экономика вопросы

Понятие отрасли. Предмет экономики отрасли. 2. Методология и парадигмы исследования отраслевых рынков. 3. Подходы к исследованию товарных рынков. 4. Границы отрасли и способы их установления. 5. Виды отраслевых рынков. Отраслевые классификации. 6. Концентрация в отрасли. Индекс Герфиндаля-Хиршмана.7. Структура отраслевого рынка и её разновидности.8. Дифференциация продукта. Показатели измерения степени дифференциации.9. Монополистическая конкуренция. Чемберлен о пределах дифференциации продукта.10. Ценообразование и определение оптимального объёма производства в условиях монополистической конкуренции 11. Вертикальная и горизонтальная дифференциация продукта.12. Признаки фирмы как субъекта рынка. Природа фирмы.13. Организационно-правовые и организационно-экономические формы предприятий14. Концентрация производителей. Эффект масштаба.15. Альтернативные цели фирмы. Противоречия внутрифирменных интересов. 16. Стратегический подход к анализу фирмы. 17. Рыночная власть фирмы. Методы измерения рыночной власти.18. Расширение масштабов фирмы. Слияния и поглощения.19. Издержки производства и их виды.20. Прибыль фирмы и методы её максимизации. Виды прибыли.21. Барьеры входа на отраслевой рынок. Стратегические и нестратегические барьеры.22. Классификация рынков по уровню входных барьеров. Барьеры выхода с рынка. Показатели статистики входа-выхода на рынок. 23. Классификация интеграционных процессов в отрасли. 24. Вертикально интегрированные структуры. Следствия вертикальной интеграции.25. Формы стратегического взаимодействия фирм.26. Некооперативные модели стратегического взаимодействия фирм. Парадокс Бертрана. Модель Эджуорта. 27. Отраслевое лидерство. Поведение доминирующей фирмы и её конкурентов. 28. Стратегический сговор. Картель. Модели заключения картельного соглашения.29. Монополия на отраслевом рынке. 30. Ценообразование и определение объёма производства в условиях монополии.31. Особенности рынков с естественной монополией. Естественно-монопольное звено.32. Ценообразование на рынке естественной монополии. Регулирование естественных монополий.33. Ценовая дискриминация как экономическое явление. Условия использования ценовой дискриминации. 34. Ступени дискриминационного ценообразования (По Пигу). Воздействие ценовой дискриминации на экономические процессы.35. Причины ограниченности информации. Информационная асимметрия.36. Ограниченность информации о качестве товара. Рынок «лимонов». Гипотеза Акерлофа. 37. Пути преодоления ограниченности информации о качестве товара.38. Ограниченность информации о цене товара. Теория рыночных сигналов.39. Оценка состояния отрасли. Причины вмешательства государства в отраслевую деятельность.40. Приватизация и национализация. Особенности приватизации в России. 41. Государственная политика в отношении слияния и поглощений фирм.42. Государственная политика в отношении картелей и ценовой дискриминации. 43. Подходы к исследованию результативности функционирования рынка Результативность деятельности фирм.44. Факторы, определяющие результативность отраслевого рынка. Результативность сетевых структур и кластеров.45. Х-эффективность. Х-неэффективность.46. Результативность деятельности монополий. Результативность функционирования естественных монополий.



1. Отрасль экономики — совокупность предприятий и производств, обладающих общностью производимой продукции, технологий и удовлетворяемых потребностей.

Экономика отрасли, таким образом, самостоятельная экономическая наука, изучающая конкретную отрасль и в то не время, являющаяся частью общеэкономической науки. Из этого следуют два важных вывода.

I. Экономика отрасли, как часть общеэкономической науки использует в полной мере все экономические категории. Понятия производительности труда, фондоотдачи, прибыли, себестоимости продукции и т. д. едины по своей сути в экономике, в том числе в экономике любой отрасли — промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, а также в более специализированных отраслях — пищевой, легкой, машиностроительной и т. д.

2. С другой стороны, в силу специфики конкретной отрасли факторы, резервы, пути повышения производительности труда, прибыли. рентабельности производства и т. д. будут различными. Значения этих показателей как по уровню, так и в динамике также будут разными. Они определяются спецификой конкретной отрасли. Это обстоятельство обуславливает необходимость изучения экономики каждой отрасли или комплекса однородных или взаимосвязанных отраслей.

Задачи курса экономики отрасли сжато можно свести к следующему.

1. Прочное овладение категорийным и понятийным аппаратом цикла конкретно-экономических наук и дисциплин.

2. Овладение экономической логикой взаимосвязи этих сложных экономических категорий и понятий и конкретно корреспонденции экономических показателей с учетом технико-технологических параметров отрасли.

3. Получение известного объема информации об экономике данной отрасли по совокупности значений технико-экономических показателей, таких, как конкурентоспособность, объем производства, продаж, величина прибыли, уровень производительности труда, себестоимости и рентабельности производства, фондоотдачи, оборачиваемости оборотных средств и т. д. и активное использование его при дальнейшем обучении и профессиональной деятельности.

4. Изучение специфики отрасли, существенно определяющей характер и условия функционирования отрасли, уровень и динамику показателей ее экономической эффективности.

Всем этим должен, овладеть студент после изучения курса экономики отрасли.

2.




Предыдущий:

Следующий: