мужчин обязывает к смокингу, а женщин к коктейльным платьям, закрывающим колени, позволительны меха и полудрагоценные камни.

A5 допускается на вечерних мероприятиях, начинающихся после 17:00 ,например, концерты, деловые ужины, коктейли. Для мужчин костюм не обязательно должен быть деловым, возможны вариации цветов , галстук необязателен. Для леди — возможно как платье, так и сепараты (например, брюки и топ, юбка и топ).

Formal предполагает под собой Black tie, но иногда может отличаться более творческим подходом. Для мужчин такая формулировка предполагает темно-серый или темно-синий смокинг, белую сорочку и неброский шелковый галстук, а для леди- платье для коктейля или маленькое черное платье «шанель», возможен брючный и юбочный вариант костюма, исключены броские украшения и босоножки.

White tie предполагает особую торжественность, например, вечерний прием у президента, бракосочетание посла, бал, вручение премии. Для мужчин исключен серый жилет по такому случаю, иначе его могут принять за официанта, необходимо надеть белый жилет и бабочку, приветствуются белые перчатки. Для женщин платье в пол в сдержанных оттенках, перчатки, максимально закрывающие руки, туфли на шпильке, накидки из натурального меха и украшения с драгоценными камнями.

Разумеется помимо внешнего антуража, такого как прическа, макияж ( для леди), одежда, обувь, автомобиль, личный кабинет и т.д. необходимо соблюдать правила вербальной коммуникации. Например, использование культурных обращений « дамы» и «господа», «коллеги». При приветствии использовать принцип «поглаживания», который подразумевает под собой использование словестных оборотов «Удачи!», «Успехов Вам!», комплиментов, которые не переходят на лесть. Особенно уместны в деловом этикете комплименты, если партнер женщина. Так же предписано соблюдать для успешного ведения дел правила поведения по странам, включительно правил поведения за столом и выбора блюд. Например, оказавшись в Японии, невежливым тоном считается заказывать курицу, поскольку принимающая сторона посчитает, что таким образом пытаются выразить ей свое неприятельское отношение.

Важным моментом считается общение по телефону и телефонные переговоры, ведь они являются первичным шагом на пути к срочному обмену информацией, повышают оперативность решения вопросов.

Установлено, что телефонный разговор не должен быть долгим, поскольку происходит пресыщение общением, тратиться время, рассеивается внимание собеседника и возникает напряжение. Основа разговора- компетентность, тактичность, доброжелательный тон, стремление оперативно и эффективно решить вопрос. Необходимо уметь в нужный момент проявить экспрессию, которая будет свидетельствовать об убежденности, поэтому тембр, громкость, голосовые интонации очень важны при разговоре по телефону, поскольку ,как установлено экспертами, они несут около 40% информации.

Желательно заранее продумать цель звонка, основные вопросы к собеседнику, запастись бумагой для записей, необходимыми материалами под рукой, это сэкономит время на поиски и диалог получиться более конструктивным.

Если беседа происходит посредством деловой переписки, то следует соблюдать установленные нормы делового письма, которые выражены в стандартных схемах. Важно помнить, что такие «мелочи» как конверт, бланк фирмы, шрифт влияют на психологическое состояние получателя, а значит и на успех переговоров в целом.

4.Социальная ответственность бизнеса.

Под социальной ответственностью бизнеса понимается определенный отклик фирмы на социальные проблемы и готовность добровольно помочь в их решении.

На сегодняшний день растет культура бизнеса, и поэтому социальная ответственность – это не пустые слова, а составляющая стратегии любой уважающей себя компании.

Проведение организацией такой политики напрямую влияет на положение компании в деловой среде и ее имидж.

Компания, проводящая активную социальную политику, действует, как правило, не только в рамках предприятия и своих сотрудников, но и на какой-то определенной территории. Таким образом это способствует лояльности со стороны той части социума, по отношению к которой проводится политика, улучшает имидж фирмы, дает конкурентные преимущества, дополнительные миссии компании благоприятно влияют на развитие компании в целом, поскольку психологический и общечеловеческий фактор никто не отменял, достигается социальный мир, создается основа для привлечения инвестиций, повышается мотивация труда.

Компания, которая стремится завоевать положение лидера на рынке, следует не ограничиваться лишь соблюдением законодательно установленных требований, но и инвестировать по возможности в человеческий капитал, окружающую среду и заинтересованные стороны. Такая политика позволит обеспечить помимо социального комфорта еще и дополнительную прибыль, как бы цинично это ни звучало, при чем, не нарушая законов и норм государственного регулирования. Тем более что общественность ожидает от компаний определенного позитивного вклада, особенно, если с этим не на достаточном уровне справляется государство. Это позволит улучшить условия и климат для успешного ведения бизнеса, что поспособствует увеличению количества продаж.

На сегодняшний день активную социальную политику проводят в основном крупные компании и , согласно оценкам некоторых экспертов, это способствует росту положительного имиджа компании на 63%, позволяет улучшить взаимоотношения с местной властью на 29%, личная симпатия сотрудников таких компаний увеличивает на 30%, на 20% улучшается контакт с целевой аудиторией, на 16% улучшается общественное мнение о компании, плюс ко всему вышеперечисленному такая политика повышает шанс получить налоговые льготы на 3%.

Заключение

Подводя итоги, следует сказать, что этичное поведение в наше время играет особую роль, возможно еще более весомую, чем ранее, поскольку умелое применение правил делового общения помогает компаниям и отдельным личностям построить хороший фундамент для развития и подняться на высокий пьедестал, незнание же грозит обернуться провалом.

Говоря об этике лидера в бизнесе, стоит помнить, что мелочей в таком серьезном деле быть не может. Необходимо обращать внимание на многие моменты: и вербальное, и невербальное общение, дресс-код, личная убежденность , компетентность, грамотность и четкость высказывания своих мыслей, последовательность мыслей, слов и действий. И ,разумеется, пользования «золотым правилом» этики и философии «Относить так, как хочешь ,чтобы относились к тебе» никто в предпринимательской среде не отменял.

Библиографический список

Томас Маак и Никола Плеес «Ответственное лидерство» М: Альпина Букс, 2008

В.Н. Лавриненко «Психология и этика делового общения» М: Юнити, 2005, 15 глава

Анализ роли и места малых и средних предприятий России: Статистическая справка М: Ресурсный центр малого предпринимательства, 2009, 98 стр

Административно-управленческий портал www.aup.ru/books

М.Г. Подпригора Учебное пособие «Деловая этика» Т: ТТИ ЮФУ ,2012, 116 стр.

www.rubricon.com/books Этические принципы ведения дел в России




Предыдущий:

Следующий: