Экономика учебник параграф 5-6-7

вероятно, скоро повысится, а если она превышает равновесный уровень, то можно смело прогнозировать ее снижение в ближайшем будущем.

Экономисты долго спорили о том, что лежит в основе цен, что определяет тот центр, вокруг которого происходят их колебания (его принято было называть стоимостью, или ценностью блага). Некоторые полагали, что главным фактором, определяющим ценность, является полезность блага, другие настаивали на том, что в основе цен лежат издержки производства. Знаменитый английский экономист Альфред Маршалл писал: «Мы могли бы с равным основанием спорить о том, регулируется ли ценность полезностью или издержками производства, как и о том, разрезает ли кусок бумаги верхнее или нижнее лезвие ножниц».

Краткое содержание

Величина предложения — количество товара, которое будет предложено для продажи при данной цене в данный промежуток времени. Величина предложения находится в прямой зависимости от цены. Это соотношение называется законом предложения. Он обусловлен, в частности, существованием издержек производителя, которые подразделяются на издержки производства и альтернативные издержки. Как и в случае со спросом, можно говорить о кривой предложения и эластичности предложения по цене.

Если при некоторой цене величина предложения товара превысит величину спроса на него, то на рынке возникнет избыток этого товара; если же величина спроса на товар будет больше величины его предложения, то товар станет дефицитным.

Цена, при которой величины спроса и предложения товара совпадают, называется равновесной. Она находится на пересечении кривых спроса и предложения. Равновесная цена является относительно устойчивой; при ней на рынке нет ни избытка, ни дефицита. Действительные рыночные цены колеблются вокруг равновесной.

Вопросы и задания

Может ли кривая предложения быть горизонтальной?

Как вы думаете, предложение какого товара будет более эластичным: свежих грибов или сушеных?

Когда возникнет дефицит товара: при установлении государством цены ниже или выше равновесной?

Глава 5. Потребители

Читая эту главу,

обратите особое внимание на следующие понятия:

закон убывающей предельной полезности

суверенитет потребителя

Люди могут занимать разное положение в экономике — быть рабочими, предпринимателями, фермерами или лицами свободных профессий, но все они — потребители. В гл. 1 мы видели, что само существование экономики, производства связано с решением проблемы потребления: как удовлетворить потребности людей при ограниченности ресурсов.

Потребности людей различаются по степени неотложности: на первом месте стоят потребности в еде, питье, одежде, безопасности, жилище (ради безопасности, как мы знаем, беженцы покидают свои жилища); затем потребности в общении, принадлежности к коллективу, наконец потребности в интересной работе, в творчестве. Набор потребностей человека, подлежащих первоочередному удовлетворению, несколько различается в разные исторические эпохи и в разных странах (самый яркий пример — климатические различия: жители жарких стран, в отличие от жителей холодных, испытывают потребность не в отоплении, а в охлаждении воздуха).

Закон убывающей предельной полезности

По мере того как человек потребляет какое-либо благо или услугу, соответствующая его потребность насыщается. Представим себе, что молодой африканец — житель сельской местности, где все ходят босиком, — решил поехать в Россию и поступить в университет. Естественно, для босого человека в таких обстоятельствах приобретение первой пары туфель имеет огромное значение: оно удовлетворяет острую, неотложную потребность. Предположим, что этот африканец успешно поступил в университет и стал получать стипендию от своего правительства. Кроме того, в свободное от учебы время он начал подрабатывать в коммерческой палатке, и у него появились деньги, которые он хотел бы потратить на приобретение еще одной пары обуви. Ясно, что важность или полезность этой второй пары намного меньше, чем первой. Наконец, если наш герой войдет во вкус и купит еще несколько пар ботинок, то полезность для него каждой следующей, дополнительной пары (экономисты называют ее предельной полезностью) будет все меньше и меньше. Это явление получило название закона убывающей предельной полезности. В один прекрасный день полезность дополнительной пары обуви не превысит полезности отдаваемых за нее денег (т. е. полезности других благ, которые можно купить за те же деньги). Тогда наш потребитель прекратит дальнейшие покупки ботинок.

Однако на самом деле все обстоит несколько сложнее. Обувь нужна нашему гостю для удовлетворения различных потребностей.

Для простоты остановимся на трех: 1) ходить каждый день в университет (нужны прочные ботинки), 2) надевать вечером на танцы (нужны красивые выходные туфли) и 3) заниматься спортом (кроссовки).

При этом учебу он считает самым важным занятием в своей жизни, а на танцы ходит с большим удовольствием, чем на спортплощадку. Тогда полезность первой пары прочных ботинок будет для него выше, чем полезность первой пары выходных туфель, а те, в свою очередь, будут полезней первых кроссовок.

Предположим, что наш потребитель оценивает полезность для себя каждой следующей пары обуви (предельную полезность) в некоторых единицах. Тогда мы можем заполнить следующую таблицу:

Таблица 5.1. Предельная полезность обуви

(в условных единицах)

Пары обуви

Виды использования

Повседневная носка (прочные ботинки)

Танцы (выходные туфли)

Спорт (кроссовки)

1

10

9

7

2

8

6

4

3

6

4

2

4

4

2

0

5

2

0

Если у студента-африканца есть средства только на одну пару обуви, то он приобретет пару прочных ботинок для ежедневной носки. Если же у него появились деньги на какую-либо вторую пару (предположим, что все виды обуви стоят одинаково), он выберет пару выходных туфель полезностью 9, потому что полезность покупки второй пары прочных ботинок (8) и первой пары кроссовок (7) меньше.

При покупке третьей пары обуви наш герой, очевидно, предпочтет вторые ботинки для повседневной носки — наверное, для того, чтобы первая пара не вышла из строя слишком быстро.

Именно предельная полезность вещи определяет ее ценность, то есть значение для нас. Предположим, что еще в Африке друг нашего студента подарил ему три пары прочных ботинок, которые он привез из России и которые ему больше не нужны. В таком случае предельная полезность ботинок у нашего африканца будет равна всего 4 единицам, и поэтому его первыми покупками будут более ценные для него выходные туфли и кроссовки.

Важно помнить, что предельная полезность блага — полезность его дополнительной единицы — зависит от того, сколько единиц этого блага у нас уже есть. Поэтому предельная полезность (а значит, и ценность) приобретаемого нами алмаза оказывается намного выше предельной полезности (ценности) литра питьевой воды в графине, хотя без воды человек не может жить, а без алмазов вполне в состоянии обойтись. Конечно, если мы окажемся в безводной пустыне, соотношение предельных полез- ностей воды и алмаза будет обратным.

У человека могут быть и потребности, не поддающиеся насыщению, например потребность в творчестве (написав несколько хороших романов, писатель, как правило, не успокаивается на достигнутом и не откладывает перо в сторону). Для этих потребностей закон убывающей предельной полезности не действует. Но обычно такого рода потребности не относятся к числу неотложных, и рассмотрение их не входит в предмет экономической науки.

Суверенитет потребителя

Хотя экономика существует в первую очередь ради Удовлетворения потребностей, индивидуальный потребитель играет совершенно разную роль в различных экономических системах. В традиционной экономике что, в каком количестве и как потребляется, определяют обычаи: различия между отдельными потребителями несущественны.

В командной экономике самыми важными потребителями выступают фараон, или царь, или король и т. д. и его двор. Они имеют возможность удовлетворять свои прихоти, в то время как большинство их подданных довольствуются лишь самым необходимым. В экономике Советского Союза, казалось бы, было иначе: производство ради производства (тяжелая промышленность) всегда считалось более важным, чем производство потребительских товаров, в первую очередь потому, что оно создавало огромную военную мощь, с которой были вынуждены считаться все страны мира. Однако можно сказать, что это удовлетворяло потребность советского руководства в престиже и власти. Потребителю же предлагался очень ограниченный ассортимент продукции в количестве, не удовлетворяющем его потребности.

Совершенно иное положение занимает обычный индивидуальный потребитель в рыночной экономике. Все, что в ней производится, должно быть кому-то продано. Деньги потребителей — единственный источник дохода производителей, поэтому именно выбор потребителя в конечном счете определяет, что будет произведено и в каком количестве. Экономисты называют такую ситуацию суверенитетом потребителя (суверен — старинное название господина, монарха). Однако здесь есть некоторое преувеличение. Во-первых, потребитель может быть «сувереном», только если у него есть свобода выбора, т. е. между производителями существует конкуренция. Единственный производитель или продавец (монополист) сам господствует над потребителем.



Во-вторых, потребитель должен владеть всей необходимой информацией. Если «суверен» не знает, что происходит в его государстве, его легко обманут более осведомленные подданные. Так и в экономике. Если потребитель хочет купить туалетное мыло или крем для бритья, он не станет нюхать и пробовать все сорта подряд. Скорее всего, он сделает свой выбор под влиянием красивой упаковки или запоминающейся рекламы в газете или по телевидению, т. е. под влиянием факторов, не имеющих никакого отношения к качеству данного товара.

Если потребитель покупает автомобиль или телевизор, он, вероятно, наведет справки у родных и знакомых и посетит несколько специализированных магазинов. Но, не будучи сам автомехаником или радиотехником, он опять-таки не сможет принять решение на основе полной информации.

Это дает продавцам возможность до некоторой степени управлять потребностями своих покупателей, что достигается с помощью рекламы, особенно для разных видов товара примерно одинакового качества. Хорошо проведенная рекламная кампания может создать моду на какой-то товар (не только на одежду или обувь, но и на компакт-диски, книги, выставки, места отдыха и т. д.). Тогда потребитель купит товар не потому, что он ему действительно нужен, а потому, что он есть у всех друзей или соседей. (Конечно, необходимо и высокое качество продукта, и хорошо организованное техническое обслуживание, — если реклама рас-

Из истории экономической мысли

Торстейн Веблен

(1857-1929)

Сын норвежских иммигрантов, Веблен прославился не только как экономист, но и как социолог. Большую часть жизни он занимался преподаванием в американских университетах (Стенфор- дском, Чикагском, штата Миссури, «Новой школе социальных исследований») и литературной деятельностью.

Веблен считал, что поведение людей в экономике управляется не столько трезвым расчетом, сколько привычками, обычаями, правилами (все это он называл «институтами»). Поэтому он критически относился к экономической науке, которая исходит из того, что каждый человек ведет себя рационально, т. е. расчетливо добивается наибольшей для себя выгоды.

В 1899 г. была опубликована работа Веблена «Теория праздного класса», которая принесла автору шумную известность. Веблен считал, что, приобретая товар на рынке, покупатель смотрит в первую очередь не на его реальную полезность, а на внешний вид и другие признаки, свидетельствующие о престижности товара. В пользу своей теории «демонстративного», т. е. показного, потребления Веблен приводил тот факт, что низкая цена товаров нередко отпугивает покупателей, так как они считают цену показателем престижа. Веблена отличал критический подход к тому капиталистическому обществу, в котором он жил. Он связывал свои надежды с прогрессом техники и тем, что решающую роль в обществе будут играть инженеры, а не предприниматели.

хваливает товар откровенно плохого качества, это вряд ли поможет его распродать, а покупатели имеют право подать на продавца в суд за сообщение ложных сведений о качестве товара.)

Другие потребители, напротив, покупают товар для того, чтобы «выделиться из массы», подчеркнуть свое особое положение. Например, во всех странах мира большой популярностью пользуются автомобили марки «Мерседес». Их делают в ограниченном количестве и продают по очень высокой цене. Поэтому каждый, кто купил «Мерседес», имеет (со своей точки зрения) основания для того, чтобы смотреть на остальных сверху вниз. (Правда, качество этих автомобилей действительно высокое, но соображения престижа играют едва ли не более важную роль.) Это так называемое «демонстративное потребление» впервые описал американский ученый Торстейн Веблен.

Чтобы выровнять соотношение сил (т. е. степень информированности) между продавцами и покупателями, во многих странах существует государственный контроль качества некоторых продуктов. Кроме того, действуют так называемые общества потребителей — независимые организации, которые исследуют реальные потребительские свойства различных видов товаров и публикуют результаты исследований в специальных газетах и журналах, а также помогают потребителям судиться с недобросовестными продавцами. В России тоже существуют общества потребителей, а каждая уважающая себя газета и телевизионный канал имеют специальную рубрику, посвященную экспертизе потребительских товаров и ответам на вопросы потребителей.

Краткое содержание

Каждый человек в обществе потребляет некоторые товары и услуги. Потребности людей различаются по степени неотложности. По мере потребления какого-либо блага соответствующая потребность человека насыщается. При этом каждая следующая потребленная единица товара или услуги имеет меньшую полезность, чем предыдущая. Это явление называется законом убывающей предельной полезности. Предельная полезность определяет ценность товара — его значение для потребителя.

Роль массового потребителя в разных экономических системах разная. В традиционной и командной экономике его влияние невелико. В рыночной экономике именно потребитель в конечном счете решает, что будет произведено и в каком количестве. Эта ситуация называетсясуверенитетом потребителя. Для нее необходимы конкуренция между производителями и предоставление потребителям всей информации о товаре.

Вопросы и задания

Допустим, вы покупаете пирожные по 10 р. за штуку. За первое вы отдали бы и 20 р., а за каждое следующее — на 2 р. меньше, чем за предыдущее. Купите ли вы шестое пирожное? А седьмое?

Как вы объясните тот факт, что с ростом доходов потребителей доля товаров ежедневного пользования в их покупках снижается, а товаров длительного пользования — растет?

Какие формы ограничения свободы потребительского выбора вам известны? Приведите примеры.

Почему некоторые фирмы в рекламе отмечают, что их товар стоит дорого? Не совершают ли они ошибку?

Для чего нужны общества потребителей?

£

Студент-африканец, приехавший на учебу в Россию (с его историей вы уже знакомы), имеет 6 пар обуви. Сколько среди этой обуви ботинок, туфель и кроссовок?

Глава 6. Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит

Читая эту главу,

обратите особое внимание на следующие понятия:

доходы от сбережений

доходы от собственности

трансферты

минимальный потребительский бюджет

стоимость жизни

номинальный доход

реальный доход

доходность и надежность различных форм сбережений

«пирамиды»

потребительский кредит

процент

инфляция

Желания потребителей в конечном счете определяют, что и в каком количестве будет производиться в рыночной экономике. Но производители не могут ориентироваться на потребности людей, не подкрепленные их «покупательной способностью», т. е. деньгами. Другое дело, если на рынке появятся покупатели, располагающие свободными средствами, — для них можно попробовать произвести и что-нибудь новенькое. В 1950-е гг. на потребительском рынке западных стран появилось много новых товаров: телевизоры, магнитофоны, холодильники и т. п. Главной причиной этого был не столько прогресс техники, сколько рост в ходе послевоенного экономического подъема личных доходов широких слоев населения, которые до войны могли себе позволить купить лишь самое необходимое.

Доходы

Основная потребительская единица в экономике — семья, или, как предпочитают говорить экономисты, домохозяйство. Домохозяйства получают доходы и тратят их в виде потребительских расходов.

Виды доходов, которые получают домохозяйства, рассмотрим на примере семьи Сидоровых, состоящей из бабушки, папы, мамы, сына-студента и дочери-школьницы.

Глава б Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит

Во-первых, папа и мама получают заработную плату (когда ее не задерживают). Этот вид дохода так и называется оплатой труда.

Во-вторых, у Сидоровых есть срочный вклад в Сбербанке, по которому им начисляется процент. Это доходы от сбережении.

В-третьих, у них есть дача, на которой Сидоровы проводят лето, а осенью сдают художнику, который пишет там осенние пейзажи. Арендная плата художника за сдаваемую дачу составляет их доход от собственности. Кроме того, у папы есть несколько акций завода, на котором он работает, и поэтому папа считается его собственником. (Подробнее об акциях мы поговорим в следующей главе.) Правда, пока по этим акциям ничего не платят. Но если завод Сидорова—старшего встанет на ноги и по акциям будут платить дивиденды, это тоже будет доход от собственности.

В-четвертых, бабушка вяжет шерстяные носки и продает их у соседнего универсама. Вырученные ею деньги — это доход от предпринимательской деятельности.

Рис. 6.1. Источники денежных доходов населения в России,

Глава 6 Потребление: доходы, расходы, сбережения, кредит

В-пятых, бабушка получает пенсию, сын — стипендию, а мама — пособие на ребенка (на дочку). Эти доходы, которые Сидоровы получают от государства, не являются платой за произведенные ими товары или оказанные услуги и не связаны с владением собственностью. Их называют социальными трансфертами. (Откуда эти средства берет государство, мы выясним в гл.13.) Одно время, когда у мамы не было работы, она получала пособие по безработице, которое тоже относится к социальным трансфертам.

20% -

| | социальные трансферты Ц оплата труда

J3 доходы от собственности, предпринимательской деятельности и др.

0II I I I I I

1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005




Предыдущий:

Следующий: