Экзамен литература


4. Л.Н. Толстой .Вклад в развитие педагогики в России

Краткая биография.

Лев Николаевич Толстой (1828-1910) был четвертым ребенком в большой дворянской семье. Его мать, урожденная княжна Волконская, умерла, когда Толстому не было еще двух лет. Отец Толстого, участник Отечественной войны, запомнившийся писателю добродушно-насмешливым характером, любовью к чтению, к охоте, тоже умер рано (1837). Воспитанием детей занималась дальняя родственница Т. А. Ергольская, имевшая огромное влияние на Толстого.

Когда Толстому было 13 лет, семья переехала в Казань, в дом родственницы и опекунши детей П. И. Юшковой. В 1844 Толстой поступил в Казанский университет на отделение восточных языков философского факультета, затем перевелся на юридический факультет, «практическую медицину», языки, сельское хозяйство, историю, географическую статистику, написать диссертацию и «достигнуть высшей степени совершенства в музыке и живописи».

В 1851 побывал на службе на Кавказе.В 1854 Толстой получил назначение в Дунайскую армию, в Бухарест. В Крыму Толстого захватили новые впечатления и литературные планы

В ноябре 1855 Толстой приехал в Петербург и сразу вошел в кружок «Современника» Осенью 1856 Толстой, выйдя в отставку, уехал в Ясную Поляну, а в начале 1857 — за границу. Он побывал во Франции, Италии, Швейцарии, Германии (швейцарские впечатления отражены в рассказе «Люцерн»), осенью вернулся в Москву, затем — в Ясную Поляну.

В 1859 Толстой открыл в деревне школу для крестьянских детей, помог устроить более 20 школ в окрестностях Ясной Поляны.Собственные идеи Толстой изложил в специальных статьях, доказывая, что основой обучения должна быть «свобода учащегося» и отказ от насилия в преподавании. В 1862 издавал педагогический журнал «Ясная Поляна» с книжками для чтения в качестве приложения, ставшими в России такими же классическими образцами детской и народной литературы, как и составленные им в начале 1870-х гг. «Азбука» и «Новая Азбука».

Л. Н. Толстой старался раскрыть закономерности образовательно-воспитательного процесса, определить характер педагогики как науки

Помещая в центр своей педагогической концепции личность ребенка, он выстраивает вокруг нее систему дидактических принципов, которую мы ниже рассмотрим, в частности, следующие принципы:  *                  принцип сознательности и активности обучения; *                  принцип связи обучения с жизнью; *                  принцип доступности обучения; *                  принцип прочности усвоения знаний; *                  принцип природосообразности. Большое место он отводит принципу сознательности и активности

Важным Л.Н. Толстой  считал развивать: творчество детей (творческую активность); усваивать знания сознательно; использовать принцип наглядности. – Книга же для детей должна выполнять следующие требования: 1) высокая художественность; 2) сжатость и простота; 3) богатые и разнообразные содержания; 4) истории о русской жизни; 5) рассказы на нравственные темы.  Особое место в дидактических взглядах Толстого занимает принцип связи обучения с жизнью. С помощью рассказов, басен и сказок он знакомил детей с жизнью людей и животных, явлениями природы

Л. Н. Толстой внес неоценимый вклад в разработку принципа прочности в обучении, наметил некоторые черты своеобразной системы, а также условий, средств и приемов, направленных на достижение в процессе обучения высокой степени прочности знаний, умений и навыков. Механическое заучивание как способ усвоения знаний получило у Толстого отрицательную оценку. Особенно резкой критике подверглась господствовавшая в те годы схоластическая система повторения, поурочного контроля знаний и экзаменов,  основанных на зазубривании. 

  Исходной психолого-педагогической позицией Л. Н. Толстого в подходе к выше рассмотренной проблеме прочности усвоения знаний, умений и навыков была опора на природное стремление ребенка к знанию



5 Малые фольклерные жанры в педагогическом творчестве Л.Н. Толстого.(1828-1910) Он полагал что определяющими принципами культурного образования необходимо считать следующие:

1) художественное чувство поэзии;



2) патриотизм.

Особое место в «Азбуке» отведено стихотворным текстам, которые представлены двумя произведениями устного народного творчества — «Дурень» и «Святогор богатырь В азбуках Толстого используются почти все виды устного народного творчества. Одних только пословиц, поговорок и загадок в первой книге «Азбуки» более 260. он отбирает материал так, чтобы за каждой из пословиц стояли «лица из народа и их столкновения в смысле пословиц», т. е. вырисовывалась бы определенная житейская коллизия и вытекающий из неё нравственный смысл: «На чужой земле и весна не красна», «Материнская молитва со дня моря поднимает». Пословица не только помогала учиться, пословица сама учила. Например: «Девочка любила играть на улице, а как придёт в дом кучает. Мать спрашивает: «отчего ты скучаешь — «Дома скучно». Мать сказала: «Глупой птице свой дом не мил». Толстой Л.Н. Новая Азбука.

Включая в произведения различные произведения устного народного творчества, Л. Толстой стремился достичь не только учебно — образовательных, но и нравственно — воспитательных целей.

В его произведениях звучит тема взаимопомощи, отзывчивости: «Котенок», «О муравьях», «Собака Якова», «Два товарища». Тема честности: «Корова», «Косточка». Не обходит писатель тему взаимодействия человека с природой: «Черемуха», «Как ходят деревья». Очень большое значение Л. Н. Толстой придает теме трудолюбия. Рассказ — быль «Филиппок»

Значительно реже обращается Л. Н. Толстой к жанру сказки. Большинство его сказок носят познавательный характер («Волга и Вазуза», «Шах и Дон»), реже — дидактический («Три подводы») или аллегорический («Царь и рубашка) сказки и фольклорные, и в авторском пересказе, например «Липунюшка», «Как мужик гусей делил», «Лисица и тетерев», и сказки Толстого написанные строгим языком, без использования традиционной поэтической обрядности (зачинов, повторов, других сказочных формул). Писатель передает в первую очередь глубину мысли, дух народной сказки.

Читателям младшего возраста интересны сказки Толстого, персонажи которых — дети («Девочка и разбойники», «Мальчик с пальчик»). Любимейшая детская сказка — «Три медведя». Она создана на основе французской сказки «Девочка — золотые кудри, или Три медведя».Эта небольшая сказка сродни театральной пьеске. Радостно и празднично воспринимают ее малыши, а чтение вслух, «по ролям» полезно для развития выразительности, гибкости речи.

В сказках Толстого бедный традиционно превосходит в хитрости богатого («Как мужик гусей делил»).Он старается внушить детям те понятия, которые будут важны и во взрослой жизни: добро не только лучше, но и «выгоднее» зла; к другому нужно относиться также хорошо, как ты хочешь, чтобы относились к тебе; если поможешь кому-то в беде, то это воздастся сторицей.

Басни, включенные в детское чтение, воспринимаются как его оригинальные произведения. Таковы наиболее известные из них: «Лев и мышь», «Муравей и голубка», «Обезьяна и горох», «Лгун», «Два товарища». Для басен Толстого характерен динамический сюжет. Многие из них построены в форме диалога («Белка и волк», «Волк и собака», «Ученый сын»). Мораль вытекает из действия как итог поступка («Лгун»). нравственный школьник устный народный

Л. Н. Толстой был убежден, что воспитывать следует на примерах справедливости, добра, милосердия, уважения как к старшим, так и к младшим, люби труд, уважай старших, твори добро, люби свой народ. Свою родину

6 Деятельность В.И. Даля в развитии фольклерных жанров в России.

Владимир Иванович Даль (1801 -1872) – прозаик, беллетрист, этнограф. Начало его литературной деятельности относится к 1830 году. Известность Далю (псевдоним – Казак Луганский) принесли «Русские сказки». Даль сближается с А.С. Пушкиным. В 1839 году в «Отечественных записках» появляется повесть «Бедовик». Даль печатает очерк «Уральский казак». Популярность писателю принесли и другие очерки: «Денщик», «Русский мужик», «Русак».

Кроме очерков Даль пишет в эти годы повести и рассказы: «Вакх Сидоров Чайкин», «Хмель, сон и явь» и др. Большую деятельность Даль проявляет как член учредительного собрания Географического общества, развернувшего собирательскую работу по этнографии и фольклору. В 1845–1846 годах он печатает статьи о народных верованиях (книга известна под названием «О поверьях, суевериях и предрассудках русского народа»).

В.И. Даль известен также как автор сборника «Пословицы русского народа». В течение всей своей жизни он собирал народные выражения, изучал народный язык, вел кропотливую работу по составлению «Толкового словаря живого великорусского языка». Это было главным делом его жизни. Даль фактически совершил подвиг в науке, создав за 50 лет труд, «для составления которого потребовалась бы целая академия и целое столетие». Всю жизнь Даль был неутомимым собирателем памятников народного творчества: песен, сказок, пословиц, поговорок1.

Башкирия  занимала значительное место в творчестве В. Даля. Писатель знал  башкирский язык, прекрасно изучил башкирскую природу и башкирские обычаи, собирал башкирские предания и сказки. На фольклорном материале В.Далем написана повесть «Башкирская русалка».

Сборник «Пословицы русского народа», включающий более 30 тысяч пословиц, поговорок и прибауток и впервые опубликованный в 1861-1862 годах, является одним из основных трудов великого русского этнографа и лексикографа Владимира Ивановича Даля (1801-1872). Как справедливо писал сам Даль в «Напутном» к первому изданию: «Разбор и оценка других изданий должны окончиться прямым или косвенным, скромным признанием, что наше всех лучше» . Источниками для сборника послужили собрания Княжевича (около 5300 пословиц), Снегирева (около 4000 пословиц) и другие печатные издания, из которых в общей сложности Даль взял около 6000 пословиц, или около одной пятой части своего сборника. Основная часть была собрана Далем «по наслуху, в устной беседе», главнейшим источником стал «живой руский язык, а более речь народа» 

40 Детская литература в Росси 60-80 гг. 20 в.

Литература 60-80 годов весьма неоднородна в идейнотематическом плане. Это героико-романтические и в то же время правдивые произведения о Великой Отечественной войне, так называемые производственные романы, деревенская проза, произведения лагерной тематики. Новая волна в литературе связана с именем Хрущева и его ролью в разоблачении культа личности.

«Хрущев возглавил партию, а затем и правительство в 1950-е, но в историю вошел как символ шестидесятничества со своими стилеобразующими признаками. Борьба против культа личности и травля Пастернака. «Обгоним Америку по мясу и молоку» и кукурузе. Арест романа Гроссмана «Жизнь и судьба» и публикация «Одного дня Ивана Денисовича» Александра Солженицына. Кочетов и Твардовский. Война с «абстракционистами» и аджубеевские «Известия». Карибский кризис и супермаркеты, заимствованные у Америки. Ликвидация приусадебных участков и строительство «хрущоб». Постукивание ботинком по трибуне ООН и Гагарин. Коммунизм к 1980 году и легендарный «Новый мир».



Итог — ироническая поговорка октября 1964 года: «Нет повести печальнее на свете, чем повесть о Центральном комитете». (А. Колесников. 16 октября 2004 г., «Российская газета»).

Эпоха разоблачения культа личности Сталина получила название «оттепель» по одноименному роману И. Эренбурга, вышедшему в 1954 году. Время начала оттепели принято датировать 1956-1964 годами. Оттепель тесно связана с XXII съездом партии, на котором была принята программа построения коммунизма. Точка была поставлена в 1968 году, когда советские войска оккупировали Чехословакию. Материал с сайта http://iEssay.ru

Особая роль в культивировании правды в художественном творчестве принадлежала журналу «Новый мир», главным редактором которого в то время был А. Твардовский. Главной задачей литературы в период оттепели было воссоздание правды жизни. Публикуются произведения В. Дудинцева, А. Солженицына, В. Тендрякова, В. Шаламова.

В семидесятые годы создаются наиболее совершенные художественные произведения, авторы которых начинали творческий путь в период оттепели: Ю. Трифонов, Ч. Айтматов, В. Быков, В. Астафьев, В. Шукшин, А. Вампилов, В. Белов, В. Распутин, Ф. Абрамов и многие другие советские писатели.




Предыдущий:

Следующий: