Экзамен по Зарубежке


1. Особенности государства в странах Древнего Востока.

Самые ранние государства- др. Египет, др. Месопатамия, др. Индия, Китай (V-III тыс. до н.э.) Это страны Восточной деспотии. Господствовал один класс — рабовладельческий. В этих государствах непосредственным владельцем — собственником земли была сама община. Главной отличительной чертой является традиционность (господство религии, стойкая многоукладность и т.п.). Особенностью отличается древнеиндийское общество со своей дефференциацией на 4 варны (брахманы, кшатрии, вайшии, шудры). В Китае император обожествлялся, существовал культ императора — «сына небе». В этих государствах слабо развиты экономические связи, отсутствуют рыночные отношения, важную роль играет религия. В своем развитии страны Древнего Востока прошли путь от небольших образований к относительно централизованным империям.

2. Особенности гражданского права в странах Древнего Востока.

Страны др. востока имели ряд особенностей — большинство этих черт типична в дальнейшем. Источником права является правовой обычай. Со временем роль правового обычая снижается, позже он будет лишь дополнительным источником права. В Спарте право носило устный характер. Древние нормативные акты являются записью обычного права. Самым древним правовым памятников является Законы Эшнуны, Законы царя Хаммурапи. Была слабо развита законодательная техника. Нормы носили типичный случай из жизни — казус (казуистический характер). Право было связано с религией. Гражданское право представляет из себя типичные судебники. Институт собственности проявляется в преобладании общинной формы. Существовали виды сделок — мена, купля продажа, аренда, ссуда, залог, дарение, найм. Женщина была как объект правоотношений. Существовал патриархат. Брак заключался в форме купли продажи. Наследование осущ. по мужской линии.

3. Уголовное и процессуальное право.

Уголовное право отличалось ярко выраженной суровостью системы наказаний. Существовали Законы Дроконта (драконовские) одного из самых жестоких правителей. Еще одной чертой был сословный характер системы наказаний. Существовал принцип талиона (наказание должно соответствовать преступлению). Талион был 2 видов : 1) зеркальном (точное воспроизведение факта преступления в наказание), 2) символическом (применялся в случае если нельзя было использовать первый способ). Задаче уголовного законодательства — устрашение через наказание. Судебная власть не была отделена от административной, характеризовался судебный процесс неразвитостью. Система органов судебной власти отсутствовала. Судебный процесс носил обвинительный характер. Был институт ордалии — институт процессуального права, представляющий собой испытание (огнем, клятвой).

4. Возникновение государства в Двуречье. Особенности строя Древнего Вавилона.

Первые государства образовались в V тысячелетии до н.э. Это были небольшие города — полисы. Позже полисы объеденились в государство — Шумерско-Аккадское царство. Во II тыс. до н.э. возникает Вавилония. Наибольшего расцвета она получила в годы правления Хаммурапи и Навуходоносора. Форма правления в Вавилоне — монархия. Во главе стоял монарх (деспот), в его руках была сосредоточена абсолютная власть. На местах выделяют органы : 1) наместники царя, 2) правители местностей, 3) органы общинного самоуправления. Институт рабства носил патриархальный характер. Раб не был лишен всех прав. Выделялись 2 группы свободных : 1) авилумы (полноправные граждане), 2) мушкенумы (неполноправные). Различия между этими группами проявлялись в нормах права. Особыми правами пользовались воины — илку.

5. Законы Хаммурапи, хар-ка.

Один из наиболее известных правовых памятников Древнего Востока. Создан в период правления царя Хаммурапи (XVIIIв. до н.э.). Записан на 2метровом базальтовом столбе. Был выставлен для всеобщего ознакомления на площади в Ваваилоне. В верхней части столба высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе пред богом Солнца Шамашем, который вручает ему законы. Текст состоит из 3 частей. Первая часть представляет собой обширное введение, в котором восхваляется Хаммурапи. Вторая часть включает в себя статьи законов. Третья- заключение. При составлении сборника использовалось обычное право, судебная практика. Текс записан в казуистической форме. В отличие от др. восточных кодификаций Законы Хаммурапи не имеют религиозного характера.

6. Особенности гос. строя Древней Индии. Варновый строй.

Гос. образования начали складываться на территории полуострова Индостан в 3 тысч. до н.э. Это были монархии во главе с брахманами. Первые правители — раджи выполняли функции управления, безопасности, вершили суд. Совещательным органом при монархе был паришад. Религия утверждала незыблемость норм права. Одна из главных обязанностей (дхармы) монарха — охрана подданных. Царь являлся главой административного аппарата. Из советников царя состоял совещательный коллегиальный орган — раджасабха. Варны — замкнутые сословия. Варн было 4: 1) брахманы, 2) кшатрии, 3) вайшьи, 4) шудры. Принадлежность к варне передавалось по наследству. Поведение каждой варны регулировалось правилами- дхармами. Три первые варны считались дваждырожденными.

7. Гос. строй периода Маурьев.

Империя Маурьев достигла навысшего рассвета в 3в. до н.э. когда в Индии складывалась относительно централизованная восточная монархия. В империи Маурьев не прекращалась борьба двух тенденций: к установлению единодержавного правления и к сепаратизму, раздробленности. В конечном итоге побеждает последняя. Религия утверждала незыблемость норм права. Одна из главных обязанностей (дхармы) монарха — охрана подданных. Царь осущ. правосудие с помощью опытных брахманов. Важнейшей функцией была организация публичных работ. В законах Ману обожествляется скорее царская власть. Царь являлся главой административного аппарата. Из советников царя состоял совещательный коллегиальный орган — раджасабха.

8. Законы Ману.

В источниках права Древней Индии особое место принадлежит дхармашастрам — сборникам религиозно-правовых предписаний. Первое  упоминание о законах Ману относится к  9-му  веку до н.э. Объем — 12 глав. Полное название — Manavadharmasastra. Поэтому  часто  данный памятник именуется  “Откровения  царевича  Ману”. Законы  Ману  — это  памятник  сакрального  права.

Законы Ману закрепляли рабство и др. формы эксплуатации.  На первый план в законах Ману выступает сословно-варновое деление общества. В законах Ману прослеживается определенная логика изложения материала, но нет еще выделения отдельных отраслей права. Многие нормы направлены на охрану собственности на движимое имущество, в них рассматриваются договоры займа, купли-продажи, личного найма, дарения и др.  В семейных отношениях- подчиненное положение женщин.

9. Особенности брачно-семейного права в законах Ману.

В первых же строках говорится о подчиненном положении женщины в семье и существовании патриархальных семей. Отцу беспрекословно подчинялись все члены семьи. Достигшими совершеннолетия считались мужчины в 16 лет, женщины — в12. Были запрещены браки между кровными родственниками. Широко проявились в брачно-семейных отношениях кастовые ограничения. Законом не одобрялись межкастовые браки. Грубым нарушением считалась пратилома — мужчина принадлежит  более низкой касте, чем жена. Развод по древнеиндийскому праву не допускался, но муж мог оставить жену, если в семье не было детей. После смерти жены муж мог снова вступить в брак, жена — никогда.

10. Гос. строй Рима царского периода.

Др. Рим этого периода представлял собой протогосударство. Риское государство царского периода-это форма организации власти, так называемая «военная демократия». Происходит процесс дефференциации. Патриции-полноправные граждане, плебеи-лично свободные, но политически неполноправные граждане. Все общество делилось на 300 родов. 10 родов образовывали курию. Высший орган исполнительной власти был Сенат. Монарх носил титул рекса. В истории Рима было всего 7 рексов (первым был ромул). Высшим органом законодательной власти было народное собрание. Большую роль в преобразовании родоплеменной организации сыграла реформа Сервия Туллия. Все граждане были оценены по имущественному принципу и разделены на 193 центурии (самые богаты 18 центурий, богатые 80, менее богатые 26, и 1 центурию составляли граждане не имевшие имущества).

11. Аристократическая республика в Риме.

Седьмой рекс Торквиний Гордый установил в Риме деспотический режим. По форме государственного режима римская республика являлась аристократической республикой. Высшим органом законодательной власти было народное. Виды народного собрания: 1) центуриатное- принимали участие все свободные граждане, 2) куриатное- заседали только представители патрициев, 3) трибутное — принимали участие только плебеи. Высши органом исполнительной власти был Сенат. Под номером один из сенаторов был — принцепс. В период республики появляютя новые органы испол. власти — магистратуры. Консулы занимались гражданскими делами, Преторы- судебными, Цензоры следили за нравственностью граждан. В Риме сложилась республика основанная на принципе разделения властей.

12. Монархия в древнем Риме.

Происходит падение римской республики т.к республиканская форма правления не соответствовала реалиям римского государства. Период монархии делится на 2 этапа : 1.Принципат - власть (абсолютная) сосредотачивается в руках принцепса. 2.Доминат- режим неограниченное монархии. Во главе стоит монарх, он носит титул императора. Реформа Диоклетиана- касалась гос. устройства и формы управления ( ввел прямой единый налог, численность армии увеличилась, увеличились провинции). В 395 г. Римская империя была разделена на 2 части: 1) Западную (со столицей Рим), 2) Восточную (со столицей Констатинополь). Цезарь Гай Юлий-римский диктатор, полководец, политический деятель. Опираясь на армию начал борьбу за единовластие. Цезарь стал монархом, установил единоличную власть.

13. Римское право. Законы 12 таблиц.

Законы 12 таблиц- правовой памятник древнейшего риского права права. Представляет собой запись обычного права. Текст был записан на 12 табличках. Выставлялись для всеобщего ознакомления на главной площади Рима- Форуме. Текст законов римляне заучивали наизусть с детства. Главной отличительной особенностью является юридический формализм и казуистическая форма.

14. Характеристика процедуры манципации по Законам XII таблиц.

РП делило вещи на 2 категории: 1) манципарованые к которым относились земля, скот, рабы. 2) неманципированные- все другие вещи. При отчуждении вещей первой категории необходимо было наличие покупателя и продавца и 5 свидетелей при наложении руки на вещь и произнесение установленной формулы. Нарушение хоть одного из условий ритуала влекло за собой признание сделки недействительной. Вещи 2 категории отчуждались бесформально, устно. Неисполнение обязательств по договору влекло смертную казнь или продажу в рабство.

16. Характеристика классического римского права.

Законы 12 таблиц действовали но в действительности не применялись. Они стали корректироваться преторскими эдиктами. Среди других источников права выделяют: законы, постановления сената, правовые обычаи, респонса(комментарии римских юриство). Наиболее известные это Папиниан, Ульпиан, Павел, Гай, Модестин. Т.о. римское право на основе широкого круга источников больше ни разу не кодифицировалось. По образному выражению римляне трижды захватили мир 1) создав империю, 2) христианством, 3) правом. Римляне преодолели казуистичность и перешли к абстрактному изложению норм. Римские юристы вели деление права на частное и публичное. Также они выделяли понятия естественного права, позитивного, гражданского, семейного.



17. Институции Гая.

«Институции Гая», состоят из четырех книг. Каждая книга разделена на главы и на статьи.

Институции Гая говорят: Все то право, которым мы пользуемся, относится или к лицам, или к вещам, или к искам. Гай разделяет право на гражданское и естественное.. Согласно ему, все народы, которые управляются законами и обычаями пользуются частью своим собственным правом, частью общим правом всех людей. Институции Гая в основном посвящены разбору гражданского (цивильного) права. От институций других римских юристов они отличаются большей полнотой и четкостью изложения.

18. Суд и процесс в др. Риме.

В Царский период римское государство еще сохраняло практически все органы управления родового строя: Народное собрание, совет старейшин. В этот период истории Рима между органами государственной власти еще не произошло четкого разделения функций. К VI в.д.н.э. приходит Римская республика с ее сложным аппаратом управления и более четким разграничением компетенции всех органов. Именно с периодом республики связано появление магистратур. Судебные функции выполнялись магистратами: народными трибунами, преторами, диктаторами и магистратами.

Выдвижение обвинения открывало процесс. Обвиняемый ждал дня суда на свободе. Основными доказательствами считались показания свидетелей. Решение выносилось присяжными по большинству голосов.

19. Возникновение афинской демократии. Реформы Солона.

Территория аттики населяли 4 племени каждое имело народное собрание, совет старейшин, базилевс. К началу 1 тысяч. рабовладение было распростанено. Первобытное общество превращается в политическое общество. В 6 в д.н.э выделяются богатые. Неравенство прогрессирует. Главной целью реформ Солона было примирение интересов различных граждан. Солон провел сисахфию- долговую реформу. Долговое рабство отменяется. Был создан новый судебный орган гелиэя. И орган управления Совет четырехсот. Реформы солона заложили в афинах государственный строй, основанный на принципе разделения властей. Законодательным органом было народное собрание, исполнительным органом совет 400.

20. Реформы Клисфена и Эфиальта.

Реформы Клисфена ликвидировали в Афинах остатки родового строя. Они уничтожили деление общества на 4 племени. Клисфен заменил Совет 400 советом 500. Был создан — коллегия 10 стратегов (они были высшими должностными лицами Афинского государства. Была введена процедура остракизма (исключали за территорию государства опасных граждан путем голосования на народном собрании). Реформы Эиальта. Провел реформу против ореопага — совета старейшин. Отнял у ареопага право вета в отношении постановлений народного собрания. Сложился обычай выставлять все документы для ознакомления на Агоре. Реформы Эиальта завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии.

21. Реформы Перикла.

С именем Перикла связны создание новых принципов управления обществом. Периклом была введена плата судьям. Затем была введена оплата труда для всех афинских граждан, находящихся на гос. службе. Был введен принцип избрания гос. чиновников по жребию. С проведением гражданской реформы гражданином Афин мог считаться тот чьи мать и отец были афинянами. Реформы Перикла завершили процесс формирования системы афинской рабовладельческой демократии.

22. Развитие права в Древних Афинах.

Высшим законодательным органом было народное собрание, высший орган испл. власти было Булэ(совет 500), орган судебной власти был Ареопаг, высший орган судебной власти была Галиэя.

Начинается активное развитие ремесла, внутренней и внешней торговли. Близость моря открывала возможность для успешного развития ремесленного производства. Афиняне ввели правило Собственность священна и неприкосновенна. Было 2 вида обязательств: договоры и деликты. Наиболее распространенным договором было купля- продажа. Вступление в брак в афинах было обязательным. Жених заключал договор с главой семьи-отцом. Женщина вела затворнеческий образ жизни. При наиболее серьезных преступлениях применялась смертная казнь. Также применялись штрафы и конфискации, лишение гражданских прав.

23. Суд и процесс в Древних Афинах.

В судебной системе важное место занимала Галиэя. Она являлась независимым от народного собрания институтом судебной власти. В Ареопаге(судебный орган) рассматривались дела об умышленном убийстве. Дела о неумышленных убийствах рассматривались судом Эфетов. Разбой, кража рассматривались Коллегией одиннадцати. Гражданские дела в Древних Афинах рассматривал суд первой инстанции. В качестве свидетелей могли выступать не только свободные граждане но и рабы. Судебный процесс проходил открыто. Судебное заседание заканчивалось тайным голосованием. Правосудие осущ. на демократической основе.

24. Аристократическое рабовладельческое государство в Древней Спарте.

Во главе государства стояли 2 царя — базилевсы которые выполняли функции военных вождей, судебную власть, были верховными жрецами. Существует версия о том что были 2 царя один во время войны выполнял функции полководца а второй функции государства. Контролирующим органом власти был эфорат. Их было 5 и избирались они на народном собрании. 1 раз в 5 лет эфоры в лунную ночь следили за звездами и если происходили какие либо необычные явления то эфоры расценивали это как знак. Геруссия- совет старейшин, была высшим органом исполнитнльной власти. Геруссия являлась судебной инстанцией. Государственная власть имела ярко выраженный аристократический характер.

25. Общественный строй в древней спарте.

В Спарте сложилось классовое рабовладельческое общество. Господствующий класс составляли спартиаты. Только они считались полноправными гражданами. Главной обязанностью считалась военная. В целях поддержания единства спартиаты должны были участвовать в общественных трапезах — сисситиях. Одинаковыми были одежда и вооружение воинов. Поддержанию единства спартиатов способствовали и установленные Ликургом правила против роскоши. Илоты - были собственностью государства. Они предоставлялись в распоряжение спартиатов, обрабатывали их землю и отдавали им около половины урожая. Илоты практически самостоятельно вели свое хозяйство, не были товаром, подобно рабам. Их экономическое и социальное положение было близким к положению крепостных крестьян. Илоты участвовали в войнах Спарты.

26. Особенности развития права в древней Спарте.

Письменное право в Спарте отсутствовало. Законы заучивались с детства наизусть. Создателем правовой и гос. системы Спарты считался правитель Ликург. Его законы назывались ретры. Их запрещено было записывать. Институт частной собственности не был развит. Земля и рабы считались собственностью государства. Ликург запретил роскошь, накопительство. Договорные отношения не получили широкого развития. Господствовало натуральное хозяйство. Брак считался обязанностью, т.к. целью брака было рождение детей. Отцов имевших сыновей поощряли. Женщины в Спарте пользовались большими правами. Они могли присутствовать на религиозных и спортивных праздниках.

27. Возникновение Византии.

В 395г. Римская империя распалась на Западную со столицей Рим и Восточную со столицей Константинополь. С течением времени название Римская империя было вытеснено названием Византийская империя. История Византии делится на 4 периода: 1) Разложение рабовладельческого государства и права и формирование институтов феодального государства. 2) Становление и развитие феодального государства. 3) Создание централизованной феодальной монархии. 4) Переход к феодальной раздробленности. На первом этапе нивысшего развития Византия достигла в период правления императора Юстиниана. К числу выдающихся заслуг Юстиниана относится систематизация римского права.

28. Источники права Византии: Кодификации.

В период средневековья Кодификации Юстиниана стали называться Сводом гражданского права. Свод включал в себя 4 части: 1) Кодекс Юстиниана, в который вошли 12 томов. 2) Дигесты. Они состояли из 50 томов. В Дигесты вошли преимущественно нормы гражданского права. 3) Инститции в 4 книгах- свод гражданского права. Были пособием для судей и юристов. 4) Новеллы- включала в себя законы византийских императоров. Т.о. в Византии была осущ. систематизация римского права.

29. Сеньориальная монархия во Франции. Реформы Людовика IX.

Сеньориальная монархия во Франции обычно датируется IX–XIII вв. В этот период королевская власть утратила свое былое значение. Король рассматривался феодалами как «первый среди равных».Фактически его власть распространялась только на королевский домен. Королевский двор, осуществлявший правление, состоял из знатных феодалов. Органы местного королевского управления  создавались лишь в королевском домене, в крупных сеньориях действовала своя система местного управления. Значительно повысили эффективность королевской власти реформы короля Людовика IX:

1. Военная реформа –ополчение было заменено отрядами наемников.

2. Значительное ограничение частных войн между вассалами короля.

3. Введение единых денег во всей Франции.

Преобразование сеньориальной монархии во Франции обычно датируется 1302 г..

30. Сословно-представительная монархия во Франции.

В начале XIV в. во Франции на смену сеньориальной монархии приходит сословно-представителъная монархия. Оно связано с политической централизации. Короли лишали феодалов и их традиционной привилегии — вести частные войны. Постепенно исчезло сеньориальное законодательство.

Именно к началу XIV в. окончательно оформляется прочный союз короля и представителей разных сословий. Создание Генеральных штатов во Франции положило начало изменению формы государства во Франции. Причины созыва Генеральных штатов : — неудачная война во Фландрии; — серьезные экономические трудности; — спор короля с римским папой.

Периодичность созыва Генеральных штатов не была установлена, этот вопрос решался королем в зависимости от обстоятельств и политических соображений.

Сословный состав Генеральных штатов: — духовенство ; — дворянство ; — городское население 

31. Абсолютная монархия во Франции. Реформы Ришелье и Людовика XIV.

К началу XVI в. Франция стала единым государством. Ришелье провел административные, финансовые, военные реформы, укрепляя централизованное Французское государство и королевский абсолютизм. Он активно боролся с любой оппозицией сильной королевской власти. При Ришелье уже не собираются Генеральные штаты, постепенно ликвидируются старые государственные должности, вместо этого создается разветвленная система чиновников разного уровня.

Завершил становление абсолютизма король Людовик XIV . В 1661 г. Людовик XIV преобразовал старинный королевский совет в Большой совет. Этот совет рассматривал важнейшие государственные вопросы. В любом случае последнее слово всегда оставалось за королем.

Людовик XIV реформировал налоговую систему, введя капитацию – подушную подать.

При Людовике XIV в основном завершилось формирование единой системы королевского правосудия.

32. Особенности возникновения феодального государства в Англии. Реформы Вильгельма Завоевателя.

Феодализм явился на смену рабовладельческому строю в качестве новой и более высокой ступени развития общества. Характерной чертой англосаксонского общества являлось сохранение в нём свободной сельской общины. Основу англосаксонского общества, по крайней мере, в первые два-три столетия после завоевания, составляли свободные крестьяне-общинники.

С развитием феодальных отношений характер сотенного собрания существенно изменился. Старшина превратился в королевского чиновника, представителя центральной власти.

Большое значение для закрепления единства страны и усиления феодального государства имел составленный при Альфреде сборник законов «Правда короля Альфреда».

Таким образом, начавшийся в Англии после англосаксонского завоевания процесс феодализации к началу XI в. не был ещё завершён. Значительные массы крестьян оставались свободными.

33. Реформы Генриха II.

В начале своего царствования Генрих II, опираясь на поддержку городов, мелких рыцарей и свободных держателей, подавил многочисленные междуусобицы магнатов; были распущены многие отряды крупных землевладельцев. Обеспечение независимости короны от феодальных дружин и ополчений стало основным мотивом военной реформы, завершившейся изданием особого закона «О вооружении». В ходе церковной реформы королевская власть попыталась юридически закрепить верховенство короны над церковью. Король объявил себя верховным судьей по делам церковных судов. Проведенная Генрихом II судебная реформа сформировала институт королевских судей.

34. Сословно-представительная монархия в Англии.

Переход к новой форме государства — к сословно-представительной монархии — осуществился в результате гражданской войны 1263 — 1267 гг. С конца XII в. королевская власть стала наносить ущерб интересам части населения: проводились конфискации земель, вводились новые денежные повинности. Страна ответила на это рядом оппозиционных выступлений, король Иоанн Безземельный подписал Великую хартию вольностей (1215 г.). В 1263 г. началась гражданская война, длившаяся до 1267 г. Ее итогом было создание первого английского парламента, парламент стал двухпалатным: • верхняя палата. • нижняя палата . постепенно закрепил свою компетенцию в следующих вопросах: • право на участие в издании законов; • право контроля над высшими должностными лицами; • право выступать в качестве высшего судебного органа. 

35.Особенности абсолютной монархии в Англии XV-XVII.



Английскую абсолютную монархию отличало три особенности.

1) Бюрократический аппарат Тюдоров на местах был слабым, и местное самоуправление, как и при сословной монархии, продолжало играть важную роль – через него в графствах и приходах приводились в исполнение все королевские указы. Важные должности в графствах и городах занимали главным образом представители привилегированной верхушки городской буржуазии.

2) Тюдоры смогли использовать для усиления своей власти также парламент. Нижняя палата парламента, состоявшая главным образом из мелких и средних дворян и верхушки буржуазии городов, беспрекословно утверждала законы, внесенные королем.

3) Ещё одной особенностью английского абсолютизма было отсутствие постоянной армии. Тюдоры главное внимание обращали на создание сильного военного флота.

36.Оосбенности развития права в феодальной Англии. Суд и процесс.

На формирование уголовного права и его развитие оказал влияние правовой прецедент. Во-первых здесь был сформулирован принцип, по которому преступник посягает не только на личность или имущество, но и на «королевский мир».

Во-вторых,В уголовном праве Англии закрепилось деление преступлений.

Субъектом преступления признавалось любое физическое лицо или группа лиц.

В Англии не было инквизиции и не получила своего развития стадия предварительного расследования. Дело могло возбуждаться в порядке частного обвинения судебным следователем.

Самым распространенным являлось частное обвинение.

37. Великая Хартия Вольностей 1215.

Древнейший в мире действующий акт конст. характера. В хартии впервые истории права закреплены принцип законности и принцип неприкосновенности личности.

Большинство статей Великой хартии вольностей касается вассально-ленных отношений короля и баронов. Регламентируются порядок опеки, взыскания долга и т. п. Статьи Великой хартии вольностей, направленные на упорядочение деятельности королевского судебно-административного аппарата. ВХВ стала основой для создания английского парламента. Создание парламента означало возникновение монархии с сословным представительством.

39. Феодальное право в странах Западной Европы.

Феодальная система основывалась на преобладании аграрного сектора экономики и формировалась на следующих принципах: господство крупной земельной собственности феодалов; непосредственный производитель – крестьянин ведет самостоятельное хозяйство на земле; господство натурального хозяйства и мелкого производства; сословный характер общества;

Феодальная система в Западной Европе прошла в своем развитии три этапа:

V–IX вв. – эпоха генезиса и развития феодализма;

X–XV вв. – расцвет феодализма в странах Западной Европы, отмеченный экономическим подъемом;

XVI–XVII вв. – время разложения феодальной системы и начало зарождения индустриального общества.

В Х-XII вв. преобладали мелкие политические образования – княжества, располагавшие значительной политической властью. В XIII–XV вв. во многих странах шел процесс централизации государства.

40. Раннефеодальное право: Салический закон.

Салическая правда – сборник обычаев.

Салическая правда – прежде всего судебник, содержащий нормы процессуального характера. Достаточно высоки были штрафы за покушение на честь человека. Наказания (в основном штрафы) были чрезвычайно высоки. Среди судебных доказательств упоминаются ордалия , клятва. В целом, судебный процесс носил обвинительный характер.

Главным источником богатства была земля, поэтому большое количество норм было посвящено земельным отношениям.

41. Каролина как правовой памятник.

Каролина —памятник средневекового германского уголовного права. Первый проект Каролины был составлен в 1521 году. Источниками Каролины были Бамбергское уложение.Особенно значительным было влияние итальянского права на развитие положений общей части уголовного права Каролины. Каролина содержит положения уголовного права и уголовного процесса.

Обвинительный процесс заменяется инквизиционным. Основной стадией процесса является следствие. Каролина предусматривала религиозные преступления, клятвопреступление, колдовство. Характер наказаний в Каролине отличается сугубой жестокостью. Основное наказание — смертная казнь.

42. Саксонское зерцало как правовой памятник.

Саксо́нское зерца́ло  — старейший правовой сборник Германии. Сборник был написан сначала на латинском затем переведен на немецкий и получил свое название Саксонского зерцала. «Саксонское зерцало» — это запись сложившегося на протяжении веков обычного права  с разделением на земское право  и ленное право . Земское право содержало отдельные положения, касающиеся государственного устройства Германии . Ленное право регулировало вассальные отношения между феодалами. «Саксонское зерцало» отражает формы феодальной земельной собственности, структуру феодального общества, местные особенности административного управления, судопроизводства и т. д.

43. Рецепция Римского права.

Рецепция римского права – один из важнейших исторических процессов эпохи феодализма, происходивший в Западной Европе начиная с XII в.

Это восстановление действия (заимствование) того нормативного содержания римского права, которое оказалось пригодным для регулирования новых отношений.

Рецепция римского права обусловливалась:

- высоким уровнем римского права;

- недостатками местного обычного права;

Образовались школы:

- глоссаторов: изучение римского права первоначально выражалось в кратких замечаниях и разъяснениях (глоссах);

- постглоссаторов, для деятельности которых типично приспособление римского права к использованию в судах.

- распространение рецепции на территории ряда государств и практическое применение римского права в деятельности судей;

44. Арабский Халифат: особенности.

Халифат как средневековое государство сложился в результате объединения арабских племен.

Характерной.

В результате арабских завоеваний Халифат превратился в огромное теократическое мусульманское государство. Историю этого государства принято подразделять на следующие периоды:

· период правления династии Омейядов (дамасский) — с 661 по 750 гг.;

· период правления династии Аббасидов (багдадский) — с 750 по 1258 гг.

Все арабы были призваны составить единую народность вне зависимости от племенного происхождения. Мусульманскую общину, объединяла единая вера, а не кровные связи.

Местное управление осуществлялось через эмиров, наместников, управлявших провинциями. Во главе провинций, областей стояли назначенные халифом эмиры, а во главе городов и поселений — шейхи. Эмиры были ответственны только перед халифом и возглавляли местные вооруженные силы, а также местный административно-финансовый аппарат.

45. Характеристика судебной системы Арабского Халифата.

Верховная судебная власть в доктрине ислама принадлежала пророку и халифам.

«Вначале судил он сам, с великим рвением и искусством; когда же ему стало это не под силу, вынужден был назначить кади».

Кади всегда оставались под верховной властью халифов, и высшие должностные лица могли отменять их решения. Наряду с обычными существовала должность верховного кади.

Должности судей в значительной степени сделались наследственными. Кроме духовного суда кади, в халифате были и светские суды. В них попадало «всякое дело, разрешить которое кади было не под силу». В светский суд чаще поступали уголовные и полицейские дела. Назначал светских судей везир. Высшей инстанцией светской юстиции считался придворный суд.



46. Источники мусульманского права.

Источники мусульманского права. В основу мусульманского права легли: 1) Коран, 2) Сунна, 3) иджма 4)фетва и 5) кияс. Коран – это не только духовная книга, но и нравственно-юридический кодекс, включающий вопросы религиозно-нравственного, гражданского, уголовного и государственного права. Сунна Пророка. В случае, когда в Коране нет ответов на те или иные спорные вопросы, обращаются к Сунне . Третьим источником является иджма– общее решение авторитетных мусульманских законоведов. Четвертый источник мусульманского права – кияс. Кияс представляет собой обычное решение по аналогии. В мусульманских странах решение по аналогии приобретает особый смысл и значение.

47. Мусульманское право.

Мусульманское право представляет собой тесно связанное с религией и с цивилизацией ислама. Особенность мусульманского права заключается в сочетании в нем религиозного и собственно юридического начал. Другая черта мусульманского права – это его тесное взаимодействие с местными традициями и обычаями.

В мусульманском праве получили закрепление такие естественные права человека, как: право на жизнь, право на свободу вероисповедания, право на собственность.

В Коране четко прослеживается идея справедливости.

Для мусульманского права не характерно четкое деление на публичное и частное..

На сегодняшний день мусульманское право продолжает быть одной из крупных правовых систем современного мира.

48. Английская буржуазная революция.

Предпосылками Английской буржуазной революции явились экономический и политический кризис в Англии в XVII в.

Экономический кризис: Введение новых пошлин королём без разрешения парламента.

Монополия короля на производство  продажу. Торговля монополиями.

Рост цен. Усиление эмиграции.

Основные этапы буржуазной революции:

- Гражданские войны. Смена форм правления (1640-1649).

- Республиканское правление (1650 – 1653).

- Военная диктатура – протекторат Кромвеля (1653 -1658).

Английская буржуазия выступила против феодальной монархии, феодального дворянства и господствующей церкви не в союзе с народом, а в союзе с «новым дворянством». Раскол английского дворянства позволили английской буржуазии одержать победу над абсолютизмом. Этот союз придал английской революции незавершенный характер.

49. Формирование конституционной монархии в Англии. Билль о правах.

В своем развитии английская буржуазная революция прошла несколько этапов: I. 1640-1642 гг. — конституционный этап, когда основные баталии проходили в парламенте, настаиванием пока на минимальном ограничении королевской власти; II. 1642-1649 гг. — гражданская война между сторонниками короля и парламента; III. 1649-1653 — период связан с упразднением монархии и установлением Республики; IV. 1653-1659 — протекторат Кромвеля (военная диктатура); 

Основные особенности английской буржуазной революции: а) «религиозный» характер революции — одной из главных задач было очищение англиканской церкви от пережитков католицизма; б) относительная кровность, объясняемая отсутствием у короля мощной опоры в лице чиновничества и постоянной армии;  в) фактическое невмешательство европейских держав в ход английской революции.Биль о правах это первые 10 поправок в конституцию США.

Билль о правах состоял из 12 статей, он был разработан и принят в 1789 г.

Билль о правах провозглашает некоторые социальные и политические права и свободы.

Билль устанавливает свободы вероисповедания, слова, печати, собраний и петиций, защищает право собственности.

50. Xabeas corpus act 1679.

Основная мысль данного документа сводилась к тому, что лицо, считавшее, что оно неправомерно лишено свободы, могло обратиться в Суд с просьбой выдать ему приказ «Хабеас корпус», носивший характер повеления должностному или частному лицу представить арестованного в суд. Освобожденный на основании «Хабеас корпус» не мог быть вторично арестован по тому же обвинению. Виновные в этом подвергались штрафу в 500 фунтов стерлингов.




Предыдущий:

Следующий: