Экзамен История ( ответы )


Билет 3

Крещение Руси2) Реформы Петра I3) Белое движение. Характеристика судьбы белой эмиграции

Принято считать, что христианство становится государственной религией Киевской Руси в 988 году. Однако христианизацию русских земель нельзя свести к единовременному акту, она продолжалась длительное время, сведения о ней порой принимают мифологическую окраску. Существует легенда о том, что христианство на русские земли принес апостол Андрей, который якобы на пути из Константинополя в Рим доехал по Днепру до Киева и Новгорода. Исследователи считают, что эта легенда появилась уже в XII в. для подтверждения идеи о раннем появлении христианства на Руси.

Другая легенда повествует о том, что Владимир посылал гонцов в разные страны для того, чтобы они ознакомились с существующими там религиями. Выслушав рассказы послов, Владимир склонился к принятию православия.

В действительности христианизация происходила на протяжении нескольких столетий и была обусловлена прежде всего политическими причинами. Христианами становились киевские купцы, торговавшие с Византией, воины, посещавшие христианские страны. Христианство приняли киевские князья Аскольд и Ольга.

В X в. Киевская Русь была сильным феодальным государством с высоким уровнем ремесла и торговли, духовной и материальной культуры. Дальнейшее развитие требовало консолидации сил внутри страны, а это было трудно сделать в условиях, когда разные города поклоняются разным богам. Нужна была объединяющая идея единого Бога. Международные отношения также требовали принятия христианства, так как Русь поддерживала постоянные контакты с христианскими странами Западной Европы и Византией. Для упрочения этих контактов нужна была общая идейная платформа.

Получение крещения от Византии также было не случайным. Киевскую Русь связывали с Византией более тесные торговые и культурные связи, чем с другими странами. Подчинение церкви государству, характерное для Византии, также импонировало княжеской власти. Принятие христианства от Византии давало возможность совершать богослужение на родном языке. Византии также было выгодно совершить крещение Руси, так как она получала при этом союзника в борьбе за расширение своего влияния.

Акт крещения в Киеве и Новгороде, совершившийся в 988 году, еще не исчерпывал собой принятие христианства целым народом. Этот процесс растянулся на столетия.

Князь с дружиной крестился в Корсуне (Херсонес). Крещение было подкреплено бракосочетанием князя с сестрой визаитийкого царя Василия III. По возвращении князя Владимира с дружиной и новоявленной княгиней в Киев он отдал приказ о ниспровержении старых богов и о необходимости собраться всему населению Киева в определенный день и час к берегу Днепра, где и было совершено крещение. Крещение Новгорода было более сложной задачей, так как Новгород постоянно проявлял сепаратистские тенденции и воспринимал крещение как попытку подчинить его воле Киева. Поэтому в летописях можно прочитать о том, что «Путятя крестил новгородцев огнем, а Добрыня мечем», т.е. новгородцы оказали ожесточенное сопротивление крещению.

Больше всего Петра I занимала мысль о флоте и возможность торговых связей с Европой. Для претворения своих идей в жизнь он снарядил Великое посольство и посетил ряд европейских стран, где увидел, насколько Россия отстала в своем развитии.

Это событие в жизни молодого царя положило начало его преобразовательской деятельности. Первые реформы Петра I были направлены на изменение внешних признаков русской жизни: он приказал сбривать бороды и велел одеваться в европейские одежды, внес музыку, табак, балы и другие новшества в жизнь московского общества, чем поверг его в шок.

Указом от 20 декабря 1699 г. Петр I утвердил летоисчисление от Рождества Христова и празднование нового года 1 января.

Реформа государственного управления Петра I

Вместо Боярской думы в 1700 был создан Совет Министров, заседавший в Ближней канцелярии, а в 1711 г. — Сенат, который к 1719 г. превратился в высший государственный орган. С созданием губерний многочисленные Приказы прекратили свою деятельность, их заменили Коллегии, которые подчинялись Сенату. В системе управления также действовала Тайная полиция – Преображенский приказ (ведал делами государственных преступлений) и Тайная канцелярия. Оба учреждения находились в ведении самого императора.

Административные реформы Петра I

Областная (губернская) реформа Петра I

Крупнейшей административной реформой местного управления было создание в 1708 г. 8 губерний во главе с губернаторами, в 1719 г. их число увеличилось до 11. Вторая административная реформа поделила губернии на провинции во главе с воеводами, а провинции – на дистрикты (уезды) во главе с земскими комиссарами.

Городская реформа (1699-1720 гг.)

Для управления городом были созданы Бурмистерская палата в Москве, переименованная в ноябре 1699 г. в Ратушу, и магистраты, подчинявшиеся Главному магистрату в Петербурге (1720 г.). Члены Ратуши и магистратов избирались путем выборов.

Сословные реформы

Главной целью сословной реформы Петра I было оформление прав и обязанностей каждого сословия – дворянства, крестьянства и городского населения.

Дворянство.

Указ о вотчинах (1704 г.), по которому и бояре, и дворяне получили вотчины и поместья.

Указ об образовании (1706 г.) – все боярские дети обязаны получить начальное образование.

Указ о единонаследии (1714 г.), по которому дворянин мог оставить наследство только одному из сыновей.

Табель о рангах (1721 г.): служба государю делилась на три отдела – армия, государство и двор — каждый из которых был разделен на 14 рангов. Этот документ позволял человеку низшего сословия выслужить себе дворянство.

Крестьянство

Большинство крестьян были крепостными. Холопы могли записаться в солдаты, что освобождало их от крепостной зависимости.

Среди свободных крестьян были:

государственные, обладающие личной свободой, но ограниченные в праве перемещения (т.е. по воле монарха они могли быть переданы в крепостные);

дворцовые, принадлежавшие лично царю;

посессионные, приписанные к мануфактурам. Владелец не имел право продавать их.

Городское сословие

Городские люди подразделялись на «регулярных» и «нерегулярных». Регулярные делились на гильдии: 1-я гильдия — наиболее богатые, 2-я гильдия — мелкие торговцы и зажиточные ремесленники. Нерегулярные, или «подлый люд», составляли большинство городского населения.

В 1722 г. появились цеха, которые объединяли мастеров одного ремесла.

Судебная реформа Петра I

Функции верховного суда осуществляли Сенат и Юстиц-коллегия. В провинциях действовали надворные апелляционные суды и провинциальные суды, возглавляемые воеводами. Провинциальные суды вели дела крестьян (кроме монастырских) и горожан, не включенных в посад. С 1721 г. судебные дела горожан, включенных в посад, вел магистрат. В остальных случаях дела решал земской или городовой судья единолично.

Церковная реформа Петра I

Петр I упразднил патриаршество, лишил церковь власти, а ее средства перевел в государственную казну. Вместо должности патриарха царь ввел коллегиальный высший управленческий церковный орган – Святейший Синод.

Финансовые реформы Петра I

Первый этап финансовой реформы Петра I сводился к сбору денег на содержание армии и ведение войн. Добавились выгоды от монопольной продажи некоторых видов товаров (водка, соль и др.), введены косвенные налоги (банные, конские, на бороды ит.д.).

В 1704 г. была проведена денежная реформа, по которой основной денежной единицей стала копейка. Неразменный рубль был отменен.

Податная реформа Петра I заключалась в переходе от подворного обложения к подушному. В связи с этим правительство включало в тягло все категории крестьянского и посадского населения, которые до этого были освобождены от налога.

Таким образом, в ходе налоговой реформы Петра I был введен единый денежный налог (подушная подать) и увеличено число налогоплательщиков.

Социальные реформы Петра I

Реформа образования Петра I

В период с 1700 по 1721 гг. в России было открыто множество гражданских и военных школ. Среди них школа математических и навигационных наук; артиллерийская, инженерная, медицинская, горные, гарнизонные, духовные школы; цифирные школы бесплатного обучения детей всех чинов; Морская академия в Петербурге.

Петром I была создана Академия наук, при которой был учрежден первый российский университет, а при нем первая гимназия. Но действовать эта система начала уже после смерти Петра.

Реформы Петра I в культуре

Петр I ввел новую азбуку, что облегчало обучение грамоте и способствовало книгопечатанию. Стала издаваться первая русская газета «Ведомости», в 1703 г. появилась первая книга на русском языке с арабскими цифрами.

Царь разработал план каменного строительства Петербурга, уделяя особое внимание красоте архитектуры. Он приглашал иностранных художников, а также отсылал талантливых молодых людей за границу обучаться «художествам». Петр I положил начало Эрмитажу.

Медицинские реформы Петра I

Основными преобразованиями было открытие госпиталей (1707 г. — первый Московский военный госпиталь) и школ при них, в которых готовили лекарей и аптекарей.

В 1700 г. при всех военных госпиталях были учреждены аптеки. В 1701 г. Петр I издал указ об открытии восьми частных аптек в Москве. С 1704 г. стали открываться казенные аптеки во многих городах России.

Для выращивания, изучения, создания коллекций лекарственных растений были созданы аптекарские огороды, куда завозились семена и зарубежной флоры.

Социально-экономические реформы Петра I

Для подъема промышленного производства и развития торговых связей с заграницей Петр I приглашал иностранных специалистов, но в то же время поощрял отечественного промышленника и торговца. Петр I добивался того, чтобы из России вывозилось больше товара, чем ввозилось. За время его царствования на территории России действовало 200 заводов и фабрик.

Реформы Петра I в армии

Петр I ввел ежегодные рекрутские наборы из молодых россиян (от 15 до 20 лет) и велел начать обучение солдат. В 1716 г. был издан Воинский Устав, излагающий службу, права и обязанности военных.

В результате военной реформы Петра I была создана мощная регулярная армия и военно-морской флот.

Реформаторская деятельность Петра имела поддержку широкого круга дворянства, но вызывала недовольство и сопротивление среди бояр, стрельцов и духовенства, т.к. преобразования влекли утрату ими руководящей роли в государственном управлении. Среди противников реформ Петра I был и его сын Алексей.

Итоги реформ Петра I

В России установлен режим абсолютизма. За годы своего царствования Петр создал государство с более совершенной системой управления, сильной армией и флотом, стабильной экономикой. Произошла централизация власти.

Быстрое развитие внешней и внутренней торговли.

Упразднение патриаршества, церковь потеряла свою самостоятельность и авторитет в обществе.

Был достигнут огромный прогресс в области науки и культуры. Поставлена задача государственной важности – создание российского медицинского образования, а также положено начало российской хирургии.

Особенности реформ Петра I

Реформы проводились по европейскому образцу и охватили все сферы деятельности и жизни общества.

Отсутствие системы проведения реформ.

Реформы осуществлялись, в основном, за счет жесткой эксплуатации и принуждения.

Петр, нетерпеливый по природе, вносил новшества в быстром темпе.

В результате начавшейся 23 февраля 1917 г. Февральской революции российская самодержавная монархия рухнула, и не нашлось сколько-нибудь значительных сил, которые выступили бы в ее защиту. Более того, неожиданно в перевороте оказались заинтересованными самые различные круги отечественной общественности: от верхушки армии до интеллигенции, объединенной в партии либерального и радикального направлений. Немногочисленные трезвые голоса политических деятелей, предупреждавших о возможном крахе государственности, не были услышаны. Эйфория внезапно открывшихся перспектив захлестнула общественность и страна устремилась по направлению к разрушению своих вековых устоев и хаосу.
Более всего на этом направлении потрудилось образовавшееся в первые дни революции Временное правительство. Хотя интеллигенция, его составившая, готовила себя к этой роли многие годы и имена членов правительства как ведущих оппонентов царского режима были давно на слуху, сколько-нибудь значительного опыта управления страной никто из них не имел.
За все время своего существования Временное правительство больше занималось разрушением старого правопорядка, чем созданием чего-либо нового взамен .

Применительно к теме настоящей работы белое движение прежде всего означает оппозиционную деятельность наиболее государственно мыслившей части русского общества по отношению к разрушительной политике Временного правительства, поскольку последняя вела к развалу российского государства и торпедировала саму возможность успешного продолжения борьбы с вековым врагом на фронтах мировой войны.
Неспособность пришедших в результате Февральской революции к власти членов правительства навести в стране необходимый порядок привела к тому, что в различных кругах российской общественности начала вызревать идея военной диктатуры. Отверженные чиновники увидели в ней возможность возвращения к государственной службе и связанным с нею привилегиям; торгово-промышленные и финансовые круги – надежду на восстановление управляемости государства и начало нормальных реформ на благо страны; военные – привести армию в боеспособное состояние; само правительство – добиться установления контроля над страной. Беспорядок надоел и рабочим, что, в частности, сказалось на политике Петроградского Совета, к середине июля уже в сущности не возражавшего против диктатуры.

Билет 4

Русская Правда и церковные уставы2) Дворцовые перевороты. Царствование Елизаветы Петровны. Семилетняя война.3) Военный коммунизм и НЭП

1) «Русская Правда» — главный памятник древнерусского права. Еще существуют церковные уставы  святого князя Владимира и Ярослава, но историки до сих пор не пришли к единому мнению об их подлинности. Первым выразил сомнение в подлинности Устава святого Владимира нашедший его текст и издавший Устав Карамзин, позже его мысль поддержал Голубинский. Карамзин настороженно относился к тексту, потому что некоторые его положения противоречили общепризнанным фактам. В частности, его смущало то место, где говорится, что святой Владимир крестил Русь вместе с Патриархом Фотием, но между ними лежит век. Фотий – это 860-е годы, 9-й век, а Владимир – это уже век 10-й.

Правда Ярослава имела огромное нравственное значение. Она  ограничивала насилие. Если раньше доминировал принцип «смерть за смерть», «кровь за кровь», или «рога на рога», «копыта на копыта» (есть такая присказка в обычном якутском праве, поскольку якуты на протяжении веков в основном занимались скотоводством), обидчика принято было убивать, то в этом документе убийство законодательно заменяется штрафом. Теперь убийство запрещается и Церковью, и законом.Как оценивать Русскую Правду? Если говорить юридическим языком, Правда Ярослава является уголовным кодексом. С точки зрения современного права, это свод норм, которые предусматривают наказания за уголовные преступления (оскорбление личности, достоинства человека, его родных и слуг, нарушение его собственности, его имущества), ограничение, а потом и запрещение кровной мести. Это нормы и правила, необходимые для общественной безопасности, так называемый древнерусский уголовный кодекс. Но есть в Правде Ярослава статьи, в которых говорится, что законы эти идут от Бога, и князь является носителем правды, потому что он миропомазанник, в них ограждается церковное имущество и права граждан. Конечно, это уже гражданский кодекс. По существу перед нами свод нормативных актов, которые регулируют отношения двух общественных сил. С одной стороны, в роли высшей судебной инстанции выступает князь — лично или через чиновников, то есть свою администрацию. Князь — вершитель правосудия. А с другой стороны отдельный гражданин выступает как состязательная сторона отдельный гражданин,  за которым просматривается его род, община, семья — мир, к которому он принадлежит. И этот мир наблюдает за тем, чтобы права человека, участвующего в судебном разбирательстве, не были нарушены.

2) Эпохой дворцовых переворотов считают время с 1725 по 1862 годы – примерно 37 лет. В 1725 г. умер Петр I, никому не передав престол, после чего началась борьба за власть, которая ознаменовалась рядом дворцовых переворотов.

Автором термина «дворцовые перевороты» является историк В.О. Ключевский. Он обозначил другой временной промежуток этого явления в русской истории: 1725 -1801 годы, так как в 1801 году произошел последний в российской империи дворцовый переворот, закончившийся смертью Павла I и воцарением Александра I Павловича.

Чтобы понять причину череды дворцовых переворотов XVIII века, следует возвратиться в эпоху Петра I, а точнее – в 1722 год, когда он издал Указ о престолонаследии. Указ отменял обычай передавать монарший престол прямым потомкам по мужской линии и предусматривал назначение престолонаследника по воле монарха. Петр I издал Указ о престолонаследии в связи с тем, что его сын, царевич Алексей, не был сторонником проводимых им реформ и сгруппировал вокруг себя оппозицию. После гибели Алексея в 1718 году Пётр I не собирался передавать власть внуку Петру Алексеевичу, опасаясь за будущее проводимых им реформ, но и сам не успел назначить преемника.

После его смерти императрицей была провозглашена его вдова Екатерина I, которая опиралась на одну из придворных группировок.

Екатерина I занимала русский престол чуть больше двух лет, она оставила завещание: своим преемником она назначала великого князя Петра Алексеевича и подробно обозначила порядок престолонаследия, а все экземпляры Указа о престолонаследии при Петре II Алексеевиче изымались.

Но Пётр II скончался, также не оставив завещания и наследника, и тогда Верховный тайный совет избрал императрицей Анну Иоанновну.

Она перед смертью определила преемником Иоанна Антоновича, также подробно описав дальнейшую линию наследования.

Свергнувшая Иоанна Елизавета Петровна опиралась в обосновании своих прав на престол на завещание Екатерины I.

Через несколько лет наследником Елизаветы был назначен её племянник Пётр Фёдорович (Пётр III), после вступления на престол которого наследником стал его сын Павел I Петрович.

Но вскоре после этого в результате переворота власть перешла к жене Петра III Екатерине II, ссылавшейся на «волю всех подданных», при этом наследником остался Павел, хотя Екатерина, по ряду данных, рассматривала вариант с лишением его права наследования.

Вступив на престол, в 1797 году Павел I в день коронования обнародовал Манифест о престолонаследии, составленный им и его женой Марией Фёдоровной ещё при жизни Екатерины. Согласно этому манифесту, отменявшему петровский указ, «наследник определялся самим законом» – в намерении Павла было исключить в будущем ситуацию отстранения от престола законных наследников и исключение произвола.

Но новые принципы престолонаследия ещё долгое время не воспринимались не только дворянством, но даже и членами императорской фамилии: после убийства Павла в 1801 г. его вдова Мария Фёдоровна, которая составляла вместе с ним Манифест о престолонаследии,  вскрикнула: «Я хочу царствовать!». Манифест Александра I о вступлении на престол также содержал петровскую формулировку: «и его императорского величества наследнику, который назначен будет», несмотря на то, что по закону наследником Александра был его брат Константин Павлович, который тайно отрёкся от этого права, что также противоречило Манифесту Павла I.

Российское престолонаследие стабилизировалось только после вступления на престол Николая I. Вот такая длинная преамбула. А теперь по порядку. Итак, Екатерина I, Петр II, Анна Иоанновна, Иоанн Антонович, Елизавета Петровна, Петр III, Екатерина II, Павел I…

По свидетельствам историков царица Елизавета Петровна отличалась умом, умело руководила своим пышным двором, но не принимала активного участия в управлении страной. Правление Елизаветы Петровны ознаменовалось пышностью и роскошью, а так же, нерешительностью в принятии важных государственных решений, откладыванием их принятия на долгое время. Будучи набожной, императрица дала обет, что в ее царствование не произойдет ни одной смертной казни. Хотя законодательно это решение оформлено не было, в свое царствование Елизавета Петровна придерживалась данного слова. Однако стоит отметить громкие политические процессы над Лопухиными и позже над Бестужевым-Рюминым, канцлером, долгое время руководившим русской дипломатией.



Еще до воцарения у императрицы был роман с А. Г. Разумовским, украинским певчим. Тайно они обвенчались в 1742 г., после чего Разумовский получил титул графа, множество званий и орденов. Он не стремился к участию в политической жизни. В более поздний период в фаворе у Елизаветы был И. Шувалов, покровительствовавший просвещению и развитию искусств.

Период властвования Елизаветы ознаменовался укреплением власти государства, стабильностью в политике и расцветом культуры. Биография Елизаветы Петровны завершилась 25 декабря 1761 г. (5 января 1762 г.). Перед смертью своим наследником она объявила Петра 3, внука Петра Великого.

3) «Военный коммунизм» — политика большевиков, когда запрещали торговлю, частную собственность, отбирали у крестьян весь урожай (продразверстка). В стране отменили деньги, силой отбирали у граждан накопленные средства. Все это якобы для быстрой победы над врагами. «Военный коммунизм» проводился с 1918 по 1921 годы. Эта политика совместно с войной дала такие результаты:

Сократились посевные площади, понизились урожаи, были нарушены связи города с деревней.

Объем промышленного производства достиг 12 % от довоенного уровня.

Производительность труда упала на 80 %.

Кризис во всех сферах жизни, голод, нищета.

В 1921 году прошли народные восстания (Кронштадт, Тамбов). От голода в стране умерло еще ок. 5 млн человек! Большевики восстания народа давили жестоко. Восставших расстреливали в церквях, травили отравляющими газами. Из пушек  уничтожали крестьянские дома. Солдат сильно опаивали самогоном, чтобы они могли расстрелять в таком состоянии и стариков, женщин и детей.

Большевики победили свой народ, но политику решили изменить. На X съезде Рабоче –Крестьянской партии большевиков в марте 1921 года приняли НЭП – новую экономическую политику.

Признаки НЭПа:

Продразверстку заменили четко определенным продналогом.

Разрешили частную собственность и торговлю.

Провели денежную реформу.

Разрешили аренду и наемный труд.

Предприятия перевели на хозрасчет и самофинансирование (что сам произвел и реализовал, тем и живи).

Допускались иностранные инвестиции. 

1921 – 1929 – годы проведения НЭПа.

Но большевики сразу говорили, что эти меры – временные, что скоро их отменят. Вначале НЭП повысил уровень жизни в стране, решил многие проблемы экономики. НЭП прекратился из-за отсутствия международной торговли, кризиса по сбору хлеба, не желания большевиков.

При диктатуре в политике не может быть демократии в экономике.  Не перестраивая политику, реформы в экономике всегда заглохнут.

Билет 5

1) Социальный строй и хозяйство домонгольской Руси. Древнерусские города.2) Екатерина II как человек и политик.3) Ленин и Троцкий. Образование СССР.

1) В VII — IX вв. у восточных славян шел процесс разложения родо-племенного строя: переход от родовой общины к соседской. Общинники жили в отдельных домах — полуземлянках, рассчитанных на одну семью. Частная собственность уже существовала, но скот оставался в общем владении, неравенства внутри общин еще не было.

Выделилась родо-племенная знать — вожди (кнезы, князья) и старейшины. Они окружали себя дружинами, то есть вооруженной силой, не зависящей от воли народного собрания и способной принудить рядовых общинников к повиновению. Таким образом, славянское общество уже подходило к возникновению государственности.

Каждое племя имело своего князя. Слово «князь» происходит от общеславянского «кнез», означающего «вождь». Одним из таких племенных князей-вождей VI (VII) века был Кий, княживший в племени полян. Русская летопись («Повесть Временных лет») называет его основателем Киева. Некоторые историки даже считают, что Кий стал основателем древнейшей племенной княжеской династии, но это мнение не разделяется другими авторами. Многие исследователи считают и самого Кия легендарной фигурой.

На протяжении веков число городов в Древней Руси, упоминаемых в летописях и, других источниках, неуклонно росло[1]. В IX-X веках упоминаются 25 городов, в XI веке — еще 64, в XII веке — еще 135 и в XIII веке к ним добавляются еще 47 городов. Всего ко времени нашествия Батыя Киевская Русь насчитывала до 300 городов или в среднем по 20—25 на княжество[2]. Помимо них существовали безымянные укрепленные поселения, порой довольно крупные. Всего их насчитывалось более тысячи. Соотношение городов и таких поселений в различных областях составляло от 1:3 до 1:7. При этом, эти укрепления в летописях не считались городами. Вероятно, летописцы относили их к погостам или слободам[3].

По мнению историка Даркевича, в домонгольской Руси можно выделить три периода градообразования: середина X — первая половина XI века; вторая половина XI — середина XII века; вторая половина XII — до 1237-1240 годов[4]. В первый период идёт массовое строительство городов по Днепру и Волхову. На второй период приходится начало феодальной раздробленности на Руси — в это время возрастает роль малых и периферийных городов. Третий период характеризуется максимальным развитием древнерусского города и его культуры[4].



Крупные города имели сложные оборонительные системы. Отдельно защищался детинец — центр города. Укрепления покрывали значительную территорию, в случае опасности за ними могло укрыться не только население города, но и его окрестностей[5][4]. Каждый такой город был и княжеской резиденцией со своим княжеским двором (до 2000 м2). В то же время, в ряде городов, таких как Новгород, Киев, Рязань и Смоленск, существовали и дворы обычных горожан (до 600 м2)[6]. Наличие дворов в значительной степени сказалось на городской планировке. Как правило, одна-две улицы проходили вдоль рек и пересекались малыми улочками и переулками. Еще одной характерной чертой русского города XI—XIII веков было обязательное наличие церкви или храма. В древнерусских городах насчитывалось от двух-трёх, до нескольких десятков церквей. Монастыри могли располагаться и вне города.

2) «Золотой век» Екатерины Второй — один из интереснейших этапов российской истории — в последнее десятилетие оказался в фокусе внимания общества. Объяснение этому видится в том, что личность Екатерины II, ее идеи и деяния неразрывно связаны с эпохой преобразований, когда Россия в очередной раз становилась на путь европейского Просвещения. Если «век Петра был веком не света, а рассвета», много сделавшим «во внешнем, материальном отношении преимущественно», о в свершениях второй половины XVIII в., по определению С.М. Соловьева, «ясно видны признаки возмужалости народа, развития сознания, обращения от внешнего к внутреннему, обращения внимания на самих себя, на свое». Суть происходивших перемен образно передал видный екатерининский вельможа И.И. Белецкой в словах, обращенных к императрице: «Петр Великий создал в России людей; Ваше Величество влагаете в них души». Другое отличие от петровских преобразований, особо отмечаемое рядом современников, было также не менее существенным: Екатерина Вторая «кротко и спокойно закончила то, что Петр Великий принужден был учреждать насильственно».

Екатерине II присущи и столь необходимые для верховного правителя качества, как твердость, решительность, мужество. Это дало основание близко знавшим ее современникам называть императрицу «непоколебимою». И тем не менее, управляя сложным государственным механизмом, Екатерина оставалась весьма гибким политиком, отнюдь не на словах демонстрируя обстоятельную взвешенность при выборе того или иного подхода: «Действовать нужно не спеша, с осторожностью и с рассудком». Она с полным основанием относила себя «к таким людям, которые любят всему знать причину», и в соответствии с этим старалась принимать адекватные конкретной ситуации решения.

Но, несмотря на природную гибкость ума, Екатерина II, как она сама признавалась, «умела быть упрямою или твердою (как угодно), когда это было нужно», но «никогда не была злопамятна. Во всех случаях человеколюбие и снисхождение к человеческой природе предпочитала я правилам строгости».

Внешняя политика Екатерины в рамках этических норм своего времени была последовательной и честной. Но при этом надо помнить и о публичном заявлении Екатерины II, как бы подводившем итог проводимому ею внешнеполитическому курсу — никто и никогда не сомневался в самостоятельности принимаемых императрицей решений: «В это столетие Россия не понесла убытков ни от какой войны и не позволит управлять собою».

Желания Екатерины были скромными, хотя и определяли многое, если не все в ее жизни: «Здоровье прежде всего; затем удача; потом радость; наконец, ничем никому не быть обязанной». Современники отмечали, что «она была проста в домашней жизни», отличалась чрезвычайной умеренностью в пище и питье. Но вместе с тем баснословная пышность русского двора при Екатерине изумляла иностранцев немыслимым соединением азиатской роскоши с европейской утонченностью.

То, что Екатерина II — мудрая правительница, признавали даже ее закоренелые недоброжелатели. Взять к примеру, В. О. Ключевского, который оценивал ее ум достаточно критически: «Это не была самая яркая черта характера Екатерины: она не поражала ни глубиной, ни блеском своего ума.. У нее был ум не особенно тонкий и глубокий, зато гибкий и осторожный, сообразительный, умный ум, который знал свое место и время и не колол глаз другим, Екатерина умела быть умна кстати и в меру». Однако Екатерина обладала другим бесценным качеством, столь необходимым самодержавной правительнице, тем «счастливым даром», который позволял свободно ориентироваться в самой сложной ситуации, — «памятливостью, наблюдательностью, догадливостью, чутьем положения, уменьем быстро схватить и обобщить все наличные данные». Ее трудно было застать врасплох. Всегдашняя собранность и живая сообразительность помогали выбрать оптимальный вариант решения неожиданно возникшей проблемы.



3)

история отношений между российскими политиками Лениным В. И. и Троцким Л. Д.. Он отличается значительными фракционными колебаниями, в результате которых политические платформы Ленина и Троцкого совпадали далеко не всегда. На II съезде РСДРП Троцкий поддержал платформу Ленина по вопросу ассимиляции евреев, и отказа от автономии еврейской партии Бунд внутри социал-демократии. Однако в период своей второй эмиграции Троцкий не поддержал ленинский курс на выделение из состава РСДРП большевистской фракции, в 1911—1912 году оба политика фактически обмениваются взаимной руганью. В период 1917—1921 Ленин и Троцкий приходят к выводу о совпадении своих взглядов на тот момент, и составляют блок, отношения в котором были, по выражению личного секретаря Сталина, Бажанова Б. Г. идеальными. В период революции и Гражданской войны Ленин и Троцкий фактически превращаются в первых лиц государства. Первые серьёзные разногласия происходят во время дискуссии о профсоюзах 1920—1921 годов. В конце 1922 года Ленин, по словам Троцкого, предлагает ему составить блок на почве борьбы с бюрократизмом, однако вскоре Ленин отходит от дел вследствие тяжёлой болезни, и в 1924 году умирает.

Образование СССР — период российской истории с 1916 по 1923 (иногда по 1924[1]), характеризующийся процессами образования на территории бывшей Российской империи различных государственных образований[2], территориальной дезинтеграцией Российской империи и её правопреемников (Российская Республика, РСФСР) и становления СССР.

Февральская революция 1917 года привела к заметному усилению сепаратизма, в первую очередь польского, украинского и финского. После Октябрьской революции 1917 года произошёл новый мощный всплеск сепаратизма, и была провозглашена, в частности, независимость Финляндии. Попытки большевистского правительства вернуть контроль над фактически отпавшими западными национальными окраинами (Финляндия, Украина, Эстония и т. д.) рушатся в ходе германского наступления весной 1918 года. Восстание Чехословацкого корпуса летом 1918 года становится катализатором дальнейшего распада, вызвав образование неподконтрольных Москве правительств уже на территории самой России. В ходе Гражданской войны большевики восстановили контроль над большей частью территории бывшей Российской империи.

Догово́р об образова́нии СССР — договор об объединении в одно союзное государство — Союз Советских Социалистических Республик, заключённый в 1922 году Российской Социалистической Федеративной Советской Республикой, Украинской Социалистической Советской Республикой, Белорусской Социалистической Советской Республикой и Закавказской Социалистической Федеративной Советской Республикой. В январе 1924 года вместе с декларацией об образовании СССР вошёл в состав первой союзной конституции, став её основным разделом.

Билет 6

1) Феодальная раздробленность. Её причины. Возникновение новых политических центров.2) Внутренняя политика Екатерины II3) Индустриализация и коллективизация

1) Русь была великим государством. Она развивалась, увеличивалась и ее территория. Она вела успешную внешнюю торговлю, могла отразить нападение врагов. Так почему же Русь распалась на отдельные княжества? Рассмотрим основные причины политической раздробленности.

Первой, и наверное самой очевидной причиной является увеличение потомков Рюрика. Каждое поколение было все больше и больше предыдущего, и каждый хотел ухватить «свой кусок пирога».

Вторая причина, которую в принципе можно соединить с первой, – это отсутствие сильного харизматичного  князя. До раздробленности же удавалось сохранять единство государства. А все потому, что среди Рюриковичей был авторитет, которого все уважали.

Третья причина – независимость экономики отдельных княжеств от центра и между собой. Каждое княжество производило все, что ему было нужно для существования. Поэтому оно могло стать отдельным государством.

Четвертая причина – заинтересованность бояр в своем князе, который бы защищал их права на местах. Поэтому бояре помогали князю установить власть в каждой земле. Однако потом в княжествах возникала борьба за власть между боярством и князем. На каждой земле вопрос власти решился по-разному.

Пятая причина – ослабление Киева, центра Руси. На город часто нападали кочевники, что способствовало оттоку населения в более спокойные места. Миграция жителей повела за собой отставание в экономике Киева от других княжеств.

Также к причинам раздробленности можно отнести:
6. отсутствие в середине XII века серьезного внешнего врага
7. усиление военной мощи князей на местах
8. отсутствие определенного порядка наследования. Новый “лествичный” порядок наследования (Киев переходил во владение к старшему Рюриковичу, после смерти предыдущего князя) был неэффективен. Все князья хотели управлять, но никто не хотел ждать, когда наступит его очередь.

Стоит отметить, что, несмотря на политическую раздробленность, русский народ был един духовно: русские люди сохраняли общий язык, общие традиции, а также единую религию – православие. Не забывали они и про общие исторические корни. Все это давало возможность объединить отдельные княжества под флагом одного государства, что произошло, но только через 300 с лишним лет.

Во второй половине XIII века связи между русскими землями, начиная от политических контактов и заканчивая упоминанием друг друга в летописании, достигли минимума. Большинство ранее существовавших княжеств подверглось сильному территориальному дроблению. Дальнейшее собирание русских земель проходило в тяжёлых внешнеполитических условиях и диктовалось в первую очередь политическими предпосылками. Княжества северо-восточной Руси в течение XIVXV веков консолидировались вокруг Москвы. Южные и западные русские земли стали составной частью Великого княжества Литовского.

2) Свои главные задачи она видела в укреплении самодержавия, реорганизации государственного аппарата с целью его усиления, в упрочении международного положения России.

Екатерина II объявила себя преемницей Петра I. Уже в начале царствования она сосредоточила в своих руках всю законодательную и распорядительную власть. Законодательным органом был Сенат. В 1763 г. Екатерина разделила Сенат на 6 департаментов, каждый с определёнными полномочиями и компетенцией. Тем самым она ослабила его как законодательный орган. В 1764 г., чтобы подавить стремление к отделению на Украине, Екатерина II ликвидировала гетманство (автономию). В 1654 г. Украина вошла в состав России на правах самой широкой автономии. Екатерина II считала, что для внутренней прочности многонациональная империя должна управляться по единым принципам. Осенью 1764 г. она назначила на Украину генерал — прокурора П.А. Румянцева. В самом начале правления Екатерина решила урегулировать отношения Церкви и светской власти. Со времён Петра I Церковь была подчинена государству. Финансовая ситуация в стране была тяжёлой, а Церковь была крупным собственником в государстве. Екатерина II была православной, выполняла все православные обряды, но она была прагматичной правительницей. Чтобы пополнить государственную казну, в 1764 г. она провела секуляризацию (обращение государством церковной собственности в светскую) церковных земель. Было упразднено 500 монастырей, казне перешёл 1 млн. душ крестьян. За счёт этого государственная казна была значительно пополнена. Это позволило ослабить финансовый кризис в стране, расплатиться с армией, которая давно не получала жалованья. Влияние Церкви на жизнь общества значительно сократилось. В своей политике Екатерина II стала опираться на дворянство. Дворянство было опорой престола и осуществляло важнейшие функции: дворяне были организаторами производства, полководцами, крупными администраторами, придворными.

Екатерина II стала проводить так называемую политику просвещённого абсолютизма. С самого начала правления Екатерина II начала стремиться к достижению внутренней устроенности государства. Она считала, что несправедливости в государстве можно искоренить с помощью хороших законов. И она задумала принять новое законодательство вместо Соборного Уложения Алексея Михайловича 1649 г., которое бы учитывало интересы всех сословий. С этой целью в 1767 г. была созвана Уложенная Комиссия. Екатерина II была европейски образованной женщиной и разделяла взгляды западноевропейских мыслителей на крепостничество как антигуманное явление. Но ко времени вступления на престол она хорошо изучила страну и общество, которыми теперь управляла. Она понимала, что между отвлечёнными рассуждениями западноевропейских просветителей о свободе и российской реальностью — огромная разница. Около половины помещичьих крестьян находились на положении рабов. На крепостном праве держалось всё помещичье хозяйство. Крепостное право стало привычным, будничным явлением, естественным состоянием для крестьян. Кроме того, Екатерина была убеждена, что русский народ духовно не развит и пока не готов сам заботиться о себе. К столь радикальным изменениям в судьбе, как отмена крепостного права, его нужно готовить постепенно в течение длительного времени. Россия была не готова к новому общественному устройству, и ставить вопрос об отмене крепостного права в России она не могла.

Екатерина II провела ряд реформ, в том числе губернскую реформу, судебную реформу, дала «Жалованную грамоту дворянству», «Жалованную грамоту городам», пыталась проводить реформу и в области образования. Оценки ее правления (См. в хрестоматии статью «Историческое значение деятельности Екатерины II. Различные оценки историков.») в исторической науке не однозначны.

3) Политика нэпа могла стабилизировать положение в экономике, создать устойчивый, постепенный рост. Но она не могла вывести страну на качественно новый виток развития, обеспечить индустриальную и военную мощь на уровне передовых государств. К тому же нэп предусматривал рыночную составляющую и наличие «эксплуататоров» в городе и деревне, что расходилось с идеалами коммунизма.

Партия начала политику индустриализации, курс на которую был принят XIV съездом партии (декабрь 1925 г.). Единственным серьезным источником инвестиций для развернувшегося массового строительства промышленных предприятий была деревня. Коллективизация означала фактически возвращение к внеэкономическим методам принуждения крестьян к труду. За счет этого, невзирая на общее сокращение сельскохозяйственного производства, государство стало получать огромные дополнительные доходы. Помогла и Великая депрессия на Западе (1929—1933). Кризис сбыта требовал поиска новых рынков, западные страны в этот период были плохими покупателями, а Советский Союз демонстрировал поистине безграничные финансовые возможности. Принципиально новой была технология реализации индустриализации. В ее основе лежали пятилетние планы развития народного хозяйства СССР. Первый пятилетний план был прият в мае 1929 г. V съездом Советов. До войны успели принять три пятилетних плана. И хотя по факту пятилетки выполнялись далеко не полностью, они создавали большие стратегические преимущества в развитии народного хозяйства. В итоге к концу 1930-х гг. СССР превратился в мощную, индустриально развитую державу, вполне конкурентоспособную по сравнению с ведущими странами Запада. Следует отметить и другие позитивные последствия индустриализации. Была ликвидирована безработица, создан слой высококвалифицированных рабочих. В массовом порядке необходимо было готовить инженерные кадры, что привело к ускорению развития высшего образования. Одновременное появление большого числа строящихся и вводимых в строй объектов в самых разных отраслях народного хозяйства расширяло социальные горизонты для миллионов советских людей, давало им возможность в короткие сроки получить образование и сделать карьеру.

Однако за все успехи пришлось расплачиваться деревне. Идея коллективизации заключалась в ликвидации индивидуального крестьянского хозяйства и создании на основе обобществления средств производства нового типа общественного хозяйства. Такое хозяйство уже не могло свободно распоряжаться произведенной продукцией. Большая часть продукции сдавалась государству, оставшегося едва хватало на пропитание, и то не всегда.

Решение о начале коллективизации было принято на XV съезде ВКП (б) в 1927 г. Массовая коллективизация разворачивается с 1929 г. Только за октябрь—декабрь 1929 г. в колхозы вступило 2,4 млн. хозяйств, вдвое больше, чем за предшествующие 12 лет. Такая политика вызвала ожесточенное сопротивление деревни. С целью укрепить органы Советской власти партия посылает в деревню отряд «двадцатипятитысячников» (реально их было больше) — прокоммунистически настроенных рабочих и партийных активистов. С помощью карательных органов они должны были помочь в создании колхозов и борьбе с кулаками. На местах руководители нередко стремились превзойти и эти сверхфорсированные сроки. Массовое сопротивление вызвало ужесточение репрессивных мер. Когда в 1932 г. в стране ввели паспортную систему, ее не распространили на крестьян. Без паспорта крестьянин не мог свободно передвигаться и фактически оказался прикрепленным к земле.

Для крестьянства последствия коллективизации были очень тяжелыми. Резкое сокращение сельскохозяйственного производства изъятие основной массы произведенной продукции государством, привели к уменьшению личного потребления. В 1932 г. начался массовый голод. Он охватил Дон, Кубань, Нижнюю и Среднюю Волгу, часть Центрально-Черноземной полосы, Южный Урал, юг Сибири, Казахстан и всю Украину. При этом государство не прекратило экспорт хлеба, выручая валюту для нужд индустриализации. Коллективизация надолго отбросила сельское хозяйство назад. Лишь к концу 1930-х гг. сельскохозяйственному производству удалось достичь уровня конца 1920-х.

Билет 7

1) Татаро-монгольское нашествие и установление ига2) Внешняя политика Екатерины II3) «Культурна революция»

К началу монголо-татарского нашествия Русь уже более ста лет находилась в условиях феодальной раздробленности. Это ослабило Русь как в политическом, так и в военном отношении. Первое поражение от монголо-татар русские понесли в 1223 г. во время столкновения у реки Калки. Поражение на Калке вошло в историю как одно из самых сильных и тяжелых.
Монголы к началу нашествия на Русь обладали огромной территорией, сильным, организованным войско, централизованной властью. Нашествие татаро-монгол на Русь началось в 1237 г. под руководством хана Батыя. Первой пала Рязань.
Батый не дошел 100 верст до Новгорода и повернул назад. На следующий год основной удар монголо-татарской экспансии пришелся на юг. Были захвачены Киев, Чернигов и многие другие города. Последними были разгромлены города Галицко-Волынской земли. Монгольские правители разжигали вражду между русскими князьями, не допуская централизации русских земель.

По возвращении из европейского похода хан Батый и окружавшая его знать обосновались на Нижней Волге, где в 1243 г. возникло государство монголов — Золотая Орда (улус Джучидов, или Кыпчакское ханство, со столицей в Сарае). Некоторое время государство это находилось в номинальном подчинении у монгольского великого хана, пребывавшего в Каракоруме. Александр Невский, ставший великим князем (1252—1263), проводил осторожную политику. Эта политика заключалась в том, чтобы, поддерживая мирные отношения с ханами Золотой Орды (для решительной борьбы с ней разорённая Русь ещё не имела необходимых сил) и в то же время объединяя постепенно русские земли, оказывать решительный вооруженный отпор крестоносным захватчикам на северо-западе.

Золотоордынские ханы требовали явки всех русских князей в Орду за ярлыками (грамотами), утверждавшими их право на княжение. Ханы широко применяли систему заложничества, подкупы, убийства и обман, стремясь использовать отсутствие политического единства иа Руси. Татаро-монгольское нашествие, подорвав экономику страны, усилило феодальные распри на Руси.

2) Сразу же после восшествия на престол Екатерина расторгла военный союз с Пруссией, заключенный Петром III. При Екатерине сформировался новый внешнеполитический курс России, который заключался в том, чтобы действовать в соответствии с собственными интересами,не находясь в постоянной зависимости от других государств.

Екатерине пришлось решать три проблемы, оставшиеся ей в наследство:

Возврат белорусских и украинских земель, остававшихся в составе Польши;

Обеспечение безопасности южных окраин России и выход к Черному морю;

Упрочение России на берегах Балтийского моря.

В конце 1768 г. Турция объявила войну России. Военные действия развернулись на трех фронтах: в Крыму, на Дунае и в Закавказье, куда русские войска вошли по просьбе Грузии. Война с Турцией закончилась подписанием Кючук-Кайнарджийского мира (1774 г.), по которому к России отошли значительные территории. Но в 1787 г. началась вторая русско-турецкая война. В ней проявил свои полководческие таланты А.В. Суворов. Война закончилась победой России в 1791 г.

3) Культу́рная револю́ция — комплекс мероприятий, осуществлённых в Советской России и СССР, направленных на коренную перестройку культурной и идеологической жизни общества. Целью было формирование нового типа культуры как часть строительства социалистического общества[1][2], в том числе увеличение доли выходцев из пролетарских классов в социальном составе интеллигенции[3].

Термин «культурная революция» в России появился в «Манифесте анархизма» братьев Гординых в мае 1917 года, а в советский политический язык введён В. И. Лениным в 1923 году в работе «О кооперации»[4]: «Культурная революция — это… целый переворот, целая полоса культурного развития всей народной массы».

Культурная революция в СССР как целенаправленная программа по трансформации национальной культуры на практике зачастую буксовала и была массированно реализована лишь в годы первых пятилеток[5]. В результате, в современной историографии существует традиционное, но, по мнению ряда историков, не вполне корректное, а потому зачастую оспариваемое соотнесение культурной революции в СССР лишь с периодом 1928—1931 гг.[6][7]. Культурная революция в 1930-е годы понималась как часть больших преобразований общества и народного хозяйства, наряду с индустриализацией и коллективизацией[8]. Также, в ходе культурной революции значительной перестройке и реорганизации подверглась и организация научной деятельности в Советском Союзе[9][10]. К успехам культурной революции можно отнести повышение уровня грамотности до 87,4 % населения (по переписи 1939 года), создание обширной системы общеобразовательных школ, значительное развитие науки и искусства[3]. Вместе с тем была сформирована официальная культура, основанная на марксистско-классовой идеологии, «коммунистическом воспитании», массовости культуры и образования, что было необходимо для формирования большого количества производственных кадров[8] и формирования новой «советской интеллигенции» из рабоче-крестьянской среды[2][12].

Согласно одной из точек зрения, в этот период средствами большевистской идеологизации был произведён разрыв с традициями многовекового исторического культурного наследия[3].

С другой стороны, целый ряд авторов оспаривают это положение и приходят к выводу о том, что традиционные ценности и мировоззрения российской интеллигенции, мещанства и крестьянства были лишь незначительно трансформированы в ходе культурной революции, а большевистский проект создания более совершенного, гармоничного, коллективистского человека нового типа, то есть «нового человека», следует считать в значительной мере проваленным

Билет 8

1) Великий Новгород и Александр Невский2) Император Павел и Суворов. Итальянский и Шведский походы Суворова.3) Репрессии 20-40-х годов.

1) Александр Ярославич Невский — второй сын великого князя Ярослава Всеволодовича, правнука Мономаха, родился  30  мая 1220 г. – умер 14 ноября 1263 г. 

На великом княжении во Владимире был с 1252 г. Отрочество свое и юность Александр провёл в Новгороде, где отец посадил его княжить в 1228 г. вместе со старшим братом Фёдором, дав в помощники молодым князьям двух Суздальских бояр.

 В 1236 г. Ярослав уехал в Киев на княжение и Александр стал самостоятельно  править в Новгороде. На 20-м году жизни Александр вступил в брак с дочерью Полоцкого князя Брячислава, Александрой.

В это же время Александр занимался постройкой крепостей по реке Шелонь на западной окраине Новгородских владений. Позднее Александр  прославил своё имя в борьбе со шведами, немцами и  литовцами, которые стремились овладеть Новгородом и Псковом, когда остальная Русь подверглась страшному татарскому погрому. В 1240 г. шведы, оспаривавшие у новгородцев обладание Финляндией, вошли в Неву и достигли устья Ижоры. Когда весть об их нашествии дошла до Новгорода, Александр с новгородцами и ладожанами быстро двинулся к ним навстречу и на левом берегу Невы, при впадении Ижоры, 15 июля 1240 г. нанёс шведам полное поражение. Эта битва, украшенная поэтическими сказаниями, дала Александру прозвище «Невский».

В том же году Александр выехал из Новгорода в Переславль к отцу, поссорившись с новгородцами потому, что хотел управлять так же властно, как его отец и дядя. Но обстоятельства заставили новгородцев снова призвать Александра. Орден Меченосцев, незадолго перед тем соединившийся с Тевтонским орденом, возобновил наступательное движение на Русь Новгородскую и Псковскую. В год Невской битвы  немцы начали завоевание Псковской области, и в следующем 1241 году Псков был ими захвачен. Ободрённые успехом, немцы приступили к завоеванию Новгородской волости. Немецкие отряды  грабили новгородских купцов в 30-ти верстах от Новгорода. Новгородцам пришлось обратиться к Ярославу за князем, и он отправил к ним сына Андрея.

Но новгородцы не желали помощи Андрея, они надеялись на помощь самого князя Александра. Поэтому и отправили  к Александру владыку с боярами. Так в 1241 г. с радостью был принят Александр новгородцами и первым делом отвоевал Копорье.

Позднее в 1242 г.,  Александр освободил и Псков. Отсюда, не теряя времени, двинулся в пределы Ливонии. И 5 апреля 1242 г.  дал рыцарям сражение на льду Чудского озера, близ урочищ Узменя и Вороньего камня, известное под именем Ледового побоища: рыцари были разбиты на голову. После этого поражения немцы просили мира, согласившись отказаться от своих завоеваний в русских областях, и обещали  возвратить пленных.

После шведов и немцев Александр обратил свое оружие на литовцев и  рядом побед показал им, что нельзя безнаказанно  делать набеги на русские земли. В 1256 г. шведы попытались, снова отнять у Новгорода финское побережье и вместе с подвластною Емью стали строить крепость на реке Нарва. Но при одном слухе о приближении Александра с новгородскими и суздальскими полками, удалились.

Так победоносно отражал Александр врагов на западной границе, но совершенно иную политику должен был избрать князь по отношению к татарам.

Потеряв отца в 1246 г., Александр с братом Андреем впервые в 1247 г. поехал в Орду на поклонение к Батыю. Но с берегов Волги, по воле Батыя, Ярославичам пришлось совершить далекое путешествие в Монголию к великому хану. Два года длилась эта поездка. Братья вернулись в 1250 г.  Андрей получил право на княжение во Владимире, Александр же Киев и Новгород. Но Александр не поехал в Киев, потерявший всякое значение после татарского разорения, а поселился в Новгороде, ожидая поворота событий в свою  пользу.

 Андрей Ярославич не сумел поладить с татарами, и в 1252 г. против него были двинуты татарские войска под начальством царевича Неврюя. Андрей был разбит и бежал сначала в Новгород, а оттуда в Швецию. Во время Неврюева нашествия Александр был в Орде и от сына Батыя, Сартака, управлявшего Ордою за дряхлостью отца, получил право на великое  княжение Владимирское.

Александр сел во Владимире и с этого времени стал таким же оборонителем Русской земли от татар, как ранее от шведов и немцев. Но только действовал князь иным путем. С одной стороны Александр сдержал бесполезные восстания своих подданных против татар, с другой постарался покорностью перед ханом добиться возможных льгот Русской земле. Много золота и серебра передал Александр в Орду на выкуп пленных.

Андрей Ярославович в скором времени возвратился в Русь и сел княжить в Суздале, при посредстве Александра получил прощение от хана.

Немало беспокойства причинили Александру дела в Новгороде, где княжил сын его Василий. Пригласили княжить в Новгород брата Александра Ярослава, князя Тверского. Но Александр не желал потери Новгорода и двинулся с ратью к Новгороду, чтобы заставить новгородцев без битвы принять  княжение Василия.

В 1257 г. волнения в Новгороде возобновились вследствие слухов о намерении татар произвести перепись населения для обложения  жителей поголовной данью. Сам князь Василий был на стороне новгородцев не хотевших платить. За это Александр отправил Василия в Суздаль, а его советников подверг жестокому наказанию.

В 1258 г. Александр ездил в Орду «чтить» Улавчия, влиятельного ханского сановника. Только в 1259 г. посредничество Александра  и слухи о движении татарских полков на Новгород заставили новгородцев согласиться на перепись.

В 1262 г. вспыхнуло восстание против татар во Владимире, Ростове, Суздале, вызванное тяжелыми угнетениями от татарских откупщиков дани. Полки татарские были уже готовы идти на Русскую землю. Тогда Александр вновь поспешил в орду к хану, уже в 4 раз. Он прожил там всю зиму и не только успел отвратить татарский погром, но и выхлопотать у хана освобождение Русской земли от повинности выставлять для татар военные отряды. Это было последним делом Александра: больной он поехал в Орду и на дороге в Городце Волжском скончался 14 ноября 1263 г. по словам летописца «много потрудившись за землю русскую, за Новгород и Псков, отдавая живот свой за правоверную веру».

2) Безусловной ошибкой Павла было только то, что реорганизуя русскую

армию, он взял в основу ее реорганизации не гениальные принципы Суворова, а

воинскую систему Прусского короля Фридриха Великого. Но надо помнить, как

воспитывали Павла, кто его воспитывал и какие политические идеи ему

внушали. Хотя Екатерина и не любила сына, но она старалась воспитать его в

духе близких ей европейских политических идей. В этом духе влияли на него и

главный воспитатель масон и вольтерьянец гр. Никита Панин и все его другие

воспитатели. Известно, например, что один из его воспитателей С. А. Порошин

заставлял Павла читать сочинения Монтескье, Гельвеция, ДєАламбера и других

французских «просветителей». Хотя воспитатели и не достигли цели и Павел не



Страницы: 1 | 2 | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: