Экзамен по экономике


1.1. Произаодительность труда – один из главных показателей работы предприятия. Она характеризуется выработкой ,т.е. кол-вом продукции, произведенной в единицу времени, и трудоемкостью, т.е. зартатами тркда на производство единицы продукции.

Повышение производительности труда на предприятии достигается следующими методами:

Замена труда капиталом. Реализация данного метода осуществляется путем технического переоснащения производства, внедрения нового эффективного оборудования и технологий. 

Интенсификация труда. Этот метод реализуется посредством применения на предприятии ряда административных мер, которые нацелены на ускорение выполнения сотрудниками предприятия их работы. 

Повышение эффективности организации труда. Данный метод предполагает выявление и устранение всех факторов, приводящих к производственным потерям, определение наиболее рациональных способов увеличения эффективности работы, а также развитие на предприятии оптимальных приемов организации производственных процессов

На предприятиях повышение производительности труда определяется в виде:  увеличения количества продукта, создаваемого за единицу времени при неизменном его качестве; повышения качества продукта при неизменном его количестве, создаваемого за единицу времени; уменьшения трудовых затрат на единицу производимого продукта; уменьшения доли трудовых затрат в себестоимости продукта; уменьшения времени производства и обращения продукта; увеличения нормы и массы прибыли. 

2. Виды маркетинга:

Глобальный—используется глобальными организациями, которые пытаются вести свою производственно-сбытовую деятельность, рассматривая весь мир как один большой рынок. Массовый осуществляется организацией при массовом производстве одного продукта, предназначенного сразу для всех покупателей.

Онлайновый основан на использовании компьютерных сетей (каналов): коммерческих онлайновых каналов и Интернета. Маркетинг по каталогам — прямой маркетинг, осуществляемый посредством каталогов, рассылаемых выбранным клиентам или предоставляемых им в магазинах. Политический - используется применительно к целям и задачам политической борьбы, характеризует деятельность, предпринимаемую для создания, поддержания или изменения отношения общественности по отношению к политическим деятелям, партиям и движениямМаркетинг пробный—Цель пробного маркетинга — еще до начала полномасштабной реализации продукта оценить сам продукт и его маркетинговую программу (цену, рекламу, марку, упаковку, сервис и т.д.) и узнать, как на все это будут реагировать потребители и посредники.

Маркетинг социальный — вид маркетинга, заключающегося в разработке, реализации и контроле социальных программ, направленных на повышение уровня восприятия определенных слоев общественности неких социальных идей, движений или практических действий. Маркетинг стратегический — вид маркетинга, заключающийся, прежде всего в анализе потребностей физических лиц и организаций.

3.Стили управления – индивидуально-типические характеристики устойчивой системы методов, способов, приемов воздействия руководителя на коллектив с целью выполнения организационных задач и управленческих функций. Это манера поведения рук-ля по отношению к подчиненным.

Различают авторитарный, демократический и либеральный стили управления.

2.1. Основными функциями нормирования труда являются распределение по труду, научная организация труда и производства, планирование производства, оценка трудовой деятельности отдельных работников и коллективов, которая служит основанием для морального и материального  поощрения и распространения передового опыта. Нормирование труда включает: изучение и анализ условий труда и производственных возможностей на каждом рабочем месте; изучение и анализ производственного опыта для устранения недостатков, выявления резервов и отражения передового опыта в нормах труда; проектирование рационального состава, способа и последовательности выполнения элементов процесса труда с учетом технических, организационных, экономических, физиологических и социальных факторов; установление и внедрение норм труда; систематический анализ выполнения норм труда и пересмотр устаревших норм.Основные задачи нормирования труда состоят в том, чтобы обосновать необходимую и достаточную величину затрат рабочего времени на единицу продукции в конкретных условиях; проектировать рациональные методы труда; систематически анализировать выполнение норм труда для вскрытия резервов производства; постоянно изучать, обобщать и распространять производственный опыт, пересматривать нормы затрат труда по мере изменения условий труда. Решение этих задач позволит облегчить труд работников, повысить производительность труда и увеличить объем производства.

2. Тарифно-квалификационный справочник (ТКС) содержит перечень работ, выполняемых в отрасли с учётом их сложности, точности и ответственности. В нём содержатся подробные производственные характеристики всех типовых работ, а также предъявляемые к рабочему требования в производственных навыках, знаниях, приёмах, в умении организовать своё рабочее место и т. п. Предназначен для присвоения разрядов рабочим и тарификации работ, то есть отнесения рабочих и отдельных видов работ к различным разрядам тарифной сетки в зависимости от квалификации, которая требуется от рабочих для выполнения данной конкретной работы. Каждый из разделов ТКС охватывает производство или вид работ; по каждой профессии присваивается определённое количество разрядов (в зависимости от сложности работ). Присвоение очередного квалификационного разряда рабочим производится администрацией предприятия на основе проверки теоретических и практических знаний на квалификационных комиссиях (цеха или предприятия).

3. Организационная структура управления — совокупность отделов и служб, занимающихся построением и координацией функционирования системы управления, разработкой и реализацией управленческих решений. В рамках организационной структуры управления регламентируются такие функции, как выполнение бизнес-плана, инновационного проекта, разделение и кооперация управленческой деятельности, в рамках которой происходит процесс управления. Структура управления должна отражать цели и задачи организации, функциональное разделение труда и объем полномочий работников управления с учетом ограничений внутренней и внешней среды.Элементы организационной структуры управления:самостоятельное структурное подразделение — административно обособленная часть, выполняющая одну или несколько функций управления;звено управления — одно или несколько подразделений, которые необязательно обособлены административно, но выполняют определенную функцию управления;управляющая ячейка — отдельный работник управления или самостоятельное структурное подразделение, выполняющее одну или несколько специальных функций менеджмента.3.1. Основные фонды – средства труда ,которые участвуют многократно и долговременно (более года) в производственном процессе ,сохраняют свою натурально-вещественную форму и переносят свою стоимость на готовую продукцию частями в виде амортизационных отчислений.

Показатели использования ОФ:

Фондоотдача – показывает кол-во произведенной продукции на 1 рубль ОФ.

Фондоемкость – показатель обратный фондоотдаче, определяет долю основных средств в каждом рубле произведенной продукции.

Фондовооруженность – показывает уровень оснащенности работников мат. Сферы основными средствами (стоимость основных средств в расчете на 1 работника предприятия).

Коэффициенты интенсивного и экстенсивного использования ОФ

2.

3.Английское слово «менеджмент» происходит от латинского слова «манус» ука и сначала оно обозначало искусство управления людьми. В упрощенном понимании менеджмент – умение добиваться поставленных целей, используя труд, интеллект и мотивы поведения других людей.

Менеджмент – вид дея-ти по руководству людьми в разнообразных организациях, а также область знаний ,позволяющая выполнять эту дея-ть.

Менеджер – профессиональный управляющий, имеющий проф. Подготовку в области менеджмента.





4.1. Основой планирования труда и заработной платы является учет всех ресурсов и факторов роста производительности труда, определение оптимальной численности и структуры персонала, обоснованный расчет фонда заработной платы.

Исходными данными для составления плана по труду и заработной плате являются:

1)  Задания по росту производительности труда, по численности работающих, задание по сокращению ручного труда, фонд заработной платы и норматив заработной платы на один рубль продукции.

2)  План производства и реализации продукции.

3)  Плановые нормы затрат труда.

4)  Расчетные условия по заработной плате.

5)  Отчетные данные о выполнении плана его труду.

6)  Нормативные и справочные материалы.

Организацию заработной платы на предприятии определяют три составляющие: форма оплаты труда, его нормирование и тарифная система.

Назначение формы оплаты труда – в оценке оплаты труда работника исходя из отработанного им времени или объема выполненной работы.

2.Фотография раб. времени проводится в 3 этапа:

1) Подготовка к проведению наблюдений – включает выявление конкретной цели ФРВ, выбор объекта и места наблюдения, ознакомление с раб. местом, заполнение исходных данных о наблюдаемом объекте и исполнителе, разъяснение целей проводимых наблюдений.

2) Проведение наблюдений – сопровождается регистрацией в наблюдательном месте всех действий исполнителя и перерывов в том порядке, в каком они фактически происходят. Текущее время замеряется с точностью до 0,5 до 1 минуты. Кол-во наблюдений принимается не менее 5.

3) Обработка материалов наблюдения – заключается в распределении затрат раб времени по группам и категориям и их анализе, составлении баланса раб. времени, разработке мероприятий по сокращению потерь и затрат.

3. Директивные решения – принимаются высшими органами управления по отношению к низшим по поводу наиболее важных проблем, они обязательны к исполнению и рассчитаны на вполне ожидаемый результат.

Рекомендательные решения – вырабатываются совещательными органами, различного рода комитетами и комиссиями, их исполнение желательно, но не обязательно, т.к. нет прямого подчинения тех, к кому они обращены, к тем, кто их вырабатывал.

Ориентирующие решения – предназначены для низших ступеней управления, однако действующих свободно от центра.

5.1.

2.Формы оплаты труда:

Сдельная – основана на начислении з/п по установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции (выполненной работы) с учетом качества.

Прямая сдельная з/п

Сдельно-премиальная з/п

Сдельно-прогрессивная – начисление з/п рабочему за продукцию, выработанную в пределах установленной нормы по постоянным наценкам ,а за продукцию сверх нормы – по прогрессивно нарастающим расценкам по установленной шкале.

Косвенно-сдельная – начисление з/п некоторым категориям вспомогательных рабочих за продукцию, производимую рабочими-сдельщиками по специально установленным расценкам.

Аккордная – начисление з/п за весь комплекс работ по дельным расценкам с учетом сроков и качества выполнения.

Оплата в бригаде – формирование коллективного заработка в зав-ти от общих результатов работы бригады и его распределение в соответствии с личным трудовым вкладом каждого работника.

Повременная – начисление з/п по тарифной ставке или окладу с учетом отработанного времени.

3.

6.1. Оборотные фонды в процессе производства расходуются полностью и целиком списываются на производимую продукцию. К обондам относятся материалы, топливо ,сырье, малоценный инвентарь и инструмент, спецодежда, зап. Части. Об. Фонды в денежном выражении составляют об. Средства.

Эффективность использования оборотных средств измеряется показателями их оборачиваемости. Под оборачиваемостью оборотных средств понимается продолжительность прохождения оборотными средствами отдельных стадий производства и обращения.

Выделяют следующие показатели оборачиваемости оборотных средств: коэффициент оборачиваемости; продолжительность одного оборота;

коэффициент загрузки оборотных средств.

Коэффициент оборачиваемости средств (скорость оборота) характеризуется размером объёма выручки от реализации продукции (В) на 1 рубль оборотных средств:

,

где ОБС – средняя стоимость оборотных средств за период, руб.

Продолжительность одного оборота ОБ) в днях, равна частному от деления числа дней за анализируемый период на коэффициент оборачиваемости оборотных средств:

Величина, обратная скорости оборота, показывает размер оборотных средств, авансируемых на 1 руб. выручки от реализации продукции. Это соотношение характеризует степень загрузки средств в обороте и называется коэффициентом загрузки оборотных средств:

Чем меньше величина коэффициента загрузки оборотных средств, тем эффективнее они используются.

Обобщающим показателем эффективности использовании оборотного капитала является показатель рентабельности ОБС):

2.

3. Линейная организационная структура — это самая простая иерархическая структура управления, называемая также пирамидальной или бюрократической. Линейная структура состоит из руководителя (предприятия) и нескольких подчиненных работников, крупные же предприятия могут иметь до 3-4-х и более уровней иерархии.

Основные преимущества линейных организационных структур:

четкая система взаимных связей;

быстрота реакции в ответ на прямые приказания;

согласованность действий исполнителей;

оперативность в принятии решений;

ясно выраженная личная ответственность руководителя за принятые решения.

Основные недостатки линейных организационных структур:

большое количество ступеней управления между высшим звеном и работником;

большое количество управленцев верхнего уровня;

решение оперативных проблем доминирует над стратегическими;

малая гибкость и приспособляемость к новой ситуации.

Типы связей:

прямые единичные между подчиненными;

перекрестные между подчиненными;

прямые между руководителем и любой комбинацией подчиненных.

7.1. Продукцией транспорта является сам процесс перевозок грузов, пассажиров, почты и багажа. При этом выполняется транспортная работа, которая определяется следующими показателями: грузовое движение, грузооборот, суммарный грузооборот.

В зависимости от расстояния перевозок различают грузооборот тарифный и эксплуатационный. Тарифный грузооборот учитывает перевозку грузов по кратчайшему расстоянию. Грузооборот, но расстояние перевозки по тарифу, а не фактическое. Оплата за перевозку грузов принимается по тарифным тонно километрам (тарифному грузообороту). Тарифный грузооборот определяется по накладной или дорожной ведомости.Эксплуатационный грузооборот определяется исходя из перевозки груза в тоннах и фактически пройденного расстояния данным грузом. При перевозке пассажиров определяется показатель пассажирооборот. Hl, H – кол-во пассажиров, l – средняя дальность перевозки пассажиров.На уровне дирекции дорог, в целом по сети, определяется условно-натуральный показатель приведенные тонно-километры. Сумма грузооборота и пассажирооборота. Для расчета производительности труда приведенные тонно-километры, определяются по следующей формуле, сумма грузооборота и двойной пассажирооборот. Производительность труда будет определятся по формуле, отношение приведенных тонно-километров (с двойным пассажирооборотом) на среднесписочную численность.

2.Доходы – стоимость произведенной и реализованной продукции.

Эксплуатационные расходы – денежное выражение всех затрат, связанных с произв. дея-тью

Прибыль – сумма превышения доходов от реализации продукции над суммой расходов.

Рентабельность – относительная доходность предприятия.

Рентабельность продукции

Рентабельность произ-ва

3. Для анализа служебной деятельности менеджера представляют интерес обобщенные характеристики данных типов темпераментов.

Менеджеру с сангвиническим темпераментом присущи такие положительные качества, как целеустремленность и настойчивость, большая подвижность и легкая приспособляемость к ново обстановке, умение четко и уверенно действовать в сложных условиях, гибкость ума и сосредоточенность внимания, высокая продуктивность при динамической работе, оптимизм и склонность к юмору, общительность и коллективизм, стремление к лидерству, умение быстро найти контакт с подчиненными и завоевать авторитет, постоянное стремление к духовному обогащению и самовоспитанию.

У недостаточно воспитанного менеджера служащего-сангвиника могут проявиться такие отрицательные качества, как формальное отношение к своим обязанностям при потере интереса к службе, упрямство и раздражительность в ответ на критику, ненадежность в дружбе, неосмотрительность и беспечность в опасных условиях.

Менеджеру с холерическим темпераментом присущи быстрота реакции, подвижность и энергичность в служебной деятельности, постоянное стремление быть впереди всех, умелое командование подчиненными. В сложных условиях действует смело, самоотверженно, любит рисковать и преодолевать опасность. В общественной работе проявляет большую активность, критичность, инициативность, самостоятельность. Холерик весьма общителен, легко устанавливает эмоциональные связи, настойчиво стремится к лидерству, чрезвычайно чувствителен к общественному мнению и оценкам подчиненных.

У недостаточно культурного менеджера-холерика можно наблюдать такие отрицательные качества, как неуравновешенность и несдержанность, грубость и бестактность, самонадеянность и зазнайство. Он часто стремится к особому положению в коллективе, легко меняет друзей, открыто высмеивает недостатки слабых, бывает злопамятен, мстителен. Настроение неустойчиво, чувства меняются резко и неожиданно. Холерик может быть источником конфликтов и напряжений в подразделении. Будучи уволен, он часто возглавляет группу нарушителей дисциплины, распространяет негативные традиции.

Менеджер с неуравновешенным меланхолическим темпераментом обладает высокой чувствительностью и подвижностью психических процессов, быстрым восприятием приказаний старших начальников, активностью в общественной работе, умением выдвинуть хорошую идею, провести диспут. В спокойной обстановке хорошо справляется с обязанностями руководителя младшего звена, находится в постоянной готовности к действиям. Вместе с тем к него наблюдаются такие недостатки, как вспыльчивость, неуравновешенность, импульсивность, склонность к необдуманным поступкам, проявление грубости и раздражительности, придирчивости и предвзятости. Испытывает неуверенность, и даже страх пред старшим начальником, волнуется перед получением нового задания, с большим трудом его выполняет. Среди подчиненных часто авторитетом не пользуется, конфликтует с другими менеджерами.

Менеджер со слабым меланхолическим темпераментом отличают добросовестность, усердие, старание. Ему свойственны исполнительность, повышенное чувство ответственности, принципиальность, справедливость, отзывчивость, деликатное отношение к подчиненным, критичность и самокритичность. Его иногда называют добрым и хорошим товарищем, душой коллектива.

Менеджерам с инертным меланхолическим темпераментом присущи усердие и аккуратность при выполнении привычных обязанностей, ровное настроение, скромность и тактичность, самокритичность и постоянство в дружбе. С подчиненными поддерживает уставные взаимоотношения, редко спорит, в конфликтах участия не принимает, проявляют внимание к просьбам и предложениям подчиненных, спокойно воспринимает похвалу, тщательно анализирует свою деятельность. Но у него могут быть и недостатки такого рода: серьезные затруднения в переключении с одного вида деятельности на другой, неуверенность действий в сложной обстановке, заторможенность реакций и пассивность в учебе, отсутствие решительности и инициативы в опасных условиях, безразличие к мнению коллектива, критике со стороны начальников, попустительство и лень.

Менеджеру с флегматическим темпераментом свойственны надежность в службе и работе, уверенность и самообладание, упорство и настойчивость, умение терпеть и безропотно переносить тяготы и лишения, авторитетность среди подчиненных, желание оказать им любую помощь, постоянство в дружбе с одним или двумя коллегами, в сложных условиях действует бесстрашно, не страшится эмоциональных перегрузок, в конфликты не вступает, стремится до конца выполнить намеченное.

Недостатки менеджера-флегматика: с трудом овладевает новыми знаниями и навыками, не умеет быстро реагировать на приказы и распоряжения, не стремится избавиться от плохих привычек и стереотипов мышления, на критические замечания реагирует спокойно, пассивен в общественной работе, с предубеждением относится к отдельным подчиненным, бывает ленив и инертен. Он не способен одновременно решать несколько задач, быстро переключаться с одного задания на другое.

8.1. Хронометраж проводится в 3 этапа:

1) Подготовка к проведению наблюдений – включает выявление конкретной цели хронометража, выбор объекта и места наблюдения, ознакомление с раб. местом, заполнение исходных данных о наблюдаемом объекте и исполнителе, разъяснение целей проводимых наблюдений.

2) Проведение наблюдений – сопровождается регистрацией в наблюдательном месте всех действий исполнителя и перерывов в том порядке, в каком они фактически происходят. Текущее время замеряется с точностью до 0,5 до 1 минуты. Кол-во наблюдений принимается не менее 5.

3) Обработка материалов наблюдения – заключается в распределении затрат раб времени по группам и категориям и их анализе, составлении баланса раб. времени, разработке мероприятий по сокращению потерь и затрат.

2.

3.. Менеджеру приходится часто решать сложнейшие задачи в условиях критических ситуаций и неопределенных перспектив.

Главным их достоинством является способность играть роль главы семьи, который по-отечески относится к подчиненным, действуя по формуле: <твердость, но справедливость >.

Кроме того, у руководителей добавилось и много внешних функций, в том числе взаимодействие с партнерами, профсоюзом, государственными и политическими деятелями. Каждым направлением занимался самостоятельный управляющий, поэтому глава корпорации становился менеджером-организатором, основная обязанность которого –  координировать деятельность группы менеджеров.

В процессе управления менеджер осуществляет ряд конкретных функций, среди которых: организация и планирование деятельности коллектива и своей собственной работы;  распределение заданий и инструктаж  подчиненных; контроль за ними; подготовка и чтение отчетов; проверка и оценка результатов работы; ознакомление со всеми новинками в мире бизнеса, техники и технологии, выдвижение и рассмотрение новых идей и предложений; решение вопросов, выходящих за пределы компетенции подчиненных; знакомство с текущей корреспонденцией; ответы на звонки и прием посетителей; проведение собраний и представительство; заполнение форм отчетности; ведение переговоров; повышение квалификации.

Выполняя свои повседневные обязанности, менеджер общается с различными категориями лиц. Прежде всего, это партнеры. Иногда они могут быть весьма неприятными, выдвигающими несуразные требования и даже угрожающими, но в любом случае обращаться с ними нужно корректно, не показывая раздражения. Другая категория людей, с которыми приходится общаться, — руководители различного ранга. В разговорах с ними выражаться следует четко и недвусмысленно, придерживаться только фактов или собственных соображений, кратко излагать мысли. С подчиненными общение должно быть в высшей мере доверительным и доброжелательным — от них, как известно в решающей степени зависит судьба менеджера. И наконец, менеджер постоянно общается с коллегами – руководителями других подразделений. Прямого влияния на них он оказать не может и здесь в особой мере нужно уметь вести переговоры, торговаться и  убеждать.

9.1. Транспорт как сфера материального производства имеет черты, присущие другим сферам производства. На транспорте налицо все три элемента, присущие материальному производству: целесообразная деятельность людей или сам труд (рабочая сила), предметы труда и средства труда. Стоимость продукции транспорта создается так же, как в других отраслях материального производства. Она определяется, с одной стороны, потреблением овеществленного труда, а с другой — суммой затраченного живого труда, т. е. аналогична созданию стоимости всех других товаров.

. Особенности транспорта как отрасли материального производства обусловлены его специфической ролью в процессе общественного воспроизводства, характером единого технологического перевозочного процесса и экономической природой его продукции.

Транспорт является одним из крупнейших потребителей промышленной продукции, особенно продукции тяжелой и топливно-энергетической промышленности. Он потребляет много угля, дизельного топлива, бензина и смазочных материалов. На развитие транспортной системы направляется 10—12 % капитальных вложений страны.

2.Об. средства делятся:

по месту и роли в произв. процессе на средства в сфере производства и средства в сфере обращения;

по принципу организации на нормируемые и ненормируемые;

по источникам образования на собственные и заемные.

3. Бригадная форма организации труда на производстве приобретает все большее значение. Это обусловлено социально – экономическим развитием страны, переходом на рыночный тип хозяйствования. Основное экономическое преимущество бригадной формы организации труда состоит в быстрых темпах повышения производительности труда. Высокие результаты достигаются благодаря большим возможностям совмещения профессий и трудовых функций, многостаночного обслуживания, рационального использования рабочего времени и др.В условиях бригады квалификация повышается за счет совершенствования внутрибригадного разделения труда, специализации рабочих на выполнении таких операций, которые наиболее полно отвечают их способностям. Это не всегда удается осуществить при индивидуальной форме организации труда.Таким образом, бригадная форма организации труда дает не мало преимуществ в достижении максимальной заинтересованности работников в повышении производительности труда. Следовательно, изучение возможностей и особенностей применения бригадного труда является актуальным.

10.1.Производственный процесс – совокупность взаимосвязанных технологических и трудовых процессов, выполняемых для получения готовой продукции или осуществления определенных работ.

Основной пр. процесс – непосредственно связан с получением продукции или выполнением работ.

Вспомогательный пр. процесс – связан с выполнением действий, обеспечивающих нормальное протекание основного процесса;

Ручной пр. процесс – работа выполняется или полностью вручную или с помощью инструмента без ист. энергии;

Ручной механизированный пр. процесс – инструмент работает от ист. энергии;

Машиноручной пр. процесс – воздействие на предмет труда машиной;

Машинный пр. процесс – задействованы ус-ва, выполняющие определенные виды работ с помощью человека;

Автоматизированный пр. процесс – все воздействия на предмет труда осуществляется автоматически машинами;

Аппаратурный процесс – обработка проводится в спец. аппаратах под воздействием энергии.

2. Эксплуатационные расходы делятся:

По произв. признаку на основные, связанные непосредственно с основной произв. дея-тью и общехозяйственные, связанные с управлением и обслуживанием произ-ва;

Основные расходы делятся на основные, характерные для опр. отраслей хоз-ва и основные, общие для всех отраслей хоз-ва;

Общехоз. Расходы делятся на расходы, не учитывающие содержание аппарата управления и расходы на его содержание;

По способу включения в себестоимость ЭР делятся на прямые и косвенные;

На зависящие и не зависящие от объема готовой продукции;

По эконом. Признакам на з/п, отчисления на з/п, мат. Затраты, амортизацию и прочие расходы.

3. Развитие теории и практики менеджмента По существу первым менеджером был английский промышленник Роберт Оуэн. На своей прядильной фабрике в Нью-Ленарке (Шотландия) в 1820 г. Оуэн впервые решал вопросы производительности труда и мотивации деятельности, взаимоотношений рабочего с предприятием и процессом труда. Менеджер стал реальной фигурой.

Основателем классической школы управления, да и вообще менеджмента является Франклин Тейлор, он пришел к мысли так организовать труд, чтобы выработанные правила, законы заменили бы собой личные суждения отдельного работника. Роль управленца, способного определить, как и в каком объеме делать ту или иную работу исполнителю, значительно возрастала. Тейлор рассматривал управление как искусство знать точно, что предстоит сделать и как это сделать самым лучшим и дешевым способом.

Теоретически работы Ф. Тейлора были обоснованы инженером-социологом Максом Вебером. Им были выдвинуты предпосылки, что жесткий порядок, подкрепленный соответствующими правилами, – наиболее эффективный метод работы. Всю организацию, считал Вебер, можно разложить на составные части, пронормировать работу каждой из них, в том числе можно регламентировать и функции, и количество управленцев. Такое разделение труда специализирует персонал и строит организацию по линейному признаку, т.е. каждый отвечает за свои действия лишь перед вышестоящим начальником. В этом смысл бюрократической системы М. Вебера. Развитие идей Ф. Тейлора было продолжено и французским инженером Анри Файолем.Он разбил все операции на предприятии на группы: технические, коммерческие, финансовые, страховые, учетные,

административные.

Согласно Файолю, управлять – это вести предприятие к цели, пытаясь наилучшим образом использовать его ресурсы, обеспечив правильный ход шести операций, причем последнюю Файоль и отнес к управлению.

Основателем второго этапа является Энрике Мэйо, исследовавший зависимость производительности труда от уровня освещенности рабочего места.

Поведение человека в производственной среде изучали Д. Карнеш, М. Смолл, М.А. Робер, М. Вудкок, Д. Френсис и др. Из советских ученых (1920-е гг., СССР) следует отметить труды А.К. Гастева: «Рабочий, который управляет станком, есть директор предприятия, которое известно под именем станка (машины, орудия)».

Третий этап развития менеджмента связан с именем Пола Дюпон, который отмечал, что для успешного развития бизнеса необходимо ориентироваться на потребителя, а любое предприятие рассматривать как открытую, а не замкнутую систему.

Современный, четвертый, этап развития менеджмента – социальный менеджмент – связан с именем Пола Драккера. Идея этапа – каждое предприятие, помимо получения прибыли, должно определить меру социальной ответственности перед обществом.

11.1. К основным производственным фондам железной дороги относятся средства труда производственного назначения – локомотивы, вагоны, сооружения пути, рабочие и силовые машины, оборудование, устройства сигнализации и т.п.

Производственные фонды подразделяются на основные и оборотные. В основе этого деления лежит различие в функционировании, способах перенесения стоимости на готовый продукт и характере воспроизводства.

Главные отличия основных производственных фондов от оборотных состоят в следующем:

Элементы, составляющие основные фонды, вещественно в создаваемый продукт не входят. Основные фонды участвуют в ряде производственных циклов до полного износа составляющих их вещественных элементов. Оборотные же фонды полностью потребляются в рамках одного производственного цикла и превращаются в готовый продукт, входят в его «натуральный состав».

Стоимость основных фондов частично входит в стоимость создаваемого продукта — по мере износа вещественных элементов, тогда как оборотные фонды переносят свою стоимость полностью в течение одного производственного цикла.

Непроизводственными основными фондами являются жилые дома, здания культурно-бытового и спортивного назначения и др.

Наибольший удельный вес занимают сооружения (земляное полотно, верхнее строение пути, искусственные сооружения) и транспортные средства (локомотивы, вагоны, мотор-вагонные секции и др.). На их долю приходится более 80% основных производственных фондов.

Основные фонды закреплены, в основном, за железными дорогами и их подразделениями в порядке хозяйственного ведения или оперативного управления и отражаются на их балансе.

2.Бизнесс-план – документ ,который позволяет определить жизнеспособность организации в условиях конкуренции ,установить перспективные ориентиры для дея-ти организации, оценить затраты на изготовление и сбыт продукции, прогнозировать величину прибыли ,получить фин. Поддержку со стороны банков или других инвесторов ,учесть возможные риски и минимизировать потери. В основном бизнес-план составляется на 1 или 3 года, реже на 5 лет. Его разрабатывают рук-ль и ведущие специалисты. Чем крупнее инвестиции, тем больше объем бизнес-плана.

3. 1)разработка рациональных форм разделения и кооперации труда основана на обособлении частей производственного процесса исходя из их технологических особенностей, выполняемых функций и квалификационных требований к рабочим. Установление тесных связей между различными группами работников и отдельными работниками в процессе их совместного труда.

2)организация рабочих мест предполагает оснащение средствами производства, предметами труда, инструментом, приспособлениями и оснасткой, средствами связи, а также их рациональное размещение на рабочей площадке и в рабочей зоне. 3)обслуживание рабочих мест предполагает по существу поиск оптимальных вариантов взаимодействия основных и вспомогательных рабочих.

4) оптимизация трудового процесса путем внедрения рациональных методов и приемов труда

5)создание благоприятных условий труда на рабочих местах, рационализация режимов труда

6)аттестация и рационализация рабочих мест, представляющие собой периодический учет, всестороннюю оценку и аттестацию рабочих мест на предмет их соответствия современным требованиям.

7)нормирование труда, представляющее собой деятельность по управлению трудом и производством, направленную на установление необходимых затрат и результатов труда, а также соответствия между численностью различных групп персонала и количеством единиц оборудования.

12.1. Тарифная система – совокупность нормативов ,используемых для дифференциации расчетов по оплате труда.

Элементы тарифной системы:

Тарифная ставка – выраженная в денежной форме величина оплаты труда работника за работу опр. квалификации за соответствующую единицу отработанного времени (ЧТС)

Тарифная сетка – шкала, состоящая из опр. числа тарифных разрядов и соответствующих им тарифных коэффициентов ,на основании которых осуществляется расчет оплаты труда работников в зав-ти от их квалификации.

Тарифно-квалификационный справочник работ и раб. профессий – нормативный документ ,на основании которого производится тарификация работ и раб. профессий.

2. Фотография раб. времени проводится в 3 этапа:

1) Подготовка к проведению наблюдений – включает выявление конкретной цели ФРВ, выбор объекта и места наблюдения, ознакомление с раб. местом, заполнение исходных данных о наблюдаемом объекте и исполнителе, разъяснение целей проводимых наблюдений.

2) Проведение наблюдений – сопровождается регистрацией в наблюдательном месте всех действий исполнителя и перерывов в том порядке, в каком они фактически происходят. Текущее время замеряется с точностью до 0,5 до 1 минуты. Кол-во наблюдений принимается не менее 5.

3) Обработка материалов наблюдения – заключается в распределении затрат раб времени по группам и категориям и их анализе, составлении баланса раб. времени, разработке мероприятий по сокращению потерь и затрат.

3. Директивные решения – принимаются высшими органами управления по отношению к низшим по поводу наиболее важных проблем, они обязательны к исполнению и рассчитаны на вполне ожидаемый результат.

Рекомендательные решения – вырабатываются совещательными органами, различного рода комитетами и комиссиями, их исполнение желательно, но не обязательно, т.к. нет прямого подчинения тех, к кому они обращены, к тем, кто их вырабатывал.

Ориентирующие решения – предназначены для низших ступеней управления, однако действующих свободно от центра.

13.1.

2. Системы оплаты труда:

Сдельная – основана на начислении з/п по установленной расценке за каждую единицу произведенной продукции (выполненной работы) с учетом качества.

Прямая сдельная з/п

Сдельно-премиальная з/п

Сдельно-прогрессивная – начисление з/п рабочему за продукцию, выработанную в пределах установленной нормы по постоянным наценкам ,а за продукцию сверх нормы – по прогрессивно нарастающим расценкам по установленной шкале.




Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: