Экономика. Семинар 3

Издержки: понятие, виды, графическое изображение. Доход и прибыль фирмы.

Себестоимость, стоимость, цена

Себестоимость — первоначальная стоимость тех затрат, которые несет предприятие на производство единицы продукции.

Стоимость — денежный эквивалент всех видов издержек включая некоторые виды переменных издержек.

Цена — рыночный эквивалент общепринятой стоимости предлагаемого товара.

Издержки производства - это расходы, денежные траты, которые необходимо осуществить для создания товара. Для предприятия (фирмы) они выступают как оплата приобретенных факторов производства.

Частные и общественные издержки

Издержки могут рассматриваться с различных позиций. Если они исследуются с точки зрения отдельной фирмы (отдельного производителя), речь идет о частных издержках. Если же издержки анализируются с точки зрения общества в целом, то возникают внешние эффекты и, как следствие, необходимость учета общественных издержек.

Уточним понятие внешних эффектов. В условиях рынка между продавцом и покупателем возникают особые отношения купли-продажи. Вместе с тем возникают и отношения, не опосредованные товарной формой, но оказывающие непосредственное влияние на благосостояние людей (положительные и отрицательные внешние эффекты). Пример положительных внешних эффектов — расходы на НИОКР или подготовку специалистов, пример отрицательного внешнего эффекта — компенсация ущерба от загрязнения окружающей среды.

Общественные и частные издержки совпадают лишь при отсутствии внешних эффектов, либо при условии равенства нулю их суммарного эффекта.

Общественные издержки = Частные издержки + Внешние эффекты

Постоянные переменные и общие издержки

Постоянные издержки — это такой вид затрат, который несет предприятие в рамках одного производственного цикла. Определяется предприятием самостоятельно. Все эти затраты будут характерны для всех циклов производства товара.

Переменные издержки — это такие виды затрат, которые переносятся на готовое изделие в полном объеме.

Общие издержки — те затраты, которые несет предприятие в течении одной стадии производства.

Общие = Постоянные + Переменные

Альтернативные издержки

Бухгалтерские и экономические издержки

Бухгалтерские издержки — это стоимость используемых фирмой ресурсов в фактических ценах их приобретения.

Бухгалтерские издержки = Явные издержки

Экономические издержки — это стоимость других благ (товаров и услуг), которые можно было бы получить при наиболее выгодном из возможных альтернативных направлений использования этих ресурсов.

Альтернативные (экономические) издержки = Явные издержки + Неявные издержки

Эти два вида издержек (бухгалтерские и экономические) могут совпадать или не совпадать друг с другом.

Если ресурсы покупаются на свободном конкурентном рынке, то фактическая рыночная цена равновесия, уплачиваемая за их приобретение, есть цена наилучшей альтернативы (если бы это было не так, то ресурс ушел бы к другому покупателю).

Если же цены на ресурсы не равны равновесным из-за несовершенства рынка или государственного вмешательства, то фактические цены могут не отражать стоимости наилучшей из отвергнутых альтернатив и оказаться выше или ниже альтернативных издержек.

Явные и неявные издержки

Из деления издержек на альтернативные и бухгалтерские вытекает классификация издержек на явные и неявные.

Явные издержки определяются суммой расходов предприятия на оплату внешних ресурсов, т.е. ресурсов, не находящихся в собственности данной фирмы. Например, сырье, материалы, топливо, рабочая сила и т.д. Неявные издержки определяются стоимостью внутренних ресурсов, т.е. ресурсов, находящихся в собственности данной фирмы.

Примером неявных издержек для предпринимателя может быть зарплата, которую он мог бы получать, работая по найму. Для владельца капитального имущества (машин, оборудования, зданий и т.д.) ранее осуществленные расходы на его приобретение не могут быть отнесены к явным издержкам настоящего периода. Однако владелец несет неявные издержки, поскольку он мог бы продать это имущество и вырученные деньги положить в банк под процент, или сдать его в аренду третьему лицу и получать доход.

Неявные издержки, являющиеся частью экономических издержек, всегда следует принимать во внимание при принятии текущих решений.

Явные издержки — это альтернативные издержки, которые принимают форму денежных платежей поставщикам факторов производства и промежуточных изделий.

В число явных издержек входят:

заработная плата рабочим

денежные затраты на покупку и аренду станков, оборудования, зданий, сооружений

оплата транспортных расходов

коммунальные платежи

оплата поставщиков материальных ресурсов

оплата услуг банков, страховых компаний

Неявные издержки — это альтернативные издержки использования ресурсов, принадлежащих самой фирме, т.е. неоплаченные издержки.

Неявные издержки могут быть представлены как:

денежные платежи, которые могла бы получить фирма при более выгодном использовании принадлежащих ей ресурсов

для собственника капитала неявными издержками является прибыль, которую он мог бы получить, вложив свой капитал не в данное, а в какое-то иное дело (предприятие)

Возвратные и невозвратные издержки

Невозвратные издержки рассматривают в широком и узком смысле.

В широком смысле слова к невозвратным издержкам относят те расходы, которые фирма не сможет вернуть даже если она прекратит свою деятельность (например, расходы на регистрацию и фирмы и получение лицензии, подготовку рекламной надписи или названия фирмы на стене здания, изготовление печатей и т.д.). Невозвратные издержки являются как бы платой фирмы за вход на рынок или уход с рынка.

В узком смысле слова невозвратные издержки — это затраты на те виды ресурсов, которые не имеют альтернативного использования. Например, расходы на специализированное оборудование, изготовленное по заказу фирмы. Поскольку оборудование не имеет альтернативного использования, то его альтернативные издержки равны нулю.

Невозвратные издержки не входят в альтернативные издержки и не оказывают влияния на текущие решения фирмы.

Постоянные издержки

В краткосрочном периоде часть ресурсов остается неизменной, а часть меняется для увеличения или сокращения совокупного выпуска.

В соответствии с этим экономические издержки краткосрочного периода подразделяются на постоянные и переменные издержки. В долгосрочном периоде данное деление теряет смысл, поскольку все издержки могут меняться (т.е. являются переменными).

Постоянные издержки Издержки и доходы семинар экономика — это издержки, не зависящие в краткосрочном периоде от того, сколько фирма производит продукции. Они представляют собой издержки ее постоянных факторов производства.

Издержки и доходы семинар экономика

К постоянным издержкам относятся:

оплата процентов по банковским кредитам;

амортизационные отчисления;

выплата процентов по облигациям;

оклад управляющего персонала;

арендная плата;

страховые выплаты;

Переменные издержки

Переменные издержки Издержки и доходы семинар экономика — это издержки, которые зависят от объема продукции фирмы. Они представляют собой издержки переменных факторов производства фирмы.

К переменным издержкам относятся:

заработная плата

транспортные расходы

затраты на электроэнергию

затраты на сырье и материалы

Издержки и доходы семинар экономика

Из графика видим, что волнистая линия, изображающая переменные издержки, с ростом объема производства поднимается вверх.

Это значит, что при увеличении производства переменные издержки растут:

вначале они растут пропорционально изменению объема производства (до достижения точки Издержки и доходы семинар экономика)

затем достигается экономия переменных издержек при массовом производстве, и скорость их роста уменьшается (до достижения точки Издержки и доходы семинар экономика)

третий период, отражающий изменение переменных издержек (движение вправо от точки Издержки и доходы семинар экономика), характеризуется ростом переменных издержек из-за нарушения оптимальных размеров предприятия. Это возможно при увеличении транспортных расходов из-за возросших объемов привозимого сырья, объемов готовой продукции, которую необходимо отправить на склад.

Общие (валовые) издержки

Общие (валовые) издержки Издержки и доходы семинар экономика — это все издержки на данный момент времени, необходимые для производстватого или иного товара.

Совокупные издержки (Издержки и доходы семинар экономика, total cost) представляют собой общие расходы фирмы на оплату всех факторов производства.

Совокупные издержки зависят от объема выпускаемой продукции, и определяются:

количеством;

рыночной ценой используемых ресурсов.

Зависимость между объемом выпуска и объемом совокупных издержек может быть представлена в виде функции издержек:

Издержки и доходы семинар экономика

являющейся обратной функцией к функции производства.

Классификация совокупных издержек

Совокупные издержки подразделяются на:

совокупные постоянные издержки (!!ТFC??, total fixed cost) — совокупные расходы фирмы на все постоянные факторы производства.

Издержки и доходы семинар экономика,

Издержки и доходы семинар экономика — цены постоянных факторов производства;

Издержки и доходы семинар экономика — количества постоянных ресурсов.

совокупные переменные издержки (Издержки и доходы семинар экономика, total variabl cost) — совокупные расходы фирмы на переменные факторы производства.

Таким образом, Издержки и доходы семинар экономика

При нулевом объеме выпуска (когда фирма еще только приступает к производству или уже прекратила свою деятельность) TVC=0, и, следовательно совокупные издержки совпадают с совокупными постоянными издержками.

Графически соотношение совокупных, постоянных и переменных издержек можно изобразить, подобно тому, как это представлено на рисунке.

Издержки и доходы семинар экономика

Графическое изображение издержек

U- образная форма краткосрочных кривых ATC, AVC и МС является экономической закономерностью и отражает закон убывающей отдачи, в соответствии с которым дополнительное использование переменного ресурса при неизменном количестве постоянного ресурса ведет, начиная с некоторого момента времени, к сокращению предельной отдачи, или предельного продукта.

Как было уже доказано выше, предельный продукт и предельные издержки находятся в обратной зависимости, и, следовательно, данный закон убывания предельного продукта может быть интерпретирован как закон возрастания предельных издержек. Другими словами, это означает, что начиная с некоторого момента времени дополнительное использование переменного ресурса ведет к увеличению предельных и средних переменных издержек, как это представлено на рис. 2.3.

Издержки и доходы семинар экономика

Рис. 2.3. Средние и предельные издержки производства

Кривая предельных издержек МС всегда пересекает линии средних (АТС) и средних переменных (АVC) издержек в точках их минимума подобно тому, как кривая среднего продукта АР всегда пересекает кривую предельного продукта МР в точке своего максимума. Докажем это.

Средние совокупные издержки АТС=ТС/Q.

Предельные издержки MС=dТС/dQ.

Возьмем производную от средних совокупных издержек по Q и получим

Издержки и доходы семинар экономика

Таким образом:

если МС > АТС, то (АТС)’ >0 , и кривая средних совокупных издержек АТС возрастает;

если МС < AТС, то (АТС)' <0 , и кривая АТС убывает;

если МС = АТС, то (АТС)’=0 , т.е. функция находится в точке экстремума, в данном случае в точке минимума.

Аналогичным образом можно доказать и соотношение средних переменных (AVC) и предельных (МС) издержек на графике.

Издержки и цена: четыре модели развития фирмы

Анализ прибыльности отдельных предприятий в краткосрочном периоде позволяет выделить четыре модели развития отдельной фирмы в зависимости от соотношения рыночной цены и ее средних издержек:

1. Если средние совокупные издержки фирмы равны рыночной цене, т.е.

АТС=Р,

то фирма получает «нормальную» прибыль, или нулевую экономическую прибыль.

Графически данная ситуация изображена на рис. 2.4.

Рис. 2.4. Нормальная прибыль

2. Если благоприятная рыночная конъюнктура и высокий спрос повышают рыночную цену так, что

ATC < P

то фирма получает положительную экономическую прибыль, как это представлено на рисунке 2.5.

Рис. 2.5. Положительная экономическая прибыль

3. Если рыночная цена соответствует минимуму средних переменных издержек фирмы,

AVC=P,

то предприятие находится на пределе целесообразности продолжения производства. Графически подобное положение приведено на рисунке 2.6.

Рис. 2.6. Фирма, находящаяся на предельном положении

4. И, наконец, если рыночная конъюнктура такова, что цена не покрывает даже минимального уровня средних переменных издержек,

AVC>P,

фирме целесообразно закрыть свое производство, поскольку в этом случае убытки будут меньше, чем при продолжении производственной деятельности (более подробно об этом в теме «Совершенная конкуренция»).

Ценообразование в условиях совершенной конкуренции

Совершенная конкуренция – это конкурентная структура рынка, на котором множество относительно мелких, независимых производителей (продавцов) предлагают стандартный продукт, покупаемый множеством покупателей.Поскольку продукт стандартный, то покупателю безразлично у кого из продавцов его покупать. Поэтому на таком рынке нет оснований для ценовой конкуренции.Признаки рынка совершенной конкуренции:

большое число продавцов и покупателей товаров;

однородность продукции;

абсолютная мобильность движения ресурсов, отсутствие барьеров вхождения в отрасль и выхода из нее;

ни один экономический агент не обладает властью над ценами;

полная информированность участников о ценах и условиях производства.

Достоинство:

помогает распределить ресурсы таким образом, чтобы достичь максимального удовлетворения потребностей;

заставляет фирмы производить продукцию с минимальными средними издержками и продавать ее за цену, соответствующую этим издержкам.

Недостатки:

не предусматривает производство общественных благ (поштучно);

не всегда способна обеспечить концентрацию ресурсов, необходимую для ускорения НТП;

способствует унификации и стандартизации продукции (т.е. не учитывает широкий диапазон потребительского выбора).

Если фирма действует в условиях совершенной конкуренции, то каждую единицу товара она продает по одинаковой рыночной цене. Это означает, что каждая дополнительно проданная единица товара будет добавлять к совокупному доходу (TR) фирмы одну и ту же величину предельного дохода (MR), равную цене (P) товара. Следовательно, для отдельной фирмы, действующей в совершенно конкурентном рынке, величины средней (AR) и предельной выручки совпадают и представляют собой одну и ту же горизонтальную линию, проведённую на уровне цены товара, то есть, во всех рыночных структурах мах. прибыли происходит на основе равенства предельных издержек (ТС) и предельного дохода (MR), но только в условиях совершенной конкуренции соблюдается равенство предельных издержек, предельного дохода и цены:МС = MR = РРисунок 1 – Спрос на продукцию фирмы в условиях совершенной конкуренцииПредельные издержки МС (marginal costs) определяются дополнительным расходом ресурсов в случае изменения объема выпуска продукции на одну единицу.Средний доход AR – усредненный доход фирмы, получаемый от реализации единицы продукции.Предельный доход MR – прирост дохода фирмы от продажи дополнительной единицы продукцииОднако существуют правила, применяемые к любой рыночной структуре и носящие универсальный характер:

производителю имеет смысл продолжать производство, если при достигнутом уровне доход превосходит переменные издержки (издержки, которые меняются пропорционально объему производства; обычно переменными являются затраты на сырье и труд основных производственных рабочих);

если производитель решил продолжать производство, то он должен обеспечить такой его объем, при котором его предельный доход будет равен предельным издержкам.

На краткосрочном временном интервале совершенно конкурентная фирма, принимая решение об увеличении количества продаж, не имеет достаточно времени для того, чтобы увеличить объём производства. В результате фирма пытается приспособить свой объём производства для максимизации прибыли или минимизации убытков. И для этого существует два пути. Первый состоит в том, что фирма сравнивает получаемый ею валовой(общий) доход и валовые(общие) издержки. Второй же предполагает сравнение предельного дохода и предельных издержек. Если сопоставление валового дохода и валовых издержек обеспечивает проверку общей прибыльности для оптимального выпуска в краткосрочном временном периоде, то сопоставление предельного дохода и предельных издержек предполагает проверку предельной прибыльности.Следует вспомнить, что именно разница между валовым доходом и валовыми издержками представляет собой прибыль.Соответственно максимальная прибыль может быть получена при таком выпуске продукции, при котором валовой доход превышает валовые издержки на максимальную величину. Если рыночная цена опускается настолько, что не обеспечивает желаемого превышения валового над валовыми издержками, то фирма несёт убытки.Однако фирма не закроется, и будет осуществлять производство, если сумма убытка будет меньше на какую-то величину её совокупных постоянных издержек. Наконец, если рыночная цена опустится так низко, что при всех уровнях производства убытки будут превышать стоимость постоянных издержек, то фирме стоит остановить производство. Осуществляя в этом случае производство, фирма понесёт большие потери, чем при её закрытии.Разница между предельным доходом и предельными издержками показывает, как изменяется прибыль от продажи дополнительной единицы продукции, т.е. как изменяется предельная прибыль. Максимизация прибыли на основе предельного анализа предполагает поиск выпуска продукции такого объёма, который максимизирует разницу между предельным доходом и предельными издержками. Фирма максимизирует прибыль, продолжая производить продукцию, пока предельная прибыль положительна. Главным условием для фирмы, максимизирующей прибыль, является равенство предельного дохода и предельных издержек. Поскольку для совершенно конкурентной фирмы цена равна предельному доходу, то предельное условие максимизации прибыли фирмы может иметь форму равенства цены и предельных издержек.Равновесным выпуском продукции, максимизирующим прибыль совершенно конкурентной фирмы, является выпуск, при котором рыночная цена равняется предельным издержкам и предельному доходу. Любой выпуск ниже этого уровня означает, что фирма может повысить выпуск продукции для увеличения прибыли, и наоборот.Учитывая выше определённые валовой и предельный доход, совершенно конкурентная фирма выбирает объём производства, который обеспечивает ей максимальную прибыль. При этом следует иметь в виду, что выпуск продукции, обеспечивающий фирме максимальную прибыль, вовсе не означает получение самой большой прибыли за единицу этой продукции. То есть прибыль на единицу товара нельзя использовать как критерий общей прибыли.Определяя выпуск, максимизирующий прибыль, необходимо учитывать и то, что когда цена больше, чем средние издержки производства, которые максимизируют прибыль, то совершенно конкурентная фирма получает экономическую прибыль. Получение экономической прибыли означает, что её доходы превышают все её издержки. Если же рыночная цена на продукцию равна минимальным средним издержкам, то она позволяет совершенно конкурентной фирме лишь покрывать свои издержки, в результате фирма получает экономическую прибыль, ревную нулю, т.е. нормальную прибыль. Совершенно конкурентная фирма в этом случае находится на уровне самоокупаемости. Когда же рыночная цена падает ниже минимально возможных средних издержек, но превышает минимум средних переменных издержек, то совершенно конкурентная фирма несёт убытки. Когда цена падает до уровня минимально возможных средних переменных издержек, фирма находится в точке прекращения операций. При любой цене, опускающейся ниже минимально возможных средних переменных издержек, потери фирмы превышают постоянные издержки и совершенно конкурентная фирма закрывается.Выявив основные особенности поведения совершенно конкурентных фирм на краткосрочном временном интервале, можно прейти к анализу их действий на долгосрочном временном интервале.Долгосрочный временной интервал предполагает мобильность всех производственных ресурсов, а также изменение числа фирм в отрасли. Новые фирмы будут вступать в отрасль, если прибыль в данной отрасли имеет отрицательное значение, и фирмы получают прибыль ниже нормальной прибыли, то они покидают отрасль. Когда же экономическая прибыль в отрасли равна нулю, то фирмы получают стимула для того, что входить в отрасль или покидать её. Совершенно конкурентная фирма производят продукцию на долгосрочном временном интервале только в том случае, когда цена не опускается ниже долгосрочных средних издержек. Соответственно при цене, изначально меньшей долгосрочных средних издержек, имеют место убытки и отток фирм из отрасли. Когда же достигается равенство цены товара и минимально возможных в долгосрочном временном периоде средних издержек производства, то стимул для новых фирм вступать в отрасль, а для функционирующих фирм – увеличивать объём производства отсутствует, и достигается долгосрочное конкурентное равновесие.В завершении следует заметить, что модель рынка совершенной конкуренции служит эталоном эффективности распределения и использования ресурсов. Совершенная конкуренция предполагает такой уровень организации экономики, при котором общество извлекает максимум полезности из имеющихся ресурсов и технологий, а чью-либо долю в получении результата уже невозможно увеличивать, не сократив другую. Общество находится на грани полезности – возможности. Ресурсы эффективно распределяются как в сфере производства, так и в сфере потребления. Участвующие в производстве фирмы выпускают набор продукции, наиболее предпочтительный, полезный для потребителя, а производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными.Эффективность чистой конкуренции проявляется в 2-х формах:а) производственная эффективность;б) эффективность распределения факторов.Производственная эффективность – предполагает равенство цены долгосрочным средним совокупным издержкам при достижении фирмой оптимальных размеров: Р = АТСЭффективность распределения факторов производства имеет место при соблюдении равенства цен предельным издержкам: Р = МС.Если Р > МС – недопроизводство товаров и недостаточное использование факторов пр-ва.Если Р < МС – перепроизводство товаров и чрезмерное количество факторов пр-ва, используемых для выпуска товара.В конкурентной рыночной системе отсутствуют мотивы оптимального распределения доходов. Распределяя ресурсы, конкурентная модель не допускает побочных издержек и выгод или производства общественных благ. Отрасль с чистой конкуренцией может мешать применению лучшей производственной техники и способствовать медленному темпу технического прогресса. Совершенно конкурентная система не обеспечивает ни широкого диапазона выбора продуктов, ни условий для разработки новых продуктов.Экономический смысл любой совершенной конкуренции состоит в том, что она рассматривает выгоды, которые в результате получает потребитель. Модель совершенной конкуренции показывает теоретически, как должна работать рыночная экономика, какие выгоды общество получает от конкурентного рынка. Однако в современной экономике совершенная конкуренция в чистом виде не существует.Монополия: понятие, виды, ценообразование

В переводе с греческого «монополия» означает «единственный продавец». Монополия - тип рыночной структуры, характеризующийся отсутствием конкуренции, что предполагает господство на закрытом входными барьерами рынке одной фирмы, выпускающей уникальный продукт и контролирующей цену.

Существование монополии связано с наличием четырех основных условий:

Одному продавцу противостоит большое количество покупателей. Поскольку на монопольном рынке действует одна фирма, то поведение фирмы-монополиста аналогично поведению отрасли в целом и понятия «фирма» и «отрасль» совпадают.

Отсутствие совершенных заменителей товара. Монополист выступает единственным производителем уникальной продукции, у которого нет сколько-нибудь близких товаров-заменителей, что вынуждает покупателей приобретать товар только у него.

Контроль над ценой со стороны фирмы-монополиста. Кривая спроса у монополиста имеет отрицательный наклон. Монополист «ищет» ту цену, которая приносит ему максимальный доход.

Отсутствие свободы входа на рынок. Монополия существует тогда, когда другим фирмам представляется невыгодным или невозможным войти в отрасль. Входные барьеры многочисленны и разнообразны: наличие патентов, правительственных лицензий, квот, высоких пошлин на импорт товаров; контроль над источниками поступления сырья и других специфических ресурсов; высокие транспортные расходы; наличие положительного эффекта масштаба и др.

Существуют следующие виды монополий:

Естественная монополия - вид монополии, занимающий привилегированное положение на рынке в силу технологических особенностей производства (в связи с эксклюзивным обладанием необходимыми для производства ресурсами, крайне высокой стоимостью или исключительностью материально-технической базы). Чаще всего, естественные монополии управляют трудоёмкими инфраструктурами, повторное создание которых другими фирмами экономически неоправданно или технически невозможно (например: системы водоснабжения, системы электроснабжения, железные дороги). Благоприятность рыночных условий для естественной монополии требует их государственного регулирования.

Государственная монополия - монополия государства на производство и/или реализацию товаров массового потребления.

Чистая монополия - ситуация, когда на рынке присутствует только один поставщик данного вида товаров и услуг. Чистая монополия представляет собой крайний случай рыночной власти.

Конгломерат (концерн, холдинг) - несколько разнородных, но финансово взаимно интегрированных хозяйствующих субъектов.

Особенность ценообразования при монополии заключается в том, что, в отличие от совершенно конкурентной фирмы, монополист может получить максимальную прибыль, варьируя либо объем производства, либо уровень цены. Его поведение и основано на выборе высокой цены при небольшом количестве продаваемых товаров.

Пределами роста цен на рынке монополии являются платежеспособный спрос потребителей и эластичность спроса по цене. Когда спрос эластичен, снижение цены ведет к росту совокупной выручки, когда спрос неэластичен, то снижение цены ведет к падению совокупной выручки. Поэтому монополист старается избегать неэластичного участка кривой спроса.

Отметим, что с понятием монополии связано понятие ценовой дискриминации. Ценовая дискриминация – это такое поведение, при котором фирмы, обладающие властью над рынком, назначают различные цены для разных категорий покупателей на основе разницы в эластичности их спроса. Например, автотранспортное предприятие устанавливает разные цены на проездные билеты для обычных граждан, студентов и школьников. Музеи меньше берут за вход со студентов и пенсионеров. Цены билетов в театр варьируются в зависимости от того, какие ряды и места зала предпочитают зрители.

Ценовая дискриминация невозможна на конкурентном рынке, так как фирма может продать все, что пожелает, по рыночной цене. Для того чтобы она имела возможность осуществлять ценовую дискриминацию, ей необходимо обладать определенной властью над рынком.

Сущность рынка монополистической конкуренции. Особенности ценообразования и общественная эффективность

Монополистическая конкуренция — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции. Это распространённый тип рынка, наиболее близкий к совершенной конкуренции.

Монополистическая конкуренция является не только наиболее распространённой, но и наиболее трудно изучаемой формой отраслевых структур. Для подобной отрасли не может быть построено точной абстрактной модели, как это можно сделать в случаях чистой монополии и чистой конкуренции. Многое здесь зависит от конкретных деталей, характеризующих продукцию и стратегию развития производителя, предсказать которые практически невозможно, а также от природы стратегического выбора, имеющейся у фирм данной категории.

Таким образом, большинство предприятий мира можно назвать монополистически конкурентными.

Свойства монополистической конкуренции

Абстрактная модель монополистической конкуренции в краткосрочном периоде

Рынок с монополистической конкуренцией характеризуется следующими особенностями:

Наличие множества продавцов и покупателей (рынок состоит из большого числа независимых фирм и покупателей), но не большего, чем при совершенной конкуренции.

Невысокие барьеры для вступления в отрасль. Это не означает, что открыть монополистическую конкурентную фирму легко. Такие сложности, как проблемы с оформлением регистраций, патентов и лицензий имеют место.

Чтобы выжить на рынке в долгосрочном периоде, монополистической конкурентной фирме необходимо производить разнородную, дифференцированную продукцию, отличающуюся от той, которую предлагают фирмы-конкуренты. Причем продукты могут отличаться один от другого по одному или ряду свойств (например, по химическому составу);

Совершенная информированность продавцов и покупателей об условиях рынка;

Преимущественно неценовая конкуренция, крайне незначительно может влиять на общий уровень цен. Рекламирование продукции важно для развития.

Определение цены и объема производства монополистического конкурента. Эффективность и прибыльность

Фирма данного типа имеет отрицательный наклон кривой спроса. При монополистической конкуренции объем выпуска устанавливается на уровне максимизации прибыли (предельная выручка равна предельным издержкам). Однако, при принятии решения об установлении цены на продукцию или услугу, монополистический конкурент поступает подобно монополисту: цена за товар выставляется на максимально возможном уровне, то есть на уровне кривой спроса на продукцию.

Абстрактная модель монополистической конкуренции в долгосрочном периоде

Так же, как и на рынке совершенной конкуренции, фирма монополистической конкуренции опирается на величину средних общих издержек (), решая, оставаться ли ей в отрасли или уйти с рынка. Таким образом, если фирма постоянно терпит убытки, это означает, что средние общие затраты на производство превышают установленную цену за единицу товара, то она покинет рынок в долгосрочном периоде. Следует отметить, что поскольку монополистический конкурент динамичен в принятии решений, он не способен эффективно распределить ресурсы, что ведет к неэффективности такой фирмы в долгосрочном периоде; на рынке монополистической конкуренции практически невозможно иметь положительную прибыль в долгосрочной перспективе.

Характеристика монополистической конкуренции

Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что каждая фирма в условиях дифференциации продукции обладает некоторой монопольной властью над своим товаром: она может повышать или же понижать цену на него вне зависимости от действий конкурентов. Однако эта власть ограничивается как наличием достаточно большего количества производителей аналогичных товаров, так и значительной свободой входа в отрасль других фирм. Например, «фанаты» кроссовок фирмы «Рибок» готовы заплатить за ее продукцию большую, чем за товары других фирм цену, однако если разница в ценах окажется слишком значительной, покупатель всегда найдет на рынке аналоги менее известных фирм по более низкой цене. То же относится к продукции косметической промышленности, производству одежды, обуви и т. д.

Рынок олигополии. Особенности взаимодействия и ценообразования.

Олигополия  (от др.-греч. ὀλίγος — малочисленный, и πωλέω — продаю, торгую) — тип рыночной структуры несовершенной конкуренции, в которой доминирует крайне малое количество фирм. Примерами олигополий можно назвать производителей пассажирских самолетов, таких как «Боинг» или «Эйрбас», производителей автомобилей, таких как «Мерседес», «БМВ» и др. Другим определением олигополистического рынка может являться значение индекса Герфиндаля, превышающее 2000. Олигополия с двумя участниками носит название дуополии.

Свойства олигополии

Доминирование на рынке небольшого количества продавцов-олигополистов

Очень высокие барьеры для вступления в отрасль

Чтобы выжить в долгосрочном периоде, фирме-олигополисту не обязательно производить дифференцированную продукцию

Решение каждой фирмы влияет на ситуацию на рынке, и одновременно зависит от решений других фирм: принимая решение, фирма-олигополист учитывает возможную реакцию других участников рынка. По этой причине на олигополистическом рынке весьма велика возможность сговора



Небольшое количество товаров-заменителей продукции олигополистов

Олигополист может быть как прайс-мейкером, так и прайс-тейкером на рынке

В качестве количественного описания этой формы, может быть использовано следующее соотношение — доля четырех фирм-лидеров отрасли должна быть больше 40 %.

Всеобщая взаимозависимость

Поскольку на рынке присутствует небольшое количество фирм, продавцам необходимо разрабатывать стратегии развития для своей фирмы, чтобы их не вытеснили с рынка конкуренты. Поскольку фирм на рынке немного, компании внимательно следят за действиями конкурентов, в том числе за их ценовой политикой, с кем они сотрудничают и т. п.



Страницы: Первая | 1 | 2 | 3 | Вперед → | Последняя | Весь текст


Предыдущий:

Следующий: