Экзамен по КП

1. Понятие и предмет конст. права как отрасли права, методы конст.-правового регулирования.

К.п.- ведущая отрасль права представляющая собой совокупность норм, рег-их общ-е отношения которые определяют основы конт. строя, основы правового статуса человека., фед. устройство. Под предметом кп пониают совокупность общ. отношений определяющих: 1) основы конст. строя (основы соц. политики, экон-ой и полит-ой систем), 2) основы правового статуса человека и гражданина, 3) политико-территориальное устройство (структура государства, статус РФ, гос. символы), 4) основы организации и деят-ти органов гос. власти. Методы. Метод — совокупность приемов и способов, возд-ие на общ. отношения. Метод дозволения способ правового регулирования, заключающий в разрешении совершать опред. действия. Метод обязанностей — спобоб п.р. который выражается в возложении обязанностей совершать опред. действия. Метод запрещения — способ выражающийся в воздержании совершать опред. действия. Императивный — способ воздействия не допускающий отступления от правовой нормы.

2. Конст.-правовые нормы : понятие, особенности, структура.

Конст. правовая норма — это общеобязательная правило поведения установленное гос-м и рег-ая общ. отношения. Особенности: 1) нормы кп носит учредительный характер (закрепляет основы гос. устройста, устанавливают нормы основных правовых актов), 2) нормы кп являются основополагающими для всех отраслей права). Норма кп имеет усеченную структуру: отсутствует санкция а иногда гипотеза. Виды кп норм: 1)по содержанию (нормы основ конст. строя, нормы о правах и свободах, нормы о фед. устройстве. 2) по юридической силе (нормы конституции, нормы ФЗ, нормы ФКЗ), 3) по территории ( федеральные (на территории РФ), региональные (опред. субъект), локальные (муниципальные), 4) Регулятивные, Охранительные, 5) Обязывающие, запрещающие, 6) по времени (нормы постоянного действия, нормы временного действия, нормы утратившие свое действие.

3. Конст. правовые отношения: понятие ,особенности, виды.

Конст. правовые отношения — это общ-ые отношения урегулированные нормами кп. Особенности: 1) Имеют особое содержание, т.е. возникают в сфере отношений составляющих предмет кп, 2) хар-ся особыми объектами которыми являются жизнь, гос. власть, 3) обладают особым субъективным составом (государство, народ). Структура : субъекты, объекты, содержание. Субъекты — участники кп отношений обладающие правами и юр-ми обязанностями. Объектами является то на что направлены права и обязанности (суверенитет, форма правления, власть, соц. блага, жизнь). Содержание конст. отношения : субъективные права ( мера возможного поведения), юр. обязанности (мера должного поведения).

4. Субъекты конст. правовых отношений.

Субъекты — участники кп отношений обладающие правами и юр-ми обязанностями. Субъекты конституционно-правовых отношений разделяются на индивидуальные (физические лица) и коллективные.

К индивидуальным субъектам относятся: а) граждане РФ; б) иностранные граждане; в) лица без гражданства; г) лица с двойным гражданством.

Иностранные граждане ограничены в некоторых правах, но им на конституционном уровне гарантированы все личные права. Более широкую классификацию имеют коллективные субъекты конституционно-правовых отношений. Они делятся на следующие виды: Государство. Субъекты РФ. Государственные органы и учреждения. Органы местного самоуправления. Общественные объединения (в частности, политические партии).

Универсальным конституционно-правовым субъектом является многонациональный народ РФ.

5. Источники конст. права как отрасли права: понятие, особенности.

Под источником кп понимаются действующие правовые акты, нормативные акты. К особенностям относятся: 1)источники кп составляют опред. иерархию в которой одни акты имеют более высокую юрид. силу, 2) существует особый порядок принятия нормативно-правовых актов, 3)источники влекут за собой юрид-е последствия. Виды: 1)Конституция РФ. В конституции уст-тся нормы составл. основу всего правового регулирования общ. отношений. Нормы конт. регулируют все сферы общ. жизни. 2) Межд-ые договоры, 3) Декларации принятые высшими органами гос. власти.4) Законы (ФКЗ, ФЗ). 5) Подзаконные акты ( указы президента, постановления правительства, решения конст. суда). 6) Конст. республик, законы субъектов.

6. Конституции и уставы субъектов.

Они явл. основополагающими источниками кп. субъектов. Основные законы субъектов не должны противоречить конституции. Значение этих актов заключаются в том что они устанавливают статус субъектов РФ. Конституции и уставы обладают одинаковыми сво-вами по предмету регулирования и юрид-ой силе и отличаются порядком принятия. Субъекты Федерации самостоятельно устанавливают деление своей территории, создают административно-территориальные единицы, излагают: законы о местном самоуправлении и организуют его. Субъекты РФ обладают собственной государственной властью. Однако эта власть имеет ограниченный и иерархически подчиненный характер.

7. ФКЗ.

Это принятый федеральным собранием в особом порядке нормативно-правовые акты по наиболее важным вопросам общественной жизни имеющий высшую юридическую силу по отношению к др. нормативным актам. Особенности: 1)принимается только по вопросам предусмотренным конституцией, 2) ФКЗ по сравнению с ФЗ имеют более высокую юридическую силу, 3) Конституцией предусмотрен особый порядок принятия ФКЗ (не менее 2/3 депутатов гос. думы и не менее 3/4 от общего числа членов федерации), 4) президент не имеет права вета а отношении ФКЗ.

8. Система конституционного права как отрасли права.

Конституционное право РФ – отрасль российского права, регулирующая общественные отношения во всех областях жизнедеятельности общества: политической, экономической, социальной сферах и т. д., обеспечивающая реализацию конституционных норм через осуществление конституционного контроля.

Конституционное право – самостоятельная отрасль системы российского законодательства. Она имеет: 1) собственный предмет правового регулирования; 2) собственные, специфические методы регулирования общественных отношений.

Система конституционного права – совокупность норм конституционного права, структура которой обусловлена системой конституционно-правовых отношений. Система конституционного права включает: 1) нормы; 2) институты. Конституционно-правовой институт – совокупность норм конституционного права, регулирующих однородные общественные отношения. Институты конституционного права: 1) основы конституционного строя; 2) основы правового статуса человека и гражданина; 3) федеративное устройство государства; 4) система органов государственной власти.

9. Место КП в системе права.

КП является ведущей отраслью в системе права РФ. Для всех отраслей права исходными являются установленные нормами КП принципы федеративного устройства государства. Нормами КП регулируются процесс создания права. Они определяют виды правовых актов, соотношение их юридической силы. Закрепляя различные формы собственности, права собственника КП служит базой для гражданского и хоз-го права. Регулируя основы бюджетной системы РФ, нормы КП предопределяют основы финансового права.

10. КП ответственность.

КП ответственность — это установленный нормами КП особый вид юридической ответственности представляющий собой ответственность за ненадлежащие осущ. должностными лицами публичной власти. Особенности: 1) особы субъекты ответственности, которыми могут быть органы государственной власти органы МСУ. 2) основанием КП ответственности являяется конст. деликт. Деликт (противоправное деяние) . 3) основания и санкции КП ответственности установлены в конституции РФ. 4) особые санкции КП (отставка, роспуск органа). За нарушение нормы КП по мимо применения санкции КП применяются уголовная и административная ответственность.

12. Понятие сущность основные черты Конституции РФ.

Ее можно определить как основной закон государства, обладающий высшей юридической силой, закрепляющий и регулирующий общественные отношения. Сущность Конституции проявляется через ее основные юридические свойства, т. е. характерные признаки:

- выступает в качестве основного закона государства;

- обладает высшей юридической силой (юридическое верховенство);

- выполняет роль основы всей правовой системы страны;

- стабильна.

Закрепляет основы конституционного строя Российской Федерации, права и свободы человека и гражданина, федеративное устройство, организацию высших органов государственной власти.  Она содержит нормы, регулирующие наиболее важные общественные отношения и служащие правовой основой для законодательства. Характерной чертой Конституции России является также ее прямое действие.

13. Юридические свойства конституции.

Конституция РФ обладает высшей юридической силой по отношению ко всем остальным правовым актам: ни один правовой акт, принимаемый в стране, не может противоречить Основному Закону. Конституция РФ – ядро правовой системы государства, основа развития текущего законодательства. Конституция РФ является основным источником не только конституционного права, но и всех других отраслей российской системы права. При этом конституционные нормы имеют учредительный характер, . Стабильность Конституции проявляется в установлении особого порядка ее изменения. Верховенство конституции. Это означает что деят-ть всех гос. органов должны осущ. в соответствии с принципами и нормами.

14.Функции Крнституции.

1) Учредительная- состоит в учреждении общих демократических принципов многообразия форм собственности, разграничении полномочий. 2) Организационная — состоит в том что конституция стимулирует политическую активность. 3) Внешнеполитическая — состоит в том что конституция является основой внешнеполитической деятельности. 4) Идеологическая — заключается в закреплении общ-ых ценностей и ориентирование на нее всех членов общества. 5) Юридическая- состоит в том что она является основой правовой системы, способствует развитию законодательства.

15. Структура и содержание конституции РФ.

Структура состоит: Из 2 разделов. Первый раздел: Преамбула (часть конституции в которой указывается цель ее принятия, задачи, принципы. В 1ой главе закреплены основы конст. строя: народовластие, суверенитет. Во 2ой главе о правах и свободах граждан (каждый обладает правами и свободами). В 3ей главе о федеративном устройстве. В 4ой главе о президенте. Главы 4-7 посвящены органам государственной власти: порядку формирования, полномочиям, ответственности. Глава 8 о местном самоуправлении. Глава 9 посвящена процедуре изменения конституции. Второй раздел содержит переходные и заключительные положения. Этот раздел имеет временный характер.

16. Порядок пересмотра конституции и принятия конституционных поправок.

В 9 главе конст. предусмотрен порядок принятия новой конст. и внесения поправок (с 3 по 8 главу). Порядок пересмотра: 1) поддержка предложений о пересмотре положений глав 1,2,9. 2) созыв конст. собрания в соответствии с ФКЗ. 3) принятие новой конст. на референдуме или конст. собрании. Проект новой конст. считается принятым конст. собранием если за него проголосовало 2/3 от общего числа его членов. Поправки к главам принимаются в соответствии со ст. 136. Одобренный закон в течении 7 дней направляется к президенту, где подписывается. Президент в течении месяца со дня вступления в силу закона о поправке официально публикуется.

17. Правовая охрана конституции РФ.

Правовая охрана конституции — это совокупность юридических средств, с помощью которых достигается выполнение всех установленных конституцией норм.

Целью правовой охраны является обеспечение верховенства конституции и установление режима конст. законности. Элементы: 1) конст. нормы обеспечивающие стабильность конституции, 2) принципы правовой системы(законности, гуманизма), 3) конст.-правовая ответственность .

18. Конституционный контроль.

Под конституционным контролем понимают право гос. органа проверять деятельность подконтрольного органа. Конституционный контроль осуществляется главой государства, парламентом, правительством. Объекты конст. контроля: законы, подзаконные акты, действия должностных лиц, организация референдумов и выборов. Виды конст. контроля: 1) по времени осущ. (нормативный акт проверяется до вступления в силу), 2) последующий контроль (нормативный акт проверяется после вступления в силу), 3) по содержанию (нормативный акт проверяется на соответствие нормам конституции).

19. Основы конст. строя: понятие, принципы.

Конст. строй — форма организации гос. власти, закрепленная в конституции и обеспечивающая подчинение государства праву. Основам к.с. посвящена глава 1 конституции. Принципы: 1)принципы определяющие правовое положение человека в государстве (принцип правового государства), 2) принципы опред. организацию гос. власти (принцип суверенитета, демократии).

Особенности: 1) закрепляется форма российск. государства, 2) установлен источник гос. власти. 3) закрепляется принцип разделения властей. 4) закрепляются основы политической системы.

22. Принцип разделения властей в конституционном праве.

В Конституции РФ устанавливается, что государственная власть в РФ осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Они самостоятельны. Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ и суды РФ.

Законодательный орган — Федеральное Собрание — принимает законы, определяет нормативную базу деятельности органов государственной власти. Правительство РФ осуществляет исполнительную власть. Правительство РФ организует исполнение законов.

Правосудие в Российской Федерации осуществляют суды; сама судебная власть реализуется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации» позволяют разграничить их полномочия и функции.

23.Народовластие в РФ.

РФ единственный источник власти – народ.

Народовластие – волеизъявление народа в управлении государством. В РФ власть легитимируется и контролируется народом, гражданами РФ.

Формы народовластия: 1) непосредственная (прямая) демократия; 2) представительная (косвенная) демократия.

Непосредственное народовластие – это прямое волеизъявление народа.

Виды непосредственной демократии: 1) референдум; 2) выборы; 3) мирные собрания, митинги, демонстрации; Высшие формы непосредственной демократии: референдум и выборы.

Представительная демократия (народовластие)  – это осуществление власти народом через представительные органы государственной власти.

Органы представительной демократии:

1)   Государственная Дума, парламенты субъектов РФ, городские думы;

2)   Президент РФ, губернаторы краев, областей и автономий.

24.Статус обществ. объединений.

Под общественным объединением понимается добровольное формирование, созданное по инициативе граждан, объединившихся на основе общности интересов для реализации общих целей. Согласно ФЗ «Об общественных объединениях» общественные объединения создаются по инициативе их учредителей — не менее трех физических лиц.

Общественное объединение имеет право:

- свободно распространять информацию о своей деятельности;

- участвовать в выработке решений органов государственной власти;

- проводить собрания, митинги, демонстрации;

- учреждать средства массовой информации и осуществлять издательскую деятельность;

- выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни;

Обязанности общественного объединения:

- соблюдать законодательство Российской Федерации;

- ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества;

- ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности;

25. Статус полит. партий.

Политическая па́ртия — особая общественная организация, ставящая перед собой задачи овладеть политической властью в государстве или принять в ней участие через своих представителей. Большинство партий имеют программу — выразитель идеологии партии, перечень её целей и способов их достижения.

Функции политических партий:

– выявление и удовлетворение интересов больших социальных групп;

– активизация и интеграция определенной части людей;

– борьба за политическую власть;

– подготовка и проведение избирательных кампаний по формированию высших и местных органов власти;

– разработка партийной идеологии;

– политическое воспитание общества в целом или его части;

26.Выборы как форма непосредственной демократии.

Выборы — формирование органов государственной власти и наделение полномочиями должностного лица посредством волеизъявления граждан.

Выборы проводятся для осуществления законного утверждения в должности руководителя административного органа управления или представителя. Выборы считаются на сегодняшний день наиболее демократичной системой замещения руководящих постов.

Существуют разные виды выборов:

1. очередные — проводятся по истечении установленного законом срока полномочий выбираемого органа;

2. досрочные выборы — проводятся в связи с прекращением ранее объявленного срока полномочий;

3. повторные выборы — проводятся, когда проведённые выборы признаны несостоятельными или недействительными.

27. Референдум как форма непосредственной демократии.

Референдум - форма непосредственного волеизъявления граждан, выражающаяся в голосовании по наиболее значимым вопросам.

Референдум— важнейший институт прямой демократии. Это один из способов участия общественности в принятии решений, важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Принятое человеком решение влияет на результат процедуры и должно быть подкреплено осведомлённостью по данному вопросу.

Решение, принятое на референдуме, не нуждается в утверждении каким-либо другим органом и вступает в силу, как правило, с момента официального опубликования результатов референдума.

Виды референдума в зависимости от территории:

- всероссийский референдум (он проводится по вопросам общефедерального значения на основании решения Президента РФ);

- референдум субъекта РФ;

-местный референдум.

28. Статус человека и гражданина рф.

Правовой статус человека и гражданина - это юридически закрепленное положение человека и гражданина в обществе, государстве. Правовой статус человека и гражданина, главное содержание которого составляют права и обязанности, закрепляется всеми отраслями российского права.Содержание основ правового статуса человека и гражданина как конституционно-правового института образуют следующие элементы:1) конституционная правосубъектность (право- и дееспособность). Конституционная правоспособность означает способность лица иметь конституционные права и нести обязанности. Правоспособность человека возникает в момент его рождения и прекращается смертью. Конституционная дееспособность - способность лица своими действиями приобретать и осуществлять конституционные права. 2) гражданство;3) принципы правового статуса человека и гражданина;4) конституционные права, свободы и обязанности человека и гражданина;5) гарантии реализации конституционных прав и свобод.

30. Понятие и принципы российского гражданства.

Гражданство – это устойчивая правовая связь человека с государством.

Государство заинтересовано, чтобы его граждане составляли решающее большинство. Остальные группы населения (иностранцы, лица без гражданства) полезны государству, но ему не принадлежат. Гражданство же представляет собой состояние взаимной принадлежности: не только индивид принадлежит государству, но и государство принадлежит гражданам.

Принципы:

- Единство гражданства. В соответствии с этим принципом республики – субъекты РФ не могут устанавливать собственное гражданство.

- Равенство гражданства независимо от оснований приобретения гражданства, а также от пола, национальности, возраста, социального происхождения и положения и т. п.

- Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. 

— Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его. 

31. Основания приобретения гражданства.

В соответствии с Законом о гражданстве гражданство РФ может быть приобретено по следующим основаниям:

- по рождению;

- в результате приема в гражданство;

- в результате восстановления в гражданстве;

- в результате выбора гражданства.

В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также если один из его родителей имеет гражданство РФ.



32. Основания и порядок прекращения гражданства РФ.

Основания прекращения гражданства РФ: 1) выход из гражданства РФ; 2) иные основания, предусмотренные федеральным законодательством.

Выход из гражданства РФ – свободное волеизъявление гражданина РФ.

Упрощенный порядок выхода из гражданства РФ установлен для ребенка, один из родителей которого имеет гражданство РФ, а другой – гражданство иностранного государства.

Допускается прекращение гражданства РФ без согласия лица, чье гражданство прекращается, но это возможно только в отношении натурализованных граждан РФ. Предельный срок для отмены решения о предоставлении гражданства равен 5 годам.

33. Конституционные права и свободы граждан РФ.

Права гражданина — это воля общества, которую призвано обеспечить государство.

Права человека есть неотъемлемые и гарантированные государством возможности индивида обладать и пользоваться конкретными благами: социальными, экономическими, политическими.

Свободы человека - это практически те же права человека, имеющие лишь некоторые особенности.

Предоставляя свободы, государство делает акцент именно на свободном, максимально самостоятельном самоопределении человека.

Права и свободы человека и гражданина можно подразделить на три группы:

- личные (право иметь неприкосновенность жилища; определять и указывать свою национальную принадлежность; пользоваться родным языком;

- политические  (право участвовать в управлении делами государства и общества);

- социально-экономические, культурные (Право частной собственности. Свобода труда. Право на жилище).

34. Личные права.

К числу личных прав относятся право на жизнь , право на достоинство личности, право на свободу и личную неприкосновенность, право на неприкосновенность частной жизни. Важное значение имеет свобода передвижения, включая свободу покидать территорию России.

Конституция называет и гарантирует каждому право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. В числе личных прав Конституция называет также:

- право иметь неприкосновенность жилища;

- определять и указывать свою национальную принадлежность;

- пользоваться родным языком;

Конституция закрепляет и гарантирует целый ряд прав и свобод, относящихся к категории личных. Это социальные право: свобода совести и свобода вероисповедания; свобода мысли и слова; право на информацию.

35. Политические права и свободы граждан России.

Политические права и свободы являются правами граждан, которые обеспечивают их участие в управлении политической жизнью общества. Свобода слова и средств массовой информации означает свободу выражения взглядов, мнений. Право на информацию. Каждый гражданин России имеет право свободно искать, получать и распространять информацию. Право на объединение означает право создавать различные объединения, участвовать в них или выходить из них. Право на проведение публичных мероприятий имеют только граждане России. Право обращаться в органы власти с заявлениями, жалобами и т. д

36. Социальные и культурные права.

Социальные права обеспечивают достойные человека уровень жизни и социальную защищенность. К ним относят права: на социальное обеспечение, жилище,право на отдых; право на материнство и защиту детства; Особую роль имеет право на социальное обеспечение, отражающее социальный характер государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Каждый имеет право на охрану здоровья, в том числе на медицинскую помощь. Право на образование гарантируется бесплатностью дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях.

Культурные права обеспечивают духовное развитие человека. Это права:, доступ к культурным ценностям, свободное участие в культурной жизни общества, пользование результатами научного прогресса и т. д. В числе основных культурных прав и свобод Конституция гарантируют свободу творчества.

38. Конст. обязанности.

Различаются обязанности перед РФ человека и гражданина. Так, только обязанности граждан РФ являются официально признанными и закрепляются в Конституции РФ и федеральных законах.

Признаки : 1) они имеют своей целью охрану, защиту и развитие социальных ценностей; 2) обеспечивают реализацию личных и общественных интересов; 3) имеют высшую юридическую силу. Общие обязанности несут все лица, находящиеся на территории РФ.

Специальные обязанности возлагаются только на граждан РФ, отдельные категории граждан. Например, родительские обязанности установлены только для граждан-родителей. Воинская обязанность граждан РФ включает в себя: 1) воинский учет; 2) обязательную подготовку к военной службе; 3) призыв на военную службу; 4) прохождение военной службы по призыву.

41. Статус России как федеративного государства.

Конституционно-правовой статус России как федеративного государства определяется Конституцией РФ и конституционными законами. Во-первых, наличие государственного суверенитета, который проявляется в верховенстве государственной власти.Во-вторых, наличие территории, которая включает в себя территорию субъектов Федерации. Вопросы, касающиеся государственной границы России, регулируются специальным Законом о Государственной границе. В-третьих, обладание собственностью, которая существует и функционирует Вместе с другими формами собственности. В-четвертых, наличие в Российской Федерации института гражданства, которое согласно Конституции РФ приобретается и прекращается в соответствии с федеральным законом. В-пятых, существование единой правовой системы.

42. Понятие и принципы федеративного устройства.

РФ является многонациональным государством, поэтому формой государственного устройства является федеративная.

Территория России делится на отдельные, самостоятельные, равноправные субъекты РФ. 85

Принципы федеративного устройства РФ:

1) государственная целостность РФ ( обеспечивается целостность территории);

2) единство системы органов государственной власти (органы власти субъектов РФ формируются аналогично федеральным законам в соответствии с Конституцией);

3) разграничение полномочий между органами власти РФ;

4) равноправие и самоопределение народов в РФ (обеспечивает право всех народов на сохранение своих культурно-исторических традиций).

43. Компетенция РФ.

Российская Федерация, реализуя суверенитет, имеет и осуществляет все права независимого государства. Конституция РФ, Федеративный договор, законодательство наделяют Федерацию в лице федеральных органов государственной власти широкой компетенцией.

Конституция РФ разграничивает предметы ведения и полномочия между Российской Федерацией и ее субъектами. Компетенция РФ охватывает полномочия, предметы ведения самой Российской Федерации (ст. 71)

К ее ведению отнесены весьма важные вопросы:

- принятие и изменение Конституции РФ и федеральных законов;

- федеративное устройство и территория РФ;

- регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина;

- установление системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной власти;

- судоустройство; прокуратура; уголовное, уголовно-процессуальное и уголовно-исполнительное законодательство;

- федеральная государственная служба;

- государственные награды и почетные звания РФ.

Вне пределов полномочий РФ субъекты РФ обладают всей полнотой власти. Например, они самостоятельно формируют свои органы государственной власти, утверждают бюджеты, принимают законы и т.д.

44. Символы Российского государства: понятие, характеристика.

Государственные символы России — установленные Федеральными конституционными законами отличительные знаки государства . Их описание, порядок официального использования согласно ст. 70 Конституции РФ устанавливаются Федеральными конституционными законами от 25 декабря 2000 г. «О Государственном флаге Российской Федерации», «О Государственном гербе Российской Федерации» и от 31 декабря 2000 г. «О Государственном гимне Российской Федерации».

К ним относятся:

- Государственный герб России.

- Государственный гимн России.

-Государственный флаг России.

Символы объединяют народ в нацию, придают ему государственность. Государственному флагу воздаются высшие государственные почести. Оскорбление флага — это оскорбление нации, государства.

45. Субъекты РФ: Понятие, признаки.

Субъект Российской Федерации или сокращённо субъект федерации — название территориальной единицы верхнего уровня в России. Согласно Конституции России 1993 года Россия является федеративным государством и состоит из равноправных субъектов Российской Федерации. В части первой статьи 5 Конституции РФ прямо записано: «Российская Федерация состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов». Всего 85 субъектов.

Во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти все субъекты федерации между собой равноправны. Субъекты Российской Федерации не имеют права выхода из её состава.

47. Статус республик в РФ.

Республика в составе Российской Федерации — это демократическое правовое государство, созданное в рамках Российской Федерации.

Согласно Конституции РФ (ст. 66), статус республики определяется Конституцией и конституцией республики. Конституционно-правовой статус республики характеризуется тем, что республика является государством в составе Федерации, обладающим всей полнотой государственной власти. Государственная власть республики исходит от ее народа.

Конституционно-правовой статус республики характеризуется тем, что каждая республика имеет свою территорию, и тем, что каждая республика имеет свою конституционно-правовую систему.

Каждая республика принимает свою конституцию, которая закрепляет основы ее конституционного строя.

48. Статус краев областей городов федерального значения как субъектов.

Статус краев, областей и приравненных к ним городов федерального  значения определяется Конституцией Российской Федерации.

Являясь субъектами они обладают определенной учредительной властью. Они вправе принимать свои уставы, законы. Края, области, города федерального значения располагают своей территорией, которая не может быть изменена без их согласия.



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: